Системный проект электронного правительства

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer этой версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Opera Browser Mozilla Firefox Google Chrome Apple Safari

Почему нужно поменять браузер на другой?

Этот браузер является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Internet Explorer этой версии не способен корректно отображать большинство сайтов.

Безопасность

Использование IE6 потенциально опасно, так как именно через него доступ в Ваш компьютер имеют вирусы и мошенники.

Только факты

IE6 был выпущен в 2001 году!
Позже были созданы версии
7 и 8, вскоре ожидается следующая версия Internet Explorer.

Microsoft

Microsoft, разработчик Internet
Explorer 6, прекратила его поддержку
и рекомендует устанавливать новые версии своего браузера.

5. Силуанов А.Г. Финансовая поддержка регионов: вводятся новые правила// Финансы. -2008. -№10. С.5

6. Жигалов В.Д., Перцов Л.В.. Чалая Ю.Ю. Использование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат в практике муниципального управления //www.urbaneconomics.ru

7. Матвеева Е.Н., Бармин Д.А. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2003. № 17. С. 9

9. Циммерман Х. Муниципальные финансы: Учебник / Пер. с нем. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. С.236.

УДК 351

Носко Б. П., к.э.н., доц., Полуянов Е. В., к.э.н.

Основные этапы формирования электронного правительства в России: нормативно-исторический подход

В статье рассматриваются этапы формирования электронного правительства в России.

Ключевые слова: концепция административной реформы, федеральная целевая программа, доступность государственных и муниципальных услуг, информационные технологии.

В 2002 году Правительством России была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» . Основными целями программы были определены:

1. Повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения.

2. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.

3. Повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

Реализация мероприятий программы была предусмотрена по 4 направлениям:

переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;

развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;

развитие инфраструктуры электронного правительства.

Реализацию программы курировало Минкомсвязи России.

В 2005 году принята концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах , впоследствии продленная до

2010 года . В ней были определены следующие цели проведения административной реформы в Российской Федерации: 1) повышение качества и доступности государственных услуг; 2) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; 3) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Ответственным за разработку этого документа выступало Министерство экономического развития Российской Федерации.

Обращает на себя внимание тот факт, что по крайней мере две из трех целей концепции административной реформы в Российской Федерации (повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти) совпали с основными целями программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)».

В 2008 году Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был проведен анализ реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Результаты анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных до 2008 года, носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений государства и общества. Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и бизнесом в электронный вид.

В результате возникла необходимость четкого определения приоритетов реализации государственной политики в области развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий.

В 2008 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации , в которой определены цель, принципы и основные направления государственной политики в том числе в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий.

Так, основными направлениями реализации Стратегии в области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг являются:

обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

интеграция государственных информационных систем и ресурсов; увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года , где в качестве целей формирования электронного правительства названы:

повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Фактически впервые нормативно было закреплено само понятие «электронного правительства». Под электронным правительством в Концеп-

ции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Несмотря на то, что цели, задачи и даже отдельные механизмы реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах в значительной степени совпадали, в конечном итоге, по отдельным направлениям (например, повышение качества предоставления услуг) прослеживалась специализация программ:

— федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» — на вопросах повышения качества предоставления услуг в электронном виде;

— концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах — на вопросах повышения качества предоставления услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целом, однако, надо признать, что к 2010 году построение системы качественного предоставления услуг не было завершено. Однако, отдельные элементы этой системы были созданы, пилотные проекты реализованы, подготовлена основа для качественных изменений.

В 2010 году разработана новая государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» . Основной целью программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. Результата планируется достичь за счет обеспечения предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развития технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе.

В рамках программы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» предусмотрено 4 подпрограммы:

информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе; информационная среда; безопасность в информационном обществе; информационное государство.

На развитие электронного правительства в большей степени нацелена подпрограмма «Информационное государство» (далее — подпрограмма). Развитие электронного правительства в рамках подпрограммы реализуется путем осуществления следующих основных мер: развитие единого портала;

обеспечение полного перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления нормативнометодической базой по внедрению информационных технологий в целях повышения эффективности деятельности, развитие аналитической системы оптимизации государственных (муниципальных) функций и услуг;

внедрение механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства;

развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе Единого портала;

развитие центров телефонного обслуживания;

обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций.

Новый импульс проведению административной реформы и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг был дан утверждением Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы и Плана мероприятий по ее реализации .

Следует отметить хорошую позитивную динамику реализации новой программы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» и Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы уже в первые годы реализации.

На федеральном уровне в рамках развития Единого портала обеспечена возможность для заявителей (физических и юридических лиц) получать в электронной форме более 150 государственных услуг, предоставляемых федеральными органами власти.

По состоянию на конец 2011 года с использованием единого портала предоставлено более 2,5 миллиона государственных услуг в электронной форме. С января 2012 года введены в эксплуатацию версия портала для людей с ограниченными возможностями и версия портала, переведенная на основные европейские языки.

Разработаны мобильные приложения, позволяющие использовать мобильные устройства под управлением iOS и Android для доступа к сервисам электронного правительства, и обеспечена возможность отправки гражданам на мобильный телефон сообщений о состоянии рассмотрения заявок на получение государственных услуг в электронном виде.

В части создания государственной электронной почтовой системы обеспечена техническая возможность подачи юридически-значимых обращений граждан в электронном виде в органы государственной власти с исполь-

зованием личного кабинета на Едином портале. Созданы механизмы, позволяющие интегрировать систему электронного оборота органа власти с государственной электронной почтовой системой.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 № 977 создана первая очередь единой системы идентификации и аутентификации электронного правительства, позволяющая осуществлять регистрацию физических и юридических лиц в целях предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на январь 2012 года в единой системе идентификации и аутентификации зарегистрировано более 1,4 миллиона пользователей.

На региональном уровне, в частности в Ростовской области, завершен этап проектирования государственных услуг, которые требуют межведомственного взаимодействия: утверждено более 200 технологических карт межведомственного взаимодействия; скорректировано более 80 нормативных правовых актов областного уровня, в результате чего общее количество справок и документов, собираемых гражданами и бизнесом для получения услуг, сократилось более чем на 100 единиц.

25 органов исполнительной власти Ростовской области и 620 органов местного самоуправления и подведомственных им организаций подключены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечена возможность в электронном виде получать более 29 документов и сведений, необходимых исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Ростовской области от отдельных федеральных органов исполнительной власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг, что соответствует 31% от общего их количества.

Предоставлена возможность федеральным органам исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов получать в электронном виде 34 документа и сведения, необходимые для предоставления государственных услуг, источниками которых являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Ростовской области, что соответствует 100 % от общего их количества.

2011-2012 гг. характеризуются как этап широкого внедрения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В настоящее время МФЦ работают в 31 из 55 муниципальных образований Ростовской области, центры доступа МФЦ созданы в 154 сельских поселениях. До конца 2012 года якорные многофункциональные центры будут открыты в оставшихся 24 муниципальных образованиях Ростовской области и в 117 сельских поселениях созданы центры доступа. Сеть МФЦ покроет 100% муниципальных образований Ростовской области, общее число центров доступа МФЦ составит 271.

В Ростовской области принят первый региональный закон в России, регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ. В развитие закона ут-

верждена трехлетняя программа поддержки создания сети МФЦ в каждом городе и муниципальном районе области .

Положительная динамика в вопросах формирования электронного правительства подтверждается международными показателями. Так в 2011 году в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий («The United Nations E-Govemment Survey 2012: E-Govemment for the People» .) Российская Федерация поднялась на 32 позиции до 27 места.

Новым вектором развития и практического использования технологий электронного правительства должна стать система «Открытое правительство» . Целью системы, как написано, в основополагающих документах, является использование современных технологий для вовлечения в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного числа людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования. В рамках создаваемой новой системы «Открытое правительство» электронное правительство выступает как один из основных механизмов его реализации.

Подводя итоги необходимо отметить, что 2000-е годы для России стали подготовительным этапом формирования электронного правительства. С 2010 года начался новый этап — широкого внедрения накопленного опыта и технологических решений в практику государственного и муниципального управления. Скорость изменений на этом этапе существенно превосходит скорость изменений на предыдущем, что позволяет с уверенностью предсказывать позитивные практические результаты. Однако, уже в начале нового пути понятен вектор будущих изменений электронного правительства в сторону все более широкого использования технологий мобильного и открытого правительства. Учет этих изменений позволит России сохранить набранные в последние годы темпы развития электронного правительства и стать одним из мировых лидеров отрасли.

Литература

1.Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)».

2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 № 157-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р».

4.Утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

6. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на

2011 — 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции».

8. Областной закон Ростовской области от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

9. Постановление Администрации Ростовской Области от 09.08.2011 № 504 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Ростовской области, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011-2013 годы».

10. http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43256

11. М1р://большоеправительство.рф

УДК 35.08:316.3

Зинченко Г. П., д.ф.н., проф.

Точиев И. Б., соиск.

Муниципальное управление как институт гражданского общества

В статье рассматривается роль муниципального управления в укреплении институтов гражданского общества.

Ключевые слова: муниципальное управление, гражданское общество, отношения между государством и гражданским обществом.

В нашей стране фактически заново отстраиваются институты публичного администрирования муниципальных образований. Они функционируют в рамках местного самоуправления, под которым подразумевается и непосредственное участие населения в решении вопросов «местного значения», и деятельность выбранных населением органов, направленная на выявление социальных проблем людей, проживающих на территории муниципального образования и выработку способов их решения. Непосредственно граждане включены в такую деятельность через участие в референдумах, сходах и т. п.

В системе публичного администрирования выделяется институт муниципального управления. Его функционирование ограничено рамками муниципального образования: городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа. Территориальный характер организации мест-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Якимова О.Ю. 1 Коваленко Е.Г. 1 Королева Т.П. 1 1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» В статье рассматриваются основные документы, благодаря которым в Российской Федерации осуществляется развитие новой модели государственного управления – электронного правительства. Благодаря принятым документам происходила унификация принципов и правил регулирования информационных отношений, а также проводилось устранение пробелов в регулировании и приближение законодательства Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений. Развитие электронного правительства в Республике Мордовия является одним из основных направлений повышений эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. В статье предлагаются основные этапы процесса разработки Концепции развития электронного правительства Республики Мордовия и ее основные элементы. Концепция развития электронного правительства включает в себя три направления развития: оказание услуг на базе многофункциональных центров, предоставление услуг с использованием универсальных электронных карт гражданина, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. 153 KB концепция электронное правительство государственные и муниципальные услуги стратегическое управление 1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 г. № 149–ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» : постановление Правительства Рос. Федерации от 28.01.2002 г. № 65. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Саак А. Э. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении / А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2009. – № 4. – С. 108–114. 4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр–212) . – Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html. 5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 210–ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. № 313. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 7. Портал государственных и муниципальных услуг РМ , http://gosuslugi.e-mordovia.ru. На протяжении последнего десятилетия предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является одной из наиболее актуальных тем в государственном управлении. Государство видит в переводе услуг в электронный вид возможность уменьшить и оптимизировать бумажное производство, предотвратить случаи коррупции среди чиновников, сделать более прозрачной деятельность государственных органов. В свою очередь, граждане ожидают от перевода услуг в электронный вид решения проблем, связанных с длительным ожиданием в очереди, с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же вопросу, с недостатком информации о процедуре получения услуги.

Интерпретация результатов исследования. Принятие Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» было необходимо для унификации как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранения ряда пробелов в регулировании и приближения законодательства Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений.

Начало тенденциям внедрения информационных технологий в государственное управление и взаимодействию государства и общества положила федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

В программе (в редакции постановления Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 403) были определены следующие цели:

  • повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управление через внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля над деятельностью органов государственной власти.

В задачи программы входили: переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства .

Данные приоритеты были определены в связи с настойчивой необходимостью повышения эффективности государственного и муниципального управления и повышение уровня комфортности для населения в области получения государственных и муниципальных услуг.

Результатом реализации программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» явилось то, что по состоянию на конец 2010 г. ее эффективность оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась .

В настоящее время государство как главный общественный институт стремится быстро реагировать на изменения в обществе и экономике, проводя при этом собственные изменения с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности общества и бизнеса.

К 2008 г. стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. В этой связи государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценность имеют не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу. Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г.
№ Пр-212) . Стратегией определяются цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

Важным результатом проводимых реформ стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». В связи с изменившимся подходом государства к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам была разработана новая редакция, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2161-р от 2 декабря 2011 г. . Цель программы — получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. Были определены такие задачи, как: обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в «Отчете о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» за 2013 г. приводит следующие результаты ее реализации (в том числе).

В соответствии с данными за 2012 г., опубликованными Международным союзом электросвязи в октябре 2013 г., Российская Федерация в международном рейтинге стран по уровню развития информационного общества находится на 40 месте, что на 5 пунктов выше планового значения. По сравнению с результатами аналогичного рейтинга, полученными в 2011 г., индекс развития информационных технологий в Российской Федерации вырос с 5,94 единиц из 10 возможных в 2011 г. до 6,19 единиц в 2012 г. Таким образом, результаты международных оценок свидетельствуют о прогрессе Российской Федерации в сфере развития информационного общества. Так, в 2013 г. доля активных Интернет-пользователей в Российской Федерации составляет 61,4 %, что несколько ниже, чем в среднем по Европе (около 75 %), но выше, чем в отдельных европейских странах (например, в Италии пользователями Интернет являются 58 % жителей).

Очевидной является необходимость рационализации и модернизации существующей модели оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия.

Обеспечение устойчивого повышения эффективности государственного и муниципального управления в республике невозможно без перехода на инновационный путь развития. В качестве важнейших направлений совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия на сегодняшний день можно выделить модернизацию нормативно-правовой базы оказания услуг, а также совершенствование его организационного механизма.

Анализ правовых актов показал, что сформированная нормативная правовая база является разрозненной и не обеспечивает комплексного решения задач по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Мордовия.

Как показало проведенное исследование, в республике недостаточно применяется стратегическое управление в сфере повышения эффективности государственного управления. Соответственно, практически не используется и такой инструмент стратегического управления, как концепция развития, основным рычагом реализации которой являются комплексные и целевые программы. Существенным фактором, затормаживающим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов.

Исходя из всеобщего признания важности стратегического управления для любых объектов, считаем необходимым внести ряд конкретных методических рекомендаций по разработке и реализации концепции развития электронного правительства с учетом современного состояния и специфики его функционирования.

В первую очередь необходимо обеспечить следование алгоритма разработки и реализации концепции принципам целенаправленности, управляемости, эффективности и учета территориальной и отраслевой специфики. Это предполагает, что данный процесс должен ориентировать все мероприятия на достижение стратегических целей, быть четко организован, согласован, стремиться к увеличению результативности при снижении расходов, а также сочетать территориальные и отраслевые интересы.

Функциями концепции развития электронного правительства региона должны быть следующие:

  • формирование определенной системы ценностей;
  • определение стратегических целей и приоритетов развития;
  • определение средств реализации целей и мобилизации ресурсного потенциала;
  • формирование инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности.

Как элемент долгосрочного стратегического планирования концепция чаще всего разрабатывается на период до 25 лет. Для сравнения отметим, что в настоящее время программы развития информационного общества и электронного правительства составляются чаще всего на 5 лет с дальнейшим ее обновлением на последующий период. Следует отметить, что результативность реализации концепции развития электронного правительства Республики Мордовия во многом зависит от ее структуры. В связи с этим последняя должна соответствовать содержанию и логике процессов стратегической модернизации государственного и муниципального управления региона, отражать характер взаимодействия между элементами концепции и их влияние на достижение поставленных целей.

На наш взгляд, концепция развития электронного правительства должна содержать четыре блока, имеющих разное функциональное назначение и позволяющих обеспечить повышение эффективности государственного и муниципального управления (рисунок 1).

В соответствии с представленной схемой нами разработана концепция развития электронного правительства Республики Мордовия.

Учитывая объективные тенденции и факторы развития электронного правительства Республики Мордовия на современном этапе, считаем, что его миссией является повышение качества жизни населения и повышение уровня комфортности получения государственных и муниципальных услуг.

Рисунок 1. Структура концепции развития электронного правительства в Республике Мордовия

Основными направлениями, позволяющими сделать качественный прорыв в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, являются, на наш взгляд, развитие и совершенствование, с коррективами на отдельные недоработки, таких проектов, как:

  • оказание услуг на базе многофункциональных центров;
  • предоставление услуг с использованием универсальных электронных карт гражданина;
  • перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Организация отлаженного межведомственного электронного взаимодействия между органами власти и организациями, ответственными за предоставление государственных и муниципальных услуг, является пронизывающим лейтмотивом, без которого невозможно осуществление данных проектов.

Что касается многофункциональных центров, то они создаются с целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, их доступности и комфортности для потребителей. Работа многофункциональных центров строится по принципу «одного окна», стандарты их деятельности предусматривают максимальный комфорт для населения при обслуживании (просторные залы, техническое оснащение, электронная очередь и др.).

Проект «Универсальная электронная карта» имеет государственное значение, реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации и других уполномоченных органов. Исследование показало, что в ходе реализации проекта УЭК в Республике Мордовия можно выделить три группы проблем: недостатки нормативно-правовой базы, технологические препятствия, проблемы недофинансирования, а также низкую популяризованность среди граждан республики.

Оптимизация и рационализация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Мордовия включает следующие направления: обеспечение удобства и предсказуемости для граждан процедур взаимодействия; минимизация уровня временных и финансовых расходов граждан; создание универсального личного кабинета пользователя. В качестве наиболее очевидного и приближенного к гражданам Республики Мордовия показателя совершенствования системы предоставления госуслуг можно выделить работу над Порталом государственных и муниципальных услуг РМ . Предлагаемая Концепция развития электронного правительства предполагает развитие республиканского портала по следующим основным направлениям: расширение количества предоставляемых в электронном виде услуг; обеспечение естественности и удобства использования портала; информирование граждан Республики Мордовия о доступных им возможностях получения услуг в электронной форме.

Таким образом, реализация вышеописанных практических рекомендаций позволит сделать качественный прорыв в предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия. Разумеется, работа над совершенствованием системы предоставления государственных и муниципальных услуг является очень сложной, требующей значительных административных затрат, привлечения больших потоков финансовых ресурсов, а также инновационного подхода к модернизации данной сферы жизни общества, выявления и следования последним тенденциям развития ИКТ. В конечном итоге совершенствование взаимодействия власти с населением и экономическими субъектами на основе ИКТ приведет к повышению эффективности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, окажет положительное влияние на все социально-экономическое развитие территории, в первую очередь с помощью влияния на качество жизни людей, проживающих на ней.

Статья публикуется за счет средств гранта РГНФ 13-12-13013.

Рецензенты:

Зинчук Г.М., д.э.н., декан общеэкономического факультета, профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Якимова О.Ю., Коваленко Е.Г., Королева Т.П. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15835 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх