Срок заключения договора

Содержание

Положение о закупках на предприятии в понимании закона 223-ФЗ

Каждая организация, располагающая соответствующими финансовыми средствами, может разработать Положение и опубликовать его на сайте www.zakupki.gov.ru . Внутренний локальный акт должен гласить об основных требованиях к процедуре, о порядке разработки и проведения (в зависимости от способа) тендера, о последовательности и сроке подписания договора, осуществления поставки (выполнения работы, оказания услуги), периоде оплаты.

В Положении целесообразно описать порядок составления технического задания, а также отразить регламент работы комиссии, ответственной за рассмотрение заявок, подведение итогов, открытие доступа к заявкам и т.д.

При разработке документа, определяющего порядок реализации процедур в рамках закона 223-ФЗ, следует придерживаться следующих правил:

  1. Руководитель учреждения (либо ответственный подчиненный) должен своевременно сформировать и разместить в открытом доступе план процедур, а также каждое, вносимое в него изменение (Постановление Правительства № 932, принятое 17 сентября 2012 г.)
  2. Заказчик, разработавший собственное положение о закупках, имеет право заключать договор только после реализации запланированных процедур.
  3. Постановление Правительства № 616, датированное 21 июня 2012 г., гласит о видах товаров, работ, услуг, которые организация может приобрести только путем публикации извещения на одной из зарегистрированных электронных площадок. Другие наименования, не включенные в список, заказчик также имеет право (но не обязан) приобрести аналогичным способом.

Руководитель должен отразить в Положении порядок составления и публикации извещений, состав сопровождающей документации, срок предоставления разъяснений, период приема заявок, количество дней, необходимых для рассмотрения поданных предложений и подведения итогов, и другие важные условия.

Основные условия типового соглашения

При составлении Положения о закупках руководитель и задействованные им сотрудники, обязательно руководствуются следующими принципами:

  • размещаемая информация должна быть открыта и доступна для всех;
  • какое-либо ограничение конкуренции или нарушение справедливости является серьезным нарушением;
  • экономия выделенной на поставку денежной суммы.

Основная цель любых закупок, особенно конкурентных процедур, состоит в эффективном обеспечении нужд заказчиков при оптимальных финансовых затратах. Государственное регулирование процесса заключения и исполнения договоров позволяет оставаться «на плаву» многим организациям в современных кризисных условиях.

Часть 10 статьи 4 Федерального закона № 223 требует включения в Положение подробного состава документации о процедуре. Одним из главных приоритетов являются товары, произведенные на территории Российской Федерации, а также работы и услуги, оказываемые местными компаниями. В основе предоставления преимуществ лежит Постановление Правительства № 925, вступившее в силу 16 сентября 2016 г., и утвержденное организацией Положение.

Учредители и главные распорядители бюджетных ассигнований имеют право разработать типовой образец Положения, которое обязаны будут применять подведомственные организации. Документ должен быть размещен в единой информационной системе в течение 15 дней с момента утверждения.

С 01 июля 2018 года в закон внесены изменения, которые обязывают всех субъектов до наступления нового 2019 года внести необходимые изменения в уже действующие Положения. В частности, закрепить в них максимально возможный срок заключения контракта по итогам проведения тендера. Министерство финансов отметило, что в противном случае организации не смогут осуществлять закупки.

Сроки заключения договора о закупках и регистрации их в Единой информационной системе

Все используемые в России договора являются рамочными или возмездными. Первые не содержат информацию о точной стоимости и объеме поставляемого товара. Поставщик руководствуется заявками заказчика, а документ отражает общий порядок взаимодействия. Закон 223-ФЗ не предусматривает подписание подобных договоров. Каждый контракт должен содержать информацию об условиях поставки, точных ценах, сроке оплаты и т.д. В соответствии с нормами законодательного акта организации могут заключать следующие виды возмездных соглашений:

  • купля-продажа с соблюдением требований гл. 30 ГК РФ (поставка товара, электроснабжение, приобретение жилья);
  • подрядные работы на основании гл. 37 ГК РФ;
  • оказание услуг.

Федеральный закон не содержит четких требований о сроке подписания договора. Информация о порядке заключения контрактов должна быть отражена в Положении о закупках.

Статья 448 ГК РФ гласит о предельном 20-ти дневном сроке заключения соглашения, представляющего собой предмет конкурентных торгов. Отсчет следует начинать со дня публикации протокола подведения итогов.

Естественным желанием любого поставщика (исполнителя, подрядчика) является скорейшее узаконивание процедуры. Но заказчик должен выдержать минимальный 10-тидневный отрезок, оговоренный в законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, принятом 26 июля 2006 г.

Использование электронной подписи

Подписание бумажных контрактов постепенно уходит в прошлое. Каждое учреждение знакомо с электронной цифровой подписью, юридическая значимость которой равносильна реальному присутствию руководителя.

В данном случае срок заключения договора ничем не отличается от общего порядка. Практика показывает, что ЭЦП позволяет значительно ускорить процедуру, так как личную встречу сторон (пересылку документов по почте и т.д.) замещает сервис электронной площадки.

Ограничение минимального и максимального сроков заключения

О максимальной продолжительности подписания договора в соответствии с конкурентным способом определения исполнителя по закону 223-ФЗ гласит гражданское законодательство, ст. 448 ГК РФ. А о минимальной отсрочке заключения контракта – закон №135-ФЗ, защищающий открытую конкуренцию. Десятидневное ограничение на подписание договора выбрано не случайно – в течение этого срока участник закупки, сомневающийся в законности проведенной процедуры, может направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Сам закон 223-ФЗ не содержит информации о конкретном сроке подписания договора, который будет в дальнейшем регулировать взаимоотношения сторон. Точкой отсчета является день публикации в открытом доступе сведений о победителе. Если данные о будущем поставщике являются конфиденциальными, то отталкиваться следует от даты составления итогового протокола.

Так случилось, что в 2018 году в закон о закупках № 223-ФЗ были внесены весьма существенные изменения. Их краткий обзор представлен на видео ниже.

Срок действия договора поставки, заключенного по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», — по 25.12.2018. Весь предусмотренный договором товар поставлен, оплата осуществлена в полном объеме 10.10.2018. То есть последнее платежное поручение датировано 10.10.2018. Каковы действия заказчика: разместить последнее платежное поручение в реестре договоров в течение 10 дней с отметкой «Исполнение по договору завершено» или ждать 25 декабря и уже тогда поставить отметку о завершении исполнения договора?

29 октября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информацию об исполнении контракта необходимо разместить в реестре договоров в десятидневный срок со дня, которым датировано упомянутое в вопросе платежное поручение. Размещение соответствующей информации с нарушением этого срока (в том числе после 25.12.2018) свидетельствует о несоблюдении порядка внесения информации в реестр договоров.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), а также подп. «в» п. 10 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132 (далее — Правила), в течение десяти дней со дня исполнения договора заказчики вносят в реестр договоров информацию и документы о результатах исполнения договора. К таким документам относятся в том числе документы, касающиеся оплаты договора (пп. «з» п. 2 Правил).
Ни Закон N 223-ФЗ, ни Правила не предусматривают, что сроки направления подлежащей включению в реестр информации об исполнении договора каким-либо образом взаимосвязаны с предусмотренным в договоре сроком его действия или сроками исполнения отдельных обязательств по договору. Из приведенных актов следует, что такая информация должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство в течение 10 дней именно со дня исполнения договора в целом.
Ни Закон N 223-ФЗ, ни Правила не определяют, что в целях указанных нормативных актов следует понимать под исполнением договора. Поскольку в силу ч. 1 ст. 2 указанного закона при закупке заказчики руководствуются в том числе ГК РФ, полагаем, что в целях применения Закона N 223-ФЗ под исполнением договора понимается совершение сторонами договора действий, предусмотренных договором, в результате которых возникшие из договора обязательства прекращаются надлежащим исполнением (ст.ст. 309, 408 ГК РФ, смотрите также материал: Энциклопедия решений. Надлежащее исполнение обязательств).
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ обязательство (в том числе возникшее из договора — п. 2 ст. 307 ГК РФ) прекращается надлежащим исполнением. По смыслу п. 2 ст. 307, п.п. 1, 2 ст. 308, п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ исполнением договора для каждой из сторон является надлежащее исполнение всех установленных в соответствии с договором обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи (и поставки — п. 5 указанной статьи) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Как следует из ст. 458 ГК РФ, обязанность продавца по передаче товара считается исполненной, в зависимости от условий договора купли-продажи, в момент вручения товара покупателю или предоставления его в распоряжение покупателя или в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю. Обязанность покупателя оплатить товар по смыслу ст. 486 ГК РФ считается исполненной в момент уплаты цены товара в полном объеме.
Действительно, помимо срока исполнения обязательства, договором может быть, а в предусмотренных законом случаях должен быть определен срок действия самого договора. Закон не дает определения срока действия договора, однако из п. 1 ст. 425 ГК РФ следует, что таким сроком является период времени, в течение которого договор обязателен для сторон. С практической точки зрения согласование срока действия договора, отличного от срока исполнения предусмотренных этим договором обязательств, может оказаться целесообразным, например, в тех случаях, когда предметом договора является не поставка определенных товаров (выполнение работ, оказание услуг), а пользование тем или иным имуществом; если договор предполагает систематическое осуществление стороной деятельности, точные количественные параметры которой заранее определить затруднительно (в частности, оказание некоторых видов услуг), в других случаях, в зависимости от характера обязательства и намерений сторон. Стороны могут использовать срок действия договора также для того, чтобы связать с ним прекращение не исполненных надлежащим образом на определенную дату обязательств (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Как видим, срок действия договора купли-продажи (поставки) не тождественен срокам исполнения обязательств продавца и покупателя, а с исполнением последних условие договора о сроке действия прекращает силу вместе с самим договором (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Напротив, если обязательства сторон не исполнены, с истечением срока действия договора они не прекращаются, если иное не предусмотрено условиями договора (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Следовательно, в целях исполнения заказчиком обязанности по направлению информации и документов об исполнении контракта в реестр контрактов упомянутый в вопросе срок действия договора, как нам представляется, не имеет значения.
Поэтому мы полагаем, что информация, касающаяся результатов исполнения договора, должна вноситься заказчиком в реестр в течение десяти дней со дня исполнения договорных обязательств в полном объеме, то есть со дня приемки заказчиком товара, результатов выполненных работ (оказанных услуг) в количестве (объеме), предусмотренном договором, и полной оплаты заказчиком цены договора. Для заказчика исполнением договора, с которым Закон N 223-ФЗ и Правила связывают обязанность внести информацию в реестр, являются и принятие исполненного от контрагента (приемка товаров от поставщика, результатов работ от подрядчика и т.д.), и оплата товаров, работ или услуг, являющихся предметом договора (ст.ст. 454, 513, 702, 781 ГК РФ). Если в рассматриваемой ситуации документы и информация об исполнении договора будут направлены заказчиком для включения в реестр позднее указанного срока (например, после истечения указанного в договоре срока его действия), действия заказчика могут быть квалифицированы как нарушения порядка внесения информации в реестр договоров. Ответственность за это нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

>Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Каков порядок заключения договора? Узнайте, как изменить, расторгнуть договор или отказаться от его заключения. Смотреть

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх