Сроки звания в полиции

Статья 6. Должности в органах внутренних дел
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности.
Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
Должности в органах внутренних дел подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.
Статья 8. Специальные звания
1. Специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел, присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции;
г) генерал полиции Российской Федерации.
3. Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
4. При замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции.
5. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:
1) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции — при замещении должностей младшего начальствующего состава;
2) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции — при замещении должностей среднего начальствующего состава;
3) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции — при замещении должностей старшего начальствующего состава;
4) генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции — при замещении должностей высшего начальствующего состава.
6. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
7. Перечни должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий.
Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
1. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также — служебные обязанности).
2. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
3. В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
4. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:
1) Президентом Российской Федерации — в отношении должностей высшего начальствующего состава;
2) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.
6. По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел военно-врачебной комиссией дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в органах внутренних дел по следующим категориям:
А — годен к службе в органах внутренних дел;
Б — годен к службе в органах внутренних дел с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к службе в органах внутренних дел;
Г — временно не годен к службе в органах внутренних дел;
Д — не годен к службе в органах внутренних дел.
7. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки.
8. С учетом уровня образования, стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам органов внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание).

В Петербурге задержан Вадим Бойко, бывший сотрудник полиции, больше известный как «жемчужный прапорщик». В 2011 году он был осужден условно за избиение протестующих на оппозиционном митинге, в 2014, тоже условно – за стрельбу в кафе. Теперь Бойко напал на полицейского. Эксперты, опрошенные корреспондентом Север.Реалии, считают его судьбу типичной для многих экс-сотрудников правоохранительных органов, которые совершают преступления: от насилия, к которому привык, очень трудно отказаться.

19 сентября Вадим Бойко был задержан в Петербурге на проспекте Косыгина за участие в драке. Когда его привезли в 13-й отдел полиции Красногвардейского района, чтобы составить протокол, он повздорил с сотрудником полиции и ударил его в лицо. Удар был такой силы, что врачи зафиксировали у полицейского черепно-мозговую травму и сильный ушиб нижней челюсти. Следственный комитет Красногвардейского района уже возбудил уголовное дело по статье 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти».

Это не первый «подвиг» Вадима Бойко. Громкую известность и прозвище «жемчужный прапорщик» он получил еще в 2010 году, когда участвовал в разгоне акции «Стратегии-31» у станции метро «Гостиный Двор», такие акции проводились 31 числа каждого месяца в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний, митингов и шествий. «Прославился» Бойко 31 июля: соцсети и СМИ облетели видеоролики и кадры, на которых высокий прапорщик полиции могучего телосложения с размаху бьет по лицу довольно щуплого протестующего, хватает за волосы девушку, лупит дубинкой по головам и лицам, и угрожающе произносит: «Хорьки… кому еще?» Его рука с тройной жемчужной ниткой на запястье запомнилась многим – благодаря этой нитке, хорошо видной на многих кадрах, и возникло прозвище «жемчужный прапорщик». Его жестокость на акциях оппозиции замечали и раньше, но этот случай вызвал всеобщее возмущение. Тем не менее, найти и опознать прапорщика в полиции не могли месяц, развернулась целая общественная кампания, требовавшая призвать его к ответу. Но 1 сентября он сам пришел с повинной в Следственный комитет, где пострадавший от его рук Дмитрий Семенов опознал своего обидчика. Только после этого было возбуждено уголовное дело по статье «превышение полномочий с применением оружия или спецсредств».

«Жемчужный прапорщик» хватал участников протестных акций за волосы

Несколько человек обратились в петербургскую полицию и прокуратуру с требованием найти и наказать «жемчужного прапорщика». Одним из инициаторов обращения был Алексей Навальный, который опубликовал у себя в блоге ответ, полученный от и.о. милиции общественной безопасности ГУВД Петра Чуйко: «по результатам проведенной проверки за нарушение требований Устава ППС МОБ РФ … выразившееся в невежливом и нетактичном обращении с гражданами, сотрудник милиции привлечен к строгой дисциплинарной ответственности».

Иными словами, Вадим Бойко получил выговор, через некоторое время его уволили из полиции.

Свидетели жаловались, что адвокат использует любые неточности в пользу подзащитного и давит на свидетелей

Потом прошла серия очных ставок с потерпевшими – в том числе, со Светланой Павлушиной, которую Бойко таскал за волосы, и с Эдуардом Балагуровым, которому прапорщик выдавливал глаза. Бойко оправдывался: якобы, его рука просто соскочила на волосы девушки, на лицо молодого человека, и вообще, на лица и головы людей его дубинка тоже попадала случайно. Судебный процесс длился долго, свидетели жаловались, что затягивание процесса вредит делу, детали стираются из памяти, а адвокат использует любые неточности в пользу подзащитного и давит на свидетелей. Действительно, во время процесса из дела под разными предлогами были выведены большинство потерпевших.

Свою вину «жемчужный прапорщик» не признал, в последнем слове он заявил, что «задерживал людей согласно статье 13 закона «О милиции», задача – задержать и доставить в транспорт с наименьшими повреждениями. Ударов я не наносил». В декабре 2011 года суд счел, что Бойко применил к митингующему «излишнее насилие», превысив тем самым свои служебные полномочия и приговорил его к 3,5 годам условно с испытательным сроком в 2 года.

Поздно вечером 10 мая 2013 года Вадим Бойко был задержан за стрельбу в кафе «Чебурек». Он там отмечал праздник, и ему показалось, что кто-то из сотрудников заведения украл у него часы. Бойко ушел с угрозами и вскоре вернулся с ружьем. «Жемчужного прапорщика» арестовали во второй раз, снова было долгое разбирательство, в ходе которого один за другим испарились практически все свидетели ночной стрельбы. 24 ноября 2014 года Дзержинский районный суд Петербурга постановил, что Вадим Бойко, виновный в совершении злостного хулиганства с применением оружия, все же заслуживает снисхождения с учетом смягчающих обстоятельств. И снова Бойко – условный срок.

Вадим Бойко («жемчужный прапорщик») в суде

И вот теперь бывший полицейский снова задержан – за драку и нападение на полицейского. Заместитель директора интернет-издания «Фонтанка» Евгений Вышенков, бывший оперативник МВД, считает, что хотя «жемчужный прапорщик» – сам творец своей судьбы, но, в то же время, он еще и жертва несправедливости.

Евгений Вышенков

– Безусловно, он разошелся на том митинге, ударил кого-то – но удар-то был невелик. А журналисты сотворили из этого событие – такое впечатление, что он Навального отравил. А вообще – кто он такой? Он человек, рожденный на Кубани, воспитанный в соответствующих традициях, небось, с детства мечтал о лампасах, служил, и в Чечню его призывали, а потом – Петербург, ОМОН, а тут оппозиционеры – и вот, казак разошелся. Ну, да, трах по лицу, но с того времени сколько таких видео и фото – из Москвы, из Петербурга, не говоря про Минск – и что? Я не говорю, что он все сделал правильно, но ни у общества, ни у журналистов нет опыта ни конфликтов, ни договоренности, единственное, что могут журналисты – это сразу кричать.

По словам Вышенкова, в разгар скандала на собрании журналистов, посвященном этому делу, он предложил встретиться с Вадимом Бойко и поговорить с ним по-человечески, но не нашел понимания у коллег. Вышенков считает, что сегодня в случае с «жемчужным прапорщиком» мы имеем дело с трагедий легионера или преторианца, выкинутого из рядов и так и не сумевшего пережить обиду.

Адвокат Борис Грузд удивляется, как это первый условный срок «жемчужного прапорщика» после его стрельбы в кафе не превратился в реальный: если условный срок по первому приговору еще не вышел, и совершается второе – умышленное преступление, то этот срок превращается в реальный с добавлением срока по второму преступлению.

Борис Грузд

– По закону, в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления небольшой или средней тяжести вопрос о сохранении или отмене условного осуждения решается судом. То есть каждый раз это рассматривается в индивидуальном порядке. Так что эта ситуация мне кажется просто нереальной – ведь у нас практика как раз такова, что репрессию применяют достаточно жестко даже в отношении менее опасных деяний. Тут, видимо, чувствуется, что речь идет о социально близком человеке, поэтому такого рода людям и преступлениям оказывается снисхождение.

Борис Грузд считает такой подход неоправданным и несправедливым, но абсолютно укладывающимся в логику нынешней власти, когда «друзьям все, а врагам закон». И «друзья» тут все, кого можно считать опорой режима. Но сейчас Бойков перешел красную черту: одно дело бить демонстрантов, а другое – сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей. Теперь, полагает адвокат, «жемчужному прапорщику», вряд ли удастся избежать ответственности. Наказать его могут жестко, поскольку надо показать неприкосновенность человека на государственной службе – в целях устойчивости системы.

Психолог, доцент РГПУ им. Герцена Елена Иоффе считает, что сотрудники органов, которые, в отличие от остальных граждан, по своему положению имеют право на силу, регулярно проходили тренинги и занятия с психологами, чтобы сохранять адекватность и способность соблюдать границы.

– Я думаю, что в нашей системе этому уделяется очень мало внимания, хотя мы видим, что в американской системе существуют те же проблемы, хотя там психологи работают гораздо больше. Но известно, что в полицию идут люди с определенным характером, поэтому здесь должен быть очень жесткий отбор, – говорит Иоффе.

Свидетель событий 2010 года, участник группы Мирное сопротивление Петербурга Всеволод Нелаев считает случай «жемчужного прапорщика» очень показательным.

Он действует властно, необдуманно, самовольно – так, как у нас привыкли действовать многие полицейские

– В полицию, к сожалению, часто попадают люди, совершенно не умеющие владеть с собой, с хулиганскими и даже преступными наклонностями, абсолютно не понимающие, что такое право. А то, что с Вадимом Бойко произошло сейчас – это просто следствие того, что человек каким был, таким и остался. Он продолжает применять насилие, ему все равно, кто перед ним и в какой ситуации он оказался. Он действует властно, необдуманно, самовольно – так, как у нас привыкли действовать многие полицейские. Да, он уволен, но, может, он по старой привычке так действует, думая, что все ему сойдет с рук. Но это уже перебор – понятно, что какое-то наказание он получит, раз на полицейского руку поднял.

По мнению Всеволода Нелаева, в свое время «жемчужный прапорщик” стал настоящим символом полицейского насилия, поскольку все еще не привыкли, чтобы мирных людей, просто стоящих в центре города, избивали и таскали за волосы, но сегодня, когда с той поры прошло 10 лет, все стало намного страшнее. С тех пор общество пережило Болотную, сфабрикованные дела, пытки в отделах полиции, реальные сроки за пластмассовый стаканчик, брошенный в сторону полицейского, и даже за одиночные пикеты, но тогда открытое насилие силовиков было еще не столь привычно и поэтому вызвало такой резонанс.

Социолог Мария Мацкевич, наоборот, считает, что история «жемчужного прапорщика» получилась такой громкой именно потому, что на полицейское насилие чуть ли не в первый раз обратили внимание.

Мария Мацкевич

– До этого у нас был такой классовый подход – мы не замечали, что людей бьют, потому что били, в основном, самые незащищенные группы. Людей, более или менее благополучных, с высшим образованием, жителей крупных городов, которые традиционно участвуют в таких протестах, это, как правило, не касалось. И вдруг это их коснулось – стало ясно: насилие очень распространено и обыденно – и они очень удивились. А теперь это фактически стало нормой. Теперь каждого такого «жемчужного прапорщика» не разоблачают, сейчас он не получил бы такого внимания, не стал бы символом. Теперь ведь, когда вы идете на митинг, вам говорят – у вас должны быть телефоны адвокатов, группы помощи задержанным, вода, еда, вы должны быть ко всему готовы, а раньше это воспринималось как исключение. И все же и тогда уже многие вели себя, как «жемчужный прапорщик», а попался он один, поэтому, конечно, у него есть некоторая обида. Но все же тогда у насилия были какие-то рамки, а теперь они предельно расширились.

Есть и еще одно важное изменение, считает Мацкевич: 10 лет назад полицейские жаловались на низкую зарплату и незащищенность со стороны государства, на то, что их делают крайними и заставляют отвечать за ошибки начальства. Теперь же практически в любом случае государство встает на защиту не простого гражданина, а чиновника или силовика. Что же касается самого Вадима Бойко, с завидной регулярностью применяющего силу, то он похож на многих бывших полицейских, которые совершают правонарушения, просто потому, что они воспроизводят свое прежнее поведение, уже не будучи защищенными прежним статусом: от насилия, к которому привык, очень трудно отказаться.

Дорожную карту реформирования полиции на 2019-2021 годы Правительство приняло в конце декабря 2018 года. Власть планирует перенять лучшие и подходящие для Казахстана практики по модернизации полиции, что должно поменять отношение общества к органам внутренних дел. Модернизировать систему хотят с помощью:

  • повышения зарплат;
  • улучшения социального пакета стражей порядка;
  • изменения отбора на службу и подготовки кадров в вузах;
  • изменения условий работы.

В 2019 году начался первый этап. О том, как проходит реформа МВД, на правительственном часе в Сенате рассказал глава министерства Ерлан Тургумбаев.

Сократили количество полицейских

По данным главы МВД, на первом этапе сократили количество полицейских на 11% – это более 10 тысяч человек. Дорожно-патрульную полицию перевели на патрульную службу, сотрудников направили в школы, на улицы, в общественные места. В шести областях страны создали туристическую полицию.

Одна из главных задач – оптимизация системы. МВД отказалось от 106 лишних управленческих звеньев и 1483 руководящих должностей. Освободили помещения общей площадью 13 тысяч м2, передали 630 автомобилей. Это сэкономило 16 млрд тенге.

Теперь количество полицейских в стране достигло среднего уровня по Европе – 393 человека на 100 тысяч населения.

«Мы стоим на пороге перестройки. Мы сами себя ломаем и по-другому относимся к работе. Это очень тяжёлый процесс, он идёт от самого министерства и заканчивается нашими низовыми звеньями. Мы сократили отделы, которые всю жизнь существовали, создаём новые управления, которых никогда не было. Но это надо делать», – рассказал Ерлан Тургумбаев.

Он пояснил, почему сержантские должности строевых подразделений перевели в офицерские.

В 2019 году должна начаться самая масштабная реформа МВД за 20 лет. Что хотят изменить?

«Сержантский состав, в основном, набирался со средне-специальным образованием, практически не имел высшего образования. Этот патруль днём и ночью несёт службу на улицах, и от них требуется высококвалифицированная профессиональная подготовка. Имея среднеспециальное образование, они не соответствуют этим качествам, поэтому одно из основных направлений реформы – повышение профессионального уровня образования», – пояснил он.

Ввели компенсацию за аренду жилья

Компенсацию за аренду жилья теперь получают не только сотрудники оперативно-следственных подразделений, но и участковые, инспекторы по делам несовершеннолетних, патрульные полицейские.

«Мы уделили внимание трём службам, которые несут её на улице, и которые в первую очередь общаются с обществом. И сегодня из 17% нехватки штатной численности мы имеем всего лишь 5% недокомплектованности. Если раньше участковые получали служебное жильё, сейчас этой прерогативы нет. Но участкового держать на селе невозможно без жилья. Поэтому аренда позитивно сказалась. В штате школьных инспекторов была текучесть до 40% в год, сегодня мы эту текучесть остановили», – отметил министр.

Сейчас компенсацию получают 46% нуждающихся в жилье сотрудников – это 15 тысяч человек из общего количества в 32 тысячи. МВД – единственный орган, в котором компенсацию получает не весь личный состав.

«Поэтапное увеличение финансирования на аренду жилья позитивно бы сказалось в целом на работе полиции. Мы инициируем изменения в законодательство, чтобы аренда сменила жилищные выплаты, как это делает Минобороны и другие правоохранительные органы. Чтобы сотрудник имел право в дальнейшем выкупить это жильё и стать полноправным хозяином», – отметил Ерлан Тургумбаев.

Повысили зарплату полицейским

На сэкономленные за счёт оптимизации штата деньги и дополнительно выделенные из бюджета 20 млрд с 1 июля 2019 года повысили зарплату сотрудникам:

  • патрульной полиции – на 65%;
  • оперативно-следственных подразделений – на 55%;
  • участковым инспекторам, инспекторам по делам несовершеннолетних и преподавателям – на 25%;
  • остальных служб полиции и уголовно-исполнительной системы – на 20%.

Но пока нет единой системы оплаты труда среди правоохранительных органов. Зарплата полицейских, выполняющих одинаковые функции (следователи, оперативники, аналитики) ниже, чем в других правоохранительных органах. И эта разница достигает 47%. При этом нагрузка на них одна из самых высоких.

Реформа казахстанской полиции пройдёт под контролем АДГСПК. Зачем это делают?

В ведомственные учебные заведения и подразделения управлений специализированной службы охраны трудно привлечь практиков из-за низкой зарплаты.

«Сейчас выпускник получает зарплату больше, чем преподаватель. Следователь, оперативный работник получает 150-155 тысяч тенге, преподаватель – 133 тысячи тенге. На наш взгляд, необходимо выработать единые подходы к оплате труда во всех правоохранительных органах. И уровень зарплаты должен быть таким, чтобы отказаться от дополнительных льгот. Это будет и антикоррупционная норма», – отметил глава МВД.

С 1 января 2020 года повысили зарплату сотрудникам органов гражданской защиты:

  • на 65% – сотрудникам служб пожаротушения и аварийно-спасательных работ;
  • на 55% – начальникам ДЧС и их заместителям (в том числе военнослужащим);
  • на 35% – сотрудникам подразделений снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты, военнослужащим гражданской обороны;
  • на 25% – профессорско-преподавательскому составу;
  • на 20% – сотрудникам остальных служб и военнослужащим.

Создали следственную школу

Реформа коснулась и высшего образования. Оставили только пять вузов:

  • академии в Алматы, Караганде и Костанае;
  • Актюбинский юридический институт;
  • Шымкентский учебный центр.

Карагандинскую академию перепрофилировали в высшую следственную школу.

«Ни один вуз правоохранительных органов не готовит следователей. В той же России есть три высших следственных школы. Следователи востребованы во всех правоохранительных органах: в антикоррупционной службе, прокуратуре, КНБ, МВД. Поэтому в этом году начали создавать специализированный вуз. Мы оставили бакалавриат только в Карагандинской академии», – сказал Ерлан Тургумбаев.

В академии появились новые предметы: медиаграмотность, ораторское искусство и эффективные коммуникации с населением.

«Наши сотрудники иногда не могут объяснить, какие функциональные обязанности входят в их компетенцию, почему они стоят на посту. Этот негатив мы должны устранить. Поэтому такие тренинги и предметы ввели, чтобы каждый сотрудник мог не только охранять общественный порядок, но и в то же время грамотно говорить», – объяснил министр.

С вузами, которые готовят юристов-правоведов, заключили меморандумы о подготовке кадров. Таким образом на обучении бакалавров МВД сэкономило три млрд тенге.

«Зачем деньги тратить, если есть готовые специалисты, которые закончили специализированные вузы? Преддипломную практику студенты будут проходить в органах внутренних дел. Выпускник имеет право пройти у нас медосмотр. После получения диплома, если он соответствует медицинским параметрам, будет назначен на должность. Перерыва как раньше не будет – сначала он получает диплом, а потом три месяца ходит по правоохранительным органам», – пообещал Ерлан Тургумбаев.

Разработали стандарт полицейского

В МВД подготовили стандарт полицейского, который планируют утвердить в ближайшее время. Он устанавливает требования к профессиональным и личным качествам полицейских, а также нормы поведения, которых необходимо придерживаться в разных ситуациях.

«В течение трёх месяцев мы собирали предложения от общественности. В стандарте прописано, как полицейский должен подойти, как обращаться с гражданином, как реагировать, если в отношении него проводится съёмка, как реагировать при семейных скандалах или пресечении нарушения общественного порядка. Это будет настольная книга любого полицейского», – сказал Ерлан Тургумбаев.

Ликвидировали посты «Рубеж» и РЭП в спецЦОНах

Министерство внутренних дел Казахстана входит в пятёрку самых коррумпированных госорганов. Наиболее частые нарушения:

  • непривлечение к уголовной и административной ответственности;
  • послабление пробационного контроля ранее осуждённых лиц;
  • увод от административной ответственности при нарушении правил дорожного движения.

«За последние три года сотрудниками органов внутренних дел совершено 1846 преступлений, из них 1051 преступление – коррупционного характера. Всего привлечено к уголовной ответственности 1066 сотрудников, из них 963 – за коррупционные правонарушения, привлечено к адмответственности 526 сотрудников органов внутренних дел», – сообщил депутат Сената Владимир Волков.

Для борьбы с коррупцией МВД упразднило 30 стационарных постов «Рубеж», оставив только шесть на границе.

«Много было жалоб от автовладельцев, что на этих постах без причины их останавливают, вымогают деньги. Ликвидация этих постов не привела к ухудшению криминогенной обстановки, в то же время количество коррупционных преступлений снизилось на 10%», – отметил Ерлан Тургумбаев.

В Туркестанской области задержали членов ОПГ, вымогавших деньги у водителей за пересечение границы

В спецЦОНах закрыли регистрационно-экзаменационные отделения. Эти функции теперь выполняют сотрудники корпорации «Правительство для граждан».

«Ежегодно 12-17% наших сотрудников привлекались за взятки за выдачу незаконных номеров и водительских прав. Сегодня это всё в электронном формате передано «Правительству для граждан». Освободившиеся около 200 сотрудников переведены на административную практику, где взыскиваются штрафы за нарушение ПДД», – сказал глава МВД.

Ввели запрет на остановку автомобилей пешими патрулями. Теперь остановить машину может только автопатруль.

Пресс-служба МВД следит за публикациями в СМИ, проводят проверки. По их результатам:

  • провели 316 служебных проверок;
  • уволили 124 сотрудника;
  • привлекли к дисциплинарной ответственности 230 человек.

«Мы проводим чистку в органах: замена руководителей, освобождение от должности тех, чьи подчинённые совершили преступления, выявление оборотней в погонах, которые оказываются втянуты в наркобизнес и другие криминальные схемы. Думаю, в течение трёх лет сведём до минимума уровень коррупции в правоохранительных органах», – уверен Ерлан Тургумбаев.

Смягчили условия заключённым

По итогам 2019 года Казахстан занял 98-е место в мировом рейтинге тюремного населения (в 2002 году по количеству заключённых Казахстан был на третьем месте). Из-за сокращения тюремного населения ликвидировали 12 колоний с худшими материально-бытовыми условиями.

В конце 2019 года приняли поправки в законодательство, смягчающие условия содержания осуждённых:

  • ввели замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания и освобождение в связи с болезнью;
  • предоставили осуждённым право направлять обращения в виде электронного документа;
  • разрешили осуждённым, отбывающим наказание в льготных условиях, покупать продукты и предметы первой необходимости по безналичному расчёту без ограничений;
  • снизили срок содержания в одиночных камерах с шести до четырёх месяцев.

Охрану объектов передадут частным службам

МВД планирует сократить практику массового привлечения полицейских к обеспечению безопасности на спортивных и культурно-массовых мероприятиях.

«Теперь организаторы массовых мероприятий привлекают работников частных охранных структур, волонтёров. Хорошая практика при проведении Универсиады, ЭКСПО, когда привлекли от двух до шести тысяч волонтёров, которые вместе с полицейскими несли службу, рассказывали историю Казахстана. Это позитивно оценили международные наблюдатели», – сказал Ерлан Тургумбаев.

Сегодня 12 тысяч полицейских выполняют функции охранников, работая в органах казначейства, налоговых служб, госматрезерва, судов и прокуратуры.

«Мягко говоря – сторож. Он не раскрывает преступления, не работает на профилактику правонарушений. Поэтому планируем сократить 2700 сотрудников. В Казахстане 5100 охранных структур, лицензированных МВД. Из них работает только 2800, потому что на рынке охраны нет работы. Квалифицированных охранников у нас 98 тысяч – это те, кто имеют лицензию на право охраны, ношение оружия», – добавил Ерлан Тургумбаев.

В качестве примера он привёл аэропорты в столице и в Алматы, где нет полицейских, но чётко отработаны досмотры и усиленные режимы несения службы.

У МВД появится телестудия

В Караганде планируют открыть телестудию МВД, которая будет готовить репортажи.

«Ежедневно в течение 15 минут в нашем новостном выпуске планируем говорить о тех преступлениях, которые совершаются, расследуются, и какие проблемы имеются в обществе. Когда мы сами будем об этом говорить – это более позитивно скажется на криминогенной обстановке в стране», – считает министр.

В планах разработать мобильное приложение по примеру США «Я – коп». В нём казахстанцы смогут сообщать полиции о нарушениях, с которыми сталкиваются.

«Местная полиция не оправдала себя»

Несмотря на начатую реформу МВД, количество претензий к работе полиции не снижается. Первый замгенпрокурора Берик Асылов считает, что качество следствия оставляет желать лучшего.

«В 2019 году полиция расследовала на 80 тысяч меньше дел, чем в 2018-м. Качество следствия становится только хуже. Число нарушений конституционных прав граждан по линии МВД возросло на 89%», – напомнил главе МВД Берик Асылов.

Казахстанцы с жалобами вынуждены обращаться в центральные госорганы.

«Ежегодно прокуроры рассматривают свыше 80 тысяч обращений. Число удовлетворённых жалоб на действия органов следствия возросло на 20%. Поэтому нужно изменить подходы к рассмотрению обращений граждан. Прежде всего по тем, где ограничиваются права и свободы наших граждан», – посоветовал он.

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис считает, что пока рано оценивать реформу.

«Для меня оценка реформы МВД заключается в том, насколько повысился или снизился уровень доверия к полиции. Когда я наблюдаю, что происходит во время акций протеста; жалобы на места лишения свободы; когда адвокатов не пускают к подзащитным; то оценка неудовлетворительная, потому что не поменялось ничего. Посмотрите на соцсети, особенно в свете трагедии с активистом Дулатом Агадилом – они полны недоверия, раздражения, возмущения по отношению к органам внутренних дел», – сказал Евгений Жовтис.

Прокуратура Нур-Султана: Дулат Агадил умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности

Тем не менее, будущее у реформы есть, считает он, потому что просто нет другой альтернативы – в нынешних условиях государству необходимо так или иначе восстанавливать доверие граждан.

Модератор группы в Facebook «Требуем реформы МВД», исследователь сервисных моделей Жанна Прашкевич считает, что полицейским по-прежнему не хватает компетенции.

«Говоря о сервисе, мы подразумеваем психологический, информационный, физический факторы – и в отношении потерпевшего, и в отношении задержанного. У нас паника вокруг фактов задержания, потому что людям не объясняют ничего. Никто в полиции помочь не может, потому что не хватает коммуникационных навыков и ряда компетенций», – считает Жанна Прашкевич.

Часто сами полицейские чувствуют себя беззащитными.

«Это не только физический риск, но и давление начальства, отсутствие информации, непредсказуемость, нарушение трудовых прав. У сотрудников полиции должны быть отпуски, выходные, атмосфера уважения в коллективе. Большинство из них на своём здоровье и будущем поставили крест. Некоторые относятся к работе как к возможности инвестиций: наработать связи, денег насобирать, чтобы потом заняться бизнесом на пенсии», – отметила Жанна Прашкевич.

Гражданский активист и сооснователь группы в Facebook «Требуем реформу МВД» Гульшат Нурпеисова не считает нынешние реформы успешными.

«Мы просим лишить погонов и льгот финансистов, бухгалтеров, вспомогательных служб – тех, кто не охраняет общественный порядок, не рискует жизнями, не сталкивается с ЧС. Также мы считаем, что у МВД много несвойственных функций, которые нужно убирать. Они делают МВД громоздкой структурой, неориентированной на потребность населения в безопасности», – сказала Гульшат Нурпеисова.

Её супруг Ерлан Нурпеисов, который также является гражданским активистом и сооснователем группы, отметил положительные тенденции в изменении системы МВД. К примеру, отбор полицейских. Из-за того, что Карагандинская академия стала единственной, обучающей будущих полицейских по бакалавриату, конкурс увеличился. Сейчас он проходит в электронном формате, чтобы исключить кумовство и коррупционные риски.

«В Карагандинскую академию пришёл новый руководитель – полковник с западным образованием. Поэтому есть надежда, что программа подготовки, отношения курсантов между собой и с педагогами изменится. Но рано говорить об успехе. Мы говорим о тенденциях, которые только наметились. И мы ни в коем случае не очарованы ими. Это пока маленькие точечные локальные тенденции, но которые нужно поддерживать», – отметил Ерлан Нурпеисов.

Сенатор Мухтар Кул-Мухаммед отметил, что предыдущие реформы МВД были безуспешными. Например, создание местных полицейских служб.

«Созданная местная полиция сама себя не оправдала. И она снова отправлена под руководство МВД. Мы будем ждать со стороны министерства научно обоснованные исследования, учитывая международную практику в этой сфере», – сказал депутат.

Чего казахстанцы ждут от реформы МВД

О реформе МВД в Казахстане заговорили после трагической смерти Дениса Тена. Олимпийский чемпион погиб средь бела дня от рук автоворов в июле 2018 года. Гибель спортсмена обнажила перед обществом несостоятельность правоохранительной системы в обеспечении безопасности населения.

Гражданские активисты стали требовать реформы правоохранительных органов и отставки возглавлявшего тогда МВД Калмуханбета Касымова. Только в феврале 2019 года его перевели сначала на должность секретаря Совета безопасности, а потом – начальником Службы государственной охраны РК.

Казахстанцы требовали менее многочисленную, но профессиональную полицию, прозрачную работу ОВД, искоренить коррупцию. Они просили:

  1. Передать несвойственные МВД функции другим госорганам.
  2. Снять погоны и сократить штат.
  3. Ввести KPI для руководителей отделов полиции.
  4. Снести заборы и повысить открытость МВД.
  5. Отделить политику от работы полиции.

После гибели олимпийского чемпиона в Казахстане ужесточили ответственность за рецидив краж. Преступление, совершённое неоднократно, перенесли из категории средней тяжести в категорию тяжких преступлений. Скупщиков стали привлекать по статье 196 УК РК – «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём».

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) учреждены следующие специальные звания и установлены следующие сроки выслуги в них:

  • рядовой состав: рядовой полиции (внутренней службы, юстиции) – один год;
  • младший начальствующий состав:
    • младший сержант полиции (внутренней службы, юстиции) – один год;
    • сержант полиции (внутренней службы, юстиции) – два года;
    • старший сержант полиции (внутренней службы, юстиции) – три года;
    • старшина полиции (внутренней службы, юстиции) – не установлен;
    • прапорщик полиции (внутренней службы, юстиции) – пять лет;
    • старший прапорщик полиции (внутренней службы, юстиции) – не установлен;
  • средний начальствующий состав:
    • младший лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) – один год;
    • лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) – два года;
    • старший лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) – три года;
    • капитан полиции (внутренней службы, юстиции) – три года;
  • старший начальствующий состав:
    • майор полиции (внутренней службы, юстиции) – четыре года;
    • подполковник полиции (внутренней службы, юстиции) – пять лет;
    • полковник полиции (внутренней службы, юстиции) – не установлен;
  • высший начальствующий состав:
    • генерал-майор полиции (внутренней службы, юстиции);
    • генерал-лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции);
    • генерал-полковник полиции (внутренней службы, юстиции);
    • генерал полиции Российской Федерации.

Первые и очередные специальные звания

Первые специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции (внутренней службы, юстиции) присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания:

  • рядового полиции (внутренней службы, юстиции) – при назначении на должность рядового состава, а также при зачислении в образовательную организацию высшего образования или научную организацию МВД России для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя;
  • младшего сержанта полиции (внутренней службы, юстиции) – при назначении на должность младшего начальствующего состава;
  • младшего лейтенанта полиции (внутренней службы, юстиции) – при назначении на должность среднего начальствующего состава.

Сотруднику органов внутренних дел при переводе на последний курс обучения по очной форме в образовательной организации высшего образования МВД России с учетом положений статьи 45 Закона о службе присваивается специальное звание младшего лейтенанта полиции.

Сотруднику органов внутренних дел, окончившему образовательную организацию высшего образования МВД России или назначаемому после окончания образовательной организации высшего образования МВД России на должность среднего или старшего начальствующего состава, специальное звание лейтенанта полиции (внутренней службы, юстиции) присваивается независимо от срока пребывания в предыдущем специальном звании.

Гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел первое специальное звание присваивается с учетом присвоенного воинского звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в них.

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после поступления на службу в органы внутренних дел на должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава присваивается специальное звание, соответствующее присвоенному ему воинскому званию.

При поступлении офицеров запаса на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующего состава первое специальное звание им присваивается на одну ступень выше присвоенных воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в присвоенных им воинских званиях установленные сроки в период прохождения действительной военной службы или пребывания в запасе, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности.

Порядок присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, утвержден приказом МВД России от 9 января 2013 г. № 3.

Очередные специальные звания, за исключением случаев присвоения специальных званий досрочно либо на ступень выше, присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику.

Присвоение сотруднику органов внутренних дел очередного специального звания приостанавливается в случае:

  • нахождения сотрудника в распоряжении МВД России, территориального органа или подразделения МВД России – до назначения на должность в органах внутренних дел;
  • приостановления службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 37 Закона о службе;
  • привлечения сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дела – до прекращения уголовного преследования;
  • наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 2-6 части 1 статьи 50 Закона о службе, – до снятия дисциплинарного взыскания.

Слушателю, адъюнкту в период освоения образовательной программы высшего образования по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации МВД России очередные специальные звания до полковника полиции (внутренней службы, юстиции) включительно могут присваиваться в соответствии с должностью в органах внутренних дел, которую он замещал ранее, и по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании.

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел пожизненно. При увольнении со службы в органах внутренних дел к имеющемуся специальному званию сотрудника добавляются слова «в отставке».

В соответствии со статьей 48 Уголовного кодекса Российской Федерации при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления сотрудник может быть лишен специального звания.

Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше

Сотруднику органов внутренних дел в качестве меры поощрения за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, успешное выполнение задач повышенной сложности и особые личные заслуги может быть присвоено очередное специальное звание:

  • досрочно, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, а сотруднику, имеющему ученую степень или ученое звание, – на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава);
  • на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел.

Очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, присваивается сотруднику не более двух раз за весь период службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Очередное специальное звание досрочно присваивается, как правило, по истечении не менее половины установленного срока выслуги в предыдущем звании и не менее одного года в замещаемой должности.

Очередное специальное звание до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, может быть присвоено сотруднику органов внутренних дел по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.

Вопросы присвоения сотрудникам органов внутренних дел очередных специальных званий досрочно или на одну ступень выше регламентируются Положением о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575, и Порядком внесения представлений о присвоении очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 мая 2013 г. № 259.

Специальные звания высшего начальствующего состава

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575 установлено, что специальные звания высшего начальствующего состава до генерал-полковника полиции, генерал-полковника внутренней службы, генерал-полковника юстиции включительно присваиваются Президентом Российской Федерации по истечении не менее двух лет службы в предыдущем специальном звании и не менее одного года в замещаемой должности по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Статья 22. Общие условия присвоения специальных званий
Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.
В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.
Специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.
Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.
Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.
Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
Начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.
Запрещается устанавливать условия присвоения очередных специальных званий, не предусмотренные настоящим Положением.
Статья 23. Сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава
Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава:
в звании рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции — один год;
в звании младшего сержанта полиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции — один год;
в звании сержанта полиции, сержанта внутренней службы, сержанта юстиции — два года;
в звании старшего сержанта полиции, старшего сержанта внутренней службы, старшего сержанта юстиции — три года;
в звании прапорщика полиции, прапорщика внутренней службы, прапорщика юстиции — пять лет.
Сроки выслуги в звании старшины полиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика полиции, старшего прапорщика внутренней службы и старшего прапорщика юстиции не устанавливаются.
Статья 24. Сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава
Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава:
в звании младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции — один год;
в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции — два года;
в звании старшего лейтенанта полиции, старшего лейтенанта внутренней службы, старшего лейтенанта юстиции — три года;
в звании капитана полиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции — три года;
в звании майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции — четыре года;
в звании подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции — пять лет.
Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции устанавливается в один год.
Сроки выслуги в званиях полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.
Статья 25. Присвоение специальных званий младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции
Первые специальные звания младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции присваиваются:
а)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, окончившим специальные курсы Министерства внутренних дел Российской Федерации по программе, утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации, средние специальные учебные заведения других министерств и ведомств и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
б)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, обучающимся на последних курсах высших или средних специальных учебных заведений, а также имеющим незаконченное высшее образование (не ниже третьего курса) и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
г)слушателям и курсантам высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также студентам специальных факультетов высших учебных заведений при переводе их на последний курс.
Статья 26. Присвоение специальных званий лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции
Специальные звания лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваиваются:
а)младшим лейтенантам полиции, младшим лейтенантам внутренней службы, младшим лейтенантам юстиции по истечении установленного настоящим Положением срока выслуги в специальном звании, а окончившим высшие учебные заведения — независимо от срока выслуги в этом звании;
б)сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, окончившим высшие учебные заведения либо средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)лицам, окончившим по очной форме обучения высшие или средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г)гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.
Статья 27. Присвоение очередных специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава
Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются:
а)до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно — заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации;
б)до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно — Министром внутренних дел Российской Федерации.
Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации, а также в порядке, установленном статьей 20 настоящего Положения.
Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава слушателям, адъюнктам и докторантам учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации присваиваются в соответствии со штатными должностями, которые они занимали до поступления на учебу, без учета изменений специальных званий в штатах по этим должностям, внесенных после поступления на учебу; по окончании учебного заведения, адъюнктуры, докторантуры — при соответствии очередных специальных званий званиям по штатным должностям, на которые сотрудники назначаются по окончании учебы.
Статья 28. Присвоение специальных званий при перемещении из одной службы в другую
Сотрудникам органов внутренних дел, перемещенным из одной службы (подразделения) в другую, для личного состава которой установлены иные специальные звания, такие звания присваиваются в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Положения. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания.
Статья 29. Присвоение специальных званий гражданам, состоящим в запасе, при поступлении на службу
Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после назначения его на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию.
При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.
Статья 30. Присвоение специальных званий досрочно или на ступень выше
Очередное специальное звание начальствующего состава может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей.
При этом специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются начальниками, указанными в части четвертой статьи 22 настоящего Положения, а среднего и старшего начальствующего состава — Министром внутренних дел Российской Федерации.
Специальное звание присваивается досрочно в пределах звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, а сотрудникам органов внутренних дел, имеющим ученую степень или ученое звание, может быть присвоено на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).
Статья 31. Исчисление сроков выслуги в специальном звании
Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника органов внутренних дел в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается.
Сотрудники органов внутренних дел, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании.
Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем специальном звании. При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания.
Статья 32. Задержка в присвоении очередных специальных званий
Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.
Статья 33. Снижение в специальном звании и лишение специального звания
Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.
Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится только Министром внутренних дел Российской Федерации.
Сотрудники органов внутренних дел, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании, независимо от занимаемой штатной должности, приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.
До восстановления сотрудника органов внутренних дел в прежнем специальном звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.
Сотрудники органов внутренних дел, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов «в отставке», могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх