Роспотребнадзор полномочия

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

от 23 октября 2005 года N 751

Об утверждении Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации

В целях повышения эффективности деятельности территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации
приказываю:

1. Утвердить Временный регламент взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роспотребнадзора Н.В.Шестопалова.

Руководитель
Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 ноября 2005 года,
регистрационный N 7219

Приложение
к приказу Роспотребнадзора
от 23 октября 2005 года N 751

ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей

Содержание

I. Планирование работы

1.1. Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (далее — Территориальное управление) разрабатывает и в срок до 15 декабря предшествующего планируемому периоду года утверждает план работы на очередной год по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей (далее — План работы). Один экземпляр Плана работы направляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) для рассмотрения и, при необходимости, обсуждения на совещании у руководителя Роспотребнадзора.
План работы Территориального управления включает перечень и объем санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — мероприятия), проводимых федеральным государственным учреждением здравоохранения — центром гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации (далее — Центр гигиены и эпидемиологии), в том числе по:
— выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
— проведению мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с применением с террористической целью биологических, химических и иных факторов, представляющих чрезвычайную опасность для населения;
— проведению мероприятий, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;
— аттестации работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
— проведению лабораторных исследований и испытаний;

— проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
— проведению социально-гигиенического мониторинга;
— осуществлению учета случаев инфекционных и паразитарных заболеваний.
Вышеуказанные разделы в Плане работы Территориального управления должны предусматривать также перечень и объем мероприятий, предполагаемых к проведению Центрами гигиены и эпидемиологии в связи с проведением внеплановых мероприятий. Перечень и объем таких мероприятий определяются на основе анализа работы за прошедший год и санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.
Предложения в План работы Территориального управления (с разбивкой по территориальным отделам при ежеквартальном планировании) направляются в Центр гигиены и эпидемиологии за 15 дней до начала планируемого периода.

1.2. Центр гигиены и эпидемиологии на основе предложений Территориального управления по перечню и объему мероприятий готовит план мероприятий по обеспечению государственного надзора на год, квартал (с разбивкой по филиалам).
В случае невозможности учесть предложения Территориального управления Центр гигиены и эпидемиологии письменно извещает об этом Территориальное управление в трехдневный срок с момента получения предложений с указанием причин и представлением предложений по порядку их выполнения.

1.3. Центр гигиены и эпидемиологии в срок до 25 января следующего за отчетным периодом года и в срок до 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляет в Территориальное управление отчет о выполнении плана мероприятий по обеспечению государственного надзора.
Территориальное управление представляет в Роспотребнадзор отчет о деятельности в соответствии с планом работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на очередной год в срок до 1 февраля следующего за отчетным периодом года.

II. Регистрация и расследование случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений)

2.1. Территориальное управление получает информацию о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Территориальное управление организует проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека:
— организует и проводит расследование заболеваний (отравлений);
— определяет перечень и объем необходимых для расследования мероприятий, выполняемых Центром гигиены и эпидемиологии, осуществляет контроль за их исполнением;
— принимает решения по результатам расследования;
— представляет внеочередные донесения в Роспотребнадзор и органы исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.

2.1.1. При возникновении инфекционных заболеваний Территориальное управление в ежедневном режиме получает информацию из центра гигиены и эпидемиологии:
— о каждом случае заболевания:
брюшным тифом;
полиомиелитом/ОВП;
дифтерией и носительстве токсигенных коринобактерий;
менингококковой инфекцией;
корью;
туберкулезом;
столбняком;
поствакцинальными осложнениями;
гонорей у декретированных контингентов и детей;
сифилисом у декретированных контингентов и детей;
сыпным тифом;
ТОРС;
ВИЧ-инфекцией (заносы в ЛПУ);
внутрибольничные случаи парентеральных гепатитов;
туляремией;
бруцеллезом;
лептоспирозом;
орнитозом;
бешенством;
сибирской язвой;
ГЛПС, другими геморрагическими лихорадками;
чумой;

холерой, носительства холерного вибриона;
желтой лихорадкой;
геморрагическими вирусными контактными лихорадками (Лассо, Эбола, Марбурга и др.);
тяжелыми и летальными случаями ГСИ у новорожденных и родильниц;
тяжелыми и летальными случаями послеоперационных и постинъекционных инфекций;
тяжелыми и летальными случаями внутрибольничных инфекций;
малярией;
клещевым энцефалитом;
протозойными инфекциями;
гельминтозом у декретированных контингентов и в детских дошкольных учреждениях;
— о групповых (двух и более случаях инфекционных и паразитарных заболеваний) в организациях и в быту.
По полученным данным принимает решение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования, определяет объем предполагаемых лабораторных обследований, исследований и иных мероприятий и выдает распоряжение на его проведение с указанием специалистов, которые будут их проводить (по согласованию с главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии или филиала Центра гигиены и эпидемиологии).
Представляет донесения в установленном порядке.
В еженедельном режиме получает информацию из Центра гигиены и эпидемиологии о количестве заболевших по первоначальному диагнозу, уровнях заболеваемости и темпах прироста заболеваемости по всем нозологиям. По полученным данным осуществляет слежение за текущей заболеваемостью.
В ежемесячном режиме получает из Центра гигиены и эпидемиологии сведения об инфекционной и паразитарной заболеваемости по окончательным диагнозам.
Ежеквартально получает от Центра гигиены и эпидемиологии сведения о сделанных профилактических прививках, анализ выполнения плана профилактических прививок.
Ежегодно организует и готовит сведения о состоянии иммунизации детского и взрослого населения. Согласовывает планы профилактических прививок с лечебно-профилактическими учреждениями, управлениями здравоохранения субъектов Российской Федерации.

2.1.2. При возникновении профессиональных заболеваний Территориальное управление осуществляет следующие мероприятия:

2.1.2.1. Прием, регистрацию и учет извещений об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания:

— поручает (при необходимости) Центру гигиены и эпидемиологии проведение обследований, лабораторных и инструментальных исследований и измерений для составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда;
— составляет и утверждает санитарно-гигиеническую характеристику условий труда по установленной форме;
— проводит учет санитарно-гигиенических характеристик условий труда;
— по результатам проведенного обследования, лабораторно-инструментальных исследований (при необходимости) принимает меры административного воздействия.

2.1.2.2. Прием, регистрацию и учет извещений об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмены по установленной форме:
— участвует в комиссии по расследованию профессионального заболевания (далее — комиссия);
— поручает Центру гигиены и эпидемиологии (при необходимости) принять участие в работе комиссии;
— участвует в составе комиссии в написании акта о случае профессионального заболевания;
— утверждает акт о случае профессионального заболевания в установленном порядке;
— осуществляет контроль за выполнением предписаний главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации и его заместителей;
— осуществляет государственный учет профессиональных заболеваний;
— ведет журнал учета профессиональных заболеваний по установленной форме;
— ведет регистрацию и пополнение базы данных профессиональных заболеваний и карт учета профессиональных заболеваний (отравлений) по установленной форме;
— составляет статистическую форму государственной отчетности по профессиональным заболеваниям;
— организует и участвует в проведении анализа профессиональной заболеваемости на территории.

2.2. Центр гигиены и эпидемиологии принимает участие в выявлении и установлении причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека.

2.2.1. Для выполнения вышеуказанных функций при возникновении инфекционных заболеваний Центр гигиены и эпидемиологии:

— получает от лечебно-профилактических учреждений информацию о каждом случае инфекционного и паразитарного заболевания, из микробиологических лабораторий — о всех положительных результатах обследования на наличие возбудителей инфекционных заболеваний;
— по распоряжению (приказу) Территориального управления проводит или принимает участие в санитарно-эпидемиологическом расследовании в очагах инфекционных и паразитарных болезней, определяет причинно-следственные связи и заполняет карты эпидемиологического расследования по установленным формам с последующим представлением материалов в Территориальное управление для принятия решения;
— проводит наблюдение за очагом, готовит проект внеочередного и окончательного донесения об очаге;
— проводит факторный анализ заболеваемости и представляет его в Территориальное управление по запросу или с периодичностью, которую определяет Территориальное управление.
В ежедневном режиме Центр гигиены и эпидемиологии передает (с нарочным, по телефону, по факсу, электронной почте и т.д.) в территориальное управление информацию:
— о каждом случае заболеваний, перечисленных в п.2.1.1 настоящего временного регламента;
— групповых (двух и более случаях инфекционных и паразитарных заболеваний) в организациях и в быту;
— по прочим инфекционным и паразитарным заболеваниям, не перечисленным в п.2.1.1 настоящего Временного регламента, проводит работу по установлению причин (факторов) и условий возникновения заболеваемости в пределах своих полномочий.
В еженедельном режиме (по данным учета случаев инфекционных и паразитарных заболеваний) направляет информацию в Территориальное управление о количестве заболевших по первоначальному диагнозу, уровнях заболеваемости и темпах прироста инфекционной и паразитарной заболеваемости.
В ежемесячном режиме проводит сверку инфекционной и паразитарной заболеваемости с лечебно-профилактическими учреждениями, готовит государственную статистическую отчетность. Ведет реестры инфекционных и паразитарных болезней.
Ежеквартально осуществляет прием от лечебно-профилактических учреждений, филиалов Центра гигиены и эпидемиологии и обработку сведений о профилактических прививках. Проводит анализ выполнения плана профилактических прививок.

Ежегодно принимает участие в приеме и обработке сведений о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний по состоянию на 31 декабря, согласовании планов профилактических прививок с лечебно-профилактическими учреждениями, управлениями здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

2.2.2. Для выполнения вышеуказанных функций при возникновении профессиональных заболеваний Центр гигиены и эпидемиологии:
— на основании поручения Территориального управления участвует в проведении обследования, проводит лабораторные и инструментальные исследования и измерения, составляет проект санитарно-гигиенической характеристики условий труда, который представляет в Территориальное управление на бумажном и электронном носителе в течение 14 дней после завершения работы;
— проводит учет проведенных обследований, лабораторных и инструментальных исследований в установленном порядке;
— по поручению Территориального управления принимает участие в работе комиссии по расследованию профессионального заболевания (отравления), составляет проект акта о случае профессионального заболевания в пределах компетенции Роспотребнадзора, представляет его в Территориальное управление в течение трех дней после окончания расследования;
— по поручению Территориального управления участвует в проведении анализа профессиональной заболеваемости.

III. Ведение статистического учета и отчетности

3.1. Территориальное управление:
— организует и осуществляет сбор, обобщение данных статистического наблюдения;
— представляет в федеральное государственное учреждение здравоохранения — Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора формы государственного и ведомственного статистического наблюдения.

3.2. Центр гигиены и эпидемиологии:
— осуществляет по поручению Территориального управления обобщение данных статистического наблюдения и заполнение отчетных форм;
— представляет в Территориальное управление сведения по формам статистического наблюдения в рамках деятельности, осуществляемой Центром гигиены и эпидемиологии.

IV. Социально-гигиенический мониторинг

4.1. Территориальное управление:
— организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
— организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки согласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;
— организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в субъекте Российской Федерации;
— организует взаимодействие с организациями — участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;
— осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;
— формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;
— формирует заявки на проведение конкурсов, заключение государственных контрактов для нужд Территориального управления на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере социально-гигиенического мониторинга, принимает участие в их реализации, осуществляет контроль их исполнения;
— разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга; привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.
Территориальное управление осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа:
— выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека;
— прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъекта Российской Федерации;
— определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.

4.2. Центр гигиены и эпидемиологии обеспечивает проведение социально-гигиенического мониторинга, оценку риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека посредством проведения следующих работ:
— выполнение работ по сбору, обобщению и анализу данных социально-гигиенического мониторинга;
— обеспечивает сбор данных социально-гигиенического мониторинга, их обобщение, первичный анализ и передачу в Территориальное управление;
— обеспечивает передачу в Территориальное управление данных социально-гигиенического мониторинга в сроки, установленные Роспотребнадзором;
— взаимодействует с организациями — участниками социально-гигиенического мониторинга по вопросам обмена первичной информацией;
— осуществляет формирование и ведение информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в субъекте Российской Федерации;
— обеспечивает формирование базы данных федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга (о состоянии инфекционной, неинфекционной, онкологической заболеваемости, данных мониторинга врожденных пороков развития у детей, инвалидности детского населения, медико-демографической ситуации, качестве среды обитания населения);
— осуществляет поддержку программного обеспечения, используемого при ведении социально-гигиенического мониторинга;
— осуществляет разработку, внедрение и совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи.
Центр гигиены и эпидемиологии представляет итоговую информацию в Территориальное управление. Выполняет работы по оценке риска, по результатам которых оформляет проект итогового заключения и направляет его в Территориальное управление.

V. Выдача лицензий, свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений

5.1. Территориальное управление осуществляет выдачу:
— лицензий на отдельные виды деятельности;
— свидетельств о государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
— санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, продукцию, виды деятельности (работ, услуг).
Для выполнения данных функций Территориальное управление:
— осуществляет прием и регистрацию заявлений;
— определяет необходимость и объем экспертизы, готовит направление на экспертизу;
— ведет реестры лицензий, санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о государственной регистрации.
— осуществляет учет, хранение бланков лицензий, санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о государственной регистрации.

5.2. Центр гигиены и эпидемиологии:
— проводит по направлению Территориального управления санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок (далее — экспертиза);
— оформляет договоры на проведение экспертизы;
— приобретает бланочную продукцию по согласованию с Территориальным управлением;
— оформляет по результатам экспертизы экспертное заключение и направляет в Территориальное управление.

VI. Работа с жалобами, обращениями и запросами

6.1. Территориальное управление осуществляет прием граждан, рассмотрение обращений граждан в установленном порядке.
В случае необходимости направляет материалы в Центр гигиены и эпидемиологии для проведения обследований, исследований, испытаний, измерений, экспертизы и иные виды оценок.
Территориальное управление рассматривает обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, готовит ответ заявителю с представлением информации в установленном порядке. При наличии достаточных оснований Территориальное управление проводит соответствующую проверку в установленном порядке.

6.2. Центр гигиены и эпидемиологии по направлению Территориального управления на безвозмездной основе проводит обследования, исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок и представляет экспертное заключение, протоколы исследований в Территориальное управление в срок не более месяца с момента получения направления, если иное не требуется для проведения экспертиз.

VII. Порядок представления информации

7.1. Территориальное управление информирует инициативно и по запросам органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также население о санитарно-эпидемиологической обстановке, возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и о мерах по защите прав потребителей.

7.2. Центр гигиены и эпидемиологии готовит в соответствии с планом основных мероприятий и по запросам Территориального управления материалы и информацию о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и представляет ее в Территориальное управление.
По поручению или согласованию с Территориальным управлением изготавливает и распространяет информационные печатные, аудиовизуальные, электронные материалы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

VIII. Подготовка и аттестация кадров

8.1. Территориальное управление:
— определяет потребность в специалистах с высшим и средним медицинским образованием на очередной год и два последующих и направляет информацию в Центр гигиены и эпидемиологии;
— организует проведение практики студентами и интернатуры выпускниками и занятий с учащимися школ;
— осуществляет проведение аттестации на квалификационные категории специалистов с высшим и средним медицинским образованием на основании плана аттестации и переаттестации, представленного Центром гигиены и эпидемиологии.

8.2. Центр гигиены и эпидемиологии:
— формирует сводный запрос о потребности Территориального управления и Центра гигиены и эпидемиологии в специалистах с высшим и средним медицинским образованием; направляет информацию в Роспотребнадзор; проводит работу с высшими и средними учебными заведениями по подготовке специалистов;
— составляет план аттестации специалистов на присвоение и подтверждение квалификационных категорий специалистов с высшим и средним медицинским образованием и представляет в Территориальное управление.

IX. Подготовка отдельных видов документов

9.1. Направление на проведение обследований, исследований, испытаний, измерений, экспертизы и иных видов оценок, распоряжение о проведении расследования и обследования подписываются руководителем, заместителем руководителя Территориального управления или начальником территориального отдела Территориального управления.

9.2. Экспертное заключение по результатам расследований, обследований, исследований, испытаний, измерений, экспертизы и иных видов оценок подписывается главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии, заместителем главного врача, главным врачом филиала Центра гигиены и эпидемиологии.

X. Техническая политика в области информационных технологий

10.1. Территориальное управление определяет политику в области применения информационных технологий, внедрения программно-технических средств, необходимых для выполнения функций.

10.2. Центр гигиены и эпидемиологии обеспечивает сопровождение локальной сети, серверов, компьютеров, баз данных.
Текст документа сверен по:

Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 50, 12.12.2005

Потребность в специалистах медико-профилактического профиля определена необходимостью осуществления первичной профилактики в связи с неблагоприятным влиянием техногенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

В отличие от деятельности лечащего врача, который лечит одного больного, работа санитарного врача направлена на создание здоровой среды обитания населения и снижение вредного влияния на общество в целом.

Санитарному врачу необходимо обладать такими профессиональными и человеческими качествами, как эрудиция, принципиальность, честность, настойчивость, государственное мышление. Молодой человек, избирающий для себя специальность санитарного врача, должен быть готов к постоянному кропотливому труду, быть способным защитить свои позиции в работе с теми, кто пренебрегает соблюдением санитарных норм и правил, сознательно нарушает санитарное законодательство.

В работе санитарного врача четко выделяются два направления: предупредительный и текущий санитарный надзор. Предупредительный санитарный надзор это проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил при планировке и застройке городских и сельских поселений при размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно — защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно – бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и иных объектов. При планировке и застройке городских и сельских поселений должны создаваться благоприятные условия для жизни и здоровья населения.

В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за всеми вновь внедряемыми в производство промышленными изделиями, качество которых может отразиться на здоровье населения, например контроль за рецептурой новых пищевых продуктов, пищевых красителей, товарами для детей, продукцией машиностроения, полимерными и синтетическими материалами и т.д.

Текущий санитарный надзор это проведение комплексных плановых и направленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам.

Текущий санитарный надзор включает:

а) изучение санитарно – гигиенических условий труда и гигиеническую оценку производственной среды на объектах;

б)систематическое изучение заболеваемости и травматизма различных категорий населения;

в)гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов и почвы;

Многообразие задач санитарного надзора можно сгруппировать следующим образом:

  • гигиенический надзор за окружающей средой;
  • санитарный надзор за условиями труда;
  • гигиенический контроль за радиационный обстановкой;
  • гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питание населения;
  • санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и подростков;
  • организация и проведение противоэпидемиологических мероприятий.

В санитарном надзоре используются разные методы гигиенических исследований.

Методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды. Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.

На протяжении шести лет обучения, будущие санитарные врачи углубленно изучают все разделы гигиены: гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, военная, радиационная гигиена, социально-гигиенический мониторинг. Выпускники медико-профилактического отделения имеют право работать в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях различных отраслей промышленности в качестве санитарных врачей или врачей-эпидемиологов. Поэтому отделение «Медико-профилактическое» готовит специалистов, необходимых для работы в современных условиях.

Профессия-врач эпидемиолог

В последние десятилетия эпидемиология из науки, изучающей эпидемический процесс инфекционных болезней, посредством эпидемиологических исследований, расширила границы до изучения любых массовых заболеваний.

Эпидемиологические подходы интегрируют достаточно обширный круг научных направлений в изучении демографической ситуации, инфекционных и неинфекционных болезней, влияния среды обитания на здоровье населения.

В практическом здравоохранении определяют причинно-следственные связи между заболеваемостью и факторами риска, дают возможность оценки используемых медицинских и организационных технологий, прогнозирования ситуации и поиска новых направлений профилактики и лечения.

Мониторинг состояния заболеваемости населения в сочетании с влиянием среды обитания населения являются актуальной проблемой для, специалистов Роспотребнадзора.

Современное развитие эпидемиологии, как науки и практического ее применения позволяет открывать новые области ее применения.

Этими вопросами призваны заниматься врачи эпидемиологи.

Задача эпидемиолога обеспечить функции организации профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Широкий круг проблем борьбы с ВИЧ — СПИД, госпитальными инфекциями, раннее выявление инфекционных больных, ликвидация вспышек инфекционных заболеваний, организация прививочного дела определяют востребованность профессии эпидемиолога в современных условиях.

Эпидемиология, наиболее связанная с клиническими направлениями отрасль, выпускники школ, медицинских колледжей избирая данное направление деятельности выбирают интересную профессию.

Пресс-релизы

Размещен: 25.01.2017 г.

О внесении изменений в Распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении проверки

В связи с внесением изменений в Типовую форму распоряжения (приказа) о проведении проверки, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141, с 1 января 2017 года в распоряжение (приказ) о проведении проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя на соответствие лицензионным требованиям вносятся новые реквизиты:
— наименование вида государственного контроля (надзора);
— реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Наименование вида государственного контроля (надзора) – лицензионный контроль.
В настоящее время реестровый номер функции:
— 234231655 (при проведении лицензионного контроля деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах);
— 311426484 (при проведении лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)).

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор интересуют следующие аспекты деятельности фирмы.

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм (проверяются наличие контрольно-кассовых аппаратов, прейскурантов на товар, правильность оформления ценников, наличие медкнижек у работников, соответствие закону торговой точки (метраж, размеры дверных и оконных проемов, освещение, вентиляция, наличие предусмотренных выходов), качество товаров, соблюдение правил товарного соседства, маркировка и температура хранения товаров, выполнение требований по фасовке товара, наличие договоров на вывоз мусора и дезинфекцию и многое другое).
  • Соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
  • Соблюдение правил продажи определенных видов товаров, оказания услуг, выполнения работ (проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений в отношении товаров, реализация которых требует получения таких заключений (пищевые продукты, детские товары, косметика и парфюм, текстильные изделия, издательская продукция и пр.), наличие сертификатов и деклараций о соответствии в отношении отдельных категорий товаров (топливо, некоторые приборы, оборудование, инструменты).
  • Соблюдение иных нормативных требований (правильность размещения рекламных вывесок, наличие знаков информационной продукции, обеспечивающих информационную безопасности детей и др.).

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право».

Оставить заявку

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности каждые три года. Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»).

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (статьи 6.3, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ).

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх