Статья 13 армия

03.10.2019 Психические заболевания все чаще становятся причиной негодности призывников к военной службе. В некоторых регионах они выходят на первое место

Человеческая психика сложна и весьма ранима, поэтому неудивительно, что ее болезни и патологии – одна из главных медицинских проблем современности. Согласно данным ВОЗ, только от депрессии в мире страдают более 300 млн человек. Представители данной организации полагают, что практически у каждого четвертого человека на планете есть те или иные расстройства поведения. Это не означает, что вокруг одни сумасшедшие, ибо понятие «расстройство психики» куда шире, чем «психическое заболевание».

Ментальные и эмоциональные расстройства поражают самых разных людей, не являются исключением и молодые люди призывного возраста. «Освобождение от армии и расстройство личности» – один из самых неоднозначных вопросов призывной компании. С одной стороны, «психические» диагнозы – излюбленный способ недобросовестных призывников «отмазаться» от службы, с другой – юноши с подобными проблемами нередко скрывают свои диагнозы, боясь попасть в «психушку». Еще можно добавить, что молодых людей с подобными заболеваниями с каждым годом становится все больше – в некоторых регионах психические отклонения уже являются главной причиной негодности призывников к военной службе.

Что такое психические заболевания

Определение психического или ментального расстройства очень широко, причем в разных сферах – психиатрии, психологии или юриспруденции – у него есть собственные, частные значения. Обычно под этим словосочетанием понимают состояние психики, отличное или противоположное от нормального. Считается, что ментально здоровый человек способен приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и выстраивать эффективные коммуникации с окружающими. Еще одной отличительной чертой психического здоровья является умение успешно решать задачи на работе, в личной и семейной жизни.

Считается, что психические расстройства есть едва ли у каждого четвертого человека, ибо этот термин куда шире, чем понятие «психическое заболевание»

Ментальные расстройства в первую очередь провоцируют нарушения поведения, чувств, мышления, памяти, восприятия себя, других людей и окружающего мира. Вслед за этим идут сбои в нормальной работе соматических систем организма. Значительная часть заболеваний психики возникает еще в детском возрасте и при отсутствии адекватного лечения прогрессируют.

Механизм развития многих психических расстройств и заболеваний изучен современной наукой недостаточно, причины их возникновения делят на две большие группы:

  • эндогенные;
  • экзогенные.

К экзогенной группе относятся все внешние факторы: вирусы, патогенные микроорганизмы, алкоголь, наркотические вещества, яды, химические соединения, травмы мозга, радиация и др.

К эндогенным относят все внутренние причины развития патологий. К ним относят генетические заболевания, аберрации хромосом, наследственную предрасположенность.

Также психические расстройства классифицируют по степени тяжести: она варьируется от «легкой» до «представляющей угрозу жизни».

У людей с расстройствами психики могут наблюдаться самые разные физические, поведенческие, когнитивные симптомы. Например, человек может утратить способность критического мышления и высказывать крайне положительные или отрицательные оценки о себе, других людях или событиях. Часто страдает эмоциональная сфера: больной может чувствовать себя счастливым или наоборот очень несчастным несоразмерно событиям, вызвавшим подобные чувства. Поведение людей, страдающих от психических расстройств, нередко значительно отличается от общепринятых норм. Существуют заболевания, имеющие совсем уж странные проявления: например, диссоциативное расстройство идентичности или раздвоение личности.

Корни многих психических расстройств следует искать в раннем детстве

Лечение ментальных заболеваний включает в себя психотерапевтические и медикаментозные методы. В нашей стране люди, страдающие подобными заболеваниями, обычно наблюдаются и находятся на учете в психоневрологических диспансерах (ПНД).

С какими психическими заболеваниями не берут в армию

Вопрос об освобождении военнообязанных от службы в армии по состоянию здоровья решает военно-медицинская комиссия. Она действует на основании так называемого Расписания болезней, где записан перечень патологий, несовместимых со службой в вооруженных силах. Существует ровно пять категорий годности, в соответствии с которыми определяется дальнейшая судьба молодого человека:

  • «А». Данная категория свидетельствует о полном здоровье призывника, позволяющем ему служить Родине без ограничений. С такой категорией парня могут взять в спецназ, десант или на подводный флот;
  • «Б». Означает, что призывник годен к службе с небольшими ограничениями. Молодого человека возьмут на службу, но путь в элитные подразделения для него заказан;
  • «В». Если призывнику присваивают эту категорию, это означает, что он к военной службе ограниченно годен. Другими словами, призывник получит военный билет, но в случае всеобщей мобилизации его заберут в армию;
  • «Г». В данную категорию попадают призывники, временно не годные к службе. Обычно ее присваивают молодым людям, имеющим незначительные проблемы со здоровьем, которые могут быть сравнительно быстро устранены. Юноши с категорией «Г» получают отсрочку на время лечения;
  • «Д». Данная категория полностью освобождает военнообязанного от армейской службы.

«Психиатрическим» заболеваниям в Расписании болезней уделено целых семь статей:

  • Ст. 14. Нарушения функций головного мозга, связанные с инфекционными, онкологическими и другими заболеваниями, а также возникшие по причине физических травм. Их клиническими проявлениями являются изменения личности, психозы, диссоциативные расстройства. По этой статье, например, проходит менингит, ДЦП, церебрастенический синдром, нейросифилис. В зависимости от тяжести патологий призывник может получить любую из четырех категорий: «Б», «В», «Г» и «Д»;
  • Ст. 15. Расстройства психики эндогенного типа. По этой статье рассматривают шизофрению, хронические бредовые состояния и шизотипические расстройства. Это тяжелые заболевания, которые несовместимы со службой в армии – чтобы получить категорию «Д», призывнику достаточно доказать свой диагноз;
  • Ст.16. Заболевания психики, причина которых – интоксикация или перенесенная инфекция. Также по этой же статье рассматривают патологии, причина которых облучение или болезни, связанные с физиологическими нарушениями. В зависимости от тяжести заболевания призывник может получить любую категорию за исключением «А». В данный параграф не входят интоксикации, вызванные психоактивными веществами;
  • Ст. 17. Депрессии, стрессы и психозы. На военную службу не берут призывников, страдающих от реактивных психозов, тяжелых депрессий, панических атак;
  • Ст. 18. К данной статье относятся различные расстройства личности. По ней проходят расстройства поведения, половой идентификации и развития (инфантильное расстройство личности). С такими патологиями в армию не берут – на комиссии военнообязанный получает категорию «В» или «Д». По этой же статье рассматриваются обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР) и ядерные формы психопатии;
  • Ст. 19. К данной статье относятся ментальные нарушения, причиной которых – употребление наркотических и психотропных веществ, а также токсикомания и тяжелые стадии алкоголизма. Полное освобождение от военной службы (категория «Д») получают призывники, у которых наблюдаются алкогольные психозы, хронический алкоголизм, а также наркомания умеренными или выраженными изменениями психики. Заболевания в более легких формах также освобождают от призыва в вооруженные силы с категорией «В»;
  • Ст. 20. Умственная отсталость разной тяжелой, средней и легкой степени. Данное заболевание является веским основанием освобождения от службы – при доказательстве диагноза призывнику будет присвоена категория «В» или «Д».

«Косить» от армии по психиатрии — глупая идея

Вышеперечисленные патологии считаются несовместимыми с военной службой, при подтверждении диагноза военнообязанный освобождается от призыва. Естественно, что это происходит не сразу и порой занимает немало времени: юноши проходят обследования, ложатся на лечение в стационар, посещают психотерапевтические сеансы.

Берут ли в армию с неврозами

Невроз или невротическое расстройство – это общее название обширной группы заболеваний, которая характеризуются истерическими, навязчивыми или астеническими проявлениями. Механизм образования патологии изучены недостаточно, но, как правило, неврозы появляются после перенесенных тяжелых психологических травм, сильных стрессов или длительной и напряженной умственной деятельности. Не вызывает сомнений и важная роль наследственных факторов в этиологии данного заболевания.

Неврозы — весьма распространенная группа психических заболеваний

Одним из видов данного заболевания является неврастения, которая развивается при сочетании психологической травмы со значительными физическими нагрузками или лишениями (отсутствие сна, отдыха). Неврозы могут быть причиной соматических заболеваний, например, вегетососудистой дистонии (ВСД).

Симптоматика невротических расстройств весьма разнообразна:

  • быстрая утомляемость;
  • тревожность;
  • раздражительность;
  • плаксивость;
  • ухудшение памяти, внимания, когнитивных способностей;
  • боли в сердце;
  • бессонница;
  • частые позывы к опорожнению мочевого пузыря.
  • нарушение координации движений.

Невроз и армия – понятия вполне совместимые, и чаще всего молодой человек с подобным диагнозом отправляется служить. Исключением, освобождающим юношу от призыва, являются тяжелые формы заболевания, имеющие ярко выраженную симптоматику. Причем одной клинической картины недостаточно: необходимо заболевание, подтвержденное надежными доказательствами. Если заболевание находится в легкой форме или же его можно излечить, то юноша будет призван на службу. В этом случае максимум, на что он может рассчитывать – это отсрочка для прохождения лечения.

Чтобы получить освобождение от армии, у призывника на руках должна быть история болезни с неоднократными обращениями в медицинские учреждения. Он должен наблюдаться у психиатра, невропатолога или психолога. И только в этом случае военно-врачебная комиссия на основании статьи 17 РБ может присвоить ему непризывную категорию «В» или «Д». Кроме того, юношу с диагнозом «невроз» обязательно отправят на дополнительное обследование в больницу.

Невротические расстройства в тяжелой форме — веская причина освобождения от военной службы

Практически гарантировано освобождение от службы в случае, если причина невроза – черепно-мозговая травма, перенесенная инфекция или тяжелая интоксикация. Не берут в армию призывников, у которых невротические состояния усугублены суицидальными расстройствами. В целом же, молодые люди с неврозом, которые хотят получить отсрочку или освобождения от армии, должны быть готовы бороться за свои права – обычно комиссии в военкоматах относятся к подобным диагнозам весьма скептически.

Расстройство личности и служба в армии

Шизотипическое расстройство – это заболевание, характеризующееся аномалиями мышления и восприятия, странностями в поведении, склонностью к социофобии, неадекватностью в эмоциональной сфере, навязчивыми и параноидальными идеями. Его особенностью является то, что оно не подходит по своим критериям для шизофрении, хотя и имеет с ней некоторую схожесть. Часто данный диагноз ставят близким родственникам больных шизофренией, что говорит о важной роли наследственных факторов в этиологии обоих заболеваний.

Шизотипическое расстройство лечится медикаментозными и психотерапевтическими методами. Главная задача при проведении диагностики этого заболевания – отличить его от других расстройств личности, таких как депрессивное или шизофрения.

Шизофрения — опаснейшее психическое заболевание, нередко сопровождающееся распадом личности

Биполярное расстройство или маниакально-депрессивный психоз – психическая патология, проявляющаяся в виде сменяющихся аффективных состояний. Внешне это проявляется резкой и ничем не обоснованной сменой настроений, от эйфории до глубокой депрессии. Бывают и смешанные состояния, при которых наблюдаются симптомы сразу двух фаз. В большинстве случаев (75%) данное заболевание сопровождается так называемым тревожным или избегающим расстройством личности. Оно характеризуется чувством неполноценности, пониженной самооценкой, крайней стыдливостью, постоянным ощущением неловкости и тревоги во время контактов с другими людьми, недоверием к окружающим. Подобные переживания делают человека нелюдимым, замкнутым, заставляют избегать социальных контактов.

Шизофрения – тяжелое психологическое заболевание, при котором происходит распад эмоциональных и мыслительных процессов. Он сопровождается потерей связи с реальностью, бредом, галлюцинациями, транзиторными нарушениями, неадекватностью поведения. Обычно последствиями заболевания становится потеря трудоспособности. Причины развития шизофрении – как, впрочем, и других патологий той группы – до конца не изучены. Заболевание обычно проявляется в подростковом возрасте, при своевременном и адекватном лечении человек, имеющий подобную патологию, может интегрироваться в общество.

Шизофрения и служба в армии – несовместимые вещи. Любая форма и степень тяжести этого заболевания является основанием для освобождения от призыва. То же самое можно сказать и о других расстройствах личности, которые проходят в Расписании болезней по статье 15 под названием «Эндогенные психозы».

Берут ли в армию с депрессией

Депрессия, вероятно, самое распространенное психическое заболевание в наши дни. Его главный признак – утрата человеком способности получать удовольствие от жизни. У больных наблюдается пониженная самооценка, стойкий пессимизм, чувство вины, расстройства аппетита и сна. В тяжелых случаях появляются суицидальные наклонности.

Наука пока не может точно назвать факторы, вызывающие депрессивные состояния. Вероятно, что важную роль в развитии патологии играет наследственность, возможно, что риск развития болезни увеличивают психологические травмы, перенесенные ребенком. Различают две формы депрессии: невротическую и эндогенную. Нередко данная патология сопровождается другими расстройствами психики, например, неврозами. В среднем депрессивные состояния длятся 6-8 месяцев, однако иногда болезнь приобретает хронические течение и может наблюдаться в течение нескольких лет.

Депрессия — одно из самых распространенных психических расстройств современности

Депрессия – тяжелое заболевание, требующее длительного и комплексного лечения. Оно включает в себя и медикаментозную, и психотерапевтическую составляющую. В качестве фармакологических средств обычно используются антидепрессанты. Курс лечения может проходить, как в стационаре, так и амбулаторно – в каждом случае это определяется индивидуально.

Депрессия проходит по статье 17 Расписания болезней. Согласно этому документу, призывник может получить любую из пяти категорий годности, в зависимости от формы и тяжести заболеваний.

Призывники с диагнозом «депрессия» после прохождения плановой комиссии в военкомате направляют на дополнительное обследование в психоневрологический диспансер. Во время постановки окончательного диагноза особое внимание уделяется соматическим симптомам заболевания: хроническая усталость, бессонница, похудание, запоры и др. При невротической или приходящей депрессии важно, чтобы приступ начался во время призывной компании, иначе доказать наличие патологии будет трудно. Еще можно добавить, что «косить» или симулировать заболевание практически бесполезно: в ПНД призывников обследуют квалифицированные специалисты, которые легко разоблачат обман.

При эндогенной депрессии получить освобождение от армии легче – даже легкая степень этого недуга дает право на категорию «В» и «военник».

Берут ли в армию после попыток самоубийства

На просторах интернета горячо обсуждается тема, берут ли в армию неудавшихся самоубийц? Более того, некоторые молодые люди на форумах призывников даже заявляют, что порезать себе вены – это классный и эффективный способ «откосить» от казармы. После попытки самоубийства человека обычно ставят на учет в психдиспансере и проводят курс реабилитации. Информация об этом событии обязательно записывается в медицинских документах.

Попытка суицида — веская причина освобождения от армии

Если у призывника есть шрамы от порезов на руках, то это однозначно вызовет вопросы на медицинской комиссии. После чего суицидник будет отправлен на дополнительное обследование в диспансер. Скорее всего, в армию его не отправят, а категория годности будет определяться психическим заболеванием, которое и подвигло его на совершение суицида. Однако следует четко понимать, что попытка самоубийства создаст серьезные проблемы в дальнейшей жизни, начиная от получения водительских прав, заканчивая устройством на приличную работу.

Следует ли «косить» от армии по психиатрии

Не секрет, что многие молодые люди призывного возраста не горят желанием отправляться в армию. Многие из них начинают «косить»: придумывать различные заболевания, чтобы не попасть на военную службу по состоянию здоровья. Подобная практика является абсолютно незаконной, за нее злоумышленникам грозит штраф, а то и лишение свободы. Кроме того, она не слишком эффективна, потому что в военно-врачебной комиссии находятся профессионалы, способные легко распознать обман. Большинство врачей многие годы заседают в ВВК и знают «уловки» призывников, как свои пять пальцев.

Призывников с психиатрическими расстройствами после прохождения комиссии обычно направляют на дополнительное обследование в психоневрологический диспансер, где они находятся в стационаре под постоянным наблюдением в течение нескольких недель. Этого времени более чем достаточно, чтобы разоблачить самого ловкого симулянта. Кроме того, на протяжении этого срока больной проходит через множество тестов, исследований и процедур. Ему задают множество вопросов относительно его заболевания. Поэтому можно сразу сказать, что откосить от армии по психиатрии практически нереально.

Попытка «косить» от армии по психиатрии может поломать всю дальнейшую жизнь призывника

Сам же диагноз психического расстройства и длительное нахождение в учреждениях с сомнительной репутацией (ПНД в народе – «дурка» или «дурдом») может серьезно осложнить дальнейшую жизнь. Причем пометка в военном билете появится в любом случае – не важно, действительно ли болел призывник или попросту пытался «откосить» от военной службы.

Освобождение от призыва в армию по причине психического расстройства в большинстве случаев накладывает на молодого человека серьезные ограничения и обязанности. С подобным диагнозом будет трудно устроиться на государственную службу, да и коммерческие организации вряд ли захотят взять к себе человека с психическими отклонениями. Ему будет заказан путь в охранные структуры или на работу, связанную с опасными веществами. Естественно, людям с психическими расстройствами запрещено покупать и хранить огнестрельное и холодное оружие. Подумайте об этом, прежде чем пытаться избежать армии, придумав себе психическое заболевание. Ведь в казарме вы проведете всего один год, а подобная отметка в военном билете будет доставлять неприятности всю оставшуюся жизнь.

С подобными ограничениями связана другая проблема: молодые люди, имеющие проблемы с психикой, скрывают их во время прохождения призывной комиссии, опасаясь психбольницы и навсегда испорченной репутации. Здесь можно сказать, что не все непризывные психические заболевания имеют такие серьезные последствия: некоторые расстройства, неврозы и посттравматические состояния освобождают от службы, но через время позволяют больному вести почти нормальную жизнь.

Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно — оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, до призыва их на военную службу.

I. Организация и проведение медицинского

освидетельствования граждан при первоначальной

постановке на воинский учет

1. Ежегодно до 1 октября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссариат района, города (без районного деления) и иных муниципальных образований (далее именуется — военный комиссариат) совместно с территориальным органом управления здравоохранением разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет <*>. В указанном плане должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

<*> Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, будут именоваться гражданами, подлежащими учету.

подготовка перечня медицинских учреждений, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование, обследование (лечение) граждан, подлежащих учету, в период работы комиссии по постановке граждан на воинский учет (далее именуется комиссия);

подбор врачей — специалистов из медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения для включения их в состав комиссии;

проведение инструкторско — методического сбора с врачами — специалистами — членами комиссии;

истребование из медицинских учреждений сведений, характеризующих состояние здоровья граждан, подлежащих учету;

проведение гражданам, подлежащим учету, клинико — инструментальных исследований;

анализ результатов медицинского освидетельствования и обследования (лечения) граждан, подлежащих учету;

составление списков на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, временно негодными к военной службе, нуждающимися в санации полости рта, протезировании зубов, коррекции зрения;

составление планов — графиков обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет;

составление графика проверки медицинским работником военного комиссариата и руководителем территориального органа управления здравоохранением медицинских учреждений с целью контроля полноценности медицинского освидетельствования граждан, поставленных на воинский учет, качества оформления на них медицинской документации и хода лечебно — оздоровительной работы среди них.

Указанный план, а также планы — графики обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет, и график проверок медицинских учреждений утверждаются военным комиссаром и руководителем территориального органа управления здравоохранением.

2. Ежегодно до 1 октября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, руководитель территориального органа управления здравоохранением и военный комиссар подготавливают, согласовывают и представляют на утверждение главе органа местного самоуправления перечень медицинских учреждений, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, в период работы комиссии. При этом необходимо учитывать коечную емкость больниц, наличие в медицинских учреждениях необходимой диагностической аппаратуры, а также их профилизацию.

3. Ежегодно до 5 ноября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссариат истребует:

из медицинских учреждений независимо от форм собственности медицинские документы (медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.) и другие сведения, характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих учету;

из диспансеров — списки лиц, состоящих на диспансерном учете, а также переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, требующими динамического врачебного наблюдения;

из учреждений государственной службы медико — социальной экспертизы населения — сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами;

из школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей — медико — педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья;

из органов внутренних дел — сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях.

Руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить сведения и медицинские документы, указанные в данном пункте, по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.

По окончании медицинского освидетельствования граждан военные комиссариаты в 2-недельный срок обязаны возвратить медицинские документы в соответствующие учреждения.

4. Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету, проводится врачами — специалистами — членами комиссии: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости — врачами других специальностей.

Персональный состав врачей — специалистов — членов комиссии и среднего медицинского персонала, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается решением главы органа местного самоуправления. Этим решением на одного из врачей — специалистов — членов комиссии, наиболее подготовленного по вопросам военно — врачебной экспертизы, возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих учету.

5. Ежегодно до 25 декабря года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссар совместно с руководителем территориального органа управления здравоохранением организует и проводит инструкторско — методический сбор с врачами — специалистами — членами комиссии и главными врачами медицинских учреждений, в которых планируется медицинское освидетельствование, обследование (лечение) граждан, подлежащих учету и поставленных на воинский учет. Основные цели сбора: изучение требований нормативных правовых актов по организации и проведению медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан, подлежащих учету; порядка оформления на них врачебно — экспертной документации; разбор ранее допущенных ошибок и выработка конкретных мероприятий по их устранению.

6. Не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету, им проводятся:

флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);

анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);

анализ мочи (удельный вес, белок).

В день обследования проводится измерение роста и массы тела.

7. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в раздел II учетной карты призывника (форма N 14 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе <*> (далее именуется — Инструкция по подготовке и проведению призыва)) и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 4 к Инструкции о порядке проведения военно — врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации <**> (далее именуется — Инструкция)).

<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 года N 400. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 октября 1999 г. Регистрационный N 1938.

<**> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 315. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 октября 1996 года. Регистрационный N 961.

Флюорограммы находятся в личном деле призывника (форма N 13 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) до истечения срока хранения дела, после чего возвращаются в соответствующие медицинские учреждения.

8. В ходе медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего учету, врач — специалист — член комиссии, изучив анамнез, результаты клинико — инструментального исследования и оценив состояние его здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе со следующими формулировками:

а) в разделе II учетной карты призывника (форма N 14 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 4 к Инструкции):

здоров, «А», показатель предназначения (соответственно разделу «а» Таблицы дополнительных требований (далее именуется — ТДТ) расписания болезней (приложение к Положению о военно — врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390 <*>, далее именуется расписание болезней);

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст. 1758; 1998, N 44, ст. 5464; 2000, N 39, ст. 3865.

статья (указываются наименование статьи и подпункта расписания болезней), «Б», показатель предназначения (соответственно разделу «а» ТДТ);

статья (указываются наименование статьи и подпункта расписания болезней), «В»;

статья (указываются наименование статьи и подпункта расписания болезней), «Г»;

статья (указываются наименование статьи и подпункта расписания болезней), «Д»;

б) в листе медицинского освидетельствования (приложение N 6 к Инструкции), оформляемом на граждан, подлежащих учету, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно негодными к военной службе, негодными к военной службе, а также направленных на обследование (лечение):

на основании статьи (указывается наименование статьи и ее подпункта) графы I расписания болезней и ТДТ «Г» — временно не годен к военной службе на 6 (7, 8, 9, 10, 11, 12) месяцев, подлежит обследованию (лечению) и учету по списку N 1 (образец заполнения списка N 1 приведен в приложении N 1 к настоящей Инструкции);

на основании статьи (указывается наименование статьи и подпункта) графы I расписания болезней и ТДТ «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения для прохождения к военной службе (указывается показатель предназначения для прохождения военной службы согласно разделу «а» ТДТ). Одновременно, если гражданин признан нуждающимся в дополнительном обследовании (лечении), указанная выше формулировка дополняется словами: «Нуждается в дополнительном обследовании (лечении) и учете по списку N 2» (образец заполнения списка N 2 приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции);

на основании статьи (указывается наименование статьи и подпункта), графы I расписания болезней и ТДТ «В» — ограниченно годен к военной службе;

на основании статьи (указывается наименование статьи и подпункта), графы I расписания болезней и ТДТ «Д» — не годен к военной службе.

9. Если при первоначальной постановке на воинский учет гражданин, подлежащий учету, признан годным к военной службе, но нуждающимся в санации полости рта, протезировании зубов или коррекции зрения, заключение врача — специалиста дополняется словами: «Нуждается в санации полости рта; протезировании зубов; коррекции зрения и учете по списку N 3» (образец заполнения списка N 3 приведен в приложении N 3 к настоящей Инструкции).

10. Списки N 1, 2, 3 составляются в ходе работы комиссии и ежемесячно направляются военным комиссариатом в территориальные органы управления здравоохранением и лечебно — профилактические учреждения, в которых граждане, поставленные на воинский учет, состоят на медицинском обеспечении (далее именуются — поликлиники).

Указанные списки регистрируются в военном комиссариате, территориальном органе управления здравоохранением, поликлинике и подшиваются в соответствующее дело.

На граждан, подлежащих учету, признанных временно негодными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями, одновременно со списками N 1 и N 2 военные комиссариаты направляют в поликлиники медицинские карты амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья, а также два бланка акта исследования состояния здоровья (приложение N 7 к Инструкции).

В акте военный комиссариат указывает фамилию, имя, отчество, год рождения гражданина, подлежащего учету, направленного на обследование (лечение).

11. В разделе «Итоговое заключение…» учетной карты призывника (форма N 14 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 4 к Инструкции) указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения к военной службе.

12. Гражданам, подлежащим учету, признанным временно негодными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и нуждающимися в обследовании (лечении), а также в санации полости рта, протезировании зубов, коррекции зрения, при объявлении им решения комиссии выдается направление (форма N 16 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) на обследование (лечение).

В направлении указывается наименование поликлиники, фамилия, имя, отчество, год рождения гражданина, подлежащего учету, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в поликлинику.

На угловом штампе направления на обследование (лечение) указывается номер, под которым гражданин, подлежащий учету, записан в книге протоколов заседаний комиссий по постановке граждан на воинский учет (форма N 16 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).

13. В случае возможности завершить обследование (лечение) гражданина, подлежащего учету, до окончания работы комиссии заключение о категории его годности к военной службе не выносится. В этом случае врачом — специалистом оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 6 к Инструкции) с вынесением заключения в формулировке: «Подлежит обследованию (лечению), явиться на повторное медицинское освидетельствование «__» _____ 200_ г.». В учетной карте призывника (форма N 14 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) делается запись карандашом о сроке направления гражданина, подлежащего учету, на обследование (лечение) и явки на повторное медицинское освидетельствование. Карта медицинского освидетельствования гражданина (приложение N 4 к Инструкции) не оформляется.

Если после повторного медицинского освидетельствования гражданин, подлежащий учету, признан временно негодным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, то он учитывается по списку N 1 или N 2.

14. По окончании первоначальной постановки граждан на воинский учет военный комиссар до 10 апреля обязан:

организовать и провести совместно с руководителем территориального органа управления здравоохранением, с привлечением главных врачей медицинских учреждений, служебное совещание по итогам медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан, подлежащих учету, и проведению лечебно — оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет. В ходе данного совещания должны быть вскрыты недостатки в организации и проведении этой работы, выявлены конкретные лица, виновные в нарушениях, разработаны мероприятия по их устранению;

информировать главу органа местного самоуправления о результатах медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету.

II. Организация и проведение

лечебно — оздоровительных мероприятий среди граждан,

поставленных на воинский учет

15. Должностные лица военного комиссариата совместно с врачом поликлиники ежегодно до 15 апреля по образцам согласно приложениям N 4 и 5 к настоящей Инструкции составляют планы — графики, которые утверждаются военным комиссаром и руководителем территориального органа управления здравоохранением.

16. Должностные лица территориальных органов управления здравоохранением организуют и контролируют полноценность и качество обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет <*>.

<*> Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, граждане, поставленные на воинский учет, будут именоваться учтенными гражданами.

17. Приказом руководителя территориального органа управления здравоохранением в каждой поликлинике, в которой состоят на медицинском обеспечении учтенные граждане, назначается врач — ответственный за их своевременное обследование (лечение), проведение среди них лечебно — оздоровительных мероприятий и взаимодействие с военным комиссариатом (далее именуется — врач поликлиники).

18. Контроль за своевременностью поступления учтенных граждан на амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) возлагается на главных врачей соответствующих медицинских учреждений и медицинских работников военных комиссариатов, а за полноценностью обследования (лечения) указанных граждан и качеством оформления на них врачебно — экспертной документации — на заведующего (начальника) отделением медицинского учреждения.

19. Учтенный гражданин при необходимости может быть направлен на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации. Перечень последних по представлению военного комиссариата субъекта Российской Федерации и органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводится до военных комиссариатов.

20. Врач поликлиники по получении списков N 1 и N 2 обязан:

заполнить на учтенных граждан, прошедших обследование (лечение) в период работы комиссии, графы 7 и 8 в списках N 1 или N 2, а также графу 7 в планах — графиках обследования (лечения);

направить, согласно планам — графикам обследования (лечения), учтенных граждан на амбулаторное или стационарное обследование (лечение) в медицинское учреждение;

направить в военный комиссариат ежемесячно до 10 числа именные списки учтенных граждан, не явившихся согласно планам — графикам обследования (лечения) в поликлинику, а также направленных в медицинские учреждения на обследование (лечение). В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место жительства учтенного гражданина.

21. Врачом медицинского учреждения после проведенного обследования (лечения) оформляется акт исследования состояния здоровья (приложение N 7 к Инструкции). Обследование (лечение) учтенного гражданина должно быть всесторонним, не ограничивающимся только основным заболеванием. В акте должны быть указаны результаты клинико — инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Клинико — инструментальные и лабораторные методы исследования проводятся в соответствии с нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации о временных отраслевых стандартах объемов медицинской помощи. Диагнозы должны иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Акт подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделения и руководителем медицинского учреждения, заверяется печатью медицинского учреждения.

Первый экземпляр оформленного акта направляется в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете. Второй экземпляр оформленного акта хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.

22. Главный врач медицинского учреждения, в котором осуществлялось амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) учтенного гражданина, по образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции ежемесячно до 5 числа направляет сведения:

в медицинское учреждение, в котором данный гражданин состоит на медицинском обеспечении;

в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете.

23. По получении списка N 3 врач поликлиники обязан:

организовать лечение учтенных граждан у врачей — специалистов соответствующего профиля;

учитывать проведение санации полости рта у учтенных граждан, протезирования у них зубов и коррекции зрения.

24. Обследование учтенных граждан должно быть завершено в год их постановки на воинский учет, а лечение — до вызова на призывную комиссию.

Учтенные граждане при призыве на военную службу с заболеваниями, диагностируемыми и подтвержденными данными всестороннего их обследования при первоначальной постановке на воинский учет, а также данными медицинского наблюдения от постановки до призыва на военную службу, на дополнительное медицинское обследование не направляются.

В этом случае врачом — специалистом, привлекаемым к медицинскому освидетельствованию граждан, при призыве на военную службу, оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 6 к Инструкции) с изложением анамнеза, данных медицинского наблюдения, результатов предшествующего клинико — инструментального исследования гражданина и оценки состояния его здоровья на момент освидетельствования.

25. Главный врач поликлиники до 31 декабря года первоначальной постановки граждан на воинский учет по образцу согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции направляет в военный комиссариат сведения о результатах проведения лечебно — оздоровительных мероприятий среди учтенных граждан.

26. Должностным лицам военного комиссариата после получения сведений о неявке учтенного гражданина в медицинское учреждение следует обеспечить его явку на обследование (лечение).

Миленная Ирина

Юрист Службы Помощи Призывникам в Краснодаре

3 987 просмотров Обновлено: 10.09.2020 Каждый случай заболевания катарактой имеет два общих признака: хрусталик глаза начинает терять прозрачность и по мере его помутнения у человека снижается острота зрения. Но в это же время болезнь может по-разному проявляться у людей. Именно от степени ее проявления зависит, возьмут ли призывника на службу.

Призовут ли с прогрессирующей формой катаракты?

Обычно катаракту считают возрастным заболеванием, больше свойственным пожилым людям. Однако случаи проявления встречаются и у молодежи, в таких ситуациях принято говорить о врожденной или приобретенной форме. В первом случае патология проявляется с рождения. Во втором она возникает в результате травм, других заболеваний или интоксикации организма.

Призывники с катарактой обычно получают отсрочку от призыва. Она дается по двум причина. Во-первых, за время такой отсрочки призывник может пройти лечение и избавиться от болезни. А во-вторых, катаракта может привести к прогрессирующему снижению зрения. За время отсрочки офтальмолог военкомата может проследить, насколько ухудшилось зрение призывника.

После завершения отсрочки призывник вновь будет вызван на медицинское освидетельствование и затем направлен на дополнительное обследование. Только после этого станет известно, по какой статье Расписания болезней будет выставлена категория годности и призовут ли больного в армию.

Если окулист подтвердит выраженное прогрессирующее снижение зрения, то в военном билете призывника появится категория «Д» — не годен. С ней не забирают в армию и снимают с воинского учета. При умеренно прогрессирующей форме призывник будет освобожден от воиенной службы по категории «В». С ней тоже не призывают на срочную службу, но могут позвать в строй в случае всеобщей мобилизации. Если офтальмолог сделает заключение, что катаракта не прогрессирует, то вероятность призыва будет определяться по 35 статье Расписания болезней.

Категория годности при снижении остроты зрения

Так как катаракта обычно сопровождается снижением остроты зрения, годность к армии может определяться по следующим показателям:

Исходя из таблицы, с катарактой берут в армию в двух случаях:

  • если острота зрения на одном глазу 0,5 или больше, а на другом – 0,1;
  • если острота на каждом глазу не менее 0,4.

Наши клиенты не служат в армии Получите бесплатную консультацию по телефону: или закажите обратный звонок

Берут ли на службу после операции?

При обнаружении у призывника катаракты офтальмолог может дать ему направление на лечение. Соглашаться ли на него – решает сам молодой человек.

Операция проходит быстро и занимает всего 10-15 минут. Уже через несколько часов больной может хорошо видеть. Полный период реабилитации занимает не более недели. К этому моменту зрение полностью восстанавливается. Однако даже при 100% восстановлении зрительной функции молодой человек подлежит зачислению в запас.

Причина освобождения юноши от воинской обязанности в том, что во время операции удаляется хрусталик. Его отсутствие носит название «афакия». Если после удаления хрусталика на его место вживляется искусственный имплантат, состояние называют «артифакия». Оба случая признаются непризывными.

Установите расписание болезней на ваше устройство для добавления нажмите кнопку ниже

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Принят

Государственной Думой

6 марта 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Воинская обязанность

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв

Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв

Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор

Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв

Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Раздел II. Воинский учет

Статья 8. Организация воинского учета

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету

Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны

Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций

Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан

Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

Статья 16. Утратила силу

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта

Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах

Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах

Статья 20.1. Утратила силу

Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе

Раздел IV. Призыв граждан на военную службу

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу

Статья 27. Состав призывной комиссии

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии

Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Раздел V. Поступление на военную службу по контракту

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту

Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

Раздел VI. Военная служба

Статья 36. Прохождение военной службы

Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту

Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

Статья 40. Военная присяга и обязательство

Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства

Статья 42. Воинские должности

Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей

Статья 44. Перевод военнослужащих

Статья 45. Приостановление военной службы

Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания

Статья 47. Присвоение воинских званий

Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании

Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе

Раздел VII. Увольнение с военной службы

Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Статья 51.2. Запас

Статья 52. Зачисление в запас

Статья 53. Состав запаса

Статья 54. Военные сборы

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

Статья 56. Порядок прохождения военных сборов

Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

Раздел VIII.1. Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве

Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве

Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве

Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве

Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен

Статья 57.6. Пребывание в резерве

Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста

Статья 57.8. Основания исключения из резерва

Раздел IX. Заключительные положения

Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов

Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации

Статья 59. Утратила силу

Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы

Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы

Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом

Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2017 N 45 «Об утверждении Требований, предъявляемых к кандидату, поступающему на военную службу в органы военной прокуратуры, перечня документов, представляемых кандидатом, порядка формирования личного дела кандидата»

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

Указ Президента РФ от 30.03.2017 N 135 «О призыве в апреле — июле 2017 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

Указ Президента РФ от 18.12.2016 N 675 (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Решение Верховного Суда РФ от 02.10.2015 N АКПИ15-884

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.02.2015 N АПЛ15-23

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие «служба» к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 N ВКАПИ15-39

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Решение Верховного Суда РФ от 15.05.2015 N ВКАПИ15-15

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N АПЛ15-417

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N АПЛ14-670

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N ВКАПИ15-31

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), которое определило порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также урегулировало другие вопросы, в том числе порядок увольнения с военной службы в соответствии с федеральным законодательством.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх