Сбор отходов это деятельность

Что такое «обращение с отходами»

Основным законодательным актом, посвященным регулированию обращения отходов, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Кроме того, нормы, посвященные обращению с отходами, содержатся в Федеральном законе № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 48, 51, 65), еще в свыше 10 законах и бесчисленных подзаконных актах.

За нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрено привлечение к административной ответственности по ст. 8.2, 8.5, 8.6, 14.26 и другим КоАП РФ, или к уголовной ответственности по ст. 247 УК РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с абзацем четвертым ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. в редакции, действовавшей до 30.06.2009 г., «обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов» (курсивом выделены цитаты из законов).

Федеральным законом № 309-ФЗ от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения «обращение с отходами» и видов такой деятельности, согласно которым под «обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (в т.ч. хранению и захоронению) отходов».

С 30.06.2009 г. в Федеральном законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует.

Следовательно, осуществление деятельности, в процессе которой образуются отходы, с 30.06.2009 г. не является обращением с отходами.

Логический анализ норм ст. 1, раскрывающий значение терминов «сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение, хранение и захоронение отходов», позволяет сделать вывод, что указанные действия являются последовательными этапами профессиональной деятельности по обращению с отходами. Например, «сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов», а «накопление» не может следовать до «сбора», в т.ч. и потому, что это «временное складирование отходов… в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования», а не сбора.

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. содержит:

  • общие требования в отношении отходов (ст.ст. 4, 10);
  • требования в отношении «образования отходов» (ст.ст. 13.1, 14, 18);
  • обязанности при «обращении с отходами», чему посвящены практически все остальные нормы закона.

Из указанных норм следует, что на субъекта, не осуществляющего профессиональную деятельность по обращению с отходами, практически не распространяется действие Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. и ряда других.

В тоже время, обязанности в области охраны окружающей среды возлагаются на субъектов и вне связи с обращением с отходами, например, ст.ст. 14, 22, 25, 30 и другие Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».

Следует заметить, что Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. непоследователен в применяемой терминологии, что отчасти связано с недостаточной юридической техникой при внесении в него изменений:

  • в наименовании статей 14, 18 говорится об «обращении с отходами», хотя сами статьи посвящены исключительно регулированию деятельности при их образовании;
  • ст. 19, регулирующая деятельность в области обращении с отходами, обязывает субъектов вести учет образования отходов, в т.ч. «полученных от других лиц»;
  • «накопление», являясь одним из этапов обращения с отходами, не подпадает под перечень лицензируемых видов деятельности в ст. 9. Сам же перечень пересмотрен Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», по которому лицензируется исключительно «обезвреживание и размещение отходов», поэтому является неактуальным.

Указанная позиция нашла отражение в некоторых судебных актах, в т.ч. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 14561/08 от 17.03.2009 г., Определении ВАС РФ № ВАС-18098/13 от 16.01.2014 г. и Постановлении 14 Арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 г. по делу № А66-6150/2013.

К сожалению, до настоящего времени Росприроднадзор не воспринял указанной судебной практики и продолжает незаконно привлекать юридические лица и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Кроме указанных казусов, незаконная практика Росприроднадзора включает:

  • рассмотрение административных дел при не подведомственности;
  • определение класса опасности отходов;
  • привлечение к ответственности за отсутствие/недостоверные сведения в расчете платы;
  • привлечение к ответственности юридических лиц

и другие, планируемые к публикации.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх