Руководитель унитарного предприятия

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия. 1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
4. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
Комментарий к статье 21
1. Комментируемый Закон предусматривает жесткое структурное построение в управлении унитарным предприятием: оно возглавляется руководителем — единственным органом управления и единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором). В соответствии со ст. 20 комментируемого Закона собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
В отличие от хозяйственных обществ, в управлении унитарным предприятием не предусматривается участие имеющих собственную компетенцию коллегиальных органов, равно как не допускается привлечение к управлению «сторонних» коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей. Достаточно простая система управления унитарным предприятием (собственник имущества — директор) обусловлена не только характером вещного права, обеспечивающего имущественную обособленность унитарного предприятия, но и необходимостью индивидуализации ответственности исполнительного органа и упрощения контроля за руководителем со стороны собственника имущества, который и назначает директора (генерального директора). Закон в данном случае ограничивается формулировкой «назначается собственником имущества унитарного предприятия». Непосредственный порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора, в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, в обязательном порядке должны быть предусмотрены в уставе унитарного предприятия (ст. 9 комментируемого Закона).
Руководитель организации, в т.ч. директор (генеральный директор государственного или муниципального унитарного предприятия), по российскому трудовому законодательству — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Назначение руководителя унитарного предприятия собственником на должность — только основание для заключения трудового договора и возникновения соответствующих трудовых правоотношений. Указанное положение вытекает из ст. 19 Трудового кодекса РФ, согласно которой заключению трудового договора может предшествовать назначение на должность или, например, избрание по конкурсу, если это предусмотрено законом, иным нормативно-правовым актом или уставом (положением) организации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестаций руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (с последующими изменениями) заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления, по согласованию с Минимуществом России. Аналогичные акты в рамках своей компетенции приняты субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Этим же Постановлением Правительство РФ определило, что назначение (а в дальнейшем и заключение трудового договора) руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап проводится в форме тестовых испытаний (письменно). Тест составляется на основе перечня вопросов и должен обеспечивать проверку знания участником конкурса: а) отраслевой специфики предприятия; б) основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства; в) основ управления предприятием, финансового аудита и планирования; г) основ маркетинга; д) основ оценки бизнеса и оценки недвижимости. На втором этапе рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший наилучшую программу деятельности предприятия. Федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем контракт в месячный срок со дня определения победителя конкурса.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.
В последующем не реже чем один раз в три года в обязательном порядке проводится аттестация руководителей унитарных предприятий. Целями аттестации являются объективная оценка деятельности руководителей, определение их соответствия занимаемой должности, оказание содействия в повышении эффективности работы унитарных предприятий, стимулирование профессионального роста руководителей.
2. Полномочие собственника имущества на назначение руководителя унитарного предприятия влечет и подотчетность директора (генерального директора) собственнику. Установленная Законом подотчетность руководителя собственнику имущества унитарного предприятия должна рассматриваться в буквальном значении термина «подотчетность». Собственник имущества не является высшим органом управления унитарным предприятием. Его (собственника) компетенция вытекает не из публично-властной сути государства или государствоподобного образования, а из гражданско-правовой конструкции хозяйственного ведения или оперативного управления, а также из гражданского и трудового законодательства и устава. Попытка «подмены» полномочий учредителя и собственника имущества функциями вышестоящей, руководящей инстанции неминуемо приведет к невозможности эффективного участия унитарного предприятия в экономическом обороте в качестве самостоятельного, равноправного субъекта гражданских правоотношений. Изложенное позволяет сделать вывод, что общая формулировка абз. 3 п. 1 комментируемой нормы о том, что руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника, относится не ко всей компетенции директора, а лишь к одной из его обязанностей. В целом же основная задача руководителя унитарного предприятия (как и единоличного исполнительного органа любой коммерческой организации) — руководство текущей деятельностью унитарного предприятия, организация выполнения уставных целей. Выполнению именно этих задач служат отдельные полномочия руководителя, указанные в рассматриваемой норме: представлять интересы и действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, совершать сделки, осуществлять прием на работу и увольнение, выдавать доверенности и т.д.
3. В п. 2 комментируемой статьи установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями должности руководителя унитарного предприятия и характером отношений между учредителем — собственником имущества и единоличным исполнительным органом. Цели введения ограничений для руководителя унитарного предприятия очевидны и заключаются в необходимости обеспечения сохранности и эффективного использования государственного или муниципального имущества, установления препятствий для возможных злоупотреблений со стороны директора, а также в создании условий для наиболее успешного выполнения руководителем своих полномочий.
Ограничения носят абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением руководителем унитарного предприятия своих служебных обязанностей. Закон дает исключительный перечень таких ограничений, включающий следующие запреты:
а) быть учредителем (участником) юридического лица;
б) занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
в) заниматься предпринимательской деятельностью;
г) быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
д) принимать участие в забастовках.
Запрет руководителю унитарного предприятия быть учредителем (участником) юридического лица, на наш взгляд, нуждается в законодательном уточнении. Из контекста нормы следует намерение законодателя ограничить право руководителя быть учредителем и (или) участником коммерческой организации. В принятой же редакции этой нормы директору запрещается, к примеру, быть членом общественной (политической организации), что ведет к ущемлению конституционных прав директора как гражданина.
Другие указанные положения достаточно определенны и практических трудностей для правоприменителя не представляют. Некоторое недоумение может быть связано лишь с кратким и безоговорочным запретом директору коммерческой организации, каковой является унитарное предприятие, заниматься предпринимательской деятельностью. Исполнительному органу любой коммерческой организации организация предпринимательской деятельности вменяется в обязанность.
Перечень запретов, установленных законом, может быть расширен в трудовом договоре с руководителем унитарного предприятия.
4. Отчетность руководителя унитарного предприятия перед учредителем — естественный и общепринятый способ контроля со стороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в лице уполномоченных органов. Порядок, периодичность, форма отчетности определяются собственником имущества унитарного предприятия. Порядок отчетности может быть предусмотрен в уставе унитарного предприятия, трудовом договоре с руководителем, в ином правовом акте, имеющем обязательное значение и для собственника, и для руководителя.
5. Допускается создание в унитарном предприятии различного рода совещательных органов. Порядок деятельности, например, научных, научно-технических советов равным образом может быть предусмотрен как уставом унитарного предприятия, так и иным способом, не противоречащим закону и уставу.

Полномочия начальника следственного отдела

Участники уголовного процесса со стороны защиты. Их правовой статус.

К участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты законодатель относит: подозреваемого, обвиняемого, гражданского ответчика и их представителей, защитника.

По данному вопросу необходимо дать понятие каждого из вышеперечисленных участников и раскрыть их права и обязанности.

15. Прокурор: процессуальные функции, задачи и полномочия.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Приднестровской Молдавской Республики в уголовном судопроизводстве осуществляется Прокурором ПМР и подчиненными ему прокурорами.

Прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо, от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону.

Постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, представлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия.

Полномочия прокурора в судопроизводстве по уголовным делам осуществляют лишь назначенные в установленном законом порядке прокуроры, их заместители и помощники (ст.34 УПК).

В соответствии с Законом ПМР «О Прокуратуре ПМР» и в порядке, предусмотренном УПК, прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела и за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дела в суде и при исполнении приговора.

Прокурор обязан опротестовать каждый незаконный или необоснованный приговор и при рассмотрении дела в кассационной и надзорной инстанциях дать заключение о законности и обоснованности приговора (ст. 35 УПК).

Начальник следственного отдела — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители. Полномочия начальника следственного отдела в судопроизводстве по уголовным делам осуществляет назначенное в установленном порядке должностное лицо органа внутренних дел, таможенного органа или органа государственной безопасности, действующее в пределах своей компетенции.

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать следователю указания о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступлений и об объеме обвинения, о направлении дела, а также о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а равно участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Таким образом, начальник следственного отдела призван осуществлять ведомственный контроль над следственным подразделением, организационно-методическое и процессуальное руководство расследованием.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору.

17. Следователь: процессуальные функции, задачи и полномочия.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Предварительное следствие по уголовным делам производят назначенные в установленном законом порядке следователи органов прокуратуры, ОВД, таможенных органов, и следователи органов государственной безопасности в пределах их компетенции (ст.37 УПК).

Согласно ст.38 УПК «При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора или суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, а также получать содействие в их осуществлении.

Постановления следователя обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами».

Следователь вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству или передать прокурору для направления по подследственности, задержать и допросить лицо, подозреваемое в совершении преступления; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Задачи: раскрытие преступлений, быстрое и качественное расследование уголовных дел, задержание виновных, принятие мер к возмещению ущерба причиненного от преступления.

>Делегирование полномочий

Полномочия и их виды

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.

Полномочия проявляются в виде двух общих типов:

  • линейные;
  • аппаратные (штабные).

Линейные полномочия

Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.

Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

Штабные полномочия

Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.

Принцип делегирования полномочий

В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название «делегирование организационных полномочий и ответственности».

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Обычно делегируются следующие виды работы:

  • рутинная работа;
  • специализированная деятельность;
  • частные и малозначимые вопросы;
  • подготовительная работа.

Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

И не подлежат делегирование такие вопросы, как:

  • установление целей;
  • принятие решений;
  • выработка политики организации;
  • руководство сотрудниками и их мотивация;
  • задачи высокой степени риска;
  • необычные и исключительные дела;
  • задачи строго доверительного характера.

При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.

Преимущества делегирования полномочий:

  • возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
  • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
  • это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
  • это лучший способ обучения;
  • это способ профессиональной карьеры.

Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:

  • сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
  • боязнь потерять власть и занимаемую должность;
  • недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
  • амбициозность и завышенная самооценка;
  • боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.

Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.

Практическое применение делегирования в управлении предприятием

Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?

Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.

Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.

Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой. Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче.

Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи, чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия.

Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности, т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие.

Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта: исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.

При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:

  • Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий.
  • Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
  • Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним.
  • Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.


Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх