Схема территориального планирования

В соответствии с статьей 14 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

  • транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и спорт;
  • иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов:

  • сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
  • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.На указанных картах отображаются:

  • границы муниципальных образований — городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
  • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Система требований как обязательное условие обеспечения качества документации

А.А. Зенков (ИТП «Град», Омск)
Предпосылки создания системы требований к градостроительной документации

Эффективное управление территорией является одним из приоритетных направлений государственной политики. Для принятия грамотных и экономически обоснованных решений по развитию территории необходима качественная градостроительная документация. Для повышения эффективности принимаемых решений необходимы информационно-аналитические системы управления градостроительным развитием территории (ИАС УГРТ).
В качестве компонент в ИАС УГРТ входят: нормативно-правовое и административно-организационное обеспечение, информационные ресурсы, технология. Важнейшей частью информационных ресурсов является градостроительная документация, так как ее результаты выражаются в атрибуции оhbбъектов градостроительного регулирования, которые в свою очередь устанавливают назначение территории или ограничивают градостроительную деятельность. Каждый из видов градостроительной документации предназначен для принятия определенных Градостроительным кодексом РФ решений, регламентирующих правовой статус объектов градостроительного регулирования.
Например, генеральным планом устанавливаются границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа или иного поселения, функциональное назначение территорий с учетом планировочной структуры и ограничений на их использование, определяются ориентировочные места размещения объектов капитального строительства местного значения — социально значимых объектов, возведение которых финансируется из средств местного бюджета в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетного кодекса РФ. Следовательно, результатами генерального плана должны быть следующие группы объектов градостроительного регулирования:
— элементы административно-территориального деления;
— элементы планировочной организации;
— функциональные зоны;
— зоны размещения объектов капитального строительства;
— зоны с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, объекты градостроительного регулирования классифицируются исходя из смысла градостроительной документации и группируются по принципу принадлежности к определенному виду градостроительного решения.
Например, в состав классификационной группы «функциональные зоны» входят зоны: жилые, общественно-деловые, рекреационные, производственные, специального назначения и др. В составе классификационных групп выделяются подгруппы с целью детализации (уточнения) градостроительного решения. Балтийский институт охраны труда проводит Обучение по охране труда Так, в составе общественно-деловых зон могут быть выделены зоны: административно-деловые, городских центров, учебно-образовательные, здравоохранения, торговые, культурно-развлекательного назначения и др.
Основной смысл градостроительных решений заключается в том, что устанавливаемые объекты градостроительного регулирования служат основанием для принятия следующего в градостроительной иерархии решения (на основании планировочной структуры и функционального зонирования в проектах планировки вводятся красные линии, детализируются функциональные зоны и определяются параметры их развития) или назначения прав использования земельного участка путем формирования его градостроительного плана. Из этого следует, что для обеспечения непротиворечивости зависящих друг от друга решений и сокращения затрат на их подготовку необходимо максимально оптимизировать соответствующие процессы. Итоговое сочинение Важную роль в оптимизации градостроительной деятельности играют административные регламенты и автоматизация многочисленных процессов, осуществляемых при разработке градостроительной документации, ее корректировке, подготовке на ее основе разрешительных, статистических и аналитических документов. Автоматизировать процессы можно в том случае, если объекты, участвующие в последовательных операциях, сформированы по единым правилам и классифицированы в соответствии с иерархическими зависимостями градостроительных объектов и решений по принципу «от общего к частному».
Следовательно, если проектировщики намерены не только разработать качественную градостроительную документацию, но и обеспечить ее эффективное использование в деятельности по управлению развитием территорий, то результатами всех градостроительных проектов помимо документов установленного образца должны стать базы градостроительных данных, включающие в себя обязательный набор объектов опорного плана и градостроительного регулирования.
Подготавливаемая же вне единых требований различными разработчиками и в разное время градостроительная документация всех уровней не может быть эффективно использована для этой цели из-за разнородности представления идентичных по смыслу данных.
Система требований к градостроительной документации

Для решения обозначенных задач Институтом территориального планирования «Град» разработана система требований к градостроительной документации всех уровней, применяемая при ее подготовке и использовании с целью обеспечения интеграции документов в интересах управления территориями.
Система требований к градостроительной документации — это комплект документов, устанавливающих требования к структуре и объектовому составу градостроительной документации, классификации и атрибутам ее объектов (объекты опорного плана и градостроительного регулирования) в электронном виде, а также программное обеспечение для автоматизации процессов разработки градостроительной документации (рис. 1).

Рис.1. Структура системы требований к градостроительной документации

Целью создания системы требований является повышение качества градостроительной документации, автоматизация процессов ее подготовки и использования. Применение системы требований позволит:
— унифицировать и систематизировать данные, используемые при подготовке градостроительной документации;
— повысить качество градостроительной документации за счет автоматизации процессов ее подготовки и использования;
— обеспечить возможность использования градостроительной документации в системах поддержки принятия управленческих решений по развитию территорий, основанных на информационно-аналитических системах управления градостроительным развитием территорий.
Система требований разработана в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативных технических документов и с учетом опыта разработки всех видов градостроительной документации в 31 субъекте РФ.
Система требований применима:
— для разработки и корректировки градостроительной документации окружного и муниципального уровней;
— при создании и эксплуатации информационных систем обеспечения градостроительной деятельности городских округов и муниципальных районов;
— при использовании градостроительной документации для управления развитием территорий;
— при формировании инфраструктуры пространственных данных (в экспериментальных проектах муниципального уровня);
— при организации взаимодействия различных информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровнях.
Пользователями системы требований могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.
Система требований к градостроительной документации включает:
1. Систему классификаторов градостроительной документации.
2. Требования к градостроительной документации, в том числе:
— к схемам территориального планирования субъектов РФ;
— к схемам территориального планирования муниципальных районов;
— к генеральным планам городских округов и поселений;
— к документации по планировке территорий;
— к правилам землепользования и застройки.
3. Пояснительную записку, содержащую основные положения и обоснования.
4. Проект положения об использовании системы требований к градостроительной документации.
5. Проект регламента ведения системы требований к градостроительной документации.
6. Правила цифрового описания объектов градостроительной документации.
7. Программное обеспечение для работы с системой требований к градостроительной документации.
В рамках создания системы требований выделены объекты градостроительной документации и их атрибуты, проведена их классификация, определен объектный состав схем градостроительной документации, состав и диапазоны значений атрибутов объектов. Работа выполнена на основе анализа нормативной правовой базы с учетом большого практического опыта подготовки и использования градостроительной документации для целей управления территориями в различных субъектах Российской Федерации.

Система классификаторов градостроительной документации

Система классификаторов предназначена для кодирования информации, участвующей в процессе разработки и использования градостроительной документации. Она включает Классификатор объектов градостроительной документации и Классификатор характеристик объектов градостроительной документации.
В систему классификаторов градостроительной документации вошли объекты опорного плана и объекты градостроительного регулирования. Первые являются источником информации о существующем состоянии территории и используются для принятия градостроительных решений соответствующего уровня. Вторые представляют собой результат решений, реализованных в градостроительной документации.
Выделим объекты градостроительного регулирования по видам градостроительной документации.
Схемы территориального планирования субъектов РФ:
— объекты административно-территориального деления;
— зоны размещения объектов капитального строительства регионального и федерального значения.
Схемы территориального планирования муниципальных районов:
— объекты административно-территориального деления;
— объекты планировочной организации территории;
— зоны размещения объектов капитального строительства местного, регионального, федерального значения.
Генеральные планы поселений и городских округов:
— объекты административно-территориального деления;
— объекты планировочной организации территории;
— функциональные зоны;
— зоны размещения объектов капитального строительства местного, регионального, федерального значения.
Документация по планировке территорий:
— красные линии;
— линии регулирования застройки;
— линии отступа от границ земельного участка;
— зоны размещения объектов капитального строительства;
— границы проектируемых земельных участков в составе проектов межевания.
Правила землепользования и застройки:
— территориальные зоны.
Территории с градостроительными ограничениями, в том числе зоны с особыми условиями использования, отображаются во всех видах градостроительной документации.
Система классификаторов основана на иерархическом методе классификации и использует последовательный метод кодирования. Каждый элемент системы классификаторов имеет следующие атрибуты: уникальный код, наименование, обоснование участия.
В системе классификаторов градостроительной документации назначения объектов вынесены в их характеристики и используются для определения таких объектов, как функциональные и территориальные зоны, объекты капитального строительства, зоны размещения объектов капитального строительства, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в составе градостроительных регламентов. Считаем целесообразным использовать систему классификаторов и для определения назначений объектов при постановке на кадастровый учет объектов недвижимости в целях унификации требований, устранения противоречий, возникающих при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности.
Создание единого классификатора объектов недвижимости — важный шаг на пути к формированию единого информационного пространства в сфере управления территориями, а также благоприятной среды жизни и деятельности людей.
Требования к градостроительной документации

Требования для каждого вида градостроительной документации устанавливают:
— структуру документа;
— объектный состав документа (таблицы документа), содержащий перечень объектов, отображаемых на картах (схемах) документа, перечень атрибутов для каждого объекта градостроительной документации и правила заполнения атрибутов объектов градостроительной документации;
— состав схем документа, определяющий участие объектов градостроительной документации в схемах документа;
— условные обозначения объектов градостроительной документации.
Программное обеспечение для работы с системой требований к градостроительной документации

В состав системы требований к градостроительной документации входит программное обеспечение, позволяющее использовать ее при разработке соответствующих документов, автоматизировать процессы их подготовки, вносить изменения в систему требований, автоматизировать процессы проверки разработанных документов на соответствие системе требований (рис. 2, 3).

Рис. 2. Программное обеспечение для работы с системой требований к градостроительной документации

Составными элементами программного обеспечения являются:
— редактор системы требований к градостроительной документации, с помощью которого осуществляется внесение изменений в систему (используется формат хранения данных XML);
— программное обеспечение для работы с системой требований в ГИС MapInfo (обеспечивает корректный ввод атрибутивных данных объектов градостроительной документации и автоматическое определение условных обозначений объектов);
— программное обеспечение для автоматизации процессов проверки разработанной градостроительной документации на соответствие системе требований.

Рис. 3. Порядок использования системы требований к градостроительной документации

Система требований к градостроительной документации применительно к ИСОГД и ИАС УГРТ

Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и информационно-аналитические системы управления градостроительным развитием территорий (ИАС УГРТ) разрабатываются для улучшения качества исполнения государственных и муниципальных функций и оказания государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства, принятия наиболее эффективных и экономически обоснованных решений по развитию территории.
Основным компонентом таких систем являются данные, необходимые для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению градостроительной деятельности. Данные должны быть организованы в банки данных в соответствии с определенными требованиями, обеспечивающими единую структуру сведений и, соответственно, возможность информационного обмена между муниципалитетами и органом государственной власти, уполномоченным в сфере градостроительства.
Использование системы требований к градостроительной документации в качестве основы банков данных ИСОГД и ИАС УГРТ является обязательным условием, обеспечивающим автоматизацию процессов при исполнении функций и предоставлении услуг в сфере градостроительства (например, подготовка градостроительного плана земельного участка, проекта разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; рис. 4).

Рис. 4. Пример автоматизации процессов предоставления услуг в сфере градостроительства

Применение таких информационно-аналитических систем, организованных на основе единой классификации объектов градостроительной документации, базовых пространственных и иных объектов градостроительной деятельности, приведет к качественному улучшению управления развитием территорий, способствуя реализации установок таких документов, как:
— Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
— постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости»;
— Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р; в ред. постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 221);
— Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1157-р);
— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212).
Система требований к градостроительной документации определяет правила ее формирования и представления, работу с данными, но не ограничивает выбор программного обеспечения, т. е. использовать систему требований можно в сочетании с теми программами, которые наиболее удобны и привычны для проектировщиков и пользователей градостроительной документации, например, MapInfo (Pitney Bowes Software, Inc., США), ГИС «ИнГео» (ЦСИ «Интегро», Уфа), ArcGIS (ESRI, Inc., США), ГИС «Карта 2005» (КБ «ПАНОРАМА») и т. д. (рис. 5, 6).

Рис. 5. Система требований к градостроительной документации в приложении к ГИС «ИнГео»

Эффекты от использования системы требований к градостроительной документации

1. Сокращение сроков разработки градостроительной документации и внесения в нее изменений на этапах согласования и использования.
2. Повышение качества разработки градостроительной документации за счет реализации требований к составу и структуре данных, минимизации технических ошибок ввода информации, обеспечения корректного и однозначного ввода информации при заполнении атрибутов ОГД с использованием классификатора.
3. Создание единого информационного пространства для разработчиков и пользователей градостроительной документации, возможность организации обмена данными между участниками градостроительной деятельности.

Рис. 6. Система требований к градостроительной документации в приложении к ГИС «Карта 2005»

4. Минимизация затрат на конвертацию данных, предоставляемых разработчиками градостроительной документации в составе сдаваемых материалов, в информационные системы заказчиков.
5. Минимизация затрат разработчика градостроительной документации на обработку исходных данных, предоставленных заказчиком для проектирования, за счет использования системы требований обеими сторонами.
6. Повышение эффективности работы с градостроительной документацией в электронном виде, возможность использования данных в информационных системах. Однозначная идентификация ОГД в базе данных и, как следствие, возможность осуществления корректного поиска, формирования статистических и аналитических отчетов.
7. Повышение эффективности управления развитием территорий за счет оперативного обмена информацией между уровнями власти. Улучшение контроля за реализацией федеральных, региональных и муниципальных программ по развитию территорий.
8. Сокращение затрат времени и средств на получение необходимых сведений и документации, исключение дублирования информации, возможность получения ее из одного источника.
См. также:
Каталог Программного обеспечения:
— Карта 2011

Эффективная система стратегического планирования позволяет решать комплекс проблем страны и регионов, требующих в настоящее время особого внимания и усилий со стороны органов власти. Необходимость формирования стратегической системы планирования в РФ возникла еще в период реформ, но действующие в то время нормативно-правовые акты, регламентирующие этот процесс, не решали основных методологических проблем планирования и управления. До настоящего времени система государственного прогнозирования и планирования регулировалась Федеральным законом № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г.

Согласно Закону система государственного прогнозирования и планирования основывалась на долгосрочном прогнозе, концепции и программе социально-экономического развития РФ. Основным механизмом реализации концепции являлись среднесрочные целевые программы. Такая система государственного прогнозирования и планирования была функциональна, но не отражала стратегический подход. Кроме того, имелся ряд проблем:

  1. Не совпадали периоды прогнозирования и планирования социально-экономического развития (4 года) с политическими циклами (6 лет). Если учесть, что срок полномочий президента увеличился до 6 лет, то и среднесрочная перспектива социально-экономического развития должна этому соответствовать.
  2. Центральным звеном реализации всех управленческих решений и плановых задач являлись целевые программы. Однако методологическая незаконченность системы программно-целевого планирования на государственном уровне снижала эффективность всей системы управления. Опыт использования программно-целевого планирования в СССР показал, что основная его цель — преодоление диспропорций в развитии народного хозяйства. Переход на разработку комплексных государственных программ позволил решить некоторые проблемы. Однако, по-прежнему остаются актуальными вопросы методической обеспеченности программно-целевого планирования.
  3. Существенным недостатком системы государственного прогнозирования и планирования в РФ являлось отсутствие звена, формирующего цели развития отраслей и регионов на кратко и среднесрочную перспективы на основе Долгосрочной Концепции социально-экономического развития РФ. Очевидно, что только одним документом невозможно охватить и детально проработать всю систему целевых ориентиров во всех областях деятельности страны и на всех уровнях управления .

Новая усовершенствованная система государственного стратегического планирования, учитывающая недостатки прежней, а также стратегические принципы развития, формировалась постепенно и долго.

Длительный период времени законотворчества на федеральном уровне позволил большинству регионов страны разрабатывать свои нормативно-правовые акты по отраслевому и территориальному планированию. Большая часть регионов разработала свою концепцию развития, на основе которой подготовлены, обсуждены и утверждены прогнозы и программы социально-экономического развития на кратко, средне, и долгосрочную перспективу. Меньшая часть регионов разработала стратегические планы развития, в отдельных субъектах делались попытки составления межотраслевого баланса и т.д.

28 июня 2014 г. принят новый Закон Российской Федерации — «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .

Стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. В соответствии с принятым и утвержденным законом складывается новая система планирования и программирования. Эта система принципиально отличается от ранее принятой.

В целом Закон «О стратегическом планировании в РФ» помогает решить основные ранее указанные проблемы: уточнен период планирования, изменена структура процесса стратегического планирования и программирования, стратегическое целеполагание отражено на различных уровнях управления, раскрывается отраслевой и территориальный принципы планирования, стратегии и целевые программы становятся механизмом реализации системных целей. Особое внимание уделено этапу целеполагания, реализующему системный и всесторонний подход к формированию стратегических целей развития на долгосрочные перспективы на уровне государства, отраслей, регионов и субъектов.

Очевидно, что реализация Закона потребует большого количества институциональных реформ: нормативных, финансово-экономических, налоговых — которые придадут нужный вектор и темп экономической жизни .

Согласно Закону «О стратегическом планировании в РФ» процесс формирования стратегии развития отраслей и регионов сопряжен с глубокой методической проработкой и взаимосвязью с тактическим управлением и планированием.

Таким образом, в настоящее время для ускорения процесса формирования эффективной системы стратегического планирования в рамках Закона необходимо скорейшее внедрение уточненных и новых методических подходов, а именно:

  1. Внедрить единую методическую основу системы стратегического планирования: процедуру разработки и прохождения необходимых документов, усовершенствованную методику стратегического анализа и прогнозирования развития отраслей и регионов; уточнить требования к региональным и отраслевым стратегиям, отработать механизмы согласования федеральных, отраслевых и территориальных стратегий.
  2. На этапе стратегического целеполагания большую актуальность приобретают не столько методические указания по разработки региональных и отраслевых стратегий, сколько качество процесса целеполагания, отражающее не только реакции на изменения в мире, но и долгосрочное системное стратегическое видение пути развития нашей страны и регионов.
  3. Распределить полномочия между органами власти и органами местного самоуправления в вопросах стратегического планирования. Сильная вертикаль власти и чрезмерная централизация управления в экономических вопросах не дают регионам самостоятельности в разработке жизнеспособных стратегий на местах. Региональным органам власти в рамках Закона нужно делегировать больше полномочий, а также и степень ответственности. Организация местного самоуправления дает возможность формировать точно и конкретно стратегические цели развития, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и конкурентные преимущества применительно к данному региону, учитывая местные особенности.

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

3.1. Наличие утвержденного документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также внесению изменений в утвержденные в соответствии с настоящим Кодексом документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

3.2. Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации. До приведения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации документы территориального планирования субъекта Российской Федерации не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

3.3. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ.

4.1. При подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.

4.2. При подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов регионального значения.

5. Подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также — информационная система территориального планирования).

5.1. Подготовка документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется на основании стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

5.2. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы — официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частями 7.1 и 7.2 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения.

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

14. Не осуществляется внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов в случаях изменения местоположения существующих объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения муниципального района вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых расположены изымаемые земельные участки, изменения местоположения планируемых для размещения объектов федерального значения, регионального значения или местного значения муниципального района в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых планировалось размещение таких объектов, а также в случае изменения наименований муниципального образования, населенного пункта, в том числе в связи с их преобразованием, либо в случае изменения наименований объектов федерального значения, регионального значения или местного значения муниципального района, если это не приводит к изменению их назначения, основных характеристик или местоположения.

Территориальное планирование. Документация по планировке территории.

В соответствии со статьей № 9 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) основной целью территориального планирования является учет совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов с целью обеспечения стабильного развития территорий, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, а также обеспечения учета интересов граждан Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования – важнейший инструмент управления развитием территории. Территориальное планирование напрямую связано с механизмами землепользования и застройки посредством нормы статьи № 9 ГрК РФ, предусматривающей абсолютное ограничение на ряд действий органов государственной власти и местного самоуправления при отсутствии документов территориального планирования. При такой ситуации ни органы государственной власти, ни муниципалитеты не могут осуществлять действия, направленные на резервирование земель и их изъятие, а также переводить земли из одной категории в другую.
Согласно статье № 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на:

  • • документы территориального планирования Российской Федерации;
  • • документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
  • • документы территориального планирования муниципальных образований.

На основании данных документов принимаются решения в отношении осуществления инвестиционных проектов, развития инфраструктур и создания новых социальных объектов.
Документы территориального планирования РФ.
Основные документы территориального планирования РФ – это соответствующие схемы территориального планирования. На федеральном уровне они должны быть в следующих областях:

  • — федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный), автомобильные дороги федерального значения;
  • — оборона страны и безопасность государства;
  • — энергетика;
  • — высшее образование;
  • — здравоохранение;
  • — использования и охраны лесного фонда и водных объектов;
  • — развития космической деятельности.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации включают в себя карты планируемого развития охраняемых природных территорий регионального значения и их размещения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, карты планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:
— планируемые для размещения объекты регионального и местного значения в соответствии с документами территориального планирования субъектов Российской Федерации;
— особые экономические зоны;
— особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения;
— территории объектов культурного наследия;

— зоны с особыми условиями использования территорий;
— территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— иные объекты и территории.
Схемы территориального планирования Российской Федерации, и внесение изменений в эти схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации. Исключение составляют схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утверждающиеся Президентом Российской Федерации.
Документы территориального планирования субъектов РФ
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации служат схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Среди обязательных областей территориального планирования субъектов РФ выделяют следующие:
— транспорт (железнодорожный, водный и воздушный), автомобильные дороги регионального значения;
— предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, различных эпидемий, стихийных бедствий и ликвидация их последствий;
— образование;
— здравоохранение;
— физическая культура и спорт;
— иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации включают в себя сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Для их реализации осуществляется создание объектов регионального значения;
— обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения при помощи анализа использования соответствующей территории, возможных направлений и ограничений ее использования и развития;
— оценку влияния потенциальных объектов для размещения регионального значения на комплексное развитие территории.
Документы территориального планирования муниципальных образований.
Перечень документов территориального планирования муниципальных образований:
— схемы территориального планирования муниципальных районов;
— генеральные планы поселений;
— генеральные планы городских округов.
В том случае, когда представительный орган местного самоуправления сельского поселения решает исключить необходимость подготовки генерального плана и подготовку правил землепользования и застройки, выдвигаются следующие условия:
1) исключение изменения существующего использования территории этого поселения и отсутствие утвержденной программы его социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации и документами территориального планирования муниципального района не предусматривается размещение, объектов регионального значения, объектов федерального значения, а также объектов местного значения муниципального района на территории данного поселения.
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов обладателей земельных участков, а также объектов капитального строительства проводятся публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений. В публичных слушаниях принимают участие жители поселений и городских округов, и они проводятся в обязательном порядке в каждом населенном пункте муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определен уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное планирование регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №191.
Система территориального планирования в России имеет ряд существенных недостатков, не позволяющих осуществить рационально — обоснованное планирование и организацию использования земель, и их охраны в составе градостроительной документации. Концепция территориального планирования исходит из интересов развития населенных пунктов, и в некоторой степени планируемого размещения объектов капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения. В 60-х годах XX века эта концепция имела популярность в Западной Европе, в ее экономически развитых странах. Следствием этого явилась нерегулируемая застройка, которая привела к стремительному росту городов. В условиях значительного дефицита земель и высокой плотности населения это послужило причиной нарушения экологической стабильности территории. В конце XX века концепция территориального планирования за рубежом была ориентирована на общественные ценности и национальные интересы. Затрагивались интересы частной собственности на землю и другую недвижимость.
Территориальное планирование проводится на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования земель и их охраны с учетом зонирования территории. В зависимости от уровня планирования и вида территории, виды и содержание планов имеют существенные отличия. Документы территориального планирования, устанавливаемые ГрК Российской Федерации, рассматривают территорию, как объект градостроительной деятельности, что приводит к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и экологических зон. Являясь лишь частью правил землепользования и застройки, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, особо охраняемых природных территорий. Таким образом, они попадают в сферу территориального планирования и градостроительного зонирования. А для земель, не охваченных градостроительными регламентами, их планирование и охрана должны являться областью землеустроительной деятельности и осуществляться на основе землеустроительной документации. Для государства территориальное планирование является инструментом осуществления земельной политики. Таким образом, территориальное планирование должно связывать федеральные, региональные и местные интересы посредством логически и технически взаимосвязанных документов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. № 9–19) не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования. На сегодняшний день одной из особенностей территориального планирования является утверждение реализации плана в рамках трех месяцев. В нем определяются дальнейшие действия администрации в области градостроительной деятельности, таких как необходимость подготовки других документов — правил землепользования и застройки, документации по планировке и проектной документации. Сюда же входит и финансово-экономическое обоснование реализации документа территориального планирования. План реализации — это документ планирования использования бюджетных средств по объёмам выделения, приоритетным объектам и срокам возведения объектов капитального строительства местного значения, согласно генеральному плану или схеме территориального планирования муниципального района. План реализации зависит от бюджета. Местный бюджет планируется и утверждается каждый год, соответственно, план реализации корректируется в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования по реализации решений генерального плана или схемы территориального планирования. В сложившихся условиях растет ряд некоторых проблем, оказывающих влияние на реализацию территориального планирования и на качество принимаемых решений.
Среди самых актуальных проблем выделяют следующие:
1. Неполнота компонентов Российского градостроительного плана, а также их невысокий уровень;
2. Низкий уровень организации развития и реализации градостроительной политики;
3. Крайне низкий уровень информационного обеспечения развития и проведения градостроительной политики органами государственной власти.
Из этого следует вывод, что от качества решений, принятых в утвержденных документах территориального планирования, во многом зависит будущее территорий, для которых они разработаны. Это касается и общего благосостояния страны. Цена некомпетентности и связанных с ней градостроительных ошибок весьма высока. Их последствием могут стать не только большие социально-экономические уроны, но и возникновение чрезвычайных ситуаций. Для оптимизации работы правового регулирования в сфере территориального планирования и решения наиболее острых проблем, связанных с проектной документацией, разработаны необходимые образовательные программы, а также эффективные курсы и семинары повышения квалификации.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх