Семейный статус ребенка

Временная передача детей в семьи

    Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).

    Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

    Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

    При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

    Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.

    При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

    Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

    Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

    лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

    бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

    лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

    лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления

    лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

    лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

    Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания соответствующее заявление и следующие документы:

    а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

    б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

    в) утратил силу;

    г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина, желающего усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.

    В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом «в», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

    Документ, указанный в подпункте «б», принимается органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты выдачи, документ, указанный в подпункте «г», — в течение 6 месяцев с даты выдачи.

    Кроме указанных документов гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.

    В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. В случае если гражданином не был представлен самостоятельно документ, предусмотренный подпунктом «б», указанный документ запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этого документа гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

    Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов:

    проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (попечителем);

    проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент оформления заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина;

    оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.

    В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

    а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;

    б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;

    в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи.

    В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом «в», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

    В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в указанном жилом помещении.

    При этом гражданин может:

    брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    выехать с ребенком на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

    Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Вместе с заключением о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина (об отказе в выдаче заключения) заявителю возвращаются документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

    Гражданин, желающий временно принять ребенка в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:

    заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);

    копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

    заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;

    согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

    Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 7 дней со дня представления гражданином документов

    Передача ребенка в семью гражданина не допускается, если:

    это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;

    выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

    Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.

    Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:

    осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;

    оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

    Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, обязан:

    нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;

    получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка;

    предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;

    по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

1. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

2. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

3. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

1. Приемная семья представляет собой одну из возможных форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК РФ). Она характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, в основании устройства ребенка в приемную семью лежит сложный юридический состав, включающий в себя акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, выполняющих свои обязанности возмездно (приемных родителей), и договор о приемной семье (п. 7 ст. 145 СК РФ).

Во-вторых, поскольку договор о приемной семье носит срочный характер, постольку приемная семья — это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми совершеннолетия. Безусловно, отношения, возникшие между приемными родителями и детьми, как правило, продолжаются и в дальнейшем, однако они не носят правового характера.

В-третьих, при передаче ребенка в приемную семью он не утрачивает правовых связей со своими родителями и иными родственниками. В силу этого приемные родители и приемные дети, в отличие от усыновленных и усыновителей, не приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению и, как следствие, между ними не возникает ни алиментных обязательств, ни наследственного правопреемства.

В-четвертых, приемные родители осуществляют свои функции за вознаграждение (п. 1 ст. 153.1 СК РФ). В этом состоит разница в правовом положении приемных родителей, с одной стороны, и опекунов (попечителей) — с другой. В силу положений п. 1 ст. 36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.

В-пятых, приемная семья пользуется различного рода мерами социальной поддержки, определяемыми договором о приемной семье в соответствии с актами, принимаемыми субъектами РФ и органами местного самоуправления. В частности, на содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются денежные средства за счет соответствующих бюджетов. При этом финансирование производится на основании договора органами опеки и попечительства.

В-шестых, приемная семья, как и любая иная семья, не является самостоятельным субъектом права, за ней не признается статуса юридического лица. В этом принципиальное отличие приемной семьи от детских домов семейного типа — бюджетных воспитательных учреждений.

2. В настоящее время законодатель рассматривает приемную семью как разновидность опеки и попечительства. В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются также нормы семейного и гражданского законодательства, включая нормы Закона об опеке и попечительстве.

Вопрос о правовой природе договора о приемной семье является дискуссионным. Представляется, что договор о приемной семье — это семейно-правовой договор с некоторыми элементами публичности. Семейно-правовой характер данного договора детерминируется сущностью тех отношений, которые возникают между приемными родителями и приемными детьми вследствие его заключения. Цель договора о приемной семье заключается в реализации права ребенка на семейное воспитание. Именно поэтому первостепенное значение приобретают нравственные и иные личные качества приемных родителей, способность их к выполнению обязанностей, отношения между приемным родителем и ребенком, отношение к ребенку иных членов приемной семьи. Возможности жить и воспитываться приемному ребенку в семье подчинены и имущественные составляющие договорных отношений. Вознаграждение приемным родителям, пособия, выплачиваемые на содержание приемного ребенка, и иные меры социальной поддержки — та материальная база, которая позволяет приемной семье выполнять свои функции. Публичные элементы договора о приемной семье проявляются в нескольких моментах: 1) одной из сторон договора выступают органы опеки и попечительства, наделенные властными полномочиями; 2) содержание договора во многом предопределяется положениями нормативно-правовых актов; 3) исполнение обязанностей по финансированию жизнедеятельности приемной семьи осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований; 4) досрочное расторжение договора производится в административном порядке путем одностороннего решения органа опеки и попечительства; 5) посредством удовлетворения частных интересов приемного ребенка в семейном воспитании осуществляется реализация публичных интересов.

Однако поскольку семейное законодательство не располагает всеобъемлющей системой норм, регулирующих договорные отношения, постольку к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг, как наиболее близкого по своей сути правового института, но только в той степени, в какой это не противоречит существу таких отношений. Квалификация договора о приемной семье как разновидности договора о возмездном оказании услуг также позволяет приемным родителям быть участниками отношений по обязательному социальному и пенсионному страхованию <1>.

<1> См.: письмо Министерства финансов РФ от 28 июня 2007 г. N 03-04-07-02/31 // Экономика и жизнь. 2007. N 34.

3. Правовой основой создания и функционирования приемной семьи служат нормы гл. 21 СК РФ. Детализация и развитие правил о порядке создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье осуществляются Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 с последующими изменениями <1>.

<1> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721; 2005. N 7. Ст. 560; 2008. N 34. Ст. 3926.

На воспитание в приемную семью передаются дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения.

В СК РФ не содержится предписаний относительно количества детей, принимаемых в приемную семью. Однако вполне очевидно, что численность детей должна быть разумной с точки зрения возможности полноценного семейного воспитания в отношении каждого ребенка. Тем более, в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, имеющие серьезные дефекты умственного или физического развития. Поэтому в п. 2 Положения о приемной семье устанавливаются количественные ограничения: общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Процесс создания приемной семьи включает в себя два взаимосвязанных этапа: преддоговорный (организационный) и непосредственно касающийся заключения договора о приемной семье.

Организационно-правовые предпосылки образования приемной семьи и заключения соответствующего договора состоят в следующем. Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие материальное и семейное положение потенциальных приемных родителей, наличие у них жилого помещения, а также медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью (перечень документов обозначен в п. 7 Положения о приемной семье).

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства осуществляет обследование условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, по результатам проведения которого составляется соответствующий акт.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. Если предполагается взять в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, действительное в течение одного года, является основанием для подбора ребенка с целью его передачи в приемную семью. Предварительный выбор ребенка осуществляется будущими приемными родителями по согласованию с органом опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства или по месту его нахождения.

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка <1>.

<1> См.: письмо Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования. 2007. N 16.

При подборе ребенка из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций потенциальным приемным родителям должна быть предоставлена информация о несовершеннолетнем с тем, чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер. Полная и достоверная информация о ребенке, в том числе о состоянии его здоровья, физическом и умственном развитии, в последующем позволит приемным родителям выбрать наиболее подходящие способы и методы семейного воспитания. Средством реализации данного права выступает обязанность администрации этих учреждений ознакомить будущих приемных родителей с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).

При передаче ребенка в приемную семью необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, устройство ребенка в приемную семью должно осуществляться исключительно в его интересах. Необходим учет этнического происхождения ребенка, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ). Также следует принять во внимание, что разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (п. 5 ст. 145 СК РФ). Исключением из общего правила будут случаи, когда ребенок не осведомлен о наличии у него братьев и сестер, либо один из них страдает заболеванием, которое препятствует его передаче в приемную семью, и т.п.

Во-вторых, поскольку передача ребенка в приемную семью существенным образом влияет на его судьбу, постольку она должна сопровождаться выявлением мнения самого ребенка. Разумеется, речь идет о ребенке, обладающем определенной психической зрелостью и способном сформулировать свои собственные взгляды. Мнение ребенка должно касаться конкретных приемных родителей. Ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Преддоговорный (организационный) этап завершается принятием акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя. С этим моментом закон связывает возникновение прав и обязанностей у приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка (абз. 3 п. 7 ст. 145 СК РФ).

По завершении организационных процедур производится непосредственное заключение договора о приемной семье. Порядок и сроки заключения договора определяются Правительством РФ. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении приемного родителя, от заключения договора приемный родитель вправе предъявить требования о понуждении к заключению договора.

УДК 347.631

Б01: 10.17223/22253513/31/16

Н.В. Летова

СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Исследуются вопросы теории и практики семейного статуса ребенка, выявлена его специфика, названы отличительные признаки семейного статуса ребенка, представлена его характеристика, определены элементы, образующие содержание семейного статуса. Даны рекомендации по выявлению семейного статуса ребенка в нормах действующего законодательства Российской Федерации и обоснована необходимость его определения в теории семейного права. Ключевые слова: ребенок, семейный статус, видовые признаки семейного статуса ребенка.

Семья, как и любое социальное явление, реагирует на происходящие изменения в обществе, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние и на правовой статус детей в целом. Системный анализ действующего российского законодательства позволяет констатировать, что в настоящее время в России пока нет эффективной системы мер, направленных на решение детских проблем, а также необходимых условий для удовлетворения потребностей детей. Потребность в обосновании самостоятельности такого особого субъекта, как ребенок, предполагает не только выработку эффективных механизмов правового регулирования с его участием, направленных на обеспечение его прав и законных интересов, но и определение его статуса, в частности семейного. Вместе с тем в настоящее время семейное законодательство нуждается в серьезной систематизации, выделении наиболее крупных, самостоятельных институтов, направленных именно на регулирование семейных отношений с участием несовершеннолетних. Особенности правового регулирования отношений с участием детей оказывают непосредственное влияние на их статус в целом и предопределяют необходимость учитывать его законодателем.

Регулирование семейных отношений осуществляется с учетом приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ; далее -СК РФ) . В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 главная цель Национальной стратегии — определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей (выделено мной. -Н.Л.) и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права . Очевидно, что

регулирование отношений с участием детей осуществляется с учетом принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка, значение которого не может быть индифферентным для правового статуса ребенка. Применение оговорки «в интересах ребенка» указывает на то, что законодатель учитывает особое положение несовершеннолетних, по сути, опосредованно принимает во внимание их правовой статус. Теоретического осмысления требует не только само определение понятия «правовой статус», но и его содержание, в котором была бы отражена система разнообразных межотраслевых связей с участием ребенка .

Действующее семейное законодательство хотя и содержит определение понятия «ребенок» (ст. 54 СК РФ), однако определить его юридическое содержание и тем более в исчерпывающем виде установить статус ребенка представляется весьма сложной задачей. Ребенок — это особый субъект права, основные права которого отличаются универсальным характером в том смысле, что они характерны для законодательства всех стран без исключения. Иными словами, каждое государство должно обеспечить «минимальный стандарт» неотъемлемых прав для каждого ребенка, вне зависимости от его пола, места проживания, национальности, гражданства, наличия или отсутствия у него семьи, его индивидуальных качеств и т.д.

Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» . В соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Несмотря на разные терминологические изыскания, используемые законодателем применительно к ребенку, таких как «человеческое существо», «лицо», фактически законодатель при определении понятия «ребенок» ограничивается одним критерием: учитывает его возраст.

Известно, что право личности становится юридическим или субъективным, когда оно официально признается государством и закрепляется в законе в соответствующих нормах, например право на жизнь, гарантированное ребенку Конституцией (ст. 20) . Так, с моментом рождения ребенка закон связывает не только наступление совершенно определенных правовых последствий, но и наделение его таким юридическим качеством, как правоспособность.

Правоспособность является элементом общего правового статуса ребенка, поскольку она принадлежит от рождения каждому человеку, не зависит от личных качеств самого ребенка, является равной для всех и каждого без исключения. Правоспособность традиционно рассматривается не только как совокупность, но и как определенное состояние этих прав и обязанностей, она трансформируется в конкретные субъективные права, т.е. можно сказать о том, что правоспособность — это первоначальное состояние, стадия проявления прав, свобод и обязанностей. Поскольку правоспособность возникает лишь у родившегося ребенка, законом определен момент рождения. Согласно ст. 53 ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-

дан в Российской Федерации» моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. Фактически в законе установлен момент, с наступлением которого определяется начало жизни человека с медицинской точки зрения . К числу видовых особенностей правоспособности ребенка относится изменение ее содержания не только в связи с достижением им определенного возраста, но и в связи с наступлением определенных событий, предусмотренных нормами не только семейного права, но и других правовых отраслей. В частности, М.В. Антокольская, сравнивая гражданскую и семейную правоспособность, отмечает, что и в гражданско-правовой сфере можно говорить о возникновении правоспособности с момента рождения лишь с определенными оговорками .

Системное толкование СК РФ позволяет утверждать, что несовершеннолетний обладает определенным набором прав, предусмотренных гл. 11 СК РФ, присутствие которой позволяет говорить об особом отношении законодателя к детям. К числу таких прав относятся право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55), право ребенка на защиту (ст. 56), право ребенка выражать свое мнение (ст. 57), право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58), при этом только одна статья посвящена имущественным правам ребенка (ст. 60) а об обязанностях детей в законе не упоминается. По нашему мнению, с точки зрения общеизвестных теоретических положений о том, что нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав, структура гл. 11 СК РФ вызывает по меньшей мере удивление. У каждого участника правоотношений, в том числе и семейных, должны быть не только права, но и обязанности, что позволяет сделать вывод о содержании семейного статуса ребенка, который образует только один структурный элемент — права.

Содержание гл. 11 СК РФ включает только на те права ребенка, которые принадлежат конкретному ребенку, являющемуся единственным носителем этих прав, и нет субъекта, которому можно было бы делегировать соответствующее исполнение обязанностей. То есть фактически его право «поглощает» его обязанности, в этих отношениях нет двусторонности и взаимной корреспонденции прав и обязанностей их участников. Ребенок не может одновременно иметь право, например право выражать свое мнение, и наделить самого себя соответствующей обязанностью, направленной на исполнение соответствующего права.

Специфика семейных отношений обусловливает преобладание личных неимущественных прав ребенка по отношению к имущественным. Преимущество личных неимущественных прав ребенка определено социальной природой норм СК РФ, в основе возникновения которых лежат личные союзы (брак, родство, рождение), которые характеризуются длящимся характером и, по существу, являются пожизненными. Поскольку отношения между участниками семейных отношений основаны на доверии, чувстве любви, уважении, очевидно, что эти категории лишены экономического

или стоимостного эквивалента, что характерно для отношений гражданского вида.

По нашему мнению, хотя права, указанные в гл. 11 СК РФ, и составляют содержание семейного статуса ребенка, тем не менее не все из них отличаются сугубо семейно-правовой природой. Их правовая сущность является неоднозначной, разной по функциональному назначению норм и их отраслевой принадлежности, поэтому при регулировании отношений с участием детей законодатель использует неодинаковые по своей отраслевой принадлежности правовые нормы, что свидетельствует о комплексности семейного права. Так, некоторые права не только отличаются семейно-правовой природой, но и содержатся в документах международного характера (например, ст. 57 СК РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение, ст. 13 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает аналогичное право). Известно, что международное право является частью российского законодательства в целом, поэтому его нормы (Конвенция о правах ребенка) составляют содержание норм СК РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 6 СК РФ). В этом проявляется еще одна особенность правового регулирования отношений с участием ребенка, который может быть носителем прав, предусмотренных нормами не только российского, но и международного права. Кроме того, преимущество норм неимущественного характера в содержании правового статуса ребенка обусловлено его особым положением в семейных отношениях, ребенок рассматривается не просто как участник определенных отношений, но и как член семьи, выполняющий определенные функции, назначение которых также не отличается обязательственной природой.

Поскольку ребенок является участником разноотраслевых правоотношений, его субъективные права отличаются значительной подвижностью и динамикой, что прослеживается на примере конкретных норм законодательства, в которых предоставление ребенку определенного статуса обусловлено наличием у него определенных критериев, в частности возраста, пола, личностных особенностей, наличия или отсутствия семьи, состояния здоровья, которые оказывают значительное влияние непосредственно на содержание правового статуса ребенка. Нетрудно заметить, что указанные критерии отличаются по своей правовой природе, содержанию и не характерны для иных субъектов, в частности дееспособных граждан. Например, такой критерий, как возраст, не имеет определяющего значения, когда речь идет о совершеннолетнем гражданине. Некоторые из указанных критериев, такие как наличие или отсутствие семьи, в целом указывают на то, каким образом реализуется право ребенка жить и воспитываться в семье. В случае, если у ребенка нет такой возможности (ребенок-сирота, или ребенок, оставшийся без попечения родителей), ему должны быть созданы условия, приближенные к семейным, путем его усыновления, установления опеки и попечительства или передачи в приемную семью. В этой связи определение той или иной формы устройства в отношении ребенка, безусловно, указывает на специфику

его семейного статуса в зависимости от того, воспитывается ли ребенок в семье или в детском учреждении.

Что касается возраста, по нашему мнению, — это такой критерий ребенка, в содержании которого проявляются «разнофункциональные» элементы — статические и динамические. Первые проявляются в принадлежности любому и каждому лицу, вне зависимости от возраста, вторые приобретают особое значение применительно к характеристике ребенка, поскольку изменение его возраста указывает на его принадлежность к разным группам детей. Очевидно, что возраст имеет определяющее значение только применительно к характеристике правового статуса именно несовершеннолетнего; когда ребенок становится совершеннолетним, его возраст, по сути, в смысле реализации указанных элементов значения не имеет, по крайней мере по отношению к определению семейного статуса ребенка. Статус ребенка, имеющийся у него до достижения им 18-летнего возраста, является в подавляющем большинстве случаев «плавающей» категорией, поскольку правовое положение ребенка различается в зависимости от его возраста.

В отдельных случаях нормы СК РФ, в отличие от ГК РФ, предусматривают положения, которые связывают наступление определенных правовых последствий в отношении ребенка, как правило, в отношении его личных неимущественных прав, с достижением им раннего возраста, 10 лет. Так, согласие ребенка необходимо при решении вопроса о восстановлении родителей в их правах (ст. 72 СК РФ), при усыновлении ребенка (ст. 132 СК РФ), а также в иных случаях, предусмотренных в законе (ст. 57 СК РФ). Таким образом, возраст ребенка не только указывает на его принадлежность к определенной группе, обусловливает специфику его правового положения, но и определяет правовую природу отношений, в которых он участвует. Специфика возраста ребенка заключается в том, что он учитывается при характеристике правового статуса ребенка и имеет совершенно определенное юридическое значение. В этой связи возраст можно рассматривать как постоянную (универсальную) категорию, но не в смысле того, что он не меняется, а в понимании, что он всегда учитывается при характеристике ребенка (по крайней мере до того момента, пока лицо по закону не достигло совершеннолетия).

Определение семейного статуса ребенка позволит в значительной степени облегчить применение соответствующих норм специального характера, предварительно выявив степень их взаимосвязи как между собой, так и по отношению к нормам общего характера. Определение семейного статуса ребенка, выявление его особой правовой природы позволит обосновать положение детей как особых субъектов семейных отношений. Правовая природа семейного статуса ребенка такова, что его содержание составляет только один структурный элемент — это личные неимущественные права ребенка.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что семейный статус ребенка является сложным, его элементы отличаются разной правовой природой и определяются в зависимости от принадлежности детей к опреде-

ленной группе, а также их индивидуальными особенностями, например возрастом, состоянием здоровья, принадлежностью ребенка к определенному полу, наличием или отсутствием семьи у ребенка и др.

Определение семейного статуса ребенка позволит наиболее наглядно представить специфику его положения в семейных отношениях. Исходя из общей структуры российского законодательства, теоретических положений о правовом статусе вообще и правовом статусе ребенка в частности, необходимо включить в содержание специальных норм отраслевого характера (СК, ГК РФ) указание на статус ребенка.

Литература

2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы : указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

3. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

4. Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. XLVI.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1997.

Letova Natalia V., Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation)

MARITAL STATUS OF THE CHILD: PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE

Keywords: child, marital status, specific signs of marital status of the child.

DOI: 10.17223/22253513/31/16

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх