Сбор персональных данных в школе

Екатерина ТерешатоваFollow Feb 15, 2018 · 7 min read

Персональные данные в школе: излишние страхи

Как известно, персональные данные детей необходимы не только непосредственно для образовательного процесса. Участие в олимпиаде и конкурсе, школьные поездки — все эти мероприятия сопровождаются получением сведений о детях. Зачастую недопонимание между родителями и школьной администрацией возникает из-за недостаточно верного толкования действующего законодательства.

Большинство опасений родителей по поводу персональных данных их детей, возможности их разглашения или передачи третьим лицам являются надуманными. Российское законодательство достаточно подробно регламентирует порядок сбора, обработки и передачи персональных данных. Наконец, добросовестность школы при использовании персональных данных детей обеспечивается наличием механизмов ответственности за нарушение требований законодательства.

Персональные данные и принципы их обработки

Порядок сбора, обработки и передачи персональных данных регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановлениями Правительства Российской Федерации, детализирующими положения закона.

В соответствии с законом персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, к персональным данным относится любая информация, связанная с конкретным человеком.

Под «обработкой персональных данных» понимаются любые действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, а также уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Данный принцип требует от школы полного соблюдения законодательства при использовании персональных данных и равное отношение ко всем лицам, передающим такую информацию.

Действия школы по использованию персональных данных ограничиваются конкретными и законными целями. В случае образовательной деятельности такие цели продиктованы особым статусом образовательной организации — школы. Это значит, что персональные данные обучающихся могут быть использованы исключительно в некоммерческих целых и для реализации образовательной программы.

Еще одно важное условие — содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Школа вправе запрашивать объем персональных данных, необходимый для реализации образовательной программы. Родители вправе не передавать данные, которые являются избыточными (например, информация об уровне дохода семьи).

В соответствии с законодательством при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Этот принцип означает, что родителям (законным представителям) следует предоставлять достоверные и неискаженные, полные и соответствующие действительности персональные данные.

Согласие на их обработку персональных данных

Перечень персональных данных, которые указываются в заявлении о приеме в школу, указан в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». К таким данным относятся: фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка; дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей); контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка. Примерная форма заявления размещается школой на информационном стенде и (или) на официальном сайте школы в сети «Интернет».

Для приема в школу родителям (законным представителям) детей необходимо предоставить и иные данные. В частности, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

Родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Обработка персональных данных может осуществляться исключительно с согласия субъекта персональных данных. Согласно законодательству субъект персональных данных — родители (законные представители) обучающихся — принимает решение о предоставлении персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Правила обработки персональных данных обучающихся регламентируются локальным нормативным актом школы. Помимо информации о составе персональных данных, собираемых школой, порядка их сбора, должны быть определены обязанности работников администрации школы, имеющих доступ к персональным данным, а также порядок хранений и защиты сведений от возможного получения их третьими лицами без согласия родителей.

Согласие на обработку персональных данных должно быть сформулировано полно и конкретно и не вызывать у родителей неоднозначного понимания условий обработки персональных данных.

В форму согласия на обработку персональных данных рекомендуется включить все действия с информацией о ребенке, которые содержатся в законодательстве. При этом не нужно менять формулировки, а слово в слово воспроизвести положение закона в согласии на обработку персональных данных.

К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

Допустим, школа планирует провести исследование, для участия в котором необходимо обезличить персональные данные учеников (вместо фамилии, имени и отчества указать соответствующие коды), но при этом окажется, что во время приема согласие родителей (законных представителей) детей на обезличивание персональных данных не было запрошено.

С одной стороны, ничего не мешает школе обратиться к родителям с просьбой подписать новое согласие на обработку персональных данных, объяснив необходимость участия в исследовании целями образовательного процесса. С другой стороны, если школа осуществит обезличивание данных без согласия родителей (законных представителей) есть риск, что такие действия будут квалифицированы как обработка персональных данных без письменного согласия. За данное административное правонарушение (статья 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрены достаточно высокие штрафы: от 10 до 20 тысяч рублей для должностного лица и от 15 до 75 тысяч рублей для образовательной организации.

Таким образом, включив абсолютно все предусмотренные законодательством действия с персональными данными школа сможет избежать конфликтов и с родителями, и с законом.

Согласие на обработку персональных данных подписывается родителями при приеме ребенка в образовательную организацию, одновременно с заявлением о приеме и передачей документов, предусмотренных Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32).

Фото и видео с изображением ученика

Особый случай — использование изображений обучающихся. Пока не выработана однозначная позиция, относится ли фотография или видеозапись с изображением лица к персональным данным. Однако необходимо помнить, что изображение человека находится под особой защитой.

Статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена правовая охрана изображения гражданина как нематериального блага. Таким образом, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением.

На практике нередко встречаются случаи, когда родители запрещают осуществлять фото- и видеосъемку открытых уроков и школьных праздников, либо опубликовывать изображение ребенка на официальном сайте школы. Данные действия могут быть расценены как обработка персональных данных, что в случае возникновения конфликта может привести к привлечению образовательной организации и ее должностных лиц к гражданской или административной ответственности. В то же время получение дополнительных согласий родителей перед каждым школьным мероприятием всегда сопровождается трудностями для администрации школы.

С учетом этого рекомендуется включать разрешение на опубликование фотографий и видеозаписей с изображением обучающегося в открытых источниках в согласие на обработку персональных данных. Это особенно важно, если такие фотографии и видеозаписи позволяют идентифицировать ребенка.

Трансграничная передача персональных данных

На многих родителей эта фраза наводит страх. Однако в современных условиях международной кооперации такая практика является обычной. Несложно себе представить сотрудничество российских и иностранных школ, участие детей в международных конкурсах, олимпиадах или программах обмена, либо выезд школьников за рубеж для обучения в языковой школе. Все эти мероприятия, так или иначе, сопровождаются необходимостью передачи персональных данных.

Законодательство в настоящее время не требуют включения в согласие на обработку персональных данных согласия на трансграничную передачу данных в страны, являющиеся участницами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года. Например, при направлении обучающихся во Францию, являющуюся подписантом соответствующей Конвенции Совета Европы, не нужно запрашивать согласие на передачу персональных данных.

В то же самое время возможна передача данных в государства, которые не являются участниками упомянутой Конвенции. Перечень таких стран, в которых гарантируется обеспечение требуемой защиты данных, устанавливается Правительством Российской Федерации. К таким странам относятся, к примеру, Австралия, Израиль, Канада, Новая Зеландия, Швейцария и некоторые другие.

Таким образом, при направлении обучающихся за рубеж администрация школы должна удостовериться, обеспечивается государством принимающей стороны адекватная защита персональных данных.

Передача персональных данных детей в зарубежные страны при соблюдении требований законодательства не является экстраординарным событием. Источником обеспокоенности родителей в данном случае являются недостаточно корректные сообщения средств массовой информации и неточное понимание законодательства о персональных данных.

Проведение научных исследований в школе

Нередко школам поступают предложения принять участие в исследованиях, например, образовательных результатов обучающихся или оценки школьного климата. Для школы это уникальная возможность получить обратную связь и объективно оценить свою деятельность, а также установить новые институциональные партнерства.

Тем не менее, и такие исследования достаточно часто вызывают сомнения у родителей на предмет правомерности использования персональных данных детей.

Условие о проведении исследований в целях улучшения образовательного процесса, например, в целях диагностики и оценивания прогресса обучающихся, также рекомендуется включать в согласие на обработку персональных данных.

Сами исследователи редко имеют доступ к персональным данным детей. Как правило, такие исследования (чаще это опросы и тестирования) проводят сами учителя. Результаты исследований передаются в обезличенном виде, что не позволяет идентифицировать конкретного участника опроса.

Персональные данные используются исключительно в интересах ребенка для помощи учителю в выстраивании системы работы с детьми. Безусловно, при получении согласия родителей на участие их детей в исследованиях важен неформальный подход: разъяснение содержания и значения таких исследований позволит убедить родителей в их важности и для ребенка, и для школы.

Мы достаточно часто слышим об опасениях родителей за персональные данные их детей и сомнения в должной обработке образовательными организациями. Многие при поступлении в школу даже отказываются предоставлять подобную информацию.

Некоторым родителям кажется, что отказ от предоставления персональных детей не ограничивает их права на получение образования. С одной стороны, да, это так. Ребенок может посещать школу и реализовывать образовательную программу. С другой стороны, такой отказ блокирует участие обучающегося в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ), поскольку информация о нем не будет внесена в государственную информационную систему итоговой аттестации. Кроме этого, невозможно получение аттестата об основном общем или среднем общем образования. Формы этих документов не предусматривают их выдачи в обезличенном виде. Порядок заполнения аттестатов предписывает указывать фамилию, имя и отчество лица, завершившего обучение.

Наконец, в случае отказа родителя дать согласие на обработку персональных данных ребенка ограничивается его право участвовать в олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях, в которых предусматривается идентификация участника.

Согласие на обработку персональных данных должно максимально подробно информировать родителя ребенка, поступающего в школу, о целях и действиях по обработке его персональных данных. На школе лежит важная задача разъяснения положений законодательства о персональных данных в случае возникновения у родителей каких-либо вопросов. Безусловно, это не обязанность школы, однако отсутствие недопонимания при подписании согласия на обработку персональных данных обеспечит отсутствие конфликтов в будущем.

Развитие различных информационных технологий привело к тому, что личная информация о человеке становится все более доступной. Различные сообщества, многочисленные социальные сети могут содержать целое «досье» на взрослого и ребенка. Каждый взрослый сам для себя решает, какую именно информацию можно выложить в информационные сети «Интернет». Дети часто создают свои аккаунты и там делятся личной информацией.

При поступлении в школу каждый родитель получает соглашение, где дает свое письменное согласие на обработку персональных данных. У многих возникает вопросы и опасения, относительно распространения персональных данных семьи или ребенка. Нередко родители хотят узнать, каким образом, в каких случаях личная информация о ребенке может быть распространена.

Для начала необходимо определиться, что такое персональные данные?

«Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» (Федеральный Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ»О персональных данных»).

Что значит, дать согласие на обработку персональных данных?

«Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных» (Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Обработка указанных специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных.

Каждая школа разрабатывает локальный акт, который конкретизирует сведения, относящиеся к персональным данным, кто имеет доступ к персональным данным обучающегося, права и обязанности работников, получивших доступ к персональным данным ученика и т. д.

Например, к персональным данным ученика относятся:

сведения, содержащиеся в свидетельстве о рождении, паспорте или ином документе, удостоверяющем личность; информация, содержащаяся в личном деле учащегося; информация, содержащаяся в личном деле учащегося, лишенного родительского попечения; информация, содержащаяся в классном журнале; информация, содержащаяся в Карточке здоровья учащегося; информация о состоянии здоровья; документ о месте проживания; фотографии; иные сведения, необходимые для определения отношений обучения и воспитания.

Иные персональные данные учащегося, необходимые в связи с отношениями обучения и воспитания, администрация может получить только с письменного согласия одного из родителей (законного представителя). К таким данным относятся документы, содержащие сведения, необходимые для предоставления учащемуся гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством:

  • документы о составе семьи;
  • документы о состоянии здоровья;
  • документы, подтверждающие право на дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (родители-инвалиды, неполная семья, ребенок-сирота, ребенок из многодетной семьи и т. п.).

Персональные данные учащегося являются конфиденциальной информацией и не могут быть использованы администрацией или любым иным лицом в личных целях.

Право доступа к персональным данным обучающегося могут иметь:

  • работники департамента (управления) образования (при наличии соответствующих полномочий, установленных приказом департамента (управления) образования;
  • директор образовательного учреждения;
  • секретарь образовательного учреждения;
  • заместители директора по УВР;
  • социальный педагог;
  • педагоги дополнительного образования
  • врач/медработник.
  • учителя-предметники;
  • классный руководитель.

Не имеет права получать информацию об учащемся родитель (законный представитель), лишенный или ограниченный в родительских правах на основании вступившего в законную силу постановления суда.

Работники, имеющие доступ к персональным данным учащегося, обязаны:

1. Не сообщать персональные данные обучающегося третьей стороне без письменного согласия одного из родителей (законного представителя), кроме случаев, когда в соответствии с федеральными законами такого согласия не требуется.

2. Использовать персональные данные обучающегося, полученные только от него лично или с письменного согласия одного из родителей (законного представителя).

3. Обеспечить защиту персональных данных обучающегося от их неправомерного использования или утраты, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Ознакомить родителя (родителей) или законного представителя с настоящим Положением и их правами и обязанностями в области защиты персональных данных, под роспись.

5. Соблюдать требование конфиденциальности персональных данных учащегося.

6. Исключать или исправлять по письменному требованию одного из родителей (законного представителя) обучающегося его недостоверные или неполные персональные данные, а также данные, обработанные с нарушением требований законодательства.

7. Ограничивать персональные данные учащегося при передаче уполномоченным работникам правоохранительных органов или работникам департамента (управления) образования только той информацией, которая необходима для выполнения указанными лицами их функций.

8. Запрашивать информацию о состоянии здоровья учащегося только у родителей (законных представителей).

9. Обеспечить учащемуся или одному из его родителей (законному представителю) свободный доступ к персональным данным обучающегося, включая право на получение копий любой записи, содержащей его персональные данные.

10. Предоставить по требованию одного из родителей (законного представителя) учащегося полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных.

Данные должны храниться в недоступных местах всеобщего пользования (например, в сейфе) на бумажных носителях и (или) на электронных носителях с ограниченным доступом.

Существуют Приказы Министерства образования, которые также содержат некоторые вопросы, касающиеся личных данных обучающегося.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Личные/персональные данные ребенка содержатся в основном в личном деле ребенка. На каждого ребенка, зачисленного в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы. Таким образом, на начальном этапе обучения ребенка в общеобразовательной организации его личное дело будет состоять из следующих данных: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка, адрес места жительства родителей, контактные телефоны.

В процессе обучения личное дело будет пополняться документами о состоянии здоровья ребенка, данными о результатах промежуточной и итоговой аттестаций, какими-либо персональными данными, документами, подтверждающими достижения в учебе, спорте, иных видах деятельности, а также иными документами.

Личное дело обучающегося подлежит выдаче ему или его законным представителям в случае перевода в другую организацию, осуществляющую образовательную.

Если родители отказываются подписывать согласие на обработку персональных данных, то в этом случае школа действует в рамках законодательства и предполагается, что минимум персональных данных для обработки родитель предоставить обязан.

Страхи родителей, связанные с обработкой персональных данных ребенка и семьи чаще всего необоснованны. Ребенок все равно будет находиться школьной базе, и школа будет получать на него финансирование. Но учета его участия в школьной жизни может не быть. Обработка персональных данных нередко подразумевает ведения учета успеваемости в электронном журнале, передача данных ребенка для участия в олимпиадах и конкурсах.

Нарушением закона о защите персональных данных может стать рассылка персональных данных по общедоступным сетям, поскольку такие виды обработки данных не предусмотрены законодательством, в данном случае требуется желание субъектов данных, подкрепленное письменным согласием.

Обращение к родителям об обработке персональных данных

Для соблюдения требований закона N 152-ФЗ «О персональных данных» (ПДн) школа должна получить от родителей каждого ученика согласие на обработку персональных данных. Без такого согласия мы не сможем вести учет данных Ваших детей в привычном режиме.

Мы гарантируем, что данные Ваших детей будут использоваться только для организации образовательного процесса. По факту обработки и использования персональных данных Ваших детей ничего не изменится по сравнению с сегодняшней ситуацией.

Наша школа на протяжении многих лет активно внедряет информационные технологии во все направления деятельности. Последние годы успешно развивается электронная система классных журналов, ведутся базы ГИА и многие другие.

Мы прекрасно понимаем, что определение «общедоступности» вызывает у Вас оправданную настороженность. Со своей стороны, обращаем Ваше внимание на многолетний опыт взаимодействия: все это время мы фактически работали в режиме, который теперь назван общедоступным. Мы используем современные общеизвестные средства защиты от несанкционированного доступа. и за все годы ни одной жалобы на утечку информации не поступало. Гарантируем и в дальнейшем заботливо относиться к Вашим персональным данным.

В отношении тех, кто не даст согласие на обработку данных, должна быть выполнена норма 152-ФЗ по блокированию обработки данных:

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных.

п.5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

В этом случае персональные данные ребенка блокируются в «Личном деле», исключаются из всех информационных систем школы и отсутствуют во всех учетных документах, заполняемых с начала 2011 года. Ребенок принимает участие только в тех мероприятиях, которые не сопровождаются составлением списка участников.

Разрешение будет храниться в школе, его содержание недоступно другим операторам, поэтому распространяться оно будет только на школу. Любой другой оператор персональных данных должен будет независимо получать от Вас разрешение на обработку Ваших персональных данных.

Принимая решение, не забывайте, что в любой момент на основании того же закона Вы можете изменить свое решение.

Лист согласия

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», в целях защиты персональных данных, родителям (законным представителям) обучающихся необходимо заполнить листы согласия на обработку персональных данных.

Информация о ребенке и его законных представителях в образовательном учреждении используется в образовательном и воспитательном процессе.

Данные об обучающихся используются и передаются:

— в медицинские учреждения (в поликлинику при прохождении медосмотра);

— в санитарно-эпидемиологическую службу (при возникновении нештатных ситуаций);

— охранные службы в экстренных ситуациях (пожар);

— в военкомат (при постановке юношей на воинский учет);

— в органы социальной защиты (льготное питание, оказание помощи)

— в структурные подразделения органов внутренних дел (Комиссию по делам несовершеннолетних);

— в органы управления образования (статистические отчетность по численности и успеваемости, организация и проведение ГИА в 9 классе, при проведении конкурсов и олимпиад и др.)

Лист согласия заполняется родителем (законным представителем) ребенка и прикрепляется к личному делу обучающегося.

Обработка персональных данных, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется только с согласия родителей в письменной форме.

Письменное согласие должно включать в себя:

1. фамилию, имя, отчество, адрес родителя (законного представителя), номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения о дате рождения, месте рождения;

(Без этих данных лист согласия недействителен!!!!)

2. цель обработки персональных данных;

3. перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

4. перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.

Например, если нет согласия на обработку персональных данных, то обучающиеся 9 класса будут отсутствовать в списках выпускников, что приведет к невозможности участия в сдаче ГИА (получения бланков, контрольно-измерительных материалов). Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах (отправка заявки на участие по сети Интернет), выставление на сайте школы информации о победителях олимпиад и конкурсов (Ф.И. обучающегося и фото) и т.д.

5. срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Настоятельно просим подтвердить своё согласие на обработку всех данных.

В случаях, когда администрация может получить необходимые персональные данные обучающегося только у третьего лица, она должна уведомить об этом одного из родителей (законного представителя) заранее и получить от него письменное согласие.

Цели обработки персональных данных

Основной целью обработки персональных данных обучающихся/воспитанников (далее по тексту – обучающихся) является обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, обязательств и компетенций, определенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Целями обработки персональных данных обучающихся/воспитанников являются:

· обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов;

  • учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательном учреждении;
  • соблюдение порядка и правил приема в образовательное учреждение;
  • индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение архивов данных об этих результатах на бумажных носителях и/или электронных носителях;
  • учет реализации права обучающихся на получение образования в соответствии с государственными стандартами в форме самообразования, экстерната, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
  • учет обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке и защите;
  • учет обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, обеспечивающего их социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, содействие в обучении, трудоустройстве;
  • использование в уставной деятельности с применением средств автоматизации или без таких средств, включая хранение этих данных в архивах и размещение в информационно-телекоммуникационных сетях с целью предоставления доступа к ним;
  • заполнение базы данных автоматизированной информационной системы управления качеством образования в целях повышения эффективности управления образовательными процессами, проведения мониторинговых исследований в сфере образования, формирования статистических и аналитических отчётов по вопросам качества образования;
  • обеспечение личной безопасности обучающихся;
  • планирование, организация, регулирование и контроль деятельности образовательного учреждения в целях осуществления государственной политики в области образования.

С уважением,

Администрация Школы

Скачать форму Согласие на обработку персональных данных

Список действующих федеральных нормативных документов

в области защиты персональных данных (ПДн)

  • Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ.
  • Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 года №512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».
  • Приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 года №55/86/20 «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных».
  • Письмо Рособразования от 3 сентября 2008 года №17-02-09/185 «О предоставлении уведомлений об обработке персональных данных».
  • Письмо Рособразования от 27 июля 2009 года №17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных».

Дорогие братья и сестры!

Часто к нам обращаются родители, которые хотели бы отказаться от ИНН за своих детей, если до этого на детей был принят ИНН. Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда при приеме в школу администрация незаконно требует присвоения детям ИНН, хотя никакого законодательного основания этому нет. Даже если у ребенка нет ИНН то часто на родителей давят со спортивных секций, кружков и т.д. что бы пойти в Налоговую и взять на ребенка код.

Усилиями православных юристов обнаружена еще одна «картавая» ошибка в Налоговом Кодексе Украины (далее по тексту НКУ). Благодаря этому есть возможность Законно доказать, что присвоение Идентификаторов личности детям и внесение их данных в государственный реестр физических лиц плательщиков налогов незаконно. Далее подробно расписано почему присвоение ИНН детям незаконно и размещено заявление на отказ от ИНН для своих детей — это заявление можно подавать в Налоговую, копию в школу, руководителям тех учреждений в которых требуют ИНН на ребенка. Для тех кто заинтересован в отказе и от биометрических паспортов для своих детей дублируем заявление на отказ размещенное в статье — http://sovest.dnepro.org/2011/4058.html (Всеукраинская акция защиты свободы совести.)

Итак по порядку.

Статья 70 Налогового кодекса Украины далее НКУ, определяет что регистрация производится в «Державний реєстр фізичних осіб — платників податків», тесть государственный реестр учитывает только плательщиков налогов. Так же это подтверждается Приказом ГНАУ № 954 от 17.12.2010 г. где п.2 определенно, что «Реєстрація фізичних осіб у Державному реєстрі здійснюється з метою єдиного державного обліку фізичних осіб, які зобов’язані сплачувати податки, збори у порядку і на умовах, що визначаються Податковим кодексом України».

Таким образом, регистрации подлежат согласно НКУ только плательщики налогов.

Статья 15 НКУ определяет круг лиц которые являются плательщиками налогов, в частности п. 1 этой статьи определяет «Платниками податків визнаються фізичні особи (резиденти і нерезиденти України), юридичні особи (резиденти і нерезиденти України) та їх відокремлені підрозділи, які мають, одержують (передають) об’єкти оподаткування або провадять діяльність (операції), що є об’єктом оподаткування згідно з цим Кодексом або податковими законами, і на яких покладено обов’язок із сплати податків та зборів згідно з цим Кодексом.»

Другими словами если гражданин Украины

  1. Не имеет объектов налогообложения.

  2. Не получает и не передает объектов налогообложения.

  3. Не проводит налогооблагаемой деятельности.

  4. На него не возложено обязательств по уплате налогов и сборов в соответствии с данным кодексом.

Тогда такой человек не является налогоплательщиком, и как следствие не подлежит регистрации, в реестре физических лиц — плательщиков налогов.

Давайте рассмотрим подробнее требования перечисленные выше:

Начнем с конца, с четвертого пункта.

Обязательства по уплате налогов и сборов могут возлагаться только на лиц у которых возникает объект налогообложения или которые выполняют функцию «податкового агента». Перечень возможных налогов и сборов определен НКУ. Рассмотрим плательщиками каких налогов и сборов могут быть физические лица не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Физические лица не занимающиеся предпринимательской деятельностью могут быть плательщиками следующих налогов:

1. Согласно «пункту 1 статті 180 розділу V. ПОДАТОК НА ДОДАНУ ВАРТІСТЬ Платники податку:

3) будь-яка особа, що ввозить товари на митну територію України в обсягах, які підлягають оподаткуванню, та на яку покладається відповідальність за сплату податків у разі переміщення товарів через митний кордон України відповідно до Митного кодексу України, а також:

5) особа  управитель майна, яка веде окремий податковий облік з податку на додану вартість щодо господарських операцій, пов’язаних з використанням майна, що отримане в управління за договорами управління майном.

Для цілей оподаткування господарські відносини між управителем майна з власної господарської діяльності та його діяльності з управління майном прирівнюються до відносин на основі окремих цивільно-правових договорів;

6) особа, що проводить операції з постачання конфіскованого майна, знахідок, скарбів, майна, визнаного безхазяйним, майна, за яким не звернувся власник до кінця строку зберігання, та майна, що за правом успадкування чи на інших законних підставах переходить у власність держави (у тому числі майна, визначеного у статті 172 Митного кодексу України), незалежно від того, чи досягає вона загальної суми операцій із постачання товарів/послуг, визначеної пунктом 181.1 статті 181 цього Кодексу, а також незалежно від того, який режим оподаткування використовує така особа згідно із законодавством;

180.2. Особою, відповідальною за нарахування та сплату податку до бюджету у разі постачання послуг нерезидентами, у тому числі їх постійними представництвами, не зареєстрованими як платники податку, якщо місце постачання послуг розташоване на митній території України, є отримувач послуг.»

Не плательщик налогов обязан не ввозить на территорию Украины товары в объемах подлежащих налогообложению, не быть управителем имущества согласно договоров управления имущества, не проводить операций с находками, сокровищами, безхозным и конфискованным имуществом, не получать услуг от нерезидентов не зарегистрированных как плательщиков налогов.

2. Согласно «пп. 1. п.3. Статті 212 розділу VІ. АКЦИЗНИЙ ПОДАТОК. Платник податку фізична особа  резидент або нерезидент, яка ввозить підакцизні товари (продукцію) на митну територію України в обсягах, що підлягають оподаткуванню, відповідно до митного законодавства.

Не плательщик налогов обязан не ввозить подакцизных товаров на таможенную территорию Украины.

3. Согласно » п.1 ст.321 розілу VII. ЗБІР ЗА ПЕРШУ РЕЄСТРАЦІЮ ТРАНСПОРТНОГО ЗАСОБУ платниками збору є юридичні та фізичні особи, які здійснюють першу реєстрацію в Україні транспортних засобів, що відповідно до статті 232 цього Кодексу є об’єктами оподаткування»

Не плательщик налога обязан не производить первой регистрации транспортного средства согласно 232 статье этого кодекса

4. Согласно «пп.1 п.1 ст. 265 РОЗДІЛ XІI. МІСЦЕВІ ПОДАТКИ І ЗБОРИ платниками податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки є фізичні та юридичні особи, в тому числі нерезиденти, які є власниками об’єктів житлової нерухомості.

Не плательщик сбора обязан не иметь в собственности объектов жилой недвижимости.

5. Согласно «пп. 1 п.2 ст. 268 розділ XІI. МІСЦЕВІ ПОДАТКИ І ЗБОРИ платниками туристичного збору є громадяни України, іноземці, а також особи без громадянства, які прибувають на територію адміністративно-територіальної одиниці, на якій діє рішення сільської, селищної та міської ради про встановлення туристичного збору, та отримують (споживають) послуги з тимчасового проживання (ночівлі) із зобов’язанням залишити місце перебування в зазначений строк.»

Не плательщик сбора обязан не получать услуг временного проживания (ночевки) с требованием покинуть место пребывания в установленный срок.

Не плательщик налога не может иметь земельних наделов, пайов, часток.

7. Согласно «п.1 ст.318 розділу XV. ЗБІР ЗА КОРИСТУВАННЯ
РАДІОЧАСТОТНИМ РЕСУРСОМ УКРАЇНИ платниками збору є загальні користувачі радіочастотного ресурсу України, визначені законодавством про радіочастотний ресурс, які користуються радіочастотним ресурсом України в межах виділеної частини смуг радіочастот загального користування на підставі ліцензії на користування радіочастотним ресурсом України.

Не плательщик сбора обязан не получать лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины.

8. Согласно «п.1 ст.329 розділу XVІІ. ЗБІР ЗА СПЕЦІАЛЬНЕ ВИКОРИСТАННЯ ЛІСОВИХ РЕСУРСІВ, платниками збору є лісокористувачі  юридичні особи, їх філії, відділення, інші відокремлені підрозділи, що не мають статусу юридичної особи, постійні представництва нерезидентів, які отримують доходи з джерел їх походження з України або виконують агентські (представницькі) функції стосовно таких нерезидентів або їх засновників, фізичні особи (крім фізичних осіб, які мають право безоплатно без видачі спеціального дозволу використовувати лісові ресурси відповідно до лісового законодавства), а також фізичні особи  підприємці, які здійснюють спеціальне використання лісових ресурсів на підставі спеціального дозволу (лісорубного квитка або лісового квитка) або відповідно до умов договору довгострокового тимчасового користування лісами.

Не плательщик сбора обязан не быть лесопользователем.

При выполнении всех этих требований физическое лицо не имеет обязательств по уплате налогов и сборов согласно с действующим законодательством.

Пункт третий определения налогоплательщика предусматривает отсутствие налогооблогаемой деятельности. Это предпринимательськая деятельность. Для выполненя этого требования достаточно не заниматься предпринимательством.

Пункты второй и первый предполагают отсутствие объектов налогообложения. Для физического лица такие объекты определены разделом IV НКУ.

Согласно пунктов 1,2,3 статьи 163.1 НКУ «Об’єктом оподаткування резидента є: загальний місячний (річний) оподатковуваний дохід, доходи з джерела їх походження в Україні, які остаточно оподатковуються під час їх нарахування (виплати, надання), іноземні доходи  доходи (прибуток), отримані з джерел за межами України.». Полный список таких доходов содержится в статье 164 НКУ. С ним вы можете ознакомится в самом кодесе. З десь лиш позволю себе заметить что дети до совершеннолетия и студенты, при условии что они находятся на иждевении родителей, не получают таких доходов в 99% случаев. Еще обязательно следует заметить, что существуют доходы которые не налогооблогаются и не включаются в состав месячоного (годового) налогооблогаемого дохода их перечень приведен в статьи 165 НКУ. Приведу здесь некоторые из них это:

«п.165.1. До загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку не включаються такі доходи:

165.1.26. сума стипендії (включаючи суму її індексації, нараховану відповідно до закону), яка виплачується з бюджету учню, студенту, курсанту військових навчальних закладів, ординатору, аспіранту або ад’юнкту, але не вище ніж сума, визначена в абзаці першому підпункту 169.4.1 пункту 169.4 статті 169 цього Кодексу. Сума перевищення за її наявності підлягає оподаткуванню під час її нарахування (виплати) за ставками, визначеними пунктом 167.1 статті 167 цього Кодексу;

165.1.39. вартість дарунків (а також призів переможцям та призерам спортивних змагань), якщо їх вартість не перевищує 50 відсотків однієї мінімальної заробітної плати (у розрахунку на місяць), встановленої на 1 січня звітного податкового року, за винятком грошових виплат у будь-якій сумі;

165.1.45. вартість побічних лісових користувань для власного споживання (заготівля лікарських рослин, збирання лісової підстилки, заготівля очерету та інших побічних лісових користувань, передбачених Лісовим кодексом України);

165.1.46. сума коштів, отриманих як виграш, приз у державну грошову лотерею в розмірі, що не перевищує 50 мінімальних заробітних плат, розмір якої встановлюється законом;».

Таким образом дети находящиеся на иждивении родителей, даже если они студенты и получают стипендию, не совершающие выше описанную деятельность, не имеющие в собственности имущества, плательщиками налогов не являются, и регистрации в реестре физических лиц с присвоением им «реєстраційного номера облікової картки платника податків» не подлежат.

Исходя из изложенного выше Родители которые не согласны с присвоением идентификатора личности своим детям в виде «реєстраційного номера облікової картки платника податків» должны заявить в ДПИ по месту регистрации о том что их дети не являются плательщиками налогов. Примерный текст заявления прилагается.

Голові ДПІ ____________________________________

району в якому отримували або відмовлялись від ІПН

Гр. _________________________________________________

прож. _______________________________________________

Заява

Я ___ФИО____ в інтересах моєї неповнолітньої дитини __ ФИО___ дата та місце народження __________________, що проживає зі мною заявляю

Відповідно до статті 15 Податкового кодексу України N 2755-VI від 2 грудня 2010 року, платниками податків визнаються фізичні особи (резиденти і нерезиденти України), юридичні особи (резиденти і нерезиденти України) та їх відокремлені підрозділи, які мають, одержують (передають) об’єкти оподаткування або провадять діяльність (операції), що є об’єктом оподаткування згідно з цим Кодексом або податковими законами, і на яких покладено обов’язок із сплати податків та зборів згідно з цим Кодексом.

Моя неповнолітня дитина:

немає об’єктів оподаткування. передбачених пунктами 1,2,3 статті 163.1 Податкового кодексу України, а саме не має загального місячного (річного) оподатковуваного дохіду, доходів з джерела їх походження в Україні, які остаточно оподатковуються під час їх нарахування (виплати, надання), іноземних доходів;

не займається підприємницькою діяльністю;

не ввозить на территорію України товари в об’ємах що підпадають оподаткуванню, не є розпорядником майна згідно договорів управління майна, не проводить операцій зі знахідками, скарбами, конфіскованим та безхазяйним майном, не отримує послуг від нерезидентів не зареєстрованих в Україні як платники податків (пп. 3,5,6 п.1 ст.180 ПКУ, п.2 ст.180 ПКУ);

не ввозить підакцизних товарів на територію України (пп. 1. п.3. Статті 212 ПКУ);

не здійснює реєстрацію транспортних засобів (п. 1 ст. 321 ПКУ);

не має у власності об’єктів нерухомості (пп. 1 п.1 ст. 265 ПКУ);

не отримує послуг тимчасового проживання із зобов’язанням залишити місце перебування в зазначений строк (пп. 1 п.2 ст. 268 ПКУ);

не є власником земельних ділянок, земельних часток (паїв), не є землекористувачем (пп.1,2 п.1 ст. 269 ПКУ)

не має ліцензії на користування радіочастотним ресурсом України (п.1 ст.318 ПКУ);

не є лісокористувачем. (п.1 ст.329 ПКУ)

Тобто моя неповнолітня дитина не має, не одержуює (не передає) об’єкти оподаткування не провадять діяльність (операції), що є об’єктом оподаткування згідно з цим Кодексом або податковими законами, і на неї не покладено обов’язок із сплати податків та зборів згідно з цим Кодексом, а тому не є платником податків.

У відповідності до ст.70 Податкового кодексу України у державний реєстр фізичних осіб — платників податків., реєструються лише платники податків, що додатково підтверджено наказом ДПАУ № 954 от 17.12.2010 г. де п.2 визначено що, «Реєстрація фізичних осіб у Державному реєстрі здійснюється з метою єдиного державного обліку фізичних осіб, які зобов’язані сплачувати податки, збори у порядку і на умовах, що визначаються Податковим кодексом України».

Таким чином моя неповнолітня дитина не підлягає реєстрації у державному реєстрі платників податків. Немає підстав для генерації та присвоєння моїй дитині реєстраційного номера облікової картки платника податків.

Так як державний реєстр платників податків — це автоматизований банк даних, створений для забезпечення єдиного державного обліку фізичних осіб, які зобов’язані сплачувати податки, збори, інші обов’язкові платежі до бюджетів та внески до державних цільових фондів у порядку й на умовах, що визначаються законодавчими актами України. Як на то вказано у науково-практичному коментарі до Податкового кодексу України під загальною, редакцєю М. Я. Азарова (Київ.: Міністерство фінансів України, Національний університет ДПС України, 2010.), то у відповідності до абз.5 п.2 ст 8., Закону України № 2297-\/І від 01.06.2010 р. «Про захист персональних даних» особа має право «пред’являти вмотивовану вимогу із запереченням проти обробки своїх персональних даних органами державної влади, органами місцевого самоврядування при здійсненні їхніх повноважень, передбачених законом», а за п.6. 6 цього ж закону пред’являти вмотивовану вимогу щодо зміни або знищення своїх персональних даних будь-яким володільцем та розпорядником цієї бази, якщо ці дані обробляються незаконно чи є недостовірними.

Враховуючи вище викладене Вимагаю знищення персональних даних моєї неповнолітньої дитини з державного реєстру фізичних осіб, так як ці данні обробляються не законно.

Повідомлення про знищення персональних даних моєї неповнолітньої дитини з реєстру фізичних осіб платників податків, та знищення реєстраційного номера облікової картки платника податків прошу надіслати за адресою

З повагою ПІБ__________________________ підпис________

«__»________2011 року.

Также дублируем заявление на отказ от ИНН, вхождения в электронные реестры и биометрических паспортов за ребенка, для тех кто поддерживает всеукраинскую акцию защиты свободы совести — см. http://sovest.dnepro.org/2011/4058.html.

Готовое Заявление за своего ребенка можно скачать —

Заявление за детей об отказе от биом. пасп. и ИНН (30,5 KiB, 5 364 скачиваний)
Для того, чтобы скачать этот файл, вы должны зарегистрироваться.

Текст заявления за взрослых выложен по по вышеуказанному адресу.

Уточняем порядок подачи заявления:

1. Готовое заявление распечатывается в 7 экземплярах: для себя, для отправки по 4 указанным в заявлении адресам с описью вложения и уведомлением о вручении и на адрес юридического отдела Митрополии (г. Киев, ул. Лаврская 25), а также для отправки простым письмом по адресу: 04080, г. Киев, а/я 149, Марченко И.А)

2. Резервную, чистую копию оставьте для других. Постарайтесь дать их как можно большему числу людей в разные районы, можно обзвонить знакомых по селам.

3. Не забудьте подписаться и поставить дату. Заявление пишется на каждого отдельного человека отдельно.

4. В местную налоговую заявление можно отправлять по почте, а можно пойти с двумя заполненными экземплярами. Один сдается в канцелярию, на другом внизу должны поставить штамп с датой. Если артачатся, просите их выполнять действующий Закон «Об обращениях граждан», в котором оговорено Ваше право подавать любые заявления, лишь бы они были подписаны и было указано ФИО, адрес, дата. Вы ведь не желаете портить настроение сотруднику канцелярии и письменно жаловаться на него начальству.

5. Остальные экземпляры заявления отправляются по почте с уведомлением и описью вложения. На бланке описи вложения пишете: «отказ от автоматизированной обработки перс. данных и электронных документов ФИО».

6. Для учета свое заявление с датой и подписью отправляете простым письмом на абонентский ящик (04080, г. Киев, а/я 149, Марченко И.А), можете вложить листочек с контактным телефоном. Можно в одном письме отправлять заявления нескольких человек.

7. Чек об оплате, опись с календарным штампом подколите к своей копии, туда же по получении прикрепите и уведомление и оригинал ответа. Храните в файле с ценными документами.

Почему храним свой экземпляр заявления с важными документами? Потому что это заявление обосновывает официальный отказ не только от автоматической обработки персональных данных как таковой, но и от результатов и инструментов такой обработки — универсального идентификатора и документов, для считывания информации с которых требуется дополнительное оборудование.

Таким образом можно, например, аргументировать и отказ от универсального идентификатора в виде регистрационного номера учетной карточки или серии и номера паспорта для тех, кто ранее не отказывался от ИНН.

В рубриках: Контроль личности, Материалы в помощь для работы родительского комитета, Новости

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх