Состав инвентаризационной комиссии

Сколько человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии подписывающей по результатам проведения инвентаризации имущества форму N ОС-1?

Типовая межотраслевая форма N ОС-1 («Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», а также указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (далее — форма N ОС-1, Указания).

Форма N ОС-1 распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

В соответствии с п.п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания), установлено что целесообразность использования основных средств (далее — ОС) определяется созданной на основании приказа руководителя организации комиссией, которая также оформляет документацию, связанную с выбытием указанных объектов. В компетенцию комиссии входит в том числе и составление акта на списание ОС, которым оформляется принятое решение комиссии с указанием данных, характеризующих объект. Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи (п. 8 Методических указаний).

В п. 38 Методических указаний отмечается, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

Отметим, что унифицированная форма N ОС-1 является «универсальной», то есть заполнять данную форму необходимо исходя из характера осуществляемых операций связанных с основными средствами.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Исходя из содержания формы N ОС-1 следует, что комиссия в составе председателя комиссии и двух членов (назначенные приказом руководителя) определяет, соответствует ли объект основных средств техническим условиям и требуется ли доработка. Выводы отмечаются на 3 странице формы N ОС-1. К акту прилагаются товаросопроводительные документы и техническая документация.

Следует отметить, что в соответствии Указаниями, а также с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

В порядке проведения инвентаризации имущества (основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и другое) и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определенном в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Указания по инвентаризации) указано, что для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации (работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, инженеры, экономисты и т.д.), утвержденные руководителем организации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.2 и п. 2.3 Указаний по инвентаризации).

Таким образом, 3 страница формы N ОС-1 должна подписываться председателем комиссии и двумя членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Комиссия назначается приказом руководителя организации и состоит из трех человек. В акте указываются должности членов и председателя комиссии и расшифровки их подписей.

К сведению:

Налоговый кодекс не содержит определения «первичные учетные документы». В связи с этим согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (смотрите письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/106).

При этом в соответствии со статьей 120 НК РФ отсутствие первичных документов, оформленных в установленном порядке, считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов и влечет за собой взыскание штрафа.

К примеру, в постановлении ФАС Центрального округа от 13.01.2006 N А68-АП-458/11-04 суд указал, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии с НК РФ, на установленные вычеты независимо от правильности оформления акта ОС-1.

Однако, по мнению инспекции, заявитель не подтвердил принятие на учет приобретенных основных средств, поскольку представил товарные накладные, в которых в нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» не указаны наименования должностей, отсутствуют подписи и расшифровки подписей лиц со стороны продавца, ответственных за совершение хозяйственной операции.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Бабинцев Алексей, Королева Елена

Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии

Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем. В пункте 2.3 Приказа № 49 указано, что в состав комиссии должны включаться:

  • работники администрации;
  • бухгалтеры;
  • другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Руководитель предприятия принимает решение, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии. Этот вопрос также не регламентирован и оставлен на усмотрение руководителя. На практике председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя, руководителей подразделения и т.п.

Материально ответственное лицо не может быть назначено председателем комиссии и входить в ее состав, так как выполняет другие функции во время инвентаризации – не проверяющего лица, а лица, чью деятельность проверяют, к примеру, сохранность и ведение учета ТМЦ. Таким образом, если резюмировать, кто может входить в состав инвентаризационной комиссии, то можно сделать вывод, что любой работник организации и даже привлечённые специалисты, не являющиеся работниками организации, могут быть включены в состав комиссии, которая проводит проверку фактического соответствия данных бухгалтерского учета. Обязательно только участие работников бухгалтерии, которые ведут учет, и администрации. В остальном состав комиссии зависит исключительно от объема, сроков инвентаризации и других факторов.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх