Роза карамовна Казань

Предсказать будущее, снять порчу и вернуть любимого — далеко не полный список того, что обещают многочисленные ясновидящие и гадалки в своих рекламных объявлениях на улицах и в соцсетях. Корреспондент «Вечерней Казани» пообщалась с несколькими чародеями и убедилась, что народная тропа к ним не зарастет. А тарифы на услуги зависят не столько от аппетитов конкретного мага, сколько от степени его раскрутки.

Матушка Софья, которая, согласно объявлению, гадает, снимает родовое проклятье, лечит детский испуг и «мн. др.», оказалась дамой занятой. По телефону она сообщила, что сейчас путешествует по «святым местам», а запись ведет аж на конец августа. «Наследственная целительница» Софья рассказала легенду о том, что когда-то давно служила в церкви, но как только у нее открылся дар, ушла помогать людям. Правда, помогает не бесплатно (ну, жить и расклеивать объявления на что-то надо): первый прием или гадание у матушки стоят 1500 рублей, а дальше цены индивидуальны и зависят от масштаба проблем.

— Например, если ребенок не разговаривает, плохо ходит, в общем, медленно развивается — это детский испуг. Он мог передаться через мать, если у нее был стресс, когда носила ребенка, — объясняет матушка и тут же начинает озвучивать прайс: — Цены на лечение начинаются от 5000 рублей для детей, для взрослых будет дороже.

Бабушка Надежда из другого объявления тоже, как оказалось, ездит сейчас по «святым местам». Видимо, вместе с матушкой Софьей. Но Надежда не хочет бросать меня в беде и предлагает провести консультацию удаленно.

— Вы должны набрать стакан проточной воды, написать на листе ваше полное имя и отчество, а я посмотрю удаленно, есть ли на вас сглаз. Если готовы, на этот телефон нужно будет положить 1000 рублей, и начнем, — призывает бабушка боевым моложавым голосом.

Удаленно общаться не хочется, поэтому продолжаю искать объявления в соцсетях.

Вот, например, Сергей Игошин — участник шоу «Сверхъестественные» на ТВ — принимает по магическим вопросам в будни по вечерам или в выходные. Видимо, после основной работы. Зато список услуг экстрасенса очень обширный: «предсказание будущего, отвороты, работа с энергетикой, установка на успех, чистка ауры, анализ по фото о пропавшем человеке, старославянская магия, снятие порчи, сглаза, корректировка кармы, оккультизм, магия и многое другое».

— Я провожу чистки, обряды, ритуалы. Но сначала нужна консультация, чтобы посмотреть, что у вас. Если вдруг порча, делаем снятие — такую чистку можно проводить только на убывающей луне. Расценок у меня конкретных нет, даете сколько не жалко, — объяснил экстрасенс корреспонденту «ВК».

Еще один медийный казанский экстрасенс — Анатолий Емельянов — маг, колдун и участник 8-го сезона «Битвы экстрасенсов». Звоню, спрашиваю, может ли он погадать мне на будущее.

— Вы татарка,- с ходу определяет маг. — Как вас зовут?
— Альбина, — подбираю себе подходящее для татарки имя.
— Альбина, я не гадаю, я вижу. Я — ясновидящий! Сейчас, секундочку… — экстрасенс делает драматическую паузу. — Вы замужем?
— Нет.
— Так, но у вас ребенок есть!
— Да (на самом деле нет, но решаю пойти на поводу у колдуна).
— Сейчас, секундочку… Девочка у вас, правильно?
— Ага.
— Вот видите, когда вы приходите к гадалке и начинаете задавать вопросы, она тоже начинает вас спрашивать. У меня такого нет. Я сам вам все говорю. Вы понимаете? Альбина, а ведь вы до меня уже к кому-то обращались! — вдруг укоряет меня Анатолий.
— Да, к гадалке, — решила я не скрывать свои телефонные контакты с матушкой Софьей и бабушкой Надеждой.
— Гадалки говорят то, что вы хотите услышать. Ерунду всякую. У всех порчу находят. Если хотите, обращайтесь к ним, ради бога. Но тогда я вас не приму. У меня клиентов много, я всех не беру. Только тех, кто мне понравится.

Анатолий говорит, что крайне занят, но все-таки просит позвонить ему еще раз вечером, и уже тогда он решит, примет выдуманную Альбину или нет.

Однако узнать свое будущее мне не терпится, поэтому отправляюсь к некой гадалке Неле, которая принимает с утра до вечера у себя дома в порядке живой очереди. За предсказание на картах Таро просит 800 рублей.

Калитка в частном доме Нели открыта, на пороге меня встречает женщина лет 50 в цветастом платье и крупных сережках. Просит подождать в коридоре, пока она общается с другой клиенткой. Дверь тонкая, поэтому невольно подслушиваю, как молодая женщина жалуется на мужа, который ушел из семьи, оставив ее с двумя детьми.

— Он не вернется? А если приворот сделать? Вы же говорите, что та женщина его тоже привораживает, — упрашивает несчастная.

— Если хотите, делайте, я таким не занимаюсь. До свидания, — отвечает принципиальная гадалка и выпроваживает гостью.

Дальше моя очередь. Прохожу в просторную комнату, сажусь за стол напротив прорицательницы. Рассказываю заранее приготовленную легенду о проблемах с личной жизнью: отношения с мужчинами не длятся более года.

— Может, это сглаз? — спрашиваю Нелю.

В ответ гадалка начинает раскладывать карты и интересуется моими родителями.
— Мама у вас в другом городе живет?

— Да (хотя на самом деле нет).

— Скажите, чтобы мама порчу сняла с себя. На нее навели сглаз, чтобы она с мужем ссорилась, вот почему ваши родители развелись так быстро, — заявляет гадалка, угадав, что мои родители в разводе. — Эта порча вам передается, поэтому проблемы в личной жизни. А на вас нет порчи, еще не нажили врагов.

Прошу рассказать, сложатся ли у меня отношения с нынешним избранником и протягиваю Неле фото британского актера Майкла Фассбендера.

— Как зовут его? — начинает расспрашивать провидица, параллельно раскладывая карты.

— Михаил.

— Вы с ним встречаетесь?

— Пару раз ходили на свидания.

— Знаете, не зацепили вы его, — делает неутешительный вывод гадалка. — Ваше поведение и слова не совсем понравились ему. Да и девушек вокруг него много, он меняет их как перчатки. Но если вы проявите настойчивость, то все может сложиться.

— И свадьба будет? — спрашиваю я, окрыленная надеждой сойтись со знаменитым актером.

— Да, в ближайшие год или полтора. Может быть, не с этим мужчиной, но будет. Хотя Михаил — отличный вариант, — отмечает гадалка. Кто бы сомневался…

По ходу Неля невзначай спрашивает, сколько зарабатываю я, моя мама и мой нынешний парень, роль которого играет Фассбендер. Видимо, прикидывает, насколько я перспективная клиентка.

— Вам можно в Москву переехать, зарабатывать больше будете, — советует напоследок гадалка. — А вообще, все хорошо у вас будет. Только пусть мама порчу снимет.

Получив свои 800 рублей, Неля прощается со мной, ей уже пора встречать следующего клиента.

А с Анатолием Емельяновым мы все-таки созвонились по видеосвязи.

— Ясновидение — это же работа мозга, а не просто болтовня. Удивляюсь, как всякие гадалки дурят народ! — вновь высказал экстрасенс свое возмущение в адрес конкурентов.

Затем Анатолий взялся сообщать новые факты из моей биографии, при этом поворачивая голову в сторону и задавая вопросы невидимому собеседнику. Наверное, духу.

— Я вижу, что у вас на телефоне фото вашей дочки. Сколько ей лет? Явно больше четырех. Еще у вас очень чувственные губы. Вы любите целоваться. Но я интимные подробности не буду раскрывать, чтобы вас не смущать.

— А куда к вам можно прийти на прием? — робко интересуюсь у прорицателя.

— Дома не принимаю, только в «Парк Хаусе», в ресторане. Вы мне понравились, поэтому готов с вами встретиться. Могу на приеме посмотреть вашу судьбу, а также будущее детей и родителей. Но колдовством и приворотами я сейчас не занимаюсь, — предупреждает Емельянов.

— Почему?

— Грехов на мне много. Раньше часто наводил порчу на врагов. Все маги, которые мне хотели навредить, сейчас не живы. А со мной все хорошо, хотя они мою фотографию в гробу хоронили! Потому что за мной стоят силы. Меня даже ФСБ спрашивает, откуда я столько информации получаю! А я не могу объяснить, само приходит.

— А сколько стоит прием?

— В Москве беру около 30 тысяч рублей, но в Казани таких денег у людей нет, поэтому 15. Но вам могу сделать скидку и проконсультировать за 10 тысяч, потому что вы мне понравились. Вы поймите, я этим не зарабатываю, у меня другие источники дохода есть. Это так, чтобы нюх не потерять.

Однако даже 10 тысяч рублей для Анатолия, который приписал мне несуществующую дочку, я пожалела.

«Вечерняя Казань» поинтересовалась у экспертов, почему в наш век всеобщего высшего образования и IT-технологий популярность разного рода ясновидящих и колдунов не только не падает, но и растет.

— В нас до сих пор живет память об обычаях предков, у которых главенствовало магическое представление о мире, — считает социальный психолог Антон Шутов. — Бывают ситуации, когда человек исчерпывает реальные способы решить проблему, и тогда он принимает нелогичные и даже абсурдные решения, например, обращается к магам. В плане психологии экстрасенсорика — это всего лишь повышенная восприимчивость. Но сейчас экстрасенсами люди называют тех, кого видят в телешоу. Верить или не верить в сверхъестественные способности — дело каждого. Но нужно все-таки анализировать происходящее и относиться к нему с долей критики, не спешить доверять.

— Психология как наука — это сложно, а народ в общей массе не обладает достаточной эрудицией, чтобы ее понимать, — отмечает доцент кафедры дошкольного и начального образования института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин. — Поэтому более востребованными всегда будут так называемые самодеятельные психологи — ясновидящие, гадалки. Я всегда говорю своим студентам: психолог должен быть эффективным. Да, гадалки могут нести чушь, но если от их сеанса есть эффект без вреда для здоровья и особого вреда кошельку — это не так уж плохо. Я не против, если человек задешево пришел к экстрасенсу и пообщался. Не помог он, ну ладно, вы не потратились. Другое дело, когда аферисты начинают пользоваться горем людей и вымогать у них баснословные суммы за свои услуги. Это уже преступление, которым должна заниматься полиция.

Экстремальный режиссер Василий Березин поставил самый настоящий бенефис. Кто бы мог подумать?

Самая неформатная российская театральная звезда, одно из главных лиц легендарного казанского ТЮЗа Бориса Цейтлина 90-х Роза Хайруллина вновь играет спектакль в Казани. На площадке творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера ее совместной работы с Василием Березиным «Мне показалось». О самом странном бенефисе, какой только можно было придумать, специально для читателей «БИЗНЕС Online» размышляет театральный критик Антон Хитров.

«РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ, С РУК НЕ КОРМИТЬ»

Звезда Казанского ТЮЗа Роза Хайруллина уехала из Татарстана в 1996-м. Работа с Константином Богомоловым принесла ей «Золотую маску» — на минуточку, за роль короля Лира — и кучу предложений в сериалах и кино, не говоря уже о сцене. С Василием Березиным Хайруллина познакомилась на репетициях спектакля «Крошка Цахес» в московском театре имени Ермоловой: режиссер Кирилл Вытоптов позвал молодого коллегу на заглавную роль, и для последнего это было первое сотрудничество с государственным репертуарным театром.

Обычно Березин работает на независимых площадках, а форматы выбирает по принципу «чем безумнее, тем лучше»: скажем, у него был спектакль для котов по пьесе, написанной котом. Директору творческой лаборатории «Угол» Инне Ярковой он предлагал городскую бродилку со стадом коров, которых бы водили по Казани вместе со зрителями. В итоге остановились на моноспектакле Хайруллиной, которую, похоже, не пугает даже самая экстремальная режиссура.

Разглядеть актрису на сцене непросто: ей выделена крошечная площадка, огороженная с трех сторон чем-то вроде стеллажей. Просветы между полок очень узкие — все равно что клетка. Рядом кусок фанеры с предупреждающей надписью: «Руками не трогать, с рук не кормить». Намек очевиден: театральная публика собирается поглядеть на звезду как на диковинного зверя. По сути, премьера Березина — натуральный троллинг этой самой публики. Вы здесь, чтобы увидеть Хайруллину? Так вы ее не очень-то и видите. Даже поклоны режиссер упразднил: подарить артистке цветы при всем желании не получится.

Авторами текста значатся сам Березин и драматург Михаил Дягтерев. Пьеса — для двух исполнителей: Хайруллиной и ее невидимого партнера, который никогда не выходит из-за кулис и произносит реплики в микрофон. На первом показе режиссер играл эту роль самолично, на втором его заменил Роман Ерыгин, бывший коллега Хайруллиной по Казанскому ТЮЗу.

О чем именно говорит мужской голос, в сущности, неважно — это просто поток невнятных мыслей с претензией на философию, местами подозрительно похожий на тренинг личностного роста. Главное — что произносит актриса. Каждую фразу она начинает с «мне показалось». «Мне показалось, что я живу», «Мне показалось, что я сплю», — и так полчаса с перерывами на сентенции второго исполнителя. Плюс финальный танец под Dancing Queen, который стоило придумать, просто чтобы продемонстрировать поразительную пластику актрисы.

В сущности, это поэзия. Не только ритмичный монолог Хайруллиной похож на белые стихи — работа в целом напоминает стихотворение, ведь это одна из самых экономных форм словесности, а в экономности Березину не откажешь. Минимум компонентов, скромная обстановка, ну и милосердные 30 минут — ровно столько, чтобы не заскучать.

О ЧЕМ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ? ДЛЯ НАЧАЛА — ОН О ТЕАТРЕ

О чем этот спектакль? Для начала — он о театре. Видите ли, пока нейробиологи не расскажут нам, что конкретно происходит в голове у человека, который производит искусство, и человека, который его потребляет, творчество вообще и театр в частности будут зоной весьма приблизительного знания.

«Мне показалось, это про Россию». «Мне показалось, это буржуазно». «Мне показалось, это новое слово в режиссуре». «Мне показалось, это профанация». Что бы мы ни сказали о театральной постановке, это будет основано на наших ощущениях и только. Мы не сможем выдвинуть ни одной теории, которую реально доказать или опровергнуть экспериментально. Максимум, на что мы способны, — это сравнивать наши впечатления.

Отзыв о спектакле Березина по-хорошему нужно начинать со слов «мне показалось». Не потому, что так будет смешно, а потому, что смысл этого проекта — напомнить, насколько необходима подобная оговорка в рассуждениях об искусстве. Или нет.

Клетка, в которой Хайруллина проводит 30 минут, — это не только ирония над ее звездным статусом. Режиссер подразумевает, что любая коммуникация заведомо обречена на провал, в том числе между залом и сценой. Дескать, о чем бы у нас ни шла речь, все равно вам покажется что-то свое. Так какая разница, видите вы актрису целиком или нет?

«Мне показалось» — формула, необходимая не только зрителю, но и актеру. По крайней мере до тех пор, пока он остается в русле пресловутого психологического театра. Вера в предлагаемые обстоятельства — это и есть «показалось». Артисту кажется, что он Лир. Только он сознательно делает усилие, чтобы ему так показалось.

В каком-то смысле Хайруллина играет сама себя — она словно припоминает многочисленные жизни, прожитые на сцене. Ее лирическую героиню так и тянет сравнить с мировой душой из «Чайки», которая хранит воспоминания всех существ (от Цезаря до последней пиявки), или с многоразовыми актерами-андроидами из «Мира Дикого Запада» — кому как больше нравится.

А еще это спектакль об условности нашего «я». Андрогинная внешность и невозмутимый «мультяшный» голос Хайруллиной создают ощущение, что перед нами человек без характеристик, человек вообще, который не может с уверенностью сказать о себе: «Я тот-то и тот-то». Есть такая точка зрения, что разнообразные идентичности — возрастные, гендерные, профессиональные, национальные — тоже своего рода театральные роли. Женщина, мужчина, татарин, русский — все это букеты предлагаемых обстоятельств, в которые мы верим в силу воспитания или личного выбора. Одним словом, тоже из области «показалось».

Выходит, героиня Хайруллиной — это любой из нас, лишенный своего «сценического образа». Представить в данной роли кого бы то ни было другого совершенно невозможно — по крайней мере если речь о живых людях. В театре кукол еще куда ни шло: изготовить куклу без свойств — задача, в принципе, вполне выполнимая. Что действительно удалось Березину, так это разгадать индивидуальность актрисы, создать такую концепцию, для которой нужна она и только она. Это самый странный бенефис, какой только можно было придумать, но и Хайруллина, в конце концов, самая неформатная театральная звезда.

Фото: Любовь Симонова

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх