Спецпроверки и специсследования

ООО «МАСКОМ-Приморье» проводит специальные проверки и специальные исследования технических средств, а также специальные обследования помещений.

1. Специальные проверки технических средств

Целью проведения специальной проверки технических средств является выявление электронных устройств негласного накопления, передачи или хранения(с последующим съемом) информации ограниченного пользования.
Специальным проверкам подвергаются любые электронные, электрические или электромеханические технические средства в независимости от страны производства, если эти технические средства предназначены:
• для обработки и хранения информации, составляющей государственную тайну;
• для размещения в выделенных помещениях;
• для обработки и хранения конфиденциальной информации.

Специалисты ООО «МАСКОМ-Приморье» выполняют весь комплекс мероприятий по специальной проверке, включающий:
• определение необходимости проведения специальной проверки и специальных исследований;
• прием технических средств, проверка работоспособности и составление акта приема-передачи;
• определение программы проведения специальной проверки к каждому техническому средству отдельно, в зависимости от целей использования;
• проведение специальной проверки на аттестованной измерительной площадке и лаборатории неразрушающего контроля;
• анализ результатов проведенной работы и выдача заключения.

Компания имеет необходимые лицензии, обученных специалистов и комплекты современного контрольно-измерительного оборудования, а все работы проводятся в строгом соответствии с требованиями руководящих документов ФСБ России.

2. Специальные исследования технических средств

Специальные исследования технических средств проводятся с целью выявления возможных каналов утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и акусто-электрических преобразований. Проведение специальных исследований требуется в случае применения технических средств для обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
Результатом проведенных работ является оценка возможности утечки информации по каналам:
• ПЭМИН;
• акустоэлектрические каналы;
• электромагнитные наводки в сетях питания;

По результатам работ оформляются отчетные документы с рекомендациями по использованию технических средств в зависимости от возможных угроз утечки информации по каждому конкретному техническому средству.

ООО «МАСКОМ-Приморье» имеет лицензии на проведение данных работ согласно нормативно методической документации ФСТЭК России и ФСБ России.

3. Специальное обследование помещений

Специальное обследование помещений проводится с целью выявления электронных устройств негласного получения информации, внедренных в ограждающие конструкции помещения и в предметы интерьера. Также в ходе обследования выявляются возможные технические каналы утечки информации. Данные работы проводятся согласно нормативно-методическим документам ФСБ России в помещениях, в которых циркулирует информация, составляющая государственную тайну, на объектах вычислительной техники, а также в помещениях предприятий, защищающих свою коммерческую тайну от возможных конкурентов. Весь объем по данным видам работ состоит из нескольких этапов:
• наблюдение за зданием и топографическая разведка расположения объекта относительно других зданий, сооружений и оценка возможных угроз;
• оценка помещения на предмет возможного внедрения и оценка целесообразности внедрения тех или иных типов электронных устройств негласного получения информации;
• инструментальный контроль защищенности помещения от возможной утечки речевой информации через элементы ограждающих конструкций;
• осмотр помещения и осуществление технического контроля за возможными каналами утечки информации в течении определенного периода времени;
• анализ полученной информации, включающий определение демаскирующих признаков технических средств, либо внедренных закладных устройств.

По окончании работ выдается заключение по результатам обследования и рекомендации по улучшению системы защиты информации на объекте.

Регулярное проведение специальных обследований рекомендуется на предприятиях, дорожащих своей коммерческой тайной. Периодичность и необходимость проведения специального обследования на государственных объектах и структурах регламентируется отдельными документами в области защиты государственной тайны.

ООО «МАСКОМ-Приморье» имеет лицензию ФСБ России на проведение данного вида работ и все необходимые аппаратно-программные комплексы и оборудование. Сотрудники компании проходят регулярное обучение, с участием представителей лицензирующего органа.

Коррупция — это такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей. И так же давно люди стараются найти причины коррупции и способы ее ограничения.

Термин «коррупция» происходит от соединения древних латинских слов «correi» (причастность нескольких представителей одной из сторон к одному делу) и «rumpere» (нарушать, ломать, повреждать, отменять). В результате образовался самостоятельный термин — «corrumpere», предусматривающий участие в деятельности нескольких (не меньше двух) лиц, цель которых состоит в порче, разрушении, повреждении нормального развития судебного процесса или процесса управления делами общества.

По результатам последних исследований компании GFK Ukraine при участии PwС Ukraine и Transparency International Ukraine, около 60% украинцев считают, что уровень коррупции в стране за последние полгода остался неизменным, при этом почти 30% респондентов ответили, что ситуация, наоборот, ухудшилась.

Сегодня борьбу с коррупцией по сложности смело можно приравнять к борьбе с человеческими грехами. Она, в сущности, и является комбинацией таких грехов, как жадность, зависть, лень и неутолимая жажда наслаждений. Мир устроен таким образом, что человеческие пороки невозможно уничтожить, однако общество и государство могут их предупредить и ограничить.

С коррупцией можно бороться, используя различные меры: сугубо репрессивные, состоящие в раскрытии коррупционных правонарушений и привлечении виновных лиц к ответственности, или превентивные, среди которых повышение прозрачности и добропорядочности государственных структур, обеспечение равного доступа лиц к государственной службе, проведение специальной проверки в отношении лиц, претендующих на занятие должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, и т. п.

Одним из основных механизмов предотвращения коррупции является введение отбора высококвалифицированных кадров на публичной службе, которые бы одновременно соответствовали требованиям нравственного поведения.

При этом задачей общегосударственного значения, на реализацию которой направлены усилия широкого круга органов государственной власти и государственных учреждений, является прием на публичную службу высоконравственного опытного специалиста, способного добросовестно и беспристрастно выполнять функции государства, а также предотвращение приема на службу лиц, у которых в случае назначения будет возникать конфликт интересов.

В целях организации такого отбора кадров при трудоустройстве на должности, связанные с выполнением функций государства, кандидат обязан представить необходимые сведения и документы и пройти специальную проверку, позволяющую руководителю государственного органа получить всестороннюю информацию о кандидате и принять объективное решение о его назначении или отказать в назначении.

В настоящее время имеются все юридические основания для реализации нового механизма прохождения специальной проверки, определенного соответствующими положениями Закона № 1700 и Порядка № 171.

Так, законодательством установлен перечень должностей, предусматривающих занятие ответственного или особо ответственного положения, при приеме на которые в отношении кандидатов проводится специальная проверка. В частности, такими должностями являются: должности, отнесенные к первой — третьей категориям должностей государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления; должности судей, прокуроров и следователей; должности, подлежащие замещению высшим офицерским составом военнослужащих; должности руководителей и их заместителей центральных органов власти, аппаратов и самостоятельных структурных подразделений и т. п.

Кроме того, специальной проверке подлежат лица, претендующие на занятие должностей с повышенным коррупционным риском, перечень которых должен утверждаться Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции. Однако сегодня такой перечень должностей еще не определен по причинам несформирования штата указанного агентства.

При этом решение о назначении (избрании) или отказе в назначении (избрании) на должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, принимается только после проведения специальной проверки.

Вместе с тем специальная проверка не проводится в отношении: кандидатов на пост Президента Украины и на должности сельских, поселковых, городских глав; кандидатов в депутаты Верховной Рады Украины и местных советов; граждан, которые призываются на военную службу по призыву лиц офицерского состава и на военную службу по призыву во время мобилизации; лиц, которые назначаются в порядке перевода или продвижения по службе на должности в пределах того же органа или в других государственных органах; лиц при рассмотрении вопроса о включении их в список народных заседателей или присяжных.

Специальной проверке подлежат сведения о лице относительно:

  • привлечения его к уголовной ответственности, наличия судимости, ее снятия, погашения;
  • применения к кандидату административных взысканий за коррупционные правонарушения;
  • достоверности сведений, указанных в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления за прошедший год;
  • наличия у него корпоративных прав;
  • отношения его к воинской обязанности;
  • наличия у него допуска к государственной тайне, если такой допуск необходим согласно квалификационным требованиям к определенной должности;
  • состояния здоровья кандидата, образования, наличия у кандидата научной степени, ученого звания, повышения квалификации.

Дополнительная специальная проверка проводится относительно распространения на лицо запрета занимать соответствующую должность, определенного положениями Законаоб очищении власти. В соответствии с этим Законом лицо, претендующее на занятие должности в органах власти, подает собственноручно написанное письменное заявление, в котором сообщает о том, что к нему не применяются запреты, определенные этим Законом, и дает согласие на прохождение проверки и на обнародование сведений о нем.

По общему правилу организация проведения специальной проверки возлагается на руководителя (его заместителя) государственного органа, органа местного самоуправления или их аппарата, на занятие должности в котором претендует лицо. При этом для обеспечения организации проведения такой проверки руководитель органа может определить ответственное структурное подразделение.

Вместе с тем кандидат на должность, в отношении которого специальная проверка уже проводилась, при назначении в порядке перевода на должность в другой государственный орган или орган местного самоуправления должен письменно уведомить об этом соответствующий орган, который в установленном порядке запрашивает копию справки о результатах специальной проверки из органа, где проводилась такая проверка. Вопрос о назначении претендента на должность рассматривается только после получения копии такой справки.

Проверка сведений о претенденте на должность при проведении специальной проверки осуществляется:

  • МВД Украины и ГСА Украины — относительно наличия сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, ее снятии, погашении;
  • Минюстом Украины и НКЦБФР — относительно наличия у лица корпоративных прав;
  • Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции — относительно наличия сведений о совершении претендентом на должность коррупционного правонарушения, а также относительно достоверности сведений, указанных им в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления;
  • Минздравом Украины и соответствующим органом исполнительной власти — относительно сведений о состоянии здоровья претендента на должность (в части пребывания на учете в психоневрологических или наркологических учреждениях здравоохранения);
  • МОН Украины и соответствующим органом исполнительной власти — относительно образования, наличия у претендента на должность научной степени, ученого звания;
  • СБУ — относительно наличия у лица допуска к государственной тайне;
  • Минобороны Украины и военными комиссариатами — относительно отношения лица к воинской обязанности;
  • Минюстом Украины — относительно наличия сведений о применении к претенденту на должность положений Закона об очищении власти.

Кроме того, законодателем дано право руководителю государственного органа, который проводит специальную проверку, в случае необходимости проверки сведений о лице или достоверности представленных им документов привлекать к проведению такой проверки другие центральные органы исполнительной власти или специально уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции.

Общий алгоритм проведения специальной проверки, кроме прямо предусмотренных исключений, касающихся отдельных категорий лиц, включает несколько составляющих:

  • предоставление кандидатом на должность письменного согласия на проведение специальной проверки и необходимых документов (автобиографии; копии паспорта; копий документов об образовании, ученых званиях, научных степенях; декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошедший год; медицинской справки о состоянии здоровья; копии военного билета; справки о допуске к государственной тайне (при наличии); заявления, предусмотренного частью первой ст. 6 Закона об очищении власти). При этом в случае непредоставления согласия кандидатом специальная проверка не проводится и вопрос о назначении на соответствующую должность не рассматривается;
  • направление органом, на должность в котором претендует лицо, запроса о проведении специальной проверки в соответствующие государственные органы, проводящие такую проверку (запрос направляется с копиями предоставленных документов не позднее следующего дня после получения согласия кандидата);
  • проведение специальной проверки, которая фактически состоит в проверке достоверности представленных кандидатом сведений, и предоставление органу, направившему запрос, информации по результатам проверки (предоставляется не позднее семи дней с даты поступления запроса);
  • подготовка ответственным структурным подразделением органа, на должность в котором претендует лицо, справки о результатах специальной проверки.

Специальная проверка проводится в срок, не превышающий 25 календарных дней со дня предоставления претендентом на должность согласия на ее проведение.

Кандидат, в отношении которого проведена специальная проверка, имеет право на ознакомление со справкой о ее результатах. В случае несогласия кандидата с результатами проверки он может подать свои замечания в письменной форме в соответствующий орган. Органы (подразделения), проводившие специальную проверку, в случае поступления от кандидата замечаний по результатам специальной проверки предоставляют ему письменный ответ в течение семи дней с даты поступления замечаний. Информация о результатах специальной проверки и документы по ее проведению являются конфиденциальными, если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну.

Следует отметить, что законодательством определены особенности реагирования на выявленные расхождения заявленных и фактических данных о лице, установленных при специальной проверке, в таких случаях:

  • в случае установления расхождений в представленных претендентом на должность автобиографии и/или декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, должностным лицом, организующим проведение специальной проверки, предоставляется возможность претенденту на должность в течение пяти рабочих дней предоставить письменное объяснение по такому факту и/или исправить такое расхождение;
  • в случае установления сведений о претенденте на должность, не соответствующих установленным законодательством требованиям для занятия должности, должностное лицо, осуществляющее назначение (избрание) на эту должность, отказывает претенденту в назначении (избрании) на должность;
  • в случае установления факта представления претендентом на должность поддельных документов или ложных сведений должностное лицо, осуществляющее назначение (избрание) на эту должность, уведомляет в течение трех рабочих дней о выявленном факте правоохранительные органы и отказывает претенденту в назначении (избрании) на должность.

При определении недостоверности предоставленной информации необходимо исходить из ее сознательного утаивания или искажения претендентом на должность. Также с целью выяснения наличия или отсутствия правонарушений, в том числе коррупционных, которые могли стать причиной представления поддельных документов или ложной информации, целесообразно направлять такую информацию специально уполномоченным субъектам, которые непосредственно осуществляют в рамках своей компетенции мероприятия по выявлению, пресечению и расследованию коррупционных правонарушений.

Претендент на должность, в отношении которого по результатам специальной проверки установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в назначении (избрании) на должность, считается не прошедшим специальную проверку.

При этом решение об отказе в назначении (избрании) на должность по результатам специальной проверки может быть обжаловано в суде в порядке административного судопроизводства.

В завершение следует отметить, что анализ состава государственных органов, которые привлекаются к проведению проверки, и перечень проверяемых сведений позволяют сделать вывод, что проведение специальной проверки является комплексным изучением информации о лице, желающем занимать должности, связанные с выполнением функций государства или местного самоуправления, и одновременно является действенным механизмом предотвращения коррупции во власти, недопущения попадания на публичную службу лиц, которые могут быть склонны к неправомерному поведению и злоупотреблению служебным положением.

В свое время выдающийся китайский государственный деятель и реформатор Ван Аньши (1021 — 1086) называл два источника коррупции: плохие законы и плохие люди. Обосновывая этот вывод, он писал: «Но что я хочу теперь особенно подчеркнуть — это то, что история доказывает невозможность обеспечения необходимого управления, если полагаться только на власть закона, предназначенного для контроля должностных лиц. Если последние не являются людьми, соответствующими их работе».

Следовательно, преодолеть коррупцию, а еще лучше — предотвратить ее, станет возможно, когда к выполнению функций государства будут привлекаться высококвалифицированные и высоконравственные специалисты, отбор которых будет проводиться при наличии заключения обязательной специальной проверки.

Отныне на уровне Закона о противодействии коррупции установлено, что специальную проверку не проводят относительно кандидата на должность, который находится на должности в госоргане, органе местного самоуправления и которого назначают в порядке перевода на должность в другом государственном органе, органе местного самоуправления. До сегодняшнего дня касательно данного вопроса велись дискуссии. Ведь пп. 1 п. 1-1 Порядка организации проведения специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, утвержденного Указом Президента Украины от 25.01.2012 г. № 33/2012 (далее — Порядок № 33), отмечал, что назначением для целей проведения спецпроверки не считался перевод лица на другую должность в пределах одного и того же органа государственной власти (государственного органа) или органа местного самоуправления, назначение в порядке перевода на работу из одного органа государственной власти (государственного органа) либо органа местного самоуправления в другой.

То есть без спецпроверки можно было обойтись в случае перевода лишь с государственного органа в государственный орган или с органа местного самоуправления в аналогичный орган. Так что нынче такие неоднозначности сняты, но в Порядок № 33 нужно вносить коррективы.

К тому же кандидаты на должности, по которым уже проводилась спецпроверка при назначении, переводе на должность в другой государственный орган (орган местного самоуправления), могут не проходить повторно процедуру спецпроверки. Вместо этого можно сообщить об этом в соответствующий орган, который в установленном порядке запрашивает информацию о результатах спецпроверки. Следовательно, в таком случае служба персонала государственного органа, которая назначает лицо на должность, осуществляет соответствующий запрос о результатах спецпроверки в орган, который уже имеет результаты спецпроверки относительно кандидата на должность.

На проведение спецпроверки теперь отведено 15 календарных дней со дня предоставления согласия кандидатом на проведение специальной проверки (раньше, согласно Порядку № 33, — в 15-дневный срок от даты направления запроса о проведении специальной проверки).

Следовательно, хлопот здесь добавляется именно службам персонала государственных органов, которые должны теперь за 15 дней не только оперативно подготовить запросы, но и получить ответы от компетентных органов. Кстати, орган (подразделение), который проводил специальную проверку, имеет семидневный срок, чтобы дать ответ на запрос о кандидате (п. 12 Порядка № 33).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх