Срок исполнительного листа

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 данного закона, является основанием для окончания исполнительного производства.

Согласно Закону исполнительный лист возвращается:

— по заявлению взыскателя (п. 1 ч. 1 ст. 46);

— если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46);

— если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46);

— если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46);

— если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46);

— если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46).

Во всех вышеперечисленных случаях, за исключением указанных в п. 1 и 6 ч. 1 ст. 46 Закона, срок повторного предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю и составляет три года (для исполнительного листа) (ст. 21, 22 Закона).

В случаях, когда исполнительный лист был возвращен взыскателю на основании его заявления либо взыскатель своими действиями препятствовал исполнению исполнительного документа, в силу ч. 3.1 ст. 22 Закона период со дня предъявления исполнительного листа к исполнению до дня окончания исполнения по нему вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, т.е. трехлетний срок на предъявление исполнительного листа начинает течь с момента вступления в силу решения суда, но из него вычитается период, когда исполнительный лист был предъявлен к исполнению и до возврата его взыскателю.

Восстановить пропущенный срок предъявления исполнительного листа к исполнению взыскатель может только в судебном порядке, и только если суд признает причины пропуска уважительными (ст. 23 Закона, ст. 432 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Таким образом, если исполнительный лист был возвращен взыскателю три года назад и за это время повторно не предъявлялся к исполнению, то срок для его повторного предъявления истек. Исполнительное производство считается оконченным с момента возврата взыскателю исполнительного документа, о чем пристав должен был вынести постановление.

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество (ч. 4 ст. 47 Закона).

Однако, если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства (ч. 5 ст. 47 Закона).

Из ч. 7 ст. 47 Закона следует, что одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 Закона либо п. 4, 6 или 7 ч. 1 ст. 47 Закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 Закона либо п. 4, 6 или 7 ч. 1 ст. 47 Закона, должнику, а при необходимости и другим лицам.

Это означает, что аресты на банковских счетах могут сохраняться до погашения задолженности по уплате расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Узнать информацию о возбужденных в отношении вас исполнительных производствах можно на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов или в отделе судебных приставов по месту вашей регистрации.

Если вы считаете, что арест счетов неправомерен, то следует обратиться к приставу с соответствующим ходатайством о снятии ареста, обосновав свои требования.

В соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Неконституционными признаны нормы закона об исполнительном производстве, которые позволяют взыскателю фактически безлимитно продлевать трехгодичный срок предъявления к исполнению исполнительных документов, отзывая их и таким образом прерывая течение указанного срока. Конституционный суд РФ рекомендовал законодателям внести соответствующие корректировки в правовое регулирование. Однако еще до принятия поправок суды и судебные приставы-исполнители считать сроки будут уже по-новому.

Нормы Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), позволяющие взыскателю прервать трехгодичный срок предъявления к исполнению исполнительного документа путем его отзыва и повторного предъявления к исполнению, не соответствуют Конституции РФ. Подобное правовое регулирование приводит к чрезмерно длительному пребыванию должника в состоянии неопределенности относительно своего правового положения. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ в постановлении от 10.03.2016 № 7-П (далее — постановление № 7-П), вынесенному по жалобе о проверке конституционности ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Суд постановил, что срок, прошедший с момента возбуждения исполнительного производства и до отзыва исполнительного документа взыскателем, при повторном предъявлении такого документа к исполнению должен засчитываться в общий срок, отведенный для такого предъявления и составляющий три года.

Постановление № 7-П было вынесено по жалобе гражданина, однако содержащееся в этом документе толкование норм Закона об исполнительном производстве распространяется также и на правоотношения с учатием организаций.

При отзыве исполнительного листа трехгодичный срок начинает течь заново

В сентябре 2010 г. на имущество гражданина-должника было обращено взыскание. В январе 2011 г. банк-кредитор предъявил к исполнению исполнительный лист в службу судебных приставов, а спустя полгода отозвал его. В начале 2013 г. исполнительное производство было возбуждено во второй раз в связи с предъявлением к исполнению исполнительного листа, который банк снова отозвал. В конце 2014 г. исполнительный лист был предъявлен к исполнению в третий раз, в связи с чем судебный пристав-исполнитель вынес третье постановление о возбуждении исполнительного производства.

Должник посчитал, что установленный законом трехлетний срок для предъявления исполнительного документа к исполнению кредитором уже пропущен, и обратился в суд с заявлением о признании постановления пристава незаконным. Однако суды трех инстанций не нашли в действиях судебного пристава-исполнителя нарушений. Тогда должник обратился в Конституционный суд РФ с требованием о проверке конституционности норм Закона об исполнительном производстве, примененных в данном деле.

Свою позицию заявитель обосновал тем, что оспариваемые нормы нарушают баланс интересов сторон в исполнительном производстве, поскольку допускают бессрочное и ничем не ограниченное право взыскателя предъявлять исполнительный документ в службу судебных приставов для принудительного исполнения и по своему усмотрению отзывать его без исполнения. Такие действия влекут окончание исполнительного производства и позволяют взыскателю в будущем снова инициировать принудительное исполнение того же исполнительного документа.

«Недосказанность» в законе позволяет толковать его в ущерб интересам должника

Условия и порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства определены в Законе об исполнительном производстве. Так, возбужденное исполнительное производство может быть окончено судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа (п. 1, 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Основания для такого возвращения могут быть связаны как с должником, так и со взыскателем. Ко вторым относится в том числе подача взыскателем судебному приставу-исполнителю заявления о возвращении исполнительного документа (п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве), как это произошло в упомянутом ранее споре.

При наличии такого заявления судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Это, однако, не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока для предъявления исполнительных документов к исполнению (ч. 3, 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве). Для исполнительных листов, которые выдаются на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве).

При пропуске трехгодичного срока взыскатель лишается возможности принудительно исполнить решение суда (п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Но срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается при предъявлении исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока возобновляется, причем время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закона об исполнительном производстве).

В случае возвращения взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (ч. 3 ст. 22 Закона об исполнительном производстве). Законодательство не раскрывает определения «невозможности исполнения исполнительного документа». В то же время отзыв исполнительного документа взыскателем не дает приставу права продолжить исполнительное производство, поэтому данное обстоятельство делает исполнение невозможным.

Следовательно, предъявление исполнительного документа к исполнению после того, как ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен взыскателю, влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, и его течение начинается заново. Именно этим положением в расссматриваемом деле воспользовался кредитор, трижды предъявив исполнительный лист в службу судебных приставов до истечения трехгодичного срока с момента предыдущего возвращения исполнительного листа взыскателю по его же заявлению.

Угроза обращения взыскания на имущество должника не может длиться вечно

Установленный законом срок предъявления исполнительного документа к исполнению необходим для того, чтобы избежать неопределенности относительно того, в течение какого времени имущество, на которое было обращено взыскание, будет находиться под угрозой совершения в отношении него мер принудительного исполнения. Взыскатель и должник могут ориентироваться на этот срок, чтобы соответствующим образом планировать свое поведение относительно данного имущества.

КС РФ пришел к выводу, что допускаемая законом возможность неоднократного и неограниченного прерывания срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, по свободному волеизъявлению взыскателя фактически приводит к выведению имущества должника из сферы гражданского оборота на неопределенный срок и ограничивает право собственности должника на это имущество. Такие действия взыскателя приведут к тому, что исполнительное производство не будет окончено исполнением содержащегося в исполнительном документе требования, а должник будет бесконечно пребывать под угрозой применения к нему и принадлежащему ему имуществу исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

Судьи пришли к выводу, что оспариваемые положения Закона об исполнительном производстве противоречат Конституции РФ, и потому законодателю следует предусмотреть правила перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае, когда ранее предъявленный к исполнению тот же самый исполнительный документ был возвращен взыскателю по его заявлению. До внесения соответствующих изменений в закон суды и судебные приставы при неоднократном предъявлении к исполнению исполнительного документа (если ранее он был отозван по заявлению взыскателя) должны вычитать из трехгодичного срока периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось.

Служба судебных приставов поддерживает законопроект об изменении срока давности исполнения постановлений о взыскании административных штрафов, сообщили в пресс-службе ФССП России.

Сегодня закон установил срок давности исполнения постановления об административном штрафе — год с момента вынесения такого постановления. На практике взыскать такой штраф соответствующие ведомства не успевают. «Это обусловлено объективными причинами, — поясняют судебные приставы. — Так, при исполнении постановлений о взыскании значительных сумм штрафов с физических лиц в отсутствии иного имущества должника, на которое можно обратить взыскание, судебный пристав направляет постановление по месту работы должника для удержания суммы штрафа из заработной платы. В этом случае процесс погашения задолженности может объективно значительно превысить установленный законом срок. Однако по действующему законодательству по истечении 1 года исполнительное производство подлежит окончанию в связи с истечением срока давности исполнения. При этом повторное предъявление указанного постановления о взыскании штрафа к исполнению невозможно».

По словам приставов, взыскание штрафов на крупные суммы с юридических лиц также проблемно, так как обнаружение имущества должника и последующее обращение на него взыскания, включая процесс реализации, с учетом очередности удовлетворения требований взыскателей, в установленный Кодексом срок объективно невозможно.

В соответствии со статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях течение срока давности прерывается в случае уклонения лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения постановления. Однако на сегодняшний день у правоприменителей отсутствует однозначное толкование того, какие действия должника являются уклонением. В этой связи, считают приставы, объективно назрела необходимость законодательного конкретизации оснований для перерыва срока давности.

Напомним, что апреле в Госдуму был внесен законопроект, который предполагает прерывание срока давности исполнения постановлений о взыскании административного штрафа с момента возбуждения исполнительного производства и до его окончания.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие сроки предъявления исполнительных документов к исполнению:

— исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу;

— исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

— если федеральным законом или судебным актом должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

Если исполнение судебного акта отсрочено или приостановлено судом, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

Этой статьей мы начинаем серию из нескольких публикаций, в которых юристы МГ КА «ПРАВЭКС» раскрывают некоторые наиболее востребованные практические аспекты арбитражного судопроизводства.

Статья написана на примере работы с Арбитражным судом города Москвы, но мы не сомневаемся, что она будет не менее интересна и полезна применительно других Арбитражных судов России.

Подавляющее большинство взыскателей, ведущих свои судебные дела самостоятельно, рано или поздно, выиграв судебное дело, сталкиваются с проблемой неисполнения принятого судебного акта — должник, увы, не бежит немедленно оплачивать долг, даже подтвержденный судебным актом.

Да и зачастую, за сухой строкой в законе стоит целая цепочка действий, которые необходимо произвести, чтобы добиться желаемого эффекта. И в любом случае, началом этой цепочки является получение исполнительного листа.

Вроде бы, что может быть проще, ведь статьей 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено:

«Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.»

На вопрос «вчера было принято решение, уже можно получать исполнительный лист?» в статье 319 АПК РФ есть исчерпывающий ответ: «Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению.». Вывод: в большинстве случаев нужно в обязательном порядке дождаться вступления судебного акта в законную силу, а не сразу бежать требовать исполнительный лист.

На вопрос: «Где получать исполнительный лист?» ответ также прост: «Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим арбитражным судом» — ст. 319 АПК РФ.
То есть применительно к судебным актам, принятым Арбитражным судом города Москвы исполнительные листы выдаются в данном суде.

Однако, просто приехав в любое время в Арбитражный суд, получить исполнительный лист в тот же день не получится.

Не все знают, что исполнительный лист может быть:

— направлен взыскателю по почте по юридическому адресу;

— по ходатайству взыскателя направлен непосредственно арбитражным судом в Службу судебных приставов;

— по ходатайству взыскателя, выдан ему на руки.

С первым вариантом понятно — получив положительное судебное решение, ждем вступления его в законную силу, и ждём, когда придет заветное письмо. Ключевое слово в данном случае «ждём», т.к. очень часто сотрудники суда ввиду большой загруженности делами не торопятся выписывать исполнительный лист и направлять его взыскателю. К тому же надо сделать поправку на нестабильную работы почты и на то, что у многих организаций фактический адрес не совпадает с адресом государственной регистрации (юридическим).

Второй вариант — предпочтителен в том случае, когда должник находится в другом регионе, хотя, по ходатайству взыскателя, арбитражный суд может направить исполнительный лист непосредственно для взыскания в соответствующее подразделение Службы судебных приставов.

Однако, и здесь имеются проблемы практического характера:

— нужно подготовить и подать письменное ходатайство либо непосредственно в Арбитражный суд г.Москвы (прием дополнительных документов осуществляется в холле суда с понедельника по четверг с 9-00 до 15-00, в пятницу до 14-00). К ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия лица, его подписавшего — доверенность, либо протокол/решение в случае подписания ходатайства руководителем. Важно: в ходатайстве в обязательном порядке должен быть указан номер дела в Арбитражном суде города Москвы и шифр судьи по делу (он указан в Определении о принятии искового заявления к производству). Для подачи ходатайства непосредственно в суд желательно приезжать заранее, т.к. бывают очень большие очереди. Ходатайство также можно подать в электронном виде через систему «Мой Арбитр» в формате электронного документа pdf либо с простой идентификацией подающего лица, либо с усиленной квалифицированной электронной подписью. Важно: если ходатайство подписано одним лицом (например, руководителем организации), а подается другим лицом (представителем), то в целях принятия судом ходатайства необходимо прикладывать документ, подтверждающий полномочия лица, направляющего ходатайство в суд, например, доверенность представителя;

— взыскатель не контролирует срок выдачи исполнительного листа, не имеет информации, когда и куда он отправлен для взыскания, что затрудняет его последующий поиск в Службе судебных приставов;

— как и в первом случае (направления исполнительного листа взыскателю по почте), проблема может быть в том, что взыскатель не может проверить содержание и текст исполнительного листа, а ведь малейшая ошибка и даже опечатка может привести к отказу в возбуждении исполнительного производства в Службе судебных приставов. В нашей практике неоднократно встречались такие случаи, когда по ошибке неверно были указаны наименование взыскателя или должника, реквизиты и т.п.

Третий вариант — наиболее трудоемкий, но наиболее эффективный — получить исполнительный лист на руки. Но надо имеет в виду, что при посещении суда в любое время исполнительный лист Вам никто не выдаст. Для этого также нужно заранее подать соответствующее ходатайство/заявление.

Как подготовить и сдать в суд ходатайство или направить в электронном виде — описано выше.

Получение исполнительных листов согласно Регламента работы Арбитражного суда г.Москвы происходит строго на 5-й рабочий день со дня поступления в суд ходатайства. При этом, день поступления в суд ходатайства не засчитывается.

В пятницу исполнительные листы выдаются только страховым компаниям.

Очень нередки случаи, когда ввиду загруженности помощников судей (или иных причин), исполнительный лист в назначенный день не готов. Во избежание недоразумений — советуем заранее (за день) звонить помощникам судей по телефонам соответствующего судебного отделения, указанных на сайте суда: http://www.msk.arbitr.ru/node/13019

В день выдачи исполнительного листа имеет смысл еще раз проверить его готовность, позвонив с утра по внутреннему телефону (телефоны расположены от входа справа, там же есть и информация по внутренним номерам). Кроме того, необходимо получить талон на выдачу. Талоны выдаются с 8-45 в холле первого этажа, количество талонов на день строго ограничено (200 шт), поэтому очень советуем приезжать заранее (как правило, с 8 утра начинает собираться очередь к аппарату за талончиками).

Получив талончик, идём за выдачей в комнату выдачи исполнительных листов (3 этаж). Выдача осуществляется в порядке электронной очереди с 9 до 13 часов, за исключением пятницы (работа со страховыми компаниями). Непосредственно перед выдачей к кабинету выносится список исполнительных листов, готовых к выдаче, там тоже можно проверить готовность.

Важно: получающему от имени организации исполнительный лист необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также подтвердить полномочия на получение. Генеральный директор действует без доверенности, при наличии протокола или решения о назначении, иные представители — на основании доверенности.

Очень важный момент: чтобы не пришлось потом так же долго всё переделывать, необходимо полностью проверить выдаваемый исполнительный лист: наименование организаций взыскателя и должника, реквизиты организаций, данные по судебному акту и т.п.

Если вдруг так получилось, что исполнительный лист в день выдачи все-таки не готов (довольно часто это случается), необходимо долго и кропотливо созваниваться с помощниками судей, и только после этого, в назначенный день приезжать повторно.

Получить консультацию по арбитражным делам, договориться о проведении правовой экспертизы и определиться с выбором схемы работы, Вы можете, позвонив нам по телефону +7 495 767-63-14

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх