Срок давности по административным

Содержание

Административное правонарушение и его краткая характеристика

Абсолютно каждый взрослый человек ежедневно вступает во множество форм правоотношений. И из этих форм абсолютное большинство принадлежит именно к административной группе. Именно эта отрасль права регулирует отношения, возникающие, так или иначе, между гражданином и представителем государственной власти. Отличительной особенностью этой отрасли права является возможность привлечения к ответственности юридического лица, в отличие от более жесткого уголовного права, где субъектом преступления может стать только физическое лицо.

Многие нормы имеют своих «дублеров» в уголовном законодательстве. Но различия их существенны:

  • административное правонарушение не несет общественной опасности;
  • такое правонарушение имеет, как правило, небольшой вред.
  • административное правонарушение в обязательном порядке имеет одну из сторон в лице государства.

Самый первый признак позволяет четко разграничить сферу уголовного и административного дела. Именно наличие общественной опасности позволяет относить норму к тому или иному виду законодательства.

Особенности административной ответственности

Как было сказано выше, субъектом административного правонарушения может являться юридическое лицо. Это значит, что и к ответственности оно также может быть привлечено. Таким образом, нужно выделить основные признаки: ответственности подлежит дееспособное лицо, достигшее возраста 16-ти лет. Дела, как правило, рассматриваются должностным лицом государственного органа, имеющего на это полномочия. Отдельные нормы административного законодательства подлежат рассмотрению Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это связано, в первую очередь, с реализацией социальной политике по защите несовершеннолетних в нашей стране.

Исковая давность: общая характеристика

Чтобы начать разбирать конкретные сроки, стоит понять терминологию, используемую в административном праве и иных отраслях. Под исковой давностью в общем смысле понимается определенный промежуток времени, в рамках которого может происходить защита конкретных нарушенных прав.

Отличительной особенностью является императивность срока: это значит, что срок не подлежит какому-либо изменению лицами, например, в договоре. Он определяется только законодательным правовым актом. В каждой отрасли права существует 2 вида сроков: общий – характерный для большинства норм, и специальный. В этой отрасли права срок исковой давности по правонарушениям начинает свой отсчет с момента совершения нарушения.

Наличие такого правового института в законодательстве Российской федерации обладает стимулирующей функцией для «пострадавших» лиц. Своевременное обращение в государственный орган дает больше шансов на справедливое решение. И еще пару слов о юридической терминологии.

Многие путают сущность таких понятий, как протокол и постановление, срок исковой давности и давность привлечение к ответственности. Так вот относительно административного права грамотнее будет сказано именно «срок привлечение/ или давность привлечение к административной ответственности».

Срок привлечения к ответственности за административное правонарушение

В каждой отрасли права есть свой основополагающий законодательный документ, на основе которого проводится квалификация случившегося деяния и наступает ответственность. Помимо этого, такой документ содержит основы, базовые принципы законодательства в этой области. В административном праве таким «фундаментом» является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП).

Именно в Кодексе закрепляется и те сроки, в течение которых физическое или юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершенное правонарушение. Еще раз необходимо напомнить, что начало любого такого срока начинается с момента совершения правонарушения. Сроки закреплены в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрит эти сроки.

  1. Итоговое постановление нельзя вынести после 2 месяцев с момента совершения административного правонарушения – если дело рассматривается без обращения в суд, если дело рассматривается судьей – по истечении 3 месяцев. Этот срок относится к нарушениям в таких сферах, как нарушение законодательства нашей страны в сфере экспортного контроля, в сфере охраны внутренних вод, а также континентального шельфа и территориальных вод, в сфере охраны окружающей среды и нарушения в сфере исключительной экономической зоны, в сфере энергосбережения, в сфере авторского права и охраны здоровья населения (санитарно-эпидемиологические нормы), в сфере избирательного права и проведения выборов, в сфере нарушения законодательства об азартных играх, в сфере противодействия терроризму, в сфере нарушения правил техники безопасности и т. д.
  2. За правонарушения, в результате которых мерой наказания служит дисквалификация, срок привлечения юридического или физического лица составляет 1 год. Этот срок вступает в свою силу в день совершения административного правонарушения. Если же лицо совершает длящееся правонарушение, то в этом моменте 1 год начинает течь со дня обнаружения такого нарушения.
  3. Срок давности для административного правонарушения, связанного с использованием запрещенных субстанций спортивными медиками или иными лицами, участвующими в спортивном процессе, начинается с момента получения результатов антидопинговой комиссией и заключения об этом препарате.
  4. Если суд отказывается возбуждать уголовное дело и на это есть официальная бумага, но есть наличие признаков административного правонарушения, то общий срок начинается с момента совершения такого правонарушения. Для приостановления уголовного дела и возвращении его в административное разбирательство правило такое же.
  5. Если лицо, в отношении которого осуществляется административное разбирательство, подает ходатайство о том, чтобы перенести рассмотрение дела по месту его жительства и в случае удовлетворения этого ходатайства срок привлечения его к ответственности приостанавливается на момент передачи материалов дела и возобновляется с момента их получения государственным органом по месту жительства нарушителя.
  6. Если же административное правонарушение было совершено в Антарктиде, то срок исковой давности в этом случае будет отсчитываться только с того момента, когда материалы поступят в компетентный орган или должностному лицу, которое вправе составлять административные протоколы.
  7. За совершение таких административных правонарушений, как «Ограничение конкуренции органами власти», «Нарушение определенных процедур в сфере строительства» и т. д. срок будет считаться начатым только с того момента, как в силу вступят распоряжения и решения органа, который следит за исполнением антимонопольным законодательством и устанавливает факт нарушения этого законодательства.

Необходимо сказать пару слов и о восстановлении сроков. Их можно восстановить только при наличии серьезной причины, которая обязательно должна быть документально подтверждена. Это может быть болезнь, командировка или что-то еще. В этом случае подается ходатайство либо в суд, либо высшему должностному лицу.

Обжаловать административное постановление также можно в пределах определенного срока. Он составляет 10 календарных дней. Стоит отметить, что обжалованию подлежит только постановление, но никак не сам протокол.

Таким образом, важно запомнить, что общий срок привлечение к административной ответственности физического или юридического лица составляет 2 месяца (для должностных лиц) и 3 месяца (для рассмотрения в суде). Начинает свой отсчет он с момента совершения такого правонарушения, а если оно является длящимся, то со дня его точного обнаружения.

  • Артём Александрович Кравец

Ответственность и наказание в административном праве

Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

В отдельных случаях административные санкции могут быть сведены к порицанию (КоАП ст.2.9). К административной ответственности может быть привлечён любой гражданин от 16 лет (КоАП ст.2.3).

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

КоАП стт.4.5, 31.9

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Срок давности по штрафам с камер видеонаблюдения ничем не отличается от традиционных штрафов.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Комментарий к статье 4.5

1. День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (см. ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.
2. К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. Например, к ним относятся противоправные действия (бездействие), нарушающие Правила дорожного движения, определенные гл. 12 КоАП. Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.
День обнаружения длящегося проступка должен быть подтвержден доказательствами по делу, установленными протоколом и иными способами, определенными ч. 2 ст. 26.2 КоАП.
В соответствии с письмом ГТК России от 27 мая 2002 г. N 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» деление правонарушений на длящиеся и недлящиеся обусловлено продолжительностью совершаемого противоправного деяния во времени. Отнесение правонарушения к длящимся либо недлящимся должно производиться с обязательным учетом его характера и обстоятельств совершения.
Длящимся правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени. Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие:

— действий самого лица, направленных на прекращение правонарушения (исполнение возложенной на него обязанности, явка в таможенный орган с заявлением о совершенном правонарушении);
— вмешательства таможенных органов (выявление не оформленного в таможенном отношении товара или транспортного средства, его изъятие или арест и т.п.);
— наступления событий, однозначно препятствующих совершению правонарушения (например, утрата лицом противоправно хранимого товара либо хищение у него такого товара).
В последнем случае прекращение правонарушения связано с тем, что лицо уже объективно не может влиять на обстоятельства и принимать волевое решение относительно своего противоправного деяния, т.е. противоправное поведение (состояние) уже реально не имеет места.
Таким образом, длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода не исполняется.
При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.
Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения (состояния).
Недлящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того как правонарушение окончено (т.е. в деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения), никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, т.е. отсутствует противоправное поведение (состояние).
Согласно п. 4 письма ЦБ России от 2 июля 2002 г. N 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения, совершенные кредитной организацией либо ее должностным лицом, следует рассматривать как длящиеся, если иное не будет вытекать из смысла правоотношений. Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности следует производить в соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП. При длящемся административном правонарушении сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинают исчисляться с момента обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента представления должностному лицу Банка России, правомочному либо применять меры административной ответственности, либо в соответствии со ст. 28.3 составлять протокол об административном правонарушении.
3. От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.
При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие состава административного проступка), но и руководствуется субъективными факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. ст. 4.2, 4.3 КоАП), учитываемых при вынесении постановления о назначении административного наказания. Административное наказание, предусматривающее ограничение конституционных прав и свобод, должно быть соразмерно причиненному имущественному ущербу, физическому (телесному), моральному вреду (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким образом, срок применения указанных видов административных наказаний должен соответствовать общественно опасным последствиям противоправного деяния.
Об административных правонарушениях, влекущих применение дисквалификации, см. п. 1 комментария к ст. 32.11.
4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела определены ч. 1 ст. 24 УПК.
Правовые предпосылки прекращения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в связи с примирением сторон либо в связи с изменением обстановки предусмотрены соответственно ст. 25, 26 УПК.

Длящееся административное правонарушение

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 19.12.2013)
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Статья 16.12 КоАП РФ. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

Новая редакция Ст. 16.12 КоАП РФ

1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 16.12 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является установленный порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля.

В соответствии со ст. 123, п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 Таможенного кодекса РФ. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно ст. 129 Таможенного кодекса РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 Таможенного кодекса РФ. Для некоторых товаров (алкогольные и табачные изделия, товары, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) установлены специальные сроки представления таможенной декларации. В соответствии со ст. 174 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в подаче в таможенный орган таможенной декларации, документов для таможенных сведений с нарушением установленных сроков.

3. Субъектом правонарушения является лицо, на которое возлагается обязанность по представлению таможенной декларации, документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.

Другой комментарий к Ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является установленный порядок производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

2. В соответствии с ч.1 ст.171 ТК РФ таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК России. Если ГТК России не установлено иное, декларация должна быть подана не позднее 15 дней с даты представления товаров и перевозящих их транспортных средств таможенному органу. В связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров Таможенным кодексом, а также правовыми актами России для некоторых товаров установлены специальные сроки представления таможенной декларации.

Для алкогольных напитков и табачных изделий, помещенных на приграничные склады для таможенного оформления, срок подачи ГТД не должен превышать 10 суток (п.5 приказа ГТК России от 12 мая 1994 г. «Об организации таможенного оформления алкогольных напитков и табачных изделий в пограничных таможнях»).

Таможенное оформление товаров, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, производится с использованием письменного заявления гражданина России, перемещающего товары. Для таможенных целей указанное заявление рассматривается в качестве временной таможенной декларации. Не позднее 30 дней с даты выпуска товаров необходимо представление таможенному органу таможенной декларации, заполненной в соответствии с установленным порядком, и иных документов и сведений, необходимых для таможенных целей (Указание ГТК России от 5 апреля 1996 г. «О таможенном оформлении товаров, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов»).

При перемещении через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей в ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация подается одновременно с представлением товаров (ч.2 ст.171 ТК);

Въезжающие на таможенную территорию РФ порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются не позднее трех часов после пересечения таможенной границы, а выезжающие транспортные средства — не позднее чем за три часа до пересечения таможенной границы РФ (ч.3 ст.171 ТК).

При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, если декларант в силу особых причин не может подать грузовую таможенную декларацию (далее — ГТД), разрешается подача временной грузовой таможенной декларации (далее — ВГТД). ВГТД представляется декларантом в таможенный орган в течение месяца, предшествующего месяцу планируемой поставки товара. Для электроэнергии возможно представление ВГТД на квартал.

Не позднее 20 дней после поставки заявленной в ВГТД партии товара декларант представляет в таможенный орган, производивший таможенное оформление товара, полную ГТД. Для электроэнергии полная ГТД подается за каждый календарный месяц.

Указанный срок исчисляется со дня оформления транспортного документа, используемого для определения количества поставленного товара и оформляемого перевозчиком. Для природного газа и электроэнергии указанный срок исчисляется с последнего дня месяца поставки товара. В исключительных случая, с разрешения начальника таможни, срок подачи ГТД может быть увеличен, но не более чем на 10 дней (разд.3 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом ГТК России от 30 октября 1995 г.).

Указанные сроки могут продлеваться в порядке и на условиях, определяемых ГТК России.

Началом сроков подачи таможенной декларации, установленных ч.1 ст.171 ТК РФ, считается день представления таможенному органу товаров и транспортных средств в месте доставки в соответствии с ч.1 ст.142 данного Кодекса. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (распоряжение ГТК России от 14 января 1999 г. «Об исчислении сроков, установленных статьями 171 и 194 Таможенного кодекса Российской Федерации»).

3. В соответствии со ст.174 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Часть 3 названной статьи уполномочивает ГТК России определить перечень документов, необходимых для таможенных целей. На сегодняшний день исчерпывающего перечня таких документов не существует.

Следует иметь в виду, что «для таможенных целей» документы могут потребоваться таможенному органу не только в связи с подачей таможенной декларации. Объем документов и сведений, необходимых для таможенных целей на разных этапах таможенного контроля и таможенного оформления, может быть различным и зависит от того, для какой из таможенных процедур такие документы необходимы: для принятия решения о правомерности перемещения товаров через таможенную границу или о помещении под определенный таможенный режим, либо для контроля за правильностью заявления таможенной стоимости, для валютного контроля и т.п.

В связи с этим ГТК России в своих нормативных актах определяет разные перечни документов, необходимых для таможенных целей, для совершения различных таможенных процедур.

4. Потребность в дополнительных сведениях возникает у таможенного органа при проверке информации, содержащейся в таможенной декларации, и для иных таможенных целей. Перечни дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, как и перечни документов, устанавливает ГТК России.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в подаче в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, но с нарушением установленных сроков.

При привлечении к ответственности в конкретных ситуациях, с учетом п.2-4 комментария к ст.16.12, следует устанавливать, какой срок для подачи таможенной декларации был определен в актах таможенного законодательства. В отношении документов, необходимых для таможенных целей, сроки их подачи могут оговариваться в нормативных актах ГТК России или содержаться непосредственно в Таможенном кодексе. Например, в силу ч.1 ст.174 ТК РФ документы, сопровождающие таможенную декларацию, подаются одновременно с ней, т.е. в сроки, установленные для подачи декларации. Сроки представления дополнительных сведений, в отличие от сроков представления дополнительных документов, не определены в нормативных актах по таможенному делу. Указанные сведения представляются только по запросу таможенного органа, который и устанавливает сроки их представления. Если в таможенный орган представлены не все дополнительные документы, необходимые для таможенных целей, он вправе запросить их. В таком случае сроки представления недостающих документов, как и сроки представления дополнительных сведений, устанавливаются таможенным органом.

6. Субъектом правонарушения является лицо, на которое возлагается обязанность по представлению таможенной декларации, документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.

При нарушении сроков подачи таможенной декларации, сопровождающих ее документов и сведений, необходимых для проверки информации, содержащейся в такой декларации и документах к ней, субъектом правонарушения будет декларант в силу возложенных на него ч.1 ст.173 ТК РФ обязанностей (о понятии декларанта см. п.9 комментария к ст.16.2).

При совершении иных (кроме декларирования) таможенных процедур обязанность по представлению документов и сведений может быть возложена на других лиц. Например, при организации процедуры доставки под таможенным контролем обязанность представить документы, необходимые для таможенных целей, возложена на перевозчика (о понятии перевозчика см. п.6 комментария к ст.16.1).

7. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При привлечении к ответственности юридического лица следует иметь в виду, что невозможность соблюдения сроков может быть обусловлена не зависящими от него обстоятельствами, в условиях принятия им всех мер для соблюдения таких сроков. В такой ситуации лицо будет считаться невиновным в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

>Как пишется «несоблюдение»?

несоблюдение или не соблюдение

Исковая давность и КоАП РФ: общее понятие

Срок давности по административным правонарушениям – это время, по истечении которого нарушителя нельзя привлечь за совершённые им противозаконные действия.

Административным нарушением гражданина считаются действия, совершенные с умыслом, который подразумевает нарушение правовых законодательных норм в области трудового, налогового, семейного, авторского и других законодательств. Если смотреть на отличие административного правонарушения от преступления, то оно будет заключаться в размере нанесенного ущерба. Хотя в судебной практике бывают случаи, когда действия нарушающие закон (зависит от степени тяжести) могут быть как административное нарушение, так и преступление.

Наказания предусмотренные за административные правонарушения следующие:

  • предупреждение (например, управление автомобилем с грязными(нечитаемыми) гос.знаками;
  • штраф (например, управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке при первичном нарушении обязательно штраф);
  • арест (например, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции срок до 30 суток);
  • дисквалификация (например, за невыплату зарплаты работникам предприятия дисквалифицируют учредителя юридического лица);
  • приостановление деятельности (например, при массовом отравлении людей предприятием общепита(кафе) приостанавливают его деятельность до устранения нарушений);
  • обязательные работы (например, за неуплату штрафов ПДД);
  • некоторые другие.

Стоить заметить, что административному аресту и обязательным исправительным работам не подлежат:

  • беременные женщины;
  • женщины, у которых есть дети до 14 лет;
  • несовершеннолетние (лица до 18 лет);
  • инвалиды I и II групп;
  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • сотрудники со спец. званиями органов МВД, Прокуратуры и других лиц указанных в части 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Все сказанное выше, а также наш основной вопрос по срокам привлечения к административной ответственности регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ).

У правонарушителя при установлении факта нарушения закона, есть шанс уйти от наказания в случае если выйдут сроки давности привлечения к административному наказанию (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря простым языком, судья не сможет вынести постановления о привлечении к ответственности и привлечь виновного к ответственности нельзя, если упомянутые в начале абзаца сроки превышены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, условный срок давности за административное правонарушение равен 2 месяцам, а по делам, разбираемыми судьёй (в суде) 3 месяца.

Административные нарушения со сроком давности в 1,2,3 года и 6 лет

Срок давности в один год распространяется на большую группу деяний. Это обосновано тем что последствия правонарушения (противозаконного действия) может не совпадать с временем при котором проявились вредные последствия. Например, предприятие загрязняло окружающую среду токсичными отходами 1 месяц, а последствия в виде вреда экологии наступили через 6 месяцев.

Список сфер законодательства РФ, в которых срок исковой давности равен 1 год за административное нарушение:

  • экспортного контроля;
  • внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, в исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезия и картография, в сфере наименований географических объектов;
  • патентного законодательства (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров);
  • антимонопольных законов;
  • сфера охраны окружающей среды;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • охраны здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • в сфере защиты детей от информации причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • правил ПДД (статьи 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ);
  • использования атомной энергии;
  • налогов и сборов;
  • в защите прав потребителей;
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
  • в сфере естественных монополий;
  • основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • в сферах рекламы, энергетики, тепло и водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и лотереях;
  • в физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • в государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • на выборах и референдумах;
  • в участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и о проведении азартных игр;
  • в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации;
  • И многие другие сферы, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.

Административные нарушения со сроком исковой давности в 2 года:

  • за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
  • за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • за нарушение законодательства о бухгалтерском учете;
  • за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Административные нарушения со сроком давности в 3 года:

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Административные правонарушения со сроком давности в 6 лет:

  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Что должен знать гражданин про административные правонарушения

Самой распространённой сферой административного нарушения является Правила дорожного движения (ПДД), срок исковой давности в этой сфере составляет 12 месяцев с момента установления факта нарушения. Выписанное постановления о штрафе инспектором ГИБДД, автовладелец вправе обжаловать в течении 10 дней, иначе штраф подлежит обязательной уплате с уведомлением в виде копии квитанции в органы которые указаны в постановлении.

Отказ от исполнения этого законного требования, сулит передачу этого дела в суд либо судебным приставам, что в дальнейшем грозит увеличением суммы штрафа, либо наказания в виде обязательных работ до 50 часов, и в худшем варианте это административный арест сроком до 15 суток.

Если истекает установленный законом период времени, то правоохранительные органы не смогут привлечь нарушителя к ответственности. Стоит отметить, что срок давности административного правонарушения, в отличие от других видов нарушений, имеет гораздо меньшую длительность. Это обусловлено минимальной или слабой степенью общественного вреда административных правонарушений.

Сроки могут регулироваться (повышаться) в связи с большим количеством дополнительных нюансов. Они связаны со специфичностью нарушения и тем, относится ли нарушение к одной из сфер, предполагающей повышенный срок, или нет.

Специальные сроки


Общие и специальные сроки назначения административных наказаний различаются. Мы разобрались с первыми. Специальные сроки также регламентированы законодательством.
Законность увеличения срока наказания указана в статье 4.5 КоАП. Причем существует достаточно длинный список того, что является исключением. В целом, большинство этих исключений имеет срок длительностью 12 месяцев со дня нарушения. Среди них те, которые так или иначе касаются следующих сфер:

  • Гео-, карто- графические и другие схожие ошибки или незаконные действия с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционные незаконные действия;
  • Защита прав потребителей;
  • Законодательство о страховании;
  • Выборная процедура, порядок референдумов;
  • Инвестиционная деятельность и работа других фондов, некоммерческие партнерства;
  • Продажа акцизной продукции;
  • Соблюдение норм безопасности;
  • Организация массовых мероприятий (митинги).

В пункте 1-ом также установлены сроки давности длительностью 1 год в случае угрозы здоровью населения, посягательства на авторские права, нарушения экспортных условий. Такая же длительность предусмотрена в отношении дел, касающихся экологии, предпринимательства, налогообложения, деятельности лотерей и азартных игр.
В сфере финансов – это 2 года. Нарушения Таможенного кодекса РФ, операций с валютой, бухгалтерские ошибки, уклонение от выплаты алиментов, а также причинение побоев физическому лицу. По делу коррупции, терроризма и содействия терроризму – 6 лет.

Отсчет начинается с даты совершения проступка. Если виновное в проступке лицо понесло наказание (приняло и исполнило), то оно считается «белым», как будто не было привлечения к ответственности вообще.

Если говорить по-другому, то гражданин может считаться, привлеченным к административной ответственности, после вынесенного постановления + время, выделенное на исполнение ответственности + 12 месяцев спустя с момента факта «расплаты». Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию начинается после этого периода.
Привлечение к ответственности после окончания срока считается незаконным. При инициировании такого дела процедуру немедленно завершают. Это прописано в статье 24.5 пункте 1.6.
Постановление утрачивает свою силу спустя 2 года с момента вынесения. Его нереализованность в течение этого срока приравнивается к аннулированию. По данному правонарушению привлечь лицо уже не получится (статья 4.1 пункт 5).

Давностный срок штрафов ГИБДД

Наиболее частые штрафы – за нарушение ПДД. Как и большинство административных, оплачиваются до истечения 2-х месяцев. Оплата штрафа в первые 20 дней уменьшает сумму на половину. (Кодекс о АП статья 32.2). Спустя 10 дней после того, как постановление выдано начинается счет дней.
Если штраф не был заблаговременно уплачен, судебный пристав возбуждает исполнительское производство. Чтобы в добровольном порядке выплатить долг уклонисту выделяется 5 дней. С этого момента пристав следит за всеми доходами и всем имуществом должника. Если сумма долга равна 10 000 рублей и больше, приставом накладывается временный запрет на выезд нарушителя за пределы страны.
Итак, срок давности – 2 месяца, при участии суда – 3 месяца, а при обычном нарушении, взыскании средств с нарушителя, – лимит составляет 2 года с дня постановления об административном взыскании. Длительность обжалования разнится в зависимости от органов:

  • 10 суток у начальника ГИБДД;
  • 60 суток в суде.

Инспектор обязан выписать штраф сразу же, потому что через 2, и конечно же 3 месяца привлекать нарушителя к ответственности будет бесполезно.

Пример. 14 февраля 2016 год. Инспектор увидел превышение скорости. Он остановил мужчину и оштрафовал. Актуальным штраф стал 14 января (обжалования не было). С 25 февраля пошли дни срока давности, который перестал действовать ровно через 2 года – 25 февраля 2018. Никто за это период не пытался взыскать с него деньги и принудительно привлечь к ответственности. Инспектор совершил неправомерное действие, потребовав уплату после пройденного срока давности. Мужчина никак не уходил от ответственности, потому что его даже не искали. А постановление уже не имело силы.

Сроки давности по штрафованию с камер видео наблюдения не имеют каких-либо коренных отличий от традиционного штрафования. Одна особенность – нет законной возможности посадить злостного должника на 15 суток под арест.
Нарушив законодательство, человек обязан понести ответственность, которую установят уполномоченные лица. Давность предъявления можно обжаловать до 60 дней, а давность исполнения постановления – 2 года. Иногда срок давности позволяет избежать заслуженного наказания. Это происходит исключительно по вине правоохранительных органов.

Не стоит надеяться на такие случаи и тем более целенаправленно пытаться уходить от ответственности, «пережидать» и скрываться на протяжении 2 лет – в таком случае наказание для уклониста может быть еще суровее.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх