Сочинение убийство раскольникова

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

§ 1. Понятие механизма преступного поведения

Для науки важен вопрос не только «почему» совершается пре­ступление, т. е. причинный аспект, но и «как», что означает инст­рументальный аспект. Для анализа этой проблемы разработано по­нятие «механизм преступного поведения». Преступное поведение человека представляет собой процесс, который развертывается как в пространстве, так и во времени, и который включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествую­щие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поведения. Под механизмом преступного поведения понимаются связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процес­сов и состояний, детерминирующих решение совершить преступ­ление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения1.

Как известно, преступления по своим субъективным свойствам делятся на умышленные и неосторожные. В свою очередь, среди умышленных преступлений выделяются те, что совершаются в со­стоянии аффекта. Механизм преступного поведения во всех случа­ях имеет свою специфику. Наиболее полно и развернуто он пред­ставлен в так называемых предумышленных преступлениях, т. е. тех, совершение которых сознательно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществлялся преступный за­мысел.

Механизм предумышленного преступления в наиболее полном виде включает в себя три основные звена:

1) мотивацию преступления;

2) планирование преступных действий;

3) исполнение преступления и наступление общественно опас­ных последствий.

В первое звено входят потребности личности, ее интересы, ценностные ориентации, которые порождают мотивы поведения. Мотив — внутреннее побуждение к действию. Он имеет в качестве движущей силы потребность. Потребность сама по себе нейтраль­на. Есть и жить хотят все. Но один способен убить ближнего ради куска хлеба, а другой — подобно декабристу Якубовичу — отпра­виться перед смертью, в лихорадке, на зимнюю реку, сделать про­рубь и ловить рыбу, чтобы вернуть долг хозяйке и покончить с зем­ными расчетами2.

Во втором звене механизма преступного поведения мотивация конкретизируется в план совершения преступления. Субъект оп­ределяет непосредственные цели и объекты своих действий, а так­же средства, место и время совершения преступления, принимает соответствующие решения. На этом этапе влияние внешних фак­торов еще заметнее. Оно настолько сильно, что способно изменить намерения, заставить отказаться от преступления.

Третье звено — непосредственное совершение преступления. Оно охватывает как преступные действия (бездействие) лица, так и наступление преступного результата. Здесь преступное поведе­ние совпадает с преступлением как внешним фактом общественно опасного и противоправного действия.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы — процессы и состояния, что и меха­низм правомерного поступка, но наполненные другим социальным и мировоззренческим содержанием. В нем, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в ко­торой действует человек, но это отражение, как правило, дефект­но. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свер­нутом (сжатом) виде, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достиже­ние антиобщественных целей, и их содержание противоречит со­циальным интересам. Анализ содержания и особенностей функци­онирования механизма индивидуального преступного поведения представляет интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскры­вает свойства личности преступника и те стороны социальной сре­ды, которые образуют причины и условия, способствующие совер­шению преступлений. В практическом — потому, что помогает оп­ределить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права.

Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и получил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.

Вообразим на мгновение, что свое преступление Раскольников совершил не в столице Российской империи, а в регионе с шариатской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действующие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на шариате законодательства распространялись на немусульман. Это обстоятельство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убийство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович вынудил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольникова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?

В мусульманском уголовном, или, правильнее, деликтном (Деликт (лат. delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред. Отсюда название этого раздела права — ‘укубат, буквально: деликты.) , праве в зависимости от природы наказаний, предусмотренных за совершенное преступление, различаются три вида правонарушений.

Первая группа — преступления, представляющие наибольшую общественную опасность: хадд (араб. «ограничение»), или худуд (мн. ч. от слова хадд). О них есть прямые упоминания в Коране и Сунне или в их отношении сформулировано единодушное мнение сподвижников пророка. Среди мусульманских правоведов нет согласия в том, какие преступления могут быть отнесены к категории хадд. Если брать максимально полный список, то к такого рода преcтуплениям относятся квалифицированная кража (сарика)  (Квалифицированная кража — кража, при которой вещь была похищена из места ее привычного хранения, при этом имел место взлом (не считается квалифицированной кражей, например, похищение слугой оставленного хозяйкой на столе кольца). Также для отнесения кражи к квалифицированной необходимо, чтобы стоимость похищенной вещи была не меньше определенной в законе суммы.), прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртного, разбой, бунт, измена исламу.

Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на принципе талиона  (Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб».): кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульманских стран в эту группу входят все правонарушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.

Убийство женщин

В романе Раскольников убил как минимум двух человек: старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету, которая, по намеку Достоевского, возможно, ждала ребенка («Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…»). Данное преступление относится ко второй категории — кисас. Раскольников совершил умышленное убийство. В пользу наличия умысла говорит, помимо прочего, и орудие преступления. Так, например, если бы Раскольников взял палку, а не топор, то при умелой работе адвоката можно было бы доказать, что намерения убивать старуху у него не было — только поколотить. Согласно шариату, судьба Раскольникова находится в руках родственников убиенных им жертв. Они могут выбрать одно из трех решений: простить Раскольникова; делегировать государству право осуществить возмездие в виде смертной казни; потребовать от убийцы компенсацию (так называемую плату за кровь, или виру). Однако, по мнению большинства мусульманских правоведов, лучшее решение в такой ситуации — прощение убийцы.

Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного преступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокойствия в обществе.

Среди мусульманских правоведов нет единодушия по вопросу, следует ли в случае прощения убийцы родственниками жертвы взимать плату за кровь. В Сунне установлена стоимость компенсации за кровь убитого взрослого мужчины-мусульманина — 100 верблюдов; в правление халифа ‘Умара (634—644) это равнялось 1000 динарам (С тех пор данный размер компенсации взят за основу при исчислении платы за причиненный физический ущерб и убийство) . За убитую взрослую женщину-мусульманку компенсация составляла соответственно 50 верблюдов (или 500 динаров). В наши дни, например, в Саудовской Аравии при установлении платы за кровь берется рыночная стоимость 100 верблюдов — так, при умышленном убийстве выплата за убитого мужчину превышает 100 тысяч долларов.

Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государству). Правда, в отличие от родственников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.

Кража

Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздаяние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их владельцам или (в случае смерти последних) их наследникам. Если же родственники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увеличить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнаруженные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.

Убийство нерожденного младенца

За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.

Ростовщичество

Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростовщичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степеней наказаний, и самое легкое из наказаний равнозначно наказанию за совершение прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщичества сравнивается с преступлением, которое относится к категории хадд — прелюбодеянию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находящихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятельством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихоимство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульманском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но теоретически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с должников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не только тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.

Убийство «ради блага»

Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.

Проституция

Что касается работы Сони Мармеладовой на панели — это занятие осуждается шариатом. Женщина или мужчина, занимающиеся проституцией, подлежат наказанию подобно тому, кто совершил прелюбодеяние, не состоя в законном браке. Санкция здесь та же — раджм, побивание камнями. Однако на практике по отношению к проституткам зачастую применялось более мягкое наказание, чем предусматривали источники мусульманского права. Например, тех, кто промышлял этим ремеслом, просто могли выселить из города. Следует также отметить, что нельзя пользоваться деньгами, заработанными проституцией. Так, например, в одном из хадисов сказано: «Посланник Аллаха запретил брать цену собаки (То есть нельзя брать и выплачивать деньги за собак) , заработок блудницы и заработок прорицателя» — эти деньги считаются нечистыми.

Роман «Преступление и наказание» был написан Достоевским 150 лет назад. Главный герой романа – Родион Романович Раскольников проходит путь от студента, считающего себя «сверхчеловеком», до преступника, осознающего всю мелочность своего поступка. Так какова же главная причина преступления Раскольникова?

Главная причина преступления

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».

Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – «вошь” и «недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не «сверхчеловек”.

Второстепенные причины преступления

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

Последствия преступления

Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон». Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление. Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?

    • 1865;
    • 1866;
    • 1867;

Начать тест(новая вкладка)

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх