Ст 23 закона 173 ФЗ

Закон вступил в силу со 2 декабря 2019 г. (за исключением положения, касающегося участников бюджетного процесса). Законом внесены существенные изменения, имеющие преимущественно позитивный характер, в первую очередь для физических лиц, являющихся резидентами для целей валютного законодательства (далее – «Резиденты»). В целом Закон продолжает общий тренд на либерализацию валютного регулирования, о котором мы сообщали в нашем предшествующем обзоре1. Далее мы предлагаем обзор нового пакета изменений.

Командировочные расходы и Tax-free

Расходы Резидентов, связанные со служебными командировками за рубеж, юридические лица-резиденты могут возмещать наличной иностранной валютой. Возвращать неизрасходованные суммы авансов в таких случаях Резиденты могут также наличной иностранной валютой.

Кроме того, юридические лица–резиденты получили возможность осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ, без использования банковских счетов в уполномоченных банках в отношении компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Освобождение от репатриации для обслуживания займов и кредитов: новая географическая привязка

Закон изменяет условие для освобождения резидентов-юридических лиц от обязанности по репатриации денежных средств в суммах, необходимых для обслуживания займов/кредитов по договорам с нерезидентами исключительно на счета в российских банках. Если ранее такое освобождение применялось, в частности, к займам/кредитам, выданным на срок свыше двух лет по договорам займа/кредита с нерезидентами, являвшимися резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ, то в новой редакции Закона нерезидент должен быть резидентом:

  • страны-члена Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») или
  • страны, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (далее – «Многостороннее соглашение»), или
  • страны, имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией.

Cписок стран, активировавших автоматический обмен c Россией, ведется на сайте ОЭСР (https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/) и соответствует спискам стран, установленным Приказом ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@, действовавшим с 7 июня 2018 г. по 4 января 2019 г., и Приказом ФНС России от 4 декабря 2018 г. № ММВ-7-17/784@, действующим с 5 января 2019 г. по настоящее время (далее – «Списки»). Оба Списка содержат такие популярные юрисдикции как Швейцария и Великобритания; в последний Список были добавлены Азербайджан, Багамы, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Гонконг и другие государства и территории. Именно эти Списки налоговые органы, скорее всего, будут использовать в ходе проверки соблюдения Резидентами требований валютного законодательства по новым правилам.

А вот, например, США и Канады в Списках нет, поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, к обслуживанию займов/кредитов в этих странах вышеуказанная льгота неприменима.

Освобождение для Резидентов от обязанности подавать отчеты о движении средств

Напомним, что с 1 января 2020 г. должны будут вступить в действие изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривавшие освобождение Резидентов от предоставления отчета о движении средств в отношении счетов (вкладов) Резидентов в банках за пределами РФ (далее – «Зарубежные счета») при одновременном выполнении трех условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ОЭСР или ФАТФ, и
  • страна, где находится этот банк, осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на Зарубежный счет за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на Зарубежном счете, на который в отчетном году зачисления не производились, не превышает 600 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Закон внес следующие поправки в вышеупомянутые изменения (тоже связанные с изменением географической привязки):

  • с 1 января 2020 г. освобождение Резидентов от предоставления отчета обусловлено выполнением двух условий:
    • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС (а не в стране-члене ОЭСР или ФАТФ) или в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
    • общая сумма денежных средств не превышает вышеуказанные пороги;
  • освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Зачисления на счета резидентов в банках за пределами РФ: обмен информацией вместо жестких рамок

Со 2 декабря 2019 г. возможность зачисления от нерезидентов денежных средств на Зарубежные счета резидентов РФ (физических и юридических лиц) в определенных случаях (ч. 1 ст. 5.1. Закона о валютном регулировании обусловлена нахождением банка в стране, являющейся членом ЕАЭС, или в стране, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением, или имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Ранее условием допустимости зачислений от нерезидентов было нахождение банка в стране, являющейся членом ОЭСР и/или ФАТФ.

Вышеупомянутые случаи зачисления денежных средств включают:

  • получение кредитов и займов на срок более двух лет;
  • получение дохода от сдачи в аренду (субаренду) расположенного за пределами РФ имущества;
  • получение купонного и иных видов доходов по внешним ценным бумагам, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • получение денежных средств в результате отчуждения внешних ценных бумаг в установленных случаях;
  • получение денежных средств, выплачиваемых Резиденту в виде дохода, полученного от передачи денежных средств и (или) ценных бумаг в доверительное управление;
  • получение денежных средств от продажи транспортного средства, находившегося в собственности Резидента за пределами РФ.

Действие данного изменения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. Следует учесть, что изменение географической привязки не должно затронуть операции Резидентов по получению от нерезидентов средств в случаях, указанных в ч. 5.1. ст. 12 Закона о валютном регулировании2, на счета в банках на территории государств-членов ФАТФ и/или ОЭСР, осуществленных до 2 декабря 2019 г., поскольку акты валютного законодательства РФ, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют3.

Зачисления на Зарубежные счета Резидентов в случаях, ранее не поименованных в Законе о валютном регулировании

С учетом поправок, внесенных Законом и вступивших в силу со 2 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. вступят в действие изменения в Закон о валютном регулировании, предусматривающие снятие ограничений на зачисления от нерезидентов на Зарубежные счета Резидентов по любым основаниям (в дополнение к тем, которые поименованы в ч. 5.1. ст.12 Закона о валютном регулировании) при выполнении одного из условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС или
  • Зарубежный счет находится в банке в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

При этом снятие ограничений при выполнении условия в отношении страны, где находится Зарубежный счет, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

До принятия Закона снятие ограничений предполагалось в отношении валютных операций с нерезидентами через Зарубежные счета в странах-членах ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих автоматический обмен информацией. Действующий в настоящее время Список стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и списки стран-членов ОЭСР или ФАТФ, не совпадают. Например, такие страны как Азербайджан, Андорра, Багамы, БВО, Болгария, Кипр, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ не являются членами ни ОЭСР, ни ФАТФ, но включены в действующий в настоящее время Список, что безусловно благоприятно для Резидентов, имеющих Зарубежные счета в банках в этих странах.

Как упомянуто выше, Списки стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, содержат такие финансовые центры как Швейцария и Великобритания, но не включают, например, США и Канаду. Поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, Резиденты, имеющие счета в банках в этих странах и проживающие в РФ более полугода, со 2 декабря 2019 г. лишены возможности получать на такие счета вышеупомянутые доходы, так как они квалифицируются как незаконные валютные операции.

Исходя из приведенного краткого анализа, можно сделать вывод о том, что внесенные изменения носят благоприятный характер для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в ЕАЭС или странах, включенных в вышеупомянутые Списки (с учетом времени их действия).

Для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в иных странах, например, в США, Канаде, данные изменения серьезно ограничивают перечень разрешенных валютных операций через такие счета. В частности, признававшиеся ранее законными зачисления на счета в банках этих стран доходы (например, кредиты и займы на срок более двух лет, арендные доходы, купонные доходы и т.п.) со 2 декабря 2019 г. квалифицируются как незаконные валютные операции.

Новый специальный субъект ВЭД

Новая редакция Закона о валютном регулировании содержит уточнение, согласно которому к резидентам также относятся юридические лица, являющиеся профессиональными участниками внешнеэкономической деятельности, включенные в специальный перечень (кроме международных компаний).

Ранее в законодательстве понятие «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности» не использовалось, однако в будущем статус профессионального участника ВЭД может стать одним из условий для применения более мягких мер административной ответственности.

На данный момент соответствующая нормативная база отсутствует, однако Правительством РФ уже ведется работа в данном направлении, в частности, разработан проект Постановления4.

Из пояснительной записки к проекту Постановления следует, что данные изменения также направлены на либерализацию валютного регулирования в части смягчения административной ответственности за нарушения валютного законодательства в отношении лиц, которые включены в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Дополнены требования о репатриации

Со 2 декабря 2019 г. резиденты обязаны представлять информацию о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ.

Полагаем, что под такими случаями и способами следует рассматривать, прежде всего, предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании5 исключения из общего правила о репатриации (например, при проведении зачета встречных требований по определенным видам обязательств).

Практические последствия и рекомендации

Учитывая то, что рассмотренные выше изменения могут иметь негативные последствия с даты их вступления в силу, то есть со 2 декабря 2019 г., мы рекомендуем Резидентам:

  • проверить наличие непогашенных займов, выданных Резидентом резидентам других стран, и при необходимости уточнить свои обязательства в отношении репатриации сумм таких займов в соответствии с новыми правилами;
  • проверить, попадают ли страны, в которых у Резидента открыты счета, в Списки (с учетом времени их действия), а также виды зачислявшихся на них в течение последних двух лет доходов, и при необходимости:
    • перенаправить потоки доходов на счета в других странах, на которые такие зачисления допустимы;
    • в случае выявления незаконных валютных операций рассмотреть возможность подачи до 29 февраля 2020 г. специальной декларации согласно Федеральному закону от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ, которая может защитить Резидента от штрафов за эти нарушения (75%-100% от суммы незаконной валютной операции).

Специалисты КПМГ будут рады ответить на интересующие вас вопросы касательно рассмотренных изменений законодательства и их последствий с учетом конкретных обстоятельств.

1. Либерализация валютного законодательства: все больше «можно», все меньше «нельзя»

2. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании.

4. Проект Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» https://regulation.gov.ru/projects#npa=93751

5. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

К статье «Могут ли действия работодателя лишить работника льготной пенсии?» Анастасии Метелевой, юриста (текст статьи ищите в № 9-2012 журнала или на нашем сайте www.ros-rabotodatel.ru).

Андрей Малов, адвокат юридической компании «Малов и Партнеры»

На сегодняшний день приходится констатировать тот печальный факт, что споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном уровне.

С точки зрения и практического опыта нашей компании причиной этого, прежде всего, является неисполнение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им в соответствии с законом полномочий: например, таких как истребование у работодателей и третьих лиц необходимых документов для назначения пенсии; несоответствие сведений, содержащихся в данных документах, нормам законодательства и фактическому положению дел. Кроме того, определенные периоды работы почему-то не включаются органами Пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств. Тем самым происходит фактическое «переложение» обязанностей вышеуказанных органов на граждан, а в конечном итоге — на суд, в который вынуждены обращаться граждане, получившие необоснованный отказ в назначении пенсии на льготных основаниях, о включении периодов работы в стажи о перерасчете размера пенсии.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации существует официальный порядок рассмотрения споров по вопросам установления трудовой пенсии, в том числе досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсиях) решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, ее выплате, удержаниях из нее и взыскании излишне выплаченных сумм могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и /или в суд.

Курсы повышения квалификации: период обучения или трудовой стаж?

По смыслу ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.

Закон о пенсиях, регулирующий пенсионное обеспечение, не содержит норм и положений, которые бы напрямую и конкретно утверждали, что период обучения на курсах повышения квалификации не включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать те законодательные нормы, которые регулируют порядок исчисления стажа работы и с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Правила исчисления трудового стажа на соответствующих видах работ исчисляются и устанавливаются Правительством РФ (Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

В указанных Правилах (п. 11) четко прописано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с периодами работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются и периоды начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (если только эта виды работ не исключены ст. ст. 27, 28 Закона о пенсиях и Списками).

Однако количество судебных споров заставляет раз за разом приходить к выводу, что данные нормы закона, если и воспринимаются при обращении граждан в органы Пенсионного фонда РФ (далее — органы ПФР), то не соблюдаются при вынесении указанными органами решений.

При разрешении споров о назначении льготной (досрочной) пенсии по старости, а также ее формировании, то есть включении в стаж соответствующих периодов трудовой деятельности гражданина (в том числе времени учебы, курсов повышения квалификации и пр.), можно руководствоваться двумя существующими в настоящее время позициями.

Позиция 1: Решения ПФР

Адвокатская практика позволяет сделать вывод, что органы ПФР и большое количество специалистов в области пенсионного обеспечения придерживаются мнения, что досрочная трудовая пенсия по старости (льготная пенсия и пенсия за выслугу лет) предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда и т. д.).

Мнение органов ПФР основывается на том, что, поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации (и в другие подобные периоды) гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период (и ему подобные) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем базируется данная позиция на том аргументе, что период обучения на курсах повышения квалификации (и ему подобные) прямо не указан среди периодов, подлежащих включению в рассматриваемый стаж работы.

Кроме того, органы ПФР указывают, что периоды выполняемой работы включаются в такой стаж только при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Позиция 2: Решения судов

Противоположной позиции придерживаются судебные органы, в первую очередь Верховный Суд РФ.

Суды при разрешении спора основываются на положениях п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 (далее — Правила), согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. Кроме того, согласно некоторым нормативным актам для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Поэтому в большинстве судебных споров Верховный Суд РФ делает вывод о том, что период обучения на курсах повышения квалификации (в том числе с отрывом от производства) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Советы эксперта

Будет немаловажным знать, что на практике нередки случаи, когда периоды обучения в высших (и любых других) учебных заведениях не засчитываются органами ПФР в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (как, впрочем, и в обычный страховой стаж для пенсии). Однако Верховный Суд РФ, рассматривая вопрос о включении в трудовой стаж периодов работы, когда гражданин одновременно обучался, исходит из того, что в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения и успешно обучающимся в них, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов и т. п.). Кроме того, работникам, направленным на обучение работодателем или самостоятельно поступившим в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования по заочной форме обучения и успешно обучающимся в них, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. В соответствии с п. 5 Правил и ст. ст. 27 и 28 Закона о пенсиях, в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Имейте в виду

Периоды обучения в училищах, школах и на курсах повышения квалификации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях в специальный трудовой стаж также не включаются.

Период пребывания в командировках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. В силу п. 4 Правил в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Согласно ст. 167 ТК РФ работнику, направляемому в служебную командировку, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. Соответственно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Что обычно приходится доказывать?

Как известно, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в стаж, является трудовая книжка установленного образца.

Необходимо знать, что

В трудовую книжку вносятся необходимые сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием и перевод на другую работу с указанием цеха, участка, увольнение. Все записи должны соответствовать тексту приказа (распоряжения). Наименование профессии или должности, название цеха, участка, отделения, на работу в которые принят или переведен работник, записываются в трудовую книжку с указанием приказа или переводной записки. Наименование профессии устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в зависимости от характера выполняемой работы. Наименование должности устанавливается в соответствии со штатным расписанием, утвержденным в организации в установленном порядке.

И, казалось бы, будет вполне обоснованно считать, что сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.

Однако очень часты случаи того, что органы ПФР отказывают в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя это затребованием (и, как правило, непредоставлением либо недостаточным предоставлением) каких-либо иных документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемые в специальный трудовой стаж, помимо трудовой книжки.
С одной стороны, действия сотрудников органов ПФР в части истребования дополнительных документов, помимо трудовой книжки, можно понять: перечень видов работ, периоды выполнения которых необходимо подтверждать, чтобы реализовать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, содержится в Порядке подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утвержден Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н).

Периоды работ граждан до их регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами. Причем факт занятости застрахованного лица на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица определяется на основании документов того периода, когда производились эти работы.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений о стаже индивидуального (персонифицированного) учета. При этом такие сведения при поступлении их в базу данных подкрепляются соответствующими документами, то есть работодатель представляет в базу данных сведения о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые им установлены на основании соответствующих документов.

Внимание!
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии необходимых ему документов и справки, в том числе о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, следует отметить, что на практике нередки случаи, когда при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, во внимание принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Кроме того, существует позиция Верховного Суда не по одному порядку такой категории дел, когда при отсутствии документов о работе не по вине работника подтверждение периодов работы работника может подтверждаться показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они могут подтвердить работу того или иного гражданина. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г.)

Таким образом, данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Однако, с моей точки зрения, в данной ситуации следует руководствоваться правильной и соответствующей положениям п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.07. 2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» (далее — Постановление) позицией судов о том, что поскольку в трудовой книжке работника содержатся сведения о наименовании выполняемой им профессии (должности), его занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывает и не оспаривается ответчиком в судебном порядке (а иных дополнительных условий о характере труда не предусматривалось), то указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Для назначения пенсии по старости необходимо иметь общий трудовой стаж, дающий право на указанные пенсии.

Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в Законе РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о государственных пенсиях). При этом не имеет значения, в какой профессии или должности протекала трудовая или общественная деятельность того или иного лица.

Трудовой стаж (в том числе и специальный трудовой стаж) устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.

Имейте в виду
Статьей 13 Закона о государственных пенсиях при рассмотрении вопросов льготного (досрочного) пенсионного обеспечения предусмотрено суммирование работ с различными особыми условиями труда. В основу этого суммирования положен принцип присоединения большей льготы к меньшей или суммирование равных льгот.

Ваши действия и способы защиты

Как уже было сказано ранее, судебные органы, в первую очередь Верховный Суд РФ, засчитывают в стаж на соответствующих видах работ периоды обучения на курсах повышения квалификации, периоды заочного обучения в учебных заведениях (периоды предоставления соответствующих учебных отпусков) и периоды командировок.

Однако в большинстве случаев органы Пенсионного фонда РФ, основываясь на собственной практике и собственном толковании норм действующего законодательства в рамках своих полномочий, как правило, отказываются включать перечисленные периоды в указанный стаж. При этом ссылки граждан на отдельные судебные решения, в том числе вынесенные Верховным Судом РФ, не принимаются ими во внимание. Мотивируется это тем, что такие судебные решения касаются конкретных лиц, обратившихся в судебные органы, а значит, они не являются обязательными для применения органами Пенсионного фонда РФ при решении аналогичных вопросов в отношении других граждан.

Таким образом, считаю необходимым при отрицательной позиции органов Пенсионного фонда РФ обратиться в судебные органы (вплоть до Верховного Суда РФ), которые с большой вероятностью могут принять решение в вашу пользу.

При этом вам как гражданину, права и законные интересы которого были нарушены, следует иметь в виду, что в защите своих прав и достижении нужного вам результата вы можете выбрать два варианта действий.

1) Вы можете обратиться в органы Пенсионного фонда РФ за подсчетом стажа, дающего право на досрочную пенсию (то есть проконсультироваться, не пора ли вам на пенсию). Если вы увидите, что в стаж не засчитаны те периоды, которые должны включаться в него (или были включены в аналогичных случаях по судебной практике), можно будет подать официальное заявление о назначении пенсии. В случае отрицательного ответа на такое заявление вы имеете право обжаловать отрицательное решение органов ПФР в суд.

2) Вы можете сразу подать официальное заявление о назначении трудовой пенсии. Если органы ПФР РФ вынесут неудовлетворительное решение, то из него будет видно, какие периоды и как включены в стаж. Далее, с учетом решения органов ПФР можно будет обращаться в суд.

Различия в том, что в первом варианте органы ПФР могут отказаться подсчитывать ваш стаж без официального заявления о назначении пенсии, сославшись, например, на занятость. При втором варианте стажа для пенсии может не хватить в любом случае, даже если его можно будет включить по решению суда. То есть все равно потребуется выработать необходимый стаж, а уже после этого можно повторно обратиться за назначением пенсии.

Назначение пенсии

Гражданам, которые будут обращаться в ПФР за назначением пенсии, назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений будет производиться по их заявлениям одновременно с назначением трудовой пенсии. Таким образом, для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение трудовой пенсии (или уже являться пенсионером) и иметь средства пенсионных накоплений.

То есть, если пенсионные накопления гражданина составляют 5% и менее по отношению к общему размеру его трудовой пенсии, то ему будет произведена единовременная выплата в срок, не превышающий 2 месяца со дня вынесения решения об ее установлении. Если назначение единовременной выплаты производит ПФР, то выплата пенсионных накоплений будет произведена вместе с пенсией (тем же доставщиком или на тот же счет в банке).

Совет эксперта
Чтобы процесс назначения вашей пенсии не был длительным по причине сбора дополнительных «льготных» справок, важно заранее проверить правильность оформления записей в трудовой книжке, обратившись к работникам отдела кадров своего предприятия или с трудовой книжкой к специалистам Пенсионного фонда РФ. Несмотря на то, что законом предусмотрено обращение за назначением пенсии не ранее чем за месяц до наступления права, заблаговременная работа ведется в течение всего года, предшествующего дате права на пенсию, в том числе и льготную.

Помимо единовременной выплаты законом предусмотрены еще два вида выплат пенсионных накоплений: срочная пенсионная выплата и накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Срочная пенсионная выплата может включать только выплаты из средств дополнительных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсии и средств материнского капитала, если мама — владелица сертификата на материнский капитал, направила его средства или часть средств на формирование своей пенсии и уже получила право на получение трудовой пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет. Другими словами, срочная пенсионная выплата формируется за счет всех возможных поступлений на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования.

Внимание!
Особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что, если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств пенсионных накоплений вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал — отцу ребенка или непосредственно детям.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: в большинстве ситуаций предметом обжалования по данной категории дел являются решения первичных территориальных органов ПФР РФ, вынесших отрицательное решение в ответ на обращение гражданина (например, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии). На мой взгляд, характерной особенностью разрешения таких проблемных ситуаций является правильное применение судами (в отличие от органов ПФР) норм действующего законодательства РФ, полное и всестороннее исследование юридически значимых обстоятельств, в частности, характер осуществляемой обратившимся в суд работником трудовой деятельности, условия ее выполнения, соответствие занимаемой должности и наименования учреждения Спискам профессий, должностей, учреждений, установленным Правительством РФ. Отсюда возникает и становится вполне понятным абсолютное нежелание граждан в случае получения отказа от территориальных органов пенсионного обеспечения обращаться в вышестоящие органы ПФР РФ.

Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, что гражданам, которые хотят защитить свои нарушенные права и интересы в отношении пенсионных вопросов, приходится отстаивать свою правоту в суде. И справедливости ради хочется отметить, что в большинстве таких случаев решения, постановленные судьями, направлены на удовлетворение заявленных гражданами требований.

Время начального профессионального обучения или переобучения на рабочих местах конкретным профессиям, которые прямо предусмотрены в ст. ст. 27 и 28 Закона о пенсиях или в Списках, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается. (Например, в подр. 1 раздела XVII «Производство строительных материалов» включена профессия «бункеровщик» В этом случае время начального профессионального обучения этой профессии в стаж на соответствующих видах работ не может быть включено. Поэтому период работы по трудовой книжке в качестве «ученика бункеровщика» из специального стажа будет исключен.)

Однако при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). Характер работы, а также условия, при которых назначаются пенсия в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет, подтверждаются в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации, со ссылкой на архивные документы того периода, когда производились работы.

В отличие от общего трудового стажа специальный трудовой стаж, который представляет собой суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), исчисляется по профессиям и должностям, а в некоторых случаях — исходя из занятости на конкретных работах (в производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях. С учетом специального трудового стажа может устанавливаться пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона о государственных пенсиях), работой на Крайнем Севере (ст. 14), а также пенсия за выслугу лет (разд. V Закона о государственных пенсиях).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О валютном регулировании и валютном контроле

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; (В редакции федеральных законов от 03.08.2018 № 293-ФЗ, от 02.12.2019 № 398-ФЗ)

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 427-ФЗ)

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

7) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 293-ФЗ)

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте; (В редакции Федерального закона от 14.03.2013 № 29-ФЗ)

9) валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 155-ФЗ)

з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 155-ФЗ)

и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 155-ФЗ)

10) специальный счет — банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также — требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета; (Пункт не действует с 1 января 2007 года — см. часть 3 статьи 26)

11) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

2. Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также — органы и агенты валютного контроля). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ)

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». (Часть введена — Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 452-ФЗ)

Глава 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 5. Органы валютного регулирования

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 406-ФЗ)

4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статья 7. Регулирование Правительством Российской Федерации валютных операций движения капитала

(Статья не действует с 1 июля 2006 года — см. часть 3 статьи 26)

1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

2. Расчеты

я.

При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.

6. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

7. Расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.

8. При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

При установлении страховой части трудовой пенсии по старости гражданам из числа космонавтов, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в общий трудовой стаж не включаются периоды работы (деятельности), предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (деятельности), учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

9. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 281 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 271 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

10. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 271 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.

11. Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

12. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:

застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, — не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты — одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

остальным застрахованным лицам — не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 301. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

1. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

3. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

4. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 302. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

1. Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 301 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 года, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона.

2. Размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 301 настоящего Федерального закона) с 1 января 2010 года гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 года, определяется по формуле:

П = Б + П1 + (СВ / Т / КН) х К, где

П — размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (статьи 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона);

П1 — размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31 декабря 2009 года;

СВ — сумма валоризации (статья 301 настоящего Федерального закона);

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии, исчисленного в отношении трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом умножения на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, которое предусмотрено соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 января 2010 года;

К — суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 года.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 303. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации

1. Размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 301 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету:

1) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии;

2) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии;

3) при изменении суммы валоризации (без изменения величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона) в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 1991 года, который не был учтен при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;

4) при изменении суммы валоризации (без изменения величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона) в случае включения в общий трудовой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые не были учтены при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле;

5) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора застрахованным лицом иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статьей 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, при предоставлении дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав указанного застрахованного лица при установлении ему трудовой пенсии;

6) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статьей 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.

2. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с применением порядка и сроков, которые установлены статьей 20 настоящего Федерального закона. При этом количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

3. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера со дня первоначального установления трудовой пенсии с учетом суммы валоризации. При этом применяется то же количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, которое было применено при первоначальном установлении трудовой пенсии с учетом суммы валоризации.

(Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

ГЛАВА VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4. При установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

1. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев). (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно). (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)

3. При определении размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 21 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 года указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев). (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4. До 1 января 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости (пункты 23 — 232 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)

С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии. (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)

Порядок определения ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктами 231 и 232 статьи 14 настоящего Федерального закона, применяется для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости лицам, приобретшим право на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости начиная с 1 января 2002 года (Абзац введен — Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх