Школьный учет

После массовых задержаний в ходе акции против коррупции в Москве и регионах 26-го марта правоохранительные органы начали угрожать многим «несовершеннолетним» участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.

Как ставят на учет в соответствии с законом

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел Российской Федерации».

Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» — только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.

Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:

  • Если комиссия (КДН) и подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) в ОВД по месту жительства «несовершеннолетнего», а также начальник или заместитель этого ОВД убедится, что тот действительно систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики либо занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
  • Если в отношении «несовершеннолетнего» должно вступить в законную силу постановление об административном правонарушении.

Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.

Деятельность КДН

Согласно федеральному законодательству, КДН:

  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
  • рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации»
  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.

Чего КДН делать не может

КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:

  • о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (часть 1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей (часть 3.1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (касается только подростков, уже помещенных ранее и самовольно покинувших центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, совершивших преступление в возрасте, недостаточном для наступления уголовной ответственности, совершивших правонарушение, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3х часов с момента доставления (подпункты 3–6 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»).

Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет

Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).

Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.

Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики», пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.

Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845.

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа.

Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.

Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет, в соответствии с ст. 2.3 КоАП.

Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет, вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может.

Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.

Как обжаловать постановление КДН

Как можно обжаловать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних, рассказали коллеги из Фонда «Общественный вердикт»:

Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как сниматься с учета: практическое руководство

1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить письменный запрос на имя начальника территориального органа МВД России с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично. При личной подаче заявления следует иметь копию, на которой принимающий заявление сотрудник полиции должен поставить штамп с датой приема документа и входящим номером, присвоенным заявлению.

Помните, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок ответа на письменное обращение — 30 дней. Если Вы не получите никакого ответа через месяц, то смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о совершении начальником территориального органа МВД России административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59. КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет штраф в размере от 5 до 10 т.р.). Также в прокуратуру следует обжаловать и отказ в предоставлении копии требуемого решения о постановке на учет несовершеннолетнего. При этом следует ссылаться на Конституционное положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать заявление о проверке законности постановки несовершеннолетнего на учет в Прокуратуру, и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.

2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).

2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего — составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.

Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.

При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний — социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.

Также важно обратить внимание на допущенные процессуальные нарушения, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, проигнорированные или не оцененные надлежащим образом при рассмотрении дела КДН, на некорректное, оскорбительное поведение или насилие, в том числе психологическое, если оно имело место со стороны сотрудников полиции, членов комиссии, других людей, которые были привлечены в ходе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук — у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ. После этого остается возможность направления жалобы Председателю Верховного суда РФ (на все эти жалобы у Вас 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения региональным судом).

После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.

Документы

Заявление о выдаче копии решения о постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН

Скачать файл (.pdf)

Жалоба на действия ПДН

Скачать файл (.pdf)

Послесловие

ОВД-Инфо выражает огромную благодарность помощнику адвоката Жаклин Яковлевой и Денису Шедову (Правозащитный центр «Мемориал») за помощь в разработке юридических рекомендаций. Все возможные юридические ошибки в тексте остаются на совести ОВД-Инфо.

Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим опытом задержания и последующим судебным опытом и оцените полезность нашей работы.

Поставить «на внутришкольный учёт» часто грозятся учителя, когда школьники плохо себя ведут. Однако что это значит в реальности, мало кто понимает. Чтобы вы были готовы к диалогу с учителем или директором, мы попросили пресс-службу московского Департамента образования объяснить, что это такое и чем грозит.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Вопрос. Ребёнку пригрозили постановкой на внутришкольный учёт. Что это такое, чем это чревато для нас?

Ответ. Постановка на внутришкольный учёт — это форма организации индивидуальной работы с учениками, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствовавших постановке на такой учёт. Она предполагает оказание необходимой психолого-педагогической помощи с подключением при необходимости других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Школа — это один из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», школа проводит индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями детей. Она может быть направлена на:

  • своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  • социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Для каждого несовершеннолетнего, который находится в социально опасном положении, разрабатывается индивидуальный маршрут социально-психологического сопровождения. Он включает в себя индивидуальную психолого-педагогическую помощь и включение в программы дополнительного образования.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Утверждаю

Директор

МБОУ «Нововознесенская СОШ»

_____________ Н.В.Коломиец

Приказ от 04.10.2019г. № 136

Положение

о постановке и снятии учащихся и их семей с внутришкольного учета

1.Общие положения

1.1 Положение о постановке учащихся МБОУ «Нововознесенская СОШ» (далее – школа) на внутришкольный учет (далее – Положение) регламентирует порядок постановки учащихся школы на внутришкольный учет (далее — ВШУ) и их снятие с ВШУ.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями и на основании следующих документов:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— письмо Министерства образования и науки российской федерации от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися.

1.3.Целью учета является проведение социально-профилактической, индивидуально-коррекпионной работы, направленной на оказание социально-педагогической и педагогической помощи семье и учащимся.

1.4. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1.4.1. Выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

1.4.2.Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении.

1.4.3.Оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей.

1.4.4.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

1.4.5.Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

1.4.6.Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Основания и порядок постановки и снятия с внутришкольного учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении

2.1.Основания проведения индивидуальной профилактической работы.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются:

2.1.1.Заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2.1.2. Приговор, определение или постановление суда;

2.1.3 Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

2.1.4.Заключение, утвержденное руководителем школы или учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

2.1.5.Представление администрации школы (классного руководителя, социального педагога или иных лиц, ответственных за организацию воспитательной и профилактической работы) с указанием объективных причин постановки учащихся на ВШУ.

2. 2. На внутришкольный учет ставятся обучающиеся:

2.2.1. Безнадзорные или беспризорные;

2.2.2.Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

2.2.4.Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

2.2.5.Совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

2.2.6.Совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

2.2.7. Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

2.2.8.Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

2.2.9.Обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

2.2.10.Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

2.2.11. Несовершеннолетние, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

2.2.12. Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

2.2.13.Осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

2.2.14.Осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

2.2.15.Состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел;

2.2.16.Неоднократно нарушившие Устав школы и Правила поведения обучающегося;

2.2.17.Неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;

Семьи, в которых родители (законные представители):

2.2.18.Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;

2.2.19.Злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;

2.2.20.Отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков)

2.2.21.Допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.

2.3 Порядок постановки учащихся, семей на внутришкольный учет:

Для постановки обучающегося или его семьи на ВШУ проводятся следующие мероприятия:

2.3.1.Выявление классными руководителями, социальным педагогом учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.

2.3.2.Информирование заместителя директора по воспитательной работе о выявленных учащихся, семьях, находящихся в СОП.

2.3.3.Предоставление документов с основаниями для постановки на внутришкольный учет учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении социальным педагогом (классным руководителем) на Совет профилактики:

2.3.3.1.Краткая характеристика обучающегося или его семьи;

2.3.3.2.Представление документов-оснований, предусмотренных п. 2.1 настоящего Положения, для постановки на ВШУ обучающегося или его семьи;

2.3.3.3. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;

2.3.3.4.Краткая информация о предварительно проделанной работе с обучающимся и его семьей;

2.3.3.5.Выписка оценок за текущую четверть, пропусков уроков, опрос учителей-предметников.

2.3.4. Председатель назначает заседание Совета по профилактике в течение 5 дней после поступления документов-оснований, предусмотренных п. 2.1 настоящего Положения.

2.3.5. Социальный педагог письменно уведомляет родителей о дате и времени заседания Совета (В случае отсутствия родителей (законных представителей) на заседании Совета им незамедлительно направляется письменное уведомление с указанием даты заседания.)

2.3.6. Проведение заседания Совета профилактики, принятие решения (уведомление родителей (законных представителей) о принятии решения (под роспись)).

3. Основания и снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.1. Снятие с внутришкольного учета осуществляется по решению Совета профилактики образовательного учреждения, а также при поступлении соответствующей информации из ПДН, КДН, органов социальной защиты населения о позитивных изменениях обстоятельств жизни обучающегося или семьи, по заявлению родителей или иных законных представителей. Решение о снятии с учета принимается в течение 3 дней после поступления вышеуказанных документов.

3.2. С внутришкольного учета снимаются обучающиеся:

3.2.1.Окончившие государственное образовательное учреждение;

3.2.2.Сменившие место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение;

3.2.3.Направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение;

3.2.4.Достигшие возраста восемнадцати лет;

3.2.5.Имеющие положительную динамику (при проведении индивидуальной профилактической работы по основаниям, предусмотренным 2.2.16, 2.2.17 настоящего Положения) за период не менее 6 месяцев (например, несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений Устава и правил внутреннего распорядка для учащихся);

3.2.6 Исправления (при условии устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних).

3.3. С внутришкольного учета снимаются семьи, в которых:

3.3.1 дети-учащиеся окончили муниципальное образовательное учреждение;

3.3.2 дети-учащиеся сменили место жительство, перешли в другое образовательное учреждение;

3.3.3 дети-учащиеся, которые достигли возраста 18 лет;

3.3.4 создана благоприятная обстановка для воспитания и развития несовершеннолетних детей, устранены причины и условия, по которым родители (законные представители) ненадлежащим образом исполняли родительские обязанности;

3.3.5 В случае, если работа проводилась по заявлению родителей, несовершеннолетнего, то снятие с учета осуществляется по заявлению.

4.Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

4.1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются правами и свободами, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4.2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

4.2.1.Орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

4.2.2.Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4.2.3.Орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4.2.4.Орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

4.2.5.Орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

4.2.6.Орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

4.2.7.Орган, осуществляющий управление в сфере образования — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

4.2.8.Орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

4.2.9.Орган службы занятости — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.

5.Функциональные обязанности работников образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

5.1. Заместитель директора по воспитательной работе:

  • оказывает организационно-методическую помощь социальному педагогу и классным руководителям в ведении документации внутришкольного учета;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся и определяет меры по их устранению;
  • консультирует обучающихся и их родителей по актуальным вопросам воспитания, принимает участие в разрешении конфликтных ситуаций;
  • готовит соответствующую информацию о деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся;
  • представляет информацию о состоянии работы в образовательном учреждении с обучающимися и семьями, оказавшимися в социально опасном положении в случае рассмотрения материалов на заседании КДН и ЗП (при отсутствии ставки социально педагога в общеобразовательном учреждении);
  • отвечает за организацию ведения и оформление документации внутришкольного учета, за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.2.Социальный педагог:

  • формирует социально-педагогическую базу данных образовательного учреждения;
  • принимает участие в подготовке информации о деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся;
  • принимает участие в разработке индивидуальной программы социально- педагогической помощи и поддержки, психологического сопровождения обучающегося, находящегося в социально опасном положении;
  • консультирует классных руководителей по вопросам социально-педагогической помощи и поддержки обучающихся и семей, оказавшихся в социально опасном положении;
  • консультирует обучающихся и их родителей по вопросам воспитания, социально- педагогической помощи и поддержки, а также вопросам, входящим в его компетенцию;
  • информирует об услугах, предоставляемых органами и учреждениями социальной защиты населения, органами и учреждениями здравоохранения;
  • принимает участие в разрешении ситуаций и споров по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся и определяет меры по социально-педагогической помощи и поддержке детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • анализирует условия и причины возникновения социально опасного положения семей и определяет меры по социально-педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
  • представляет информацию о состоянии работы образовательного учреждения с обучающимися и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, в случае рассмотрения материалов на заседании КДН и ЗП;
  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

5.3. Классный руководитель:

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакты с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов общеобразовательного учреждения);
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельностью классного коллектива, образовательного учреждения;
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по педагогической помощи и поддержке детей;
  • анализирует условия и причины возникновения социально опасного положения семей и определяет меры по педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

5.4. Педагог — психолог:

  • проводит диагностирование по запросу родителей (иных законных представителей), администрации образовательного учреждения, а обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста, по личному обращению;
  • проводит диагностирование по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласуя полученный диагностический инструментарий с администрацией образовательного учреждения;
  • проводит индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей (иных законных представителей), педагогов по проблемам, входящим в рамки его профессиональной компетенции;
  • проводит индивидуальную и групповую коррекционную работу с детьми, родителями (иными законными представителями), педагогами;
  • осуществляет психологическое сопровождение обучающихся, родителей (иных законных представителей), педагогов;
  • принимает участие в разработке и составлении индивидуальной программы социально-педагогической помощи и поддержки, психологического сопровождения обучающегося, находящегося в социально опасном положении;
  • разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию педагогического коллектива с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

6.Ответственность и контроль над ведением внутришкольного учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении

6.1 Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а непосредственное ведение учета на социального педагога и классных руководителей.

Документы-приложения к настоящему Положению:

1. Характеристика несовершеннолетнего (либо семьи);

2. Представление;

3. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;

4. Ведомость успеваемости и посещаемости учащегося за текущий период

Приложение 1

Социально-педагогическая характеристика

обучающегося, представленного на постановку на внутриучрежденческий учет*

ФИО обучающегося ____________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Общеобразовательная организация ___________________________________ класс ______

Домашний адрес _______________________________________________________________

Контактный телефон: д.т.___________________, сотовый ____________________________

Основание постановки на учет ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

С какого времени ребенок учится в данной школе __________________________________

Группа здоровья, какие имеет хронические заболевания _____________________________

_____________________________________________________________________________

Положение ребенка в классе (данные социометрии), взаимоотношения с коллективом сверстников __________________________________________________________________

Учебная деятельность (как успевает; если отстает, то по каким предметам; отношение к учебе, оставался ли на второй год) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Взаимоотношения ребенка с учителями ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности характера и поведения. Какие черты преобладают: инициативность, распорядительность, общительность, отзывчивость, правдивость, настойчивость, самокритичность, прямота и принципиальность, скромность, требовательность к себе и другим или исполнительность, лживость, эгоистичность, нетребовательность к себе, нескромность, тщеславие, негативизм, трусость, отсутствие самолюбия, гордости, излишняя застенчивость.

С кем дружит (фамилия, имя, возраст, чем интересуется): _____________________________________________________________________________

Входит ли в уличную группу (каков ее характер) или связи ограничиваются классом, улицей, двором ___________________________________________________________________

Референтное лицо для ребенка в семье ____________________________________________

Референтное лицо для ребенка вне семьи __________________________________________

Классный руководитель (и иные ответственные лица) ___________ /__________________/

Руководитель ___________ /_________________/

«_____»__________20___г.

* может быть заполнена форма или составлен текст с учетом предложенных позиций

Приложение 2

Представление

на постановку/снятие (выбрать нужное)

на внутриучрежденческий учет несовершеннолетнего/семьи (выбрать нужное)

ФИО несовершеннолетнего _____________________________________________________

Дата рождения _________________________ Класс _________________________________

Адрес проживания/регистрации __________________________________________________

Мать _________________________________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Законный представитель ________________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Сведения о других членах семьи:

ФИО

Год рождения, родство

Род занятий

Примечания

По итогам работы с семьей/несовершеннолетним (выбрать нужное), проведенной должностными лицами общеобразовательной организации (указать конкретно):

Дата

Мероприятие

Ответственный

Результат

_____________________________________________________________________________

предлагаю(ем) поставить на внутриучрежденческий учет/снять с внутриучрежденческого учета (выбрать нужное) несовершеннолетнего/семью (выбрать нужное):

Классный руководитель (и/или иные ответственные лица): __________ /_______________/

«_____»______________20____г.

Решение Совета профилактики __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Председатель: ______________ /________________/

«_____»______________20____г.

Ознакомлен родитель (законный представитель) ___________________________________


Приложение 3

Акт обследования семьи ___________________________________________________________________________

от ________________201_ года

Мы, комиссия в составе: ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Провели обследование семьи _______________________, проживающей по адресу______________________________________________________ и сообщаем следующее.

Описание семейной ситуации на момент посещения семьи

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Описание проделанной работы в момент посещения: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень прилагающихся документов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мнение соседей о ситуации в семье: ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе с семьей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Подписи членов комиссии:

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Приложение 4

Сводная ведомость учета посещаемости обучающейся (гося) ___________ класса _______________________

Фамилия, имя

Дни

Уроки

Всего

по ув.пр.

по болезни

Всего

по ув.пр.

по болезни

Всего

Ведомость успеваемости обучающейся (гося) ___________ класса _______________________

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх