Срок президента в РФ

Основывается на положениях ст. 81 и 102 Конституции РФ, а также положениях Федерального закона от 12 июня 2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно Конституции РФ Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет; одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд; порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом; выборы Президента РФ назначаются СФ. Согласно ст. 5 ФЗ решение о назначении выборов Президента РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором 6 лет тому назад был избран Президент РФ.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 «О политических партиях» принимать участие в выборах, в т. ч. выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 7500. Политическая партия (за некоторым исключением) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 2500.

ФЗ обязывает кандидата представить в Центральную избирательную комиссию РФ сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за 6 лет, предшествующих году назначения выборов Президента РФ, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в т. ч. совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга.

В соответствии с ст. 76 ФЗ избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем др. кандидат.

Парламент Чечни внес в Госдуму России поправки к Конституции, позволяющие продлить полномочия президента России до трех сроков подряд.

18 мая законопроект разместили в базе данных Думы.

В документе говорится, что в часть 3 статьи 81 Конституции нужно внести изменения с формулировкой: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более трех сроков подряд». Сейчас Конституция России запрещает находиться на посту президента более двух сроков подряд.

В пояснительной записке необходимость увеличить срок президенту объясняется тем, что сейчас «назрела необходимость» и это «обусловлено достигнутой социально-политической стабильностью и необходимостью ее сохранения».

«На фоне сложившейся сложной внешней политической обстановки важно сохранить преемственность государственной власти», – говорится в документе.

В апреле Рамзан Кадыров заявил, что не видит альтернативы Владимиру Путину и не считает нужным ограничивать его пребывание на посту двумя сроками.

«Ситуация в стране, да наверное и в мире такая, не мне сейчас объяснять, из-за этой сложившейся ситуации, внешнеполитической обстановки мы посчитали важным сохранить нынешнюю власть, коней на переправе не менять. Не то что я так считаю, мы в комитете так считаем, что мы находимся на историческом распутье развитии нашей страны, поэтому и решили выйти с предложением увеличить срок президентства», – сказал Настоящему Времени один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета по вопросам законодательства парламента Чечни Ибрагим Ахматов.

8 мая парламент Чечни заявил, что готовит в российскую Думу соответствующий законопроект.

Владимир Путин находится у власти с мая 2000 года, когда он был избран первый раз, на этом посту он пробыл два срока, до мая 2008 года. Потом четыре года был премьером, а в 2012 году снова баллотировался на пост президента. «Перерыв» в его президентстве формально позволил обойти Конституцию, где прописано, что гражданин России не может быть президентом более двух сроков подряд.

Также во время правления Путина срок пребывания на посту президента увеличили до шести лет, и четвертый раз политик пошел на выборы лишь в 2018 году. После победы на очередных выборах он будет главой государства до 2024 года.

  • «Второе предложение, по сути, означает снять ограничение для любого человека, любого гражданина, включая действующего президента, и разрешить в будущем участвовать в выборах. Естественно, в ходе открытых и конкурентных выборов… Разумеется, только если граждане поддержат такое предложение, такую поправку. Скажут «да» в ходе общероссийского голосования 22 апреля текущего года».

Дума приняла поправку Терешковой во втором чтении. Согласно этой поправке для занимавшего или занимающего на момент вступления в силу поправки президента это ограничение снимается.

Согласно ранее внесенным Путиным поправкам в Конституцию количество президентских сроков ограничивается двумя, убирается слово «подряд», позволявшее принять участие в выборах после перерыва.

  • «Сейчас вот мы рассматриваем поправки в Конституцию. Звучит очень много разных предложений: и отменить количество сроков, на которые может избираться президент. Но все-таки, на мой взгляд, для того, чтобы гарантировать сменяемость власти (а для такой страны, как наша, это важно), все-таки лучше, если количество сроков избрания президента будет ограничено», — сказал Путин в интервью для документального проекта «Пролетев над бездной», фрагмент которого показали 8 марта на телеканале «Россия 1». При этом он отмечал, что во многих странах нет ограничений на президентские сроки.

Он отметил, что ничего необычного в неограниченном количестве сроков, на которые может избираться президент, нет. «Во многих странах нет никакого ограничения по срокам избрания президента. На Западе, в тех же Штатах с исторической точки зрения совсем недавно это было отменено», — добавил он.

Кто, как и почему предложил досрочные выборы

Во вторник, 10 марта, Госдума принимает во втором чтении поправки в Конституцию. Перед началом заседания лидер ЛДПР Владимир Жириновский после совещания лидеров фракций со спикером Вячеславом Володиным предложил провести 20 сентября досрочные выборы в Госдуму.

  • «Если обновленная Конституция вступает в силу в апреле, то, наверное, надо в стране провести досрочные выборы в Государственную думу, чтобы уже новый парламент действовал с новыми полномочиями».

Жириновский также сказал, что, «наверное, надо вспомнить и про выборы президента». Он предложил передать полномочия по выборам главы государства Госсовету.

Внести подобные поправки во время второго чтения поправок в Конституцию предложил депутат от «Единой России», сооснователь партии и член ее высшего совета Александр Карелин.

  • «Я считаю, что было бы честным провести новые выборы под такие новые наши возможности».

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов поддержал идею досрочных выборов. КПРФ выступила против. «Инициативы, которые звучат сейчас в Госдуме, я комментировать не буду. Они будут рассмотрены, и в ближайшее время президент даст им оценку», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Вскоре после выступления Карелина депутаты внесли соответствующую поправку:

  • «Государственная дума седьмого созыва в связи с принятием поправки к Конституции РФ, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов Госдумы принять решение о сокращении срока полномочий Госдумы данного созыва. В этом случае президент РФ вправе назначить новые выборы Госдумы. Госдума восьмого созыва собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после его избрания; полномочия Госдумы седьмого созыва прекращаются в соответствии с частью 4 статьи 99 Конституции России».

Разговоры о досрочных выборах

5 марта президент Владимир Путин провел встречу с лидерами фракций Госдумы и спикером палаты Вячеславом Володиным. «В повестке встречи вопроса досрочных выборов нет. Президент такой вопрос ставить не будет», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, уточняя, что вопрос могут поднять участники встречи. В стенограмме встречи на сайте Кремля тема досрочных выборов не упоминается.

Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников 23 января заявил, что принятие поправок не предусматривает самороспуска Думы. «Я официально опровергаю слухи: поправки о самороспуске нет и не будет. Этого нет, из текста это не вытекает», — говорил Крашенинников. Он также опровергал, что изменения в Конституции требуют досрочных выборов президента.

4 марта издание «Проект» со ссылкой на пять источников в Кремле, Госдуме, а также близких к администрации президента, сообщило, что в руководстве страны обсуждают идею провести досрочные выборы в Госдуму. По данным источников, если Путин решит поддержать идею, то о досрочных выборах объявят уже в ближайшие дни. Собеседники издания также предположили, что с идеей досрочных выборов выступят представители фракций на встрече с президентом.

Первым из политиков об обнулении президентских сроков Путина в связи с уточнениями президентских полномочий в Конституции заявил экс-помощник главы государства Владислав Сурков. С юридической точки зрения появится необходимость обнулить президентские сроки, заявил он в интервью порталу «Актуальные комментарии» 26 февраля.

  • «С новыми полномочиями это будет уже как бы другой институт президентства. На него не смогут распространяться ограничения нынешнего президентства», — говорил Сурков.

Комментируя его заявление, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эти слова частным мнением.

О том, что в администрации президента рассматривают вариант провести осенью досрочные парламентские выборы, в январе писал Bloomberg со ссылкой на источник, близкий к «Единой России».

Комментируя тогда публикацию, Володин назвал ее фейком и заявил, что целью публикации было «вмешаться в наши выборы и нести смуту в головах».

Изменение полномочий Госдумы

15 января Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию и предложил внести изменения в Конституцию.

  • «Все фракции, представленные в Государственной думе, — а с их лидерами, вы знаете, мы встречаемся регулярно — полагают, что федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства… А если взять большую ответственность за формирование правительства, это значит взять на себя и большую ответственность за ту политику, которую это правительство проводит. Я согласен с такой постановкой вопроса, согласен полностью».

В предложенных президентом поправках в Конституцию предлагается усилить полномочия Госдумы. В случае утверждения поправок нижняя палата получит возможность назначать всех министров правительства, кроме силовых. Также поправки предусматривают изменение полномочий практически всех других органов власти, в том числе президента и Совета Федерации.

Что может быть основанием для роспуска Думы

Согласно действующей Конституции Дума может быть распущена в следующих случаях:

  • президент может распустить Думу в случае трехкратного отклонения палатой предложенной главой государства кандидатуры премьера;
  • президент может распустить Думу, если она отказала в доверии правительству при проведении такого голосования.

В случае роспуска нижней палаты президент назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Дума не может быть распущена при военном или чрезвычайном положении, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Pavel Golovkin / AP

Президент России Владимир Путин заявил, что из Конституции можно убрать оговорку «подряд» относительно срока, который один человек может находиться на посту президента. Сейчас эта норма зафиксирована в ч. 3 ст. 81 Конституции: «Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд». По словам Путина, эта оговорка смущает некоторых политологов и общественных деятелей.

Владимир Путинпрезидент России «Ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушел с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это уже было не два срока подряд»

На вопрос, нет ли необходимости внести изменения в Конституцию, чтобы перераспределить полномочия парламента, правительства или президента, Путин ответил, что знает о дискуссиях по этому вопросу. По его мнению, это можно сделать «только после хорошей подготовки и глубокой дискуссии в обществе» и очень аккуратно. Он добавил, что понимает те политические партии, которые хотят расширения полномочий парламента. Внести такие изменения в Конституцию ранее предлагал председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он считает, что расширение полномочий парламента позволит устранить существующий в России дисбаланс ветвей власти.

Сам Владимир Путин впервые был избран президентом в 2000 г., затем в 2004 г. С 2008 по 2012 г. пост президента занимал его преемник – Дмитрий Медведев, в то время как Путин на тот срок переместился на пост премьер-министра России. При нем срок полномочий главы государства с помощью поправок в Конституцию был увеличен с четырех до шести лет. В Кремль Путин вернулся в 2012 г. В 2018 г. начался второй его шестилетний, а в общей сложности – четвертый президентский срок.

Путин не имеет права баллотироваться в 2024 г., поскольку избирался дважды подряд в 2012-м и 2018-м, говорит политолог Виталий Иванов. «Его сегодняшние слова можно интерпретировать как сигнал о нежелании менять Конституцию ради получения права на еще одно выдвижение. Но предлагаемая норма будет ограничивать также будущих президентов. Если кто-то из них потом не инициирует ее пересмотр», – говорит он.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напоминает, что Путин в 2012 г. уже обозначал схожую позицию. «В прошлый раз внешне это выглядело как самозапрет на его участие в выборах 2018 г., но на практике он реализован не был. В нынешнем виде заявление позволяет бросить эту тему желающим поговорить о транзите, ничего по сути четкого не обозначив», – считает эксперт.

Александр Щербак / ТАСС / Scanpix / LETA

25 лет назад на всенародном голосовании была принята Конституция России. Российский основной закон существует уже дольше, чем мировые демократические конституции в среднем. Но эффективен ли он? Правда ли, что списан с западных образцов? Можно ли быть президентом больше двух сроков подряд? «Медуза» отвечает на эти и другие стыдные вопросы о Конституции.

Та конституция, которая в России сейчас, — первая в истории страны?

Это первая Конституция, принятая в независимой, постсоветской России. А самые ранние проекты такого документа появились еще в начале XIX века, но так и не были реализованы, хотя в течение нескольких десятилетий после Французской революции (1789–1799 годы) конституции были приняты в большинстве стран Европы. Работали там и парламенты. Считается, что отсутствие конституции и избираемой законодательной власти было одной из причин отставания России от Европы и нарастающего взаимного недоверия с европейскими странами. Правда, у Польши и Финляндии, которые входили в состав Российской империи, собственные конституции все-таки были.

Некоторые историки считают, что первой российской конституцией был манифест императора Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором было объявлено о создании Государственной думы. Однако первая полноценная конституция была принята уже после прихода к власти большевиков, в 1918 году. Вторая была утверждена в 1924 году, после того как Россию преобразовали в СССР, третья — «сталинская» — в 1936 году, последняя — «брежневская» — в 1977-м.

Россия была союзной республикой в составе СССР, и в ней в 1978 году была принята собственная конституция, которая в основном повторяла союзную. При этом главные политические решения все равно принимались руководством Коммунистической партии, так что конституция имела скорее ритуальный характер.

Как была принята Конституция? После распада СССР политики собрались и придумали все с нуля?

После распада СССР и превращения России в независимое государство ее основным законом стала конституция РСФСР 1978 года. Но всем было понятно, что этот документ устарел. Например, там изначально ничего не говорилось о президенте. Этот пост, по сути, учредили специально для самого популярного политика страны Бориса Ельцина. При этом парламент, согласно нормам конституции, имел беспрецедентно широкие полномочия даже по сравнению с западными парламентскими республиками: он провозглашался высшим органом власти, которому было подотчетно и правительство, и судебная власть.

Почти сразу между парламентом страны и президентом Борисом Ельциным началась борьба за власть. Полномочия разграничивала конституция, но беда была в том, что, по закону, в нее было очень легко внести поправки, так что этот документ был крайне нестабильным. В 1990 году было принято 53 поправки, в 1991 году — 29, в 1992 году — целых 258.

Парламент и президент предлагали свои проекты новой конституции, но так и не смогли достичь компромисса. Ситуация не была уникальна на постсоветском пространстве. Аналогичные конфликты, вызванные тем, что советские нормы плохо работали в новых условиях, происходили в Белоруссии и в Казахстане. В обеих этих странах они завершились силовым разгоном парламента. На Украине настолько острого противостояния не было, но зато там много раз менялась форма правления — с президентской на парламентскую и обратно.

В России конституционный кризис закончился расстрелом парламента в октябре 1993 года и победой Ельцина. На голосование 12 декабря того же года был вынесен только его вариант проекта Конституции. Среди авторов называют тогдашнего вице-премьера Сергея Шахрая, земляка Ельцина юриста Сергея Алексеева, мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Собчак, заместителем которого тогда работал Владимир Путин, был одним из самых последовательных сторонников сильной президентской власти.

Прошедшее 12 декабря голосование часто называют референдумом, но на самом деле, по закону, президент не мог быть инициатором референдума. Тем не менее в указе Ельцина речь шла о «всенародном голосовании». Согласно этому указу, для принятия конституции на участки должно было прийти больше 50% избирателей, из них свыше половины должны были проголосовать за. Если бы состоялся полноценный референдум, нужно было бы, чтобы проект одобрили больше 50% от общего числа граждан страны.

По официальным данным, проголосовало 54,8% избирателей, из них 58,4% — за принятие Конституции. Ходили слухи о фальсификации голосования, но их опровергали.

Правда, что российская Конституция списана с французской? Или с американской?

Считается, что в главном вопросе — о президентской или парламентской форме правления — разработчики Конституции РФ ориентировались на Францию. Французский и российский президенты названы «гарантами Конституции». Они назначают главу правительства и, по представлению премьера, остальных министров. Оба имеют право наложить свое вето на закон и могут распустить парламент. Оба издают указы, имеющие силу закона, пока таковой не будет принят парламентом.

Дальше начинаются отличия, и неслучайно Шахрай называет французское влияние на российскую Конституцию «мифом». В чем-то французский президент сильнее российского: например, для роспуска парламента ему достаточно согласия премьер-министра, а президент России должен провести сложную, многоступенчатую процедуру. Кроме того, компетенция самого парламента во Франции ограничена перечнем вопросов, по которым он может издавать законы, а в России депутаты могут регулировать все сферы жизни.

Но в остальном полномочия президента России шире. Французский президент может отправить премьера в отставку, только если это решение поддержит парламент. Российский — в любой момент. Во Франции ограничена не только компетенция парламента, но и сфера применения президентских указов, в России — нет. Оба президента имеют право отклонять законы, но французский парламент может преодолеть вето простым большинством голосов, а российский — только двумя третями.

Еще меньше российская Конституция похожа на американскую. По сути, единственное, что взято у США, — это именно труднопреодолимое право вето, а также право на издание указов в любой сфере. В остальном полномочия американского президента существенно уже: он не может распускать конгресс, а основных чиновников назначает только с его согласия. Срок полномочий президента России сначала был такой же, как у президента США, — четыре года, но в 2008-м Дмитрий Медведев увеличил его до шести лет. Во Франции чуть раньше семилетний срок заменили пятилетним.

По словам Шахрая, изначально разработчики Конституции планировали свести функции президента к регулированию споров между другими органами власти. Сам он называл это «российской моделью британской королевы». Ельцин потребовал расширить собственные полномочия, причем, по утверждению Шахрая, за этим стояло правительство, которое хотело, чтобы президент брал на себя самые непопулярные решения. Из-за необычно большого объема полномочий президента Россию иногда называют «суперпрезидентской республикой», причем это определение появилось задолго до прихода к власти Владимира Путина.

Путин у власти уже 18 лет. Так можно или нельзя править больше двух сроков подряд?

Путин впервые был избран президентом в 2000 году, переизбран на второй срок в 2004 году, в 2008-м не баллотировался и еще дважды был избран — в 2012 и 2018 годах.

Часть третья статьи 81 Конституции гласит, что «одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Сергей Шахрай признается, что именно он включил слово «подряд» в текст Конституции, и теперь затрудняется сказать почему — «так у меня в голове сидело».

Еще один соавтор документа, Виктор Шейнис, подтверждает, что слово попало в документ по инициативе юристов Ельцина, и большого значения ему не придали, поскольку «никто не допускал, что Борис Ельцин в силу возраста мог бы, отработав два срока и переждав один, вновь стать президентом».

В 1998 году группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный суд с вопросом о том, засчитываются ли 1991–1996 годы за полноценный первый срок Ельцина, учитывая, что он был избран до принятия новой Конституции. Они опасались, что Ельцин захочет баллотироваться на новый срок и в 2000 году. В определении суда говорится, что два срока полномочий подряд составляют «конституционный предел», из чего противники Путина делают вывод, что его избрание в 2012 и 2018 годах, на третий и четвертый срок, прямо противоречило Конституции.

Но Конституционный суд отвечал на конкретный вопрос депутатов о выборах 2000 года, на которых, по мнению Госдумы, «на должность президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность».

Суд с доводами депутатов согласился, и в полном виде фраза о «конституционном пределе» звучит так: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации… не допускает».

Получается, что определение Конституционного суда касалось только тогдашней ситуации и конституционности возможного переизбрания Ельцина конкретно в 2000 году.

О том, что в нынешнем виде российская Конституция разрешает переизбираться после перерыва, косвенно свидетельствуют политические дискуссии в США. Двадцать вторая поправка к конституции этой страны запрещает одному и тому же человеку избираться на пост президента более двух раз. В 2000 году, незадолго до своего ухода, тогдашний президент Билл Клинтон заявил, что, скорее всего, выиграл бы выборы и в третий раз. Поэтому, по его мнению, было бы неплохо еще раз изменить закон и запретить избираться больше двух раз не вообще, а только подряд — то есть сделать как в России.

Даже некоторые оппозиционные политики признают, что попытка доказать, будто Путин нарушил Конституцию, бесперспективна, а лучший способ в дальнейшем избежать подобных ситуаций — просто убрать слово «подряд» из текста.

Сам Путин в 2012 году заявил, что считает эту идею «разумной», хотя тут же оговорился, что его это не коснется, потому что «закон обратной силы не имеет». Никаких изменений с тех пор внесено не было.

Трансляция церемонии инаугурации избранного президента России Владимира Путина в пресс-центре в Большом Кремлевском дворце. 7 мая 2018 года Максим Блинов / Sputnik / Scanpix / LETA

А чем занимается Конституционный суд? Он принял хоть одно важное решение?

Конституционный суд занимается конституционным надзором:

  • дает толкование Конституции,
  • проверяет разные документы на соответствие основному закону страны,
  • разрешает споры о компетенции между органами власти,
  • рассматривает жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Сейчас подавляющее число дел на рассмотрении Конституционного суда это как раз жалобы граждан. По словам представителя президента РФ в Конституционном суде РФ Михаила Кротова, граждане порой рассматривают Конституционный суд как инстанцию, следующую за Верховным судом России, но предшествующую обращению в Европейский суд по правам человека.

Все самые важные решения, которые касались перераспределения полномочий в системе высших органов государственной власти, были приняты до 2000 года, с 2000 по 2003 год было вынесено лишь четыре решения, а с 2003 года не было ни одного решения или даже запроса, касающихся данной сферы.

Конституционный суд принимает довольно много важных решений в других сферах. Благодаря двум решениям КС в России фактически отменена смертная казнь. Конституционный суд отменил пожизненный запрет избираться на выборах гражданам, судимым за тяжкие преступления. Он решил, что публичные мероприятия должны считаться согласованными, если власти не ответили заявителям в срок. Конституционный суд впервые разрешил российским властям частично проигнорировать решение ЕСПЧ из-за противоречия Конституции (речь шла о голосовании заключенных на выборах). Последнее важное решение КС — признание законности соглашения об установлении границы между Ингушетией и Чечней в обход постановления Конституционного суда Ингушетии.

Сколько поправок внесли в Конституцию за время ее действия? Это просто или сложно?

Начнем со второго вопроса. Все зависит от того, что власти хотят поменять в Конституции. Некоторые части поправить сравнительно легко, а для некоторых предусмотрена крайне сложная процедура. Текст Конституции со дня принятия меняли 14 раз. В каждом случае изменения оформлялись либо обычными указами президента России (четыре раза), либо федеральными конституционными законами (шесть раз), либо специальными законами о поправке к Конституции (четыре раза).

  • Указами президента оформлялись изменения наименований субъектов РФ.
  • Федеральными конституционными законами — присоединение Крыма и укрупнение субъектов федерации.
  • Законами о поправке к Конституции — увеличение срока полномочий президента и Госдумы, расширение контрольных полномочий Госдумы в отношении правительства, ликвидация Высшего арбитражного суда, изменение состава Совета Федерации.

Принять специальный закон о поправке к Конституции сложнее, чем обычный. Нужно, чтобы за него проголосовали ⅔ депутатов Госдумы и ¾ членов Совета Федерации, вдобавок закон должны одобрить не менее чем ⅔ субъектов РФ (сейчас это 57 из 85).

С помощью специальных законов запрещено изменять главы «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». То есть Россия, к примеру, должна оставаться демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (глава 1, статья 1), но форму правления можно изменить, — например, отменить институт президентства.

У власти есть планы что-то еще менять в Конституции?

Иногда разговоры об этом возникают. Можно вспомнить, что средний срок существования демократических конституций, по подсчетам ученых, — около 16 лет в мире и 32 года в Европе, поэтому российская почти что «долгожительница».

Но ключевой вопрос — зачем нужна радикальная конституционная реформа? Как правило, это происходит при радикальной смене политического режима, то есть не старой властью, а теми, кто ее сместил. Редкое исключение в западном мире составляют Швейцария и Финляндия. В Швейцарии конституция 1999 года заменила основной закон 1874 года, при этом суть осталась прежней. А в Финляндии новая конституция была принята в 2000 году, в результате чего страна превратилась из президентской республики в парламентскую. Еще один пример — Турция, где за сто лет республики сменилось четыре конституции. Она похожа на Россию тем, что формально считается демократией, но на практике почти все время управляется авторитарно.

О превращении в парламентскую республику могут думать и в руководстве России. В 2024 году Владимир Путин, по нынешнему закону, уже не сможет баллотироваться на пост президента. Возможно, как и в 2008-м, он захочет снова стать премьером и при этом гарантировать себе больше полномочий на этом посту. Особенно если избираться в президенты в 2030 году в возрасте 77 лет он уже не планирует. Но для этого не нужно менять всю Конституцию. Многое можно решить, просто изменив закон «О правительстве». В самом крайнем случае можно внести поправки в отдельные статьи самой Конституции. Процедура кардинальной реформы, как мы уже писали выше, очень сложна. Быть более влиятельным премьером удобно еще и потому, что, в отличие от президентского, сроки пребывания на этом посту вообще не регламентированы.

В той же Франции последняя крупная конституционная реформа, проведенная в 2000-е годы и направленная на сокращение полномочий президента, тоже не потребовала написания нового основного закона.

И все же такие намерения действительно могут существовать. Косвенно об этом свидетельствует то, что недавно председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заговорил о реформе местного самоуправления. А оно входит в перечень тех статей, для изменения которых требуется созыв Конституционного собрания.

Конституция запрещает пытки, но они есть. Конституция гарантирует проведение референдумов и свободу собраний, но их . От нее есть хоть какой-то толк?

Конституция работает не очень хорошо. Тот же Шахрай, которого нельзя отнести к жестким критикам нынешнего режима, считает, что она фиктивна на 25–30%. Несмотря на то что Конституция формально гарантирует равенство всех граждан перед законом, в 2012 году профессор факультета права НИУ ВШЭ Илья Шаблинский указывал, что в российских судах при рассмотрении дел о фальсификации результатов выборов или о защите чести и достоинства особенно ярко проявляется «неформальная презумпция правоты конкретного субъекта или группы». Иными словами — суды прекрасно знают, кто из участников процесса «правильный», а кто нет.

Иногда проблема даже не только в правоприменении, но и в самом законе. Классический пример — статья 31 Конституции, которая обещает свободу мирных собраний и протестов. Но Конституционный суд уже давно принял постановление, что это право «не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях». В результате право митинговать сильно ограничено.

Как объяснил Дмитрий Медведев, российские власти не признают «правами те, которые явно входят в конфликт с ценностями, традиционными для российского общества». Это он назвал «особым, оригинальным и нестандартным подходом к восприятию прав человека».

Однако, по мнению исследователей, даже само по себе наличие демократической конституции оставляет возможность для реформирования авторитарного режима в будущем. Власть все время вынуждена лавировать между собственными корыстными интересами, низкой компетентностью и необходимостью «сохранять лицо». Советские диссиденты в свое время выдвинули лозунг «Уважайте свою конституцию!». Смысл был в том, чтобы постоянно напоминать руководству страны, что оно нарушает собственные законы, и подспудно сеять сомнения хотя бы у части элиты.

Советский Союз был в этом смысле более устойчив, потому что существовала Компартия с четкими практиками управления, альтернативными конституционным, а в современной России все или почти все сводится к неформальным отношениям в окружении Владимира Путина. Но даже советская власть в итоге не справилась с постоянным несоответствием между декларируемым и реальным и вынуждена была пойти на реформы.

Для авторитарных режимов всегда характерна высокая неопределенность. А это значит, что иногда гражданам удается воспользоваться своими конституционными правами. Так, суд в Калининграде удовлетворил заявление гр. И., который оспаривал призыв на военную службу, мотивируя это своими религиозными воззрениями. Суд сослался на часть 3 статьи 59 Конституции и обязал военкомат предоставить условия для прохождения альтернативной службы. Решение было принято в 2003 году, заявитель принадлежал к «свидетелям Иеговы», не так давно они были запрещены, и остается только гадать, какое решение вынес бы суд сейчас.

Более того, есть статьи, которые работают: например, 51-я, которая гарантирует право не свидетельствовать против себя и близких.

Почему отменили выходной в День Конституции?

Чтобы сделать длинные новогодние каникулы. В декабре 2004 года по инициативе двух депутатов от «Единой России» и лидера ЛДПР Владимира Жириновского их увеличили с двух до пяти дней — до 5 января включительно, а взамен избавились от Дня Конституции и нерабочего 2 мая. Социологи из «Левада-центра» выяснили, что если в ноябре 2004 года эту идею поддерживали 50% опрошенных (против выступили 43%), то сразу после окончания первых длинных каникул в январе 2005 года — только 33% (против 60%).

В 2004 году председатель Совета Федерации Сергей Миронов согласился с отменой Дня Конституции, ведь остается 12 июня — День России, «и этого достаточно». В декабре 2018 года Валентина Матвиенко, сменившая его на посту председателя верхней палаты парламента, поручила рассмотреть инициативу сенатора Людмилы Нарусовой о возвращении Дня Конституции в качестве государственного праздника и выходного.

А теперь тест!

  • Россия или Российская Федерация? Знаете ли вы Конституцию. Тест «Медузы»

Дмитрий Карцев, Денис Дмитриев

  • Напишите нам

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх