Служебное произведение

Авторские права на служебное произведение Текст научной статьи по специальности «Авторское право и смежные права»

Е.Г. БЕЛЬКОВА

— совершенствование методологии обозначения перспектив развития правовой науки в стране, интегрированной в мировой рынок, в мировую систему экономических отношений;

— эффективное применение ч. 4 ГК РФ при защите интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов в России;

— разработка теоретических основ систематизации норм предпринимательского (хозяйственного) права (законодательства), коммерческого права (законодательства); при этом, пожалуй, единственно правильное решение проблемы, которое неплохо зарекомендовало себя в разных странах, — издание кодексов;

— создание теоретических и методологических предпосылок для разработки Хозяйственного кодекса Российской Федерации;

— инновации при решении проблемы систематизации норм Хозяйственного кодекса союзного государства Россия-Белоруссия, а также стран СНГ.

Примечания

1 Известия. 2008. 29 дек.

2 Восточно-Сибирская правда. 2005. 27 февр.

3 Известия. 2007. 17 янв.

4 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 225.

УДК 347.78(47) Е.Г. БЕЛЬКОВА

ББК 67.404.31(2Рос) зав. кафедрой гражданского права и процесса

Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск

e-mail: belkova-eg@isea.ru

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Исследованы авторские права на служебное произведение. Проанализировано новое законодательство об авторских правах на служебное произведение. Определены права автора и работодателя на служебное произведение.

Ключевые слова: служебное произведение, авторские права, автор, работодатель.

В соответствии с п. 1 ст. 1295 Гражданского кодекса РФ, служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. В силу специфики правового режима служебное произведение занимает особое место среди объектов авторского права. Оно создается в процессе выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Следовательно, отношения автора и работодателя, связанные с созданием и использованием служебного произведения, регулируются трудовым законодательством и гражданским законодательством одновременно. В спорных случаях, разрешая вопрос о квалификации произведения как служебного, необходимо установить не только

факт трудовых отношений между автором и работодателем, но и то обстоятельство, что произведение было создано в соответствии с должностными обязанностями, которые предусмотрены трудовым договором. Произведение считается служебным, если оно создано по служебному заданию, создание его относится к плановым работам соответствующей организации (научно-исследовательского учреждения, высшего учебного заведения) или предусмотрено индивидуальным планом работы автора, а также отражено автором в отчетах перед работодателем.

Квалификация произведения как служебного имеет существенное значение для распределения прав между автором и работодателем в отношении этого произведения.

Очевидно, что результаты интеллектуальной деятельности обладают не только культурной, научной ценностью, но и экономической. Права автора произведения науки, литературы, искусства условно подразделяют на личные неимущественные и имущественные права.

Существуют две основные концепции в отношении авторского права на служебное произведение. «Первая характерна для стран, поддерживающих традиции континентального права. Суть заключается в том, что первоначальное обладание авторскими правами принадлежит автору. То есть за автором сохраняются личные неимущественные права, а все имущественные права принадлежат работодателю.

Вторая концепция опирается на традиции англосаксонского права. Модель «copyright» характерна для США, Великобритании. Согласно этой традиции «в случае, если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается автором после приобретения первоначального право-обладания на copyright, если не оговорено

Il 1

иное «1.

Российские законодатели отдали предпочтение континентальному подходу. В соответствии со ст. 1226 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

В ст. 1255 Гражданского кодекса РФ законодатель уточняет, что автору произведения принадлежат:

— исключительное право на произведение;

— право авторства;

— право автора на имя;

— право на неприкосновенность произведения;

— право на обнародование произведения;

— иные права.

Однако в отношении служебного произведения имущественные права, т.е. исключительные права на использование этого произведения в любой форме и любым способом, принадлежат работодателю. Трудовым или

иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Если стороны не согласовали других условий распределения авторских прав, то носителем имущественных прав на служебное произведение будет работодатель.

Работодатель как правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не могут использовать служебное произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных действующим кодексом. Согласно п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, авторские права распространяются как на произведение в целом, так и на часть произведения. Использование служебного произведения или его части без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение в силу закона перейдет к автору.

Если работодатель в трехлетний срок начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право на него другому лицу или примет решение о сохранении служебного произведения в тайне, то автор приобретет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Данная норма получила неоднозначное толкование. Э.П. Гаврилов пишет: «Исходя из принципа свободы договора следует признать, что указанный договор может быть заключен как до, так и после создания служебного произведения, а вознаграждение

Е.Г. БЕЛЬКОВА

автору может быть включено в заработную плату работника»2. Разделяя такое понимание нормы закона, А.Л. Маковский уточняет: «Главное, что речь идет о произведении, созданном работником во исполнение трудовых обязанностей. Из этого вытекает и возможность решения вопроса о том, кому принадлежит исключительное право на такое произведение, тоже в трудовом договоре. И когда Кодекс далее устанавливает, что размер вознаграждения за служебное произведение, условия и порядок его выплаты определяются договором работодателя с работником, то он тоже имеет в виду в первую очередь трудовой договор (хотя и не только его)»3. Иное толкование предлагает Н.П. Корчагина. Она отмечает, что размер авторского вознаграждения и порядок его выплаты определяются между сторонами в авторском договоре4.

Однако законодатель не указывает, в каком именно соглашении между работодателем и работником должны быть оговорены эти условия. Поэтому вполне логично, что они могут быть включены как в трудовой, так и в гражданско-правовой договор.

Особенность служебного произведения как объекта авторского права предопределяет и наличие специальных правил осуществления других прав автора. В Гражданском кодексе РФ содержится общий перечень авторских прав. Ни в одной из статей действующего закона не названы все личные неимущественные права. К примеру, в п. 2 ст. 1228 настоящего кодекса установлено, что автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Таким образом, право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами, что не вызывает сомнения. И то, что законодатель прямо не называет право на обнародование и право на неприкосновенность произведения в числе личных неимущественных прав, является вполне обоснованным.

На дискуссионность вопроса об отнесении права на обнародование произведения к личным неимущественным правам уже было обращено внимание в юридической литературе5.

Право на обнародование — это право автора осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Иными словами, это право автора принять решение о том, нужно ли выносить произведение на суд публики.

Исходным положением при разграничении субъективных прав автора на личные неимущественные и имущественные права является то, что личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы (ст. 1228 ГК РФ), а имущественные права отделимы от личности автора и обладают свойством передаваться другим лицам и возможностью выступать в качестве самостоятельного объекта торгового оборота6.

Однако действующий закон предусматривает случаи, когда обнародование может быть осуществлено не автором, а иным лицом.

В отношении служебного произведения вопрос об обнародовании в итоге решает не автор, а работодатель. Автор обязан передать работодателю созданное в порядке выполнения служебного задания произведение. Работодатель принимает решение о том, обнародовать произведение, сохранить его в тайне или не использовать вообще. Как уже было указано, если работодатель не будет использовать произведение в течение трех лет, исключительное право на служебное произведение перейдет к автору. Спустя три года произведение может утратить свою актуальность, значимость, и автор не будет его обнародовать. А следовательно, произведение оказалось необнародованным по воле работодателя.

Кроме того, автор, по общему правилу, имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуж-дено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Но это правило не применяется, в частности, к служебным произведениям. В силу ст. 1269 Гражданского кодекса РФ,

автор служебного произведения не имеет права на отзыв.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о наличии имущественных характеристик у права на обнародование. М. Телюкина отмечает, что «вывод об имущественном характере права на обнародование позволяет расширить сферу применения принципа свободы договора — предметом договора могут быть действия, направленные на передачу возможности решать, достойно ли произведение быть выпущенным в свет»7.

В ст. 1255 Гражданского кодекса РФ как самостоятельное авторское право названо право на неприкосновенность произведения.

Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Это значит, что только у автора есть право на неприкосновенность произведения.

Вместе с тем при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при соблюдении двух условий: во-первых, если этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения; во-вторых, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Таким образом, в законе предусмотрена возможность перехода права на неприкосновенность произведения к другому лицу. Как и право на обнародование, право на неприкосновенность произведения не переходит к другим лицам, если это прямо запрещено автором.

Обращает на себя внимание тот факт, что, в соответствии с законодательством, исключительные (имущественные) права играют ведущую роль и все иные права сле-

дуют за ними. Если лицо обладает исключительным правом, оно получает и право на неприкосновенность произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), и право на обнародование произведения (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).

В действующем Гражданском кодексе РФ личными неимущественными правами прямо названы лишь право авторства и право на имя. Право на обнародование, право на неприкосновенность произведения не отнесены законодателем ни к группе имущественных прав, ни к группе личных неимущественных прав, что только усиливает остроту дискуссии об их юридической природе и характеристиках.

Что касается служебного произведения, то законодатель предусмотрел ряд специальных правил осуществления имущественных, личных неимущественных и иных прав с учетом особого правового режима этого объекта авторских прав. В отношениях по поводу создания и использования служебного произведения законодательно обеспечены интересы как автора, так и работодателя. При этом сторонам предоставлены широкие возможности определять права на служебное произведение самостоятельно.

Примечания

1 Белицкая А. Институт служебных произведений в Проекте части IV Гражданского кодекса . URL: http://www/medialaw.ru/ publications/zip/147/2.htm.

2 Гаврилов Э.П., Городов O.A., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. 4 . URL: http://www/arbitr.msk.ru/zakon/gr_pravo/article.

3 O кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: интервью с А.Л. Маковским // Закон. 2007. Окт. С. 11.

4 Корчагина Н.П. Специалисты комментируют . URL: http://wtos.ru/ publish/articles/72.

5 Телюкина М. Право на обнародование произведения — личное или имущественное? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 8.

6 Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 101.

7 Телюкина М. Указ. соч. С. 7.

С 1 января 2008 года вступила в силу последняя часть ГК РФ, работа над которой продолжалась в течение длительного периода. В связи с ее принятием утратил свою силу Закон РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), который устанавливал на протяжении практически 15 лет правила использования служебного произведения.

Часть IV ГК РФ включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы, регулирующие авторское право и институт служебного произведения.

Кодификация законодательства в сфере интеллектуальной собст­венности, а также приведение его в соответствие с новыми реалиями экономической и правовой ситуации в стране не могла не повлечь внесения определенных дополнений и изменений. Это касается и института служебного произведения. При этом надо отметить, что изменения правового регулирования служебного произведения направлены в первую очередь на защиту интересов работников, создавших такое произведение. Учитывая это, знание новых положений ГК РФ, а также грамотное их применение на практике становится особенно актуальным для работодателей.

В данной статье мы рассмотрим понятие служебного произведения, приведенное в новой части ГК РФ, его основные признаки, объем прав, принадлежащих работодателю и работнику как автору такого произведения, специфику использования служебного произведения работодателем, а также некоторые особенности оформления трудовых отношений с работниками, являющимися авторами служебных произведений.

Что такое служебное произведение?

Служебным произведением является произведение науки, литературы и искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Такое определение дано в пункте 1 статьи 1295 ГК РФ.

Примерный перечень форм, в которых могут быть выражены произведения науки, литературы и искусства, являющиеся объектами авторского права, приводится в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ. Так, в качестве служебных произведений могут быть созданы:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, ­сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Ранее действовавший Закон об авторском праве содержал несколько иное определение служебного произведения. В частности, таким произведением считалось произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

В сравнении с новым определением фраза «созданное в порядке выполнения служебных обязанностей» заменена на фразу «созданное в пределах трудовых обязанностей», а словосочетание «служебное задание» исключено. Это было сделано для устранения противоречий между трудовым законодательст­вом и законодательством об авторском праве. Так, служебное задание входит в служебные обязанности работника, которые, в свою очередь, ­соответствуют трудовым обязанностям, определяемым трудовым договором.

Из определения служебного произведения следует, что его автором является работник, вложивший свой творческий труд в его создание. Если в создании служебного произведения принимали участие несколько авторов, то имеет место соавторство. При этом лица, оказывающие только техническую (например, подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков) или организационную поддержку и непосредственно не внесшие творческий вклад в создание произведения, не могут считаться его соавторами.

.Пример 1

В создании дизайн-макета новой линии корпусной мебели участвовали три дизайнера (начальник и два его подчиненных). Организаторские функции, а также общий контроль над проектом осуществлял начальник дизайнерского отдела. В данном случае соавторами дизайн-проекта будут являться только рядовые дизайнеры. Начальник отдела не может рассматриваться в качестве соавтора, так как его творческий труд в создании дизайн-макета отсутствует

Перечислим признаки служебного произведения.

Из смысла определения служебного произведения становится ясно, что основным его признаком является наличие трудовых отношений между работником (автором) и работодателем.

Как известно, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, заключаемого в письменной форме между работником и работодателем (статья 16 ТК РФ). После заключения трудового договора издается приказ о приеме на работу и делается запись в трудовой книжке.

Как быть в том случае, когда произведение создано работником, трудовые отношения с которым не были оформлены надлежащим образом? В соответствии с частью 2 статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Таким образом, правильное оформление трудовых отношений с работником является принципиально важным для придания в дальнейшем произведению, созданному работником, статуса служебного. Ошибки и неточности при оформлении трудового договора могут привести к тому, что судом договор будет признан не трудовым, а гражданско-правовым (например, договором подряда или договором оказания услуг).

От факта наличия трудовых отношений с работником зависит объем прав работодателя на произведение, созданное работником. Поэтому работодателю важно иметь доказательства того, что такие трудовые отношения действительно существуют. Главным доказательством, безусловно, является трудовой договор, предусматривающий выполнение конкретной трудовой функции, в то время как гражданско-правовые договоры могут предусматривать достижение конкретного результата, в том числе и творческого. При возникновении споров о разграничении договоров значение имеют также следующие обстоятельства: был ли автор произведения включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего трудового распорядка, какие трудовые права и льготы за ним закреплены, получал ли ежемесячное вознаграждение за выполняемую работу. В связи с этим становится важным и правильное оформление иной документации. Отсутствие письменного трудового договора – прекрасный способ для работника оспорить факт наличия трудовых отношений и, соответственно, прав работодателя на созданное им произведение. Даже в случае решения суда в пользу работодателя это потраченные время, силы и нервы.

Судебно-арбитражная практика

В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 02.06.2006 г., 26.05.2006 г. № Ф03-А24/06-1/1276 по делу №№ А24-4435/04-09, А24-4436/04-09, А24-4437/04-09, А24-4438/04-09 рассмотрена следующая ситуация.

Организация А заключила с фирмой Б договор подряда на выполнение инженерно-геологических изысканий. В ходе работы фирма Б подготовила различные отчеты об инженерно-геологических изысканиях. Организация А передала эти отчеты своим покупателям, но не указала в них как автора фирму Б. В свою очередь фирма Б, полагая что эти материалы являются служебным произведением и ее исключительное право на использование произведения нарушено, подала судебный иск. Судьи указали на следующее. Согласно статье 4 Закона от 09.07.1993 г. № 5351-1 (на сегодняшний день утратившего силу – прим. ред.) автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (пункт 1 статьи 14 Закона). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 14 Закона). Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания (пункт 3 статьи 14 Закона).

Таким образом, судьи попросили фирму Б предоставить документы (трудовые договоры, должностные инструкции, авторские договоры), свидетельст­вующие о наличии трудовых отношений между фирмой и физическими лицами, которые создали произведение. Поскольку такие доказательства фирма Б не смогла представить, суд обоснованно отказал в иске, сделав вывод, что предмет спора не является служебным произведением. При этом договоры между организацией А и фирмой Б суд оценил как договоры подряда ­на выполнение проектных и изыскательных работ.

Итак, допустим, трудовой договор заключен и работник создал нечто ценное. Для того чтобы созданное произведение приобрело статус служебного, данное произведение должно быть создано в пределах трудовых обязанностей работника.

Подтверждением этого факта могут выступать такие документы, как трудовой договор (где прописаны основные обязанности работника), должностная инструкция, иные документы (приказы, распоряжения, служебные задания, служебные записки и пр.), а также включение произведений в план (если создание произведения предусматривалось утвержденным планом работы на месяц или было зачтено в выполнение данного плана).

Обратите внимание: даже если произведение создано штатным работником на рабочем месте в рабочее время и с использованием материалов работодателя, но его создание никак не связано с трудовыми обязанностями работника, оно не может считаться служебным. Данное обстоятельство подтверждается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из авторских правоотношений». В частности, в нем отмечается, что факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для признания работы, выполненной ­автором, плановой.

Пример 2

Технический работник компании, осуществляющей транспортные перевозки, в рабочее время с использованием канцелярских принадлежностей работодателя написал сценарий фильма. Указанный сценарий не является служебным произведением, поскольку его написание никак не относится ­к трудовым обязанностям работника.

В подобных случаях работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или к материальной ответственности в размере стоимости израсходованных не по назначению материалов.

Еще один момент: служебное произведение должно быть создано ­в рабочее время.

Однако нередки случаи, когда работник по собственной инициативе (а не по приказу начальства) остается на рабочем месте после окончания рабочего дня для «творчества». В этом случае произведение, созданное за пределами рабочего времени, также является служебным при условии, что его создание входит в трудовые обязанности работника.

Права работодателя и работника – автора служебного произведения

Работнику как автору служебного произведения принадлежат ­следующие личные неимущественные права:

  • – право авторства (то есть право признаваться автором произведения);
  • – право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно);
  • – права на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями);
  • – право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование ­произведения третьим лицам.

Возникает вопрос: а не сможет ли работник в спорной ситуации злоупотребить своими правами, например, запретив работодателю обнародовать служебное произведение? Нет, поскольку создание конкретного произведения входит в трудовые обязанности работника и имеет определенные цели (в том числе передача третьим лицам и обнародование). В связи с этим отказ автора в обнародовании произведения может быть расценен как нарушение его трудовых обязанностей.

Справка

В Гражданском кодексе РФ не содержится четкого определения личных неимущественных прав. Итак, личные неимущественные права (personal unproperty rights) – в гражданском праве РФ – вид нематериальных благ. К личным неимущественным правам относятся субъективные права на блага, не имеющие непосредственного имущественного содержания, например, права на жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и места жительства, имя, право авторства и другие. Нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, они неотчуждаемы ­и непередаваемы иным ­способом (статья 150 ГК РФ).Помимо личных неимущественных прав работнику принадлежит право на вознаграждение за использование служебного произведения. Согласно статье 1295 ГК РФ размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом.

Единой точки зрения относительно формы выплаты вознаграждения работнику (автору служебного произведения) нет. Некоторые специалисты по авторскому праву считают, что достаточным является выплата заработной платы в обычном размере и нет необходимости в выплате дополнительного вознаграждения. По мнению других, возможна выплата гонорара в твердой сумме или в виде роялти. Поскольку точные критерии для определения размера и порядка выплаты вознаграждения работнику отсутствуют, данный вопрос остается на усмотрение работодателя.

Работодателю принадлежит исключительное право на произведение (имущественное право). При этом трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное.

Таким образом, в отношении служебного произведения правообладателем является работодатель. Исключительное (имущественное) право на служебное произведение означает, что работодатель вправе:

  • использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование. А именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др. При этом использование произведения без согласия правообладателя (работодателя) является незаконным и влечет привлечение ­к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора).

С 1 января 2008 года вместо такого авторского договора о передаче прав на служебное произведение появились два новых вида договоров: об отчуждении исключительного права на служебное произведение и лицензионный договор. Согласно статье 1285 ГК РФ договором об отчуждении исключительного права на произведение признается договор, по которому автор или иной правообладатель (работодатель) передает (обязуется передать) принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

По лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) – предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Об этом говорится в статье 1286 ГК РФ.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (абзац 2 пункта 3 статьи 1295 ГК РФ).

Необходимо отметить, что в отношении наделения работника и работодателя определенным объемом прав положения новой части ГК РФ в целом соответствуют ранее действовавшему Закону об авторском праве. Большей частью данные изменения касаются, безусловно, юридической службы компании. Работникам кадровой службы необходимо помнить о том, что в отличие от Закона об авторском праве положения части IV ГК РФ пред­усматривают возможность перехода исключительного права на служебное произведение от работодателя к работнику как его автору. Рассмотрим подробнее случаи такого перехода.

Переход исключительного права на служебное произведение работнику

С 1 января 2008 года порядок использования служебного произведения работодателем подвергся существенным изменениям.

До принятия Закона об авторском праве вопросы использования служебного произведения регулировались Основами гражданского законодательства 1991 года, в соответствии с которыми право работодателя по использованию служебного произведения было ограничено. В частности, работодатель мог использовать служебное произведение только в тех целях и тем способом, для которых оно создавалось. При этом право на такое использование сохранялось лишь в течение трех лет с момента создания служебного произведения. После вступления в силу Закона об авторском праве с работодателя были сняты все ограничения по срокам и целям использования служебного произведения. То есть все служебные произведения, созданные работниками, принадлежали работодателю независимо от того, каким образом он будет их использовать, начнет ли вообще когда-либо использовать или «положит на дальнюю полку».

Пример 3

Художник в рамках служебного задания создал несколько эскизов концерт­ных костюмов. Для дальнейшей разработки и воплощения в жизнь был выбран только один. Несмотря на то что два остальных эскиза не были использованы, исключительное право на них принадлежало работодателю.

В части IV ГК РФ данный вопрос решается уже в интересах работника, а не работодателя. Так, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1295 ГК РФ исключительное право на произведение будет принадлежать не работодателю, а автору (то есть работнику), если работодатель в течение трех лет со дня, когда произведение было предоставлено в его распоряжение:

  • не начнет использование этого произведения,
  • не передаст исключительное право на него другому лицу,
  • не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Необходимо отметить, что порядок сообщения работнику указанных сведений в законе не прописан. По мнению автора, подобное сообщение желательно оформить в письменном виде (например, в виде приказа) с целью наличия доказательств о том, что работнику было сообщено об оставлении произведения в тайне. Образец такого приказа ­приведен в Примере 4.

Пример 4

При этом за работником (автором) остается право на вознаграждение независимо от того, какое решение в отношении служебного произведения примет работодатель (начнет использование произведения, передаст ­исключительное право на него другому лицу или оставит произведение в тайне).

Пример 5

Вернемся к условию Примера 3. Как мы говорили, работодатель использовал только один из созданных художником эскизов. Следовательно, через три года исключительное право на остальные эскизы перейдет к художнику, являющемуся их автором. Если, конечно, за это время работодатель не передаст исключительное право на них другому лицу или не сообщит работнику о том, что эскизы будут сохранены в тайне. Таким образом, художник сможет ­использовать эскизы по своему усмотрению (например, продать).

Допустим, трехлетний срок прошел. Означает ли это, что работодатель потерял абсолютно все права на служебное произведение? Нет. Пункт 3 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что после истечения срока, предусмотренного для использования служебного произведения, работодатель вправе:

  • использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах;
  • обнародовать такое произведение (если договором между ним ­и работником не предусмотрено иное).

Пример 6

Компания вправе использовать эскизы художника для создания концертных костюмов. Однако для издания их в каталоге необходимо будет получить разрешение автора. Это разрешение не потребуется, если в служебном задании не было отмечено, что целью создания эскизов концертных костюмов является, в том числе, включение их в художественный каталог.

Работник как автор вправе использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, и способами, обусловленными целью задания, но выходящими за его пределы ­(см. Пример 7). Пример 7

Художник в порядке выполнения служебного задания создал эскизы концертных костюмов именно для включения их в художественный каталог. Исключительное (имущественное) право на эскизы принадлежало работодателю, а за художником остались личные неимущественные права и право на вознаграждение. По прошествии трех лет работодатель не использовал эти эскизы. Кроме того, работодатель не передал исключительное право на них другому лицу и не сообщил художнику о сохранении эскизов в тайне. Следовательно, исключительное (имущественное) право на эскизы в полной мере перешло к их автору. Работодатель же теперь может обнародовать эскизы и использовать их только способами, обусловленными целью служебного задания (опубликовать в каталоге). Художник как автор эскизов и правообладатель не ограничен пределами служебного задания и вправе передать право на эскизы другому лицу, опубликовать их в другом каталоге, в общем, использовать по своему усмотрению.

Может возникнуть вопрос: как быть работодателю, когда нет оформленного служебного задания, а трехлетний срок «владения» произведением истек. Каким образом в данном случае работодатель вправе использовать произведение? В этой ситуации в целях подстраховки можно порекомендовать оформлять служебные задания для особо ценных произведений либо не забывать сообщать работнику о сохранении произведения в тайне для того, чтобы «не потерять» исключительное право на произведение.

Особенности оформления трудовых отношений с работником – автором служебного произведения

Как было отмечено, одним из критериев отнесения к служебным произведения, созданного работником, является наличие трудовых отношений, подтвержденных трудовым договором. Следовательно, в целях недопущения споров необходимо оформлять трудовые отношения с работниками, которые являются авторами ценных для работодателя произведений, в строгом соответствии с ТК РФ. То есть при приеме на работу необходимо заключать с работниками трудовые договоры, содержащие их трудовую функцию, и стараться детализировать обязанности работника для недопущения споров о наличии трудовых отношений и создания произведений в пределах выполнения трудовых обязанностей.

Второй критерий – создание произведения в пределах трудовых обязанностей. Для того чтобы работник не смог утверждать, что создание произведения выходило за рамки его трудовых обязанностей, следует обратить внимание на соответствие работ, выполняемых работником, его трудовой функции, прописанной в трудовом договоре. Подтвердить права работодателя на произведение кроме трудового договора могут должностная инструкция, приказы (см. Пример 8) и распоряжения по организации, служебное задание, служебная записка.

Пример 8

Желательно в трудовом договоре или должностной инструкции указывать трудовые обязанности работника достаточно точно, поскольку при возникновении спора именно работодатель должен будет доказывать, что произведение является служебным.

Пример 9

Петрова А.А. – автор поздравительных текстов открыток ООО «Празд­ник каждый день». Однако в штатном расписании она была записана в качестве менеджера. Официально в ее должностные обязанности не входило составление поздравительных текстов для открыток. В дальнейшем, при переходе на работу в конкурирующую фирму, Петрова А.А. потребовала изъять все созданные ею тексты из работы, поскольку они не являются служебными произведениями и исключительное право на них принадлежит ей, а не ООО «Праздник каждый день». Это требование правомерно, поэтому работодатель должен удовлетворить его.

Как было отмечено, договором между работником и работодателем определяются размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты. Что интересно, вид договора о выплате работнику вознаграждения (трудовой или гражданско-правовой) в ГК РФ не указан. Для решения данного вопроса необходимо руководствоваться пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах». В нем отмечается, что такой договор носит гражданско-правовой характер и на него распространяются общие правила о заключении договоров.

Однако условие о выплате вознаграждения может быть внесено и в трудовой договор, который в этом случае превратится в полиотраслевой ­смешанный договор. Поясним, что это значит.

За выполнение своей трудовой функции, определенной трудовым договором, работник получает заработную плату независимо от того, создал он за определенный период времени какое-либо произведение, охраняемое авторским правом, или нет. При включении в трудовой договор гражданско-правового условия о дополнительном вознаграждении за создание работником и использование работодателем служебного произведения выплата такого вознаграждения осуществляется только при достижении работником конкретного результата, то есть создания служебного произведения. Нет произведения – не будет и дополнительного вознаграждения. Отсутствие созданного служебного произведения лишает работника права требовать выплаты вознаграждения, несмотря на то, что соответствующее условие записано именно в тексте трудового договора.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечается, что условия, носящие гражданско-правовой характер, несмотря на то что они включены в содержание трудового договора, являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя. Соответственно, при возникновении спора о неисполнении или ненадлежащем исполнении условия о выплате вознаграждения необходимо руководствоваться положениями ГК РФ. Возникший спор рассматривается в суде по правилам, предписанным ГПК РФ.

Еще раз отметим, что нет единой точки зрения среди ученых и практических специалистов относительного того, необходимо ли включать подобное условие в трудовой договор или достаточно выплаты заработной платы такому работнику. Вопрос о его включении остается на усмотрение работодателя.

Каких-либо специальных оговорок в трудовом договоре о том, что правообладателем произведений, созданных работником, является работодатель, делать не нужно. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю в силу закона. Однако статья 1295 ГК РФ предусматривает, что исключительное право принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором не предусмотрено иное. Таким образом, работодатель и работник вправе предусмотреть иное распределение прав на служебное произведение. Оформить такое перераспределение можно следующими способами:

включить соответствующие положения в трудовой договор (который в таком случае также будет представлять уже полиотраслевой смешанный договор). В частности, в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечается возможность сочетания условий трудового и гражданско-правового договора в тексте одного документа. Примерами подобных условий также могут быть условия о предоставлении жилых помещений (дарение квартир для топ-менеджеров, предоставление бонусов, отличных от выплаты заработной платы или премии, и пр.);

Пример 10

Приведем выдержку из трудового договора с художником-модельером, содержащую условие о принадлежности исключительных прав на служебное произведение:

«4. Особые условия:

4.1. Исключительное (имущественное) право на эскизы моделей женской одежды летних коллекций в соответствии с пунктом 2 статьи 1295 ­Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит автору».

заключить отдельный гражданско-правовой договор. Еще раз отметим, что если раньше с работником можно было заключить авторский договор, то с 1 января 2008 года можно оформить либо договор об отчуждении исключительного права на произведение (статья 1285 ГК РФ), либо лицензионный договор (статья 1286 ГК РФ). Учитывая, что в данном случае речь идет о гражданско-правовом договоре, а не о трудовом и даже не о смешанном договоре, разумным будет привлечение юридической службы компании. Новое законодательство об авторском праве направлено прежде всего на защиту прав авторов, в том числе авторов служебных произведений. Однако знания особенностей использования произведений, имеющих статус служебных, позволят не допустить ущемления интересов работодателя. Важным моментом является правильное оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию ценных произведений. Неточности и небрежности, допущенные при ­их оформлении, могут иметь негативные последствия для работодателя.

Служебное произведение

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ, вступив в трудовые отношения, работник обязывается выполнять свои трудовые функции, среди которых может быть и создание охраняемых авторским правом произведений. Сегодня мы разберем вопрос о правовом режиме именно таких, «служебных» произведений, которые были созданы именно в ходе выполнения работником своих обязанностей. Более детальное описание условий их использования стало одним из нововведений четвертой части Гражданского кодекса. Сам Кодекс в статье 1295 определяет это понятие так: 1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. 2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Таким образом, «служебным» является произведение, которое создано при выполнении должностных обязанностей или задания работодателя. Правильное оформление таких обязанностей или заданий является необходимым условием приобретения работодателем исключительных прав на созданное произведение. Большинство споров из-за них связаны именно с неясностями и разночтениями в должностных инструкциях, а также прочих документах, описывающих обязанности работника. Необходимо помнить об этом, и правильно составлять такие документы – ведь само по себе использование материалов и оборудования предприятия еще не означает, что созданное с их помощью произведение является служебным. Статья 1295 – исключение из общей нормы, в соответствии с которой все права на созданное произведение получает физическое лицо, автор. В случае со служебным произведением к работнику, его создавшему, отходят только так называемые «личные неимущественные права», то есть право считаться автором, давать разрешение на обнародование произведения, и тому подобные полномочия. Работодателю принадлежит право использовать такое произведение любым способом, как для извлечения прибыли, так и в некоммерческих целях. При этом срок, в течение которого исключительное право принадлежит работодателю, никак не ограничен сроком действия трудового договора: даже после увольнения работника права к нему обратно не переходят. Вознаграждение за создание произведения может быть включено в заработную плату работника, либо оговариваться отдельно. Пункт 2 статьи 1295 ГК закрепляет исключительное право на служебное произведение за работодателем, при условии, что обратное не предусмотрено в трудовом или ином договоре, какой-либо регистрации произведения или выполнения иных формальностей закон не требует. Если в же условие об ограничении прав работодателя отсутствует, то он признается правообладателем в силу прямого указания закона. Однако конкретное произведение будет являться служебным только при условии включения в трудовой договор или должностную инструкцию положения о том, что в обязанности сотрудника входит творческая работа, результатом которой является именно данный вид объектов авторских прав. При этом в документах весьма желательно указать, какие виды произведений должен создавать работник. Кроме договора или должностной инструкции подтверждением создания произведения в пределах трудовых обязанностей могут являться любые документы, принятые в целях конкретизации трудового договора. Однако, если работник создал произведение, не связанное с его обязанностями, оно не относится к служебным. А такое бывает довольно часто, как правило, это происходит в сфере компьтерной автоматизации: работник может и по собственной инициативе создавать программы, выполняющие часть его функций, даже если и не обязан это делать. В этом случае работодателю придется отдельно договариваться о передаче прав на такие произведения. По общему правилу, в трудовых отношениях работник считается «слабой» стороной, Трудовой кодекс предусматривает ряд дополнительных льгот и мер защиты его прав в случае споров с работодателем. Гражданский кодекс продолжает эту традицию и предусматривает дополнительное послабление для работника, позволяющее ему вернуть свое исключительное право в том случае, если работодатель не использует созданное произведение: Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом. До этого права работодателя были еще больше ограничены Основами гражданского законодательства СССР, в которых (ст. 140) говорилось, что он может использовать служебное произведение только способом, обусловленным целью его создания и только в течение трех лет с момента создания. После этого все права переходили к автору без каких-либо условий. Согласно ГК, даже в том случае, если права перешли обратно к работнику, работодатель может продолжать использовать произведение, но уже – в ограниченных пределах. 3. В случае, когда в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Третий пункт статьи наделяет работодателя, кроме права использовать произведение, еще и правом обнародовать его. Традиционно это полномочие относится к личным неимущественным правам, неразрывно связанным с личностью автора, однако, в данном случае таким правом наделяется работодатель. Также у работодателя есть еще одно «личное неимущественное» полномочие, закрепленное в процитированном отрывке: указывать свое имя или наименование при использовании произведения. За удаление такой информации статьей 1300 Гражданского кодекса предусмотрена ответственность. Знание описанных в статье правил использования служебных произведений позволит правильно оформить свои отношения с их авторами и избежать возможных споров. Возможно, в документообороте предприятия стоит предусмотреть не только составление общего перечня должностных обязанностей, но и другие документы, определяющие перечень произведений, конкретные сроки их создания, а также акты сдачи-приемки работ.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх