Стандарт аудиторской деятельности

Вопрос 7: Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Для качественного проведения аудиторских проверок и оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к осуществлению аудиторской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

а) федеральные стандарты аудиторской деятельности (далее – стандарты) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные указанным Федеральным законом;

б) стандарты разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

в) проекты стандартов разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов;

г) проекты стандартов рассматриваются Советом по аудиторской деятельности, который рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом (Минфин России);

д) стандарты утверждаются уполномоченным федеральным органом.

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Номер ФСАД Наименование Документ утверждения Дата вступления
Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 53 07.10.2004
Документирование аудита Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Планирование аудита Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Существенность в аудите Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Аудиторские доказательства Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Контроль качества выполнения заданий по аудиту Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 19.11.2008
Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 19.11.2008
Связанные стороны Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 N 863 19.11.2008
События после отчетной даты Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 04.07.2003
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 04.07.2003
Согласование условий проведения аудита Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Аудиторская выборка Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 07.10.2004
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Особенности первой проверки аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Аналитические процедуры Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Особенности аудита оценочных значений Введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228,в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586 02.08.2010
Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586 02.08.2010
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228 16.04.2005
Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Использование результатов работы другого аудитора Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Рассмотрение работы внутреннего аудита Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Компиляция финансовой информации Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 25.08.2006
Использование аудитором результатов работы эксперта Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 22.07.2008
Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 22.07.2008
Контроль качества услуг в аудиторских организациях Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 557 22.07.2008
1/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н 20.05.2010
2/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н 20.05.2010
3/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Дополнительная информация в аудиторском заключении» Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н 20.05.2010
4/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н 24.02.2010
5/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 08.02.2011
6/2010 Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 08.02.2011

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита занимается Международный комитет по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements, сокр. IAPS), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, сокр. IFAC)

Международный комитет по аудиторской практике (IAPS) определил объекты стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов:

«Вводные замечания» N 100-199;

«Ответственность» N 200-299;

«Планирование» N 300-399;

«Внутренний контроль» N 400-499;

«Аудиторские доказательства» N 500-599;

«Использование работы других» N 600-699;

«Выводы и отчеты в аудите» N 700-799;

«Специализированные области» N 800-899;

«Сопутствующие услуги» N 900-999.

ФСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

В рамках перехода к саморегулированию аудиторской деятельности комментируемый Закон предусматривает разработку и утверждение только стандартов СРО аудиторов, что согласуется с Законом о СРО.

В части 2 ст. 4 Закона о СРО определено, что под такими стандартами и правилами понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.

2.Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Обосновывается необходимость внутрифирменных стандартов при организации аудиторской деятельности. Эти стандарты рассматриваются как составная часть общей системы, в которую входят как федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила, принятые в саморегулируемых организациях аудиторов.

представляется целесообразным разрабатывать в аудиторских организациях внутрифирменные профессиональные стандарты. Эти стандарты должны применяться как при осуществлении аудита, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг, а также при контроле за качеством их оказания. При этом должен быть соблюден приоритет ПСАД и правил СРО аудиторов.

Все ПСАД, стандарты СРО и разработанные в аудиторской организации внутрифирменные правила аудиторской деятельности в совокупности отражают единый стандартизированный подход к организации и технологии проведения аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг с целью контроля за качеством их оказания.

При этом:

— ПСАД формулируют единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг, к их качеству и надежности;

— стандарты СРО устанавливают дополнительные требования, обязательные для применения всеми членами данного СРО;

— внутрифирменные правила определяют дополнительные требования, призванные создавать более высокий уровень гарантии того, что аудиторская проверка и оказания сопутствующих аудиту услуг будут проведены качественно.

Все указанные стандарты и правила, а также Кодекс этики аудиторов России и дополнения к нему, установленные СРО, являются частью организационно-распорядительной документации аудиторской организации и системы внутреннего контроля.

Примерная система внутренних стандартов аудиторской организации (ВС), включающая стандарт по внутреннему контролю качества, представлена в таблице.

Система ВС аудиторской деятельности

Стандарты ВС-8 и ВС-9 после утверждения могут постоянно дорабатываться и дополняться различными методиками и правилами оказания сопутствующих услуг и проведения аудита в соответствии с изменениями законодательства, появлением новых аудируемых лиц, диверсификацией и расширением видов деятельности аудиторской организации и т.д.

Стандарт ВС-8 может не вводиться в действие, если организация не оказывает сопутствующие услуги. Он может быть введен в действие или дополнен (доработан) описанием специальных правил и применяемых процедур с момента принятия решения об оказании сопутствующих услуг клиентам аудиторской организацией, т.е. с момента расширения перечня услуг аудиторской организацией.

В качестве приложений к стандарту ВС-9 разрабатываются специализированные методики, например:

— методика проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

— методика проведения банковского аудита;

— методика проведения аудита страховых организаций;

— методика оказания услуг общественно значимым экономическим субъектам;

— методика оказания услуг сетевым организациям.

При необходимости в качестве приложений к стандарту могут разрабатываться регламенты и методики, отражающие специфические аспекты проведения аудита различных экономических субъектов. Если услуги по специальным видам аудита в аудиторской организации не оказываются, то стандарт ВС-9 может не вводиться в действие. Этот стандарт может быть введен в действие или дополнен (доработан) описанием специальных правил и применяемых процедур с введением специальных видов аудита или появлением клиентов аудиторской организации, т.е. с момента расширения круга клиентов и сферы услуг аудиторской организацией.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)
АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Документ утратил силу или отменен Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586, от 27.01.2011 N 30, от 22.12.2011 N 1095)

  • Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
  • Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита
  • Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите
  • Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
  • Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны
  • Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты
  • Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита
  • Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица. — Утратило силу
  • Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка
  • Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
  • Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
  • Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры
  • Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений
  • Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
  • Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
  • Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
  • Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
  • Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
  • Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора
  • Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
  • Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
  • Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации
  • Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
  • Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Открыть полный текст документа

Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

Международные аудиторские стандарты

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по–разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

  • первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;
  • вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;
  • к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;
  • четвертая группа стандартов – это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

  • первая группа – законодательные акты государства;
  • вторая группа – аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Таким образом, стандарты – это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.

Постановлениями правительства РФ №696 от 23.09.2002 г. и №405 от 04.07.2003 г. утверждены шесть стандартов и пять Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Документирование в аудите.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Новые стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

1. Общие стандарты.

2. Рабочие стандарты.

3. Стандарты отчетности.

4. Прочие стандарты.

Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

  • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
  • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
  • образование аудитора и др.

Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

  • планирование аудита;
  • аудиторская выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документирование аудита;
  • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
  • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

  • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
  • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

  • особенности аудита малых экономических субъектов;
  • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
  • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

Внутрифирменные стандарты аудита

Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

  • целесообразности – иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

  • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
  • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
  • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
  • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Все теоретические статьи

Международные и российские стандарты аудиторской деятельности

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

— аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;

— аудитор должен быть независим от клиента;

— аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

— аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

— первая группа стандартов — это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

— вторая группа — это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

— к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;

— четвертая группа стандартов — это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

— первая группа — законодательные акты государства;

— вторая группа — аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА).

Закон ПСАД — это качественно разные группы нормативных документов. Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.

При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.

Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.

В таком случае одни профессионалы оценивают работу других профессионалов (в западном аудите это называется «проверка равным»).

Согласно ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности — это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. В таблице 1.6 приведено соответствие МСА и российских стандартов аудита.

Таблице 1.6 Соответствие МСА и российских стандартов аудита

Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Кодексы этики отдельных профессиональных объединений бухгалтеров и/или аудиторов
Глоссарий терминов Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
Нет аналогов (МСА (ISA) 120 Международные основные принципы заданий, обеспечивающих уверенность — отменен) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ
Стандарты аудита
МСА (ISA) 200 Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 210 Согласование условий соглашений по аудиту ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
МСА (ISA) 220 Контроль качества аудита финансовой отчетности ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту
МСА (ISA) 230 Аудиторская документация ФПСАД 2 Документирование аудита
МСА (ISA) 240 Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
МСА (ISA) 250 Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
МСА (ISA) 260 Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
МСА (ISA) 265 Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями Нет аналогов
МСА (ISA) 300 Планирование аудита финансовой отчетности ФПСАД 3 Планирование аудита
МСА (ISA) 315 Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 320 Существенность в планировании и проведении аудита ФПСАД 4 Существенность в аудите
МСА (ISA) 330 Действия аудитора в отношении оцененных рисков Нет аналогов
МСА (ISA) 402 Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
МСА (ISA) 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Нет аналогов
МСА (ISA) 500 Аудиторские доказательства ФПСАД 5 Аудиторские доказательства
МСА (ISA) 501 Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей ФПСАД 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
МСА (ISA) 505 Внешние подтверждения ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
МСА (ISA) 510 Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица
МСА (ISA) 520 Аналитические процедуры ФПСАД 20 Аналитические процедуры
МСА (ISA) 530 Аудиторская выборка ФПСАД 16 Аудиторская выборка
МСА (ISA) 540 Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений
МСА (ISA) 550 Связанные стороны ФПСАД 9 Связанные стороны
МСА (ISA) 560 Последующие события ФПСАД 10 События после отчетной даты
МСА (ISA) 570 Непрерывность деятельности ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
МСА (ISA) 580 Письменные представления ФПСАД 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
МСА (ISA) 600 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая ФПСАД 28 Использование результатов работы другого аудитора
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
работу других аудиторов)
МСА (ISA) 610 Использование работы службы внутреннего аудита ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита
МСА (ISA) 620 Использование работы эксперта ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта
МСА (ISA) 700 Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности ФПСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
МСА (ISA) 705 Модификация заключения в отчете независимого аудитора ФПСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении
МСА (ISA) 706 Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора ФПСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении
МСА (ISA) 710 Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 720 Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
МСА (ISA) 800 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения ФПСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам
МСА (ISA) 805 Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета ФПСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности
МСА (ISA) 810 Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности Нет аналогов
Нет аналогов ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
МССУ (ISRS) 4400 (бывший МСА 920) ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
МССУ (ISRS) 4410 (бывший МСА 930) ФПСАД 31 Компиляция финансовой информации
Нет аналогов (бывший МСА 910) ФПСАД 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Нет аналогов ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 – 2019 году

В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).

МСА обязательны для всех:

  • аудиторов;
  • аудиторских организаций;
  • СРО аудиторов и работников таких СРО.

Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.

В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

В 2016 году Минфином РФ были изданы:

  • приказ от 09.11.2016 № 207н;
  • приказ от 24.10.2016 № 192н.

В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).

Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).

Классификация международных стандартов, их содержание

Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:

  • из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
  • 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
  • 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
  • 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
  • 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
  • 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).

МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.

МСА можно сгруппировать по содержанию:

  1. Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
  2. Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
  3. Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
  4. Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
  5. Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.

Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.

Соответствие ФПСАД и МСА

Ранее в области аудита действовали:

  • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
  • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.

Другая часть стандартов имела отличия.

С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.

Таблица 1

Какими МСА были заменены ФПСАД

Российские стандарты

Международные стандарты

ФПСАД 1

МСА 200

ФПСАД 2

МСА 230

ФПСАД 3

МСА 300

ФПСАД 4

МСА 320

ФСАД 7/2011

МСА 500

ФСАД 1/2010

МСА 700

ФПСАД 7

МСА 220

ФПСАД 8

МСА 315

ФПСАД 9

МСА 550

ФПСАД 10

МСА 560

ФПСАД 11

МСА 570

ФПСАД 12

МСА 210

ФПСАД 5/2010

МСА 240

ФПСАД 6/2010

МСА 250

ФПСАД 16

МСА 530

ФПСАД 17

МСА 501

ФПСАД 18

МСА 505

ФПСАД 19

МСА 510

ФПСАД 20

МСА 520

ФПСАД 21

МСА 540

ФПСАД 22

МСА 260

ФПСАД 23

МСА 580

ФПСАД 25

МСА 402

ФПСАД 26

МСА 710

ФПСАД 27

МСА 720

ФПСАД 28

МСА 600

ФПСАД 29

МСА 610

ФПСАД 30

МССУ 4400

ФПСАД 31

МССУ 4410

ФПСАД 32

МСА 620

ФПСАД 33

МСОП 2400

ФПСАД 34

МСКК 1

Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).

Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.

Далее расскажем подробнее о каждом из видов стандартов.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

В чем суть МСЗОУ 3000:

  1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
  2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
  3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
  4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 – 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.

Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.

Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:

  1. Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
  2. К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
  3. Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
  4. Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
  5. Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.

В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.

Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.

Аудит по международным стандартам финансовой отчетности

В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).

Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:

  1. Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
  2. Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
  3. Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
  4. Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.

Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.

***

В 2018 — 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:

  • вводятся профессиональные термины, даются им определения;
  • перечисляются обязанности аудиторов;
  • регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
  • приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.

Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).

На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Список стандартов

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности. (основан на МСА 200)

2. Документирование аудита. (МСА 230)

3. Планирование аудита. (МСА 300)

4. Существенность в аудите. (МСА 321)

5. Аудиторские доказательства. (МСА 500) (Утратило силу)

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности. (Утратило силу)(МСА 700)

7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту. (МСА 220)

8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности. (МСА 400)

9. Связанные стороны. (МСА 550)

10. События после отчетной даты. (МСА 560)

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. (МСА 570)

12. Согласование условий проведения аудита. (МСА 210)

13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. (Утратило силу)(МСА 240)

14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. (Утратило силу)(МСА 250)

15. Понимание деятельности аудируемого лица. (Утратило силу) (МСА 310)

16. Аудиторская выборка. (МСА 530)

17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях. (МСА 501)

18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников. (МСА 505)

19. Особенности первой проверки аудируемого лица. (МСА 510)

20. Аналитические процедуры. (МСА 520)

21. Особенности аудита оценочных значений. (МСА 540)

22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника. (МСА 260)

23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. (МСА 580)

24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами. (МСА 120)

25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчётность которого подготавливает специализированная организация. (МСА 402)

26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчётности. (МСА 710)

27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчётность. (МСА 720)

28. Использование результатов работы другого аудитора. (МСА 600)

29. Рассмотрение работы внутреннего аудита. (МСА 610)

30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации. (МСА 920)

31. Компиляция финансовой информации. (МСА 930)

32. Использование аудитором результатов работы эксперта. (МСА 620)

33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчётности. (МСА 910)

34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях. (МСА 220)

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)

1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о её достоверности (ФСАД 1/2010)

2. Модифицированное мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)

3. Дополнительная информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)

4. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)

5. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010)

6. Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)

7. Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011)

8. Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам (ФСАД 8/2011)

9. Особенности аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011)

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх