Школьный библиотекарь

Работа с одарёнными детьми в рамках школьной библиотеки

Проблема одарённости детей волновала людей всегда. Учителя стремятся как можно раньше выявить способности у детей. Задача библиотекаря — помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажёг учитель на уроке.

А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребёнке, то очень важно относиться к каждому ребёнку как к будущему гению!

Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества.

Нравственно-эстетические и и духовные потребности современных детей и подростков – категория изменчивая, что связано с влиянием СМИ, компьютерных технологий, аудиовидеокультуры. Чтобы их развивать, нужно постоянно их изучать. Педагогов и библиотекарей всего мира беспокоит отчуждение детей от серьёзного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности, не даёт пищу для ума и души.

Культуру ребёнка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, же книги.

Школьная библиотека – место, где любой ученик может получить книги и информацию бесплатно, осуществляя своё право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры.

Задачи библиотеки

1. Налаживание контактов с семьями.

2. Налаживание контактов с общественными организациями.

3. Проведение ознакомительных программ для должностных лиц.

4. Предоставление имеющихся ресурсов и проведение различных мероприятий.

5. Обеспечение помощи во внешкольной деятельности и выполнении домашней работы.

6. Помощь в решении проблем. Поощрение любительских занятий (хобби).

7. Помощь в формировании активной жизненной позиции.

8. Расширение кругозора и приобщение к книге.

9. Создание «группы добровольцев», «группы молодых консультантов».

10. Ведение летописи достижений одарённых детей.

Для выполнения этих задач необходима систематическая работа библиотеки с одарёнными детьми.

Система работы ШБ с одарёнными детьми

Диагностика для выявления одарённых детей и планирования работы с ними.

Планирование работы для более эффективной организации работы с одарёнными детьми.

Информирование специалистов, педагогов, родителей о методической литературе по данной теме.

Индивидуальная работа – это и организация рабочего места в библиотеке, и обеспечение помощи во внешкольной деятельности (выполнении домашней работы, решении различных проблем), и поощрение любительских занятий (хобби), и библиотечная работа (составление рекомендательных списков, планов чтения; беседы с целью расширения кругозора и приобщения к книге не только как к источнику знаний, но и как «возбудителю» желания научного и творческого поиска).

Групповая работа: олимпиады, конкурсы чтецов или литературно-музыкальных композиций, рукописной книги; организация клубов, кружков, литературно-творческих объединений; создание «группы добровольцев», «группы молодых консультантов»; библиотечно-информационное сопровождение НОУ, научно-исследовательских работ учащихся (помощь в подборе материалов, составление списков рекомендуемых книг, редактирование).

Работа с родителями для совместной деятельности представителей разных поколений (так называемые «межгенерационные библиотечные программы», ставящие своей целью организовать общение детей разных поколений: детей, молодёжи, пожилых людей):

— создание дискуссионных клубов;

— занятия по обучению членов семьи информационной грамотности;

— организация группы поддержки и образования родителей;

— составление и рассылка благодарственных писем родителям.

Контакты с общественными организациями: клубами, музеями, музыкальными и художественными школами, студиями и другими учреждениями.

Проведение программ для должностных лиц по ознакомлению с библиотечными ресурсами, обеспечению их необходимыми материалами.

Библиотеки должны активнее пропагандировать библиотечную деятельность в местном сообществе, среди властей, доказывая, что библиотеки способны вместе с ними решать различные проблемы общества.

Библиотечная режиссура – мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса к книге.

— Конкурс внимательных и начитанных (цель конкурса – получение навыков самостоятельной работы с книгой).

В классе вывешиваются вопросы конкурса, и дети ежедневно прибегают в библиотеку искать нужные им выставки, чтобы в книгах найти ответы; библиотекарь объясняет, как пользоваться книгой, её справочным аппаратом – поиск становится более целенаправленным и организованным.

— Защита читательского формуляра.

Организуется выставка книг, прочитанных лучшим читателем.

— Летняя практика: ремонт книг, проведение библиотечных мероприятий.

— Интеллектуальный смотр.

— Предметная неделя.

— Интеллектуальные игры.

— Час поэзии.

— Литературный спор.

— Уроки творчества.

— Дискуссия, обмен мнениями.

Обсуждаются примеры для подражания из жизни детей, книги, видеофильмы, произведения искусства и другие материалы, вызывающие интерес у учащихся.

Коллективные творческие дела (КТД).

— Тематические подборки или создание альбомов, посвящённых творчеству выдающихся личностей.

— Выставка «Творчество наших читателей»: рисунки, поделки, рефераты, самодельные журналы, сборники стихов.

— Ведение летописи достижений одарённых детей.

— Оформление библиотечной газеты, рубрики «Проба пера».

— Заключительный творческий вечер.

Следующую кадровую ступень образуют Clerical Staff — библиотечные клерки, т. е. персонал с общими навыками работы клерков и секретарей, выполняющий ряд библиотечных операций в строгом соответствии с установленными правилами и процедурами.

Сотрудники, относящиеся к категории Technical Staff, должны обладать специальными техническими знаниями и навыками и обеспечивать техническую поддержку деятельности библиотечных профессионалов, следуя установленным правилам и процедурам. Они могут также занимать должности, связанные с управлением службой технического обеспечения. И наиболее многочисленную группу работников в университетских библиотеках составляют Student Employees — студенты, работающие на условиях почасовой оплаты и обычно исполняющие обязанности клерков. Таким образом, существуют как бы два класса работников — библиотечные профессионалы и персонал поддержки (Support Staff) — с очень разным уровнем ответственности и прав. (Характеристика прав и обязанностей должностей в библиотеке дана по ряду статей «The ALA Glossary of Library and Information Science». Chicago, 1983).

О количественном соотношении различных категорий персонала университетской библиотеки дает представление кадровый состав отдела службы доступа библиотек в университете штата Индиана (аналог нашего отдела обслуживания). Здесь работают два библиотекаря, шесть сотрудников на должностях Р/А, клерки на 20,25 ставки, два сотрудника службы технического обеспечения и около 200 студентов на part-time, для найма которых используется 39 ставок из расчета 40 часов в неделю. Всего отдел располагает 69,25 ставками.

Кадровая служба университетской библиотеки

В библиотеках университета штата Индиана существует специальный отдел — Library Personnel Office, отвечающий за ряд функций кадрового обеспечения. Его штат состоит из четырех человек. В задачи отдела входит координация работы по занятию всех категорий должностей в библиотеке и продвижению по службе; рекомендации и ответы на вопросы, связанные с кадровой политикой и процедурами; организация программ по развитию и обучению библиотечного персонала; ведение персональных файлов на библиотекарей, сотрудников Р/А и персонал поддержки. В отделе существуют подробные руководства (Handbooks), регламентирующие все вопросы кадровой политики и описывающие принятый порядок процедур и оформления соответствующих документов.

Помимо отдела кадров документы, связанные с решеним вопросов продвижения по службе и пребывания в должности, рассматриваются особым комитетом — Indiana University Librarians Promotion and Tenure Committee. Он состоит из девяти постоянных сотрудников — библиотекарей с правом голосования — и может включать одного или больше членов профессорско-преподавательского состава университета без права голоса. В состав комитета выбираются люди с отличными профессиональными характеристиками, независимыми взглядами, рассудительные, с неограниченным кругозором. Срок пребывания в комитете для конкретного человека — два года. Главная задача членов комитета — изучение досье каждого кандидата на назначение, продвижение и пребывание в должности библиотекаря.

Специальный совет — Indiana University Librarians Faculty Review Board — создан для разрешения спорных вопросов и проблем, которые не решаются обычным административным путем. Библиотекари университета имеют право обращаться с апелляцией и могут быть уверены в беспристрастном и конфиденциальном рассмотрении их запросов. Члены совета — семь библиотекарей — после изучения каждого дела выносят свои рекомендации и передают их декану университетских библиотек для административных действий. Главная задача совета — создание и поддержка атмосферы кооперации и гармонии в деятельности библиотек. Среди возможных случаев обращения в совет: проблемы, связанные с рекомендациями по пребыванию и продвижению в должности; вопросы назначений, отказов и т. д.; нарушения оплаты труда; условия работы; предполагаемые обманы в действиях администрации, связанные с выполнением профессиональных задач или нарушением академических свобод библиотекарей и т. д.

Для разработки новых и пересмотра действующих критериев кадровой политики библиотек университета, подготовки различных рекомендаций по кадровым процедурам и программам существует комитет Indiana University Librarians Faculty Standarts Committee. В определенных ситуациях в решении кадровых вопросов принимают участие совет Indiana University Libraries Faculty Council, комитеты Indiana University Librarians Sabbatical Leave Committee и Indiana University Librarians Research Committee.

Прием на работу в университетскую библиотеку

Естественно, что при приеме на работу наибольшее внимание уделяется подбору кандидатов на должности библиотекарей и Р/А. Кадровый отдел готовит развернутые тексты объявлений по вакантным должностям, которые затем печатаются в специальных бюллетенях университета и рассылаются с помощью электронной почты по всей стране. Обычно в объявлении указывается предлагаемая должность, кратко описываются система библиотек университета и конкретная библиотека (отдел), где есть вакансия, характеризуется сфера обязанностей, квалификационные требования к кандидату, предполагаемый размер оплаты, служебный ранг, льготы и преимущества. Также перечисляются все документы, необходимые кандидату, дается адрес кадровой службы и дата начала рассмотрения поданных заявлений. Так, в объявлении о вакантной должности Associate Librarian — в американских академических библиотеках, эквивалентная по статусу помощнику (ассистенту) профессора, следующая по иерархии за главой библиотеки или библиотечной системы — в библиотеке-филиале школы образования университета штата Индиана после характеристики библиотек университета (структура, объем коллекций, количество пользователей, электронные информационные ресурсы) описывается сам филиал и обслуживаемая им школа образования. Далее указываются обязанности занимающего эту должность: организация доступа к информации для пользователей, руководство развитием компьютерных библиотечных технологий, управление комплектованием фондов с целью обеспечения новейших научных исследований, планирование внедрения библиотечных программ и услуг и их оценка, нахождение дополнительных средств для поддержки библиотеки, организация работы персонала (в его составе один библиотекарь, два постоянных сотрудника и работники на почасовой оплате по 10 полным ставкам), содействие развитию библиотековедческих исследований в сфере образования.

К кандидату предъявляются следующие квалификационные требования: аккредитованная Американской библиотечной ассоциацией степень магистра библиотечных и информационных наук, пятилетний опыт работы в академических библиотеках после получения степени, наличие квалификации в области образования или близких ему сферах, опыт в развитии библиотечных коллекций, в использовании компьютерных библиотечных технологий, в организации справочного и консультационного обслуживания пользователей, способность планировать, внедрять и оценивать библиотечные программы, управлять комплексными библиотечными процессами, работать эффективно как независимо от других, так и в группе, отличные коммуникативные навыки устного и письменного общения, желательно — степень бакалавра или магистра в сфере образования.

В объявлении сообщается, что величина заработной платы может служить предметом обсуждения и зависит от опыта и квалификации претендента, минимум составляет 31 750 долларов в год. Также указывается, что библиотекари на подобных должностях пользуются правами членов профессорско-преподавательского состава, участвуют в комитетах университета, имеют право на привилегии, в частности на так называемый sabbatical leave (отпуск на определенный период времени для учебы или проведения самостоятельного исследования в профессиональной сфере с сохранением заработной платы), обеспечиваются различными страховыми, медицинскими и пенсионными программами.

Помимо документов, удостоверяющих квалификацию и образовательную подготовку, от кандидата требуются резюме и четыре рекомендации (имя и адрес).

Объявление о вакантной должности рассылается, как уже упоминалось, по всей стране. На первом этапе рассматриваются присланные документы кандидатов (до 80 заявлений), отобранные претенденты приглашаются на интервью (не более 10 человек), затем принимается окончательное решение о приеме на работу одного из них. Для последнего это часто бывает связано с переездом из другого штата, однако для американцев это вполне обычное дело.

Для подбора библиотечных кадров на должности со статусом персонала поддержки в университете штата Индиана используется специальный бюллетень — Staff Opportunities Bulletin. Здесь помещаются более краткие объявления, например, дается информация о вакансиях: ассистент супервайзора по выдаче библиотечных материалов в научной коллекции Главной библиотеки, сотрудник по оформлению и пересылке заказов по МБА, сотрудник для справочной работы, каталогизатор по обработке сериальных изданий на славянских языках.

Приведем в качестве примера текст первого из вышеперечисленных объявлений: «Ассистент супервайзора по выдаче. Организует, координирует и принимает участие в ежедневных операциях по выдаче материалов из научной коллекции. Руководит всем персоналом, работающим за столом выдачи на условиях почасовой оплаты. Вместе с вышестоящим по иерархии сотрудником обеспечивает квалифицированный и ориентированный на нужды пользователей сервис. Решает проблемы, относящиеся к выдаче материалов. Открывает и закрывает здание Главной библиотеки в соответствии с установленными правилами. Работает совместно со службой безопасности библиотеки, отвечает за все типы возможных чрезвычайных положений и аварий. Квалификационные требования: способность взаимодействовать тактично и вежливо с профессорско-преподавательским составом, сотрудниками, студентами и другими пользователями; отличные навыки устного и письменного общения; способность регулировать неравный поток текущих работ и внимательное отношение к деталям; опыт работы с компьютером; очень желателен предыдущий опыт организаторской работы и опыт работы в библиотеке; сила и физическая выносливость — быть на ногах полный день, способность поднимать и переносить до 40 фунтов (18 кг). Часы работы: смены меняются в зависимости от необходимости; предусматриваются смены в вечернее время, субботы и воскресенья, праздничные дни».

Студенты для почасовой работы в библиотеке также набираются по специальным объявлениям несколько раз в течение учебного года, причем всегда с большим количеством желающих и конкурсным отбором. Предпочтение отдается студентам, подрабатывающим в библиотеках несколько лет подряд. Им поручаются уже достаточно сложные и ответственные операции и функции, например работа за справочным столом.

Назначение на должность. Продвижение по службе. Увольнение

В американской университетской библиотеке для профессионалов существуют различные виды назначений. Для сотрудников, прибывших с другого места работы или работающих временно, используется такой вид назначения, как Visiting Appointment. Для целого ряда случаев — бесплатно выполняемая работа, работа в течение лимитированного периода на part-time, частично оплачиваемая работа — применяется Adjunct Appointment. Для лиц, посвящающих только часть своего времени службе библиотекаря, существует Part-time Appointment. Но ни одно из этих назначений не является Tenure-tract Appointment, т. е. назначением на должность. Должность предоставляется штатным сотрудникам после успешного испытательного периода, занимающего несколько лет. При назначении на должность учитываются и оцениваются в баллах такие параметры, как опыт работы в других академических библиотеках, опыт библиотечной работы в целом, наличие высшего образования по другим специальностям, связанным с библиотечной профессией, а также данные Annual Reviews — ежегодных обзоров работы конкретного сотрудника.

Что включает и как используется Annual Review? Это своеобразный отчет о деятельности библиотекаря за год, подготавливаемый совместно с его непосредственным руководителем (супервайзором). Состоит из трех частей: выполнение работы, профессиональное развитие, общественная служба. Каждая из частей строится по единой схеме. Библиотекарь в повествовательной форме характеризует свою работу по каждому направлению и прилагает подтверждающие документы. Затем его руководитель оценивает проделанную работу, объясняя, какое значение имели задачи, реализованные благодаря деятельности данного сотрудника. Здесь же могут комментироваться нуждающиеся в улучшении или изменении стороны работы библиотекаря. В заключение каждой части библиотекарь высказывает свои размышления по поводу сделанных руководителем оценок и может выразить свое отношение к его комментариям. Обзор подписывается обеими сторонами, одна копия остатся у библиотекаря, вторая — у руководителя, а оригинал после прохождения ряда инстанций становится частью персонального файла библиотекаря, хранящегося в кадровой службе библиотек университета. Annual Review рассматривается как одно из средств управления персоналом.

О назначении на должность сотрудник уведомляется так скоро, как это возможно. В случае отказа он получает копию решения и имеет право опротестовать его. Процедурная сторона процесса прохождения документов отработана во всех деталях.

При продвижении по службе учитываются те же три направления деятельности сотрудника: выполнение работы, профессиональное развитие и общественная служба. Первое из них оценивается с помощью отзывов супервайзоров и сотрудников библиотеки, тесно связанных по работе с кандидатом на продвижение. Для оценки второго направления кандидат должен представить следующие документы: список членства в профессиональных ассоциациях, документы об образовании, копии лекций и сообщений на научных конференциях, данные о составе участников конференций, копии научных и(или) творческих публикаций, краткое изложение стажировок, грантов, наград и других специальных отличий. Здесь же следует представить определенную программу своего будущего профессионального развития. Третье направление — общественная служба — оценивается по таким материалам: список библиотечных комитетов, в которых участвует сотрудник, с кратким описанием его действий и вклада в работу комитетов; список университетских комитетов в таком же аспекте; список региональных, национальных и международных профессиональных и научных организаций; список общественных должностей; копии программ конференций и семинаров названных комитетов и организаций (выборка относящихся только к данному кандидату страниц); документы, подтверждающие преподавательскую деятельность в отделах библиотеки и других организациях; краткое изложение проектов, в которых сотрудник принимал участие как консультант. Для всех трех направлений актуален принцип «Качество вклада более важно, чем простое количество».

Служебная лестница продвижения к должности библиотекаря в университетской библиотеке следующая: Affiliate Librarian — Assistant Librarian — Associate Librarian — Librarian. Первое продвижение — от Affiliate Librarian к Assistant Librarian — обычно базируется на хорошем выполнении обязанностей и перспективах профессионального развития и общественной деятельности. Шаг на вторую ступень — Associate Librarian — предполагает отличное выполнение служебных обязанностей, превосходящее средние стандартные требования; вторыми по значимости критериями здесь выступают профессиональное развитие и общественная деятельность. Наконец, для получение должности библиотекаря — Librarian — необходимы превосходные профессиональные качества и выполнение всех направлений работы на уровне, который способны достичь лишь немногие в библиотеке.

Увольнение в американской библиотеке определяется как недобровольное окончание пребывания в должности, не связанное с выходом на пенсию, или отказом от должности по инициативе самого сотрудника, или отказом в должности при попытке получить Tenure-Track Appointment. Оно может произойти по причинам некомпетентности сотрудника, его серьезных личных или профессиональных проступков, а также в случае экстраординарной финансовой необходимости сокращения штатов. Ни один сотрудник не может быть уволен без личной беседы с представителем администрации, в ходе которой обсуждаются вопросы его профессиональной пригодности и финансовой ситуации в библиотеке. Если увольнение неминуемо, о нем сообщается за год в письменной форме. Исключение — случаи серьезных личных проступков, когда сотруднику дается краткое письменное уведомление за десять дней до увольнения. По получении уведомления ему должны предоставить возможность быть выслушанным. Если в период увольнения исполнение им служебных обязанностей грозит нанести вред кому-либо, сотрудник отстраняется от должности; заработная плата на этот период сохраняется.

Завершая достаточно детальное рассмотрение вопросов кадрового менеджмента в университетской библиотеке США, вполне сознательно воздержусь от каких-либо попыток обобщения в форме неких общих принципов. Сейчас эти принципы можно легко найти в любом переводном учебнике по менеджменту. Представляется, что практикам российского библиотечного дела может оказаться интересен именно фактографический слой информации по этому направлению, как бы реальное воплощение постулируемых теоретических основ работы с персоналом в деятельности кадровой службы и администрации конкретной американской библиотеки.

Библиотекарь школы Каракулова Елена Анатольевна,

работает в школьной библиотеке с 1989 года.

Информационная справка о библиотеке.

Школьная библиотека является структурным подразделением школы, возглавляющим работу с книгой в школе. Библиотека начала свою работу в 1988 году, одновре-менно с открытием школы № 3 г.Нытва. Школьная библиотека находилась на третьем этаже. Для библиотеки была приобретена новая мебель: Кафедра, стеллажи, каталог. Основную часть книжного фонда составили книги библиотеки РУО, школы № 1. Через два года фонд библиотеки значительно пополнился книгами библиотеки школы № 10, в связи с её закрытием фонд библиотеки был полностью передан в библиотеку школы № 3. Сейчас библиотека расположена на первом этаже. В течение первого года работы в библиотеке сменилось три библиотекаря. Первым библиотекарем была Загумённова Надежда Николаевна. Это очень энергичный, инициативный человек. Вторым библиотекарем — Сальникова Л.П. Третьим библиотекарем – Казанцева Елена Григорьевна. Первый год работы был трудным и ответственным. Особенно хотелось отметить Елену Григорьевну. До школьной библиотеки она работала в РУО методистом по школьным библиотекам и оказала большую помощь в комплектовании фонда школьной библиотеки. Четвёртым библиотекарем стала Каракулова Елена Анатольевна.

Библиотека принимает активное участие во всех мероприятиях проводимых школой. Оказывает помощь в освоении школьной программы, развивает кругозор юных читателей, проводит библиотечные уроки. Обеспечивает текущий учебный процесс учебниками и учебно-методической литературой.

Фонд библиотеки (всего) 13172

Основной фонд 7172

Фонд учебников 6000

Библиотека выписывает педагогические газеты и журналы. В пополнении фонда библиотеки принимают участие: РУО, школа, ученики, жители города Нытва.

Режим работы библиотеки соответствует времени работы школы.

Библиотека работает с 8 до 16 часов

с перерывом на обед с 12 до 13 часов

в субботу с 8 до 13 часов.

Выходной день: воскресенье.

Правила пользования библиотекой

  1. Право бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники школы. Родители учащихся и другие категории пользователей обслуживаются только в читальном зале, литература им на дом не выдаётся.

  2. Запись читателей проводится на абонементе. Учащиеся записываются в библиотеку в первом классе при посещении библиотеки всем классом, сотрудники и учителя по паспорту.

  3. На каждого читателя заполняется читательский формуляр, дающий право пользоваться библиотекой.

  4. в библиотеку; выбывшие сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.

  5. Порча и хищение книг из библиотеки предусматривает денежную компенсацию или При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.

  6. В читательском формуляре отмечается дата выдачи книги в библиотеке и их возвращение в библиотеку.

  7. Обмен произведений печати производится в часы работы библиотеки.

  8. Читателям школьной библиотеки литература выдаётся на 10 дней. При необходимости срок пользования литературой может быть продлён или сокращён до трёх дней если издание пользуется повышенным спросом.

  9. Ученики школы могут иметь в своём пользовании не более трёх книг из школьной библиотеки.

  10. Учителя методической литературой пользуются в течение учебного года.

  11. Не выдаются на дом редкие, ценные и справочные издания.

  12. Учителя и ученики учебниками из школьной библиотеки пользуются в течение учебного года.

  13. В конце учебного года обмен учебников и учебной литературы проводится при полном отсутствии задолжностей в школьной библиотеке.

  14. Читатели (за исключением учащихся 1-2 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий; при возвращении в библиотеку книга вычёркивается.

  15. При нарушении сроков пользования книгами и другими изданиями без уважительных причин к читателям могут быть применены административные санкции (временное лишение права пользования библиотекой).

  16. Личное дело выдаётся выбывшим учащимся только после возвращения литерату- ры равноценную замену произведениями печати.

  17. За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотеки ответственность несут родители.

Читатели обязаны

  1. Соблюдать правила пользования библиотекой.

  2. Бережно относиться к произведениям печати.

  3. Возвращать в библиотеку книги в строго установленные сроки.

  4. Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре.

  5. Пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями, журналами, только в помещении библиотеки.

  6. При получении книги читатель должен посмотреть ее в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотекарю, который сделает на них соответствующую пометку.

  7. Расписаться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке издание ( коме учащихся 1-2 классов).

  8. При утрате и не умышленной порче изданий заменить их такими же, либо изданиями, признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены возместить реальную рыночную стоимость изданий.

  9. Не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа.

  10. Не вынимать карточек из каталогов и картотек.

  11. При выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания.

  12. Соблюдать в библиотеке тишину и порядок.

Как читать книгу

  1. Не читай что попало, такое чтение не принесёт пользы.

  2. Посоветуйся с учителем, библиотекарем, что можно прочитать по интересующим тебя вопросам.

  3. Узнай, какие книги имеются в школьной библиотеке.

  4. Читай о книгах в газетах и журналах, обращай внимание на выставки.

  5. Пользуйся картотеками, рекомендательными указателями, каталогами. Они помогут тебе выбрать книгу.

  6. Составь список книг, которые хочешь прочитать в этом году.

  7. Особенно интересные книги, которые ты читал давно, перечитай снова

  8. При чтении ты лучше поймёшь их, и они покажутся ещё более интересными.

  9. Береги книгу! Книга общественная собственность. Она должна жить много лет.

Береги книгу!

  1. Следи за тем, чтобы книга была чистой, оберни её.

  2. Бери книгу чистыми руками.

  3. Не читай во время еды.

  4. Не перегибай книгу во время чтения, не загибай листы. Пользуйся закладкой.

  5. Не перелистывай книгу грязными руками.

  6. Не вкладывай в книгу карандаш, ручку, тетрадь.

  7. Не сворачивай книгу в трубку.

  8. Порванную книгу подклей.

  9. Не клади книгу на солнце, от этого переплёт коробиться и листы желтеют.

  10. Не делай в книге пометок, надписей, не раскрашивай картинки.

  11. Храни книгу в шкафу или на полке.

  12. Возвращай книгу в срок, её ждут твои товарищи.

  13. Не передавай библиотечную книгу товарищам.

Слова благодарности

Библиотека благодарит Первушину Зинаиду Викторовну за книги, подаренные школьной библиотеке! Все книги соответствуют школьной программе. Спасибо Вам за книги! Жизнь становится лучше, если ты умеешь делать простые добрые дела.

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности «Ведущий библиотекарь», представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 81. Культура и искусство», который утвержден приказом Министерства культуры и искусств Украины 14.04.2000 N 168.
Статус документа — ‘действующий’.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

Общие положения

1.1. Должность «Ведущий библиотекарь» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист или бакалавр) и повышение квалификации. Стаж работы по профессии библиотекаря 1-й категории для специалиста не менее 1 года, бакалавра — не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— основы библиотечного дела, библиографии;
— основные библиотечные технологические процессы;
— формы и методы индивидуальной и массовой работы с читателями;
— передовой опыт библиотечной работы отечественных и мировых библиотек;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— правила внутреннего трудового распорядка.

1.4. Ведущий библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Ведущий библиотекарь подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Ведущий библиотекарь руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Ведущий библиотекарь во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологии одной из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживания читателей и абонентов).

2.2. Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

2.3. Применяет научные, методы и передовой опыт работы в библиотечной деятельности.

2.4. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.5. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Права

3.1. Ведущий библиотекарь имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Ведущий библиотекарь имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Ведущий библиотекарь имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Ведущий библиотекарь имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Ведущий библиотекарь имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Ведущий библиотекарь имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Ведущий библиотекарь имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Ведущий библиотекарь имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Ведущий библиотекарь имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

Ответственность

4.1. Ведущий библиотекарь несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Ведущий библиотекарь несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Ведущий библиотекарь несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Ведущий библиотекарь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Ведущий библиотекарь несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Ведущий библиотекарь несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Ведущий библиотекарь несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________//

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Библиотекаря-каталогизатора

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность библиотекаря-каталогизатора (далее — Компания).

1.2. Библиотекарь-каталогизатор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Библиотекарь-каталогизатор относится к категории специалистов.

1.4. Библиотекарь-каталогизатор подчиняется непосредственно Компании.

1.5. На должность библиотекаря-каталогизатора может быть назначено лицо, имеющее соответствующую квалификацию:

Библиотекарь-каталогизатор I категории: высшее профессиональное образование по специальностям «Библиотечно-информационные ресурсы», «Библиотечно-информационная деятельность» и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь-каталогизатор II категории: высшее профессиональное образование по специальностям «Библиотечно-информационные ресурсы», «Библиотечно-информационная деятельность» без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотековедение» и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора не менее 3 лет.

Библиотекарь-каталогизатор: среднее профессиональное образование по специальности «Библиотековедение» без предъявления требований к стажу работы либо среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

1.6. В практической деятельности библиотекарь-каталогизатор должен руководствоваться:

  • законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Библиотекарь-каталогизатор должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы в сферах библиотечного и архивного дела, информации, информационных технологий и защиты информации, авторских и смежных прав;
  • порядок формирования, научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности, учета фонда документов библиотеки;
  • теоретические и практические методы обработки информации с использованием современных технологий;
  • стандарты и нормы, форматы и стандартизированные процедуры, относящиеся к описанию, презентации и передаче содержательной информации, включая стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации) и других международных организаций;
  • отечественные и зарубежные достижения в области библиотечного дела;
  • нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.9. В период временного отсутствия библиотекаря-каталогизатора, его обязанности возлагаются на .

2. Должностные обязанности

Библиотекарь-каталогизатор выполняет следующие трудовые функции:

2.1. Обеспечивает составление библиографического описания документа и формирование точек доступа, индексирование содержания классификационными индексами, предметными рубриками и ключевыми словами в соответствии с установленными стандартами и правилами.

2.2. Осуществляет работы по организации и ведению карточных и электронных каталогов, включая их редактирование.

В случае служебной необходимости библиотекарь-каталогизатор может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Библиотекарь-каталогизатор имеет право:

3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.

3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Библиотекарь-каталогизатор несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы библиотекаря-каталогизатора осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы библиотекаря-каталогизатора является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы библиотекаря-каталогизатора определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью библиотекарь-каталогизатор может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх