Стекольщик сухарев по договоренности

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина:Обществознание

Тема занятия: Трудовое право

Дата проведения: 27.05.2019

Учебная группа: Л-18-1

Преподаватель : Иванина В.Н.

Место проведения: кабинет 411

Цели занятия:

Обучающая:

— изучение теоретического материала по трудовой отрасли права,

— знакомство с источниками трудового права.

Развивающая:

— формирование навыков работы с нормативно-правовыми актами,

— формирование умения анализировать, обобщать, делать заключение,

— применять теоретические знания в ходе трудовой деятельности.

Воспитательная:

— развитие самостоятельной деятельности по овладению знаниями,

— развитие способности работы в команде, упорства в достижении цели,

— продолжение формирования правовой культуры обучающихся

Компетенции:

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма обучения (по количеству обучающихся) – групповая.

Продолжительность учебного занятия – 90 минут.

Методы обучения по степени активности учебно-познавательной деятельности и приемы их реализации:

Метод : информационно – сообщающий,

прием: словесный рассказ, беседа.

Метод: наглядный,

методический прием – работа со статьями Трудового кодекса.

Метод интерактивный

методический прием: использование ресурсов сети Интернет для

мультимедийной презентации.

Метод опережающего обучения:

методический прием: подготовка обучающихся -экспертов для анализа работы с

правовыми документами и задачами по трудовому праву.

Метод погружения :

методический прием : работа с нормативно-правовыми актами, регулирующими

трудовые правоотношения в системе РЖД.

Средства обучения: мультимедийная установка

Межпредметные связи: информационные технологии

Образовательные технологии, применяемые на уроке:

-модульно-блочная технология,

-технология кейс-метода,

-перспективно-опережающая технология,

-технология диалогового ваимодействия.

Литература (основная и дополнительная):

Основная:

Важенин А.Г. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования М.: издательский центр «Академия»,2016.-368с.

А.Г.Важенин Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования М.: издательский центр «Академия»,2016.-208 с.

Дополнительная:

Конституция Российской Федерации

Интернет ресурсы:

«Garant.ru» — информационно правовой портал. Форма доступа:http://www.garant.ru.

Ход занятия:

1. Организационная часть 5 мин.

— проверка явки студентов;

— проверка готовности к занятию;

2. Изучение нового материала 35 мин.

— целеполагание, актуализация знаний- 5 мин. ;

— объяснение нового материала-20 мин;

— групповая работа со ст.36 Конституции РФ и ст.56,57,58,65,77 Трудового кодекса РФ-10 мин;

3.Самостоятельная работа учащихся –40мин.

— решение ситуации по кейсам-20 мин.;

— анализ решений-5 мин.;

— практикум ( необходимые документы для трудоустройства заявление о приеме на работу)-5 мин.,

— решение ситуационных задач-10 мин.

4. Подведение итогов занятия- 5 мин.

— рефлексия, закрепление изученного.

5. Выдача домашнего задания 5 мин.

Параграф 8.10 , вопросы 1-9.

Составил преподаватель В.Н. Иванина

Ход урока

  1. Организационный момент:

приветствие,

проверка присутствующих,

проверка наличия конспектов, нормативно-правовых актов, необходимых на уроке, представление экспертов.

  1. Вступительное слово преподавателя.

Мы продолжаем изучение отраслей права. Сегодня черед жизненно важной отрасли, без знания которой,вам не обойтись. Недалеко то время, когда в ваших руках окажется вожделенный документ под названием «Диплом» и для вас в полном объеме начнется трудовая деятельность Вот тут вам и пригодятся знания, которые вы получите на нынешнем занятии.

  1. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего занятия » Трудовое право» ( запись в конспект) Слайд 1

-попробуйте сформулировать цель занятия. Прошу желающие!

Самостоятельное определение целей и задач занятия.

Варианты ответов студентов:

— узнать что изучает эта правовая отрасль?

-узнать, как правильно устраиваться на работу,

-выяснить, какие имеем права в этой области,

-как можно свои права защитить в случае конфликтных ситуаций.

Уточнение преподавателя Слайд 2(цели, задачи).

Сегодня вы должны познакомиться с принципами, источниками и содержанием трудовых правоотношений, получить представление о трудовом договоре и условиях его заключения и расторжения.

-попытайтесь дать определение трудовой отрасли права. Дерзайте!

Слайд 3

Трудовое право-эта отрасль, регулирующая отношения в процессе трудовой деятельности ( запись в конспект).

-Вспомните схему изучения отраслей права?

Слайд 4 (источники, принципы, структура правоотношений).

Исходя из схемы определяем источники трудового права.

-Какой правовой документ является основополагающим документом всей системы российского законодательства? (Конституция)

Именно в ст. 37 КРФ изложены принципы трудового права.

Самостоятельная работа со ст. 37 КРФ

Задание.

На основании содержания статьи определите основные принципы трудового права.

Проверка выполнения:

-свобода труда

-запрещение принудительного труда

-справедливые условия труда

— вознаграждение за труд

— защита от безработицы

-равенство прав и возможностей

-право на отдых

-право на индивидуальные и коллективные споры

Преподаватель

Кроме Конституции источникам трудового права является Трудовой кодекс РФ.

Документ вступил в действие 1 февраля 2002 г., федеральные законы, указы

Президента, постановления Правительства, локальные акты, регулирующие

внутренний распорядок на каждом предприятии.

Слайд 5 Источники трудового права

Конституция Российской Федерации,

Трудовой Кодекс РФ,

ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,

ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»,

ФЗ «О коллективных договорах и соглашения»,

26 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Преподаватель

И вновь вспоминаем схему изучения правоотношений: принципы источники,

структура. В структуру правоотношений включены понятия субъекты и содержание

Какой из известных элементов структуры отсутствует и почему?

(отсутствует объект, так как трудовые отношения -это отношения, возникающие

между людьми).

Слайд 6 Структура трудовых правоотношений

Субъекты: работники и работодатели, профсоюзные органы, органы занятости

населения, органы по рассмотрению трудовых споров.

Содержание правоотношений : прием на работу и увольнение, время труда и

отдыха, оплата труда, трудовая дисциплина.

Преподаватель

Трудовые правоотношения возникают на основе трудового договора.

Понятие трудового договора изложены в ст. 56 ТК РФ.

Самостоятельная работа со ст. 56 ТК РФ

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии

с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной

трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым

законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими

нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными

нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере

выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять

определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила

внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Задание

На основании статьи 56 ТК РФ сформулируйте краткое определение

трудового договора.

Слайд 7 Задание

Сформулируйте краткое определение трудового договора.

Проверка выполнения.

Слайд 8 Трудовой договор-это юридический документ, регулирующий порядок

взаимоотношений работников и работодателей ( запись в конспект).

Самостоятельная работа со ст. 57 ТК РФ

Преподаватель

Содержание трудового договора изложено в ст.57 ТК РФ. Статья достаточно

объемна, вам предстоит перечислить обязательные условия трудового договора.

Слайд 9 Задание

Перечислить обязательные условия трудового договора.

Самостоятельная работа со ст. 58 ТК РФ

Преподаватель Статья 58 ТК РФ регламентирует сроки трудового договора .

Просмотрите статью и ответьте на вопрос

— на какой срок могут заключаться трудовые договора ?

Трудовые договора могут заключаться на неопределенный срок ( бессрочные) и

на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

Заключая трудовой договор при устройстве на работу, необходимо обратить

внимание на его условия. Они составляют содержание договора.

VI. Практический тренинг-заполнение бланка трудового договора

В ваших пакетах документов находится бланк трудового договора. Вам предстоит

с ним ознакомиться. Далее сравните договор с содержанием ст.57 ТК РФ и

найдите неточности в вашем варианте. Далее договор следует сдать на проверку

нашим экспертам. Уважаемые эксперты (представление), вы проверяете

правильность ответов, находите неточности и делаете вывод о типичных ошибках.

Памятка для эксперта

В соответствии со статьей 57 ТК РФ. в трудовом договоре указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

  • трудовая функция;

  • дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом или иным федеральным законом;

  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

  • компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

  • условие об обязательном социальном страховании работника.

Эксперты приступают к работ , а мы с вами рассматриваем перечень документов,

необходимых для заключения трудового договора.

Вопрос Попытайтесь назвать документы, необходимые для устройства на работу?

А теперь вы обращаетесь к ст. 65 ТКРФ и проверяете насколько были правы.

Слайд 9 В соответствии со статьей 65 ТК РФ при приеме на работу

предоставляются:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

V. Практикум составить заявление о приеме на работу( время 3 мин).

Обобщение экспертов итогов работы с трудовыми договорами, выявление ошибок, последующие комментарии.

Итак, трудовой договор заключается в письменной форме. Он должен составляться в двух экземплярах. Один экземпляр трудового договора передается работнику, а другой хранится у работодателя. Основным документом, подтверждающим факт трудовой деятельности человека, является трудовая книжка. В ней фиксируется место работы, должность, а так же вносятся поощрения за особые успехи в трудовой деятельности. Дисциплинарные наказания в трудовую книжку не вносятся.

И вновь мы обращаемся к ТК РФ. Ознакомтесь со ст.77 и определите основания по

которым трудовой договор может быть прекращен?. Ваши варианты ответов.

Слайд 10 Основания прекращения трудового договора:

— по соглашению сторон трудового договора (ст. 78 ТК РФ)
— по инициативе работника; (ст. 80 ТК РФ)
— по инициативе работодателя; (ст. 81 ТК РФ)
— по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (призыв на военную службу, признание работника нетрудоспособным). (ст. 83 ТК РФ)

Порядок расторжения по инициативе работника довольно прост. Он просто должен письменно уведомить администрацию предприятия о намерении расторгнуть трудовой договор за две недели до дня расторжения договора.

В отличие от работника, который имеет право расторгнуть трудовой договор в любое время независимо от причин, только предупредив об этом работодателя, работодатель может это сделать в строго определенных законом случаях и с соблюдением определенного порядка.

Слайд11 Расторжение трудового договора по инициативе работодателя:

-ликвидация организации
-сокращение численности или штата работников
-несоответствие работника занимаемой должности
— неоднократное нарушение трудовой дисциплины

По общему правилу работодатель не может уволить работника во время болезни, а также во время пребывания его в отпуске. Прекращение трудового договора оформляется приказом, после чего делается запись в трудовой книжке. При увольнении трудовая книжка и расчет выдаются в день увольнения работника.

В условиях перехода к рыночной экономике, когда проявляется конкуренция и безработица, роль и значение трудового договора резко возрастают, так как с его помощью осуществляется прием на работу, а работодатель стремится привлечь к трудовой деятельности наиболее квалифицированных, опытных работников.

Трудовое право регулирует не только прием и увольнение работника и его рабочее время.

Слайд 12 Рабочее время

— нормальное рабочее время 8 часов при 5 дневной неделе ( 40 часов)

— сокращенное рабочее время 36 часов

-неполное рабочее время (по соглашению между работником и работодателем)

Слайд 13 Виды отпусков: ежегодные основные, ежегодные дополнительные и

целевого назначения.

VI.Работа над понятием «Молодой специалист» — использование презентации «Правовое обеспечение статуса » Молодой специалист в системе РЖД»

VII. Рефлексия

-повторите цель и задачи занятия (познакомиться с принципами, источниками и содержанием трудовых правоотношений, получить представление о трудовом договоре и условиях его заключения и расторжения )

-перечислите изученные статьи

-какие практические навыки вы сегодня усвоили?

-какова степень полезности изученного материала?

-решение задач:

Дайте юридически мотивированный ответ

Задача 1

Гражданка Синицына была принята на работу на должность секретаря с испытанием сроком на 3 месяца. Против установления испытания она не возражала. В течение испытательного срока ею был допущен ряд ошибок в работе, поэтому за день до окончания испытания инспектор отдела кадров объявила Синицыной о том, что ее увольняют как не выдержавшую испытания. Синицына не согласилась с таким решением и предъявила справку о том, что находится на пятом месяце беременности.

Можно ли Синицыну уволить с работы по результатам испыта­ния?

Дайте юридически мотивированный ответ.

Задача 2.

Шофер автобазы Аксенов был принят на работу водителем грузовой автомашины. Через год Аксенову предложили перейти на работу на машине другой марки большей грузоподъемности, от чего он отказался. Аксенов заявил, что такой перевод возможен лишь с его согласия. Он решил возбудить спор по поводу неправильного перевода и требовал восстановления на прежней работе.
Каковы правила перевода на другую работу? Что имеет место в данном случае: перевод или перемещение?

Задача3. Стекольщик Сухарев по договоренности с директором школы взялся застеклить окна за 4 тыс. рублей. Договор о выполнении этой работы был оформлен в виде трудового соглашения. Сухарев работал после занятий в классах в течение двух месяцев. По окончании работы он потребовал выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск и оплатить листок нетрудоспособности за 10 дней.

Законны ли его требования? Определите правовую природу данного соглашения.

Задача 4. Инженер по организации нормирования труда Сомова уволена ввиду того, что завод ликвидирован как государственное предприятие и передан в структуру родственного по профилю акционерного общества. Законно ли данное увольнение?

Задача 5. Иванов принят в инструментальный цех машиностроительного завода слесарем на основании трудового соглашения без указания срока его действия. Какой вид общественного отношения возник у Иванова с заводом? Распространяются ли на Иванова нормы трудового права?

Задача6.К родителям приехали на праздник пятеро их детей и за столом заспорили, на кого из них распространяется трудовое законодательство. Отец – механик электростанции, мать работает в совхозе надомницей по пошиву мешков, сын Александр – капитан речного корабля, дочь Мария работает продавцом в палатке своего мужа, дочь Екатерина – свободный художник, рисует и продает свои картины, сын Владимир – военнослужащий, а сын Иван – член рыболовецкого колхоза, работает в нем рыбаком, а его жена – домохозяйка.

На кого из перечисленных лиц распространяется трудовое законодательство?

VIII. Обобщение решений задач экспертами с применением положений ТК.РФ.

IX. Домашнее задание учебник п.8.10 Трудовое правос.341-347, в. 1 -9.

X. Выставление оценок и их обоснование

Технологическая карта

открытого урока на тему «Трудовые правоотношения»

по дисциплине «Обществознание»

в группе Л-18-1преподавателя Иваниной В.Н.

Дата проведения: 27.05.2019г.

№п/п

Задачи.
Задача 1. Стекольщик Сухарев по договоренности с директором школы взялся застеклить окна за 4 тыс. рублей. Договор о выполнении этой работы был оформлен в виде трудового соглашения. Сухарев работал после занятий в классах в течение двух месяцев. По окончании работы он потребовал выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск и оплатить листок нетрудоспособности за 10 дней.

Законны ли его требования? Определите правовую природу данного соглашения.

Задача 2. Сергеев был принят в акционерное общество в качестве слесаря-ремонтника третьего разряда по трудовому соглашению.

Какой вид общественных отношений возник в данном случае? Распространяются ли на Сергеева нормы трудового права?

Задача 3. Член производственного кооператива Денисов и член сельскохозяйственного кооператива Федоскин обратились в юридическую консультацию с просьбой разъяснить, в каком порядке им должен предоставляться ежегодный отпуск?

Какой ответ следует дать заявителям?

Задача 4. Инженер по организации нормирования труда Сомова уволена ввиду того, что завод ликвидирован как государственное предприятие и передан в структуру родственного по профилю акционерного общества. Законно ли данное увольнение?
Задача 5. Иванов принят в инструментальный цех машиностроительного завода слесарем на основании трудового соглашения без указания срока его действия. Какой вид общественного отношения возник у Иванова с заводом? Распространяются ли на Иванова нормы трудового права?
Задача 6. Группа строительных рабочих заключила с государственной строительной организацией договор, согласно которому обязывалась в течение трех месяцев произвести отделочные работы и сдать работу в готовом виде. После окончания срока договора и получения соответствующей по договору оплаты рабочие потребовали компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени. Правомерно ли требование рабочих? В каких правоотношениях состояли они со строительной организацией?

Скачать 63.81 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх