Ст 258 1 УК РФ с комментариями

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 258 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных.

К специальным нормативным актам, которыми регулируется охота, прежде всего относятся: Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) (далее — Закон об охоте), Закон о животном мире; Приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 (в ред. от 05.09.2012), утвердивший Правила охоты , нормативные правовые акты субъектов РФ. Все иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Законом об охоте. До их приведения в соответствие с Законом об охоте законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735; N 52 (ч. 1). Ст. 6441, 6450; 2010. N 23. Ст. 2793; 2011. N 1. Ст. 10; N 25. Ст. 3530; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 50. Ст. 7343.

РГ. 2011. N 39; 2012. N 130, 239.

В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, частиковые. Законами субъектов РФ допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона об охоте.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ, за исключением отлова таковых в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов.

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества , а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) — как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК).
———————————
См.: БВС РФ. 1999. N 1. С. 5.

4. Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (ст. 1 п. 5 Закона об охоте). Частью 2 ст. 57 Закона об охоте и ведомственными нормативными актами к ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Например, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте . Однако представляется, что, исходя из определения охоты, данного в Законе об охоте, признание нахождения лица с оружием на территории охотничьего угодья преступлением является чрезмерно расширительным понятием охоты. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. Возможно только применение мер административной ответственности.
———————————
См.: БВС РФ. 2004. N 34. С. 14.

В России разрешена промысловая, спортивная, любительская охота, охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 12 Закона об охоте).

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное лицо субъекта РФ определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях.

Преступлением может быть признана только незаконная охота. Незаконной считается охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Охотником, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.

Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Удостоверением на право охоты служат (в зависимости от вида охоты и категории охотника) по общему правилу путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику. Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 — 14 Закона об охоте достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. В любом случае основным документом является разрешение. В нем указываются: сведения об охотнике; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; их количество; сроки и места охоты. Порядок выдачи разрешений конкретизируется в Приказе Минприроды России от 23.04.2010 N 121 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов» (в ред. от 19.06.2012) .
———————————
РГ. 2010. N 138, 216; 2011. N 257; 2012. N 183.

Разрешения выдаются: а) охотникам в закрепленных охотничьих угодьях — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, в общедоступных охотничьих угодьях — органом исполнительной власти субъекта РФ; на особо охраняемых природных территориях — соответствующими природоохранными учреждениями; б) работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — этими предпринимателями и юридическими лицами; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основе заключенных ими охотхозяйственных соглашений — органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 31 Закона об охоте). Приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93 утверждена примерная форма охотхозяйственного соглашения (в ред. от 13.07.2011) .
———————————
БНА. 2010. N 22; РГ. 2011. N 216.

Разрешение действует только в указанном в нем месте и в указанные даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

Охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением признается охотой без разрешения. Под признаки такой охоты подпадает также добыча зверя или птицы сверх установленной в разрешении нормы или не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, либо с нарушением указанных в разрешении сроков или не в тех местах, которые указаны в разрешении.

К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ (обычно указываются в приложениях к правилам охоты).

Охота в запрещенные сроки — это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи отдельных видов охотничьих ресурсов. Они устанавливаются применительно к местным условиям.

Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в Правилах охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512 (в ред. от 05.09.2012) .
———————————
РГ. 2011. N 39; 2012. N 130, 239.

Например, при осуществлении охоты запрещается: стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившем движение по инерции после выключения мотора; применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь; применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее 5 мм и пулями; применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов; применение: служебного оружия, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; иного оружия, не отнесенного в установленном порядке к охотничьему оружию, за исключением луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира; применение пневматического охотничьего оружия, за исключением осуществления охоты на белку, летягу, бурундука, горлиц, рябчика, ворон (серую, черную и большеклювую), в случае отнесения последних законами субъектов РФ к охотничьим ресурсам, а также для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.

Например, Г. был осужден по этому признаку к лишению свободы с конфискацией автомашины как орудия незаконной охоты. Однако материалы дела свидетельствовали о том, что Г. добыл лося путем отстрела из охотничьего ружья, а автомашину использовал лишь как средство перемещения в район незаконной охоты. В таком случае признание автомашины орудием преступления является неосновательным, а конфискация ее — незаконной .
———————————
БВС РСФСР. 1977. N 4. С. 15 — 16.

Применение взрывчатых веществ, газов и иных способов добычи охотничьих ресурсов, например путем пускания палов, применения сетей, устройства ловчих ям и загонов, является опасным в силу того, что такие способы охоты обычно приводят к массовому уничтожению животных.

Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, зубра, леопарда, снежного барса, белого медведя, фламинго, аиста, журавлей.

Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Закона об охране окружающей среды.

Понятия «особо охраняемая природная территория», «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» раскрывались при изложении составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 247 и 262 УК.

Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) окончено с момента осуществления поиска, выслеживания или преследования птиц, зверей и иных животных независимо от того, были ли они добыты. Состав преступления формальный.

При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении от 18.10.2012 N 21. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей лося, благородного оленя и др.

Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба и наличие причинной связи между деянием и последствием. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.

Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ. Действующими являются Таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденные как приложение к Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 .
———————————
РГ. 2012. N 20.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает незаконную охоту, и желает этим заниматься.

6. Субъект — общий. Ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

7. Под использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) как квалифицирующим признаком состава преступления понимается использование для занятия незаконной охотой прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, например работниками органов государственного охотничьего контроля и надзора, руководителями организаций или иных юридических лиц, осуществляющих промысловую охоту, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти. Здесь субъект преступления специальный.

Современное природоохранное законодательство предусматривает, что в случае причинения вреда животному миру граждане обязаны возместить нанесенный ущерб. При этом суммы достаточно весомые. В статье рассмотрим, какая ответственность и штрафы предусмотрены за убийство лося без лицензии в 2019 г.

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную юридическую консультацию.

  • Звонок по всей России бесплатный 8 800 350-94-43
  • Какое наказание за убийство лося без лицензии

    Согласно ст.56 закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» гражданин возмещает причиненный животному миру ущерб добровольно или по решению суда. При этом сумма ущерба рассчитывается по специально разработанной методике. Она прописана в Приказе Минприроды от 28.12.2011 № 948.

    Для расчета ущерба в случае незаконного уничтожения животного используется такая формула:

    Ущерб = Т × K × N, где

    • Т — фиксированная такса, установленная для конкретного вида животного или птицы;
    • K — повышающий пересчетный коэффициент;
    • N — число убитых животных.

    Базовая такса штрафа за убитого без лицензии лося в 2019 г. составляет 80 000 руб.:

    В зависимости от ситуации повышающий коэффициент составляет от 1 до 7:

    Пример 1

    Сергей получил разрешение на добычу косули в общедоступных охотничьих угодьях. Когда он вышел на охоту, то увидел лося и совершил его отстрел. Разрешения на такой вид охотничьего ресурса у Сергея нет. Значит, для возмещения вреда ему придется заплатить 240 000 руб. (80 000 × 3 × 1).

    Пример 2

    Браконьер Василий решил поохотиться на территории государственного лосиного заповедника. В результате он уничтожил самку лося. Размер нанесенного вреда в этом случае составит 560 000 руб. (80 000 × 7 × 1). Важно! Ответственность за убийство лося без лицензии не ограничивается простым возмещением ущерба. Так как нанесенный животному миру ущерб превышает 40 000 руб., он считается крупным. Такое преступление подпадает под действие ст. 258 УК РФ. Наказание по статье достаточно суровое.

    Так, согласно п.1 ст. 258 УК штраф за добычу лося без лицензии в 2019 г. может составлять до 500 000 руб. Кроме того, эта статья предусматривает альтернативное наказание в виде:

    • исправительных работ на период до 2 лет;
    • лишения свободы на тот же срок.

    Более того, при сумме ущерба более 120 000 руб. он считается особо крупным, и наказание ужесточается:

    • максимальный штраф вырастает до 1 000 000 руб.;
    • срок лишения свободы — до 5 лет.

    Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную юридическую консультацию.

  • Звонок по всей России бесплатный 8 800 350-94-43
  • Итоги

    1. Ответственность за отстрел лося без лицензии включает в себя возмещение нанесенного окружающей среде вреда, добровольно или в судебном порядке. За одного животного размер ущерба может составлять от 80 000 до 560 000 руб. в зависимости от конкретной ситуации.
    2. Также за добычу лося без лицензии грозят санкции по ст. 258 УК РФ вплоть до лишения свободы.

    вчера, 23:31 Правительство России запретило закрывать двери во время сеансов в кинотеатрах на ключ Теперь двери российских кинотеатров запрещено запирать на ключ. Об этом решении говорится в постановлении о правилах противопожарного режима. вчера, 23:17 ЛДПР предложит освободить от НДФЛ россиян с доходом менее 20 тысяч рублей Партия ЛДПР собирается предложить в Госдуме поправку о нулевой ставке НДФЛ для россиян, чей доход составляет менее 20 тысяч рублей. Закрепленный материал Новый год в сентябре, или Почему у кузбасских евреев нет синагоги В сентябре наступит 5781-й год. И это не ошибка. Дело в том, что евреи в Кузбассе, как и по всему миру, 18 сентября начинают праздновать именно 5781- й год от сотворения мира. Каковы особенности празднования еврейского Нового года, почему в Кузбассе нет ни одной действующей синагоги и нужен ли кемеровским евреям раввин, выяснял журналист VSE42.Ru. вчера, 21:59 Выигравшая выборы костромская уборщица была выдвинута на Нобелевскую премию мира В рамках изучения механизма подачи заявок кандидатов на Нобелевскую премию мира, российские журналисты зарегистрировали Марину Удгодскую, ставшую известной после победы на выборах главы администрации Повалихинского сельского поселения. Так женщина стала номинантом на Нобелевскую премию мира в среди которых уже названы Владимир Путин, Алексей Навальный, Дональд Трамп и другие.

    Разъясняет старший помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Генинг А.А.

    21.06.2019 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 10.06.2019 № 750 «Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации».

    Данное постановление необходимо для определения квалификации при возбуждении уголовных дел по статье «Незаконная охота».

    В Постановлении приводятся все виды охотничьих ресурсов и таксы для исчисления крупного и особо крупного ущерба (в рублях за одну особь).

    За незаконную добычу одной особи лося сумма ущерба составит 80 000 рублей, медведя – 60 000 рублей, косули – 40 000 рублей, кабана – 30 000 рублей и т.д.

    Также утверждена формула, с использованием которой исчисляется крупный и особо крупный ущерб, включающая в себя, в том числе, такие показатели, как вид и количество добытых охотничьих ресурсов.

    Например, незаконная добыча одного лося (такса составит 80 000 рублей за 1 особь) будет являться крупным ущербом и будет квалифицироваться по ч.1 ст. 258 УК РФ, а незаконная добыча 2 лосей (такса составит 160 000 тысяч рублей за 2 особи) будет являться особо крупным ущербом и будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 258 УК РФ.

    Записи созданы 8132

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх