Санкционирование оплаты

Прежде чем перейти непосредственно к процедуре санкционирования расходов, отметим, что согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, которые осуществляют участники бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Такой порядок Федеральному казначейству еще предстоит установить.
Вместе с тем в период с 1 января по 31 декабря 2008 г. открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Минфином России. Такая норма предусмотрена статьей 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Таким образом, до 1 января 2009 г. действует порядок открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н (далее – Инструкция № 142н).
Порядки открытия и ведения лицевых счетов по исполнению других расходов (от приносящей доход деятельности или за счет средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности) бюджетных учреждений также утверждены Минфином России.
С 1 января 2008 г. Инструкция № 142н действует в редакции, утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 101н .
Инструкция № 142н определяет в том числе и процедуру санкционирования расходов. Как уже было отмечено, санкционирование состоит в проверке органами Федерального казначейства наличия у получателя средств, необходимых для оплаты документов.
Рассмотрим, изменилась ли процедура санкционирования с 1 января 2008 г., проанализировав для этого порядок действий органов Федерального казначейства при санкционировании расходов и уровень требований, предъявляемых к документам получателей средств федерального бюджета.
Документы, необходимые
для процедуры санкционирования расходов
Итак, пункт 54 Инструкции № 142н (в прежней редакции Инструкции это пункт 56) устанавливает перечень документов, которые получатель средств федерального бюджета при оплате денежных обязательств должен представить в орган Федерального казначейства для санкционирования расходов федерального бюджета. Это:
– договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;
– документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате поставленных товаров (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);
– иные необходимые для осуществления текущего контроля документы, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Таким образом, теперь в перечень документов включены не только договоры, но и государственные контракты, а также документы, необходимые для текущего контроля, установленные федеральными законами.
Обратите внимание, что при каждом платеже необходимо представлять полный комплект подтверждающих документов, в том числе и в случае ежемесячных платежей (например, за коммунальные услуги, за услуги охраны и пр.). Ведь орган Федерального казначейства не оставляет у себя копий документов, служащих основанием платежа, а возвращает их получателю средств.
Проверка размера авансовых платежей
как элемент санкционирования
При санкционировании расходов органы Федерального казначейства контролируют также размеры авансирования. Инструкция № 142н устанавливает, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации производится получателем средств согласно условиям договора.
Допустимые размеры авансовых платежей на 2008 г. указаны в Постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”».
Следует обратить внимание, что Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2008 г. № 65 в Постановление № 778 внесены изменения в части размеров авансирования расходов.
Согласно указанным постановлениям при заключении договоров, включая договоры, подлежащие оплате за счет внебюджетных средств, получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в следующем размере:
– до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, – по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Еще раз обратим внимание, что при заключении договора получатель средств федерального бюджета как равноправная сторона по договору должен учитывать данные ограничения и отстаивать свои права, с тем чтобы не превышать предоставленных полномочий.
Основания для отказа в санкционировании расходов
Пунктом 55 Инструкции № 142н установлены основания, по которым орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа. Так, орган Федерального казначейства обязан отказать, если:
– форма платежного документа, подписи или надписи на документе будут признаны не соответствующими образцам;
– коды бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не будут соответствовать проводимой операции;
– суммы, указанные в расчетно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превысят остаток отраженных на лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
– получателем средств будут нарушены требования, установленные пунктом 54 Инструкции № 142н (не представлены необходимые документы);
– будут приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.
Следует отметить, что перечень оснований для отказа исчерпывающий!
Вместе с тем территориальные органы Федерального казначейства порой расширяют его по своей инициативе. Например, в платежном поручении в поле «Назначение платежа» указано: «оплата по счету 261 от 7 мая 2008 г., товарная накладная 748 от 7 мая 2008 г., счет/фактура 225 от 7 мая 2008 г. за хозтовары (эл. лампочки, стартеры)». Орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного поручения, мотивируя это тем, что в назначении платежа нужно указывать не «хозтовары», а «электротехнические материалы (эл. лампочки, стартеры)».
Говоря про санкционирование расходов, хотелось бы напомнить о письме Федерального казначейства от 22 ноября 2007 г. № 042-7.1-17/5.3-3981 «О разъяснении отдельных положений по вопросам санкционирования расходов федерального бюджета», которое остается актуальным, несмотря на то что Инструкция № 142н изложена в новой редакции.
В письме разъяснено, что при проверке договора (теперь и государственного контракта) органы Федерального казначейства осуществляют проверку только тех реквизитов договора, которые необходимы для отражения кассовых операций на лицевых счетах. Например, проверяется, соответствует ли наименование плательщика – получателя средств федерального бюджета, указанное в договоре, учредительным документам и данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей федерального бюджета.
В письме также отмечается, что Инструкция № 142н не предусматривает среди оснований для отказа в приеме платежных документов непредставление документов, подтверждающих право исполнителя работ (услуг) на осуществление определенного рода деятельности (лицензии).
Отметим, что в случае, если представленный получателем средств документ по какой-либо причине не может быть принят к исполнению, то не позднее следующего операционного дня орган Федерального казначейства должен вернуть документ клиенту с письменным обоснованием причин отказа в принятии его к исполнению. По разрешению руководителя органа Федерального казначейства срок для проверки в порядке исключения может быть продлен до трех дней (пункт 84 Инструкции № 142н).
Новые требования
Следует иметь в виду, что с 1 января 2009 г. порядок санкционирования расходов будет установлен в отдельном документе. В настоящее время подготовлен проект приказа Минфина России «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
Проектом данного документа предусмотрен новый порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, основывающийся на том, что органы Федерального казначейства будут осуществлять учет всех бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства

Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п. Они возникают в момент, когда:

  • подписывается договор на оказание услуг, выполнение работ, поставку;
  • выставляется счет за коммунальные услуги;
  • начисляется заработная плата и другие выплаты сотрудникам-бюджетникам;
  • выдаются командировочные средства;
  • вносятся деньги в государственные страховые фонды;
  • платятся налоги;
  • выполняются судебные постановления.

Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.

Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.

Порядок санкционирования

Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:

  1. Утверждение сводной бюджетной росписи.
  2. Принятие расходно-доходных смет.
  3. Согласование лимитов принимаемых обязательств.
  4. Учет и контроль выполнения принятых обязательств.

Бюджетная роспись

В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:

  • в федеральном бюджете – министр финансов РФ;
  • в региональном – министр финансов данного субъекта РФ.

Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.

Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).

ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.

Особенности использования расходно-доходных смет

Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:

  • объем получаемых средств;
  • целевое назначение выделенных денег;
  • распределение финансов по кварталам.

Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.

Лимиты принимаемых обязательств

Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.

Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.

Подтверждение обязательств

После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.

ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.

Бухгалтерский учет операций по санкционированию

Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:

  • лимитам обязательств – счет 150201000;
  • отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.

При этом делаются такие бухгалтерские проводки:

  • дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
  • дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
  • дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).

Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:

  • дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
  • дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).

17.1. Понятие санкционирования расходов бюджета

В соответствии с п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

— принятие бюджетных обязательств;

— подтверждение денежных обязательств;

— санкционирование оплаты денежных обязательств;

— подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатели бюджетных средств могут принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. Распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств.

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе, осуществляет Федеральное казначейство. Руководствуется оно при этом приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».

Санкционированием операций является совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам бюджета, а также обязательств (денежных обязательств) на соответствующий финансовый год предназначены счета разд. 5 «Санкционирование расходов» Плана счетов бюджетного учета.

Названные объекты учета группируются по соответствующим финансовым годам:

— 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;

— 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередной финансовый год)»;

— 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первый год, следующий за очередным)»;

— 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

— 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

Отметим, что до внесения изменений приказом Минфина России № 89н учет по аналитической группе 90 Инструкцией № 157н предусмотрен не был.

Согласно п. 312 Инструкции № 157н по завершении текущего финансового года остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов на следующий год не переносятся.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета в следующее порядке:

показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на счета санкционирования текущего финансового года;

показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);

показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).

В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22 разряде номера счета код аналитического учета «4», обнуляются.

Не следует отражать до принятия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителем расходов бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным.

При утверждении главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам бюджетной классификации, им осуществляется детализация их по соответствующим кодам бюджетной классификации с отражением оборотов по дебету и кредиту соответствующего аналитического счета санкционирования расходов бюджета.

Бюджетный учет операций по санкционированию расходов осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета, с отражением корреспонденции по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренной Инструкцией № 162н.

В том случае, если в текущем финансовом году происходят изменения в утвержденных показателях санкционирования расходов бюджета, то в бюджетном учете эти изменения отражаются следующим образом:

при утверждении увеличения показателя – со знаком «плюс»;

при утверждении уменьшения показателя – со знаком «минус».

Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н. Согласно вышеуказанным документам и в соответствии со ст. 219 БК РФ последовательность операций по утверждению/доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств следующая.

1. Финансовый орган ставит на учет показатели сводной бюджетной росписи и росписи лимитов бюджетных обязательств. В частности, на федеральном уровне Минфин России доводит до Федерального казначейства бюджетные данные в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Минфина России от 23.11.2011 № 159н.

2. Финансовый орган доводит до главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств Казначейским уведомлением (ф. 0531721).

3. Главный распорядитель бюджетных средств доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств Расходным расписанием (ф. 0531722). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 01.07.2014 № 02-03-09/31806.

4. Распорядитель бюджетных средств отражает полученные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. При этом в части лимитируемых расходов Федеральное казначейство доводит только лимиты бюджетных обязательств, по не лимитируемым расходам и источникам финансирования дефицита бюджета – ассигнования. Для этого используется Расходное расписание (ф. 0531722).

5. Получатель бюджетных средств отражает полученные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на основании Расходного расписания (ф. 0531722).

6. Получатель бюджетных средств отражает принятые бюджетные обязательства.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств вправе формировать Расходные расписания (ф. 0531722) как отдельными документами, так и в виде Реестров расходных расписаний (ф. 0531723).

Учет показателей по санкционированию расходов бюджета ведется на следующих счетах (таблица 165).

Таблица 165

Счета учета санкционирования расходов

Номер синтетического счета Номер группировочного счета бюджетного учета
0 501 00 000

«Лимиты бюджетных обязательств»

0 501 10 000

«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»

0 501 20 000

«Лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)»

0 501 30 000

«Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)»

0 501 40 000

«Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным»

0 501 90 000

«Лимиты бюджетных обязательств на иные очередные года (за пределами планового периода)»

0 502 00 000

«Обязательства»

0 502 10 000

«Обязательства на текущий финансовый год»

0 502 20 000

«Обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»

0 502 30 000

«Обязательства на второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным)»

0 502 40 000

«Обязательства на второй год, следующий за очередным»

0 502 90 000

«Обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода)»

0 503 00 000

«Бюджетные ассигнования»

0 503 10 000

«Бюджетные ассигнования текущего финансового года»

0 503 20 000

«Бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)»

0 503 30 000

«Бюджетные ассигнования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)»

0 503 40 000

«Бюджетные ассигнования второго года, следующего за очередным»

0 503 90 000

«Бюджетные ассигнования на иные очередные года (за пределами планового периода)»

Показатели по санкционированию расходов, относящиеся к текущему финансовому году, отражаются на счетах: 0 501 10 000, 0 502 10 000, 0 503 10 000; относящиеся к следующему за текущим (очередным) финансовому году – на счетах 0 501 20 000, 0 502 20 000, 0 503 20 000 и т.д.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх