В соответствии с планом работы Тульского областного суда проведен анализ практики рассмотрения судами Тулы и Тульской области уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 318, 319 УК РФ за 2016 год и 1 полугодие 2017 года.
Обобщение проведено с целью формирования единой судебной практики и повышения качества отправления правосудия по указанной категории уголовных дел.
Преступления, предусмотренные ст. 318 УК РФ и ст. 319 УК РЯ являются преступлениями с двухобъектным составом.
Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ является нормальная деятельность органов власти (государственных и муниципальных). Дополнительный объект — здоровье человека.
Общественная опасность преступления заключается в том, что применение насилия в отношении представителя власти нарушает нормальную служебную деятельность этих лиц, создает атмосферу неуверенности в собственной безопасности и безопасности своих близких.
В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях: угрозе или насильственных действиях.
Применительно к ст. 318 УК РФ угроза — это информационное воздействие на психику лиц, указанных в рассматриваемой статье, содержанием которого является высказанное вовне намерение применить насилие в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. Угроза может служить средством для того, чтобы представитель власти изменил свое решение, отказался от какой-либо деятельности, изменил ее направление. Месть за действия представителей власти также охватывается рассматриваемым составом преступления.
Таким образом, путем угрозы потерпевшего принуждают пренебречь своими обязанностями, совершить в интересах угрожающего или иного лица требуемое действие (бездействие), стать исполнителем воли виновного лица.
Способ выражения угрозы может быть любым: устным, письменным, по телефону и тому подобное, а также в виде демонстрационных действий: угрожающих жестов, показа оружия и других. При этом, форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.
В ст. 318 УК РФ законодатель не конкретизировал тяжесть возможного вреда здоровью при угрозе применения насилия. Это может быть угроза причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Отсутствует указание в законе и на признак реальности угрозы, это сделано с учетом важности объекта уголовной защиты — нормальной деятельности органов управления.
Угроза наказуема по ст. 318 УК РФ, если она имеет место в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. В иных случаях при наличии соответствующих признаков деяние может быть квалифицировано по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может быть выполнена и путем применения в отношении представителя власти или его близких насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Характеристика этого вида насилия дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и другие).
Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 318 УК РФ, является формальным. Деяние будет оконченным с момента совершения действий (высказывания угрозы или применения насилия).
Общественно опасные последствия не включены в конструкцию данного состава преступления.
Частью 2 ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за применение в отношении представителя власти или его близких насилия, опасного для жизни или здоровья.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 указанного выше Постановления Пленума, под ним следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. К данному виду относится и насилие, хотя и не причинившее вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создававшее реальную опасность для его жизни или здоровья.
С субъективной стороны деяния, описываемые диспозицией ст. 318 УК РФ, совершаются только умышленно. Виновный сознает, что угрожает применением насилия или применяет насилие к представителю власти или его близким, и желает совершить эти действия. В зависимости от отношения к последствиям в виде причинения вреда здоровью умысел может быть прямым или косвенным.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица, не достигшего шестнадцати лет и совершившего насилие в отношении представителя власти, квалифицируются по нормам о преступлениях против личности.
Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий:
Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, а равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
В ходе обобщения установлено следующее:
В 2016 году районными (городскими) судами рассмотрено
— по ст. 318 УК РФ – 52 дела, по ст. 319 УК РФ – 3 дела;
мировыми судьями:
— по ст. 318 УК РФ — 1 дело, по ст. 319 УК РФ — 59 дел.
В 1 полугодии 2017 года районными (городскими) судами рассмотрено:
— по ст. 318 УК РФ — 25 дел, по ст. 319 УК РФ – 1 дело;
мировыми судьями:
— по ст. 318 УК РФ дела не рассматривались, по ст. 319 УК РФ рассмотрено 26 дел.
Постановления о прекращении уголовных дел районными (городскими) судами не выносились;
мировыми судьями в 2016 году было вынесено 1 постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного по ст. 319 УК РФ по уголовному делу № 1-5/2016.
Уголовное дело № 1-5/2016 в отношении ФИО 1, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ прекращено 21.03.2016 г. в связи с примирением подсудимой с потерпевшей на основании ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ. (мировой судья судебного участка № …) Постановление не обжаловано.
ФИО 1 обвинялась в публичном оскорблении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Прекращено дело было по ходатайству потерпевшей, которая указала, что ей принесены извинения и заглажен моральный вред.
Однако, из протокола судебного заедания неясно, каким образом был заглажен моральный вред. Поскольку дело относится к категории дел публичного обвинения, более того, оскорбление было нанесено публично, судье следовало выяснить, каким образом были принесены извинения, а также выяснить каким образом был заглажен моральный вред. Этого сделано не было.
Кроме того, районными (городскими) судами в 2016 году было вынесено одно постановление о применении принудительных мер медицинского характера по ст. 318 УК РФ;
— мировыми судьями – 1 постановление о применении принудительных мер медицинского характера в 2016 году по ст. 319 УК РФ, постановление было обжаловано, оставлено без изменения.
В 1 полугодии 2017 года вынесено 1 постановление по ст. 319 УК РФ мировым судьей …, постановление не обжаловано,
— 1 постановление о применении принудительных мер медицинского характера по ст. 318 УК РФ вынесено … районным судом …(уголовное дело в отношении ФИО 2), постановление было обжаловано в суд апелляционной инстанции, и отменено.
Так, уголовное дело в отношении ФИО 2 было направлено в … районный суд. 21.08.2017 г. ФИО 2 был освобожден от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости запрещенных уголовным законом общественно-опасных деяний, предусмотренных ст. 317, ч. 2 ст. 167, ч. 1 ст. 318 УК РФ.
По представлению прокурора постановление суда первой инстанции было отменено в апелляционном порядке, поскольку уголовное дело было принято к производству и рассмотрено с нарушением правил подсудности: уголовные дела, предусмотренные ст. 317 УК РФ подсудны областному суду.
Из общего количества рассмотренных дел районными (городскими) судами было постановлено приговоров:
— в 2016 году по ст. 318 УК РФ – 51, по ст. 319 УК РФ – 3;
— в 1 полугодии 2017 года по ст. 318 УК РФ — 24, по ст. 319 УК РФ – 1 приговор;
мировыми судьями было вынесено:
— в 2016 году по ст. 318 УК РФ 1 приговор, по ст. 319 УК РФ — 57 приговоров,
— в 1 полугодии 2017 года по ст. 319 УК РФ было постановлено 25 приговоров, по ст. 318 уголовные дела не рассматривались.
Из них, обжаловано в апелляционном порядке приговоров постановленных районными (городскими) судами:
в 2016 году по ст. 318 УК РФ — 8, все приговоры оставлены без изменения, по ст. 319 УК РФ приговоры не обжаловались;
— в 1 полугодии 2017 г. по ст. 319 УК РФ обжалован 1 приговор, который оставлен без изменения.
По ст. 318 УК РФ обжаловано 5 приговоров, из них оставлено без изменений 3 приговора, 1 приговор изменен (уголовное дело № 1-57/17 в отношении ФИО 3, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 318, 319 УК РФ), 1 приговор отменен (уголовное дело № 1-25/2017 в отношении ФИО 4, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ).
Так, ФИО 4 (уголовное дело № 1-25/2017) был оправдан 22.05.2017 г. … районным судом Тульской области в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии у ФИО 4 умысла на совершение преступления.
Апелляционным определением … от 12.07.2017 г. оправдательный приговор по апелляционной жалобе потерпевшего и апелляционному представлению государственного обвинителя был отменен и дело направлено на новое судебное разбирательство со стадии судебного разбирательства. Основанием к отмене оправдательного приговора явилось в соответствии с п. 1 и 2 ст. 389.15 УПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, а также существенные нарушения уголовно-процессуального закона.
Суд первой инстанции признал достоверными противоречивые доказательства: показания потерпевшего и свидетелей о том, что сотрудники полиции были в форменной одежде, представились ФИО 4, предложили пройти в машину, но тот отказался, после чего стал оказывать сопротивление, и показания свидетеля ФИО 5, которая пояснила, что сотрудники полиции не представились ее сыну, и подсудимого ФИО 4, который пояснил, что находился в сильной степени алкогольного опьянения, лежал на полу, на животе, лицом вниз, не видел форменной одежды, и не понимал что перед ним сотрудники полиции. Кроме того, суд апелляционной инстанции согласился с доводами представления государственного обвинителя о том, что суд необоснованно признал недостоверными показания ФИО 4, данные в ходе предварительного расследования, которые согласуются с показаниями сотрудников полиции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признал не основанным на исследованных доказательствах вывод суда первой инстанции вывод об отсутствии в действиях ФИО 4 умысла на совершение преступления.
09.08.2017 г. ФИО 4 был осужден …. по ч. 1 ст. 318 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору … от 14.01.2014 г. в виде 2 месяцев лишения свободы и окончательно к отбытию назначено 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением … от 4.10.2017 г. приговор оставлен без изменения, апелляционная жалоба осужденного – без удовлетворения.
ФИО 6 (уголовное дело № 1-57/17) 19.06.2017 г. был осужден … районным судом Тульской области по ч. 1 ст. 318 УК РФ на 2 года 4 месяца лишения свободы, по ст. 319 УК РФ на 9 месяцев исправительных работ с ежемесячным удержанием 20% заработной платы в доход государства, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ и на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным постановлением от 28.08.2017 г. приговор в отношении ФИО 6 изменен на основании п. 3 ст. 389.15 УПК РФ в связи с неправильным применением уголовного закона. Суд первой инстанции при назначении наказания учел, что ФИО 6 совершил два преступления, относящиеся к категории средней тяжести, однако, ФИО 6 был осужден за два преступления, одно из них — отнесенное к категории средней тяжести, другое относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции были внесены соответствующие изменения и назначенное ФИО 6 наказание смягчено по ст. 319 УК РФ до 8 месяцев исправительных работ с удержанием 20% заработной платы в доход государства. По совокупности преступлений на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 2 года 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В апелляционном порядке было обжаловано приговоров мировых судей:
— в 2016 году по ст. 318 УК РФ приговоры не обжаловались по ст. 319 УК РФ обжаловано 6 приговоров, 5 из них оставлены без изменения, 1 приговор – изменен в отношении ФИО 7 (уголовное дело № 1-5/16)
Так, 5.04.2017 г. ФИО 7 был осужден мировым судьей судебного участка № … по ст. 319 УК РФ к 9 месяцам исправительных работ, с удержанием в доход государства 20% из заработной платы осужденного. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ окончательно ФИО 7 назначено наказание в виде 2 лет 2 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением от 19.07.2016 г. приговор в отношении ФИО 7 был изменен, из вводной части приговора исключены указания о наличии у ФИО 7 четырех судимостей, которые на момент совершения преступления были погашены, из резолютивной части приговора исключено повторное указание о назначении наказания путем частичного сложения.
Кроме того, следует отметить, что указание в резолютивной части приговора о назначении наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ в части описания принципа назначения наказания, не отвечало предъявляемым требованиям закона.
— в 1 полугодии 2017 года приговоры по ст. 318 УК РФ не выносились, по ст. 319 УК РФ обжаловано 2 приговора, из них 1 приговор оставлен без изменения, 1 — отменен (… уголовное дело № 1-55/2016 по обвинению ФИО 8 по ст.ст. 119, 319 УК РФ)
ФИО 8 был осужден мировым судьей судебного участка № … 26.09.2016 г. (мировой судья …) и ему назначено наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний в виде обязательных работ сроком на 380 часов, по апелляционной жалобе и апелляционному представлению прокурора рассмотрено … районным судом Тульской области в апелляционном порядке.
Апелляционным постановлением от 16.02.2017 г. приговор мирового судьи отменен и дело направлено на новое судебное разбирательство в ином составе суда.
Основаниями к отмене приговора явились существенные нарушения норм уголовно-процессуального закона которые выразились в том, что мировым судьей доказательства приведены без разграничения, несмотря на то обстоятельство, что обвинение ФИО 8 предъявлено по двум составам, в приговоре отсутствовал анализ и оценка доказательств по каждому обвинению, в том числе, не дано оценки показаниям подсудимого ФИО 8 и потерпевшей ФИО 9
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции был неправильно применен уголовный закон, поскольку назначая наказание суд первой инстанции нарушил требования Общей части УК РФ и учел смягчающие и отягчающие наказание ФИО 8 обстоятельства, не указав при этом к какому преступлению относятся установленные им смягчающие наказание обстоятельства.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ФИО 8 по преступлению, предусмотренному ч.1 ст. 119 УК РФ вину не признал, по ст. 319 УК РФ вину признал, однако, суд первой инстанции, установил в его действиях смягчающее наказание обстоятельство «частичное признание вины» ФИО 8 Фактически такой вывод суда первой инстанции противоречил установленным судом обстоятельствам.
Кроме того, при изучении материалов дела установлено, что мировым судьей при составлении приговора несколько раз в описательно-мотивировочной части приведены нецензурные высказывания ФИО 8 в адрес сотрудников полиции, что противоречит требованиям закона, предъявляемым к составлению текста приговора. Однако, данное обстоятельство судом апелляционной инстанции оставлено без внимания.
Следует также отметить, что приговор мирового судьи судебного участка № …, вынесенный при последующем рассмотрении дела, соответствует предъявляемым требованиям закона. Обстоятельства, признанные судом установленными, изложены кратко, емко, в корректных выражениях, в целом приговор отвечает требованиям закона, составлен юридически грамотно, и был оставлен судом апелляционной инстанции без изменения.
Виды наказаний, назначаемых за преступления, предусмотренные ст. 318 УК РФ, ст. 319 УК РФ приведены в следующей таблице:
виды назначенных наказаний, |
Федеральные судьи |
Мировые судьи |
||||||
2016 г. |
1 полугодие 2017 г. |
2016 г. |
1 полугодие 2017 г. |
|||||
по статьям УК РФ |
||||||||
лишение свободы |
||||||||
исправительные работы |
||||||||
обязательные работы |
||||||||
штраф |
За обобщаемый период установлено, что примерно 60% уголовных дел районными (городскими) судами рассматривается в общем порядке, примерно 40 % — в особом, без проведения судебного разбирательства.
Мировыми судьями приговоры в основном выносятся в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.
При постановлении приговоров в 2016 году и 1 полугодии 2017 года положения ст. 64 УК РФ и ст. 73 УК РФ не применялись.
Вместе с тем, в 2017 году имел место факт применения положения ст. 64 УК РФ при назначении наказания по преступлению, предусмотренному ч. 2 ст. 318 УК РФ (уголовное дело № 1-83/17)
31.08.2017 года … районным судом … была осуждена ФИО 9, 23.03.1987 года рождения, работающая юристом в ООО «…» в …, по ч. 2 ст. 318 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ в виде ограничения свободы, сроком на 1 год, с установлением ограничений.
Приговор не был обжалован и вступил в законную силу.
ФИО 9 осуждена за применение насилия, опасного для здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей при обстоятельствах, установленных приговором.
Приговор был постановлен в особом порядке, установленном главой 40 УПК РФ.
Судом было установлено, что до совершения преступления ФИО 9 распивала спиртные напитки и именно состояние опьянения привело к совершению ею преступления. Таким образом, суд признал данное обстоятельство, в соответствии с ч. 1.1. ст. 63 УК РФ отягчающим наказание.
Кроме того, суд признал смягчающими наказание обстоятельствами в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 – активное способствование раскрытию и расследованию преступления, в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ добровольное возмещение морального вреда, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ полное признание вины и раскаяние в содеянном. Совокупность смягчающих наказание обстоятельств послужила основанием для применения ст. 64 УК РФ и назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено ч. 2 ст. 318 УК РФ.
Решение суда вступило в законную силу, и не было обжаловано.
Вместе с тем, необходимо отметить недостатки приговора, которые были установлены в ходе обобщения с целью недопущения впредь подобных при вынесении приговоров, поскольку решение суда и приведенные мотивы в обоснование принятого решения, не в полной мере отвечают требованиям закона. При изучении материалов дела установлено, что судом при принятии решения фактически не учтены обстоятельства и общественная опасность содеянного, данные о личности осужденной, работающей юристом.
Не в полной мере основаны на положениях Общей части Уголовного кодекса РФ и вывод суда о наличии смягчающего наказания ФИО 9 обстоятельства – активное способствование раскрытию преступления. Мотивируя свои выводы о наличии указанного смягчающего обстоятельства, суд указывает на поведение ФИО 9 во время производства предварительного расследования, в то же время само преступление являлось очевидным и выводы о том, что ФИО 9 активно способствовала его раскрытию, не основаны на обстоятельствах, признанных судом установленными.
Председатель судебной коллегии
по уголовным делам Тульского
Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото-, видеосъёмку сотрудников, в связи с чем возникает ряд вопросов по легитимности данной съёмки.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует прямой запрет на фото-, видеосъёмку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции»), предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции (часть 1 статьи 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен Федеральным законом «О полиции» (части 1 и 2 статьи 8).
Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму; деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Названными нормативными правовыми актами определён перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о её осуществлении.
При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъёмки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны — на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьёй 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (подпункт 1 пункта 1), когда изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта 1), а также когда гражданин позировал за плату (подпункт 3 пункта 1).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции» в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).
Таким образом, учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет на фотосъёмку сотрудников полиции, как публичных служащих, во всех случаях, связанных с деятельностью органов внутренних дел, им необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного изображения.
Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц органов внутренних дел (в судебном порядке, вышестоящему должностному лицу). При этом необходимо учитывать, что обнародование и дальнейшее использование изображения сотрудника полиции в сети Интернет и других источниках допускаются только с его согласия. Сотрудник полиции вправе проинформировать граждан о том, что он не даёт согласия на распространение его изображения и персональных данных путём размещения на указанных информационных ресурсах и данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.
Новая редакция Ст. 319 УК РФ
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Содержание
Комментарий к Статье 319 УК РФ
1. Объектом преступного посягательства является нормальная законная деятельность органов власти, а также честь и достоинство представителя власти. Потерпевшим от преступления может быть только представитель власти.
2. Понятие оскорбления представителя власти должно быть таким же, как понятие оскорбления частного лица. Оно содержится в комментарий к ст. 130 УК РФ.
3. Объективная сторона состава преступления выражается в публичном оскорблении представителя власти. Публичное совершение оскорбления означает совершение оскорбительных деяний в общественных местах, СМИ или в присутствии хотя бы одного постороннего человека.
4. Публичное оскорбление представителя власти квалифицируется по коммент. статье в том случае, когда оно осуществлено в момент исполнения им своих должностных обязанностей либо в связи с их исполнением, т.е. когда посягательство осуществляется как акт мести за добросовестное их выполнение.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
6. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
7. Содеянное относится к преступлениям небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Потерпевшими являются представители власти, включая представителей власти, осуществляющих предварительное расследование.
2. Объективная сторона выражается в публичном оскорблении потерпевшего при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
3. Оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не являющегося сотрудником того органа, в котором осуществляет свои должностные обязанности потерпевший.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Если оскорбление наносится в связи с личными неприязненными отношениями, то деяние квалифицируется по ст. 130 УК РФ.
СТ 319 УК РФ.
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных
обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до
трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса
1. Анализируемая норма предусматривает ответственность за оскорбление представителей власти, осуществляющих любую законную деятельность, в том числе и при отправлении правосудия или осуществлении предварительного расследования. Вместе с тем оскорбление судьи и ряда иных лиц в связи с проявлением неуважения к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
2. Объективная сторона — действие — характеризуется: а) унижением чести и достоинства конкретного представителя власти; б) затрагивающим как личное, так и профессиональное (служебное) его достоинство. Оскорбление должно быть совершено при исполнении или в связи с исполнением представителем власти своих обязанностей; в) выраженным в неприличной форме, которая определяется судом в каждом конкретном случае на основе норм морали; г) многообразием внешних форм выражения оскорбления (оскорбление словами, действием, в письменном сообщении и др.); д) публичностью оскорбления. Публичность определяется или присутствием при оскорблении посторонних лиц, или доведением оскорбительного сообщения до сведения третьих лиц. Возможность признания посторонними коллег оскорбляемого представителя власти оценивается в литературе неоднозначно.
3. Если в действиях виновного содержатся признаки нескольких одновременно совершенных посягательств на нормальную деятельность представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, например оскорбление и применение насилия, содеянное, по сложившемуся в судебной практике подходу, квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства.
Второй комментарий к Ст. 319 УК РФ
1. Объективная сторона оскорбления — унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Статьей 319 УК предусматриваются специальные признаки оскорбления:
а) совершение указанных действий в отношении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением;
б) публичный характер оскорбления. Эти объективные признаки оскорбления определяют специфику деяния как преступления против порядка управления: им демонстрируется неуважение не к отдельной личности, а к власти (лицу, представляющему власть). Публичный характер действий (когда они совершаются в присутствии хотя бы еще одного человека, помимо потерпевшего), кроме того, подрывает уважение к власти и в сознании других людей.
2. Критерии оценки оскорбления являются этическими. Но этика общения отдельных личностей (этика поведения отдельного человека) и этика политического общения, хотя и имеют общие корни, все-таки существенно отличаются друг от друга. Для оскорбления представителя власти не обязательно совершать действия, неприличные с точки зрения обыденной морали (например, выражаться нецензурно). Но насмешка над человеком (его личными недостатками), выступающим в официальном качестве представителя власти, есть сознательное понижение не только его статуса, но и неуважение к власти в целом. Оскорбительность такого поведения не утратит своего значения даже тогда, когда виновный пользовался нормативной лексикой.
3. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом.
4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.