Стажер ДПС

Многие из вас обучались в учебных заведениях после школы. И проходили стажировку. Именно такую же практическую часть занятий проходит и будущий сотрудник ДПС, называемый стажёром ГИБДД. Какие у него полномочия, права и обязанности, согласно приказам и регламентам в 2020 году? И, главное, что делать, если вас остановил сотрудник с таким статусом – имеет ли он право регулировать дорожное движение и проверять документы? Всё это и давайте выяснять!

Нет.

С одной стороны, Федеральный закон «О полиции» говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.

С другой, та же статья 32 ФЗ «О полиции» регулирует, что привлечение лиц такого статуса к службе осуществляется в порядке, определённым законодательством. И в 2020 году есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц такого положения, и оба они устанавливают, что эти «лица» должностными никак не являются:

  • Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
  • Приказ МВД №942 прямо указывает, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.

Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!

Нет.

Но для ответа на вопрос, имеет ли право стажёр остановить авто для проверки документов, выясним, чьи указания надлежит исполнять водителю – то есть взглянем сначала на обязанности автолюбителей. Их регулируют Правила дорожного движения. Так, пункт 2.4 говорит о том, что право остановки транспортных средств предоставлены регулировщикам.

Кто же это такие, и относятся ли к ним стажёры ГИБДД? Ответ на этот вопрос также содержится в ПДД – пункте 1.2:

Регулировщик – лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения…

Видите, чтобы быть регулировщиком, человек должен быть наделён этим правом в установленном порядке! А порядок регулирования дорожного движения, к которому относится право останавливать автомобили, для стажёров устанавливает Приказа МВД №942 О порядке привлечения сотрудников ОВД:

10. При привлечении стажёров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

  • поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения…

Тоже нет!

Если быть точнее, то нужно снова взглянуть на эту тонкость права со стороны водителя. В данном случае пункт 2.1.1 ПДД обязывает водителя передавать для проверки документы именно сотрудникам полиции.

А выше мы выяснили, что стажёр не является сотрудником МВД, поэтому и обязанности предъявлять и передавать ему водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО у водителя нет.

Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.

Если вашу машину остановил стажёр ГИБДД, то вы имеете полное право потребовать у него это удостоверение:

  • пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
  • ФЗ «О полиции» предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.

Кроме того, стажёра вы увидите даже ещё до остановки:

  • им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
  • у стажёра также нет нагрудного знака,
  • наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.

Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:

  • регулировать дорожное движение – останавливать машины,
  • прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
  • составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
  • оформлять ДТП,
  • выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
  • носить оружие,
  • знакомиться с документами, составляющими гостайну.

Сразу отметим, что игнорировать требование не стоит – это может закончиться погоней со всеми последующими попытками вменить несуществующие нарушения. Хотя, по закону, вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, мы всё же настоятельно не рекомендуем применять это знание на практике, потому как стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД.

Запомните, именно настоящий инспектор несёт ответственность за все действия стажёра и отвечает за незаконную остановку автомобилей и проверку документов. Более того, чаще всего именно сотрудник ГИБДД и поручает это последнему, но уже не в рамках полномочий стажёра – то есть незаконно.

Очень часто на дорогах случается ситуация, когда водителя останавливает человек в жилетке и джинсах, а с требованием предоставить водительские документы к автолюбителю подходит уже сотрудник полиции в форменной одежде. Это, как мы уже выяснили выше, также запрещается, так как стажирующийся не имеет полномочий регулировщика.

В этом случае следует пожаловаться:

  • в дежурную часть либо написать онлайн-обращение в ГИБДД с жалобой и прикреплением видеозаписи нарушения стажёра,
  • написать аналогичное заявление в прокуратуру по месту совершения нарушения.

Но, понимая, что «рука руку моет», нужно принять тот факт, что будет, вероятнее всего, отписка о принятых мерах, а на самом деле никаких последствий для сотрудника ГИБДД и стажёра не наступит.

Можно, конечно, сделать как в видео ниже, но для этого нужно иметь определённые знания, быть подкованным в общении с ГИБДД и понимать, что можно легко загреметь по 19.3 или другой статье.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

7. Учетно-аналитическая работа

7.1. В подразделениях ДПС организуются учет и анализ информации, имеющей значение для выполнения основных задач, стоящих перед ними.

Учету и анализу подлежат ДТП на обслуживаемой территории и принимаемые меры по их предупреждению; преступления, связанные с использованием транспортных средств; данные о состоянии дисциплины и соблюдении законности в деятельности сотрудников ДПС; предложения организаций, общественных объединений и граждан, касающиеся совершенствования деятельности ДПС и обеспечения безопасности в области дорожного движения.

7.2. Учет и анализ ДТП, правоприменительной деятельности осуществляются в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами МВД России. Для повышения оперативности в проведении учетно-аналитической работы подразделения ДПС оснащаются электронно-вычислительной техникой.

7.3. Работу по анализу ДТП и правоприменительной деятельности организует командир строевого подразделения, а где строевое подразделение отсутствует — начальник ГИБДД органа внутренних дел.

Непосредственно учет и анализ ДТП (в том числе топографический), реализации законодательства об административных правонарушениях осуществляется сотрудниками, на которых эти задачи возложены должностными инструкциями.

(в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)

8. Планирование работы

8.1. Деятельность ДПС осуществляется в соответствии с текущими планами работы строевого подразделения, составляемыми в установленном в органах внутренних дел порядке на основе анализа и прогнозирования оперативной обстановки. По согласованию с начальниками ГИБДД, командирами строевых подразделений в план могут вноситься изменения и дополнения.

Планы работы рот, батальонов, входящих в состав более крупных строевых подразделений, утверждаются вышестоящими командирами.

8.2. Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире строевого подразделения. По окончании планового периода составляется отчет (справка) с последующим докладом руководителю, утвердившему план.

8.3. Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) строевых подразделений, а также соответствующие начальники ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, ОВД.

9. Расстановка сил и средств

9.1. Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.

9.2. Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования (приложение 2) в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы (приложение 3).

9.3. Дислокация включает: схему района, города, транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления сотрудников ДПС и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период осложнения оперативной обстановки, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними и другие необходимые сведения (места расположения и телефоны медицинских учреждений, органов внутренних дел, станций технического обслуживания транспортных средств, организованных стоянок транспорта и других объектов сервиса).

Дислокация разрабатывается командиром строевого подразделения в границах обслуживаемой территории на основе анализа состояния аварийности по месту, дням, времени суток совершения ДТП и с учетом особенностей условий движения по дорогам, режима работы организаций, учебных заведений, торговых центров, других объектов, работа которых обуславливает эпизодическое увеличение потоков транспортных средств и пешеходов.

9.4. Количество постов и маршрутов патрулирования в дислокации может превышать рассчитанное по обязательным нормам выставления нарядов. Они подразделяются на подлежащие обязательному закрытию и посты, маршруты патрулирования, закрываемые в зависимости от оперативной обстановки, складывающейся в течение дней недели или суток. Решение о маневрировании силами и средствами принимается командиром строевого подразделения и фиксируется в книге постовых ведомостей.

9.5. Обязательная норма ежесуточного выставления нарядов определяется для строевого подразделения на год путем деления штатной численности на коэффициент потребности инспекторского состава ДПС, который составляет 2,39 для смены продолжительностью 8 часов. При продолжительности смены более 8 часов коэффициент увеличивается на 0,29 единицы на каждый дополнительный час.

При определении обязательной нормы ежесуточного выставления нарядов штатная численность контрольных постов милиции, входящих в структуру строевых подразделений ДПС, не учитывается.

При проведении на территории обслуживания мероприятий, требующих значительного увеличения плотности нарядов за счет привлечения к службе инспекторского состава в дни его отдыха и праздничные дни, для компенсации выходных дней командиры строевых подразделений вправе в последующие дни произвести обоснованное сокращение обязательных норм ежесуточного выставления нарядов.

9.6. Дислокация согласовывается с начальником ГИБДД, утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД и пересматривается не реже одного раза в год.

В случаях, когда автомобильные дороги, обслуживаемые строевым подразделением, проходят по территории нескольких районов (городов), дислокация согласовывается с руководителями соответствующих УВД, ОВД.

Дислокация постов (маршрутов) патрулирования строевых подразделений ДПС, входящих в состав территориальных органов внутренних дел, разрабатывается начальником ГИБДД и утверждается руководителем соответствующего УВД, ОВД.

9.7. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется Карточка поста (маршрута патрулирования) (приложение 4) в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части строевого подразделения, а второй выдается сотруднику ДПС на время несения службы.

9.8. Режим работы строевого подразделения определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником ДПС и его выходные дни.

Распорядок дня и график работы утверждает командир строевого подразделения, а подразделений, входящих в состав горрайорганов внутренних дел, — начальник ГИБДД.

Служебное время при несении ДПС определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного строевого подразделения или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы).

Для сотрудников ДПС устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю.

В случае необходимости командир строевого подразделения (начальник органа внутренних дел) своим приказом может увеличивать продолжительность рабочего времени сотрудников ДПС.

За несение службы сверх установленного законодательством Российской Федерации рабочего времени, а также в дни отдыха и праздничные дни сотрудникам ДПС производится дополнительная оплата или предоставляется отдых в другие дни в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Учет служебного времени сотрудников сверх установленного законодательством Российской Федерации ведется начальником штаба или заместителем командира строевого подразделения.

10. Работа дежурных частей строевых подразделений

дорожно-патрульной службы

10.1. Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии — дежурные части территориальных органов внутренних дел.

10.2. Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения.

10.3. Работу дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой должности по штатам нет — заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру строевого подразделения (или лицу, его замещающему).

10.4. Наряды дежурных частей строевых подразделений руководствуются Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, другими нормативными правовыми актами, относящимися к области дорожного движения, охраны общественного порядка, предотвращения и раскрытия преступлений, и настоящим Наставлением.

10.5. На дежурную часть строевого подразделения возлагаются следующие задачи:

10.5.1. Сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории.

10.5.2. Оперативное управление силами и средствами подразделения в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения, регулирования движения транспортных потоков, ликвидации заторов в движении, контроля за выполнением условий производства работ, связанных с закрытием дорог.

10.5.3. Прием, регистрация и передача сообщений и заявлений о ДТП, преступлениях и других правонарушениях.

10.5.4. Оперативное обеспечение раскрытия преступлений по «горячим следам».

10.5.5. Осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий.

10.5.6. Организация розыска и задержания угнанных, похищенных транспортных средств и транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, регистрация в установленном порядке сообщений о таких противоправных деяниях.

10.5.7. Организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений органов внутренних дел.

10.5.8. Выдача инспекторскому составу и прием от него имущества, вооружения, оперативно-технических и специальных средств, обеспечение их сохранности при хранении в помещении дежурной части.

10.5.9. Прием оформленных материалов об административных правонарушениях в области дорожного движения от командиров взводов (старших групп), их регистрация в соответствующем журнале, передача инспектору по исполнению административного законодательства.

(в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)

10.5.10. Обеспечение выполнения внутреннего распорядка, контроль за соблюдением пожарной безопасности и санитарных правил в здании строевого подразделения.

10.5.11. Осуществление информационно-справочной работы.

10.5.12. Прием заявлений от граждан в отсутствие руководства строевого подразделения, выдача по их просьбе книги жалоб и предложений.

10.5.13. Организация оповещения и сбора сотрудников подразделения.

10.6. Для выполнения возложенных на дежурную часть задач назначается суточный наряд.

10.7. При неполной штатной укомплектованности или в связи с болезнью, отпуском сотрудников дежурной части дежурными назначаются наиболее подготовленные сотрудники строевого подразделения по графику, утвержденному командиром.

10.8. В целях успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств.

10.9. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) строевого подразделения является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения, выполняющими задачи по обеспечению безопасности дорожного движения.

10.10. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) при выполнении служебных обязанностей имеет право:

10.10.1. Отдавать обязательные к исполнению распоряжения нарядам ДПС, а в отсутствие руководителей строевого подразделения — всему инспекторскому составу.

10.10.2. Производить временные изменения в расстановке сил и средств строевого подразделения с последующим докладом о принятом решении командиру и дежурному по органу внутренних дел.

10.10.3. Проверять несение ДПС, а также использование транспортных, оперативно-технических и специальных средств строевого подразделения.

10.10.4. Освобождать сотрудников ДПС от несения службы в случае невозможности выполнения ими должностных обязанностей с последующим докладом руководству подразделения.

10.10.5. Контролировать своевременность и полноту исполнения отданных распоряжений.

10.10.6. При осложнении оперативной обстановки обращаться к вышестоящему дежурному и дежурным соседних строевых подразделений с целью получения экстренной помощи силами и средствами, а также необходимой информации.

10.10.7. Ходатайствовать о поощрении сотрудников строевого подразделения, отличившихся в обеспечении общественного порядка, а по фактам недобросовестного отношения к службе — о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

10.10.8. Отстранять в отсутствие командира строевого подразделения и лиц, его замещающих, любого сотрудника ДПС от несения службы за грубый дисциплинарный проступок с последующим докладом о принятом решении командиру строевого подразделения.

10.10.9. Требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка, принимать меры к пресечению нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях.

10.10.10. Задерживать в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступления, с последующей передачей этих лиц в органы внутренних дел по территориальности.

10.10.11. Производить другие действия в соответствии с правами и обязанностями сотрудников милиции, определенными действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

10.10.12. Пользоваться всеми правами, предоставленными инспектору ДПС.

10.11. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) обязан:

10.11.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:

а) принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;

б) осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств (приложение 5);

в) выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств (приложение 6), а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;

г) проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;

д) организовывать на инструктаже доведение до заступающего на службу наряда состояние оперативной обстановки;

е) докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принять меры к выяснению причин неявки.

10.11.2. По окончании службы нарядами:

а) принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;

б) передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях правил дорожного движения;

в) докладывать командиру строевого подразделения или лицу, его замещающему, о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста), в дальнейшем действовать по его указанию;

г) обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу, его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.

10.11.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:

а) изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, транспортных средствах, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и проводимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава строевого подразделения по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменениях климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;

б) систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру строевого подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России случаях — вышестоящему дежурному.

10.11.4. По управлению силами и средствами:

а) обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;

б) контролировать несение службы нарядами, в случае невыхода их на связь в назначенное время, принимать необходимые меры по установлению местонахождения;

в) информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки.

10.11.5. По приему сообщений и заявлений о преступлениях, ДТП, нарушениях общественного порядка и других чрезвычайных происшествиях:

а) выяснять время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выяснять цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;

б) принимать, регистрировать сообщения о преступлениях и своевременно передавать полученную информацию в органы внутренних дел по территориальности. Сведения о ДТП регистрировать в тетради для записей дежурного, а после уточнения — в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий (приложение 7);

в) докладывать командиру строевого подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действовать в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам немедленно передавать необходимую информацию на маршруты патрулирования, посты для ориентирования нарядов ДПС;

г) информировать о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части органов внутренних дел по территориальности, при необходимости вызывать скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в строевое подразделение, организовывать оформление материалов по происшествию в установленном порядке;

д) докладывать об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по органу внутренних дел, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действовать по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия организовывать объезд этого места;

е) организовать доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные органы внутренних дел по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть строевого подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства в другое подразделение органа внутренних дел оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;

ж) докладывать вышестоящему дежурному и по возможности ставить в известность представительство МИД России о ДТП с участием иностранных граждан;

з) оповещать командира и наряды строевого подразделения, руководителей заинтересованных дорожных и коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п., а также принимать необходимые меры по обеспечению безопасного и бесперебойного движения, в дальнейшем осуществлять контроль за выполнением соответствующих работ.

10.11.6. По обеспечению сопровождения автомобилей:

а) вести оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей;

б) организовывать взаимодействие нарядов подразделения и горрайорганов внутренних дел по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей;

в) информировать экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения.

10.11.7. По контролю за организацией перевозок опасных грузов:

а) знать техническое наименование веществ, вид опасности, код экстренных мер, сроки и маршруты перевозки опасных грузов;

б) принимать меры по организации бесперебойного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

10.11.8. По обеспечению справочной работы:

а) давать исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений органов внутренних дел, а при необходимости организовывать проверку или информировать заявителя о порядке дальнейших действий;

б) информировать родственников о погибших или раненых при ДТП.

10.11.9. По обеспечению сохранности имущества, вооружения, оперативно-технических, специальных и транспортных средств:

а) обеспечивать хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России;

б) проверять при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждений или недостачи требовать от сотрудников ДПС письменное объяснение и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывать письменным рапортом командиру строевого подразделения и производить записи в журналах;

в) запрещается передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляются комиссией, назначаемой командиром подразделения.

10.12. Другие лица суточного наряда дежурной части при исполнении ими служебных обязанностей в пределах своей компетенции, определенной функциональными обязанностями, обладают правами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением.

10.13. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.

11. Подготовка и инструктаж нарядов

11.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации <*>.

<*> Утвержден Приказом МВД России от 18 января 1993 г. N 17 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 1993 г. N 175).

Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе.

11.2. Лица, назначенные в наряд для несения ДПС, прибывают в подразделение или орган внутренних дел не менее чем за 15 мин. до начала инструктажа и докладывают о прибытии дежурному и своему командиру.

11.3. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или его заместитель в присутствии старшего инспектора-дежурного (инспектора-дежурного), о чем делается запись в постовой ведомости.

В соответствии с утвержденным графиком на инструктажи приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений органов внутренних дел.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

11.4. Должностные лица при проведении инструктажа должны:

11.4.1. Убедиться в готовности инспекторского состава ДПС к несению службы и принять меры по устранению выявленных недостатков.

11.4.2. Выборочно проверить знание инспекторским составом ДПС своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, специальных средств, мер обеспечения личной безопасности.

11.4.3. Информировать сотрудников ДПС о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории.

11.4.4. Объявить посты и маршруты патрулирования.

11.4.5. Довести до сведения инспекторского состава ДПС результаты работы, а также обстоятельства нарушений законности и порядка несения службы за истекшие сутки.

11.4.6. Назначить старших нарядов.

11.5. В ходе инструктажа не рекомендуется проводить разбор нарушений, ранее допущенных заступающими в наряд сотрудниками ДПС.

11.6. Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение 8), служебное и водительское (если сотрудник имеет право на управление транспортными средствами) удостоверения, выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.

(в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)

11.7. Инструктаж завершается отдачей приказа о заступлении нарядов строевого подразделения на службу.

11.8. Запрещается выставлять для несения службы на стационарных постах, загородных дорогах и в темное время суток наряды в составе менее двух сотрудников ДПС.

11.9. Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения его руководителей прибывают на инструктаж в определенные дни недели. О заступлении на службу инспекторы ДПС докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах сотрудники ДПС информируют дежурного об оперативной обстановке один раз в час, а на загородных дорогах не менее одного раза в два часа.

Штраф за игнорирование требования сотрудника ГИБДД остановиться от 500 до 800 рублей. За неповиновение сотруднику полиции грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей или арест на срок до 15 суток.

Текст статьи 12.25, 19.3 КоАП.

Статья 12.25 Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства.

1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства.

Штраф в размере 500 рублей.

2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства.

Штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Не остановился по требованию сотрудника ДПС – ч.2 ст. 12.25 КоАП

3. Невыполнение законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции об остановке транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Неповиновение сотруднику полиции – ч.1 ст. 19.3 КоАП

Вернуться в раздел Штрафы по статьям КоАП за нарушение ПДД

ПДД – Применение специальных сигналов

Штрафы для ответственных должностных лиц

На дороге служебные обязанности выполняют исключительно инспектора ГАИ и участковые – ст.4 Приказа №185, которым утвержден «Административный регламент». Эти положения вытекают из п.19 ч.1 ст.12 и п.2 ч.1 ст.28 закона «О полиции».
Однако вас могут остановить отнюдь не все сотрудники ГАИ. Пункт 2.4 ПДД: «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Пункт 1.2: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей». Пункт 1.3: «Участники дорожного движения обязаны выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами».
Т.о. остановить вас в обычной обстановке имеет право далеко не каждый сотрудник полиции, а лишь полицейский-регулировщик. Форма и отличительный знак – обязательны. Экипировка подразумевает световозвращающий жилет и светящийся жезл для инспекторов, несущих службу в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (п.43 «Административного регламента»), контролирующих движение на стационарных постах ДПС, КПМ, а также работающих на местах ДТП.
Выделенный союз «или» относится лишь к тем службам, для которых форменная одежда не предусмотрена, например работники дорожно-эксплуатационных служб. Сотрудник полиции обязан быть в форме. Эти же положения закреплены в п.33 «Административного регламента».
В первую очередь требованиям ПДД, предъявляемых к регулировщикам, отвечают инспектора рот, батальонов и полков ДПС. На стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора – см.Проверка технического состояния автомобиля на дороге. Как исключение, водителя может остановить и сотрудник службы ДИиОД (Дорожной инспекции и организации движения), если во время проверки состояния дорог и технических средств организации движения он непосредственно обнаружит нарушение ПДД. Просто так стоять «на хлебном месте» и выписывать протоколы, как инспектора ДПС, сотрудники ДИиОД права не имеют.
Стажер в спортивном костюме даже при наличии экипировки регулировщиком не является. Более того, в Приказе МВД №1038 от 14.12.99 г. указано: «6.3. … Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан». Если за нарушение ПДД вас останавливает стажер, который не имел права этого делать, то останавливаться, конечно, нужно. Откуда вам известно, что он стажер, а не работник дорожной службы? Но несоблюдение законности (ст.1.6 КоАП) становиться поводом для обжалования постановления.
Сотрудники полиции, не относящиеся к ГАИ, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГАИ по приказу руководителя органа внутренних дел – п.4 «Административного регламента». Это требование абсолютно понятно, т.к. для регулирования движения и квалификации правонарушения нужны определенные знания. Давайте инспекторов ДПС отправим оформлять трупы, оперативников поставим регулировать движение на перекрестках, вневедомственной охране поручим регистрировать транспортные средства. Абсурд.
Действия полицейских других служб должны в точности совпадать с действиями инспектора ДПС (см.Начало разговора). Ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.
Согласно Приказу МВД №444 помимо инспекторов ГАИ составить протоколы по статьям 12.1–12.3, 12.6, 12.7, 12.10–12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники полиции, но только при исполнении ими своих обязанностей. В обычной жизни ни у одной службы в составе МВД кроме ГАИ на дороге никаких обязанностей нет – каждый занимается своим делом.
Отличить во время движения в дневное время сотрудника, например, Патрульно-постовой службы (ППС) в форме и со значком, который не имеет права регулировать движение, от сотрудника ДПС крайне затруднительно. Единственная разница состоит в форме значка. У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму. После остановки всегда обращайте внимание, что написано на значке. В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы ДПС. Снизу – код региона и через тире личный номер инспектора.
Если вас остановил одиночный наряд, а радостный полицейский сообщил о спец.мероприятии «Вихрь-антитеррор», задайте вопрос, сделаны ли соответствующие записи в служебной книжке и(или) имело ли место «служебное задание»? Заодно уточните данные карточки поста (маршрута). В ответ получите что-то типа: «Не ваше дело». И он прав. Но упоминание, что в суде вы можете подать ходатайство о предоставлении данных документов, как правило, ведет к немедленному окончанию разговора.
Отдельно следует сказать о п.2 ч.2 ст.27 закона «О полиции»: «Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан … в случае выявления … административного правонарушения … принять меры по предотвращению и (или) пресечению … административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения … административного правонарушения … и сообщить об этом в … подразделение полиции».
Согласно ч.3 ст.28 закона «О полиции» сотрудник при этом обладает правом:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;
4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении …административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия … подразделения полиции …, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, в служебное помещение … подразделения полиции…
Нарушение ПДД в глобальном большинстве случаев носит одномоментный характер. Например, проезд на красный сигнал светофора. Разговор о предотвращении и пресечении подобных правонарушений – бессмысленный. Проверить документы и задержать сотрудник полиции может, а вот составлять какие-либо протоколы-постановления – нет. Его последняя обязанность передать правонарушителя с рук на руки сотрудникам ДПС, а самому занять скромное место свидетеля.
К чему такое длинное вступление? Сотрудники других служб полиции, которые, увидев нарушение ПДД, решают «развести» водителя на денежку, останавливают его, прикрываясь этими статьями закона. Далее, начинается разговор «по душам», при котором на водителя оказывается психологическое давление с целью получения взятки. Настаивайте на вызове ДПС, уточняя, что у этой службы свой план по протоколам по конкретным статьям КоАП, и подарочек в виде лишнего протокола по ненужной статье им как кость в горле. Предупреждайте, что составлением протокола дело не закончится. Будет рассмотрение и будет обжалование в судах, где вы будете ходатайствовать об опросе свидетелей.
Чисто риторически. Огромное число сотрудников полиции ежедневно оказываются в местах, где имеет место массовое нарушение ПДД. Например, брошенные машины под знаком «Остановка запрещена». Почему их в эти в моменты не пробивает на строгое следование букве закона?
Жадность порождает проблемы.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх