Статус работников аппарата суда

Проблемой, требующей серьезного осмысления, является пересмотр роли и места в судебной системе института судебных администраторов. В юридической литературе по настоящее время ведется широкая дискуссия относительно предполагаемых функциональных обязанностей администратора и порядка назначения его на должность (применительно к судам общей юрисдикции).

Конечно, возникновение института судебных администраторов в системе арбитражных судов и судах общей юрисдикции было обусловлено, прежде всего, необходимостью наиболее рационального управления обеспечением судебной деятельности. Поэтому, анализируя возникновение данного института в судебной системе нашей страны, нельзя не остановиться вообще на истории происхождения судебного администрирования.

Судебное администрирование достаточно давно используется в практике работы судов различных уровней в США. Там исходили, прежде всего, из того, что аппараты судов нуждаются в управлении, которое не может быть обеспечено занятыми, перегруженными работой судьями, рабочая нагрузка которых постоянно растет. Для этого был необходим штат квалифицированных администраторов или менеджеров, берущих на себя управление аппаратом, при котором судьи смогут сконцентрироваться на своей первоочередной обязанности. В настоящее время в США успешно действует институт судебного администрирования, освободивший судей от несвойственных им функций.

Возвращаясь к деятельности судебной системы нашей страны, в частности к судам общей юрисдикции, мы видим, что в комплексной деятельности Судебного департамента по организационному обеспечению судебной власти в лице администратора суда существует одновременно и объект, и специфический субъект, катализирующий процесс многоаспектной деятельности между Судебным департаментом, судьями и работниками аппарата судов. Администратор суда, по своей сути являясь представителем аппарата Судебного департамента в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа и районном суде, выступает не только представителем и носителем организационно-управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности Судебного департамента, но и является субъектом персонифицированной ответственности за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Всем хорошо известно, что любой институт имеет практическое значение и эффективно функционирует при условии взаимодействия всех его компонентов. В рамках интересующей нас проблематики можно говорить о наличии правоотношений, складывающихся между Судебным департаментом и институтом судебных администраторов, с одной стороны, и между председателями судов, федеральными судьями и работниками аппарата судов, с другой.

В отличие от ряда других правоотношений, в первом случае судебное администрирование построено на началах контроля Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации за деятельностью администраторов суда и взаимодействия с ними. У них общие цели и задачи, соответствующие уровню распределения обязанностей и ответственности, и они связаны между собой общими началами координации и субординации. И совершенно иначе сконструирован законодателем механизм отношений между председателем суда, федеральными судьями, работниками аппарата судов и администратором суда. С одной стороны, председатель суда – носитель самостоятельной, независимой ветви государственной власти, а с другой – непосредственно подчиняющийся и выполняющий все его распоряжения администратор суда. Таким образом, налицо отношения, где реально просматриваются властные полномочия председателя суда, выполняющего распорядительные функции в отношении представителя федерального органа государственной власти, а отсюда и полное отсутствие самостоятельности администратора суда.

Между тем полномочия администратора суда достаточно широки. В соответствии с Законом о Судебном департаменте, администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; обеспечивает надлежащие материальные и бытовые условия для судей и работников аппарата суда, а также их медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий администратором предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Вместе с тем становится очевидным, что выполнение такого широкого спектра полномочий требует высокой профессиональной подготовки и организаторских способностей со стороны администратора. Например, судебный администратор в Канаде должен обладать высокой квалификацией в области самых современных технологий и методов управления, и только тогда они способны внести особый вклад в деятельность судов. И не обязательно, чтобы они были специалистами с юридическим образованием, в целом они должны быть управленцами.

Анализ практической деятельности администраторов в судебной системе нашей страны показывает, что в нашей стране мало обращается внимания на их как персональные, так и профессиональные качества, поскольку многие председатели судов, как на уровне субъекта Федерации, так и в районных (городских) судах, относятся к ним как к обычным помощникам (дополнительной единице, состоящей в штате Судебного департамента) по решению вопросов материально-технического обеспечения. Такое положение администратора суда стало возможным только ввиду того, что он непосредственно подчинен руководителю суда и выполняет его распоряжения. В соответствие с должностной инструкцией администратор суда подчиняется непосредственно председателю суда, выполняет его распоряжения, указания, поручения и руководствуется планом работы для администратора, утвержденным руководителем суда. В результате, администраторы судов общей юрисдикции вместо того, чтобы занять в судебной системе место менеджеров и управленцев, как предполагалось изначально, превратились в обычных завхозов, ставших «челноками» между Судебным департаментом и судами.

Между тем практика показывает, что в тех судах, где активно поддерживали администратора суда и его работа получала одобрение со стороны руководства суда, гораздо быстрее происходило его становление. В ряде российских судов председатели судов проявили инициативу в передаче судебному администратору тех обязанностей, которые не связаны с отправлением правосудия, в частности по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда. В целях повышения их самостоятельности соответствующими приказами на администраторов судов были возложены не только организационное руководство аппаратом суда, но и выполнение других обязанностей. Постепенная передача обязанностей, не связанных с процессуальной деятельностью суда, совершенно не означала утрату контроля над администраторами, а наоборот, повышала его значимость, особенно в глазах работников аппарата суда и во внешних взаимоотношениях. Таким образом, при таких конструктивно сбалансированных правоотношениях «судебная власть – исполнительный орган» профессиональный администратор мог бы обеспечивать прекрасную коммуникативную связь как внутри суда, так и за его пределами.

Иными словами, по своей правовой природе, установленной Законом о Судебном департаменте, администратор суда при его определенной самостоятельности мог бы стать основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и реализовать на практике одну из основных задач – освобождение председателей судов от выполнения несвойственных им функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия.

Между тем поспешное копирование реформаторами судебной системы Российской Федерации института судебного администрирования требует серьезного переосмысления, поскольку в настоящее время мы все же приближаемся к пониманию вопросов «определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти», в частности и по организационному обеспечению деятельности судов.

Современных исследователей отличает не только изучение российского – исторического и современного – опыта строительства современной судебной системы, но и выработка критериев эффективности судебной власти и поиск структурообразующих связей как внутри судебной системы, так и вне ее. Поэтому становится вполне объяснимым увеличение числа желающих исследовать проблему двойственной подчиненности администратора суда общей юрисдикции, заинтересованных в получении качественно новых знаний о взаимоотношениях администратора суда с судебной властью и обеспечивающим его аппаратом как разновидности новых судебно-правовых отношений внутри судебной системы.

Явный пробел, допущенный в Законе о Судебном департаменте, отмечался и в Постановлении Совета судей РФ от 20 апреля 2001 г № 51 «О проблемах должностного положения администратора суда федеральных судов общей юрисдикции», в котором указывалось, что правовой статус и должностное положение администратора суда законом определены не в полной мере, а лишь в самом общем виде. Особенности правового статуса администратора суда заключаются в его двойном подчинении. С одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, что закреплено в статье 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», а с другой – руководителю органа Судебного департамента, что вытекает из положений статьи 17 этого же закона. Такое положение, в соответствии с которым администратор суда, находясь в штате Судебного департамента, фактически должен обладать распорядительными функциями в отношении работников аппарата суда, является неопределенным и неэффективным. Кроме того, выполняя функции материального обеспечения деятельности суда и находясь в штате Судебного департамента, он не в полной мере может решать задачи, связанные с приобретением, движением, распределением материальных ценностей, не может иметь права подписи финансовых документов суда.

При этом следует заметить, что вопрос о двойственности положения судебного администратора ставится органом, являющимся вторым по значимости в иерархической структуре органов судейского сообщества.

Двойное подчинение администратора суда породило массу коллизий между ним и председателем суда, аппаратом суда (аппарат суда находится в штате суда, а администратор суда – в штате Судебного департамента) и т.д. При таком положении администратор суда стал «инородным телом» в штате суда, и его появление в судебной системе в сущности ничего не изменило.

Таким образом, основной цели обеспечения подлинной независимости судей, освобождения судей от несвойственных им организационных функций администратор суда не обеспечил, поскольку председатель суда по предложенной схеме по-прежнему продолжает отвечать за работу аппарата суда, в том числе за деятельность самого администратора суда.

В этой связи представляется разрешение данной проблемы только путем разграничения функций судебной и исполнительной властей, при создании полной административной независимости работы аппарата судебного администратора от процессуальной деятельности судей. При таком механизме судебный администратор со своим аппаратом, в который должен будет войти и аппарат суда, мог бы взять на себя решение всех вопросов, связанных с организационным обеспечением нормальной деятельности суда по осуществлению правосудия.

Причин сегодняшнего, весьма далекого от идеала положения администратора суда достаточно много. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделения Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, – препятствует исполнению им возложенных на него обязанностей по руководству аппаратом суда. Именно это положение и вызывает в судах неприятие администратора суда работниками аппарата, поскольку ранее они подчинялись председателю суда, а при условии, что председатель суда издавал приказ и возлагал на администратора суда полномочия по руководству аппаратом суда, то они должны были подчиняться и председателю, и администратору. Опять же следует подчеркнуть, что возложение таких полномочий зависело от председателя суда, а это на первоначальных этапах формирования службы судебного администрирования было просто нереально, поскольку на должности администраторов были приняты уволенные в запас военнослужащие, ушедшие в отставку по выслуге лет работники органов милиции, но в основном это были специалисты, далекие от юриспруденции.

С самого начала деятельности данного института даже сам термин «администратор» вызывал неприятие у значительного числа председателей судов, судей и работников Судебного департамента. По мнению некоторых практиков этот термин несколько обезличивал и принижал его роль, и поэтому предлагалось заменить термин «администратор суда» на «заместитель председателя суда по вопросам организационного обеспечения деятельности суда». Но была и другая точка зрения. Например, прямо указывалось, что придумывая различные должности, как-то: «помощник председателя», «администратор суда» с подчинением их только председателю суда или же с двойным подчинением, государство при этом не решало главной задачи – эффективности осуществления правосудия, поскольку за организацию работы суда продолжает отвечать все тот же председатель, что дает ему возможность воздействовать и на администратора суда, несмотря на то, что он состоит в штате управления Судебного департамента.

Между тем в системе арбитражных судов (даже после их реформирования) вопросы организационного обеспечения деятельности судов, управления финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами решаются принципиально иным образом. Как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата – администратором арбитражного суда.

Таким образом, центральную должность в аппаратах всех арбитражных судов страны занимают администраторы судов, что уже свидетельствует о совершенно ином, принципиально новом подходе к судебному администрированию, чем в системе судов общей юрисдикции. Администратор арбитражного суда призван способствовать созданию организационных, информационных, материально-технических и иных условий для осуществления правосудия, укрепления самостоятельности арбитражного суда, независимости судей, и ему подчиняются структурные подразделения аппарата суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.

Отсюда следует, что в настоящее время законодатель установил две принципиально разные системы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов. В системе судов общей юрисдикции – через специально созданный федеральный государственный орган – Судебный департамент при Верховном Суде РФ, управления (отделы) в субъектах РФ и администраторов судов (уровня субъекта РФ и районного), а в системе арбитражных судов – через институт руководителя аппарата – администратора арбитражных судов, входящего непосредственно в штат арбитражного суда в ранге, фактически соответствующем заместителю председателя арбитражного суда.

И это сравнение двух институтов судебного администрирования далеко не случайно, поскольку суды общей юрисдикции на порядок отстают в плане развития от института администраторов суда в системе арбитражных судов. Во-первых, судебное администрирование в системе арбитражных судов более упорядочено, регламентировано конкретными нормами права, что свидетельствует о более эффективной системе организации деятельности указанного института. Во-вторых, в системе арбитражных судов безбоязненно делегируются полномочия по организационному обеспечению, и тем самым председатели судов постепенно освобождаются от участия в многоаспектной деятельности по финансовому, материально-техническому и иному организационному обеспечению судов. В-третьих, в системе арбитражных судов пришли к пониманию предоставления максимальной самостоятельности администраторам, поскольку без такого отношения немыслимо ожидание эффективной деятельности данного института.

Между тем даже при таком прогрессивном и интенсивном развитии института судебного администрирования в арбитражных судах, администратору российской судебной системы пока трудно сравниться с его коллегой в зарубежных судах, который действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением собственно осуществления правосудия. В российских же судах, особенно общей юрисдикции, администратор продолжает по настоящее время хозяйственно-организационными делами и гораздо меньше – делопроизводством в суде.

Таким образом, напрашивается вывод, что правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции решены законом не в полной мере и лишь в самом общем виде. Камнем преткновения в правовом статусе администратора суда является его двойное подчинение: с одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, а с другой – руководителю органа Судебного департамента и находится в штате Судебного департамента.

Такое двойное подчинение определяет и круг его полномочий, который носит производный характер от части управленческих полномочий председателя суда. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусмотрев выведение администратора суда общей юрисдикции из подчинения председателя суда, наделив его полномочиями по руководству аппаратом суда и организационному обеспечению деятельности суда. Тем самым, в полномочия председателя суда будет входить внутрисистемное управление, направленное, прежде всего, на обеспечение качества и сроков рассмотрения дел, но в то же время ему должны быть даны контрольные функции как в отношении органов, осуществляющих ресурсное обеспечение суда, так и администратора суда.

О Факультетеповышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента

Развитие судебной реформы в Российской Федерации закономерно привело к созданию в 2001 г. в Российской академии правосудия (с 2014 г. — Российский государственный университет правосудия) структурной единицы, осуществляющей повышение квалификации судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации. В настоящее время функции повышения профессионального уровня представителей судебного корпуса государства возложены на Факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента (далее — Факультет, ФПК судей и госслужащих судов общей юрисдикции).

Основная задача Факультета — планирование и организация учебного процесса во исполнение разработанного Университетом по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации плана повышения квалификации судей, который ежегодно утверждается Верховным Судом Российской Федерации. При наличии в течение текущего года потребностей судебной системы в обучении дополнительного количества судей Университетом по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации разрабатываются дополнительные планы повышения квалификации, которые утверждаются Верховным Судом Российской Федерации.

Программы повышения квалификации разрабатываются Университетом самостоятельно на основе накопленного за прошедшие годы опыта работы. При этом принимается во внимание ряд обстоятельств, в том числе рекомендации учредителя по тематике занятий, изменения законодательства, судебной практики и изложенные в анкетах судей проблемы применения законодательства, требующие анализа и оценки. Также учитываются актуальные направления и задачи дальнейшего совершенствования и развития судебной системы.

Цель реализуемых на Факультете программ для всех категорий обучающихся — обновление теоретических знаний и совершенствование практических навыков в связи с повышением требований к уровню квалификации работников судебной системы, а также необходимостью освоения судьями и другими категорями слушателей изменений и дополнений в российском и международном праве и в судебной практике. В процессе обучения имеющиеся знания и навыки слушателей приводятся в соответствие с современными российскими и международными стандартами и требованиями к профессионализму, правовой культуре и этике судей, федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции.

Согласно с поставленными учредителем Университета — Верховным Судом Российской Федерации и руководством Университета задачами Факультет принимает участие в разработке и реализации учебных планов и учебных программ, в соответствии с которыми повышают квалификацию руководители (председатели, заместители председателей, председатели судебных коллегий) и судьи судов общей юрисдикции, государственные гражданские служащие аппарата судов общей юрисдикции разного уровня и иные категории слушателей, проходящие обучение или стажировку в Университете.

С 2001 года по 2018 год на Факультете повысили квалификацию:

— 52794 судьи судов общей юрисдикции разного уровня;

— 79132 работника аппарата судов;

— 7067 работников аппарата управлений Судебного Департамента в субъектах Российской Федерации;

В рамках международных программ и договоров, заключенных с Университетом:

— 147 кандидатов в судьи Республики Казахстан;

— 81 судьи иностранных государств;

— 2182 судьи по программе Европейского союза.

Cтатистические данныe за 2010-2018 годы

Категории слушателей

год

год

год

год

год

год

год

год

год

ИТОГО

Судьи судов

общей юрисдикции

2 970

3 199

2 587

2 970

3 337

2 443

4 329

4 485

Госслужащие

федеральных судов

Госслужащие аппарата

СД при ВС РФ

Госслужащие участков

мировых судей

Иные категории

слушателей

ИТОГО

3 927

4 140

3 960

4 005

2 478

5 391

В целом по Факультету наблюдается устойчивая тенденция постоянного увеличения количества обучающихся.

В 2018 году по инициативе Верховного Суда Российской Федерации при активном участии заместителя Председателя Верховного Суда — председателя Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации Т.А. Петровой на Факультете впервые прошли обучение на отдельном потоке председатели судебных коллегий по административным делам верховных, краевых, областных и равных им судов.

По рекомендации учредителя Университета в 2019 году запланировано обучение этой же категории слушателей, а с учетом пожеланий слушателей, в том числе изложенных в анкетах, планируется обучение судей, принимающих участие в работе комиссий по государственным закупкам.

Организационно-правовое обеспечениеобразовательной деятельности

В своей деятельности Факультет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Распоряжениями Президента Российской Федерации об организации дополнительного образования федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и органов управления образованием российской Федерации по вопросам дополнительного профессионального образования, Требованиями государственных образовательных стандартов дополнительного профессионального образования. а также локальными нормативными актами Университета — Уставом Российского государственного университета правосудия, распоряжениями и приказами ректора Университета , Положением о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов, Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, Инструкцией по использованию персональных компьютеров работниками РГУП, Правилами противопожарного режима, Инструкцией о мерах пожарной безопасности на объектах ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Правилами внутреннего учебного распорядка обучающихся, Положением об итоговой аттестации судей и государственных гражданских служащих при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Российском государственном университете правосудия, должностными инструкциями и другими локальными нормативными актами.

Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. утверждено Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов,в соответствии с которым целью повышения квалификации судей федеральных судов является обновление теоретических знаний и совершенствование практических навыков судей в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими изменений и дополнений в российском и международном праве, а также судебной практике.

Документы о повышении квалификации и переподготовке установленного Университетом образца приведены в соответствие с Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации (письмо Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № АК-316\06).

В связи с переименованием в 2014 г. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (далее — Университет или РГУП) внесены соответствующие изменения в Положение о факультете повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента, а также в должностные инструкции сотрудников факультета.

В настоящее время на странице Факультета сайта Университета переработана и обновлена информация, касающаяся организации обучения слушателей, при этом дополнительно сформированы новые разделы страницы Факультета, в том числе по необходимым для слушателей сведениям о документах для обучающихся, коллективе деканата, новостям в работе ФПК, данным по обобщению судебной практики и обзорам судебной практики, презентациям и другим материалам, а также полезным для судей ссылкам. Коллектив Факультета стремится оперативно обновлять размещаемые на странице ФПК сайта вуза сведения с тем, чтобы слушатели с максимальной пользой для себя могли работать как с информацией о Факультете, так и с нормативными, учебными и другими материалами.

Организация и содержание учебного процесса
по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации

Разработка и утверждение учебных и учебно-тематических планов по учебным программам, реализуемым Факультетом повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента, производится один раз в календарный год.

Расписание занятий слушателей формируется на основании планов, программ и адаптируется согласно потребностям категории обучающихся и изменяется в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в различных отраслях права, при этом наиболее актуальные темы вводятся в учебный курс по мере необходимости, как это имело место, в частности, по проблемным вопросам суда с участием присяжных заседателей, по апелляционному порядку рассмотрения уголовных дел, по положениям Закона об антикоррупционной деятельности государства и предотвращению конфликта интересов, по вопросам судебной этики при осуществлении правосудия.

Расписание занятий утверждает ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российский государственный университет правосудия» В.В.Ершов либо первый проректор Университета О.Ю. Наумова.

Учебные планы и программы повышения квалификации федеральных судей и государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции создаются Факультетом на основе сводного плана повышения квалификации судей, государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции с учетом рекомендаций Верховного Суда Российской Федерации по актуальным темам занятий, а таже пожеланий судей по результатам их анкетирования. Указанные документы утверждаются на заседании Ученого Совета, после чего учебные планы окончательно утверждаются ректором Университета.

Неоценимую практическую и методическую помощь факультету в планировании и организации учебного процесса оказывает Л.М. Король, которая является одним из наиболее опытных работников Университета, так как она стояла у истоков создания и развития вуза, длительное время трудилась на должности Первого проректора, а потому досконально знает процесс планирования и организации учебы изнутри. В настоящее время она продолжает работать и делиться знаниями с коллегами. Изначально плодотворное сотрудничество налажено и с Факультетом повышения квалификации федеральных судей, рассматривающих экономические споры, и профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должности федеральных судей (далее — ФПКиПП), в частности, с его руководителем — деканом М.Э. Микаелян, чьи разработки и советы как опытного руководителя и специалиста, длительное время занимающегося вопросами повышения квалификации и переподготовки арбитражных судей и впервые назначенных судей, способствуют совершенствованию в целом учебного процесса по повышению квалификации и на ФПК судей и госслужащих судов общей юрисдикции.

Продолжительность обучения по программам повышения квалификации судей составляет от 40 до 112 академических часов.

На каждом потоке запланировано обучение 120 представителей судейского корпуса Российской Федерации.

Продолжительность аудиторных занятий — 8 академических часов в день.

Среди форм занятий преобладают лекции, лекции-дискуссии, заседания круглых столов, практические занятия и видеопрезентации.

В рамках международных договоров, заключенных с Университетом, на Факультете обучаются и судьи из других государств, в частности, в сентябре 2018 г. прошли занятия с судьями Верховного Народного Суда и провинциальных судов Республики Куба. Представители судейского корпуса Кубы общались на лекциях и лекциях-дискуссиях с ведущими преподователями Университета и с судьями Верховного Суда Российской Федерации, а также с судьями областного и районного звена. При этом наибольший интерес вызвали занятия, в том числе лекции-дискуссии, по темам: «Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений» (В.В. Ершов), «Использование новых информационных технологий в судебном делопроизводстве как основа эффективной деятельности судов» (В.В. Чвиров), «Международные стандарты противодействия коррупции» (А.А. Арямов), «Ускоренное производство в уголовном процессе» (О.В. Качалова) и другие. Кубинские судьи посетили Верховный Суд Российской Федерации и получили возможность общаться с Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым, личность которого, по отзывам слушателей, произвела на них неизгладимое впечатление и оставила в памяти запоминающиеся моменты диалога и обмена мнениями. Слушатели из Республики Куба смогли в дни празднования Дня города побывать на территории Кремля, осмотреть достопримечательности города, прогуляться по Старому Арбату, ознакомиться с русской кухней.

Обучающиеся — судьи судов общей юрисдикции всех уровней от районного звена до областного имеют возможность принять участие в организуемых совместно с Верховным Судом Российской Федерации и проводимых кафедрами Университета научных конференциях, на которых по традиции выступают Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев, ректор Российского государственного университета правосудия В.В. Ершов.

В 2018 году обучавшиеся на Факультете судьи приняли участие в работе:

— Седьмой международной научно-практической конференции «Современные проблемы уголовного судопроизводства: вопросы теории и практики»(модераторы пленарного заседания: Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации В.А. Давыдов, профессор кафедры уголовно-процессуального права РГУП В.И. Качалов);

— Международной научно-практической конференции «Административное судопроизводство: проблемы и перспективы развития» (модераторы: Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации Т.А. Петрова, заведующий кафедрой гражданского и админстративного судопроизводства РГУП С.В. Никитин);

— Круглого стола : «Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора», на котором с основным докладом выступил заведующий отделом административно-правовых исследований, заведующий кафедрой административного права А.И. Стахов;

— Международной конференции «Программа HELP Совета Европы: итоги и перспективы» (модераторы: Руководитель Департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы М.Б. Лобов, Руководитель отдела HELP Совета Европы Ева Пастрана, координатор программы HELP в Российсой Федерации В.О. Нешатаева);

— Шестой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона», на открытии которой с приветственным словом выступили В.В.Ершов — Ректор Университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный юрист РФ, А.В.Бриллиантов — заведующий кафедрой уголовного права Университета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

В своей работе Факультет активно и эффективно сотрудничает с Верховным Судом Российской Федерации, Московским городским судом и Московским областным судом, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, преподователями кафедр и сотрудниками отделов Университета, специалистами-практиками.

Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения учебного процесса

Для учебных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемых Факультетом, кафедрами Университета подготовлены учебные модули по тематике кафедр, а также презентации по конкретным темам. Профильные кафедры Университета принимают участие в подготовке и разработке тестовых заданий для контроля знаний федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции, а именно: помощников судей (председателей ) судов, секретарей судебных заседаний и секретарей судов.

Слушатели Факультета обеспечиваются учебно-методическими материалами, имеют возможность ознакомиться с изданиями Университета в библиотеке и читальном зале, на информационно-образовательном портале Университета, а также приобрести их в книжном киоске.

На сайте Университета в разделах нашего Факультета размещены обзоры судебной практики по административному, гражданскому, уголовному и уголовно-процессуальному законодательству и по региональной судебной практике, а также исследования по вопросу оптимизации судебной деятельности. В этих же разделах размещаются предоставленные преподавателями Университета и судьями, а также специалистами-практиками презентации, другие полезные для судей материалы.

В настоящее время на странице Факультета можно ознакомиться с презентациями: «Противодействие коррупции и предотвращение конфликта интересов» (Е.В. Рябцева), «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации для судебной практики» (И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова), «Судебно-почерковедческая экспертиза», а также с методическими указаниями «Производственная гимнастика для работников судебной системы» (О.А. Васильев, И.В. Лазарев, А.А. Ромашов). В дальнейшем факультетом планируется постоянное пополнение этого раздела по мере поступления материалов.

Учебные программы корректируются с учетом изменений в законодательстве и связанных с этим рекомендаций учредителя Университета и наполняются наиболее актуальными на момент обучения темами, которые дополнительно выявляются Факультетом как в ходе лекций-дискуссий, так и при обработке анкет слушателей после завершения курса повышения квалификации.

Наибольший интерес у судей вызывают лекции-дискуссии, проводимые судьями Верховного Суда Российской Федерации Горшковым В.В., Асташевым С.В., Гетман Е.С., Романовским С.В., Кликушиным А.А., Назаренко Т.Н., Юрьевым И.М., Дзыбаном А.А., Зателепиным О.К., Зелениным С.Р., Червоткиным А.С., сотрудниками управлений и отделов Верховного Суда Российской Федерации Опалевым Р.О., Шалумовым М.С., Зимненко Б.Л. Несомненную пользу приносят и лекции, которые читаются судьями Верховного Суда в отставке, которые имеют в прошлом и управленческий опыт на должностях заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя состава, о чем свидетельствуют анкеты судей со ссылкой на содержательность занятий Петухова Н.А., Толкаченко А.А., Пирожкова В.Н.

Интересными и полезными для работы судьи признают и лекции, на которых профессорско-преподавательским составом Университета умело связывается теория и практика, в их числе выступления : В.В.Ершова, Цинделиани И.А., Качалова В.И., Розиной С.В., Качаловой О.В., Пудовочкина Ю.Е., Ершовой Е.А., Кудрявцевой Е.П., Кононенко В.И., Ворожцова С.А.. К ним за последнее время согласно данным анкетирования судей необходимо причислить Бурдину Е.В., Рябцеву Е.В., разрабатывающих проблемные вопросы судебной этики, антикоррупционных мер и способов разрешения конфликта интересов.

Практическую пользу приносят и вызывают неослабевающий интерес выступления перед руководителями судов Директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусева, который вместе с руководителями управлений и отделов департамента в режиме вопрос-ответ оперативно дает необходимую для функционирования судов информацию. Согласно анкетам судей, не занимающихся вопросами управления и администрирования в судах, такие занятия желательно было бы проводить и на их потоках.

Получить ответы на вопросы в режиме лекции-дискуссии от работающих судей и сотрудников суда, преподавателей и сотрудников кафедр Университета, руководителя Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и сотрудников этого учреждения, обменяться мнением по спорным вопросам, сообща коллективно выявить и обсудить типичные ошибки и проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, – безусловно, такая форма образования является одной из приоритетных целей профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппарата судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

Представляется важной и бесценной в условиях коллективного обучения на потоке более 120 представителей судейского корпуса Российской Федерации предоставленная им возможность взаимодействия друг с другом, взаимного обмена мыслями и идеями, сопоставления и оценки слушателями своих аргументов и подходов по конкретной правовой проблеме с позицией коллег из других регионов.

Для обеспечения всех направлений деятельности Университета необходимой и оперативной информацией, аккумулирования последней для адресного распространения, организации и эффективного проведения учебного процесса учебно-методическими материалами работает информационно-издательский комплекс.

За последний год увеличилось количество изданий в серии «Библиотека российского судьи».

Большинству групп слушателей презентуются новейшие университетские издания.

Научно-практический журнал «Российское правосудие» Университета содержит рубрики «Теория права». «Судебная система Российской Федерации», «Оптимизация судебной деятельности», «Европейский Суд по правам человека», «Судебная экспертиза», что несомненно вызывает интерес у судей и работников аппарата судов. Занимающиеся аналитической работой сотрудники Факультета, как и преподователи, публикуют в журнале результаты своих исследований.

На информационно-образовательном портале РГУП на сегодняшний день размещены издания следующих серий:

— Библиотека российского судьи — 56;

— Судебная реформа -2.

Слушатели в период обучения при обращении в библиотеку и читальный зал имеют возможность получить доступ к этим публикациям.

Для удобства обучающихся в Университете установлен книжный терминал.

Отдел технического обеспечения учебного процесса своевременно и качественно обеспечивает и сопровождает занятия техническими средствами (аудио- и видеоаппаратурой, проектором и экраном) в соответствии с расписанием потока, при этом количество видеопрезентаций растет.

К услугам слушателей персональные компьютеры факультета, оснащенные комплектом правовых информационно-поисковых систем («Гарант», «Кодекс» , «Консультант») и компьютеры в читальном зале Университета.

Отдельные материалы лекторов доступны для скачивания обучающимися в электронном варианте на информационной почте Aакультета с использованием пароля через сайт: mail.ru (адрес электронной почты:fpkinfo@mail.ru).

На Факультете внедрена и успешно используется специализированная автоматизированная система электронного документооборота, позволяющая значительно сократить время для подготовки многочисленных документов, в том числе приказов о зачислении и отчислении слушателей, также выдаваемых по окончании занятий документов.

Университет осуществляет строго научный подход к комплектованию библиотечного фонда. В библиотеке представлена обширная научная и учебная литература по всем отраслям юридической науки, авторефераты диссертаций, собрания официальных публикаций нормативных актов, периодические издания, освещающие вопросы права, сборники судебной практики, фонд специальной литературы на иностранных языках. Общий библиотечный фонд составляет свыше 212.020 единиц хранения. Библиотечные услуги связаны с современными техническими средствами и информационными технологиями (электронный каталог, обеспечивающий поиск по названиям и другие виды поиска, проблемные ориентированные базы данных и др.).

Библиотечный фонд Университета и читальный зал библиотеки оборудованы компьютерной и другой оргтехникой, которыми имеют возможность воспользоваться все обучающиеся.

Иное

В Университете сформирован музей (каб.1404), в котором судьи и работники аппарата судов могут ознакомиться с информацией об обстоятельствах становления, развития уникального, современного типа образовательного учреждения ФГБОУВО «РГУП», отметившего в 2018 году свое двадцатилетие, его руководителях, преподователях и известных ученых, которые стояли у истоков высшего учебного заведения, реализующего идею непрерывного образования судей и работников аппарата федеральных судов, посмотреть фотографии и другие материалы о прошлом, настоящем и планируемом будущем Российского государственного университета правосудия.

Сотрудники факультета совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и при взаимодействии со страховой компанией «МАКС» в оперативном режиме постоянно предоставляют информацию о получении в необходимых случаях медицинской помощи и медицинского обслуживания слушателей.

Для организации отдыха и досуга обучающихся в свободное от занятий время созданы условия и обеспечен выбор и доступ к ряду культурных мероприятий: обзорная автобусная экскурсия по вечерней Москве, автобусная экскурсия в Сергиев – Посад, включающая в себя посещение Церковного археологического кабинета при Духовной Академии Московской Патриархии. Организованы экскурсии в Кремль, Алмазный фонд и Оружейную палату Кремля, Большой Кремлевский Дворец, в период навигации – обзорная экскурсия на теплоходе по Москве-реке. Слушателям предоставлена информация и возможность заказать билеты в театры, концертные залы, спортивные мероприятия г. Москвы, которые они посещают в будние и выходные дни в свободное от учебы время.

В повседневной успешной работе факультета задействованы руководители вуза и все структуры Университета, в том числе Ректор (В.В. Ершов), и Первый проректор (О.Ю. Наумова), Ученый секретарь (А.П. Першина), Проректор по АХР (А.И. Напреенко), Проректор по безопасности и режиму (В.В. Молчанов), все руководители кафедр и научных отделов, Учебно-методическое Управление (Т.В. Казакова), Отдел оперативного планирования учебного процесса (М.Ю. Белова ), Административно-хозяйственный отдел (Г.В. Нестерова), Отдел информационных технологий (С.А. Напреенко), Отдел технического обеспечения учебного процесса (А.Н. Васин), Библиотека (О.В. Астраханцева), Издательство (О.В. Лужина), Студенческая столовая и буфет (Л.Р. Чернышова) и другие, чья повседневная добросовестная работа обеспечивает условия для бесперебойной и эффективной реализации учебных планов и программ повышения квалификации на Факультете.

Коллектив ФПК судей и госслужащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента от имени своих слушателей выражает благодарность за сотрудничество и добросовестную работу Учредителю РГУП — Верховному Суду Российской Федерации, всему дружному и сплоченному коллективу ФГБОУВО «РГУП» и лично руководителям Университета, а также всем преподователям, судьям и судьям в отставке, участвующим в учебном процессе, другим специалистам, а также руководству и сотрудникам Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх