Строй РФ

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)» он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя, на который опираются все нормы, действующие в Российском государстве.

Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя – это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность

Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  • 1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  • 2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • 3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права. А именно:

  • – основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
  • – политико-правовой характер;
  • – нормативность и общеобязательность;
  • – юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
  • – сжатость и концентрированность изложения;
  • – общепризнанность;
  • – целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы, которые находят свое выражение в статьях гл. 1 Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конституции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его нрав и свобод по

отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия – это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие «народ» – это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа – это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой нациοнально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

  • – огромной территорией;
  • – спецификой экономического развития отдельных регионов;
  • – этническим многообразием населения;
  • – социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с гем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право – право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами может быть установлен демократический режим правления.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов нс может присваивать себе полномочия но осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, по при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название «система сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли па прямой запрет – ч. 2 ст. 13 гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность – система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт – широкое объединение различных социально-политических сил.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести – непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений – как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования Российская Федерация равнозначны.
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция.
Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.
Необходимыми признаками конституционного строя являются:

  • народный суверенитет — исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Конституционный строй. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Из книги: Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник /
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010. — 608 с.

КНИГИ

67.400
Е61
1479197
Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире : основные тенденции : / Р. В. Енгибарян ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России ; Междунар. ин-т управления. — Москва : Норма, 2010. — 495 с.
В монографии рассматриваются основные тенденции конституционного развития в современном мире. Анализируется российский и мировой опыт в данной сфере. В центре работы — теория и практика конституционных изменений в разных странах, права человека, политический режим и механизм разделения властей, проблемы судебной реформы.
67.400.5
П60
1468295
Порфирьев, А. И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма : монография / А. И. Порфирьев. — Москва : Книгодел, 2009. — 294 с. : портр.
Особое внимание уделяется воздействию процессов глобализации и регионализации на содержание национального и государственного суверенитета. Анализируются проблемы регулирования реализации политического и этнокультурного самоопределения народов в Российской Федерации, а также рассматриваются пути совершенствования законодательства в целях повышения интеграционного потенциала Российской Федерации на постсоветском пространстве.
66.3(2РОС)
П78
1461084
PRO суверенную демократию : [триада русских ценностей, мы и запад, новая российская элита, что такое суверенная демократия : сборник / сост. и авт. предисл. Л. В. Поляков. — Москва : Европа, 2007. — 627 с. : ил.
Круг авторов данного сборника весьма широк: ведущие российские политики, видные региональные лидеры, депутаты Госдумы, авторитетные политические эксперты и политические публицисты. Так что всех имеющих вкус к «политическому» ждет увлекательное чтение.
67.620
Р86
1414877
Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России : понятие, содержание, вопросы становления / О. Г. Румянцев, худож. О. В. Кулагин. — Москва : Юрист, 1994. — 285 с.
Монография О. Г. Румянцева — научное исследование, в котором комплексно, во взаимосвязи рассматриваются вопросы теории и практики российского конституционализма. Автор не уклоняется от обсуждения острых политических аспектов российскогоконституционализма, которые стали в последние годы причиной острой борьбы.
Исследование содержит множество отработанных моделей и развернутых норм, которые могут быть востребованы в ходе дальнейших, более взвешенных преобразований в России.

СТАТЬИ

2. Дурнова, И. А. Народ как субъект защиты основ конституционного строя / И. А. Дурнова // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2012. — № 1 (30). — С. 98-103. — (Проблемы теории). — Библиогр. в сносках.
Сущность конституционного строя как основополагающей научной категории и одноименного правового института конституционного права Российской Федерации.

3. Дурнова, И. А. Правовой механизм самозащиты основ конституционного строя / И. А. Дурнова // Юристъ — правоведъ. — 2012. — № 3. — С. 87-90. — (Теория и история государства и права). — Библиогр.: с. 90 (18 назв.).
Данная статья — актуальное исследование механизма самозащиты основ конституционного строя Российской Федерации. В ней рассматривается особый порядок изменения положений главы первой Конституции. Подчеркивается наивысшая юридическая сила основ конституционного строя.

5. Зырянов, И. А. Институт политического многообразия в системе конституционного строя России / И. А. Зырянов // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 5 (75). — С. 42-45. — (Конституционное право). — Библиогр. в сносках.
Политическое многообразие как самостоятельный институт конституционного строя, который носит комплексный правовой характер. Взаимодействие данного института и других основ конституционного строя.

6. Кабышев, В. Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение / В. Т. Кабышев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2012. — Спец. вып. (85). — С. 39-45. — (Конституционное право). — Библиогр. в сносках.
Место и роль народовластия в системе конституционного строя России. Формы взаимного влияния политики и власти в механизме конституционного регулирования политических отношений

8. Кроткова, Н. В. Взгляды С. А. Котляревского на конституционный строй Российской Империи и Советской России / Н. В. Кроткова // Государство и право. — 2008. — № 3. — С. 73-84. — (Правовая, политическая и религиозная мысль).
В статье анализируются правовые взгляды Сергея Андреевича Котляревского на конституционный строй России. Рассмотрен период с 18 в. до становления его в Советской России.

10. Мачинский, В. М. Основы конституционного строя Российской Федерации / В. М. Мачинский, А. В. Мачинский // Регионология. — 2012. — № 3. — С. 22-36. — (Проблемы федерализма). — Библиогр.: с. 36 (7 назв.).
Дан анализ содержания правового воздействия на отношения в основных подсистемах общества в условиях конституционного строя, совокупности объективных ценностей, правил организации общества, основных начал и институтов государственного строя, находящихся под защитой государства и определяющих его конституционную природу.

11. Фоменко, С. А. О соотношении основ конституционного строя Российской Федерации и основ конституционного строя республик как субъектов Российской Федерации / С. А. Фоменко ; рец. В. В. Гошуляк // Закон и право. — 2013. — № 2. — С. 48-50. — Библиогр. в сносках.
Рассмотрено понятие «основы конституционного строя Российской Федерации» и его соотношение с получившими признание в юридической науке основами конституционного строя республик.

12. Чжэнда, М. Преобразование конституционного строя и развитие правового сознания / М. Чжэнда // Вопросы философии. — 2008. — № 1. — С. 169-172. — (Основные конституционные ценности).
Рассматривается исторический этап общественных преобразований в России и Китае конца XX — начала XXI вв., который на правовом уровне характеризуется совершенствованием конституционного строя и общим развитием правового сознания.

Основы конституционного строя

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы определенного характера – основы конституционного строя. О. Г. Румянцев является одним из ведущих исследователей основ конституционного строя. В своей монографии «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы обучения)» он раскрыл понятие об основах конституционного строя, его специфике, уровнях и элементах.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и постановка его перед всеми остальными разделами Конституции Российской Федерации не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепленных в гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Фактически, основы конституционного строя являются основой конституционного строя, на котором основаны все действующие в российском государстве нормы.

Основы конституционного строя являются базовыми принципами, которые создают идеологическую и нормативную основу всей системы конституционного права.

Это концентрированные и общепринятые нормы поведения субъектов конституционного права в отношении наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного управления, политического режима, конституционно-правового регулирования отношений в важнейших подсистемах общества и обеспечения их взаимодействия.

Основой конституционного строя являются высшие нормы, имеющие особую юридическую силу. Это подтверждается сложной процедурой их модификации и добавления. Таким образом, согласно ст. 135 Конституции Российской Федерации положения ч. 1 ст. 1 не может быть рассмотрено российским парламентом. Это право предоставляется Учредительному собранию, что подтверждает неизменность

Конституции РФ или разрабатывает набросок новой конституции. Этот проект принимает две трети от общего числа членов Учредительного собрания или подлежит общенациональному голосованию. Положения гл. 1 Конституции Российской Федерации должны соответствовать всем остальным нормам конституционного права, в том числе созданным в договорной практике Российского государства.

Существует три уровня основ конституционного строя:

  • основные ценности, которыми общество руководствуется в развитии конституционного строя;
  • основные принципы, которые служат ориентирами для конкретных партий конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • институты и конституционные правовые нормы, посредством которых упомянутые выше ценности и принципы получают прямое обоснование, закрепление и определение юридической ценности.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и ​​нормах, что в конечном итоге придает всей системе юридическое значение.

Замечание 1

Единый свод норм, которые составляют основу конституционного строя, обладает рядом специфических характеристик, присущих этому институту конституционного права. А именно:

  • фундаментальная основополагающая, обобщающая ценность;
  • политико-правовой характер;
  • стандартный и обязательный;
  • верховенство закона в отношении всех других положений Конституции и других правовых актов государства;
  • краткость и концентрация изложения;
  • общепринятый;
  • целостность и стабильность, особая последовательность изменений.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя, можно говорить об особой правовой природе норм гл. 1 Конституции РФ в отношении всех других норм, в том числе конституционных.

Элементы конституционного строя РФ

Таким образом, в случае коллизии между Конституцией Российской Федерации и другими актами Конституционный Суд Российской Федерации вправе решать дело, исходя из значения статей ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был заложен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, которая получила дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации от 12 июня 1990 года.

Замечание 2

В категории «Элементы конституционного строя» можно выделить следующие основы, которые описаны в статьях гл. 1 Конституции Российской Федерации.

Государственный суверенитет Российской Федерации

Ст. 1, 4 Конституции Российской Федерации. В науке о конституционном праве понятия народного, национального и государственного суверенитета обычно различаются. Это взаимосвязанные понятия. Суверенитет народа и нации, выраженный в свободном, независимом определении форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а это, в свою очередь, служит политическим и правовым выражением суверенитета народа и суверенной воли наций и народностей.

Определение 1

Суверенитет – это не власть сама по себе, это важнейший принцип и организационно-политическое и функциональное состояние государственной власти, обеспечивающее верховенство и суверенитет нации, независимость и свободу нации в установлении ее политического статуса и определении экономического, социального и политического развития. а также территориальное превосходство государства и независимость в иностранных делах.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права. Это демократическое федеративное государство, регулируемое законом и наделенное формой республиканского правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. На своей территории Россия имеет право осуществлять государственную власть для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. Только сама Российская Федерация имеет государственный суверенитет в России, а не ее субъекты.

Приоритет прав и свобод человека

Статьи 2, 6 Конституции Российской Федерации. Идея прав человека является связующим и основным содержанием Конституции Российской Федерации, ст. 2, которая рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность, тем самым выводя человека на передний план.

Современные демократические юридические государства провозглашают приоритет человека, его характер и его свободы по отношению к другим общественным ценностям. Права и свободы в значительной степени определяют место человека в обществе, его отношения с государством, целью которого является обеспечение интересов человека.

Подтверждение прав и свобод человека как высшей ценности невозможно без обязательства государства не только признавать, но и строго уважать и защищать эти права и свободы.

Замечание 3

Государство обязано создать систему защиты прав и свобод, в которую войдут судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также установить четкие правовые процедуры для такой защиты.

Демократия

Ст. 3, 12 Конституции. Демократия – это форма правления, при которой люди сами осуществляют свой суверенитет. Понятие «люди» является коллективным понятием, конструкцией человеческого разума.

В ст. 3 сообщается про то, что носителем независимости и единственным источником власти в России является народ. Это значит, что верховной властью в государстве наделяются органы, которым народ вручает надлежащие возможности на определенных им критериях.

Суверенитет народа является основным источником власти, правом на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Люди – это совокупность людей, не идентифицирующих себя ни с кем из них.Такой суверенитет существует для полной гарантии прав его членов, а не наоборот.

Замечание 4

Способы осуществления национального суверенитета:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к другому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определяемого народом.

Воля народа является единственной основой демократического государства, она формирует мандат для структуры государственной власти и любых изменений в ее форме. Общество может противостоять любой попытке свергнуть конституционный строй.

Демократия также включает некоторую форму реализации, а именно местное самоуправление. В соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) Российское государство обязуется поощрять и защищать право на местное самоуправление.

Федерализм

Ст. 5 Конституции РФ. Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

Для Российской Федерации хорошей формой нациοнально-муниципального устройства является федерация, которая позволяет не допустить чрезмерной централизации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Замечание 5

Федерализм в России обусловлен несколькими причинами:

  • обширными территориями;
  • особенностями экономического развития отдельных регионов;
  • этническим разнообразием населения;
  • социокультурными различиями.

Согласно Конституции Российской Федерации, федерализм в нашем государстве основан на консолидации права на самоопределение и самоуправление народов внутри России. В положении говорится, что в отношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Государство всеобщего благосостояния

Ст. 7 Конституции Российской Федерации. Понятие социального государства включает такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчиняется правам человека и гражданина. Основной целью государства всеобщего благосостояния является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государство берет на себя обязанность социальной справедливости, благосостояния своих граждан и их социального обеспечения.

Важным условием в целях выполнения прав и свобод гражданина является социальная политика, которая признает за каждым членом общества право на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благополучия каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, заболевания, инвалидности, старости.

Замечание 6

Социальная политика должна быть ориентирована ​​на то, чтобы трудоспособные жители своими усилиями достигли нормального материального благосостояния для себя и своих семей, а социальную защиту от страны получали бы только те категории жителей, которые в любом обществе признаются общественно уязвимыми.

Обилие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, 9 Конституции России. Российское правительство признает личную, муниципальную, государственную и другие формы принадлежности, обеспечивая их равную законодательную защиту.

Экономические отношения, обычно, появляются и развиваются объективно, вместе с гем общество и правительство, задействуя нормативно-правовые акты и социальные нормы, могут оказывать на них значительное воздействие.

Замечание 7

Конституция создает для России новое право – право на частную собственность, в том числе на землю. Одним из наиболее важных проявлений индивидуальной свободы является свобода предпринимательства и других видов экономической деятельности, гарантируемая запретом монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Принцип разделения властей

Принцип разделение властей обозначен в статье 10, 11 Конституции Российской Федерации. Основным требованием для установления и функционирования демократического режима является последовательная реализация идеи разделения властей.Три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – соответствуют соответствующим государственным органам. Чтобы предотвратить злоупотребление властью, три ветви власти должны быть независимыми, самостоятельными и сбалансированными.

Разделение властей осуществляется как по горизонтали (Федеральное Собрание Российской Федерации – правительство Российской Федерации – органы судебной власти Российской Федерации), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Основное содержание этого принципа заключается в том, что только демократический режим может быть установлен при условии, что функции государственной власти разделены между независимыми государственными органами.

Следует отметить, что сама государственная власть одна, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может взять на себя полномочия осуществлять власть суверенного государства. В данном случае речь идет о разделении функций и обязанностей между различными правительственными ведомствами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, согласно которому «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти», подразумевает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции в осуществлении этих функций эти государственные органы являются самостоятельными и независимыми, по при всем этом они не могут не вести взаимодействие вместе.Таким образом, каждая ветвь гарантирует, что другая действует только в пределах своих полномочий. Такая система взаимных ограничений называется «системой сдержек и противовесов» и применяется в той или иной степени в большинстве демократических государств.

Принцип разделения властей является основополагающим для всего правового регулирования государственной и общественной жизни в России, поскольку он юридически определяет те важные качественные связи, которые характерны для его организации.

Для обеспечения его реализации предусмотрены надлежащие вещественные, политические, социальные и законодательные гарантии. Другими словами, принцип разделения властей защищен государством и воплощает политическое и правовое правило рациональной и справедливой организации государственной власти.

Замечание 8

Принцип разделения властей регулирует широкий спектр социальных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, разделением власти между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, созданием правопорядка и гражданского общества и т. Д. Этот принцип находит свое конкретное применение через сложную систему правовых отношений, в которой субъектами являются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Идеологическое разнообразие

Статья 13 Конституции Российской Федерации. Являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает множество мнений, а именно: различные суждения, взгляды на события общественной жизни, имеющие одинаковое право на существование.

Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и преследования диссидентов, создатели Конституции Российской Федерации пошли на прямой запрет – ч.2 ст. 13 гласит: «Ни одна идеология не может быть установлена ​​как государственная или обязательная». Это еще одна гарантия для россиян: не опасаясь какого-либо государственного преследования, выражать свои мысли и убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое разнообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с различными целями и программами. Никакая идеология в России не может быть установлена ​​как государственная или обязательная. Социальная ценность плюрализма заключается в том, что он обеспечивает способность личности выражать свое мнение, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Политический плюрализм понимается прежде всего как многопартийная система – система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и ассоциаций.

Политический плюрализм предполагает возможность правовой борьбы в рамках конституции всех политических сил законными средствами.

Конституция Российской Федерации запрещает создание и деятельность партий и других общественных организаций, чьи цели или действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, посягательство на целостность и подрыв государственной безопасности, формирование вооруженных групп, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти.

Замечание 9

В Российской Федерации более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России. В мае 2011 года был создан Всероссийский народный фронт – широкий союз различных общественных и политических сил.

Секуляризм российского государства

Ст. 14 Конституции РФ. Достижение свободы совести является обязательным условием создания светской конституционной системы, в которой гражданин защищен сферой любого учения, как материалистического, так и идеалистического.

Принцип отделения церкви от государства, провозглашенный российским государством, означает отсутствие взаимного вмешательства государства в дела церкви и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государственных учреждений в дела религиозных объединений и отсутствие какой-либо государственной функции во втором (регистрация актов гражданского состояния, обязательное участие в инаугурации Президента Российской Федерации, освящение начала строительства, присутствие при предложении военной присяги и т. д.).

Замечание 10

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом. Никакая дискриминация или какая-либо выгода для любых конфессий в Российской Федерации не допускается.

Целостность и неприкосновенность основ конституционного строя Российской Федерации

Статьи 15 и 16 Конституции Российской Федерации. Фундаментальные принципы составляют уникальную систему, где каждая норма взаимозависима и дополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую и закономерную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость российской конституционной системы.

Замечание 11

Среди упомянутых выше элементов конституционного строя целесообразно сослаться на положения гл. 1 Конституции Российской Федерации, которые характеризуют формы народной власти и способы их реализации.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

24. Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации

Ст. 3 Конституции РФ гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Народ здесь понимается как единый неделимый субъект — источник права. Воля народа, выраженная в соответствующих юридических формах, является единственным и подлинным базисом государства, от нее исходят критерии на устройство государства и формы государственной власти.

Осуществление власти народа реализуется в двух формах — непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Под референдумом как формой народовластия подразумевают утверждение (или не-утверждение) путем тайного голосования граждан России властных решений, документов, согласие (или несогласие) с тем или иным действием парламента, главы государства или правительства. Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, а также ряда других обстоятельств. Юридическая форма референдума — это одна из гарантий свободного гражданского волеизъявления и народовластия.

Другая форма народовластия — это свободные выборы или участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления также путем тайного голосования.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, которое обеспечивает выявление подлинной воли народа. Опосредованное народовластие осуществляется через органы государственной власти и органы самоуправления.

Конституция РФ устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх