Строительство землях особо охраняемых природных территориях

Перечень необходимых документов:

1. Заявление на предоставление государственной услуги (далее — заявление) заполняется посредством внесения соответствую­щих сведений в интерактивную форму на Портале.

2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя).

В отдельных случаях заявителем дополнительно представляются:

1. При обращении за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства или за выдачей разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

1.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью I1 статьи 57.3 Кодекса (в случае если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена).

Предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется:

— в случае если по заявлению Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве земельный участок образуется из земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

— в случае если в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве на землях или земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, перечень которых определяется нормативным правовым актом города Москвы.

1.1(1). Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций (далее — соглашение), и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение — при наличии соглашения.

1.2. Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома.

1.3. Положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строи­тельство или реконструкция иных объектов капитального строительст­ва, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 121 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 49 Кодекса (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее — ЕГРЗ).

1.3(1). Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части З8 статьи 49 Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью З8 статьи 49 Кодекса.

1.3(2). Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части З9 статьи 49 Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью З9 статьи 49 Кодекса (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ).

1.3(3). Материалы, предусмотренные пунктом 3 части 7 статьи 51 Кодекса и содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации (в случае если такая проектная документация не подлежит экспертизе и отсутствует в информационных системах и ресурсах города Москвы либо в случае проведения экспертизы проектной документации и отсутствия материалов в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ).

1.3(4). Результаты инженерных изысканий (в случае отсутствия сведений о них в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ).

1.4. Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме.

1.5. Соглашение о проведении реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного объекту при осуществлении реконструкции (в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества).

Перечень документов предоставляемых для внесения изменений в разрешение на строительство.

1. В случае изменения правообладателя земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 51 Кодекса, — документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2.9.1.1 Административного регламента.

2. В случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, — документы, предусмотренные пунктом 2.9.1 Административного регламента.

3. В случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия — откорректированный в части обоснования принятой продолжительности строительства и календарного плана строительства проект организации строительства объекта капитального строительства (в случае отсутствия его в ЕГРЗ или в информационных системах и ресурсах города Москвы).

4. Разрешение на строительство на бумажном носителе (представляется по усмотрению заявителя).

Перечень документов получаемый посредством межведомственного взаимодействия.

1. Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был выдан градостроительный план земельного участка до образования земельного участка в случае, предусмотренном частью I1 статьи 573 Кодекса решение об установлении публичного сервитута (за исключением случаев, указанных в пункте 2.9.1.1 настоящего Регламента).

1(1). Утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории — в случае если по заявлению Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве земельный участок образуется из земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

1(2). Разрешение на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута — в случае если в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве на землях или земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, перечень которых определяется нормативным правовым актом города Москвы.

2. Градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.

В целях предоставления государственной услуги информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 января 2017 г., используется до 1 января 2020 г. По истечении данного срока использование информации, указанной в таких градостроительных планах земельных участков, в целях предоставления государственной услуги не допускается.

3. Положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 121 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью З4 статьи 49 Кодекса (в случае наличия указанных сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ), положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса.

3(1). Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части З9 статьи 49 Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью З9 статьи 49 Кодекса (в случае наличия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ).

4. Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта (при наличии в градостроительном плане земельного участка записи о соответствии архитектурно-градостроительных характеристик и параметров объекта свидетельству об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства).

5. Сведения об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

6. Материалы, предусмотренные пунктом 3 части 7 статьи 51 Кодекса и содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации, размещенные в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ.

6(1). Результаты инженерных изысканий, размещенные в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ.

7. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса ).

8. Копия решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

9. Копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой Правительством Москвы принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе уполномоченного органа государственной власти города Москвы, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

Для предоставления государственной услуги в случае внесения изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в информационных системах и ресурсах города Москвы, самостоятельно запрашиваются:

1. В случае изменения правообладателя земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 51 Кодекса, — документы, предусмотренные пунктом 2.11.1 настоящего Регламента.

2. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство, — решение об образовании земельного участка, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

3. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:

— решение об образовании земельных участков, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;

— градостроительный план образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство).

4. В случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, — документы, предусмотренные пунктом 2.11 настоящего Регламента.

Представленный для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительный план земельного участка, выданный после получения разрешения на строительство, должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство.

5. В случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия:

— откорректированный в части обоснования принятой продолжительности строительства и календарного плана строительства проект организации строительства объекта капитального строительства (размещенный в ЕГРЗ или в информационных системах и ресурсах города Москвы);

— информация о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство или информация органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Кодекса.

Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

При обращении за предоставлением государственной услуги заявителем к интерактивной форме заявления прикрепляются электронные копии (электронные образы) документов в формате Portable Document Format (PDF).

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. и с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Аннотация. В статье исследуются вопросы правового регулирования заповедников и национальных парков, их значение для экологии. Автор приводит понятие вышеуказанных охраняемых природных территорий, а также затрагивает правовые и другие проблемы в данной сфере, актуальные на сегодняшний день.

Ключевые слова: заповедник, национальный парк, особо охраняемая природная территория, биосферный заповедник.
Вопросы охраны природы на сегодня являются наиболее острыми и не утрачивают своей актуальности. Так, большое значение для экологии страны имеют особо охраняемые природные территории – особенно те, для которых установлен особый режим правовой охраны. Это заповедники и национальные парки. Согласно действующему законодательству РФ, данные виды территорий являются особо охраняемыми, так как имеют неоценимое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Именно благодаря развитию и сохранению особо охраняемых природных территорий на территории государства, можно обеспечить сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
Относительно правового регулирования природных территорий, подлежащих особой охране, следует отметить, что оно осуществляется как на федеральном, так на региональном и местном уровнях. Среди наиболее важных нормативных актов федерального уровня, в первую очередь, стоит выделить Федеральный закон от 14марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и не менее значимый нормативный акт – Федеральный закон РФ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме вышеназванных законов, регулируются правоотношения в сфере ООПТ также нормами Земельного кодекса Российской Федерации, принятого 25 октября 2001 года.
Поскольку предметом рассмотрения настоящей статьи являются не все особо охраняемые природные территории, а именно национальные парки и заповедники, то перед тем, как перейти к рассмотрению особенностей их правового положения, целесообразно привести определения данных понятий.
Так, национальный парк представляет собой такую территорию, которая имеет естественный природный рельеф и находится под охраной в целях ограничения деятельности человека, которая способна причинить вред . Обратим внимание, что под данное понятие подпадает не только территория, но также и акватория (любой участок планеты, где проводятся действия по сохранению его природы в первозданном виде.
Для национальных парков характерны такие особенности, как возможность проведения научных исследований, а также осуществления некоторых видов хозяйствования . Сред общих признаков, которыми обладают все национальные парки, можно отметить:
— минимум воздействия на экологическую систему, что позволяет сохранить ее в первозданном виде;
— довольно обширная площадь, которая весьма привлекательна для научной и туристической деятельности.
Законодательство РФ исходит из определенных правил, которые должны соблюдаться для конкретной природной охраняемой территории. Так, например, для того, чтобы территория была признана национальным парком, необходимо, чтобы в ее пределах находились абсолютно дикие участки экологической системы. Несоблюдение данного условия ведет к тому, что та или иная территория национальным парком являться не будет. Если же мы говорим об отличительных признаках, которыми обладает понятие «национальный парк» в разных странах мира, то среди них можно выделить разнообразие флоры и фауны, рельефа, красоту ландшафтов, туристический потенциал и т.д.
Относительно правового регулирования национальных парков, важно отметить, что те ресурсы, которые располагаются на их территории (земля, недра, водные ресурсы, флора и фауна), могут предоставляться в пользование национальным паркам на тех правах, которые предусмотрены в федеральных законах. Если речь идет не о природных, а об исторических или культурных объектах, то они могут быть переданы в пользование национальному парку только по предварительному согласованию с государственным органом, в чьей компетенции находится охрана памятников истории и культуры. Но в некоторых случаях допускается размещение земельных участков в границах национального парка, принадлежащих иным собственникам или пользователям.
Функционирование отдельно взятого национального парка осуществляется в соответствии с положением, утвержденным государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Территория национального парка может быть разделена на различные по функциональному предназначению зоны. Перечислим их:
— зона, в пределах которой запрещаются любые виды хозяйственной деятельности, а также использование территории в рекреационных целях. Это – заповедная зона;
— зона, в пределах которой допустимо посещение, но оно находится под строгим контролем и регулированием; на территории такой зоны создаются и поддерживаются условия сохранения природных комплексов и объектов. Такая зона является особо охраняемой;
— зона отдыха или рекреационная;
— зона охраны исторических и культурных объектов;
— зона, предназначенная для размещения посетителей (ночлега, обустройства палаточных лагерей, объектов туристического сервиса и пр.), т.е. зона по обслуживанию посетителей;
— зона, в границах которой ведется хозяйственная деятельность, направленная на поддержание национального парка.
Выше нами было рассмотрено понятие национального парка. Также считаем необходимым раскрыть понятие заповедника. Различия между данными природными территориями очевидны. Так, заповедником признается такая особо охраняемая природная территория, на которой полностью отсутствует какая-либо хозяйственная деятельность человека, т.е. это – жестко ограниченный в доступе для человека участок экосистемы (в отличие от национального парка). Такие ограничения устанавливаются с тем, чтобы защитить редкие виды животных и растений, которые находятся на территории заповедника. Таким образом, основное отличие заповедника от национального парка в степени ограничения человеческой деятельности: если в национальном парке она разрешена частично (некоторые ее виды, например, научные исследования и туристические экскурсии), то вход в заповедник допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого органами природоохраны; естественно, что деятельность человека на заповедных территориях будет находиться под запретом.
Говоря о правовом регулировании вопроса об особо охраняемых природных территориях, в частности, заповедниках и национальных парках, следует обратить внимание и на существующие проблемы в данной области. Так, прежде всего, это непродуманные действия со стороны органов власти по реальной оценке количественных возможностей создания национальных парков в определенный промежуток времени, а также в отсутствии определенных критериев, согласно которым надлежит выбирать территорию под национальный парк.
Наиболее актуальным в настоящее время остается вопрос о создании и функционировании биосферных заповедников. На наш взгляд, стоит уделить внимание решению самых острых проблем в данной сфере. Рассмотрим их далее подробно.
Если сравнивать другие особо охраняемые природные территории и биосферные заповедники, то функции, выполняемые последними, значительно шире и важнее. Являясь по своей сути образцом окружающей среды, данный вид заповедников представлен в качестве своеобразных международных стандартов. Основная проблема заключается в том, что какие-либо принципы, согласно которым происходит выбор территории под размещение на ней биосферного заповедника, отсутствуют. Также наблюдается отсутствие необходимых оснований для того, чтобы моделировать на территории заповедника биосферные процессы.
Другой, не менее острой, на наш взгляд, является проблема зонирования территории, на которой располагается биосферный заповедник. Это обусловлено наличием множества противоречий между функциями биосферных заповедников. Приведем пример: для того, чтобы сохранить существующее разнообразие экологических систем, необходимо соблюдение строгого режима охраны такой территории, т.е. деятельность человека на ней должна быть крайне минимальна. Однако, здесь есть и обратная сторона: как же проводить научные исследования, если нет возможности проведения экспериментов, которые, в свою очередь, неизбежно нарушают естественное течение всех природных процессов. Еще одно существенное противоречие кроется в том, что установления строгого охранного режима невозможно там, где присутствует огромное количество людей, а территория биосферного заповедника как раз предполагает такое массовое присутствие.
Но каким же образом возможно решить данные противоречия? Здесь возможен и более всего приемлем вариант зонирования территорий: так, в биосферном заповеднике необходимо выделять так называемое «ядро», т.е. зону, которая является полностью охраняемой, без какого-либо вмешательства, а также такую зону, в границах которой возможно проведение научных исследований и экспериментов, различных мероприятий, которые связаны с экологическим образованием. Такая зона называется буферной.
Еще одной острой проблемой для заповедников в целом является стремительный рост хозяйствования на их территориях. Это ощутимо потому, что до сих пор законодательство об охране окружающей среды не закрепило положения о неприкосновенности заповедных территорий, что порождает условия для нарушений. Появляются существенные противоречия между охраной и местным населением, и чтобы их сгладить, необходимо, чтобы результаты, полученные в научных исследованиях, были полностью использованы в хозяйственной деятельности конкретного региона. Важно также постоянно повышать уровень экологического образования граждан, вовлекая их в решение проблем охраны местной окружающей среды.
Существенным пробелом современного экологического законодательства является также положение п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 16 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Данными статьями допускается «изъятие или иное прекращение прав на земельные и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками или национальными парками, в случаях, предусмотренных федеральными законами». Это означает, что для изъятия земель, принадлежащих государственным природным заповедникам, созданы все правовые основания, если соответствующий федеральный закон будет принят. Еще одним негативным, по нашему мнению, является положение п. 3 ст. 23 вышеупомянутого ФЗ, в котором закреплена возможность преобразования государственных природных заповедников федерального значения в региональные. Неоднозначность данного положения закона в том, что отсутствуют какие-либо гарантии, что будет сохранен правовой режим, обеспечена надлежащая охрана данных преобразуемых заповедников, а также то, что для подобных преобразований будут созданы определенные условия и критерии.
Не регламентирована российским законодательством и еще одна проблема, касающаяся распределения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти в сфере природоохраны. Представляется необходимым в целях ее эффективного разрешения дополнить раздел XI «Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий» вышеупомянутого ФЗ, а именно: разработка плана действий биосферных заповедников, который включал бы в себя базовые определения и понятия, цели и задачи.
Не совсем продуманной и н наш взгляд, даже негативной, является внесенная в Государственную Думу законодательная инициатива в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которая будет касаться возможности исключать заповедники из списка особо охраняемых объектов, как утративших природную ценность. На данный момент законодательство содержит запрет на изменение границ заповедников, а свой особо охраняемый статус заповедные территории могут утратить лишь на основании результатов государственной экологической экспертизы. Далее последует принятие решения соответствующим органом исполнительной власти: все зависит от статуса конкретного заповедника – решение принимается органами государственного, регионального или же местного уровня.
Полагаем, что данные поправки могут принести как положительные, так и отрицательные изменения в систему управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий. Плюсом, безусловно, станет возможность для муниципальных образований осуществлять обустройство и развитие своих территорий, без нарушений законодательства. Однако, есть и негативный момент: хозяйствующие субъекты все больше претендуют на территории, находящиеся под охраной, и именно для них возможность изменения границ заповедников «развяжет руки». Данное положение закона может привести к тому, что станут появляться различные незаконные основания для признания территории утратившей природную ценность.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция).
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
4. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. — М.: Форум, 2016. — 336 c.
5. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 119 с.
6. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие — М.: Юриспруденция, 2005.-168 с.
7. Шемишученко Г.А. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право. 2004. № 10.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный мониторинг экологический; предусмотрены Законом об особо охраняемых природных территориях.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Государственные органы, в ведении которых находятся государственные природные заповедники, могут принимать решения о выделении биосферных полигонов также в границах создаваемых новых государственных природных заповедников при условии их последующего включения в установленном порядке в международную систему биосферных резерватов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР ЗАПОВЕДНИКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА — работник специальной гос. инспекции по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков; предусматривается Законом об особо охраняемых природных территориях.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

Государственные природные заповедники — территории и акватории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса. Для сглаживания влияния прилегающих территорий вокруг заповедников создают охранные зоны, где хозяйственная деятельность ограничена.

Государственные природные заповедники — природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветитель-ские учреждения, созданные с целью сохранения и изучения естественных природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. № 48 утверждено «Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 1994 г.).

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного пользования и не подлежащие изъятию не для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, растительный и животный мир ), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.

Государственные заповедники. Государственные природные заповедники России представляют собой уникальное явление, аналогов которому нет нигде в мире. Заповедник — это одновременно и природоохранное, и научное учреждение, обладающее постоянным штатом научных сотрудников и охраны. Государственные природные заповедники являются объектом федеральной собственности. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, животный и растительный мир), имеющие значение как эталоны природной среды и места сохранения генетического фонда животного и растительного мира. В соответствии с законом на территории заповедников запрещается любая деятельность, несовместимая с решением задач заповедника и противоречащая режиму особой охраны. В том числе запрещена интродукция животных и растений. Нахождение на территории заповедника посторонних лиц допускается только по специальному письменному разрешению дирекции заповедника.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на обеспечение функционирования этого заповедника, и проживание граждан.

Режим природно-заповедного фонда и его отдельных составных частей регулируется разделом IX Закона об ООПС, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время принято положение о государственных природных заповедниках, а также положения о заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, о Красной Книге Российской Федерации.

Первый заповедник на территории России появился в 1882 г. на Камчатке. После 1920 г. в СССР была создана разветвленная сеть заповедников.

Охрана государственных природных заповедников осуществляется специальной инспекцией, численность работников которой составляет около 1600 человек.

В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму. При регулировании и проведении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешиваться в естественные процессы, происходящие в экосистеме заповедника.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Башкирский государственный природный заповедник, имеющий федеральный статус, является старейшим в республике. Образован в 1930 г. Расположен на землях, относящихся к Бурзянско-му, Абзелиловскому и Белорецкому районам республики. Общая площадь заповедника 49,6 тыс. га. Основное направление деятельности: сохранение и изучение типичного для среднегорной части Южного Урала природного комплекса, богатого животного и растительного мира, исследование воздействия антропогенных факторов на экосистемы.

Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются в целях комплексного изучения участков нетронутой природы и сходных по природным условиям участков, эксплуатируемых человеком.

Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 с изменениями от 21 августа 1992 г., 27 декабря 1994 г., 23 апреля 1996 г.) повторило, что к территориям ГПБЗ могут быть присоединены территории биосферных полигонов (в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования) в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования. Режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится ГПБЗ. Фактически дополнительных нормативных правовых актов в отношении регулирования деятельности на ГПБЗ или в рамках их биосферных полигонов разработано не было. Положение о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды установило лишь общие основы проведения данной деятельности на территориях биосферных полигонов, требуя применения методов, не противоречащих установленному на этих территориях режиму особой охраны.

На территории государственных природных заповедников из хозяйственного пользования полностью изъяты: земля, воды, недра, животный и растительный мир; они являются некоммерческими организациями и финансируются за счет средств федерального бюджета.

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 указанного Федерального закона).

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в РФ, утв. пост. Пр-ва РФ от 18 декабря 1991 г. (в ред. от 23 апреля 1996 г.) научно-исследовательская деятельность в Г. п. з. направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

На начало 1999 г. в России имелось 98 государственных природных заповедников общей площадью более 32 млн га, что составляет 1,55 % всей территории России. Пять российских заповедников находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (1988 г.), 9 — под юрисдикцией Рамсарской конвенции «О водоболотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц».

В частности, пунктом 14 Положения о государственных природных заповедниках для реализации поставленной перед ними задач экологического просвещения населения допускается организация и устройство на их территориях экскурсионных экологических маршрутов, а также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.

Система зак-ва об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Она представлена данным Законом, принимаемыми в соответствии с ним другими законами (именно таким является Закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах) и иными актами РФ. К числу последних относятся указы Президента РФ (например, Указ «О федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года” от 10 октября 1995 г. № 1032), пост, и распоряжения Пр-ва РФ, а также акты министерств и ведомств РФ.

По состоянию на 31 декабря 2002 г. из 100 государственных природных заповедников России 95 находились в непосредственном ведении и управлении МПР России. Управление ими осуществляется Министерством напрямую, для организации этой работы в настоящее время в структуре центрального аппарата МПР России создан Департамент особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия.

3

Режим абсолютного заповедования присущ государственным природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно несовместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.

Андронов В.А., Андронова P.C. Кооперация усилий государственного природного заповедника «Хинганский» и американских зоопарков по сохранению редких журавлей на Дальнем Востоке II Научные исследования в заповедниках Приамурья. — Владивосток — Хабаровск: Дальнаука, 2000. — С. 23-27.

Документом, обобщающим всю информацию о состоянии природных комплексов заповедников и их изменениях, является принятая в системе заповедников страны программа ‘ Летопись природы ”24. Программа «Летописи природы”, обязательная для научных отделов государственных природных заповедников, предусматривает изучение естественного хода процессов, протекающих в природе и выявление взаимосвязей между отдельными частями природного комплекса.

По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Существует несколько их категорий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, устанавливают и другие категории — зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др. Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.

Прокофьев С.М., Кустов Ю.И., Девяткин Г.В. Наземные позвоночные животные государственного природного заповедника «Хакасский»: Аннотированный список II Наземные позвоночные енисейских заповедников. — Шушенское: Изд-во ООО «Гамма», 2000. — С. 27-76.

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники — первая форма особо охраняемых природных территорий.

Наряду с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Один из наиболее важных — Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации». В соответствии с Указом сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России. Указ содержит поручение Правительству РФ уточнить Проект рациональной сети государственных природных заповедников и национальных природных парков в стране. Особенно интересно то, что решение задачи расширения этих территорий будет достигаться согласно Указу в том числе за счет территорий бывших военных полигонов. Известно, что такие территории, как правило, деградированы и по своим экологическим характеристикам мало подходят для того, чтобы быть эталонами природной красоты и т.д.

Организация заповедного дела в нашей стране получила широкое международное признание. На конец 1998 года 21 заповедник России имел международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, 5 находились под юрисдикцией международной Конвенции об охране всемирного культурного наследия, два получили дипломы Совета Европы. Однако, если и в прошлые годы государственные природные заповедники жили в бедности, то в условиях современного экологического кризиса уровень их финансирования снизился более чем в 20 раз. Их существование пока еще поддерживается за счет сформированной в прошлом материально-технической базы и сохранившимся работникам «старой закалки», то есть привыкшим работать на энтузиазме. Вместе с тем материальная база ветшает физически и морально, старые кадры уходят. Новых поступлений современного оборудования, специальной литературы, транспорта, оружия и средств связи для научных исследований, мониторинга и охраны совершенно недостаточно. На одного работающего в среднем приходится 3 тыс. га охраняемых территорий, а в отдельных случаях — до 60 тыс. га.

России в регионах («Самурский”, «Большой Тхач”, «Быстринский”, «На-лычево”, «Южно-Камчатский”, «Ленские Столбы”, «Момский” и др.). Природный парк «Ровеньский” в соответствии с распоряжением председателя Правительства администрации Белгородской области от 21 мая 1999 г. № 55 передан в ведение государственного природного заповедника «Белогорье”.

Порядок определения размеров платы за выдачу разрешений на использование символики государственных природных заповедников (в т. ч. Г. п. б. з.) и национальных парков. Данный документ согласован 12 марта 1997 г. в Минфине и зарегистрирован в Минюсте 14 апреля 1997 г., per. № 1289. Согласно этому документу средства, полученные от выдачи разрешений на использование символики, поступают в распоряжение соответствующего заповедника (Г. п. б. з.) или национального парка и зачисляются на счет «Суммы по поручениям”.

Документ предназначен для использования территориальными органами системы Минприроды России, спецморин-спекциями Минприроды России, а также государственными природными заповедниками и национальными природными парками Минприроды России, при негативном воздействии техногенных аварий на их территорию или охранные зоны.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх