Сколько по времени суд рассматривает исковое заявление?

Из вопроса однозначно не ясно, какое именно заявление, поданное в прокуратуру, имеется в виду, тогда как характер данного заявления имеет большое значение, чтобы понимать, какие именно нормы законодательства необходимо применять.

Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, в разд. 5 которой установлены сроки рассмотрения разлиных видов обращений, поступающих в органы прокуратуры.

Так, согласно п. 5.1 указанной инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если имеется в виду сообщение (заявление) о преступлении, то прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Согласно Порядку учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденному приказом Генпрокуратуры от 27.12.2007 № 212, поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи необходимо незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Несоблюдение обязанностей (бездействие), возложенных на органы прокуратуры нормами Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из вопроса также остается не понятным, какое именно имеется в виду заявление, поданное в суд, а также кем оно подано. Порядок рассмотрения заявления зависит от характера его содержания, поскольку это позволяет определить, в рамках какого судопроизводства и каким судом оно должно быть рассмотрено.

Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в суд в рамках гражданского судопроизводства, установлены нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в арбитражный суд, установлены нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в рамках административного судопроизводства по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, установлены КАС РФ.

Если говорить об исковом заявлении (заявлении), подаваемом в суд общей юрисдикции, то в соответствии со ст. 133 ГПК РФ судья обязан в течение пяти дней со дня поступления искового заявления (заявления) решить вопрос о его принятии к производству. Если исковое заявление (заявление) к производству принято, то, по общим правилам, согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, срок рассмотрения дела, возбужденного на основании него, составляет два месяца со дня поступления искового заявления (заявления) в суд, тогда как мировой судья должен разрешить такое дело до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Если говорить об исковом заявлении (заявлении), подаваемом в арбитражный суд, то в соответствии с ч. 1 ст. 127 АПК РФ судья решает вопрос о принятии такового к производству в пятидневный срок. Согласно ч. 1 ст. 152 АПК РФ, дело, возбужденное по исковому заявлению (заявлению) по общим правилам, должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если данным кодексом не установлено иное.

Если говорить об административном исковом заявлении, то, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 127 КАС РФ судья вопрос о принятии административного искового заявления к производству рассматривается в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен данным кодексом. Согласно ч. 1 ст. 141 КАС РФ административные дела, возбужденные по административным исковым заявлениям, рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены данным кодексом.

Если установленные вышеуказанными нормами процессуальные сроки судьями не соблюдаются, то на имя председателя соответствующего суда может быть подано заявление об ускорении рассмотрения дела, возбужденного по исковому заявлению (заявлению). Также на имя председателя соответствующего суда в рамках его компетенции, установленной нормами Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», может быть подана жалоба.

Из вопроса также явно не следует, какое заявление, поданное приставу, имеется в виду.

Так, сроки рассмотрения заявлений, поступивших в службу судебных приставов-исполнителей, регулируются нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, согласно ч. 8 ст. 30 указанного закона судебный пристав обязан в течение трех дней с момента поступления к нему исполнительного документа с заявлением о возбуждении исполнительного производства вынести постановление о его возбуждении или об отказе в его возбуждении.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.

Если же заявление не является поданным в порядке, установленном вышеперечисленными нормами, то его порядок рассмотрения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Действие данного закона распространяется как на обращения граждан, так и на обращения юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», по общему правилу, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения и может быть продлен в случаях, указанных в ч. 2 данной статьи.

В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение порядка рассмотрения обращений, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Также бездействие соответствующих лиц можно оспаривать в судебном порядке в соответствии с нормами, установленными КАС РФ.

Многих истцов и ответчиков интересуют вопросы о том, каким образом происходит рассмотрение дел в суде, на какое время это может затянуться и что делать, если не согласен с решением суда. Неосведомленность в данных вопросах порой пугает некоторых людей и заставляет их отказаться от обращения в суд. Но на самом деле судебный процесс не так сложен.

Сроки рассмотрения дел

По общему правилу гражданские дела рассматриваются в следующие сроки:

  • у мирового судьи – не более 1 месяца с момента принятия заявления к производству;
  • в районных судах – не больше 2 месяцев с момента подачи заявления;
  • вопросы о взыскании алиментов и восстановлении на работе – не больше 1 месяца;
  • для отдельных вопросов в законах могут быть установлены более короткие сроки.

Однако необходимо помнить, что не всегда суды четко соблюдают установленные законом сроки. Многое зависит от загруженности конкретного суда и сложности рассматриваемого дела.

Процедура рассмотрения дел

1. Подготовка к судебному заседанию

После поступления заявления, суд должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в течении 5 рабочих дней с момента поступления.

После того, как судом принят иск, судья вынесет определение о подготовке к судебному разбирательству. В данном документе указываются действия, которые должны совершить участники спора, и сроки, в которые должны быть совершены данные действия.

Чаще всего Определение о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству является единым документом.

На данном этапе истец имеет возможность:

  • передать другой стороне копии доказательств, которые легли в основание иска;
  • просить судью истребовать доказательства, если не может самостоятельно их получить (без помощи суда).

Ответчику предоставлены следующие возможности:

  • уточнить требования истца;
  • предоставить возражения на иск и доказательства их обосновывающие;
  • просить судью истребовать доказательства, если не может самостоятельно их получить (без помощи суда);
  • указать на то, что истец пропустил срок для подачи иска.

После того, как подготовительная часть завершена, судья выносит определение о назначении судебного разбирательства, а также должен сообщить участникам процесса где и в какое время будет рассматриваться дело.

2. Судебное разбирательство

Судебное заседание происходит в следующем порядке:

  • объявление гражданского дела, которое будет рассматриваться;
  • установление личности явившихся лиц и проверка полномочий представителей;
  • удаление из зала свидетелей, участвующих в деле;
  • объявление состава суда, судья разъясняет сторонам их право на отвод судьи. Если кто-либо из сторон не согласен с тем, чтобы данный судья рассматривал дело, то он должен заявить обоснованное ходатайство об отводе (основания для отвода указаны в ст. 16 ГПК РФ);
  • судья разъясняет участникам процесса их права при рассмотрении дела;
  • судья предлагает участникам процесса подать заявления или ходатайства, имеющиеся у них;
  • истец и ответчик опрашиваются на предмет поддержания своих требований, им предлагается урегулировать возникший спор в добровольном порядке, заключив мировое соглашение;
  • присутствующие участники спора дают пояснения; во время дачи пояснений лица, участвующие в деле, и судья могут задавать вопросы лицу, дающему пояснения (если кто-то из участников не явился в судебное заседание, то их письменные пояснения оглашаются судьей);
  • после заслушивания пояснений судья предлагает определить последовательность исследования доказательств; участники дела могут высказать свое мнение по этому вопросу;
  • исследуются доказательства в той последовательности, которая определена судом с учетом мнения присутствующих участников процесса (показания свидетелей, письменные доказательства, заключения эксперта и т.д.). На данном этапе участники процесса могут заявить о подложности доказательств и просить суд назначить экспертизу;
  • судья предлагает участникам процесса дать дополнительные пояснения;
  • судебные прения: окончательные речи участников процесса, сначала выступает истец, затем ответчик;
  • судья покидает зал, чтобы вынести решение.

3. Вынесение решения суда

Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела.

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

На практике этот срок из-за загруженности суда может растянуться в несколько раз.

При вынесении решения мировым судей имеются некоторые исключения: судья может не выносить мотивировочную часть решения, ограничившись лишь резолютивной. Подготовка мотивировочной части является обязательной, если от лиц, участвующих в деле, поступит заявление об изготовлении такового. При этом мировой судья, объявляя резолютивную часть решения, объясняет присутствующим их право на подачу заявления о составлении мотивированного решения. Если указанное заявление поступило, то судья должен изготовить мотивировочную часть решения не позднее, чем через пять дней с момента получения заявления о его составлении.

Кроме того, судья должен разъяснить порядок и сроки обжалования решения.

Как обжаловать решение суда

Если какая-либо из сторон не согласна с решением суда, то ей предоставлена возможность обжаловать его. Для этого необходимо не позднее месяца с момента изготовления решения в окончательной форме подать апелляционную жалобу.

Обжаловать решение суда необходимо в:

  • районный суд, если обжалуется решение мирового судьи;
  • верховный суд республики, края, области, если обжалуется решение районного суда (для Санкт-Петербурга это Санкт-Петербургский городской суд);
  • судебную коллегию по гражданским делам (или по административным делам) ВС РФ, если обжалуется решение верховного суда республики, края, области;
  • Апелляционную коллегию ВС РФ, если обжалуется решение ВС РФ, вынесенное в первой инстанции.

Сама жалоба подается через суд, который вынес обжалуемое решение. А данный судебный орган сам направит апелляцию в ту инстанцию, которая будет её рассматривать.

Теги: адвокат, ведение дел в судах

После того, как иск подан в суд (лично или по почте) Вам необходимо выполнить следующие действия в рамках ведения дела, которые будут направлены к положительному результату (при заключении соглашения с нашим Адвокатским бюро на ведение дела, перечисленные действия будут выполнены нашими сотрудниками).

Через сколько назначается суд после подачи иска?

Итак, Вы подали иск в суд. Что же происходит дальше?

  1. Секретарь суда регистрирует иск, вносит информацию в базу данных, затем материалы передаются председателю суда или его заместителю, который определяет судью, на рассмотрение которого будут переданы поступившие материалы. Только после этого иск передается конкретному судье. На практике эти действия могут занимать от 1 до 3 дней.
  2. Судья получает иск, изучает исковое и приложенные к нему документы на соответствие действующему законодательству (правильно ли определена подсудность, соответствует ли форма и содержание иска закону, все ли документы приложены к иску, имеется ли расчет задолженность, подпись истца, пакет документов для ответчика и др.) и в течение 5 дней должен решить вопрос о принятии иска к своему производству. Течение 5-дневного срока начинается на следующий день после поступления иска в суд и если пятый день приходится на нерабочий день, то срок истекает в следующий рабочий день.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео по вопросу оставления иска без движения или возврате искового заявления, пишите свой вопрос в комментариях ролика

По итогам рассмотрения материалов судья может вынести одно из следующих определений:

  • о принятии иска к производству суда. Одновременнос определением о принятии иска суд выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и назначает предварительное судебное заседание. Если суд принял иск, назначил дату судебного заседания – необходимо получить определение о подготовке дела к рассмотрению (данное определение содержит обязанности, которые возлагаются судом на стороны, обстоятельства подлежащие доказыванию, а также информацию о возможно направленных со стороны суда запросов в компетентные органы).
  • об оставлении иска без движения (подробнее по ссылке). Если суд, по каким либо причинам оставил иск без движения, то необходимо получить определение суда, содержащее причины данного решения, которые необходимо устранить в указанный срок, т.к. при несоблюдении требований суда иск будет возвращен).
  • определение о возвращении иска или определение об отказе в принятии иска со стороны суда

Как узнать, когда назначат суд?

О дате заседания участников процесса могут уведомить по телефонам, указанным в иске. В этом случае секретарь суда составит телефонограмму о том кого, когда и о чем уведомил и приобщит телефонограмму к материалам дела.

Также может быть направлена судебная повестка по почте, телеграмма или извещение по факсимильной связи.

Кроме того, Вы можете позвонить непосредственно секретарю судьи, которому передан Ваш иск (фамилию судьи и телефон секретаря можно узнать по телефону в канцелярии суда) или узнать информацию на сайте суда в разделе «Судебное делопроизводство».

Если же Вы дозвониться до сотрудников суда не удается, информация о движении Вашего иска на сайте отсутствует, по почте Вам извещения не поступили и прошло значительное количество времени с момента подачи иска в суд, можно оставить обращение на сайте суда в разделе «Обращения граждан». В своем обращении следует указать свои контактные данные, дату подачи иска в суд, данные сторон и просьбу о предоставлении информации о движении Вашего иска.

Сколько суд рассматривает исковое заявление?

Максимальный срок рассмотрения дела мировым судьей месяц со дня принятия иска к производству, районным судом – два месяца со дня поступления иска в суд. По некоторым категориям дел законом может быть установлен меньший срок рассмотрения. Например, срок рассмотрения иска о взыскании алиментов, о восстановлении на работе 1 месяц.

В некоторых случаях с момента поступления иска в суд и до вынесения решения может пройти больше времени, чем указано выше:

  • Если производство по делу приостанавливалось

Например, смерть стороны по делу, необходимость проведения экспертизы и др., в этом случае течение срока рассмотрения дела также приостанавливается. Допустим, Вы подали иск в районный суд 1 февраля, срок рассмотрения 2 месяца, то есть решение должно быть вынесено не позднее 1 апреля. Однако, в ходе рассмотрения дела 1 марта была назначена экспертиза и производство по делу суд приостановил (то есть суд из максимальных 2 месяцев рассматривал дело 1 месяц с 1 февраля до 1 марта), экспертизу провели и производство по делу суд возобновил 10 апреля. Таким образом, у суда есть еще остается 1 месяц для рассмотрения дела и дело должно быть рассмотрено не позднее 10 мая

  • Если менялся предмет иска, увеличивался или уменьшался размер заявленных требований, принят к производству встречный иск

Если было совершено хотя бы одно из указанных действий, то рассмотрение дела начинается заново и срок считается с момента совершения такового действия. Например, Вы подали иск 10 февраля, срок рассмотрения истекает 10 апреля, в ходе рассмотрения дела Вы заявили дополнительное требование о компенсации морального вреда (то есть Вы изменили предмет иска и увеличили размер требований). Суд принял уточненный иск 5 апреля, соответственно, начало исчисления срока рассмотрения дела меняется и решение должно быть вынесено не позднее 5 июня.

По итогам рассмотрения иска суд может вынести:

  • Определение о прекращении производства по делу
  • Определение об оставлении иска без рассмотрения
  • Решение об удовлетворении требований, о частичном удовлетворении требований или об отказе в иске

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с советами адвоката и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Порядок рассмотрения искового заявления в суде

При судебном разбирательстве необходимо:

  • учитывать позицию Ответчика и третьих лиц по делу, исходя из их отзывов и пояснений, реагировать путем составления дополнений к доводам искового заявления, уточнений требований, а также составление письменных возражений относительно отзывов сторон;
  • проанализировать представленные сторонами доказательств, поступившие сведения, запрошенные в рамках подготовки по делу либо по ходатайству об истребовании доказательств;
  • своевременно знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания, для устранения неточностей и эффективного осуществления защиты по делу;
  • выработать позицию защиты по делу в части обоснования своего иска, которая будет последовательна и построена на имеющихся в деле доказательствах;
  • запрашивать дополнительные доказательства, подтверждающие правоту вашей позиции (письменные, фото-видео-материалы, аудиозаписи, электронную переписку), в случае необходимости обращаться за составлением адвокатского запроса;
  • вызывать в судебное заседание свидетелей, пояснения которых, подтвердят доводы, на которых основаны Ваши требования;
  • заявлять ходатайства о проведении экспертизы по делу, по вопросам, требующим привлечения специалистов (проведение экспертизы также целесообразно для оспаривания доказательств, представленных сторонами в возражение по Вашим требованиям).

P.S. Участие в судебном процессе — ответственная и важная стадия Вашего дела. От того, как Вы подготовились, во многом зависит исход и решение по делу. Суд оценит представленные доказательства и примет решение по Вашему делу, которое, должно быть положительным для Вас.

Решения контролирующих органов, которые не касаются начисления денежных обязательств налогоплательщика, при условии предварительного использования истцом досудебного порядка разрешения спора обжалуются в судебном порядке: в трехмесячный срок при условии, если решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы было принято и вручено налогоплательщику (жалобщику) в сроки, установленные НК Украины, или в шестимесячный срок при условии, если решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы не было принято и/или вручено налогоплательщику (жалобщику) в сроки, установленные НК Украины

11 октября 2019 года Верховный Суд в составе судебной палаты по рассмотрению дел относительно налогов, сборов и других обязательных платежей Кассационного административного суда, рассмотрев в порядке письменного производства кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Т» (ООО «Т») на определение Окружного административного суда г. Киева от 14 января 2019 года и постановление Шестого апелляционного административного суда от 11 мая 2019 года по делу по иску ООО «Т» к Государственной фискальной службе Украины (ГФС) о признании противоправным и отмене решения, обязательстве совершить действия, установил следующее.

В декабре 2018 года ООО «Т» обратилось в суд с иском к ГФС, в котором просило признать противоправным и отменить решение Комиссии ГФС, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, от 25 апреля 2018 года № * об отказе в регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) и обязать ГФС зарегистрировать налоговую накладную ООО «Т» от 8 ноября 2017 года № ** на дату ее фактического поступления — 24 ноября 2017 года.

Окружной административный суд г. Киева определением от 14 января 2019 года, оставленным без изменений постановлением Шестого апелляционного административного суда от 11 мая 2019 года, исковое заявление вернул истцу в связи с пропуском срока обращения в суд с настоящим иском.

Принимая определение о возвращении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что определениями суда от 6 декабря 2018 года отказано истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, которое было обосновано тем, что ГФС проинформировала о сроке обращения в суд с этим иском, который установлен статьей 102 Налогового кодекса (НК) Украины и составляет 1095 дней.

Однако суд отметил, что срок обращения в суд определен статьей 122 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины и в этом случае составляет три месяца со дня получения решения ГФС по результатам рассмотрения жалобы истца. Поскольку решением ГФС от 5 мая 2018 года № *** жалоба истца оставлена без удовлетворения, а с иском в суд истец обратился только 5 декабря 2018 года, то есть с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, суд оставил исковое заявление без движения с предоставлением обществу времени для подачи ходатайства о восстановлении срока обращения в суд и уплаты судебного сбора.

27 декабря 2018 года истец подал заявление о выполнении требований определения суда от 6 декабря 2018 года о восстановлении срока обращения в суд, обоснованного теми же доводами, которым суд уже дал оценку в определении от 6 декабря 2018 года. Других доводов в обоснование ходатайства о восстановлении срока обращения в суд истец не привел, в связи с чем суд пришел к выводу о неуважительности причин пропуска срока и вернул исковое заявление на основании части 2 статьи 123 КАС Украины.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменений, апелляционный суд отметил, что в соответствии с абзацем 3 пункта 56.18 статьи 56 НК Украины процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора. Обращение в Комиссию ГФС по вопросам рассмотрения жалоб с жалобой на решение Комиссии ГФС, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, от 25 апреля 2018 года № * является применением досудебного порядка разрешения спора, а потому в соответствии с частью 4 статьи 122 КАС Украины срок обращения в суд с настоящим иском составляет три месяца со дня вручения ООО «Т» решения Комиссии ГФС по вопросам рассмотрения жалоб по результатам рассмотрения его жалобы на решение от 25 апреля 2018 года № *.

Ссылки истца на статью 102 НК Украины как на норму права, которая устанавливает другие сроки обращения в суд, коллегия судей апелляционного суда признала необоснованными на том основании, что указанная норма права непосредственно не определяет срок обращения налогоплательщика в суд с иском об обжаловании решения контролирующего органа. Решение об отказе в регистрации налоговой накладной не является решением контролирующего органа о начислении денежного обязательства, в связи с чем может быть обжаловано в суде в срок, установленный статьей 122 КАС Украины, а не статьей 102 НК Украины. Доводы истца о том, что ГФС уведомила о возможности обжалования решения от 25 апреля 2018 года № * в течение 1095 дней, апелляционный суд признал не подтвержденными письменными доказательствами. Кроме того, апелляционный суд указал, что данные доводы, а также сфера деятельности ООО «Т» и отсутствие в штате ООО «Т» должности юриста не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд и не могут быть основанием для его восстановления.

Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, ООО «Т» подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, просит судебные решения отменить, а дело передать в суд первой инстанции для открытия производства и продолжения рассмотрения.

Кассационная жалоба обоснована тем, что в налоговых спорах применяются положения пункта 56.18 статьи 56 НК Украины, а поэтому срок исковой давности по обжалованию решения контролирующего органа составляет 1095 дней со дня получения такого решения, независимо от того, воспользовалось ли лицо своим правом на досудебное разрешение спора путем применения процедуры административного обжалования. Ссылаясь на статью 6 Конвенции и практику Европейского суда по правам человека, истец отмечает, что суд должен выяснить, имеет ли место нарушение субъективных прав, свобод или интересов лица, и в случае наличия такого нарушения может возобновить сроки обращения в суд и решить спор (удовлетворить требования) или оставить иск без рассмотрения.

Отзыв на кассационную жалобу не поступал.

Таким образом, спорным в этом деле является вопрос применения срока обращения в суд с иском о признании противоправным и отмене решения об отказе в регистрации налоговой накладной в ЕРНН и обязательстве ее зарегистрировать после проведения процедуры административного обжалования и получения решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда определением от 24 июля 2019 года дело передал на рассмотрение судебной палаты по рассмотрению дел относительно налогов, сборов и других обязательных платежей Кассационного административного суда в составе Верховного Суда на основании статьи 346 и 347 КАС Украины в связи с необходимостью отступить от выводов о применении нормы права в подобных правоотношениях, изложенных в постановлениях Верховного Суда от 17 июля 2019 года (дело № 640/46/19), от 14 февраля 2019 года (дело № 813/4921/17).

В этих судебных решениях Верховный Суд сделал вывод, что в соответствии с положениями пункта 56.18 статьи 56 НК Украины, которые являются специальными по отношению к предписаниям статьи 122 КАС Украины, независимо от использования налогоплательщиком права на административное обжалование, срок обращения в суд с иском об обжаловании решения контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной в ЕРНН составляет 1095 дней.

В связи с возникновением вопросов о применении норм права в спорных правоотношениях в соответствии с частью 7 статьи 347 КАС Украины судья-докладчик обратился к специалистам Научно-консультативного совета при Верховном Суде относительно подготовки научного заключения.

Согласно протоколу повторного автоматизированного распределения судебных дел между судьями Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 24 июля 2019 года в этом деле определен состав коллегии судей.

В соответствии с частью 10 статьи 33 КАС Украины заседание палаты в суде кассационной инстанции считается правомочным при условии присутствия на нем более половины ее состава.

По состоянию на время рассмотрения этого дела судья Б. находится на больничном, что не препятствует заседанию палаты.

Заслушав доклад судьи-докладчика, изучив поступившие научные выводы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, судебная палата пришла к выводу, что имеются основания для отступления от правовой позиции Верховного Суда, изложенной в упомянутых постановлениях в указанной части, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.

Процессуальная природа и назначение сроков обращения в суд обусловливают при решении вопроса их применения к спорным правоотношениям необходимость обращать внимание не только на определенные в нормативных предписаниях соответствующих статей общие темпоральные характеристики условий реализации права на судебную защиту — срок обращения и момент исчисления его начала, но и на природу спорных правоотношений, касающихся защиты прав, свобод и интересов, за которой лицо обращается в суд.

Определение срока обращения в административный суд в системной связи с принципом правовой определенности служит цели обеспечения предсказуемости для ответчика (как правило, субъекта властных полномочий по административным делам) и других лиц того, что по истечении установленного промежутка времени принятое решение, совершенное действие (бездействие) не будут иметь обратного действия во времени и не потребуют отмены, а правовые последствия принятого решения или совершенного действия (бездействия) не будут отменены в связи с такой отменой. То есть установленные сроки обращения в административный суд способствуют избежанию ситуации правовой неопределенности относительно статуса решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий.

Общие нормы процедуры судебного обжалования в рамках рассмотрения публично-правовых споров регулируются КАС Украины.

Согласно части 1 статьи 122 КАС Украины иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного настоящим кодексом или другими законами.

В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 122 КАС Украины для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Указанная норма устанавливает общий срок обращения в административный суд в публично-правовых спорах. В то же время при использовании истцом досудебного порядка разрешения спора в случаях, когда законом предусмотрена такая возможность или обязанность, КАС Украины установлен сокращенный срок обращения в суд.

Так, согласно части 4 статьи 122 КАС Украины, если законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, или законом определена обязательность досудебного порядка разрешения спора, то для обращения в административный суд устанавливается трехмесячный срок, исчисляемый со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий. Если решение по результатам рассмотрения жалобы истца на решение, действия или бездействие субъекта властных полномочий не было принято и (или) вручено субъектом властных полномочий истцу в сроки, установленные законом, то для обращения в административный суд устанавливается шестимесячный срок, исчисляемый со дня обращения истца к субъекту властных полномочий с соответствующей жалобой на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий.

Как уже отмечалось, часть 1 статьи 122 КАС Украины предусматривает возможность установления сроков обращения в административный суд другими законами.

Специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим отдельные правила и положения для регулирования отношений налогообложения и защиты прав участников налоговых отношений, в том числе защиты нарушенного права в судебном порядке, является Налоговый кодекс Украины.

Статьей 56 НК Украины определен порядок обжалования решений контролирующих органов. Так, согласно пункту 56.1 статьи 56 НК Украины решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Пунктом 56.18 статьи 56 НК Украины предусмотрено, что с учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения. Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию. Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

В соответствии с пунктом 102.1 статьи 102 НК Украины контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 настоящей статьи, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим кодексом, не позднее окончания 1095-го дня (2555-го дня при проведении проверки контролируемой сделки в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса), следующего за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации, определенной пунктом 133.4 статьи 133 настоящего кодекса, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, — за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается освобожденным от такого денежного обязательства (в том числе от начисленной пени), а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке. В случае предоставления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации в течение 1095 дней со дня представления уточняющего расчета.

Пунктом 102.2 статьи 102 НК Украины определены случаи, когда денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть открыто без соблюдения срока давности, указанного в абзаце 1 пункта 102.1 этой статьи.

Таким образом, пунктом 56.18 статьи 56 НК Украины установлен специальный срок в налоговых правоотношениях, в течение которого по общему правилу налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа. В то же время пунктом 56.19 статьи 56 НК Украины при условии использования налогоплательщиком досудебного порядка разрешения спора, которым считается административное обжалование соответствующего решения контролирующего органа, установлен сокращенный срок обращения в суд.

Так, согласно пункту 56.19 статьи 56 НК Украины в случае, если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.

Исследование содержания рассматриваемых предписаний статей НК Украины и статьи 122 КАС Украины указывает на то, что сегодня применяется подход, согласно которому сроки обращения в суд после использования досудебного порядка разрешения спора короче, чем обычные сроки. При этом есть различные правовые режимы в отношении обжалования налоговых уведомлений-решений и решений контролирующих органов о начислении денежных обязательств и других решений контролирующих органов, не связанных с их начислением, именно в части различной продолжительности сокращенных сроков обжалования при предварительном использовании досудебного порядка разрешения спора.

Стоит обратить внимание, что Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений» от 24 октября 2013 года № 657-VII (Закон № 657-VII) были внесены изменения в абзац 1 пункта 56.18 статьи 56 НК Украины путем исключения из него положения о начислении денежного обязательства и распространения применения специального длительного срока на обжалование любых решений контролирующих органов, с учетом срока давности, установленного статьей 102 НК Украины. В то же время в пункт 56.19 статьи 56 НК Украины аналогичные изменения не были внесены.

Комплексный анализ действующего правового регулирования на момент принятия Закона № 657-VII дает основания для вывода, что это не было технической ошибкой законодателя, поскольку часть 4 статьи 99 КАС Украины, как и пункт 56.19 статьи 56 НК Украины, устанавливала единый месячный срок обращения в суд в случае, если законом была предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком. В то же время норма пункта 56.19 статьи 56 НК Украины была и остается специальной нормой, регулирующей определенную ее предметом группу правоотношений — обжалование налоговых уведомлений-решений и других решений контролирующих органов о начислении денежных обязательств.

Специальные сроки для обращения в суд с иском об отмене решений контролирующих органов, не связанных с начислением денежных обязательств, в частности решения об отказе в регистрации налоговой накладной в ЕРНН и обязательстве ее зарегистрировать, после проведения процедуры административного обжалования и получения решения об оставлении жалобы без удовлетворения нормами НК Украины не предусмотрены, то есть не регулируют спорный в этом деле вопрос.

С учетом изложенного судебная палата в этом деле отступает от вывода о применении нормы права в подобных правоотношениях в той части, что положения пункта 56.18 статьи 56 НК Украины являются специальными по отношению к предписаниям статьи 122 КАС Украины, а поэтому независимо от использования налогоплательщиком права на административное обжалование срок обращения в суд с иском об обжаловании решения контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной в ЕРНН составляет 1095 дней, изложенного в постановлениях Верховного Суда от 17 июля 2019 года (дело № 640/46/19), от 14 февраля 2019 года (дело № 813/4921/17), и считает нужным сформулировать следующий правовой вывод.

Различная природа решений контролирующего органа (о начислении денежных обязательств или иные решения) объективно способна влиять и приводить к отличиям в подходах к установлению сроков обращения в суд относительно их обжалования.

Применение сокращенных сроков обращения при использовании досудебного порядка урегулирования споров в налоговых правоотношениях установлено законом, обусловлено легитимной целью оперативного обеспечения наступления правовой определенности для лица-налогоплательщика и в деятельности субъектов властных полномочий — контролирующих органов, корреспондируется с установленными алгоритмом и сроками администрирования налогов для обеспечения надлежащего выполнения конституционного налогового обязательства и имеет пропорциональный характер, поскольку сокращение срока обращения не влияет на реализацию лицом права на судебную защиту в связи с достаточностью времени на подготовку и оформление правовой позиции, ознакомление с позицией контролирующего органа, привлечение при необходимости правовых и финансовых консультантов в рамках процедуры административного обжалования, в то время как сокращенные сроки обеспечивают достижение указанной цели и выполнение задач функционирования налоговой системы государства.

Более сокращенные сроки обращения в суд в случае предварительной реализации досудебных процедур заключаются в обеспечении преемственности юрисдикционных производств (административных и судебных) и увязывании с необходимостью минимизировать темпоральный промежуток между досудебной процедурой и судебным производством.

Конституционный Суд Украины решением от 13 декабря 2011 года № 17-рп/2011 по результатам оценки конституционности нормы части 4 статьи 99 КАС Украины в действующей в то время редакции (о сокращенных сроках обращения в административный суд в случае предварительного использования возможностей досудебного порядка разрешения спора) подтвердил ее конституционность как обеспечивающей оперативность рассмотрения судебного дела и ни в коей мере не ограничивающей субъектов в праве на судебную защиту; ею сокращены сроки осуществления отдельных процессуальных действий, а содержание и объем конституционного права на судебную защиту и доступ к правосудию не сужены (абзац 6, 14 пункта 6.1).

Этот вывод Конституционного Суда Украины судебная палата считает релевантным относительно нынешнего состояния нормативно-правового регулирования.

Следовательно, с принятием действующей редакции КАС Украины и отличающегося правового регулирования, установленного частью 4 статьи 122 КАС Украины, другие решения контролирующих органов, которые не касаются начисления денежных обязательств налогоплательщика, при условии предварительного использования истцом досудебного порядка разрешения спора (применения процедуры административного обжалования — абзац 3 пункта 56.18 статьи 56 НК Украины) обжалуются в судебном порядке в следующие сроки:

а) трехмесячный срок для обращения в суд устанавливается при условии, если решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы было принято и вручено налогоплательщику (жалобщику) в сроки, установленные НК Украины. При этом такой срок исчисляется со дня вручения жалобщику решения по результатам рассмотрения его жалобы на решения контролирующего органа;

б) шестимесячный срок для обращения в суд устанавливается при условии, если решение контролирующего органа по результатам рассмотрения жалобы не было принято и/или вручено налогоплательщику (жалобщику) в сроки, установленные НК Украины. При этом такой срок исчисляется со дня обращения заявителя в контролирующий орган с соответствующей жалобой на его решение.

Таким образом, судебная палата соглашается с выводом судов предыдущих инстанций о наличии оснований для возвращения искового заявления на основании части 2 статьи 123 КАС Украины, поскольку истец пропустил трехмесячный срок обращения в суд и об уважительных причинах такого пропуска по предложению суда первой инстанции не сообщил. Не указаны такие основания и в апелляционной и кассационной жалобах.

Доводы истца о том, что ГФС уведомила о возможности обжалования решения от 25 апреля 2018 года № * течение 1095 дней, суд не принимает во внимание, поскольку они не меняют указанного правового регулирования спорного вопроса в этом деле.

Согласно части 1 статьи 350 КАС Украины суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суды первой и апелляционной инстанций не допустили неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций не допустили неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 345, 350, 355, 356 КАС Украины, Верховный Суд постановил:

— кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Т» оставить без удовлетворения;

— определение Окружного административного суда г. Киева от 14 января 2019 года и постановление Шестого апелляционного административного суда от 11 мая 2019 года о возврате искового заявления по делу № 640/20468/18 оставить без изменений.

Постановление суда кассационной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх