Синие габаритные огни

20 декабря 2005 / Томский Обзор

Об этом спрашивают: — Будет ли являться нарушением установка лампочек синего цвета в габаритных огнях?
На вопрос отвечает заместитель начальника отдела надзора управления ГИБДД Сергей Репин:
— Да, будет. В соответствии с пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации.
Стандарты четко оговаривают цвет, расположение, углы рассеивания габаритов и других осветительных приборов. Пункт 2.5.6 ГОСТа 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов” требует: «Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних — красный”.
Пункт 11 Основных положений запрещает эксплуатацию транспортных средств, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Основанием для запрещения эксплуатации являются следующие «вольности» в использовании и установки внешних световых приборов:
— количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства;
— на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного средства (в том числе и страбоскопические);
— спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного света или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.
Статья 12.5 Кодекса об административных правонарушений (КоАП) предусматривает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. В соответствии с часть 3 данной статьи, управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Так что, выбирая лапочки, будьте весьма законопослушны. Для выявления такого нарушения не требуется каких-либо дополнительных проверок. Поэтому сотрудник ГИБДД, а не только представитель технического надзора, может составить на Вас протокол. В этом случае запрещается эксплуатация транспортного средства со снятием регистрационного номера. А так как за данное нарушение предусмотрено лишение права управления, то у водителя изымается водительское удостоверение вплоть до вынесения постановления об административном правонарушении. Решение по данной статье выносит суд. Предостерегу и тех, кто любит украшать капот или зеркала своего транспорта лампочками синего цвета либо изменять цвет подсветки номерного знака.
«Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации и издаются в брошюрах «Правила дорожного движения». Поэтому ознакомиться с ними Вы можете всегда. Если возникают какие-то вопросы, то лучше обратиться на пункты технического осмотра и проконсультироваться у сотрудников ГИБДД до того, как что-то поменяли, усовершенствовали.
Владельцу и водителю транспортного средства:
из Кодекса об административных правонарушениях
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
Часть 1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 6 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
Часть 2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Часть 3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Часть 4. Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.
Часть 5. Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.
Часть 6. Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
По материалам пресс-службы ГИБДД.

Тэги/темы:

  • Рассказано

Что такое габаритные огни и каково их предназначение?

Для обеспечения безопасности автомобилей и пешеходов используют габаритные огни, которые также называют парковочными. Они размещаются по бокам передней и задней частей машины, и обязательно должны светиться, если вы едете за рулем в темное время суток. Также их оставляют включенными во время остановки или стоянки на проезжей части или на обочине дороги.

Они выполняют очень важную функцию — привлекают внимание других водителей и отмечают размеры транспортного средства в темное время. Днем габариты не применяют, поскольку они обладают слабой мощностью и практически не видны при ярком солнечном свете. Именно поэтому появилось обязательное правило о том, что все автомобили в России днем должны ездить с включенными дневными ходовыми огнями. Данную тему мы уже рассматривали на нашем портале для автолюбителей Vodi.su.

Передние габаритные огни

Передние габариты называют по-разному: подфарники, парковочные лампы, габариты. Они находятся по краям передней части автомобиля на одной линии. В более старых моделях, а также на грузовых автомобилях габариты выносятся на крылья.

Передние габариты должны светиться только белым светом. Правила дорожного движения обязывают водителей включать эти огни ночью и в условиях плохой видимости совместно с другой оптикой: противотуманными фарами, огнями ближнего или дальнего света.

Впервые передние габариты были установлены на американских автомобилях еще в 1968 году и с тех пор стали обязательными, поскольку благодаря им аварийность удалось снизить почти на половину.

Задние габаритные огни

В задней части легковых автомобилей габариты так же располагаются по бокам на одной линии и входят в состав блок-фары. Согласно перечню неисправностей, задние габариты могут быть только красного цвета. Если речь идет об автобусах или грузовом транспорте, то габариты должны быть не только в нижней части, но и наверху, для обозначения размеров транспортного средства.

Задние габариты обязательно должны быть включенными в темное время суток как во время движения, так и остановки на обочине.

Штраф за не включенные габаритные огни

В КоАП нет отдельного штрафа за негорящие, нерабочие или загрязненные габариты. Однако, в статье 12.5 ч.1 указано четко, что при любых несоответствиях световых приборов основным положениям по допуску ТС к эксплуатации, выносится либо предупреждение, либо штраф 500 рублей.

То есть штраф этот можно получить в следующих случаях:

  • не горит или загрязнен один из габаритов;
  • горят, но не тем светом: передние — только белые, задние — красные.

Решение о выписке штрафа или вынесении предупреждения принимает инспектор на месте, исходя из конкретных дорожных обстоятельств и приказа МВД № 185.

Устройство габаритных огней

На сегодняшний день в габариты устанавливают обычно галогенные лампочки или светодиоды. Какой бы из этих типов ламп вы не выбрали, следует помнить, что в задней части габариты не должны светить ярче указателей поворота или стоп-сигналов.

Оптимальным выбором станут светодиоды или светодиодные блоки, поскольку в отличие от обычных лампочек накаливания и «галогенок» потребляют меньше электричества, а срок их службы может достигать 100 тысяч часов свечения. Правда, и стоят они дороже.

Если светодиоды не предусмотрены конструкцией вашего автомобиля, то при их установке может загораться датчик неисправности. Это связано с тем, что их мощность значительно ниже, чем у галогенных ламп. Поэтому приходится отдельно устанавливать перед ними резисторы для стабилизации напряжения.

Обычно габариты включаются автоматически при зажигании фар ближнего света. Кроме того, в некоторых автомобилях предусмотрена возможность включать и выключать габаритные огни по отдельности. Это может понадобиться, например, в том случае, когда нужно обозначить припаркованный автомобиль на тесной стоянке.

Стоит также заметить, что для грузового транспорта в качестве габаритных огней используются катафоты — световозвращатели. Они отражают свет других транспортных средств и являются пассивным средством световой сигнализации.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Сегодня вместо ламп накаливания многие используют светодиоды. Они более яркие и экономные. Некоторые автомобилисты оснащают такими лампами габариты.

Разрешены ли светодиодные лампы в габаритах?

Согласно КоАП РФ часть 3, статья 12.5, установка в габариты, фары ближнего и дальнего света ламп, которые изменяют режим световой сигнализации и конструктивно не предусмотрены в документации по эксплуатации авто, считается нарушением. Ссылаясь на статью 12.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД за установку светодиодных ламп в галогенные фары или вместо галогенных габаритов привлекают владельца машины к административной ответственности.

По закону, запрещено управление автомобилем, габаритные и ходовые огни которого не соответствуют критериям:

  • подсветка регистрационного знака, фонари заднего хода белого цвета;
  • противотуманные галогенные фары желтого или белого оттенка;
  • указатели поворота с оранжевыми или желтыми огнями;
  • светоотражающие приборы белого цвета.

Установив светодиодные фары вместо галогенных, водитель может избежать наказания, если не изменены цвет и интенсивность освещения. Доказать наличие в габаритах ламп со светодиодами можно после разбора плафона фары. Этого инспектора ГИБДД делать не будут. Поэтому многие автомобилисты спокойно устанавливают светодиодную световую индикацию.

Применение светодиодного освещения в фарах головного света имеет особенность — угол луча у вышеуказанного типа матрицы меньше, чем у галогенных аналогов. Это ухудшает освещенность проезжей части дороги, ослепляет встречных автомобилистов. Установка светодиодных ламп в фарах головного света заметна, поэтому автовладельца инспекторы ГИБДД привлекают к ответственности за вмешательство в конструкцию машины и нарушение требований к индикационному освещению.

В штатной комплектации установка светодиодных ламп в габаритах производится лишь на некоторые гибридные модели машин, электромобили. Такой транспорт эксплуатировать разрешается.

О запрете использования светодиодных ламп в габаритах машины сказано в Техническом регламенте Таможенного союза. В документе приведены требования к световой сигнализации:

  • цвет, количество, расположение огней световых внешних приборов должны соответствовать данным, указанным производителем в эксплуатационной документации;
  • изменение цвета, количества, расположения и режима работы световой индикации допускается только на машинах, снятых с производства.

Поэтому применять в авто разрешается лишь источники освещения, указанные предприятием-производителем.

Точно в законе не прописано, что светодиодные лампы нельзя использовать в габаритах. Но сотрудники ГИБДД ссылаются на КоАП и Технический регламент Таможенного союза, в которых описаны требования к световой индикации.

Наказание за использование светодиодных ламп в габаритах

За нарушение закона, использование источников освещения, не предусмотренных производителем в конкретной марке автомобиля, водителю грозит привлечение к ответственности. Если автомобилист установит светодиоды в габариты для ксеноновых или галогенных ламп, его карают штрафом или лишением прав:

  • при оборудовании автомобиля светодиодной оптикой от более дорогой комплектации аналогичной модели авто, инспекторы ГИБДД могут выписать штраф на сумму 500 рублей;
  • за незаконное вмешательство в световую индикацию, установку светодиодного освещения, которое ослепляет водителей, плохо освещает дорогу, у водителя могут изъять водительское удостоверение сроком до года.

Лишение прав за светодиодные лампы в габаритах – самая тяжелая санкция.

Чтобы обновить световую индикацию законно, водителю, решившему установить в галогеновые габариты LED лампы от этой же модели авто, но более дорогой комплектации, необходимо:

  • оформить внесение изменений в конструкцию транспорта. Для этого нужно обратиться в отделение ГИБДД. Сотрудник сверит маркировку, проведет анализ на соответствие светодиодов типу применяемой в данной марке машины оптики;
  • инспектор оформит разрешение на переоснащение авто и выдаст свидетельство о внесении изменений в конструкцию транспорта.

Переоборудование фар, габаритов осуществляется специализированной организацией. Мастер придает светодиодной подсветке требуемый пучок света, который проецируется на дорогу. Изменения документируются. После такой процедуры водитель может спокойно ездить по трассе с габаритами со светодиодами, не боясь быть оштрафованным.

Таким образом, светодиодные лампы в габаритах использовать разрешается. Главное, чтобы освещение соответствовало требованиям, а все изменения, внесенные в конструкцию авто, были произведены в законном порядке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Сегодня выезжал с работы и был остановлен доблестными сотрудниками ДПС.
1й ДПСник — посмотрел документы, ни чего не сказал — отпустил…
2й ДПСник — спросил «почему фары зеленые?», я «фары бронированые так как участвую в гонках», ДПСник — «сказал чтоб протер гос номер сзади» — отпустил.
Сейчас ездил с женой по магазинам опять тормозят. Все тоже самое Почему фары зеленые и т.п. я как обычно бронировка. ДПСник(Кстати очень хороший попался сотрудник ДПС, ФИО к сожалению не помню) — «У нас новый и.о. начальника ГИБДД мол увидет он тебя и все начнут за тобой охотиться», я говорю а причина то какая, то что фары зеленые? говорит да. Я ему начинаю говорить что это не запрещено!Так как фары у меня не включены и как он может видеть каким светом светят мои фары. (цвет фар не имет значение, но СВЕТ фар должен быть белый или желтоватый)
(согласно ГОСТу 8769-75 СТ СЭВ 4122-83 ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ — АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ
Пункт 2.1.5.: Фары дальнего света должны излучать белый свет.
Пункт 2.2.3.: Фары ближнего света должны излучать белый свет.
Пункт 2.3.4.: Противотуманные фары должны излучать белый или селективно-желтый свет.
Пункт 2.4.4.: Фонари заднего хода должны излучать белый свет.
Пункт 2.5.6.: Цвет передних габаритных фонарей должен быть белый, задних — красный. )
Ну вобщем я остался при своем мнении, он при своем пожелали друг другу удачи и я уехал от него…
В общем народ че скажете? сдирать или нет?
Пы. сы: за год езды в таком облике только сегодня начали даматываться…

Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации Наука и жизнь // Иллюстрации ‹

В современном автомобиле можно насчитать более полусотни всевозможных ламп, лампочек и светодиодов. Часть из них предназначена для освещения дороги впереди и позади машины, другая часть — для обозначения габаритов, третья — для того, чтобы информировать окружающих о намерениях водителя, четвертая — для освещения салона, его закутков, панели приборов, багажника, моторного отсека, пятая — сигнальные лампы. Сегодня речь пойдет о лампах так называемого головного света — фарах.

Любая автомобильная фара состоит из корпуса, отражателя, рассеивателя и источника света, которым обычно служит лампа накаливания или газоразрядная лампа. Иногда отражатель, рассеиватель и источник света объединены в неразъемную конструкцию, называемую лампа-фара. Ее преимущество состоит в том, что раскаленная спираль находится в большом объеме газа, и за счет этого лампа лучше охлаждается. Кроме того, лампы-фары герметичны, поэтому у них не портится зеркальная поверхность отражателя и не загрязняется рассеиватель. Однако, когда такая лампа-фара перегорает, а это, увы, случается, приходится менять ее целиком. Стоит же такое изделие в пять-семь раз больше самой дорогой галогенной лампы для обычных фар.

Несмотря на большое разнообразие, все фары по конструкции можно разделить на две группы: с подвижным или неподвижным рассеивателем. К первой относятся знакомые всем автолюбителям фары «Жигулей» первой модели. У них корпус фар неподвижен относительно кузова, а отражатель с рассеивателем и лампой может наклонять ся вверх-вниз и поворачиваться вправо-влево. Направление светового пучка регулируется обычно двумя винтами, расположенными на корпусе фары снаружи. Кому хоть раз приходилось это делать, прекрасно знает, как трудно бывает провернуть тонкие, насмерть заржавевшие регулировочные винты на старой машине. В фарах с неподвижным рассеивателем направление светового потока тоже задается положением отражателя и лампы, но регулировочные винты защищены от грязи и воды, поскольку обычно находятся под капотом.

Ближний и дальний свет могут давать две разные фары или одна — с двухнитевой лампой. Нить дальнего света располагается в ней точно в фокусе отражателя и полностью открыта, а нить ближнего света находится чуть дальше фокуса и закрыта снизу небольшим металлическим экраном, поэтому свет от нее попадает только на верхнюю часть отражателя. Край экрана проецируется на дорогу как линия раздела «свет-тень». При такой схеме свет фар распределя ется по типу «тень выше, свет ниже» с вполне приемлемой освещенностью и в то же время не слишком ослепляет встречных водителей.

Сегодня используются в основном галогенные двухнитевые лампы, а лампы с инертными наполнителями практически забыты. Главное преимущество галогенных ламп заключается в том, что их внутренняя поверхность со временем не темнеет. Светоотдача у них выше, чем у обыкновенных, например, лампа категории R2 (такие используются в «жигулевских» фарах) при мощности 55/50 Вт (соответственно ближний и дальний свет) выдает световой поток в пределах 400-550 лм (люмен — единица светового потока), а близкая к ней по мощности галогенная лампа категории Н4 мощностью 60/55 Вт — в пределах 1000-1650 лм. Немаловажно и то, что по сроку службы галогенные лампы превосходят обычные почти вдвое.

Не так давно в автомобильные фары стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Они весьма надежны и обладают еще большей светоотдачей (при электрической мощности 35-40 Вт световой поток достигает 3200 лм). Срок службы газоразрядных ламп — 1500 часов. Но чтобы они работали, автомобильных 12-ти вольт не хватает, нужны специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения, дающие от 10 до 20 кВ.

Существуют две системы требований к автомобильным осветительным приборам — европейская и американская. Они включают требования к габаритным огням, сигналам поворотов и к нормам распределения света фар. По европейскому стандарту ближний свет фар должен иметь четкую границу света и тени. В странах с правосторонним движением эта граница слева горизонтальна, а справа — отклонена вверх на 15 градусов для освещения обочины. В американской системе светотеневая граница для ближнего света не обозначена. Требования же к распределению дальнего света в обеих системах почти одинаковы. В заключение приведем несколько советов по оснащению автомобиля световыми приборами и уходу за ними, которые помогут автолюбителям уверенно чувствовать себя на дороге в темное время.

• Самое серьезное внимание следует уделить регулировке фар. О том, как это делается, журнал уже рассказывал (см. «Наука и жизнь» № 4, 1999 г., статья «Перед дальней дорогой»).

• Для того, чтобы фары светили ярко, они должны быть чистыми. Даже небольшое загрязнение стекол может снизить освещенность дороги впереди автомобиля в три-четыре раза.

• Загрязненные фары следует мыть, а не протирать «всухую». Не только грубые, но и легкие царапины на стекле способны существенно снизить освещенность дороги.

• Не стоит надевать на фары пластмассовые колпаки, они в два-три раза снижают световой поток и нарушают тепловой режим.

• Не ставьте в фары цветные лампы (они бывают желтые, голубые и синие). Ничего, кроме уменьшения светоотдачи, цветное стекло не дает.

• Устанавливая в фару галогенную лампу, не касайтесь ее колбы. Легкий жировой налет от пальцев начнет пригорать и замутнит стекло. Нагар неизбежно ухудшит условия охлаждения лампы, и она в скором времени оплавится.

• Не пытайтесь вставить в фару лампу, цоколь которой не подходит к гнезду в корпусе отражателя, установить ее точно не удастся. От тряски лампа неизбежно сместится, и фара будет светить неизвестно куда. Лучше найти подходящую лампу или переходник. Сейчас их выпускают.

• Проверьте герметичность фары после замены лампы. Если герметичность нарушена, на отражатель попадает грязь. А поскольку внутри работающей фары температура повышена, грязь пригорает. Очистить «внутренности» фары после этого невозможно, ее остается только менять.

• Не увлекайтесь лампами повышенной мощности. Некоторые автолюбители ставят на «Жигули» лампы мощностью 130/120 Вт. Они дают очень незначительное увеличение освещенности по сравнению со штатными лампами (при правильной регулировке фар), а последствия возникают самые нежелательные. Прежде всего, фары начинают перегреваться, от этого оплавляются лампы, идет коробление отражателей и выгорание их зеркального покрытия. Кроме того, подгорают и оплавляются контакты электропроводки и реле, возрастает нагрузка на генератор.

• Следите за состоянием контактов на проводах, ведущих к фарам. Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому массовому проводу, соединяющему металлический корпус фары с кузовом. Даже незначительный слой окисла в месте крепления этого провода к кузову или корпусу фары существенно снижает силу света. Из-за этого фара может полностью отключиться.

• Не устанавливайте на автомобиль дополнительные мощные фары — они перегружают генератор. Помните, что их можно ставить только в определенных зонах, строго оговоренных в Правилах дорожного движения. Если вы все-таки решили поставить на машину дополнительные фары, обязательно подключайте их через реле. Стандартные отечественные реле подходят для любых импортных фар.

См. в номере на ту же тему

Автомобильное освещение появилось не сразу…

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх