Следователь это полиция или нет?

В России в современном мире женщины берутся за самую сложную работу, в том числе и мужскую. Так, наряду с мужчинами, женщины представлены в полиции и других структурах министерства внутренних дел России.

Сегодня юридические вузы набирают девушек в ряды курсантов и студентов. При этом к девушкам не снижаются требования. Они вместе с юношами проходят курс молодого бойца прежде, чем примут присягу. Также изучают все дисциплины по своей специализации. Выезжают на полигоны для проведения занятий по стрельбе и тактической подготовке, изучают единоборства, приемы самообороны и захвата. Также заступают на суточные наряды. А ведь не каждый юноша справляется с обязанностями в таких условиях.

В УВД по ЗАО женщины служат в различных подразделениях полиции: это и следственное управление, уголовный розыск, женщин также часто назначают на должности оперуполномоченных или криминалистов. Есть женщины в ГИБДД в должности инспектора и в патрульно-постовой службе. В инспекции по делам несовершеннолетних также работают преимущественно представительницы прекрасного пола.

В настоящее время женщин в органах правопорядка стало так много, что в общем числе они составляют почти 30 процентов.

Так, в штате УВД по ЗАО состоит всего 3279 сотрудников, в том числе 1023 женщины, которые несут службу наравне с мужчинами, а также 350 вольнонаёмных работников, тоже, в основном, женщин, обеспечивающих работу Управления.

Зачастую, поступая на службу, женщины довольно скоро оказываются уже не рядовыми сотрудниками, а на должностях заместителей руководителя или сами становятся руководителями. Это связано с тем, что прекрасный пол, выбравший своей профессией служение народу и отечеству, отдает себя целиком профессии, проявляя чудеса работоспособности.

Женщины в полицейских погонах на своих плечах несут огромную ответственность не только за себя, за свою работу, но и за свою семью, своих детей.

Они посвятили свою жизнь службе Отечеству и, несмотря на такую «мужскую», нелегкую работу, отлично справляются со своими женскими обязанностями: созидать, любить, растить детей и хранить мир в семье!

И на службе и дома женщинам полиции всегда присущи ответственность и самоотверженность, чуткость и обаяние.

Пусть вера в торжество добра и красоты помогают женщинам преодолевать трудности службы в полиции!

Новая редакция Ст. 38 УПК РФ

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Статье 38 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Следователь как должностное лицо органа предварительного следствия приобретает уголовно-процессуальный статус (и, следовательно, полномочия) при наличии условий и в порядке, предусмотренных ст. ст. 144, 151, 152, 156, 163, 415, 457, 459 УПК РФ, т.е. тогда, когда возникают соответствующие уголовно-процессуальные отношения, связанные с: 1) возбуждением и расследованием уголовного дела (принятого им к производству или в котором он участвует как член следственной группы); 2) выполнением поручений следователей, расследующих уголовные дела в другом месте (т.е. в другом районе, области, крае, республике); 3) расследованием новых обстоятельств с целью проверки вступившего в законную силу судебного решения; 4) исполнением запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий.

Предназначение следователя в уголовном процессе как представителя функции уголовного преследования заключается в раскрытии преступления уголовно-процессуальными средствами и способами, привлечении в качестве обвиняемого лица, действительно совершившего преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно-процессуальными доказательствами. Решая эти задачи, следователь совершает предусмотренные и урегулированные настоящим Кодексом действия и принимает решения.

Закон относит следователя к участникам процесса со стороны обвинения, однако это обстоятельство не может служить оправданием обвинительного уклона в его деятельности. Из закона вытекает, что следователь обязан расследовать уголовное дело, выясняя все обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК РФ), обеспечивая всесторонность, полноту и объективность расследования (ч. 4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК РФ). Иными словами, на следователя возлагается обязанность принять все меры для установления обстоятельств дела в точном соответствии с действительностью, т.е. истины.

Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (о предпосылках возложения таких обязанностей на представителей государственных органов в уголовном процессе см. комментарий к ст. 37 УПК РФ).

Роль следователя в установлении обстоятельств дела и формировании обвинения важна. Однако, по существу, она является служебной, обеспечивающей по отношению к деятельности прокурора — государственного обвинителя.

2. Изменения, внесенные в УПК РФ 5 июня 2007 г., существенно преобразовали взаимоотношения следователя с надзирающим прокурором и руководителем следственного органа. Прокурору принципиально сокращены возможности оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного дела, а руководителю следственного органа — в значительной мере расширены. Учитывая, что кроме уголовно-процессуальных полномочий руководитель следственного органа обладает еще и эффективной дисциплинарной властью по отношению к подчиненному следователю, оценивать указанные новшества в законе как укрепление самостоятельности следователя вряд ли следует.

Необходимо отметить, что определенные элементы самостоятельности следователю сохранены в связи с решением им указанных выше задач в досудебном производстве. К его компетенции отнесено решение вопроса о начале производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 145, 146, 148 — 149 УПК РФ). Направление расследования, необходимые следственные действия и решения он намечает и проводит, исходя из установленных им обстоятельств дела. Если он принял дело к своему производству, то никто в интересах надзора не может по этому делу «участвовать в производстве предварительного расследования», т.е. участвовать в процессуальных действиях следователя, лично принимать вместо следователя процессуальные решения и проводить отдельные следственные действия (такими полномочиями пользовался прокурор). Доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению. Он вправе оспаривать указания прокурора и с согласия руководителя следственного органа отстаивать свою позицию, выраженную в обвинительном заключении (см. комментарий к ст. 221 УПК РФ), возражать против требований прокурора и объяснять законность своих действий или принятых решений (ч. 3 настоящей статьи). В то же время значительное число своих решений следователь обязан согласовать с руководителем следственного органа. Например, обращение к суду за разрешением о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права личности, о применении заключения под стражу и проведении ряда других мероприятий (см. комментарий к ст. ст. 29, 107, 108, 164, 165 УПК РФ). Впрочем, управление деятельностью следователя со стороны руководителя следственного органа ограничено перечнем решений и указаний, с которыми следователь вправе не согласиться и, не исполняя их, представить дело вышестоящему должностному лицу (см. комментарий к ст. 39 УПК РФ).

3. В процессе расследования уголовного дела следователь может выполнять некоторые управленческие функции в качестве руководителя следственной группы (см. комментарий к ст. 163 настоящего Кодекса). Он вправе также давать указания органам дознания (п. 4 ч. 2 настоящей статьи).

Пределы, в которых следователь вправе давать органам дознания указания о содействии ему при производстве расследования, определяются задачами расследования. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями органов исполнительной власти (которые в то же время являются органами дознания) строится на основе уголовно-процессуального права и в форме процессуальных правовых отношений. Следователь не может вторгаться в организацию и тактику оперативно-розыскных мероприятий, но вправе указать конкретную цель их проведения (например, установить лицо, совершившее преступление; выявить возможных свидетелей; обнаружить следы преступления, местонахождение разыскиваемого обвиняемого). Тем более он не может быть участником конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Такие мероприятия проводятся вне рамок процесса, их участники могут рассматриваться как потенциальные свидетели, что по общему правилу препятствует их деятельности в уголовном процессе в ином качестве. Если следователь лично приобрел информацию о совершенном преступлении и предполагаемом преступнике вне сферы уголовно-процессуальных отношений, он не сможет быть объективным при проведении предварительного расследования.

4. Важное место в деятельности следователя занимает предупреждение преступлений (см. комментарий к ст. 158 настоящего Кодекса). Предупредительная деятельность, будучи административной по своей сути, поручена следователю (как прокурорскому работнику или сотруднику соответствующего правоохранительного органа) по соображениям целесообразности. Основания для ее проведения выясняются в процессе доказывания по уголовному делу, и было бы явно нерационально поручать реагирование на нарушение закона (а обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выявляемые следователем и судом, именно таковы) не следователю, а иным субъектам. Законодатель, видимо, учел и другое соображение — представления следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, основаны на доказательствах по уголовному делу и потому их труднее оспорить. Они более убедительны, в большей степени контролируемы и проверяемы, чем какие-либо административные средства воздействия на обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

Одним из составляющих элементов судебно-правовой реформы, проводимой на Украине, является реформирование системы органов досудебного следствия, необходимость которого вытекает, в частности, из положения пункта 9 раздела 15 Конституции Украины, согласно которому прокуратура продолжает выполнять функцию предварительного следствия до того момента, пока будет сформирована система досудебного следствия и будут введены в действие законы, регулирующие ее работу. В связи с этим, наряду с проблемой реформирования органов досудебного следствия, немедленного разрешения требует и чрезвычайно острая проблема усовершенствования правового положения следователей с целью создания и обеспечения надлежащих условий и гарантий их деятельности при проведении досудебного следствия.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК) Украины не раскрывает содержание понятия «следователь», а лишь определяет ведомственную принадлежность следователей. Так, в пункте 7 статьи 32 и статье 102 УПК Украины указывается, что органами досудебного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции и органов безопасности. Такое определение не раскрывает сути понятия «следователь» и определенным образом сужает его.

Следователь — это прежде всего должностное лицо, которое уполномочено на проведение досудебного следствия по уголовным делам. Тем не менее закон не содержит достаточных гарантий его процессуальной независимости, кроме случаев, определенных статьей 114 УПК Украины. Согласно этой статье, в случае несогласия следователя с указанием прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления и объеме обвинения; о передаче дела для в суд или о закрытии дела следователь вправе передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Наличие данной нормы в УПК Украины, безусловно, является положительным моментом. Однако по своей сути она остается сугубо теоретической и не имеет никакого практического значения. Осуществление на практике процедуры обжалования указаний прокурора проблематично, исходя из ведомственной подчиненности следователя, его зависимости в плане дальнейшего прохождения службы от органов прокуратуры и других не юридических, а ведомственных аспектов. На это указывают и результаты опроса, согласно которым 28 % следователей выполняли указания прокурора и начальников следственных подразделений вопреки собственному мнению, поскольку они считали, что их возражения не будут приняты во внимание. Лишь 0,32 % изученных уголовных дел содержат материалы обжалования следователем этих указаний, значительная часть которых оставлена без рассмотрения.

Таким образом, определенная законом процессуальная независимость следователя является простой формальностью. Существенно заостряют эту проблему и фактическая подчиненность следователей органам дознания, их чрезмерная загруженность, слабая материально-техническая оснащенность и нерешенность ряда социальных вопросов. Как свидетельствует практика, следователей (особенно следователей МВД) постоянно привлекают к выполнению не свойственных им задач, например: к охране общественного порядка, осуществлению оперативно-розыскной и другой правоохранительной деятельности органа, сотрудником которого является следователь, но которая не связана непосредственно с расследованием уголовных дел. Большое количество следователей, проработавших на этой должности свыше 10 лет, все еще не имеют собственного жилья, а уровень их материального обеспечения не отвечает нормам минимального прожиточного минимума. Такое положение нельзя назвать нормальным, поскольку следователи работают не меньше, чем сотрудники подразделений уголовного розыска, в сущности выполняя их обязанности.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости скорейшего реформирования органов досудебного следствия и четкого определения правового положения следователей. Существует мнение, что обеспечение процессуальной самостоятельности и независимости следователей станет возможным лишь с созданием единого следственного органа — Следственного комитета Украины, в структуру которого должны войти все следственные подразделения, которые сегодня рассредоточены в разных правоохранительных органах. С этим мнением не соглашаются силовые ведомства, которые считают, что отделение следственных подразделений от оперативных отрицательно повлияет на эффективность раскрытия преступлений.

И приверженцев и противников создания единого следственного органа объединяет мысль, что для обеспечения процессуальной самостоятельности и независимости следователя необходимо принять специальный закон о работниках органов досудебного следствия. На сегодня правовое положение адвокатов, судей и прокуроров регулируется отдельными законами, которые четко определяют основные требования к этим лицам. На этом фоне правовое положение следователя (в частности профессиональные требования к нему) законодательно урегулировано недостаточно, что приводит к ряду отрицательных моментов в системе досудебного следствия.

Об этом свидетельствуют статистические данные, согласно которым из 10 709 следователей, работающих в милиции, высшее юридическое образование имеют 6627 человек, то есть 66,4 %. Кроме них следователями работают: 208 бывших инженеров, 43 ракетчика и военных летчика, 28 учителей, а еще — ветеринары, агрономы, психологи и экономисты. Ежегодно следственные подразделения покидают 1300–1400 человек квалифицированных кадров, а учебные заведения системы МВД готовят только около 900 соответствующих специалистов. Заполняя пробел, приходится «грабить» уголовный розыск и «рекрутировать» участковых инспекторов.

На рассмотрение Верховного Совета Украины были внесены несколько вариантов проекта Закона Украины «О статусе следователя» (внесены народным депутатом Украины В. Журавским) и проект Закона Украины «О работниках органов досудебного следствия и их социальной защите» (внесен народным депутатом Украины С. Киваловым). Законопроекты не имеют между собой принципиальных отличий. К сожалению, они так и остались проектами: законопроект, подготовленный народным депутатом Украины В. Журавски, не набрал нужного количества голосов, а законопроект народного депутата Украины С. Кивалова пока находится на доработке в Верховном Совете Украины.

Несмотря на то что оба законопроекта имеют определенные недостатки, учитывая их положительные стороны, было бы целесообразным подготовить усовершенствованный проект специального Закона Украины «О статусе следователя», в котором следует закрепить правовое положение следователя и предусмотреть систему соответствующих гарантий. На наш взгляд, при разработке этого законопроекта необходимо учесть следующие положения. Следует четко установить критерий количества уголовных дел, которые могут одновременно находиться у следователя в производстве, исходя из того, что научно обоснованной нормой является наличие не более трех уголовных дел в месяц. Целесообразность закрепления этого положения на законодательном уровне диктуется существующими реалиями — на сегодняшний день у следователей в производстве зачастую находится одновременно более двух десятков уголовных дел.

Важной гарантией обеспечения правового положения следователя может стать установление специальной процедуры привлечения следователя к уголовной ответственности, проникновения в его жилище или служебное помещение, в его личный или служебный транспорт, проведения там осмотра, обыска или выемки, прослушивания его телефонных разговоров, личного обыска следователя, выемки его корреспонденции, вещей и документов. На сегодня такая специальная процедура предусмотрена относительно адвокатов, прокуроров и судей.

Законом должны определяться профессиональные требования к следователю, поскольку процессуальная самостоятельность и независимость следователей должна обеспечиваться и их личными качествами. В уголовном процессе следователь является одной из важнейших фигур, поэтому по квалификации, уровню образования, деловым и моральным качествам он должен находиться в одном ряду с адвокатом, прокурором и судьей. Установление жестких требований к следователю (как профессиональных, так и моральных) положительно повлияет на качество досудебного следствия и популярность профессии следователя.

Требует изменений и Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Так, следует расширить перечень случаев несогласия следователя с указаниями прокурора. Следователь должен иметь право не соглашаться с указаниями прокурора об избрании мер процессуального принуждения, а также об отводе следователя. Назрел вопрос усовершенствования существующих форм и методов прокурорского надзора за следственной деятельностью и внедрения механизма отстаивания следователем в судебном порядке своих прав на независимую оценку доказательств; на расследование принятого к производству дела и на принятие по нему процессуальных решений. Объектом прокурорского надзора должна стать не деятельность следователя вообще, а законность его процессуальных действий и принятых им решений. Прокурорский надзор не должен преступать границу, отделяющую сферу внутреннего убеждения следователя в вопросах доказательства фактов по делу и их юридической оценки.

Согласно выводам Европейского суда по правам человека (дело «Скоогстрьом против Швеции» (1984 год) и «Хубер против Швейцарии» (1990 год)), следователь не должен одновременно выступать в роли обвинителя. По окончании досудебного следствия следователь должен составлять лишь вывод о результатах досудебного следствия, который вместе с делом направляется прокурору. Лицо может считаться обвиняемым только после составления прокурором обвинительного акта на основании материалов досудебного следствия, а до этого момента лицо, относительно которого идет расследование, должно считаться подозреваемым.

Допрос следователя в суде является прямым посягательством на его процессуальную независимость, поскольку суд и участники судебного разбирательства стремятся при этом выяснить мотивы, которыми руководствовался следователь в своих действиях, и прочие обстоятельства, повлиявшие на его внутреннее убеждение. Следователь вынужден давать показания против самого себя и оправдывать свои действия и решения. Поэтому предлагаем запретить допрос следователя как свидетеля по делу, которое он вел. В случаях невыполнения субъектами процессуальной деятельности своих обязанностей перед следователем, при противоправном вмешательстве в следственную деятельность и создании препятствий в реализации следователем своих полномочий следует предусмотреть меры юридической ответственности.

При этом обязательность постановлений следователя должна обеспечиваться возможностью процессуальной ответственности имущественного характера. В законе следует предусмотреть меры воздействия, которые может применять следователь к нарушителям порядка — юридическим и физическим лицам: проведение процессуальных действий, ответственность в виде штрафа за злостное уклонение от явки по вызову следователя и за отказ от выполнения своих процессуальных обязанностей как лица, участие которого в проведении следственного действия обязательно.

Кроме того, подследственность уголовных дел необходимо определять с учетом специализации следователей (например: следователи по делам о преступлениях против установленного порядка несения воинской службы; по делам о преступлениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и других преступлений против здоровья населения).

ПЕТРИЧЕНКО Олег — главный научный консультант Аппарата Верховного Совета Украины;

ТРОФИМОВ Сергей — старший научный консультант Аппарата Верховного Совета Украины

I. Общие положения

1. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<*>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

<*> Далее — «Министерство» или «МВД России».

2. Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства<*> и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

<*> Далее — «органы предварительного следствия».

3. Структура и штатное расписание Следственного департамента МВД России утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<*>.

<*> Далее — «Министр».

4. Следственный департамент МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

5. Работа Следственного департамента МВД России организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

6. Следственный департамент МВД России в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

7. Следственный департамент МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов предварительного следствия.

8. Следственный департамент МВД России имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Следственного департамента МВД России.

Следственный департамент МВД России для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

9. Надзор за процессуальной деятельностью Следственного департамента МВД России осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий.

II. Основные задачи Следственного департамента МВД России

10. Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

10.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.3. Определение приоритетных направлений в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

10.4. Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

10.5. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.6. Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

10.7. Расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

10.8. Организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран в рамках реализации положений международных договоров Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.

10.9. Участие в выработке и проведении эффективной кадровой политики и повышении профессионального мастерства следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

III. Основные функции и полномочия Следственного департамента МВД России

11. Основными функциями Следственного департамента МВД России являются:

11.1. Осуществление анализа состояния реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.2. Анализ и оценка состояния деятельности в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, определение приоритетных направлений их совершенствования.

11.3. Анализ в пределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых органами предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства.

11.4. Прогнозирование развития деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, разработка предложений руководству Министерства по их совершенствованию.

11.5. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов предварительного следствия.

11.6. Разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров Российской Федерации в области уголовного судопроизводства.

11.8. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

11.9. Обеспечение представления и представление по искам, связанным с расследованием преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, а также исполнением следователями органов внутренних дел законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

11.10. Организация и осуществление текущего и перспективного планирования деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.11. Участие в определении основных направлений деятельности территориальных органов МВД России и разработке мер по их совершенствованию по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.12. Участие в формировании федеральных целевых программ в части, касающейся деятельности по расследованию преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

11.13. Координация производимого следователями органов предварительного следствия расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер.

11.14. Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы.

11.15. Взаимодействие с территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, касающимся деятельности органов предварительного следствия.

11.16. Осуществление в установленном порядке контроля за выполнением задач, возложенных на органы предварительного следствия, по реализации государственной политики в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также ведомственного и процессуального контроля за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказания практической и методической помощи в их расследовании, ведения контрольно-наблюдательных производств по этим делам.

11.17. Выявление, изучение и обобщение положительного, в том числе зарубежного, опыта в области организации предварительного следствия, обеспечение его внедрения в деятельность органов предварительного следствия, издание Информационного бюллетеня Следственного департамента МВД России.

11.18. Формирование заявок на проведение научных исследований, использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

11.19. Оказание практической и методической помощи органам предварительного следствия.

11.20. Обеспечение деятельности Научно-консультативного совета при Следственном департаменте МВД России.

11.21. Осуществление организационного и методического обеспечения деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений вызывающих широкий общественный резонанс.

11.22. В установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведение систематизированного учета действующего законодательства.

11.23. Организация формирования и ведения информационных систем в интересах обеспечения деятельности органов предварительного следствия, формирование и ведение баз данных по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

11.24. Организация взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и органами государственной власти.

11.25. Производство расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также преступлений, вызывающих большой общественный резонанс.

11.26. Организация учета вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного департамента МВД России, и их хранения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

11.27. Обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов.

11.28. Участие в установленном порядке в разработке нормативов нагрузки, штатной численности и норм положенности материально- технического обеспечения следователей органов предварительного следствия, разработка типовых положений и типовых структур органов предварительного следствия.

11.29. Осуществление в установленном порядке подбора и расстановки руководящих кадров, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия, участие в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

11.30. Рассмотрение писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

11.31. Информирование населения в пределах своей компетенции о результатах деятельности органов предварительного следствия, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».

11.32. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

11.33. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

12. Следственный департамент МВД России для осуществления своих задач и функций имеет право:

12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.

12.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

12.3. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Следственный департамент МВД России задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

12.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности органов предварительного следствия.

12.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства, органов, организаций и подразделений системы МВД России, Федеральной миграционной службы, органов государственной власти Российской Федерации для решения задач Следственного департамента МВД России.

12.6. Осуществлять по вопросам, относящимся к деятельности Следственного департамента МВД России, в установленном порядке проверки оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия.

12.7. Вносить предложения руководству Министерства о постановке на особый контроль территориальных органов МВД России, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.

12.8. Заслушивать отчеты руководителей органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по вопросам, относящимся к ведению Следственного департамента МВД России.

12.9. Проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары, а также пресс-конференции, брифинги для средств массовой информации по направлениям деятельности Следственного департамента МВД России.

12.10. Проводить в установленном порядке стажировку руководителей и сотрудников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

12.11. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, средств массовой информации.

12.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Следственный департамент МВД России является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

12.13. Осуществлять иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

IV. Организация и обеспечение деятельности Следственного департамента МВД России

13. Следственный департамент МВД России возглавляет заместитель Министра — начальник Следственного департамента МВД России<*>, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

<*> Далее — «Начальник Следственного департамента МВД России».

Начальник Следственного департамента МВД России имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства.

14. Начальник Следственного департамента МВД России имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

15. Начальник Следственного департамента МВД России:

15.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Следственного департамента МВД России, а также процессуальное руководство деятельностью органов предварительного следствия. Несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент МВД России задач и функций, реализацию предоставленных прав.

15.2. Пользуется процессуальными полномочиями руководителя следственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, создает в необходимых случаях в установленном порядке следственные группы, в том числе межрегиональные.

15.3. Распределяет полномочия между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.

15.4. Утверждает планы работы Следственного департамента МВД России, а также положения о его структурных подразделениях.

15.5. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия.

15.6. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Следственного департамента МВД России и органов предварительного следствия временные подразделения целевого назначения.

15.7. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Следственного департамента МВД России.

15.8. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Следственного департамента МВД России до заместителя начальника управления, входящего в Следственный департамент МВД России, включительно.

15.9. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Следственный департамент МВД России, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Следственном департаменте МВД России.

15.10. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава Следственного департамента МВД России, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.

15.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих; присваивает в пределах предоставленных прав сотрудникам Следственного департамента МВД России специальные звания до подполковника юстиции включительно, вносит предложения Министру о присвоении специального звания полковника юстиции сотрудникам Следственного департамента МВД России.

15.12. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России и налагает на них дисциплинарные взыскания соответственно до заместителя начальника управления Следственного департамента МВД России включительно; вносит Министру представления к награждению государственными и ведомственными наградами своих заместителей, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами Министра.

15.13. В установленном порядке поощряет граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России, вносит руководству Министерства и начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Следственному департаменту МВД России.

15.14. Направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в плановые служебные командировки, в исключительных случаях в установленном порядке — во внеплановые.

15.15. Устанавливает и изменяет в пределах своей компетенции сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России соответствующие надбавки и выплаты.

15.16. Предоставляет отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России.

15.17. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением службы сотрудниками Следственного департамента МВД России и осуществлением профессиональной служебной деятельности федеральными государственными гражданскими служащими Следственного департамента МВД России.

15.18. Вносит согласованные в установленном порядке представления Министру о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальников территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях — начальников органов предварительного следствия на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

15.19. Дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях.

15.20. Вносит Министру предложения о перераспределении штатной численности органов предварительного следствия в системе МВД России.

15.21. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Следственном департаменте МВД России, а также обеспечивает выполнение в Следственном департаменте МВД России мероприятий гражданской обороны.

15.22. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.

15.23. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Следственного департамента МВД России.

15.24. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в Следственном департаменте МВД России.

15.25. Организует в пределах своей компетенции разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного департамента МВД России в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;

15.26. Организует в пределах своей компетенции оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного департамента МВД России в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

15.27. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Следственного департамента МВД России и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

16. При начальнике Следственного департамента МВД России действует оперативное совещание, порядок работы и персональный состав которого утверждаются начальником Следственного департамента МВД России.

17. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Следственного департамента МВД России осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Утвержден приказом МВД России от 1 июля 2011 г. N 780 «Об утверждении положения о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх