Социально ориентированные некоммерческие организации

Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»введено Федеральным законом от 5.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

К социально ориентированным НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества (п. 2.1), а также деятельностью, предусмотренной ст. 31.1 ФЗ № 7.

Виды деятельности СО НКО

Допустимые виды деятельности социально ориентированных НКО, претендующих на поддержку органов власти и органов местного самоуправления, приведены в п. 1 ст. 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» ФЗ № 7:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;


8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Что такое общественно полезный проект (программа) — социальный проект?

Общественно полезный проект (программа) — социальный проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание социальных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу.

Проектная деятельность является целевой деятельностью, обязательным условием осуществления которой является достижение логического завершения, получение результата проектной деятельности. Нацеленность на создание конкретного результата является обязательным условием. Разработка проекта предусматривает обязательно прямую связь идеи проекта с реальной жизнью и практической деятельностью.

Разработка и реализация общественно полезного проекта (программы)

Возможности организации

Изучите возможности своей организации в осуществлении планируемого проекта (программы). Следует проверить, не противоречит ли замысел вашего проекта (программы) уставным положениям вашей организации; согласуется ваш проект с планом работы организации на предстоящий год; совпадают ли интересы и предпочтения членов вашей организации с проблематикой, указанной в проекте (программе).

При подготовке заявки необходимо указать:

как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами;

какие организационные возможности есть у общественного объединения, социально ориентированной некоммерческой организации;

имеется ли опыт у организации в реализации проектной деятельности.

Формулировка проблемы

При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблема — это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Следует показать причины этого негативного явления и его последствия.

Обратите внимание, что определение проблемы позволяет устранить «болезнь» (то есть причины), а не ее внешние проявления.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Организация должна продемонстрировать хорошее знание проблем и причин их возникновения (политические, законодательные и пр.). Анализ этих факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (например, данные социологического опроса и т.д.). Обязательно присутствие исходных данных — индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Организация должна показать актуальность проблемы для местного сообщества и региона, какие организации и структуры занимаются ее решением и собственный опыт работы. Если организация не единственная, которая работает в данной области, то важно объяснить, в чем заключается уникальность ее деятельности по сравнению с другими, не будет ли проект дублировать деятельность другой, возможно, более сильной, известной или успешной организации и почему именно этот проект будет способствовать более эффективному решению проблемы. Положительным моментом является опыт работы организации с другими некоммерческими организациями или структурами, которые призваны заниматься решением данной проблемы, и привлечение их к реализации проекта.

Именно на этом этапе необходимо определить целевую группу населения, на которую направлена деятельность по проекту, решение их проблем в результате его реализации. Организация должна иметь глубокое знание этих проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой группой.

При подготовке заявки необходимо указать:

проблему, на решение которой направлен проект (программа) и ее анализ;

ее актуальность, социальную и общественную значимость, а также масштабность;

целевую группу населения, решению проблемы которой будет способствовать реализация проекта (программы);

возможность практического решения проблемы силами вашей организации, а также возможность партнерства с другими организациями в решении указанной проблемы;

указать, предпринимались ли организацией попытки решить проблему и насколько успешными они оказались.

Определение цели и задач

Для подготовки проектной заявки решающее значение имеет наличие в ней ясно сформулированной цели проекта и конкретных задач, которые предстоит решить для ее достижения.

Цель — общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, точки достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.

Обратите внимание на то, что цель должна быть направлена на решение поставленной проблемы. При формулировке цели проекта она должна отвечать на вопрос: «Чего вы хотите достичь при решении проблемы в рамках своего проекта (программы)?».

Основные требования к формулированию цели: конкретность, измеримость, реалистичность, ограниченность временем и точкой приложения.

Не менее важным является вопрос о формулировке конкретных задач, которые намереваетесь решить в процессе работы над социальной проблемой, теми трудностями, которые вы выявили на первом этапе. Они помогают детализировать поставленную цель, раскрывают объем работ по её достижению и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждающих действий, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой, быть необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Обычно каждой задаче соответствуют 2-3 крупных мероприятия плана социального проекта, но вместе с тем, не надо задачи подменять мероприятиями.

Задачи должны быть реалистичными. Подумайте, реально ли решение поставленных задач в указанные сроки, выполнимы ли поставленные задачи заявленными ресурсами (материальными и нематериальными).

При подготовке необходимо указать:

цель проекты (программы), которая должна быть направлена на решение поставленной проблемы;

задачи, которые конкретно описывают то, что будет выполнено и достигнуто, указывают на частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Как показывает опыт практической деятельности, бизнес начинает приходить к пониманию своей корпоративной социальной ответственности перед обществом и каждым его членом. Эта ответственность практически может быть наиболее эффективно осуществлена в рамках социально ориентированного маркетинга. Только на основе осуществления социального партнерства российская экономика может динамично и успешно развиваться.

Модель понимания КСО руководителями предприятий представлена на рис. 11.4 .

Рис. 11А Модель понимания корпоративной социальной ответственности руководителями предприятий:

1 — формально-юридическое понимание КСО (своевременная и полная уплата налогов); 2а — корпоративный подход: патерналистская версия; 26 — корпоративный подход: формальная версия; 3 — социологическое понимание корпоративной социальной ответственности; 4 — социальная ответственность как благотворительность; 5 — распределительный подход; 6 — технологический подход: производство качественных товаров и услуг; 7 — региональная ответственность бизнеса

Пунктиром на рисунке показана основная смысловая ось понятия «корпоративная социальная ответственность бизнеса», по отношению к которой содержательно структурируются все остальные подходы. Полюсами этой оси выступают формально-юридический подход, в рамках которого КСО рассматривается как ответственность перед налоговым законодательством, единым для всей страны (квадрат 1 на схеме), и духовно-нравственный подход, согласно которому корпоративная социальная ответственность есть дело совести и проявляется в виде актов добровольной и бескорыстной помощи. Понятая таким образом, корпоративная социальная ответственность бизнеса не подлежит территориальному измерению (квадрат 4).

Заметим что у бизнеса объективно появится желание вкладывать средства в социально ориентированные программы только в случае уверенности в том, что государство станет всемерно способствовать развитию бизнеса и обеспечивать долговременное присутствие его на рынке. Тогда будет смысл осуществлять вложения денежных средств в крупные социально ориентированные проекты. Таким образом, можно говорить о существовании проблемы оптимизации отношений между бизнесом и обществом, которая должна решаться в рамках социально ориентированного маркетинга.

Уровни КСО бизнеса, а также его реакция на социальные проблемы показаны на рис. 11.5 .

Рис. 11.5. Уровни социальной ответственности бизнеса

Следуя принципам социального маркетинга, современная компания должна принимать решения в области маркетинга с учетом долгосрочных интересов как отдельных потребителей, так и общества в целом. Социально ориентированный производитель должен стремиться создать товары, приносящие не только прибыль ему, но и необходимую потребительскую пользу покупателю.

Внешняя и внутренняя инфраструктура социально ориентированной модели маркетинга представлена на рис. 11.6 .

Рис. 11.6. Внешняя и внутренняя инфраструктура социально ориентированного маркетинга

Ктребованиям, подлежащим учету при формировании социально ориентированной системы маркетинга, относят:

  • • создание системы стратегического управления;
  • • развитие долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами в процессе производства товаров и услуг, включая представителей государственных структур, персонал, поставщиков и потребителей;
  • • повышение уровня прозрачности бизнеса;
  • • соблюдение прав сотрудников предприятия;
  • • развитие системы мотивации не только управляющих, но и всего персонала, их деловой культуры, уровня квалификации;
  • • внедрение менеджмента качества;
  • • разработка и внедрение развитых корпоративных информационных систем;
  • • внедрение систем социальной и экологической отчетности. Социально ориентированная модель маркетинга является целостным, структурным образованием, включающим множество взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами и связями друг с другом.

На основе программы корпоративной социальной ответственности бизнеса могут быть сформированы следующие модели КСО предприятий:

  • 1) экономическая;
  • 2) социологическая;
  • 3) управленческая.

Так, разработка экономической модели социальной ответственности предприятия предполагает получение экономической выгоды и укрепление репутации предприятия посредством реализации социально ориентированной концепции маркетинга (рис. 11.7) .

Рис. 11.7. Экономическая модель корпоративной социальной ответственности бизнеса

Разработка социологической модели социально ориентированного предприятия должна базироваться на четырехуровневой системе методического обеспечения, которая предусматривает организацию планирования на предприятии с учетом глобальных, национальных, региональных и корпоративных особенностей внешней и внутренней среды (рис. 11.8) .

Рис. 11.8. Социологическая модель социально ответственного предприятия

Первый уровень включает четыре стандарта международной отчетности: стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании), стандарт Account Ability АА 1000, стандарт ISO 14 000 и стандарт ответственности SA 8000 (рис. 11.9) .

Второй уровень — система национальных законодательных актов, прежде всего законодательство о предпринимательской деятельности, о труде, законодательство субъектов Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые национальные стратегии, федеральные целевые программы.

Третий уровень — акты бизнес-сообщества и саморегулируемых организаций.

Четвертый уровень — корпоративные стратегии, стандарты, социальные кодексы, программы. Они разрабатываются и утверждаются на предприятиях.

Рис. 11.9. Уровни методического обеспечения социально ориентированной системы маркетинга предприятия

Исходя из этого можно сформулировать управленческую модель социально ориентированного предприятия (рис. 11.10) .

Принципами социально ориентированной модели маркетинга являются:

  • • социальная ориентация;
  • • учет глобальных, национальных, региональных и корпоративных особенностей внешней и внутренней социальной среды;
  • • социальное партнерство;
  • • соблюдение трудовых прав работников;
  • • согласованность социальных показателей развития предприятия с экономическими;
  • • высокое качество товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям;
  • • экологическая безопасность.

Таким образом, модель социально ориентированного предприятия предполагает согласование, планирование и оценку потребностей и интересов потребителей, персонала предприятия и общества в целом.

Рис. 11.10. Управленческая модель социально ориентированного предприятия

Момент приобретения правового статуса социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации

Социально ориентированные некоммерческие организации — явление в российском законодательстве далеко не новое: данная категория юридических лиц появилась в позитивном праве в 2010 году. Тем не менее сегодня, спустя 8 лет, правовое регулирование отношений с участием социально ориентированных НКО нельзя назвать всесторонне развитым и охватывающим все сферы и формы деятельности таких организаций.

Например, остаётся неясным, с какого момента некоммерческая организация становится социально ориентированной. Вместе с тем, вопрос относительно момента возникновения у лица определённого правового статуса, по моему мнению, является существенным. Особенно, когда речь идёт о бюджетных ассигнованиях, выделяемых для определённой категории лиц. Если нет чёткой границы между лицами, как определить: кому можно оказывать государственную поддержку, а кому нет?

В настоящем блоге я предприму попытку, анализируя законодательство, правоприменительную практику и умные книжки, ответить на этот вопрос.

Согласно п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

При этом п. 2 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» гласит, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» чётко выделяет признаки социально ориентированных некоммерческих организаций, однако он не вносит ясность в ответ на наш вопрос, не устанавливая чётко момент приобретения некоммерческой организацией статуса социально ориентированной.

Норма-дефиниция, содержащаяся в п. 2.1 ст. 2 Закона, указывает на признаки, при наличии которых некоммерческая организация признаётся социально ориентированной. III и VI главы закона также не содержат в себе нормы, регулирующие эти моменты. Поэтому представляется, что некоммерческая организация становится социально ориентированной с момента приобретения всех признаков социально ориентированной НКО.

Главным, приобретаемым – по общему правилу — в последнюю очередь, признаком социально ориентированной некоммерческой организации является осуществление в соответствии с учредительными документами определённых видов деятельности. То есть моментом создания такой организации не является момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а для определения момента приобретения некоммерческой организацией статуса социально ориентированной организации необходимо разобраться: что является деятельностью юридического лица, в какой момент она начинает осуществляться и в какой – прекращается. Законодатель, безусловно, ответов на данные вопросы не даёт, предполагая, что категория «деятельность» понятна каждому и в отдельном легальном определении не нуждается. Тем не менее для получения полной картины исследуемого предмета ответы на эти вопросы необходимо дать.

Буева Л.П. деятельностью называет «способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами». Как мы видим, профессор Л.П. Буева делает акцент на том, что это целенаправленное преобразование повседневной действительности. И, действительно, деятельность не может быть спонтанной, неосознанной. Это противоречило бы её сущности. Так что и действия некоммерческой организации, чтобы соответствовать главному признаку — социальной ориентированности — должны быть направлены на сознательно поставленную цель. Иными словами, некоммерческая организация не может считаться социально ориентированной, если осуществляет определённые ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» виды деятельности неосознанно, опосредованно.

Например, выдуманный Фонд «Антикоррупционер» в выдуманном нами мире с идентичной российской правовой системой выявляет коррупционную сеть в Алтайском крае: сотрудники отдела охраны Алтайского государственного заповедника закрывают глаза на охоту в заповеднике, потому что охотники регулярно платят им какую-то сумму денег. Фонд «Антикоррупционер» передаёт материалы расследования органам предварительного расследования, и те, в свою очередь, доводят совместно с прокуратурой дело до суда. Сотрудников отдела охраны и охотников привлекают к уголовной ответственности. Охота в заповеднике прекращается. Повлияло ли это благоприятно на окружающую среду? Очевидно. Защитили ли такие действия Фонда «Антикоррупционер» животных? Безусловно. Но подпадают ли действия Фонда в данном примере под подп. 4 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»? Вряд ли. Сотрудники Фонда не занимались непосредственно защитой окружающей среды, их основная цель — выявление и устранение всевозможных коррупционных сетей, и неважно, в какой сфере эти сети сформированы. То есть по норме, содержащейся в подп. 4 п. 1 ст. 31.1 Закона, Фонд «Антикоррупционер» не может быть наделён статусом социально ориентированной организации, потому что предусмотренной ст. 31.1 Закона деятельность он осуществлял не целенаправленно.

Балашов Л.Е. в своей монографии представил диаграмму-структуру человеческой деятельности, в основе которой лежат три составляющих: цель, средство и результат, помимо субъекта и объекта деятельности. Такая модель лучше всего подойдёт для рассмотрения структуры деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.

Сразу отметим, почему мы будем рассматривать деятельность некоммерческих организаций через призму человеческой деятельности. Петражицкий Л.И. писал, что «действительным реальным субъектом права может быть только отдельный человек. Но позитивное право может для известных целей перевести правоспособность и на нечто такое, что не является реальным лицом… Такие… вымышленные для целей права субъекты, существующие только в качестве «отвлеченного понятия», а не в действительности… и суть юридические лица». Такая ситуация характерна и для нашего писаного права: согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом, а также – в некоторых случаях – через своих участников. Органы – в конечном итоге – формируются физическими лицами, так что представляется возможным отождествлять человеческую деятельность и деятельность юридических лиц, в данном случае – некоммерческих организаций.

Возвращаясь к анализу философского понятия деятельности, необходимо указать следующее. Цель представлена в рамках человеческой деятельности в трёх ипостасях: целеполагание (установка целей), целенаправленность (следование цели), целесообразность (соответствие цели) — так что она (цель) присутствует на протяжении всего процесса осуществления деятельности: начинается всё установкой цели и заканчивается — сравнением результата с целью. Следовательно, деятельность можно разделить на соответствующие этапы:

  1. установка цели и задач, которые будут способствовать достижению цели (планирование);
  2. действия, направленные на достижение цели и выполнение задач (работа, достижение результата);
  3. анализ результата и его сопоставление с целями (подведение итогов).

Исходя из такой структуры деятельности можно сделать вывод, что началом осуществления социально ориентированной деятельности некоммерческой организацией будет являться установка целей, направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. То есть это тот самый момент, начиная с которого некоммерческая организация становится социально ориентированной и может претендовать на поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, исходя из буквального толкования законодательства.

Вместе с тем, органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку, согласно ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», но не обязаны, и, хотя момент, с которого НКО становится социально ориентированной должен быть установлен объективно, они (органы государственной власти и местного самоуправления) вряд ли согласятся с тем, что некоммерческая организация, которая только планирует заниматься социально ориентированной деятельностью, может рассчитывать на государственную поддержку от них. Иначе можно было бы создать Фонд помощи пострадавшим от цунами на территории г. Москвы и получать от государства или муниципалитетов государственную (муниципальную) поддержку.

Если же началом деятельности будет считаться её окончание (анализ результата и его сопоставление с целями), то какой тогда вообще будет смысл от поддержки таких организаций?

Иными словами, буквальное толкование в данном случае будет способствовать злоупотреблению правом и нерациональному использованию бюджетных средств.

Наиболее целесообразным и максимально прагматичным представляется толковать п. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с телеологической точки зрения.

Если мы обратимся к Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) и Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009, то придём к выводу, что создание социально ориентированных некоммерческих организаций как института права — это решение, принятое государством для передачи роли исполнителя общественно-полезных услуг обществу. Естественно, чтобы достичь этой цели нужно вызвать у людей интерес к этой роли. Показать, что деятельность некоммерческой организации может не только приносить пользу обществу, но и доход тем, кто её осуществляет (вместе с тем, деятельность должна соответствовать принципу некоммерческой направленности).

Ставя цель популяризовать социально ориентированные некоммерческие организации, естественно, нужно поощрять всяческими способами непосредственно их деятельность, следовательно, приобретение некоммерческой организацией статуса социально ориентированной неразрывно связано с предоставлением таким организациям преимуществ по сравнению с другими участниками гражданских правоотношений. Так что условию «осуществление предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» видов деятельности», очевидно, НКО будут соответствовать с момента, когда их деятельность станет видимой.

Учитывая то, что сущность социально ориентированных некоммерческих организаций заключается в предоставлении таким организациям особой поддержки от публично-правовых образований, потому что такие организации помогают в решении социальных проблем, для признания некоммерческой организации социально ориентированной необходимо показать органам государственной власти, местного самоуправления и общественности, в целом, что организация действительно функционирует, и её деятельность направлена на достижение социально-значимых целей. В Волгограде, например, представители органов местного самоуправления запрашивают определённый перечень документов при взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями для подтверждения факта осуществления последними социально ориентированной деятельности.

Только в этом случае некоммерческие организации могут претендовать на преимущества, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям. То есть НКО становится социально ориентированной, когда видны результаты её социально ориентированной деятельности. Стоит отметить, что мы не делаем акцент на субъективном определении должностными лицами соответствия НКО критериям, установленным п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ведь в случае нарушения права социально ориентированной некоммерческой организации на предоставление ей тех или иных преимуществ она может обжаловать действия органов государственной власти и местного самоуправления через суд, то есть статус социально ориентированной некоммерческая организация приобретает независимо от мнения представителей публично-правовых образований, но исходя из сущности таких организаций, следует, что приобретение статуса социально ориентированной некоммерческой организации тесно связано с диалогом НКО с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, некоммерческая организация приобретает статус социально ориентированной организации с момента, когда осуществляемая ею социально ориентированная деятельность становится заметной.

Таким образом, с учётом особенностей сущности правового статуса социально ориентированной некоммерческой организации приобретение некоммерческой организации статуса социально ориентированной во многом зависит от осуществляемой ею деятельности и возможности подтвердить её (деятельности) социальную ориентированность, при этом целеполагание, действия, направленные на достижение результата такой деятельности должны быть направлены на социальную помощь гражданам или развитие гражданского общества.

См.: п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» // РГ, N 72, 07.04.2010

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145

См.: Буева Л. Л. Человек: деятельность и общение — М.: 1978. С.63

См.: Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. С. 650

Охрана окружающей среды и защита животных.

См.: Философия: Учебник / Л.Е. Балашов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. С. 483

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 1907, т. II, с 313

С.М.: Л.Е. Балашов. Указ. соч. С. 483

См.: Решение Центрального районного суда г. Волгограда по делу № 2а-4494/2016г. от 09.06.2016 г. // Режим доступа: Банк судебных решений «РосПравосудие»

Например, Определением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N ВАС-15453/12 от 03.12.2012 было засилено постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2012 по делу N А73-12249/2010, в котором суд указал, что коллегия адвокатов согласно её уставу и закону об адвокатской деятельности не является социально ориентированной некоммерческой организацией.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Понятие социально ориентированная некоммерческая организация дано в 7 Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Формы социально ориентированных некоммерческих организаций:

  1. Общественные и религиозные организации (объединения).

  2. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  3. Казачьи общества.

  4. Фонды.

  5. Некоммерческие партнерства.

  6. Частные учреждения.

  7. Государственные, муниципальные учреждения.

  8. Бюджетные учреждения.

  9. Автономная некоммерческая организация.

  10. Ассоциации (союзы).

Рассмотрим статью 31, пункт 1 «Виды деятельности», которые должны осуществлять организации, зарегистрированные в тех формах, которые перечислены выше:

  • социальная поддержка и защита граждан;

  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф;

  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

  • охрана окружающей среды и защита животных;

  • охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

  • профилактика социально опасных форм поведения граждан;

  • благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

  • развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

  • деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

  • проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

  • участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

  • социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

  • содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.

Однако существуют определенные ограничения. Так, в статье 6 Закона о бухгалтерском учете перечислены организации, которые не могут составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде:

  1. НКО, у которых поступления в виде денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили 3 млн рублей.

  2. Коллегии адвокатов.

  3. Юридические консультации.

  4. Нотариальные палаты.

  5. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

  6. Кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы).

  7. Организации государственного сектора.

  8. Государственные корпорации.

  9. Государственные компании.

  10. Политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения.

  11. СРО (саморегулируемые организации).

  12. НКО, выполняющие функции иностранного агента и другие.

В конце 2013 года Министерство финансов выпустило письмо 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность». Это письмо, разрешает до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и для составления упрощенной бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям, указанным в пункте 2 и 3 части 4 статьи 6, применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренных приложением №6 к Приказу 66н. Исходя из этого письма, государственные корпорации могут делать отчетность упрощенным способом. Несмотря на то что это письмо и дает право составлять отчетность в упрощенном виде по формам, предусмотренным для социально ориентированных некоммерческих организаций, делать это все же не рекомендуется, поскольку норма Федерального закона всегда выше.

Отдельно для религиозных организаций официально отменено письмо Министерства финансов от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/563@. В этом письме говорилось о том, что религиозные организации, у которых нет объекта обложения налогом на прибыль, имеют право не сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Теперь все религиозные организации также должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

Письмо от 18 декабря 2013 года №03-02-07/2/55878 предназначается специально для религиозных организаций. В нем сказано, что если религиозная организация, помимо своего прямого назначения, еще ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, то эта религиозная организация может быть признана социально ориентированной, и она также может составлять отчетность по формам для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вам также может быть интересно:

  • Бухгалтерская отчетность НКО
  • Отчет о финансовых результатах НКО
  • Бухгалтерский баланс НКО

Дополнительные продукты для НКО:

  • Программа для учета бухгалтерии НКО 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5
  • Создание Официального Сайта НКО
  • Программа для учета бухгалтерии АО 1С-Рарус: Бухгалтерия для адвокатских образований
  • Создание Сайта адвокатских образований
  • Мобильное приложение для руководителей Uconto: Отчеты руководителя

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх