Служебный земельный надел предоставляется на праве

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 24 ЗК РФ

1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок. До принятия ЗК земельные участки не так редко предоставлялись гражданам и юридическим лицам во временное пользование. Хотя правовые отношения временного пользования были урегулированы не вполне четко, тем не менее на практике данное право предоставлялось на основе договора и имело возмездный характер, что делало его отличным от краткосрочной аренды лишь по формальным признакам.

Согласно ст. 29 ЗК РФ правом предоставления во временное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают органы государственной власти или местного самоуправления, наделенные ЗК общими полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 20 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения ими возложенных на них функций.

Комментируемой статьей установлено, что в безвозмездное срочное пользование земельные участки могут быть предоставлены и гражданами. Однако среди граждан таким правом на основании комментируемой статьи наделены только собственники земельных участков. Лица, владеющие земельными участками на основании иных правовых титулов, правом предоставления участка в безвозмездное срочное пользование не обладают. Это положение отличается от норм ГК. Так, согласно п. 1 ст. 267 «Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении» владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей.

2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, комментарий к ст. 93 ЗК РФ). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК (см. комментарии к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК и др.).

Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 3 ноября 2004 г. N 56-Г04-25) была рассмотрена кассационная жалоба Законодательного собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда по следующему делу.

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ 3 ноября 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Указанные конституционные принципы закреплены и в п. 1 ст. 3 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК.

В ст. 24 ЗК определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.

Статья 47 ЗК содержит основания прекращения права на служебный надел, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи.

Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 4 ст. 47 ЗК.

Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

В силу п. 4 ст. 47 Кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или поступлении на учебу.

При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по соответствующим статьям ТК.

В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.

Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.

Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие «военная служба», исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ.

В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены проходящие альтернативную гражданскую службу.

В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит подп. 1 п. 4 ст. 47 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края — без удовлетворения.

На чем основаны обновления?

5 декабря 2019 года был принят закон №340-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия рейдерству». Он вступил в силу 16 января 2020 года. Но некоторые его нормы вводятся в действие поэтапно. В частности, положения об обновлении договора аренды земли начнут действовать с 15 июля 2020 года.

Какие изменения несет закон?

Законом впервые введено нотариальное удостоверение сделки. Это значит, что владелец земельного участка может требовать нотариальное удостоверение договора аренды, суперфиция или эмфитевзиса. Предполагается, что такая норма поможет бороться с рейдерами.

Еще закон разграничивает два правовых механизма. А именно пролонгацию договоров аренды земли и преимущественное право на заключение нового договора аренды земли арендатором.

Для этих целей договора аренды земли делятся на:

  • срочные (которые приостанавливают действие с окончанием срока, на который он был заключен)
  • срочные с пролонгацией (не прекращают действие с окончанием срока, на который он был заключен, при условии наличия сведений о пролонгации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество).

Также изменилась государственная регистрация права аренды на земельный участок. В сведениях о праве аренды нужно будет обязательно указать дату заключения, срок действия и признак пролонгации или не пролонгации договора.

Если договор заключен с условиями пролонгации, то по окончанию его срока программное обеспечение Государственного реестра прав на недвижимое имущество автоматически продлит срок действия договора.

Дата окончания действия договора аренды исчисляется с даты его заключения, а право аренды возникает с момента государственной регистрации.

Отметим, что эти правила распространяются также и на договоры об установлении земельного сервитута, договора о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки.

Важно, что эти правила о возобновлении договора аренды земли, распространяются на договоры, заключенные или измененные после вступления в силу Закона №340-IX. То есть после 15 июля 2020 года.

В законе также сказано, что после окончания срока договора аренды арендатор, который исполнял обязанности по условиям договора надлежащим образом, имеет преимущественное право перед другими на заключение договора аренды земли на новый срок.

Если арендатор хочет использовать преимущественное право на заключение договора аренды земли на новый срок, то должен уведомить об этом арендодателя. Сделать это нужно до окончания срока действия договора, в срок, установленный этим договором. Но не позднее чем за один месяц до окончания срока действия договора.

Если владелец участка умер, то арендатор должен уведомить наследника земли. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о переходе права собственности на земельный участок.

Воспользоваться своим правом на отказ в возобновлении договора аренды земли может каждая из сторон, обратившись к государственному регистратору не позднее, чем за месяц до окончания такого договора. Но вместе с этим есть положения закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Там прописано, что обратиться с таким заявлением сторона может в любое время до окончания договора аренды земли.

К письму-уведомлению о заключении договора аренды земли на новый срок арендатор должен добавить проект договора.

При заключении договора аренды земли на новый срок его условия могут быть изменены по соглашению сторон. Если стороны не достигли договоренности по арендной плате и других важных условиях, то преимущественное право арендатора на заключение договора аренды земли прекращается. А арендодатель может найти арендатора, который предложит более выгодные условия.

Письмо-уведомление с проектом договора аренды арендодатель может проверять и согласовывать с арендатором в течение месяца. Если речь идет о землях государственной и коммунальной собственности, то договор аренды заключается на основании решения органа, уполномоченного осуществлять передачу земельных участков в собственность или пользование (сельсоветы, горсоветы, администрации и тд.).

При этом, условие о возобновлении договора не может устанавливаться в договоре аренды для земельных участков государственной и коммунальной собственности. Кроме случаев, если на таких земельных участках расположены здания или сооружения, находящиеся в собственности пользователя или приобретателя права пользования земельным участком.

В этом случае арендатор получается незащищенным, ведь не может быть уверен, что землю, в которую он вкладывается, не отдадут в аренду другому арендатору по истечению срока договора. Но вместе с тем, арендодатели (как коммунальные и государственные, так и частные) становятся более защищёнными.

Вопросы для обсуждения

1. Формы собственности на землю в РФ и их краткая характеристика.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

4. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) и его виды.

5. Аренда земельного участка.

6. Безвозмездное срочное пользование земельным участком.

7. Плата за землю и оценка земли.

Задания

1. Группа граждан Германии обратилась в N-скую городскую администрацию с просьбой предоставить им земельные участки для строительства жилых домов и дач на землях, находящихся в ведении администрации. Просьба была удовлетворена: земельные участки были предоставлены на условиях аренды. Такое решение не устроило заявителей, изъявивших желание стать собственниками земельных участков, и они обжаловали его в судебном порядке.Прокурор города также опротестовал решение городской администрации, считая, что под видом аренды фактически произошел возврат земли бывшим ее собственникам-иностранцам.

Обоснуйте позиции сторон и разрешите данную ситуацию.

2. Гр. Смирнов, получив участок земли сельскохозяйственного назначения размером в 0,06 га для огородничества в составе кооператива «Заря», в течение 5 лет никаких работ не вел. Участок, оставаясь невозделанным, зарос сорными

травами. Несмотря на предупреждения, Смирнов к использованию участка

согласно его предназначению не приступал. Председатель кооператива

обратился в районный комитет по земельной политике с заявлением о

возможности лишения Смирнова права владения земельным участком.

Какой ответ согласно закону должен быть дан на этот вопрос? Какой

орган правомочен принимать решение об изъятии земельного участка?

3. В 1983 г. гр. Королев за территорией своего участка построил погреб и

сарай для хранения продуктов и сельскохозяйственного инвентаря. В 1995 г.

федеральными органами исполнительной власти принимается решение о

прокладке федеральной автомобильной дороги общего пользования. По проекту

автомобильная дорога должна пройти по земельному участку, занятому

погребом и сараем Королева. После утверждения проекта местная

администрация обращается с требованием к Королеву снести оба сооружения.

Гражданин Королев отказывается, требуя в свою очередь от администрации

выплатить ему компенсацию u1079 за изъятие части его земельного участка.

Является ли требование местной администрации правомерным?

Основаны ли на законе требования гр. Королева?

4. Малое предприятие (МП) «Татарстан» обратилось в суд с иском к гр. H.

о признании права собственности на недостроенный жилой дом и о выселении

из него ответчицы, ссылаясь на то, что в 1990 г. на выделенном ему земельном

участке было начато строительство дома, который самовольно заняла

ответчица.

H. предъявила к истцу встречный иск о признании за ней права

собственности на спорный дом, указывая, что в 1990 г. она заключила с истцом

договор подряда на строительство этого дома и тогда же полностью оплатила

стоимость строительных материалов и работ.

Как установил суд при рассмотрении дела, земельный участок для

жилищного строительства в установленном порядке ни истцу, ни ответчице не

предоставлялся. Суд привлек к участию в деле местную администрацию и

предложил ей решить вопрос о передаче земельного участка под самовольно

возведенным жилым домом одной из сторон или решить вопрос об изъятии

этого участка.

Какое решение является правомерным?

5. Администрация г. Ельца обратила в суд с иском к гр. К. о выселении из

принадлежавшего ему дома, подлежащего сносу в связи с изъятием земельного

участка для строительства автодорожной эстакады через ручей Ельчик, во вновь

возведенный жилой дом в другом районе города.

К. иск не признал, ссылаясь на то, что его не устраивает

месторасположение предлагаемого администрацией земельного участка, и

предъявил встречное требование о выделении ему других участков по его

выбору.

Решением суда иск администрации о выселении гр. К. во вновь

возведенный дом на выделенном для этого по усмотрению администрации

земельном участке был удовлетворен, а требования ответчика выделить ему

один из нескольких участков по его желанию были оставлены без

удовлетворения.

Обоснуйте решение суда.

6. Гражданину Обухову на праве пожизненного наследуемого владенияпринадлежитземельный участок для индивидуальногожилищного строительства. На земельном участке Обухов построил жилой дом, гараж и гостевой дом. Гостевой дом с частью земельного участка Обухов сдавал в аренду.

Какими правами обладает владелец земельного участка?

Правомерны ли действия Обухова?

7. ЗАО «Вира» по результатам аукциона был предоставлен в арендуземельный участок длястроительства многоквартирного жилого дома сроком на 10 лет. В течение трех лет ЗАО «Вира» так и не приступило к строительству жилого дома. Орган местного самоуправления направил ЗАО «Вира» письмо об одностороннем отказе от договора аренды и требование об освобождении земельного участка, сославшись на пункт 6.1 договора, предусматривающий право Арендодателя на односторонний отказ от исполнения договора, а также на невыполнение Арендатором своих обязанностей по застройке земельного участка.

Напишите ответ ЗАО «Вира» на требования органа местного самоуправления. Вправе ли орган местного самоуправления отказаться от исполнения договора аренды. Каков порядок расторжения договора аренды земельного участка.

8. Иванов работал лесником в лесном хозяйстве Камского района. Ему был выделен служебный надел с домом. Через три года Иванов тяжело заболел и был уволен с оформлением пенсии по инвалидности.

Управление Лесхоза поставило вопрос об изъятии служебного надела и передаче его новому лесничему, который был принят на место Иванова.

Правомерны ли требования администрации?

Какими правами и обязанностями обладает пользователь служебного надела?

В каких случаях право пользования служебным наделом сохраняется за работником и членами его семьи?

9. ООО «МФК» обратилось в Арбитражный суд города с иском к ОАО «АМД» об обязании ответчика и иных лиц не чинить препятствия истцу в пользовании арендованным земельным участком и принадлежащими истцу зданиями.

В обоснование своих требований ООО «МФК» сослалось на положения статей 209 и 304 ГК РФ, указав, что доступ к недвижимому имуществу, собственником которого оно является, и арендуемому под этим имуществом земельному участку возможен только через соседние земельные участки, которыми в настоящее время владеет и пользуется ответчик, однако ответчик препятствует свободному проезду и проходу работников и контрагентов истца на арендуемый им земельный участок. Установление со стороны ответчика разрешительного порядка для прохода-проезда работников и контрагентов истца через арендуемую ответчиком территорию повлекло существенные трудности в экономической деятельности истца; с учетом расположения участка проход-проезд к участку истца возможен только через земельные участки, арендуемые ответчиком. Какие-либо заключенные сторонами соглашения о праве ограниченного пользования земельным участком отсутствуют.

Решите дело.

10. ООО «Управляющая компания» является арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Земельный участок предоставлен арендатору для строительства здания торгового центра, договор аренды указанного земельного участка заключен сроком на 10 лет.

ООО «Управляющая компания» и ООО «ИнвестСтрой» заключили договор о передаче прав и обязанностей по названному договору аренды, по условиям которого ООО «Управляющая компания» безусловно и в полном объеме передает ООО «ИнвестСтрой» свои права и обязанности по договору аренды.

Правомерно ли заключение договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в указанном случае.

Подлежат ли такие договоры государственной регистрации.

Тесты

1. Земли РФ могут находиться:

а) только в государственной и муниципальной собственности;

б) в государственной, муниципальной и частной собственности;

в) только в частной и федеральной собственности

2. Субъектами права частной собственности на землю в РФ не могут быть:

а) граждане РФ;

б) религиозные общества;

в) иностранные граждане;

г) муниципальные унитарные предприятия

3. Служебный надел – это разновидность права:

а) аренды;

б) постоянного (бессрочного) пользования;

в) безвозмездного срочного пользования;

г) собственности.

4. Земельные участки, из земель, находящихся в государственной

собственности, могут предоставляться коммерческим юридическим лицам на

праве:

а) постоянного (бессрочного) пользования;

б) безвозмездного срочного пользования;

в) аренды;

г) пожизненного наследуемого владения.

5. Земельные участки из земель, находящихся в государственной

собственности, могут предоставляться федеральным казенным предприятиям в

безвозмездное срочное пользование на срок:

а) 6 месяцев;

б) не более чем 1 год;

в) не более чем 3 года;

г) не более чем 5 лет.

6. На бесхозяйные земельные участки по решению суда возникает:

а) право собственности РФ;

б) право собственности субъекта РФ;

г) право муниципальной собственности.

7. Публичный сервитут устанавливается:

а) только законом;

б) законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым

актов субъекта РФ;

в) законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым

актов субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного

самоуправления;

8. Имеет ли право собственник земельного участка, обремененного публичным

сервитутом, требовать соразмерную плату от органа местного самоуправления,

установившего сервитут:

а) да, во всех случаях установления сервитута;

б) да, но только в случаях, установленных законом;

в) нет, не имеет право требовать плату.

9. Гражданин, получивший земельный участок на праве пожизненного

наследуемого владения до введения в действие ЗК РФ 2001 г., имеет право

приобрести земельный участок в собственность:

а) бесплатно;

б) за плату, установленную органами государственной власти;

в) по рыночной стоимости участка.

10. При предоставлении земельного участка во временное владение и

пользование за плату возникает:

а) право собственности;

б) право аренды;

в) право служебного надела;

г) постоянного (бессрочного) пользования.

11. В каких случаях за работником, прекратившим трудовые отношения,

сохраняется право на служебный надел:

а) если работник уволен по сокращению штатов;

б) если работник уволен на пенсию по инвалидности;

в) если работник уволен на пенсию по старости или инвалидности

12. Собственники земельных участков должны уведомляться об изъятии у них

земельных участков для государственных нужд до предстоящего изъятия не

позднее чем за:

а) за 6 месяцев;

б) за 1 год;

в) за 2 года;

г) за 3 года.

13. Как называется временное изъятие земельного участка у собственника

уполномоченными исполнительными органами государственной власти в случаях

стихийных бедствий, аварий, эпидемий в целях защиты жизненно важных

интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими

чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного

участка причиненных убытков:

а) конфискация;

б) реквизиция;

в) изъятие путем выкупа для государственных нужд

14. Земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного

строительства в постоянное (бессрочное) пользование может быть изъят в

принудительном порядке, если не используется землепользователем в течение:

а) 1 года;

б) 2-х лет;

в) 3-х лет;

г) 5 лет.

15. На основании решения какого уполномоченного органа земельный участок

может быть принудительно изъят путем выкупа у собственника для

государственных нужд:

а) Правительства РФ

б) органа исполнительной власти субъекта РФ;

в) органа местного самоуправления;

г) суда.

16. Формой платы за землю не является:

а) нормативная цена земли

б) арендная плата

г) земельный налог

17. Основанием для установления и взимания налога является:

а) решение компетентного органа о предоставлении земельного участка;

б) кадастровое дело;

в) свидетельство о государственной регистрации права на участок;

г) включение в список плательщиков налога налоговыми органами.

18. Плательщиками земельного налога не являются:

а) собственники земли;

б) землевладельцы;

в) землепользователи;

г) арендаторы.

19. Земельный налог не зависит от:

а) состава угодий, их качества;

б) результатов хозяйственной деятельности землепользователя;

в) площади земельного участка.

20. К какому сроку земельный налог должен быть полностью уплачен:

а) 15 сентября

б) 15 октября

в) 15 ноября

г) 15 декабря

21. Нормативная цена земли – это:

а) стоимость земельного участка, указанная в регистрационных документах;

б) показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и

местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости;

в) рыночная цена земельного участка, исчисленная по средним показателям в

регионе;

г) цена 1 гектара земли.

22. Какой уполномоченный орган ежегодно устанавливает нормативную цену земли:

а) Правительство РФ;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ;

в) органы местного самоуправления.

23. Нормативная цена земли может повышаться и понижаться органами местного

самоуправления на

а) 15 %

б) 20 %

в) 25%

г) 30 %

24. Кто из перечисленных субъектов не освобожден от уплаты налога:

а) ветераны ВОВ;

б) ветераны труда;

в) инвалиды 2 группы;

г) Герои РФ.

25. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты поселений осуществляется на основании:

а) статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах

недвижимости;

б) капитализации расчетного рентного дохода;

в) исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и

поддержания ценности природного потенциала.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Договор безвозмездного пользования земельным участком

Договор безвозмездного пользования земельным участком является одним из видов договора ссуды. Из такого договора возникают срочные правоотношения, продолжительность которых определяется либо самим договором, либо нормой закона.

Общая характеристика договора безвозмездного пользования земельным участком

Договор безвозмездного пользования земельным участком представляет собой соглашение, согласно которому ссудодатель обязуется передать ссудополучателю участок земли во временное пользование, а последний, в свою очередь, обязуется возвратить этот участок в том состоянии, в котором его получил или на условиях, определенных соглашением между сторонами.

Следует отметить, что данный договор относится к безвозмездным сделкам, что означает недопустимость включения в текст соглашения указания на встречное предоставление со стороны ссудополучателя. В противном случае, такая сделка может быть признана притворной.

Договор безвозмездного пользования землей является самостоятельным договором и не относится к разновидности договора аренды. Основное отличие договора аренды от договора безвозмездного пользования состоит в безвозмездном характере последнего, а также еще и в том, что по договору аренды земельный участок предоставляется не только в пользование, но и во владение.

По договору в безвозмездное пользование могут передаваться земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, а также в собственности граждан или юридических лиц. Земельные участки по рассматриваемому договору предоставляются как гражданам, так и организациям.

Согласно договору о передаче земли в безвозмездное пользование ссудополучатель должен использовать предоставляемый ему земельный участок по тому назначению и условиям, которые предусмотрены в соглашении. Например, земли сельскохозяйственного назначения можно использовать только для целей сельскохозяйственного производства. Однако, если такой договор не регулирует порядок пользования землей, то сторона, получающая ее в безвозмездное пользование, должна использовать эту землю исключительно в соответствии с ее назначением, указанным в законе.

В качестве ссудодателя могут выступать сами владельцы земельных участков, а также другие лица, имеющие право ими распоряжаться. Например, ссудодателем может быть арендатор земельного участка с согласия арендодателя.

Земельный участок подлежит передаче ссудополучателю вместе со всеми документами и вещами, непосредственно относящимися к нему. Так, находящиеся на таком земельном участке постройки переходят к ссудополучателю вместе с землей. В случае неисполнения ссудодателем своих обязательств ссудополучатель имеет право на расторжение договора и возмещения понесенных им убытков.

Необходимо обратить внимание, что, заключая договор безвозмездного пользования земельным участком, сохраняются все права третьих лиц на такой участок. Например, если участок обременен сервитутом, то независимо от того, кто будет являться его владельцем, правом на проход или проезд так и будут пользоваться лица, в пользу которых был установлен сервитут.

Закон устанавливает ответственность лица, которому предоставляется земельный надел в пользование, за риск случайной порчи этого земельного надела. Однако, законодатель не презюмирует наступление такой ответственности. Вина считается доказанной, если:

  1. ссудополучатель передавал другим лицам землю в пользование без согласия ссудодателя;
  2. ссудополучатель предвидел вероятность порчи земельного участка и мог ее предотвратить, но не предпринял для этого никаких действий;
  3. ссудополучатель использовал земельный участок не по назначению или не в соответствии с оговоренными в соглашении условиями.

Для ссудодателя закон устанавливает ответственность за вред, причиненный посторонним лицам в результате использования участка, если он не докажет вину ссудополучателя в произошедшем. Например, если ссудополучатель возводил строение на земельном участке, и пренебрёг техникой безопасности, вследствие чего на соседний земельный участок упали строительные материалы и нанесли вред имуществу владельца этого участка, то возмещать такой вред будет ссудополучатель, а не ссудодатель.

Если стороны в договоре не обговорили срок его действия, то они могут расторгнуть его с обязательным уведомлением друг друга об этом за месяц.

К основаниям для прекращения рассматриваемого договора относятся смерть ссудополучателя, либо ликвидация юридического лица, которое являлось стороной договора, а также окончание срока действия договора.

Форма договора безвозмездного пользования земельным участком

Договор о передачи в безвозмездное пользование земельного участка заключается в письменной форме. Как правило, такой договор содержит следующие положения:

  1. Наименование сторон. Если в качестве контрагента договора выступает юридическое лицо, то необходимо указать его полное и сокращенное наименование, фамилию, имя, отчество лица, которое имеет право подписи, а также перечень документов, на основании которых данное лицо действует. Для граждан необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, которое выступает в качестве стороны в договоре, его дату рождения и паспортные данные.
  2. Данные, позволяющие идентифицировать земельный участок. К таким данным относится адрес земельного участка, его кадастровый номер, площадь, указание на категорию земель и разрешенный вид использования.
  3. Указание на целевое использование земли, если стороны договора об этом условились.
  4. Указание на наличие строений на земельном участке, который будет предоставлен в безвозмездное пользование.
  5. Срок действия договора. Он может быть ограничен определенным периодом или указанием на определенное событие, которое наступит в будущем. Так, касательно служебного надела установлено, что в случае прекращения трудовых отношений, гражданин лишается права пользоваться земельным участком, предоставленным ему на праве безвозмездного пользования.
  6. Правовое положение контрагентов. Условия и размер ответственности. Данное положение в договоре рекомендуется прописать более подробно, для того чтобы в случае неисполнения обязательств у сторон не возникало проблемных вопросов.

Регистрация договора безвозмездного пользования земельным участком

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Такая регистрация осуществляется посредством внесения уполномоченными на такую регистрацию органами соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно Земельному кодексу РФ договор о передаче земельного участка в безвозмездное пользование, заключенный на срок менее года, не требует государственной регистрации за исключением прямо установленных законом случаев. Для договоров безвозмездного пользования земельным участком, заключенных на срок более 1 года установлено требование государственной регистрации. Такой договор начинает свое действие после осуществления его государственной регистрации. Договор, не подлежащий государственной регистрации, начинает свое действие после передачи земельного участка. Также государственной регистрации подлежат договоры безвозмездного пользования земельным участком, заключенные между организациями на 1 год и более.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх