Статусы про закон

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

3.2. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе военнослужащих

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (В редакции Федеральных законов от 28.06.2002 № 75-ФЗ; от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (В редакции Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

супруга (супруг);

несовершеннолетние дети;

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.11.2002 № 155-ФЗ; в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

6. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

7. Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

В случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

За указанными военнослужащими сохраняются материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. (В редакции Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 113-ФЗ)

9. Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

ГЛАВА II. ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяютс

УДК 342.92

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-94-98

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ _К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ТИХАЛЕВА Елена Юрьевна*

И columbijka@mail.ru

Ул. Приборостроительная, 35, Орёл, 302034, Россия

Аннотация. В статье раскрываются особенности административной ответственности военнослужащих на основе анализа норм действующего законодательства и судебной практики. Исследуется статус военнослужащих как специальных субъектов административной ответственности. Рассмотрены органы, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Определены виды административных наказаний, которые не могут применяться к военнослужащим. Выделены проблемы производства по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность, статус военнослужащего, административное правонарушение, административное наказание.

Administrative Responsibility of Military Personnel

Tikhaleva Elena Yu.**

El columbijka@mail.ru

35 Priborostroitelnaya str., Oryol, 302034, Russia

Построение в России правового государства после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. обусловило проведение ряда государственно-правовых преобразований, в том числе реформирование законодательства. В рамках этого периода совершенствовалось нормативно-правовое регулирование института военной службы, уделялось внимание вопросам, связанным с юридической ответственностью военнослужащих.

Специфика административной ответственности военнослужащих определяется на сегодняшний день тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.

* Доцент кафедры теории и истории государства и права Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Рассмотрим статус военнослужащего как субъекта административной ответственности. Первоочередным здесь является вопрос о том, с какого момента военнослужащий приобретает данный статус. По мнению Ю. А. Королевой, возбуждение дела об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, является тем отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство. Субъект приобретает указанный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен .

Необходимо отметить, что общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и вменяемости — признаков субъекта, минимально необходимых для квалификации деяния как правонарушения . Невменяемость имеет строгие временные границы, поэтому при необходимости она должна устанавливаться также на момент совершения противоправного деяния. В связи с этим вопрос о вменяемости или невменяемости военнослужащего должен разрешаться только в отношении конкретного и доказанного правонарушения.

Военнослужащий — это лицо, достигшее по общему правилу 18-летнего возраста, так как решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста, за исключением категории несовершеннолетних военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, куда имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 лет1.

Военнослужащие обладают специальной де-ликтоспособностью, которая отличается от общей своим объемом и выступает в ограниченном виде. Ограниченная деликтоспособность военнослужащего обусловливается установленными законом изъятиями из общего порядка привлечения к административной ответственности и наложения административных наказаний за административные правонарушения .

Исследование особенностей порядка привлечения военнослужащих к административной

ответственности за совершение административных правонарушений, то есть ответственности на общих основаниях, целесообразно связать с рассмотрением субъектов, уполномоченных осуществлять производство, и стадий, отражающих последовательность развертывания процессуальных действий.

По объему функциональной компетенции субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, можно выделить следующие группы субъектов: 1) уполномоченные только возбуждать дела об административных правонарушениях; 2) уполномоченные осуществлять непосредственно административно-юрисдикционные функции; 3) наделенные полномочиями осуществлять процессуальные действия на всех стадиях производства.

Деятельность первой группы субъектов связана с совершением комплекса процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения правонарушения, производится его фиксация в протоколе, определяются круг доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения его по существу. Фактически к данным субъектам правоприменения относятся должностные лица, уполномоченные только составлять протоколы об административных правонарушениях.

К органам, осуществляющим администра-тивно-юрисдикционные функции, относятся судьи военных судов.

К третьей группе относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции) — это начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД), его заместители, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, его заместители, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместители, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции и т. д.

Если границы административно-процессуальной деятельности классифицируемых субъектов сузить рамками административно-юрисдик-ционной деятельности, то в качестве основания для их классификации в данном случае может

1 Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации : приказ Министра обороны Рос. Федерации от 7 апр. 2015 г. № 185. URL: http://www.pravo.gov.ru

быть рассмотрен характер функциональной ад-министративно-юрисдикционной компетенции. В связи с этим следует различать: 1) субъекты административной юрисдикции первой инстанции (участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГИБДД, начальники таможенных постов и др.); 2) субъекты административной юрисдикции второй инстанции (руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации, руководители Министерства внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, председатели окружных (флотских) военных судов и др.); 3) субъекты административной юрисдикции, выступающие как в первой, так и во второй инстанциях (судьи гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судьи военных судов занимают особое место в приведенной системе. Проявляется это, во-первых, в том, что военные судьи могут выступать в роли как первой, так и второй инстанции. В последнем случае речь идет о компетенции судей рассматривать жалобы военнослужащих на вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях, а также протесты прокурора на не вступившие в законную силу постановления по делам и последующие решения по жалобам на эти постановления, пересматривать вступившие в законную силу постановления и решения. Во-вторых, данные субъекты включаются в производство только на стадии рассмотрения и разрешения дела. В-третьих, военные судьи обладают межотраслевой компетенцией, а точнее, широкой предметной компетенцией, с которой неразрывно связана также их функциональная компетенция .

Военные суды фактически были включены в систему органов первой инстанции, осуществляющих административно-юрисдикционные функции, только со вступлением в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ. За 6 месяцев 2002 г., по данным Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, военными судами всего было рассмотрено 3 190 дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. В 2015 г. военными судами было рассмотрено 13 948 дел об административных правонарушениях, 11 675 человек были подвергнуты административным наказани-

ям. В целом можно говорить о росте количества дел об административных правонарушениях, рассмотренных военными судами Российской Федерации за соответствующие периоды.

Обратим внимание также на роль военных судов, обозначенную в принятом в 2015 г. Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ). КАС РФ освещает подсудность военных судов. Так, в ст. 18 сделана важная оговорка: «в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела… в сфере административных и иных публичных правоотношений рассматриваются военными судами».

Еще одним важным участником производства по делам об административных правонарушениях может быть военная прокуратура, являющаяся составной частью прокуратуры Российской Федерации и действующая в соответствии с общими принципами организации и деятельности прокуратуры. Вместе с тем ее работе присущи определенные особенности, обусловленные принципами военного строительства: централизацией, единоначалием, воинской дисциплиной, организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Особенности функциональной компетенции органов военной прокуратуры в исследуемом производстве определяются КоАП РФ и проявляются в следующем: во-первых, военные прокуроры вправе своим постановлением возбуждать дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими; во-вторых, они вправе участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; в-третьих, они приносят протесты на не вступившие в законную силу постановления; в-четвертых, военные прокуроры вправе опротестовывать последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на указанные постановления .

Таким образом, военная прокуратура должна выступать в системе субъектов, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях с участием военнослужащих, прежде всего как важнейшее звено, которое осуществляет надзор за правильным и единообразным применением и исполнением законов органами военного управления и иными органами (должностными лицами), своевременно принимает меры по устранению нарушений принципа

законности административного процесса, охраняет права и законные интересы военнослужащих и членов их семей.

В 2015 г. была создана военная полиция и президентским указом утвержден ее Устав2. Ряд функций военной полиции, отраженных в Уставе, также касается непосредственно административных правонарушений, совершаемых военнослужащими:

— выявление причин и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, принятие мер по их устранению;

— выявление военнослужащих, имеющих намерение совершить правонарушение, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

— предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых военнослужащими;

— прием, регистрация, осуществление проверки заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

— осуществление проверок сообщений или заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— охрана места происшествия, обеспечение сохранности следов административного правонарушения в пределах своих полномочий;

— производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях.

В правоприменительной практике наиболее часто встречающимися административными правонарушениями, совершаемыми военнослужащими, являются те, которые связаны с нарушением правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии

алкогольного опьянения3, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения4, оставление места дорожно-транспортного происшествия5 и т. п.), а также неуплатой административных штрафов в установленный срок6.

Если совершено административное правонарушение, не входящее в перечень, указанный в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, то после выяснения всех обстоятельств производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ). В этой ситуации постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в течение суток направляется в воинскую часть (или другое учреждение по месту несения военной службы, по месту прохождения военных сборов) в целях привлечения лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2. ст. 28.9 КоАП РФ)7.

В статье 3.2 КоАП РФ содержится перечень видов административных наказаний, которые могут быть назначены за совершение административных правонарушений. В прежних редакциях КоАП РФ к военнослужащим (и вместе с ними гражданам, проходящим военные сборы) недопустимо было применять такие виды административных наказаний, как административный арест, административный штраф (для военнослужащих, проходящих службу по призыву), лишение права на управление транспортным средством.

В настоящее время существуют следующие ограничения по применению административных наказаний для военнослужащих: административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций до заключения с ними

2 Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 25 марта 2015 г. № 161 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 13, ст. 1909.

3 Постановление Барнаул. гарнизон. воен. суда от 12 апр. 2016 г. № 5-61/2016 по делу № 5-61/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Постановление Моск. обл. суда от 5 нояб. 2014 г. № 4а-990/14. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Постановление Астрахан. гарнизон. воен. суда № 5-37/2016 от 14 апр. 2016 г. по делу № 5-37/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Постановление Новочеркас. гарнизон. воен. суда № 5-32/2016 от 13 апр. 2016 г по делу № 5-32/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Постановление Майкоп. гарнизон. воен. суда № 5-80/2016 от 12 апр. 2016 г. по делу № 5-80/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

контракта о прохождении военной службы; административный арест не может применяться к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы; административное выдворение за пределы территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не может применяться к военнослужащим -иностранным гражданам; обязательные работы не могут применяться к военнослужащим, а также к лицам, призванным на военные сборы.

На практике нередко трудности возникают в тех ситуациях, когда военнослужащий скрывает свой статус. Вследствие этого данному лицу может назначаться административное наказание, не совместимое с его статусом (например, административный арест). А это становится в дальнейшем поводом для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (как правило, указывается, что дело рассматривалось с нарушением правил подведомственности). Тем не менее в подавляющем большинстве случаев такие жалобы остаются без удовлетворения, а поведение лица по сокрытию своего статуса расценивается судом как зло-

употребление субъективным процессуальным правом, которое не может быть признано юридически одобряемым8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении не заявило, что является военнослужащим, то соответствующее заявление лица при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены этого постановления9.

Таким образом, военнослужащий изначально должен понимать, что несообщение уполномоченным должностным лицам до вынесения постановления по делу об административном правонарушении информации о своем статусе впоследствии может повлечь за собой отказ в обжаловании указанного постановления по данному основанию. В этой ситуации всю полноту ответственности за свое поведение несет военнослужащий.

Список литературы

1. Акбашев Р. Р. Функции ограниченной юридической ответственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1. С. 179-181.

2. Ивенин А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих // Юридический мир. 2012. № 4. С. 25-27.

4. Королева Ю. А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения : дис. канд. … юрид. наук. М., 2004. 187 с.

9 Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года : утв. постановлением Президиума Верхов. Суда Рос. Федерации от 16 июня 2010 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2010. № 9 (извлечение).

Все военнослужащие-контрактники будут ежегодно проходить тест на наркотики. Минобороны готовит соответствующие поправки в законодательство. Выявлять зависимых будут во время плановой диспансеризации. Также предусмотрены проверки при подписании контракта, назначении на новую должность и перед боевым дежурством. По мнению экспертов, новые правила позволят искоренить наркоманию в армии и значительно укрепят воинскую дисциплину.

Как сообщили «Известиям» в Минобороны, в настоящее время готовится проект поправок (текущая версия документа есть в распоряжении редакции) в федеральный закон «О статусе военнослужащих». Всем контрактникам — солдатам, сержантам, прапорщикам, офицерам и генералам — предпишут раз в год в обязательном порядке «проходить химико-токсикологическое исследование наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов». Сейчас поправки находятся на согласовании в силовых ведомствах. Изменения в закон планируется внести в начале 2019 года.

В соответствии с новыми требованиями военнослужащие не смогут отказаться от обследования. Попытка уклониться от проверки станет основанием для досрочного увольнения с военной службы по контракту без выплаты выходного пособия.

Обследование будет проводиться в два этапа. Сначала наличие в организме наркотических или психотропных веществ проверят с помощью экспресс-тестов. Чтобы исключить диагностическую ошибку, военнослужащие с положительным результатом таких тестов получат право на повторную проверку. Для этого потребуется сдать анализ крови для глубокого токсикологического исследования. Если оно подтвердит наличие в крови наркотиков, военнослужащий будет уволен.

Разработчики законопроекта считают, что предлагаемые меры не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета. Исследования будут финансироваться за счет бюджета военного ведомства и проводиться в военных поликлиниках и госпиталях.

— После принятия поправок военнослужащий будет обязан проходить проверку на наркотики, — рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев. — Отказ будет означать увольнение. Если в крови военнослужащего найдут запрещенные вещества, значит, он совершил административное правонарушение. Это будет поводом расстаться с контрактником. Одного такого нарушения будет достаточно для увольнения.

Окончательное решение в каждом случае будет принимать командир, отметил эксперт.

— Скорее всего, будут попытки избежать этих плановых проверок, — продолжил Олег Жердев. — Но в любом случае контроль станет жестче.

Необходимость сделать такие тесты обязательными назревала давно, заявил «Известиям» полковник медслужбы в запасе, кандидат медицинских наук Игорь Авилов. Оружие не должно попадать в руки наркозависимых.

— Изменения в законе делают проверку обязательной, — рассказал Игорь Авилов. — Военнослужащий будет должен пройти ее, как сейчас он проходит флюорографию. Раньше было предусмотрено множество механизмов отказа, что не позволяло выявить всех наркозависимых военнослужащих.

Сейчас приказом Минобороны предусмотрена выборочная проверка военнослужащих на наличие в организме наркотиков, причем только с их согласия. Отказавшихся пройти обследование не допускают к выполнению специальных задач, работе на ракетных комплексах и подводных лодках. В обязательном порядке проверяют на наркотики курсантов военных училищ. Кроме того, таким тестам подвергаются военнослужащие перед подписанием первого контракта и назначением на вышестоящую должность.

Военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, обязали отказаться от распространения информации о себе в СМИ и Интернете через соцсети и с помощью современных гаджетов. Соответствующие изменения в статьи 7 и 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вступят в силу 17 марта. «Парламентская газета» разбиралась, что конкретно изменится для военных?

Телефон без камеры — можно

Согласно принятому закону, устанавливается «запрет военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, предоставлять средствам массовой информации либо с использованием сети Интернет распространять информацию, позволяющую определить их принадлежность или предназначение к Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам».

Теперь военнослужащим запрещено:

  • размещать в Интернете и СМИ информацию (в том числе фото-, видеоматериалы, данные геолокации и другую информацию) о себе и других военнослужащих;
  • публиковать любую информацию, «позволяющую раскрыть их ведомственную принадлежность»;
  • размещать информацию о своей служебной деятельности либо служебной деятельности других военнослужащих, деятельности воинских частей, организаций и подразделений, в которых военнослужащие проходят военную службу;
  • распространять сведения о членах семей и родителях военнослужащих, в том числе «информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определённый период».

Соответственно, при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, теперь запрещено иметь при себе различные гаджеты — смартфоны и планшеты, с помощью которых они смогут войти в Интернет и разместить в соцсетях фото- или видеоматериалы. При этом кнопочные телефоны без камеры запрещены не будут, равно как и смартфоны для использования в быту.

«Закон направлен на обеспечение личной безопасности военнослужащих и собственной безопасности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», — ранее прокомментировал документ член Комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

Ещё в начале 2018 года Минобороны выпустило рекомендации для военнослужащих отказаться от использования соцсетей на службе.

Как будут наказывать военных

За нарушение запрета в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооружённых сил военнослужащий, независимо от его должности и звания, может быть привлечён к дисциплинарной ответственности властью соответствующего командира.

Одновременно с этим к военнослужащему, который проходит военную службу по контракту и, как следствие, является носителем информации о деятельности Вооруженных сил Российской Федерации и объектом информационного или информационно-психологического воздействия, в случае нарушения предусмотренных запретов может быть применена мера по его досрочному увольнению с военной службы.

Как у них

Китай

В Китае военным запрещается вести личные блоги и искать новую работу в онлайне. Также в 2015 году введены дополнительные ограничения, касающиеся членов семей военнослужащих.

Великобритания

В январе 2009 года в Великобритании ввели в действие приказ минобороны «О контактах с прессой и открытых коммуникациях». Британское минобороны допускает право военных на пользование соцсетями с «некоторыми ограничениями», главным образом возлагая контроль на командный состав. Морякам Королевского флота, например, жёстко запрещают критиковать в соцсетях бытовые условия, в частности качество пищи.

Германия

Германские военные ввели регулирование социальных сетей («Рекомендации по безопасному использованию») в мае 2012 года. Документ регламентирует, что личную информацию о себе публиковать можно, а вот служебную — ни в коем случае.

Франция

Первый руководящий документ, именуемый «Надлежащее использование социальных сетей», появился в 2012 году, в дальнейшем был дополнен в 2016 году. Угрозой считаются прямые трансляции Facebook и Periscope. Основной упор, помимо разглашения военной тайны, сделан на обеспечение личной безопасности военных и их родственников.

США

Во всех руководствах по соцсетям и Интернету в армии США подчёркивается, что главная проблема, помимо рисков личной безопасности военнослужащего, — утечка секретной информации о текущих операциях. Отмечается особая опасность пользования ресурсами с геотегированием.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх