Силы ООН в сирии

Наряду с полицией Организации Объединенных Наций и гражданскими коллегами мы проводим работу по обеспечению стабильности, безопасности и мира; мы охраняем персонал и имущество; мы проводим работу с местными общинами, а силы безопасности содействуют установлению прочного мира.

Во многих миссиях главным элементом нашего мандата является защита гражданского населения. «Голубые каски» защищают население от угроз и способствуют созданию обстановки безопасности.

Крайне важно то, что мы увеличиваем число женщин-военнослужащих в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Глобальный вклад во имя мира во всем мире

Весь военный персонал в «голубых касках» — это прежде всего военнослужащие национальных армий, которые направлены на работу под командованием и контролем со стороны Организации Объединенных Наций.

Военный персонал ООН насчитывает более 100 000 военнослужащих, направленных более чем 120 странами. Они прибыли из больших и малых, богатых и бедных государств. Они привнесли с собой разные культурные традиции и опыт работы, но они едины в своей решимости отстоять мир. В настоящее время большинство военнослужащих прибывают из стран Африки и Азии, при этом возрастает и вклад западных стран.

Какие задачи выполняет военный персонал ООН

Организация Объединенных Наций развертывает военный персонал в рамках миротворческих операций с 1948 года, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке для контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами.

Военный персонал ООН может привлекаться для:

  • защиты гражданского населения и персонала ООН;
  • ведения наблюдения за спорным участком границы;
  • наблюдения за мирными процессами в постконфликтных зонах и обеспечения их соблюдения;
  • обеспечения безопасности во всей зоне конфликта;
  • обеспечения безопасности во время проведения выборов;
  • оказания помощи в обучении и поддержке национальных военнослужащих;
  • оказания помощи бывшим комбатантам в соблюдении мирных соглашений, подписанных ими.

Одним из самых масштабных изменений, которые произошли в миротворческой деятельности ООН за 70 лет ее существования, является все более комплексный характер операций ООН по поддержанию мира. Военные миротворцы ООН часто вынуждены действовать в недружелюбной и опасной обстановке в отдаленных районах, где они сталкиваются с беспрецедентным масштабом проблем, особенно при защите гражданского населения, подвергаясь асимметричным угрозам. Более подробная информация о том, как меняется миротворческая деятельность ООН в целях решения этих современных проблем, содержится в данном разделе.

Привлечение к работе

Управление Организации Объединенных Наций по военным вопросам ведет поиск высококвалифицированных военнослужащих из государств — членов ООН для направления их на службу в миссии по поддержанию мира во всех уголках планеты в качестве либо отдельных штабных офицеров, либо военных наблюдателей, либо в составе сформированного подразделения той или иной предоставляющей войска страны. В штабных офицерах нуждаются и Центральные учреждения ООН, откуда поддерживаются все аспекты работы, связанной с развертыванием войск на местах. К концу сентября 2016 года женщины составляли 4 процента от общей численности военного персонала ООН. Одна из первоочередных задач миротворческой деятельности ООН заключается в увеличении числа женщин-военнослужащих, задействованных в миротворческих операциях, включая увеличение доли женщин среди штабных офицеров до 15 процентов к концу 2017 года.

«Голубые каски» как военнослужащие своих национальных армий направляются на работу в ООН на срок, который обычно составляет один год службы непосредственно на месте дислокации или до двух лет службы в Центральных учреждениях ООН. Со всеми вопросами относительно работы в военных структурах ООН потенциальным кандидатам следует обращаться в первую очередь в соответствующие инстанции своих стран.

Какие «голубые каски» нужны?

В число миротворцев ООН входят главным образом солдаты-пехотинцы. Однако мы все больше нуждаемся в военнослужащих-специалистах, которых мы называем «вспомогательными силами». К таким военнослужащим-специалистам относятся инженеры, которые, например, смогли оказать помощь в процессе восстановления на Гаити после землетрясения или в строительстве новых дорог в Южном Судане. Нам также требуются вертолеты с членами экипажей, которые позволяют нам расширить сферу влияния и сделать наше присутствие более значимым. В число других вспомогательных сил входят транспортные компании, связисты и медицинские работники.

Современные миротворческие операции часто бывают очень сложными, и поэтому к действующему персоналу предъявляются высокие требования. Сотрудники должны пройти серьезную подготовку до направления на место, и ООН работает в тесном контакте со странами, предоставляющими войска, стремясь оказывать максимально возможную помощь и консультативные услуги. Военнослужащие должны знать, как им следует поступить, если они, например, попадут в засаду, и должны быть в состоянии реагировать надлежащим образом.

Имеет ли ООН постоянные резервные силы?

Для развертывания войск необходимо значительное время, и нас часто спрашивают, почему мы не имеем постоянного резерва.

ООН может развертывать военный персонал лишь в том случае, если имеется резолюция Совета Безопасности ООН, санкционирующая такое развертывание. Совет Безопасности решает, сколько военнослужащих потребуется, после чего Центральные учреждения ООН связываются с государствами-членами на предмет предоставления персонала и его развертывания. Для того чтобы обеспечить наличие боевых частей и оборудования, потребуется время, нередко более шести месяцев с даты принятия резолюции.

Как заявил бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, Организация Объединенных Наций — это «единственная пожарная команда в мире, которая вынуждена ждать, пока разгорится огонь, прежде чем она сможет получить пожарную машину». Идея создания постоянного резерва представляется логичной, однако крайне затратно держать в постоянной готовности силы в составе нескольких тысяч человек. Хотя на развертывание уходит много времени, гораздо практичнее мобилизовать военный персонал, как только будет получено разрешение. Это также позволяет нам обеспечить набор персонала, располагающего необходимым опытом, подготовкой и знанием соответствующих языков, которые потребуются ему в месте дислокации.

Учитывая эти ограничения, ООН вместе с государствами-членами с 2015 года занимается разработкой нового механизма под названием «Система обеспечения готовности миротворческого потенциала» (СГМП). На основе СГМП государства-члены могут взять на себя обязательство иметь специальные подразделения, готовые к участию в миротворческой деятельности ООН. Задолго до возможного развертывания Секретариат ООН проведет оценку степени готовности персонала, уровня его подготовки и наличия оборудования у этих подразделений. Они могут также взять на себя обязательство иметь отдельные подразделения для уровня быстрого развертывания СГМП, которые будут предоставлены в течение 60 дней после соответствующей просьбы Генерального секретаря ООН. Когда в 2018 году эта система будет полностью введена в действие, она поможет сократить сроки развертывания вооруженных сил для будущих новых миссий.

Увеличение числа женщин-миротворцев

Значительное увеличение числа женщин в составе миротворческих операций способствует достижению устойчивого мира и улучшению положения женщин и девочек в регионах, затронутых конфликтами.

В своей резолюции 1325 Совет Безопасности подчеркнул важность равноправного участия женщин во всех усилиях по поддержанию мира, включая военные. Необходимость в этом также подтверждается в директивном документе Департамента миротворческих операций и Департамента оперативной поддержки, касающемся политики по вопросам равенства мужчин и женщин, а также в руководстве по внедрению гендерной перспективы в работу военного персонала ООН (2010 год).

Роль женщин-военнослужащих в операциях по поддержанию мира

Женщины-военнослужащие способны не только выполнять те же функции и служебные обязанности, что и их коллеги-мужчины, начиная с командиров и заканчивая рядовыми, но и повысить эффективность проведения военных операций. Женщины-военнослужащие привносят новые идеи при планировании операций и принятии ключевых решений, особенно тех, которые затрагивают гражданское население, в частности женщин и девочек. Это соображение крайне важно для деятельности миротворческой миссии, поскольку оно обеспечивает комплексный подход к выполнению ее мандата в современных сложных и меняющихся условиях проведения миротворческих операций.

Женщины-военнослужащие также служат образцом для подражания в местных условиях, побуждая женщин в принимающих странах задуматься о выборе профессии в сфере обеспечения безопасности.

Женщины-военнослужащие обладают уникальными тактическими преимуществами в этой области, в частности возможностью проводить досмотр гражданских лиц женского пола или домашние обыски в тех местах, куда согласно традициям не могут войти мужчины. Часто местное население в принимающих странах охотнее идет на контакт и предоставляет информацию военному персоналу, который состоит не только из мужчин, но и из женщин. Получив более подробную информацию, мы можем более эффективно защищать эти общины.

Ознакомьтесь с более подробной информацией об участии женщин в миротворческой деятельности, в том числе с последними статистическими данными об их представленности в операциях по поддержанию мира.

Профессиональная сеть женщин-военнослужащих, участвующих в операциях по поддержанию мира

Профессиональная сеть женщин-военнослужащих, участвующих в операциях по поддержанию мира, была создана в апреле 2015 года, и на данный момент к ней присоединились около 100 женщин-военнослужащих, участвовавших или продолжающих участвовать в миротворческих операциях. Сеть была создана по инициативе Управления по военным вопросам в целях объединить женщин, которые служат или служили в составе операций ООН по поддержанию мира.

Сеть занимается распространением информации о женщинах-военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях ООН, укреплением и отстаиванием их авторитета, а также служит площадкой для взаимопомощи, наставничества, обучения и защиты прав женщин, входящих в состав военного персонала Организации Объединенных Наций. Она позволяет женщинам обмениваться опытом и способствует участию женщин-военнослужащих всех рангов в операциях ООН по поддержанию мира. Вы можете присоединиться к нашей группе в Facebook UN Female Military Peacekeepers Network или связаться с местной группой сети в вашей миссии.

Премия «Пропагандист года по гендерной проблематике»

Премия Организации Объединенных Наций «Военный пропагандист года по гендерной проблематике» присуждается за самоотверженное стремление отдельного миротворца отстаивать принципы, закрепленные в резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Резолюция содержит три положения, называемые сокращенно ПЗУ. «П» означает предотвращение конфликтов, «З» — защиту женщин и их прав во время и после конфликта. «У» означает участие и указывает на рост числа женщин во всех механизмах по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Крайне важно, чтобы миротворцы, участвующие в нынешних операциях по поддержанию мира, осознавали, насколько различным является воздействие конфликта на женщин и мужчин. Резолюция призывает всех действующих лиц применять подход, основанный на учете гендерных аспектов, с тем чтобы обеспечить более глубокое понимание особых потребностей женщин и девочек и их участие, а также защиту от сексуального насилия и его предотвращение в условиях конфликта.

Премия «Военный пропагандист года по гендерной проблематике» присуждается отдельным миротворцам, кандидатуры которых выдвигаются командующими силами и главами миротворческих миссий, за самоотверженное стремление отстаивать принципы, закрепленные в резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в военных условиях. Премия также повышает значимость учета гендерной проблематики при проведении операций по поддержанию мира в военных условиях и уровень осведомленности о сути этой деятельности.

Лауреаты премии

2018 год: лейтенант-коммандер Марсиа Андраде Брага из Бразилии за службу в МИНУСКА

2017 год: майор Сейтебатсо Перл Блок из Южной Африки за службу в МООНСДРК

2016 год: капитан Айшату Усман Иссака из Нигера за службу в МИНУСМА

Стандарты исполнения обязанностей «голубых касок»

Для выполнения возложенных на них задач наши войска должны пройти надлежащую подготовку, иногда начинающуюся задолго до развертывания. Эта подготовка охватывает все аспекты миротворческой деятельности ООН, в частности обеспечение наличия необходимого и пригодного оборудования. Крайне важно также, чтобы миротворцы были хорошо обучены, в числе прочего, в области защиты гражданского населения и применения силы, в том числе вооруженной силы. Кроме того, одним из главных аспектов подготовки является глубокое понимание требований в отношении поведения и дисциплины.

  • Требования в области готовности, исполнения обязанностей, командования и контроля.
  • В Руководящих принципах по защите гражданского населения (ЗГН), предназначенных для воинского компонента миссий по поддержанию мира (февраль 2015 года), поставлена ясная цель для военного компонента, выполняющего задачу по ЗГН.
  • Правила применения вооруженной силы. В этом документе предусмотрено право на применение силы и разъясняется политика, принципы, процедуры и ответственность в связи с применением силы. Для каждой миссии составляются конкретные правила применения вооруженной силы.
  • Наши войска на местах должны выполнять свой мандат с высочайшим профессионализмом, преданностью делу и достоинством, нередко проявляя самопожертвование. К сожалению, «голубые каски» обвинялись в неправомерных поступках, в том числе в сексуальной эксплуатации и злоупотреблениях. Такие предосудительные действия несовместимы с ценностями защиты, которых придерживается ООН в своей миротворческой деятельности. Все неправомерные поступки являются недопустимыми и запрещаются. См. Кодекс поведения Организации Объединенных Наций.

Система обеспечения готовности миротворческого потенциала

Система обеспечения готовности миротворческого потенциала ООН (СГМП) предназначена для того, чтобы установить более предсказуемый и динамичный процесс взаимодействия между Центральными учреждениями ООН и государствами-членами в области повышения готовности и своевременного развертывания миротворческого потенциала с обеспечением надлежащего качества.

В СГМП предусмотрены четыре уровня готовности:

  • Уровень 1. Страна, предоставляющая войска, официально обязуется предоставить подразделение и передает перечень основного оборудования и имущества для самообеспечения, а также свидетельство о завершении базовой подготовки и проверки на предмет соблюдения прав человека. Государствам-членам рекомендуется указать сроки доставки и продолжительность развертывания для каждого компонента всех обещанных средств и сил.
  • Уровень 2. В связи с оперативными потребностями ООН взятые обязательства на уровне 1 могут быть повышены до уровня 2 после проведения оценки и посещения страны консультативной группой из Центральных учреждений ООН.
  • Уровень 3. После удовлетворительной оценки подразделения, достигшие разумной степени готовности, переходят на уровень 3.
  • Уровень быстрого развертывания (УБР). Достигнув уровня 3, предоставляющая войска страна может взять на себя обязательство по развертыванию в течение 60 дней после получения соответствующей просьбы от Центральных учреждений ООН.

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (36) за 2018 г.

Начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Сергей Рудской 2 августа 2018 на брифинге для журналистов, посвященном ситуации в Сирии, отметил, что в настоящее время полностью восстановлен контроль над сирийско-иорданской границей, созданы условия для возобновления деятельности миротворческих сил ООН, развернутых в районе разделения между Сирией и Израилем на Голанских высотах в соответствии с резолюцией Совбеза ООН. Ниже мы публикуем выступление военачальника.

Вооруженные Силы Российской Федерации совместно с сирийским правительством предпринимают все необходимые меры по стабилизации обстановки в Сирийской Арабской Республике. За прошедший месяц проведена уникальная операция по ликвидации незаконных вооруженных формирований в провинциях Эс-Сувейда, Деръа и Эль-Кунейтра на юго-западе Сирии.
Укрывавшиеся там под видом «умеренной оппозиции» отряды террористических группировок ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра» контролировали более 55 процентов территории Южной зоны деэскалации.
Террористические группировки постоянно вели боевые действия с отрядами «умеренной» оппозиции за расширение подконтрольных территорий.
Мирные граждане, оказавшиеся в заложниках сложившейся ситуации, испытывали острый дефицит продовольствия, медикаментов и питьевой воды.
Поступавшая по линии международных организаций гуманитарная помощь, как правило, попадала в руки террористов и до мирных жителей не доходила.
Любые попытки местного населения защитить свои права и имущество жестоко карались террористами — вплоть до публичных казней.
Кроме того, террористами предпринимались попытки овладеть территорией, находящейся под контролем правительственных войск. Реальной опасности подвергались российские военнослужащие военной полиции, несущие службу на постах вдоль линии разграничения.
Информация об обострении обстановки и тяжелой гуманитарной ситуации на юго-западе Сирии регулярно доводилась Российской Федерацией до стран-гарантов создания Южной зоны деэскалации — США и Иордании. Однако никаких мер по стабилизации обстановки зарубежными партнерами не предпринималось.
В этих условиях мирные жители через глав местных администраций обратились в российский Центр по примирению враждующих сторон с просьбой защитить их от бесчинств боевиков группировок ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра». Лидеры отрядов «умеренной» оппозиции северо-восточных районов Южной зоны деэскалации выразили желание добровольно сложить оружие и вернуться к мирной жизни под гарантии Российской Федерации.
Радикально настроенным боевикам и членам их семей была предоставлена возможность выехать в провинцию Идлиб.
В то же время террористы «Джабхат ан-Нусры», стремясь сорвать мирное урегулирование, предприняли попытку взять под контроль населенные пункты, жители которых попросили защиты у сирийских властей, и атаковали подразделения сирийской армии.
Правительственные войска совместно с отрядами «умеренной» оппозиции, присоединившимися к борьбе против террористов, приступили к действиям по стабилизации обстановки и защите населения Южной зоны деэскалации от террористов.
Для исключения возможных инцидентов командованием российской группировки войск постоянно осуществлялось уведомление израильских и иорданских партнеров.
В ходе операции, сирийские вооруженные силы при поддержке ВКС России полностью уничтожили бандформирования ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры» и установили контроль над территорией провинций Эс-Сувейда, Деръа и Эль-Кунейтра.
Вчера отрядами под командованием генерала Сухела и подразделениями 4-й танковой дивизии ликвидирован последний оплот Исламского государства на юго-западе провинции Эль-Кунейтра в районе населенных пунктов КУСАЙР, ЭЛЬ-КУАЙЯ и ЭЛЬ-ГАРГА.
В результате операции на юго-западе Сирии освобождено 3 тысячи 332 квадратных километра территории. Под контроль правительства Сирии перешло 146 населенных пунктов, из них 50 — мирным путем в результате переговоров.

В ходе стремительного наступления подразделений сирийских правительственных войск и отрядов народного ополчения на укрепленный район боевиков в районе КУСАЙРЫ более 160 членов бандформирований ИГИЛ были окружены и сдались в плен.
Хочу обратить внимание, что на юго-западе Сирии боевые действия велись только против формирований террористических группировок ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра».
В районах, контролируемых «умеренной» оппозицией, под руководством российского Центра по примирению враждующих сторон проведены мероприятия по примирению членов незаконных вооруженных формирований и восстановлению государственной власти.
Боевики смогли по своему желанию либо воспользоваться действующей амнистией, сложить оружие и вернуться к мирной жизни, либо выехать с семьями в провинцию Идлиб. Подавляющее большинство членов незаконных вооруженных формирований предпочло остаться в своих населенных пунктах.
Значительная часть вооруженных отрядов «умеренной» оппозиции присоединилась к совместной с правительственными войсками борьбе с ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусрой».
В провинцию Идлиб вывезено 9 тысяч 652 человека, из них 4 тысячи 297 боевиков.
В общей сложности незаконными вооруженными формированиями добровольно сдано более 650 единиц вооружения и военной техники, в том числе 39 танков, 28 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 10 зенитных самоходных установок «Шилка», 35 зенитных орудий, 17 реактивных систем залпового огня, 60 минометов, 23 пусковые установки противотанковых ракет.
Полностью восстановлен контроль над сирийско-иорданской границей. Созданы условия для возобновления деятельности миротворческих сил ООН, развернутых в районе разделения между Сирией и Израилем на Голанских высотах в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1974 года № 350.
Напомню, что работа международных наблюдателей в данном районе была приостановлена в 2012 году по соображениям безопасности.
Сегодня миротворцы ООН в сопровождении российской военной полиции совершили первое за шесть лет патрулирование в районе разделения.
В целях исключения возможных провокаций напротив постов ООН вдоль линии «Браво» спланировано выставление 8 наблюдательных постов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. По мере стабилизации обстановки эти посты будут переданы военнослужащим сирийских правительственных войск.
На освобожденных от бандформирований территориях ведется разминирование, восстанавливаются социально значимые объекты, возобновлено электроснабжение и подача воды.
Подразделения российской военной полиции оказывают содействие местным органам власти в обеспечении безопасности и правопорядка. Для поддержания стабильности и предотвращения возможных провокаций ими осуществляется патрулирование и выставляются наблюдательные посты.
В результате освобождения провинций Деръа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда от боевиков созданы все необходимые условия для возвращения беженцев и перемещенных лиц в свои дома.
В целях активизации процесса возвращения мирного населения в Дамаске приступил к работе российский Центр по приему, распределению и размещению беженцев.
Организовано возвращение беженцев, находящихся за пределами Сирии, созданным при Минобороны России межведомственным координационным штабом, в состав которого вошли представители российского МИДа, а также других заинтересованных министерств и ведомств.
О результатах данной работы Министерство обороны регулярно информирует вас в ходе соответствующих брифингов.
Мы продолжаем внимательно отслеживать ситуацию во всех районах Сирии и нас не может не беспокоить обострение обстановки в зоне деэскалации «Идлиб».
Участились случаи обстрелов боевиками из зоны деэскалации «Идлиб» позиций правительственных войск и домов мирных жителей в Алеппо, в провинции Хама и в горной Латакии. Только за последние 10 дней зафиксировано 84 подобных случая.
Не прекращаются атаки на российские военные объекты ударных беспилотных летательных аппаратов, которые запускаются боевиками из зоны деэскалации «Идлиб». Последняя такая попытка нападения на авиабазу Хмеймим зафиксирована 29 июля.
Все атаки отражаются средствами противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы российской авиационной базы.
Кроме того, в районах, прилегающих к зоне Эт-Танф, контролируемой американскими военнослужащими, отмечается увеличение групп боевиков ИГИЛ, которые совершают террористические акты в населенных пунктах провинций Эс-Сувейда и Риф-Дамаск, а также пытаются организовать вылазки в направлении Пальмиры и Дейр-эз-Зора.
Российская авиация и сирийские правительственные войска их своевременно выявляют и уничтожают.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация, сложившаяся в лагере беженцев «Рукбан», где в тяжелых условиях находятся около 60 тысяч человек, а также укрываются террористы. Данная ситуация требует незамедлительного решения.
Считаем необходимым американским партнерам в кратчайшие сроки предоставить гуманитарный доступ в «Рукбан», обеспечить вывод из него беженцев к местам их постоянного проживания и ликвидировать военную базу в Эт-Танфе. 

ВАШИНГТОН —

После вывода американских войск из Сирии, в этой стране на некоторое время останется «небольшая группа миротворцев» из США в составе 200 военнослужащих. Об этом в четверг сообщила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс.

В декабре 2018 года президент Дональд Трамп распорядился о полном выводе американского военного контингента из Сирии, несмотря на продолжающуюся борьбу сил международной коалиции с террористами из группировки «Исламское государство». Сейчас в Сирии размещены 2 тысячи американских солдат.

Начиная с декабря на решение Трампа пытались повлиять многие президентские советники, которые говорили о необходимости защиты курдских повстанцев. В случае полного вывода американских войск курдам, которые входят в состав поддерживаемой США коалиции, угрожает опасность со стороны Турции. В Анкаре курдские Отряды народной самообороны называют террористической организацией.

О решении президента США оставить в Сирии 200 миротворцев на некий «период времени» стало известно в четверг вечером, сразу после телефонных переговоров Трампа с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. В заявлении Белого дома указывается, что лидеры США и Турции договорились о «продолжении координации в создании потенциальных безопасных зон» в Сирии.

Высокопоставленный источник в администрации рассказал Reuters, что сегодняшнее решение Трампа прорабатывалось уже в течение некоторого времени. Остается неясным, на какой период времени в Сирии останутся 200 американских миротворцев и где именно их разместят.

Этот шаг позволит европейским союзникам также оставить сотни военнослужащих в зоне конфликта для наблюдения за процессом создания так называемых «безопасных зон» в северо-восточной Сирии.

Командование Сирийских демократических сил (СДС), поддерживаемых Вашингтоном, заявило, что в стране должны остаться 1000-1500 иностранных военнослужащих, которые помогут СДС в борьбе с исламистами.

Россия ни разу не предлагала кандидата на должность командующего миротворческой миссией

Известно, что в ООН воинские звания не присваиваются, но на должности назначают: «Военные и полицейские – это прежде всего сотрудники национальных служб и лишь затем – лица, прикомандированные к ООН. Они представляют различные культуры и имеют разный опыт работы, однако их объединяет решимость содействовать укреплению мира».

Из 13 операций по поддержанию мира (ОПМ) в 12 миссиях должности командующих относятся к генеральским (четыре генерал-лейтенанта и восемь генерал-майоров).

СТРУКТУРА И БЮРОКРАТИЯ

Миротворческая деятельность в ООН имеет единую централизованную структуру, в которую входят Совет Безопасности (СБ), генеральный секретарь ООН, Секретариат.

В составе СБ имеется Военно-штабной комитет (ВШК), а в состав Секретариата входят три департамента: ДОПМ, ДПВМ и ДОП. Генеральная Ассамблея (ГА) выделяет всем деньги и действует через Специальный комитет по операциям по поддержанию мира (C-34), учрежденный резолюцией 2006 (XIX) ГА от 18 февраля 1965 года с мандатом проводить всеобъемлющее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах.

Военнослужащие и полицейские направляются в 22 миссии: 13 миссий подчиняются Департаменту операций по поддержанию мира (ДОПМ), 9 миссий – Департаменту по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ).

ДПВМ возглавляет Розмари А. Дикарло (США), которая назначена на должность заместителя генерального секретаря по политическим вопросам 28 марта 2018 года.

ДОПМ возглавляет Жан-Пьер Лакруа (Франция). В состав департамента входит около 120 военных.

Департаментом оперативной поддержки (ДОП) руководит Атул Кхаре (Индия).

Всех должностных лиц назначает генеральный секретарь ООН. Последнее назначение –

ГС ООН Антониу Гутерриш назначил 3 декабря 2019 года генерал-лейтенанта Рикардо Аугусто Феррейры Коста Невеса из Бразилии командующим Силами миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК). Его последняя должность – директор по оценке и продвижению в бразильской армии. Он руководил военной академией, где отвечал за обучение и воспитание молодых офицеров. Командовал пехотным батальоном и пехотной бригадой.

Генерал-лейтенант Коста Невес имеет опыт миротворческой деятельности, был военным наблюдателем в Контрольной миссии Организации Объединенных Наций в Анголе с 1995 по 1996 год. Он окончил высший военный колледж в Бразилии.

Миссию могут возглавлять и отставные генералы. Так, новым главой политической миссии ООН в поддержку соглашения по Ходейде (МООНСХ) с сентября 2019 года является отставной генерал-лейтенант индийской армии Абхиджит Гуха.

Генерал Гуха имеет 40-летний опыт национальной и международной военной службы. С 2009 по 2013 год занимал должность сначала заместителя, а затем и военного советника в Управлении по военным вопросам Департамента операций по поддержанию мира. Командовал пехотной бригадой и дивизией. В 1992–1993 годах был военным наблюдателем в миротворческой миссии в Камбодже.

В отставку ушел в 2013 году, после чего работал в Группе экспертов по технологиям и инновациям в миротворческой деятельности ООН (2014) и Независимой группе высокого уровня по операциям в пользу мира (2015). Он также возглавлял ряд комиссий ООН по расследованию военных преступлений в Африке и на Ближнем Востоке. Окончил в Индии колледж персонала оборонных служб, колледж боевых искусств и колледж национальной обороны.

В миссии 36 миротворцев: 23 военных наблюдателя и 13 полицейских. Миссия следит за соблюдением режима прекращения огня в Ходейде и близлежащих портах и за отводом войск.

В конце 2019 года представители Министерства обороны Российской Федерации столкнулись с проблемой: «Российские офицеры, прошедшие конкурсный отбор и назначенные решением генерального секретаря ООН в занимающиеся военной тематикой подразделения Секретариата, вынуждены месяцами ждать выдачи американской визы. Срок рассмотрения некоторых визовых обращений порой превышает один год». Американцы при помощи своеобразного административного ресурса прибегают к практике недобросовестной конкуренции, смещая россиян с их постов и продвигая туда своих военнослужащих. Досталось и ГС ООН от МИДа.

Отметим, что ВШК – это вспомогательный орган Совета Безопасности ООН, роль которого определена в Уставе ООН. Она заключается в том, чтобы «давать советы и оказывать помощь СБ по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности».

ВШК не действует с 1946 года. Функции ВШК взял на себя Секретариат ООН. Россия неоднократно выступала за возобновление работы ВШК.

В Западной Сахаре специальный посланник ушел в мае 2019 года в отставку по состоянию здоровья. Новый посланник не назначен. Через восемь месяцев на брифинге ООН сообщили: «Ходят слухи о том, что подобрана кандидатура на пост посланника в Западную Сахару. Сообщаем, что это только слухи. Поиск посланника продолжается» (too much burocracy).

Миротворчеством занимается не только Совет Безопасности ООН, но и Генеральная Ассамблея. Необходимо иметь в виду, что ГА играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира.

Публикуется обширный ежегодный доклад Специального комитета по операциям по поддержанию мира (С-34) – «рассыпанная повесть», по миротворческой терминологии, на 116 страницах (443 пункта): «Для выработки общих подходов и налаживания сотрудничества требуется общее понимание терминологии».

ЖЕНЩИНЫ-ГЕНЕРАЛЫ

Количество женщин-генералов в голубых беретах за последнее время увеличилось, так как в некоторых миссиях введены должности заместителей командующего. К таким миссиям относятся Западная Сахара и Голанские высоты.

Заместителем командующего Сил ООН в Западной Сахаре 16 сентября 2019 стала женщина-бригадный генерал Constance Emefa Edjeani-Afenu.

Первичное офицерское звание лейтенанта присвоено в апреле 1980 года. Командовала пехотным взводом, занимала различные штабные должности. В 2013 году назначена в постоянную миссию Ганы в ООН. Звание бригадного генерала присвоено в 2016 году. Проходила службу в нескольких миротворческих миссиях – дважды в Ливане, трижды в Конго, затем в Либерии и Западной Сахаре.

А в Сирии 16 сентября 2019 года бригадный генерал Maureen O’Brien (Ирландия) назначена заместителем командующего Силами ООН на Голанских высотах. Семь раз проходила службу за рубежом на оперативных должностях. Род войск – пехота.

Еще одна миссия заслуживает внимания. Образцово-показательной миссией в гендерном отношении являются Силы ООН на Кипре, где три женщины возглавляют миротворческий контингент. В начале 2019 года миротворческая миссия ООН на Кипре (ВСООНК) стала первой в истории миротворчества, возглавляемой исключительно женщинами: глава миссии Элизабет Спехар, старший советник полиции Анн‑Кристен Квилеквал и командующий Силами ООН генерал‑майор Шерил Пирс.

Вспомним, что в середине апреля 2019 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение «о направлении до пяти военнослужащих» в состав миротворческой миссии ООН на Кипре. Речь идет об «офицерах связи, военных наблюдателях и офицерах штаба». Обращает на себя внимание следующий важный пункт распоряжения: «МИДу и Минобороны по согласованию с Секретариатом ООН решить организационные вопросы, в том числе касающиеся района действия военнослужащих ВС РФ, их размещения, задач и подчиненности, а также срока пребывания военнослужащих и порядка их замены, учитывая, что финансовые расходы, связанные с направлением военнослужащих ВС РФ в состав Сил ООН, их содержанием и проживанием, будут осуществляться за счет средств ООН». Бюрократии достаточно и в Секретариате ООН.

Напомним, что генерал-майор Кристин Лунд из Норвегии в течение двух лет возглавляла Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП). В октябре 2019 года она покинула свой пост.

Интернет-сайт ОНВУП считается одним из самых слабых. Поэтому сообщение об убытии из миссии руководителя ОНВУП (в документах она называется начальник штаба ОНВУП) мы разыскали на сайте миссии ООН в Ливане.

Побывав в штаб-квартире ООН в Нью Йорке, Кристин Лунд вернулась в Норвегию, где ей 24 октября за 40-летнюю службу вручили орден Святого Олафа.

ГЕНЕРАЛЫ БЕЗ ГОЛУБЫХ КАСОК

Рассмотрим миссии, где командующие не имеют статуса голубых касок. К ним относятся КФОР, Миротворческие силы и наблюдатели на Синайском полуострове, операция «Решительная поддержка» в Афганистане.

Итальянский генерал Микеле Риси возглавил миссию КФОР. Он стал 24-м командующим миссии (и 10-м итальянским командующим). Белое перо на шляпе означает, что он из альпийских стрелков.

В отдельных странах НАТО давно существует должность главного сержанта. Должность главного сержанта командования в КФОР занимает Пьетро Галеацции (Италия). Он опытный военный, командовал взводом в альпийских подразделениях. Служил в Мозамбике, Боснии, Афганистане, Ираке и Ливане. Проходил подготовку и участвовал в учениях в Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Норвегии, Венгрии, Мальте, Непале, Узбекистане. Он является военным гидом по горам, военным академическим альпинистом, инструктором по тактической стрельбе и фитнесу, а также посещал национальные и международные курсы по дальнему и разведывательному патрулированию. Имеет дюжину медалей. Награжден также медалью ООН «На службе мира».

К альтернативному миротворчеству можно отнести миссию на Синайском полуострове. Новозеландский генерал-майор Эван Уильямс вступил в должность командующего Миротворческими силами и наблюдателями на Синайском полуострове с 1 декабря 2019 года. Он в армии с 1985 года, командовал пехотной бригадой. Служил на Восточном Тиморе, в Боснии, Афганистане и на Синае в 1998 году. Обучался в Королевском колледже оборонных исследований в Лондоне и получил степень магистра в Командно-штабном колледже армии США.

Не носят голубые каски и иностранные военнослужащие в Афганистане. Это относится к операции «Решительная поддержка» (Resolute Support Mission) – миссия НАТО по обучению и оказанию помощи правительственным силам Афганистана, которая началась 1 января 2015 года. Командующим миссией НАТО в Афганистане является американский генерал Остин Скотт Миллер. Миллер ранее возглавлял Объединенное командование специальных операций США. Он командует контингентом Сил международной коалиции численностью 23 тыс. человек. Около половины контингента – 14 тыс. – американские военнослужащие.

РОССИЯ И БУДУЩИЙ ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ГОЛУБОЙ БЕРЕТ

За 47 лет миротворческой деятельности наша страна не предложила генерала на должность командующего миротворческой миссией. Хотя в Военной доктрине говорится: «Вовлечение представителей Вооруженных сил, других войск и органов в руководство миротворческими операциями в процесс планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию (восстановлению) мира, расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных сил, других войск и органов в операциях по поддержанию (восстановлению) мира».

Россия направила в 9 миссий 78 миротворцев. Правительство РФ готовит ежегодный доклад «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за период апрель 2019 г. – март 2020 г.». А комитет по обороне СФ готовит заседание на тему «Об участии Российской Федерации в деятельности по поддержанию мира и безопасности». В свою очередь, Министерство обороны на IX Московской конференции по международной безопасности MCIS-2020 планирует включить в план и миротворческие вопросы. Хотелось бы, чтобы на конференции побывали и ветераны-миротворцы в голубых беретах, с медалями ООН и миротворческими символами.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх