Штраф за 2 НДФЛ

Штраф за нарушение срока сдачи 6-НДФЛ

Если налоговый агент вовремя не представит в ИФНС форму 6-НДФЛ, то ему грозит штраф в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц, начиная со дня, установленного для сдачи формы (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Моментом обнаружения налогового правонарушения будет являться дата:

  • фактического представления расчета (лично или через представителя);
  • отправки расчета почтовым отправлением;
  • зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронной форме по ТКС.

Налоговые органы в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения составляют акт, вне зависимости от сроков завершения камеральной проверки по представленному расчету.

Таким образом, в целях применения штрафа по п. 1.2 ст. 126 НК РФ следует учитывать срок от установленной НК РФ даты представления расчета до фактической.

Пример 1. Налогоплательщик 05.07.2016 представил 6-НДФЛ за I квартал 2016 года в нарушение установленного НК РФ срока (04.05.2016). В указанном случае нарушение срока составляет 2 полных месяца (с 05.05.2016 по 05.07.2016), размер штрафа составит 2000 рублей (2 X 1000 рублей).

Пример 2. Налогоплательщик 25.07.2016 представил 6-НДФЛ за I квартал 2016 года в нарушение установленного НК РФ срока (04.05.2016). В указанном случае нарушение срока представления составляет 2 полных месяца (с 05.05.2016 по 05.07.2016) и 1 неполный месяц = 20 дней (с 06.07.2016 по 25.07.2016), размер штрафа составит 3000 рублей (3 X 1000 рублей).

Штраф за ошибки в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Если налоговый агент представит формы, содержащие недостоверные сведения, то ему грозит штраф 500 рублей за каждый такой документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Однако непонятно какие сведения нужно считать недостоверными. Ведь кодекс не содержит такого определения. ФНС РФ считает, что любые ошибочные данные в формах 2-НДФЛ и 6-НДФЛ можно отнести к недостоверным и взыскать штраф. Например, это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

Так, основанием для штрафа является недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде недоплаты налога, нарушения прав физлиц (например, прав на налоговые вычеты).

Указанная ответственность также применяется при ошибках в показателях, идентифицирующих физлиц (ИНН, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь нарушения прав физлиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).

Вместе с тем, если ошибки не привели к неблагоприятным последствиям для бюджета и нарушению прав физлиц, то при расчете штрафа нужно учитывать смягчающие показатели.

Кроме того, налоговый агент освобождается от ответственности, если он самостоятельно выявит и исправит все имеющиеся огрехи.

Выявление недостоверных сведений в форме 6-НДФЛ осуществляется в рамках проведения камеральной и выездной проверки.

При выявлении недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в расчетах по форме 6-НДФЛ, вне рамок указанных проверок производство по делу о правонарушении осуществляется по ст. 101.4 НК РФ.

Сведения по форме 2-НДФЛ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной проверки НК РФ не предусмотрено. Таким образом, кодексом не установлен предельный срок для выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных налоговым агентом в справке.

Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной проверки за соответствующий период.

При этом ответственность применяется по представлению сведений по форме 2-НДФЛ после 1 января 2016 года.

При обнаружении ошибок в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ инспекторы истребуют у налогового агента пояснения с указанием выявленных неточностей и (или) противоречий либо уведомляют о вызове в налоговый орган.

Вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

ФНС дала распоряжение региональным УФНС довести данное письмо до нижестоящих инспекций.

ПИСЬМО ФНС РФ от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 «О налоговой ответственности налоговых агентов»

Источник: «Время бухгалтера»

Как накажут за неподачу справки?

Если налоговый агент несвоевременно предоставил в налоговый орган «Справку о доходах физического лица» по форме 2-НДФЛ, то он может быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа 200 руб. за каждый неподанный им документ.

Кроме того, нарушение требований законодательства о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц, которым были выплачены доходы, влечет административную ответственность по ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Так, в соответствии с этой статьей административными правонарушениями являются:

  • непредставление (несвоевременное представление) сведений в налоговые органы;
  • отказ от представления документов в налоговые органы;
  • неполное либо искаженное представление данных.

Мерой административной ответственности является штраф, который установлен для налоговых агентов в следующих размерах:

  • для гражданина – от 100 до 300 руб.;
  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.

О том, сколько времени действителен такой документ, как справка о доходах, читайте в статье «Какой срок действия справки 2-НДФЛ в 2017 году?».

Штраф за недостоверность сведений в 2-НДФЛ

Кроме наказания за просрочку, с 2016 года в НК установлена ответственность за сдачу справок 2-НДФЛ с недостоверными сведениями – 500 руб. за каждую некорректную справку (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Но если налоговый агент сам обнаружит неточность и представит в ИФНС корректирующую 2-НДФЛ до того, как налоговики обнаружат недостоверность в изначально представленной справке, то штрафа удастся избежать (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Самое неприятное в этой ситуации то, что в норме, устанавливающей ответственность, не конкретизируется, за какие именно ошибки в справке будут штрафовать налогового агента. И формально к штрафу могут привести не только некорректные данные в суммах доходов работника или НДФЛ, но и ошибки, к примеру, в адресе места жительства физлица или номере телефона налогового агента. Аналогичные последствия возможны при указании в справках сокращений, устаревших сведений и т.д.

Кстати, ФНС уже выпустила несколько писем о том, что налоговому агенту придется платить штраф за справку 2-НДФЛ, которая содержит ошибочный ИНН физлица (см. например, Письмо ФНС от 16.02.2016 № БС-3-11/590@). Так что будьте внимательны и старайтесь не допускать ошибок в 2-НДФЛ.

Читатели нашего форума рассказывают, что к концу года стали получать от ИФНС требования пояснений по справкам 2-НДФЛ за 2016 год из-за якобы выявленных расхождений в паспортных данных сотрудников.

Как правило, речь идет о тех сотрудниках, которые достигли возраста, предполагающего смену паспорта (20 и 45 лет). При этом сама смена паспорта либо выходит за рамки даты сдачи справок в ИФНС, либо произошла после увольнения работника, о чем бухгалтер по прежнему месту работы знать не обязан.

Тоже получила «письмо счастья». Штрафом не грозили, вызвали на личный прием (в декабре). Сотрудника указали сами. Я проверила паспортные данные, все заполнено верно. 45 ему исполнилось в мае, в июне он получил новый паспорт.
У меня ощущение, что где то глюканула программа.
если в программе идет проверка по базам на соответствие ИНН и паспорта в реальном времени на «сегодня», то мы имеем ошибку и письмо из налоговой. Мне трудно найти какое то другое логичное объяснение
— JulikSPbМы тоже получили «письма счастья» по двум организациям практически одновременно где-то на 20 работников. В основном на тех, которые поменяли паспорта после сдачи отчёта или после увольнения. Что интересно — в одной из баз в ошибочные попала Главный бухгалтер, но она же во второй с теми же реквизитами не попала. Причём всё у неё правильно, ГлавБух всё же. Так что «глюки программы» (имею ввиду программу, применяемую у налоговиков) вполне возможны.
Написали им, что работники меняли паспорта после подачи сведений, а для уволенных мы не имеем права обрабатывать персональные данные после увольнения. Прошло три недели, пока больше не беспокоили.
— GSokolov

Напомним, ранее мы рассказывали об угрозах штрафами со стороны ИФНС в адрес нашей читательницы из выявленных недостоверных данных в 2-НДФЛ в части паспорта 45-летнего сотрудника. Бухгалтер отправила в ответ пояснения, чем налоговики судя по всему, удовлетворились, так как никакой дальнейшей реакции от них не последовало.

Обсуждение этого «паспортно-отчетного» вопроса происходит в теме форума «Паспортные данные в 2-НДФЛ».

Добавим, в письме ФНС от 01.11.2016 № БС-4-11/20817 сообщается, что перед представлением 2-НДФЛ налоговым агентам необходимо провести мероприятия по актуализации персональных данных физлиц в целях представления достоверных справок и проверить актуальность персональных данных работников.

В случае если у физлица произошло изменение персональных данных после представления налоговым агентом справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган, уточненную справку по форме 2-НДФЛ об изменении персональных данных физического лица представлять не следует.

ПРИМЕР

Компанией в электронном виде были представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ с признаком «1» в соответствии с п.2 ст.230 НК РФ.

Впоследствии (08.04.2016 г.) компанией были представлены уточненные справки по форме 2-НДФЛ с признаком «1» и первичные справки по форме 2-НДФЛ с признаком «2» (в отношении двух физических лиц).

Инспекция вынесла решение о привлечении компании к ответственности за налоговое правонарушение за неподачу (непредставление) сведений, в соответствии с которым, учитывая смягчающие обстоятельства, инспекция начислила штраф в размере 200 рублей (п.1 ст.126 НК РФ).

Таким образом, учитывая положения Приказа ФНС РФ от 30.10.2015 г. №ММВ-7-11/485@ и рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ, а также в силу прямых норм НК РФ, налоговые агенты обязаны сообщать о невозможности удержать налог и сумме налога, в соответствии с п.5 ст.226 НК РФ по форме с признаком «2».

Так, при невозможности удержать исчисленную сумму налога, компания обязана была сообщить инспекции об указанном факте путем представления справки по форме 2-НДФЛ с признаком «2» в законодательно установленный срок.

Однако впервые справки по форме 2-НДФЛ с признаком «2» за 2014 год в отношении двух работников были представлены компанией 08.04.2016 г.

Позиция налоговой инспекции подтверждается письмами Минфина РФ от 01.12.2014 г. №03-04-06/61283, от 29.12.2011 г. №03-04-06/6-363, от 27.10.2011 г. №03-04-06/8-290 и письмом ФНС РФ от 30.03.2016 г. №БС-4-11/5443.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА: ЦЕНА

Важно! Суд не принял доводы компании о том, что налоговиками неправомерно применены положения ст. 126 НК РФ ввиду позднего обнаружения ошибки в размере стандартных вычетов по двум лицам.

Как отметили судьи, обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, закреплена п.2 ст. 24 НК РФ.

Сведения по форме 2-НДФЛ с признаком «2» (вместе с уточненными сведениями по форме 2-НДФЛ с признаком «1») были представлены компанией только в ответ на письмо инспекции о представлении пояснений по размеру стандартных вычетов, представленных двум работникам компании.

Важно! Исполнение обязанности представления справок 2-НДФЛ с признаком «2» не ставится в зависимость от причин неудержания НДФЛ. Из взаимосвязи п.5 ст. 226 НК РФ, п.1 ст. 126 НК РФ следует, что причины непредставления сведений о невозможности удержать налог и сумме налога в установленный налоговым законодательством срок для привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ правового значения не имеют.

Таким образом, решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 200 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме 2-НДФЛ с признаком «2» является законным и обоснованным (Решение АС г. Москвы от 09.01.2017 г. №А40-202218/2016).

КАК НАЛОГОВЫМ АГЕНТАМ ДЕКЛАРИРОВАТЬ НЕУДЕРЖАННЫЙ НДФЛ?

Справка 2-НДФЛ не прошла форматный контроль – правомерен ли штраф?

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.2 ст.230 НК РФ).

Если численность работников компании, получивших доход, превышает 25 человек, сведения по форме 2-НДФЛ подаются по телекоммуникационным каналам связи, в электронном виде (п.2 ст.230 НК РФ).

Порядок представления сведений о доходах физических лиц, в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 г. № ММВ-7-3/576@ «Об утверждении порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ» (далее по тексту – Порядок).

Датой представления сведений считается дата отправки, зафиксированная в подтверждение даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа (п.4 Порядка).

ПРИМЕР

Компания по телекоммуникационным каналам связи представила в адрес инспекции сведения о доходах физических лиц в количестве 74 документов (справок). Согласно протоколу приема сведений принято сведений: 73, один файл содержит отрицательное значение дохода.

После установленного срока сдачи сведений компания исправила допущенную ошибку и повторно направила в инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ в количестве одного файла.

Компания была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, в виде взыскания штрафа в размере 100 рублей (с учетом смягчающих вину обстоятельств).

Несмотря на незначительный размер штрафа, компания принципиально не была согласна с решением налоговиков, успешно оспорив его в судебном порядке.

Суд пришел к выводу, что выявленная ошибка не препятствовала ознакомлению инспекции с представленными сведениями, поскольку в представленной справке 2-НДФЛ содержатся фамилия, имя отчество работника — плательщика налога на доходы физических лиц, его ИНН, дата рождения, адрес, сумма дохода, налоговая база, налог исчисленный, налог удержанный и налог перечисленный.

Важно! Наличие ошибки в виде отрицательного значения дохода не повлекло неверного исчисления НДФЛ (Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.06.2015 г. №А17-6115/2014).

Штраф за недостоверные сведения в справке 2-НДФЛ

Начиная с 1 января 2016 г., представление налоговым агентом справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждую представленную справку, содержащую такие сведения (п.1 ст.126.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не оперирует понятием «недостоверные сведения». Восполняют указанный пробел разъяснения налоговиков (Письма ФНС РФ от 01.11.2016 г. №БС-4-11/20817, от 09.08.2016 г. №ГД-4-11/14515, Минфина РФ от 21.04.2016 г. №03-04-06/23193).

Важно! По мнению налоговиков, любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным. Это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

Перечень сведений, которые относятся к персональным данным, приведен в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон №152-ФЗ).

Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (п.1 ст.3 Закона №152-ФЗ).

Налоговая ответственность применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков — физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Перед подачей 2-НДФЛ за год налоговики рекомендуют налоговому агенту обновить персональные данные работников (Письма ФНС РФ от 01.11.2016 г. №БС-4-11/20817).

Ошибки в кодах вычетов

В разделе 4 справки «Данные о физическом лице — получателе дохода» «Стандартные, социальные, инвестиционные и имущественные налоговые вычеты» отражаются сведения о предоставленных работнику стандартных, социальных, инвестиционных и имущественных налоговых вычетах.

В поле «Код вычета» указывается соответствующий код вычета, выбираемый из кодов видов вычетов налогоплательщика. В поле «Сумма вычета» указываются суммы вычетов, соответствующие указанному коду. Число заполненных строк в данном поле зависит от количества видов налоговых вычетов, которые были предоставлены работнику.

Как уже было отмечено, неверное указание налоговым агентом кодов вычета расценивается как недостоверные сведения.

Перечень всех кодов на доходы и вычеты содержится в приказе ФНС РФ от 22.11.2016 г. №ММВ-7-11/633@.

Напомним, что с 1 января 2016 г. физические лица смогут реализовать свое право на получение социальных вычетов у работодателя. Такое право им предоставлено п.2 ст.219 НК РФ в редакции Федерального закона от 6.04.15 г. № 85-ФЗ. Для социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп.3 п.1 ст.219 НК РФ, используется новых три кода:

324 — оплата за медицинские услуги, приобретенные лекарственные средства;

325 — оплата страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования;

326 — оплата расходов по дорогостоящему лечению в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, — в размере фактически произведенных расходов.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ. НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ С 2016 Г.

При этом обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; -совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (п.1 ст.112 НК РФ).

Таким образом, перечень смягчающих обстоятельств носит открытый характер, к ним относятся любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (ст.112 НК РФ).

Из анализа указанной нормы следует, что обстоятельствами, смягчающими ответственность, могут быть признаны те, которые препятствуют исполнению лицом обязанности, возложенной на него НК РФ (стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств, угроза, принуждение, тяжелое материальное положение и др.).

Согласно разъяснениям финансистов, квалификация деяний налогового агента, допустившего ошибку при заполнении формы 2-НДФЛ, зависит от фактических обстоятельств. Вопрос о привлечении к ответственности должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств, в том числе смягчающих ответственность (Письмо Минфина РФ от 21.04.2016 г. №03-04-06/23193).

Важно! Наличие таких обстоятельств не должно являться типичным при обычных условиях хозяйственной деятельности компании. Налоговики должны учитывать наличие смягчающих обстоятельств в случае представления недостоверной информации, которая не привела к неисчислению или неполному исчислению НДФЛ, к неблагоприятным последствиям для бюджета, нарушению прав физических лиц (п.1 ст.112 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 09.08.2016 г. №ГД-4-11/14515).

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх