Структура ЖКХ

Оглавление

Введение

1 Типы организационных структур управления.

Основные принципы построения организационных структур

1.1 Понятие организационной структуры организации

1.2 Характеристика бюрократических организационных

структур управления

1.2.1 Линейные структуры

1.2.2 Функциональные структуры

1.2.3 Линейно-функциональные структуры

1.2.4 Линейно-штабные структуры

1.2.5 Дивизионные структуры

1.3 Характеристика органических (адаптивных) организационных

структур управления

1.3.1 Проектные структуры

1.3.2 Матричные структуры

1.3.3 Бригадные (командные) структуры

1.4 Характеристика партисипативных структур управления

2. Экономическая характеристика Г У П «Зилаирское районное

производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» РБ

2.1 Краткая характеристика

2.2 Производственные структуры

2.3 Динамика основных технико-экономических

показателей

3 Анализ и проектирование организационной структуры ГУП

«Зилаирское районное производственное управление жилищно-

коммунального хозяйства» РБ

3.1 Характеристика существующей организационной

структуры

3.2 Проектирование возможных видов организационных структур

3.3 Обоснование выбора новой организационной структуры

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Актуальность темы. В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее аспектов определили выбор темы, цель и задачи данного курсового проекта.

Цель и задачи. Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;

представлена классификация организационных структур управления предприятием;

проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием;

предложен методический подход к формированию организационной структуры управления предприятием;

обоснована система развития организационной структуры управления предприятием;

разработана логическая схема программы структурных преобразований предприятия;

построена модель привлечения персонала к структурным преобразованиям предприятия.

Предмет и объект. Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

1.1 Понятие организационной структуры организации

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация — церковь, университет или предприятие — состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической структуры — является также главным принципом общей теории систем.

Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти. Власть — это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации.

Традиционное представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели «человеческих отношений”.

Не мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.

Однако с развитием специализации и усложнением предприятий это представление о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.

Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.

1.2 Характеристика бюрократических организационных структур управления

Таблица 1 Характеристики типов структур управления

Бюрократический тип

Органический тип

Четко определенная иерархия

Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем

Система обязанностей и прав

Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований

Разделение каждой задачи на ряд процедур

Процессный подход к решению проблем

Обезличенность во

взаимоотношениях

Возможность самовыражения, саморазвития

Жесткое разделение трудовых функций

Временное закрепление работы за

интегрированными проектными

группами

Макс Вебер сформулировал представление об организации, которое стало традиционным для ученых, исследующих общественные отношения, но которое в меньшей степени поддерживается специалистами, рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечила бы максимум разумности поведения человека. Это его представление явно отличается от принятого понимания термина «бюрократическая организация”, употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственных учреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельности не учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществах бюрократической системы, Вебер писал: «Решающее преимущество бюрократической организации перед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способами производства.

Содержание

Организационная структура управляющей компании в сфере ЖКХ

Структура управляющей компании ЖКХ, ее схема и наличие в ней тех или иных подразделений и должностей зависит от размера самой компании и количества домов, которые находятся под ее управлением.

Стоит рассмотреть обобщенную, типовую схему организационной структуры, которая может меняться и корректироваться в зависимости от конкретной ситуации.

Справка! Руководство отведено директору управляющей компании, однако эта должность может носить и другое название (например, управляющий УК). В его обязанности входит множество действий, связанных с организацией эффективной работы компании.

В крупных управляющих компаниях, кроме основного руководителя, предусмотрено еще несколько, которые закреплены за отдельными территориями. Они называются начальниками участка и выполняют те же функции, что и директор компании, но только в отношении отдельной группы домов.

В этом случае на каждом участке предусмотрена своя диспетчерская и аварийная служба, что позволяет решать возникающие проблемы локально.

К основным направлениям работы начальника участка относятся:

  • взаимодействие с собственниками жилья, которое находится на закрепленной за ним территории;
  • контроль за соблюдением правил и норм техники безопасности и охраны труда;
  • организация на участке обслуживающих и ремонтных работ;
  • взаимодействие с государственными и контрольными органами;
  • контроль за работой персонала управляющей компании, прикрепленного к участку.

Что касается директора, то он в этом случае руководит в целом работой предприятия и распределяет выполнение функций по различным отделам и должностям. Функции начальника участка во многом схожи с обязанностями директора УК, но распределены более локально и детально прописаны в его должностной инструкции.

Скачать образец должностной инструкции начальника участка управляющей компании ЖКХ

Конкретные обязанности каждого работника должны быть закреплены в их должностных инструкциях. Все рабочие места и должности, которые имеются в управляющей компании ЖКХ, закреплены в специальном документе – штатном расписании. Его наличие обязательно для любой УК.

Помимо количества рабочих мест, в штатном расписании также указываются тарифные ставки, надбавки и оклады, предусмотренные для каждой должности.

Типовая организационная структура УК является функциональной, то есть в ней предусмотрено наличие нескольких подразделений, выполняющих свои обобщенные функции. Стоит рассмотреть более подробно эти функции, а также подразделения и должности, которыми они реализуются.

Технический контроль

Важным направлением работы каждой управляющей компании является технический контроль и надзор за состоянием жилищного фонда, который включает в себя:

  1. Анализ, планирование и организацию работ по техническому обслуживанию домов.

  2. Планирование и проведение ремонтных работ.

  3. Прием и регистрацию заявок жильцов дома (например, по вопросам организации ремонта).

  4. Контроль за объемом и качеством поставляемых коммунальных услуг.

  5. Разработку и ведение технической документации.

Называться такое подразделение может по-разному: например, технический отдел или отдел технического надзора. Возглавляет его замдиректора по производству или главный инженер.

Штат УК, обслуживающий жильцов

Штат управляющей компании ЖКХ может включать себя различные должности — все зависит от ее величины и количества МКД, которые она обслуживает. Есть определенные должности, которые обязательно должны присутствовать в штате УК, если она планирует предоставлять качественные услуги.

Далее мы рассмотрим самых необходимых для УК кадров и краткие должностные инструкции, которыми они руководствуются в своей работе.

Диспетчер

Диспетчер принимает заявки от жильцов домов, которые находятся под управлением УК, и передает их на рассмотрение в другие структурные подразделения. Кроме этого, согласно должностной инструкции, диспетчер УК обязан выполнять следующие действия:

  • предоставлять консультацию жильцам относительно обслуживания их дома;

  • принимать наряды и акты выполненных работ, которые подтверждают, что заявки жильцов выполнены;

  • контролировать график подачи тепла;

  • заниматься обработкой и сбором информации от жильцов и при необходимости, передавать ее в аварийные службы.

Диспетчер несет ответственность за невыполнение обязанностей, указанных в его должностной инструкции.

Скачать образец должностной инструкции диспетчера управляющей компании ЖКХ

Слесарь-сантехник

Сантехник управляющей компании должен следить за работой и исправностью систем тепло- и водоснабжения, а также принимать необходимые меры по предотвращению поломок или их устранению.

Справка! Согласно инструкции, сантехник должен оформлять заказы на необходимые ему в работе инструменты, запасные детали и материалы и нести ответственность за их разумное и аккуратное использование.

Он может подавать на рассмотрение руководству УК предложения по улучшению рабочего процесса и требовать для себя комфортных условий труда. Как и любой сотрудник УК, сантехник несет ответственность за нарушение приказов руководства, несоблюдение дисциплины и невыполнение своих обязанностей, регламентированных должностной инструкцией.

Скачать образец должностной инструкции сантехника-слесаря в управляющей компании

Электрик

Его главной задачей является контроль за работой электросетей и устранение каких-либо поломок или неполадок в ее функционировании.

Согласно должностной инструкции, обязанности электрика УК заключаются в следующем:

  • производит ремонт и необходимое обслуживание электрического оборудования;
  • занимается обнаружением незаконных подключений к электрощиткам в МКД, проверяет целостность пломб;
  • проводит работу по обслуживанию и проверке электрооборудования с целью предотвращения аварийных ситуаций;
  • по индивидуальным заявкам жильцов, проводит проверку электрооборудования в их квартире;
  • ведет в рабочем журнале подробные записи о проделанной работе.

Человек, занимающий эту должность в УК, несет ответственность за невыполнение обязанностей, регламентированных должностной инструкцией. Также он будет отвечать за все правонарушения, которые могут возникнуть в результате его трудовой деятельности.

Скачать образец должностной инструкции электрика в управляющей компании

Дворник

Дворник УК следит за чистотой придомовой территории того участка, который закреплен за ним. Согласно должностной инструкции, дворник должен не только убирать. Человек в этой должности обязан:

  • иметь навык использования инструментов противопожарной безопасности;
  • знать размер и особенности территории, которую он обслуживает;
  • знать телефоны всех аварийных служб.

Скачать образец должностной инструкции дворника управляющей компании

Если вам кажется, что дворник только заметает двор вашего МКД — вы неправы. Узнайте из нашей отдельной публикации о том, какими обязанностями и правами обладает этот человек и за что он ответственен согласно должностной инструкции!

Финансовое обеспечение

Второе важное и обширное направление работы УК – это финансово-экономическая деятельность, которая реализуется путем выполнения таких задач:

  1. Анализ финансовой деятельности УК и контроль за ее результатами.
  2. Расчет себестоимости услуг, оказанных клиентам (то есть жильцам многоквартирных домов) и определение размера платежей за эти услуги.
  3. Работа с должниками и прием заявок граждан по вопросам начисления оплаты.
  4. Перечисление средств в счет оплаты коммунальных услуг их поставщикам.
  5. Расчет заработной платы сотрудников компании.
  6. Привлечение инвестиций и определение средств, необходимых для проведения ремонтных работ.
  7. Открытие и ведение лицевых счетов жильцов.

Обратите внимание! Отдел, отвечающий за финобеспечение может носить название бухгалтерии, финансового, экономического или финансово-экономического отдела. Также возможно функционирование сразу нескольких отдельных подразделений, выполняющих такие функции.

Его главой является финансовый (коммерческий) директор или главный бухгалтер управляющей компании. Кроме этого, в состав управляющей компании ЖКХ могут быть включены такие должности:

  • экономист – проводит расчеты по объемам ресурсопотребления и установлению стоимости тех или иных услуг, которые оказывает населению УК;
  • бухгалтер – ведет бухгалтерский учет на предприятии, подготавливает к сдаче необходимую документацию и передает ее в налоговые органы.

Помните, что это лишь примерный штат. Объем функций, которые выполняются в данном отделе, достаточно обширен, а их роль очень важна, ведь правильные расчеты тарифов и услуг являются залогом получения прибыли компанией и удовлетворенности жильцов.

Правовая деятельность

Последнее важное направление работы УК – это договорно-правовая деятельность, основными заданиями которой являются:

  1. Разработка, подготовка и юридическое оформление договоров по различным направлениям деятельности (поставка ЖКУ, аренда), их проверка на соответствие действующему законодательству.
  2. Ведение претензионной и исковой работы, представительство в судах и официальных органах государственной власти.
  3. Рассмотрение и подготовка ответов на жалобы жильцов.
  4. Разработка и проверка на соответствие действующему законодательству внутренней документации УК.
  5. Оказание консультационной помощи (как жильцам, так и сотрудникам компании).

Этот отдел чаще всего носит название юридического или правового. Его наличие предусмотрено далеко не всегда – в большинстве случаев УК заключает договор со сторонней юридической компанией на оказание подобных услуг.

Ведение делопроизводства в УК

Правильное оформление документации – важная часть работы каждого предприятия, и УК не является исключением. Поскольку объем документооборота в компании обычно большие, заниматься этим должен квалифицированный сотрудник, имеющий соответствующее образование и опыт работы в этой сфере.

Отвечать за делопроизводство УК могут сотрудники в таких должностях:

  • секретарь;
  • делопроизводитель;
  • деловод;
  • помощник директора;
  • администратор.

Независимо от названия должности, функции у данного работника будут схожими:

  1. Прием и регистрация входящей корреспонденции.
  2. Оформление и регистрация исходящих документов.
  3. Ведение текущей документации компании (например, различных журналов).
  4. Подготовка документов к сдаче в архив.
  5. Прием и регистрация заявок граждан.
  6. Ведение деловой переписки и телефонных разговоров.
  7. Подготовка и оформление внутренней документации компании.

Если УК небольших размеров, часть этих функций может быть возложена на других сотрудников компании: диспетчера, паспортиста.

Часть функций по осуществлению делопроизводства в УК может быть передана и начальнику абонентского отдела, который занимается следующим:

  • отвечает за заключение договоров между УК и жильцами МКД;
  • контролирует корректность начисления платежей;
  • назначает контролеров на вверенный ему участок;
  • следит за задолженностями жильцов перед УК, при необходимости — готовит документы для взыскания с них дебиторской задолженности;
  • подготавливает отчетность по работе своего отдела.

Скачать образец должностной инструкции начальника абонентского отдела управляющей компании

Оформление документации в УК должно осуществляться с учетом всех установленных требований и нормативов.

Примерами специфических документов, которые оформляются в управляющих компаниях, могут быть:

  1. Заявление в УК (может предоставляться жильцами в различных целях).
  2. Отчет о проведенных расчетах с поставщиками и подрядчиками.
  3. Расчетно-платежный документ.
  4. Протокол общего собрания учредителей УК.
  5. Журналы регистрации выполненных работ и т.д.

Кроме этого, управляющая компания обязательно должна регистрировать все заявления и жалобы, поступившие от жильцов, а также о принятых для их устранения мерах.

Чаще всего эта информация фиксируется в специальных журналах, которые должны быть прошиты и пронумерованы в соответствии с установленными требованиями.

Для упрощения ведения делопроизводства в организации, нужно заранее позаботиться о подготовке шаблонов различных документов. Например, сделать готовые бланки, заявления и акты, которые в случае необходимости можно легко распечатать и быстро заполнить.

Отдел по работе с населением

Отдельным структурным подразделением УК является отдел по работе с населением, более привычное для граждан название которого – паспортный стол. В обязанности сотрудников паспортного стола входит:

  • Выдача или замена паспорта.
  • Подготовка и оформление документов, связанных с постановкой и снятием граждан с регистрации в определенной квартире (в том числе и первичная постановка на учет новорожденного ребенка).
  • Выдача жильцам на основании их заявок справок и других подтверждающих документов (например, выписок из домовой книги).

Паспортист оформляет все необходимые документы на основании обращений граждан, выдает их и ведет необходимую отчетность.

Важно! Подчинение паспортного стола двойное – с одной стороны, конкретной УК, с другой – ГУВМ МВД.

Организационная структура УК, как и любой другой компании, зависит от масштабов ее деятельности и многообразия выполняемых функций. Основными направлениями работы УК является техническая, финансовая и правовая.

При разработке организационной структуры конкретной компании нужно ориентироваться именно на эти направления, предусматривая наличие соответствующих должностей и отделов.

22.09.2020 Отопительный сезон в Новосибирске начнется 22 сентября

Соответствующее постановление подписал мэр города А.Е. Локоть. Об этом сообщает пресс-центр мэрии.

«В ближайшую неделю прогнозируется существенное понижение температуры, в связи с чем мы приняли решение начать запуск отопительной системы. На это может потребоваться некоторое время, поскольку управляющим организациям необходимо отладить подачу тепла в многоквартирных домах. В первую очередь тепло будет подаваться в детские организации с круглосуточным пребыванием детей, дошкольные образовательные учреждения, а также в учреждения здравоохранения. Затем тепло начнут давать в жилые дома», – отметил мэр Анатолий Локоть.

Согласно нормам отопительный сезон начинают после того, как среднесуточная температура воздуха не превышает восьми градусов тепла в течение пяти дней. Подача теплоносителя в системы отопления жилищного фонда и учреждений муниципальной бюджетной сферы пройдет в два этапа:

– разворот городской системы теплоснабжения (заполнение внутриквартальных теплосетей, включение в работу оборудования ПНС, ЦТП и т.д.);

– подача теплоносителя во внутридомовые системы отопления (подключение объектов теплопотребления).

В случае возникновения проблем с системой отопления необходимо звонить диспетчеру участка, который обслуживает ваш дом.

16.09.2020 Новый номер паспортной службы
Уважаемые жители!
У паспортистов управляющей компании изменился номер телефона. Телефон паспортной службы: 311-03-86. Добавочный номер паспортиста вашего участка, а также время приема вы можете узнать в разделе Контакты на сайте управляющей компании.

28.08.2020 К зиме готовы!

Управляющая компания «ЖКХ-Гарант» готова к отопительному сезону 2020–2021. Подготовка к новому отопительному сезону в управляющей компании традиционно началась весной и длилась все лето. Специалисты проверили сети и внутридомовые узлы: промыли и опрессовали, провели испытания на прочность и плотность, там, где необходимо, заменили запорную арматуру, трубы, восстановили тепловую изоляцию, утеплили межпанельные швы в панельных домах и т.д. Работали оперативно, слаженно, профессионально.

Сегодня все многоквартирные дома готовы к зиме: акты подготовки подписаны, находятся на оформлении в администрации и департаменте ЭиЖКХ г. Новосибирска. В скором времени компания получит паспорта готовности к отопительному сезону.

Согласно Постановлению Правительства №354, отопительный сезон начинается тогда, когда среднесуточная температура воздуха в течение пяти дней будет держаться на отметке ниже 8 С°.

Новости 1 — 3 из 45
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Посмотреть о том, что включила в свой отчет управляющая компания можно посмотреть, к примеру, на ее сайте. Именно там публикуются общегодовая отчетность. Также подобная информация должна быть предоставлена во внеочередном порядке по заявлению гражданина. В случае несогласия собственника с предоставленной ему документацией, он имеет право обратиться за разъяснениями.

Пожаловаться на неправомерное расходование денежных средств можно в жилищную инспекцию, в суд, прокуратуру или же Роспотребнадзор. Разберемся подробнее с утвержденными формами отчетов, порядком их заполнения и тем, как заставить управляющую компанию действовать в рамках правового поля.

Должна ли управляющая компания отчитываться перед жильцами

Управляющая компания как одна из форм управления многоквартирным домом реализует свои полномочия в рамках действующего законодательства. Она не должна нарушать права и законные интересы жильцов.

Каждый из жильцов имеет право на ознакомление с информацией о деятельности управляющей компании в отношении конкретного дома. Таким образом, и происходит отчет для жильцов. Разумеется, что УК не обязана предоставлять отчетность каждый месяц каждому жильцу МКД. Но все же по заявлению, человек имеет право на получение нужной информации.

Предоставлять финансовый или жилищный отчет УК обязана и по запросу отдельных государственных органов и должностных лиц. Отчетность перед жильцами о проделанной работе должна отвечать всем требованиям, предусмотренным российским законодательством.

Статья ЖК РФ об отчете УК перед собственниками МКД

Основным регулятором данных правоотношений является ЖК РФ. Именно в нем и закреплена норма о том, что управляющая организация обязана нести отчет перед владельцами квартир, находящихся в многоквартирном доме.

Все это прямо закреплено статьей 162. Там указано, что при заключении договора управления, организация принимает на себя обязанность по ведению отчетной документации и доведению ее до собственников многоквартирных построек.

До какого числа УК обязана отчитаться, где увидеть итоговый документ

Помимо заявительных отчетов, предусмотрен и годовой, который компания, занимающаяся управлением ЖКХ в доме, должна формировать вне зависимости от наличия или отсутствия заявлений собственников.

Ежегодный отчет эта компания должна предоставить в предусмотренные законом сроки.

Информация населению предоставляется в письменном постановлении не позднее первого квартала года, следующего за истекшим периодом.

В том случае, когда компания нарушает эти сроки, граждане имеют право подать жалобу в жилищную инспекцию!

Скорее всего, отчет будет выложен на сайте вашей УК. ⇐
Еще один онлайн ресурс, предоставляющий подобную информацию, это сайт реформы ЖКХ. Там нужно сначала в поисковой строке нужно выбрать свой дом, потом все станет просто очевидно!

Можно ли запросить отчет от управляющей компании раньше

Как уже отмечалось выше, составить и предоставить отчет управляющая компания обязана и раньше этого срока, в том случае, когда имело место требование от управдома, председателя ТСЖ, жителя дома.

Заявление о предоставлении информации создается в письменном виде и должно отвечать всем требованиям, предусмотренным жилищным кодексом. Информацию об управлении можно получить и на сайте организации без направления соответствующего запроса.

В той ситуации, когда имел место отказ при доступе к сведениям, гражданин имеет право обратиться с жалобой в жилищную инспекцию, прокуратуру или же суд.

Порядок отчета управляющей компании перед собственниками квартир дома: как и когда, процедуры

УК обязана отчитываться перед жильцами только за ту деятельность, которая относится к непосредственному управлению многоквартирным домом. Сюда входит:

  1. Предоставление услуг домам.
  2. Предоставление услуг по ЖКХ.
  3. Ремонт, как капитальный, так и текущий.
  4. Порядок расходования денежных средств, полученных от граждан.
  5. Другая деятельность.

Управляющая компания не должна предоставлять отчет о наборе на работу сотрудников, о назначении им заработной платы и о других моментах, связанных с ее внутренней деятельностью.

Как уже отмечалось выше, существует заявительный и ежегодный отчет. Они должны содержать хозяйственную информацию, данные о расходовании, данные о потреблении, выполненную работу, налоги и другие итоги.

Процедура утверждения отчета представляет собой сбор и проведение имеющейся информации и ее утверждение учредителем УК. Если это происходит по заявлению жителя, то та же процедура происходит во внеочередном порядке путем изучения локальной информации.

Отчетное собрание: повестка и образец

Повестка

Прежде чем составлять отчетный документ, управляющая компания в рамках своей деятельности обязана провести собрание. Повесткой дня назначается как раз таки подготовка годового или внепланового отчета.

На данном собрании информацию о своей деятельности раскрывают руководители различных отделов организации: по обеспечению ЖКХ, по ремонту и др. После чего подготавливается отчет по каждому из направлений деятельности. Итогом проведения собрания становится подготовка протокола, который и ложится в основу отчета.

Образец заполнения повестки на отчетное собрание. ⇐

На собрание могут приглашаться и представители ТСЖ, это необходимо в той ситуации, когда у товарищества заключен договор с управляющей компанией.

Протокол отчетного собрания управляющей компании: образец

Как отмечалось выше, окончание отчетного собрания знаменуется протоколом, в котором содержится вся необходимая информация. Протокол – это письменный акт, который обязательно должен включать в себя такие элементы как:

  1. Утвердили ли документ.
  2. По каким услугам производилось обсуждение.
  3. Когда проводилось собрание организации.
  4. Кто в нем участвовал.
  5. Какие темы были обсуждены и какие документы изучены.
  6. Дата и подпись руководителя.

По заявлению гражданина управляющая компания обязана предоставить ему всю эту отчетность. Протокол создается исключительно для общегодового собрания, поэтому по заявлению гражданина во внеочередном порядке такой протокол не предоставляется.

Образец протокола отчетного собрания скачивайте по этой ссылке. ⇐

Содержание, форма и образец 2018 и 2019 годового отчета УК перед собственниками

Основным документом, издаваемым в рамках годовой деятельности управляющей компании, является годовой отчет. Это письменный документ, который подписывается руководителем компании, занимающейся управлением коммунальными услугами в вашем доме и предоставляется гражданам, являющимися клиентами УК по их заявлению. Такая информация всегда находится в открытом доступе, в том числе и на сайте.

Устная форма данного документа не допускается. Отчет обязательно должен включать в себя такие элементы как:

  • название документа;
  • указание на управляющую компанию, которая приняла акт;
  • сведения о повестке дня;
  • указание на формы деятельности управляющей компании, входящие в отчет;
  • дата принятия документа;
  • подписи уполномоченных лиц.

В 2018 году особое внимание стоит уделить пункту, касающемуся расходованию денежных средств, направляемых на капитальный ремонт. Так как эти занимаются региональные операторы, то управляющая компания, отчитываясь, указывает лишь величину полученных денежных средств и акт о их перенаправлении региональному оператору, который их в последующем и распределяет.

Образец отчета УК для скачивания. ⇐

Отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом, образец

Особое внимание нужно уделить отчету о том, что управляющая компания добросовестно исполняет свои обязанности по управлению многоквартирным домом.

Составляется данный документ каждый год. Конкретное число устанавливается каждой управляющей компанией отдельно. Реформа жилищного законодательства ввела такое обязательство, как указание в документе движение денежных средств, направленных на капитальный ремонт.

Этот документ издается в письменной форме и включает в себя такие элементы как:

  1. Название УК.
  2. Указание на номер заключенного договора и дату его принятия.
  3. Пункты договора и конкретные пути его реализации.
  4. Те пункты договора, которые исполнить не получилось и причины этого.
  5. Даты реализации долгосрочных программ и другая информация.
  6. Дата и подпись заключения акта.

Образец акта можно скачать здесь. ⇐

Финансовый отчет управляющей компании перед собственниками

Не за все финансы УК обязана отчитываться перед собственниками. Движение внутренних денежных средств, направляемых на заработную плату лиц, на ремонт служебных помещений и другие рабочие цели.

Однако, за взимаемые с граждан денежные средства обязаны входит в такой итоговый документ. Это деньги, принятые в качестве платы за коммунальные услуги, за капитальный ремонт и др. Финансовый отчет входит в состав ежегодное и не издается отдельным актом.

Отдельные положения отчета могут быть запрошены гражданами и ранее этого срока по их письменному заявлению. В этом случае, УК обязана предоставить такую информацию.

Образец этого финансового документа можно скачать по этой ссылке. ⇐

Отчет по текущему ремонту многоквартирного дома

Текущий ремонт, в отличие от капитального, должен производиться на много чаще. Это происходит по необходимости, по инициативе управляющей компании или собственников жилых помещений. Отчитываться в выполнении договора в этой части нужно правильно. Типовые формы таких актов отчетности издаются в рамках каждой конкретной организации.

В таком документе обязательно должно быть указано сколько денежных средств было потрачено, какие работы были проведены, кто их проводил и когда это происходило.

. ⇐

Таким образом, при управлении жилья у управляющей компании возникает обязанность по отчету о своей деятельности перед гражданами. Потребовать проведения отчетов по результатам текущих работ можно и во внеочередном порядке по письменному заявлению. В противном случае, можно написать претензию в жилищную инспекцию, прокуратуру или же органы судебной власти.

Те компании, которые имеют большое количество жалоб по данному поводу, могут быть ликвидированы по решению суда в принудительном порядке.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Хаметов Т.И. 1 Толстых Ю.О. 1 Букин С.Н. 1 1 ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Актуальность статьи обусловлена острой необходимостью решения общегосударственных задач по комплексному повышению качества жизни населению. Выполненный анализ ряда исследований в области формирования систем и механизмов управления в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) позволил сделать выводы, что все действия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в постсоветской России можно объединить в несколько этапов. На первом этапе усилия государства были сосредоточены на реформе органов управления и приватизации жилищного фонда. Второй этап ознаменовался принятием Концепции реформы ЖКХ. На третьем этапе предполагалось провести мероприятия, направленные на укрепление позиций отрасли ЖКХ и снижение издержек. На четвёртом этапе, в соответствии с концепцией федеральной целевой программы, Правительство поставило задачу добиться обеспечения современных требований к качеству капитального ремонта (КР) жилых домов. На пятом этапе осуществляется переход обязательств финансирования капитального ремонта в многоквартирных жилых домах (МКД) к собственникам квартир, поддержка государства и местных органов власти осуществляется в форме субсидий. В результате преобразований сформировалась система, характеризующаяся: самостоятельностью предприятий ЖКХ; разделением функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда; договорными отношениями между заказчиком и подрядчиком; снижением роли государственного регулирования; недостаточным финансированием. В сложившихся условиях возрастает роль КР МКД как формы воспроизводства жилищного фонда и, следовательно, правового обеспечения, поскольку нормативно-правовая база создаёт основы для комплексного развития местных территорий и позволяет увязать частные интересы стратегическими задачами государства. 180 KB жилищный фонд. система управления капитальный ремонт жилищно-коммунальное хозяйство 1. Агапов А.Б. Федеральное административное право России. – М.: Юристь, 1997. – С. 17. 2. Баженов С.И., Ярунгин А.В. Основные подходы к моделированию системы управления ЖКХ в условиях рыночных преобразований // Журнал экономической теории. – 2008. — №4. – С. 277-283. 3. Волоков В.В. К вопросу разграничения полномочий между уровнями публичной власти // Практика муниципального управления. – 2012. — № 9 . – С. 50. 4. Гиндин М.Б. Приоритетные факторы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством территории: дис. канд. экон. наук : 08.00.05 − СПб, 2008. − 196 л. 5. Колесникова А.А. Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в российских регионах // Официальный сайт Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0209/analit04.php – (дата обращения: 19.07.2013). 6. Морозов И. В. Жилищно-коммунальные кластеры как основа повышения эффективности системы управления ЖКХ в процессе её реформирования // Транспортное дело России. – 2006. – №12-IV. – C. 85-87. 7. Основные направления государственной жилищной политики – Режим доступа: http://www.rbc.ru/reviews/realty/chapter_1_2.shtml (дата обращения: 19.01.2014). 8. Хаметов Т.И., Букин С.Н. Определение качества функционирования системы управления объектами жилищно-коммунального хозяйства // Унiверситетськi науковi записки, Хмельницк – 2013. — №2(46). – С. 143-151. 9. Управление в развитии недвижимости: Учеб. Пособие / Под. Общ. Ред. С.А. Баронина. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 182 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – DOI 10.12737/160 (www.doi.org). 10. Ягодина Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: дис. канд. экон. наук: 12.00.14 – М., 2002. − 196 л.

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решения общегосударственных задач по комплексному повышению качества жизни населения.

На сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) сложилась неблагоприятная ситуация, характеризующаяся отсутствием значимых результатов проводимых реформ, высокой степенью износа основных фондов, значительными потерями ресурсов при транспортировке, низкой инвестиционной привлекательностью . Более 75% многоквартирных домов прослужили дольше 25 лет и нуждаются в проведении капитального ремонта (КР) для восстановления надлежащего технического состояния.

В советское время ЖКХ представляло собой централизованную систему управления с высоким процентом дотационности в сфере жилищно-коммунальных услуг, поскольку при бюджетном финансировании расходы населения на оплату услуг ЖКХ занимали лишь 2% общей их стоимости . Проблемы в сфере ЖКХ России проявились в полной мере в 90-е годы, после изменения политико-экономической системы страны.

Изменения структуры системы управления объектами ЖКХ на всех уровнях власти конца ХХ – начала ХХI вв. оказали значительное влияние на состояние нормативно-правовой базы этой отрасли в настоящее время.

Выполненный анализ ряда исследований в области формирования систем и механизмов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве позволил сделать выводы, что все действия по реформированию ЖКХ в постсоветской России можно объединить в несколько этапов.

Первый этап (1991-1996 гг.). На первом этапе усилия государства были сосредоточены на реформе органов управления и приватизации жилищного фонда. Органы государственной власти в этот период принимают ряд нормативно-правовых актов с целью адаптации отрасли ЖКХ к рыночным условиям. Так, в 1990 году при Совете министров РСФСР образован комитет по ЖКХ, 8 февраля 1991 года комитет преобразован в Госкомитет, в 1991 г. Комитет вошёл в состав Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ РСФСР», в 1992 г вновь образовывается самостоятельный центральный орган отраслевой компетенции – Комитет РФ по муниципальному хозяйству. В 1994 г. вместо Комитета РФ по муниципальному хозяйству создается Министерство строительства РФ с Департаментом ЖКХ в структуре, поскольку Указом Президента РФ №66 от 10.01.1994 г. была произведена перестройка центральных органов власти. Они были поделены на федеральные министерства и иные федеральные органы. Согласно этому указу органы с названием «комитет» были упразднены.

Второй этап (1997-2004 гг.) ознаменовался принятием Концепции реформы ЖКХ. Усилия власти были сосредоточены на обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижении издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчении для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» образуется Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике с Департаментом ЖКХ в структуре, затем в 1998 г. Министерство по земельной политике, строительству и ЖКХ РФ, в этом же году был организован Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, с Департаментом ЖКХ в структуре, а в 1999 г. происходит образование Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

На третьем этапе (2004-2010 гг.) предполагалось провести мероприятия, направленные на укрепление позиций отрасли ЖКХ и снижение издержек: реструктуризацию кредиторской задолженности, инвентаризацию жилищного фонда и сопутствующей инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, проведение мероприятий по энергосбережению, переход на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

С 2004 г. в результате административной реформы Государственный комитет Российской Федерации по строительству и ЖКК преобразуется в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Функции государственного комитета по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переходят к Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, функции по контролю и надзору – Федеральной службе по технологическому надзору., 01.12.04 г. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ переходит в ведение Министерства регионального развития РФ, а в 2008 г. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ упразднено указом Президента Российской Федерации № 724 с передачей функций Министерству регионального развития Российской Федерации.

21 июля 2007 года принимается Федеральный закон № 185-ФЗ: «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ), направленный на создание правовых и организационно-экономических условий предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных целевых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также на стимулирование процесса формирования рыночной инфраструктуры. Реализация данного закона активизировала органы власти в регионах и муниципальных образованиях на разработку и выполнение территориальных программ капитального ремонта.

На четвёртом этапе (2010-2013 гг.), в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», Правительство поставило задачу добиться обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

Для достижения поставленных целей в 2012 г. образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находилось в ведении Министерства регионального развития РФ и выполняло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

25 декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон №271-ФЗ, на основании которого в Жилищный Кодекс был введен отдельный раздел по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Закон определил общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и что самое важное, порядок его финансирования. Началось внедрение системы КР МЖД на основе частичного софинансирования граждан.

1 ноября 2013 г. Указом Президента РФ образовано «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Данный факт обозначил начало пятого этапа развития ЖКХ.

Пятый этап (конец 2013 г. – по настоящее время).

На пятом этапе осуществляется переход обязательств финансирования капитального ремонта в МКД к собственникам квартир. Поддержка государства и местных органов власти осуществляется в форме субсидий.

После создания Фонда содействия реформированию ЖКХ приоритет при предоставлении бюджетного финансирования капитального ремонта отдается тем МКД, в отношении которых не исполнена обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Исследования показали, что на пятом этапе развития систем управления ЖКХ капитальный ремонт выступает особо приоритетным элементом управления воспроизводством жизненного цикла многоквартирного дома. Капитальный ремонт следует рассматривать как комплекс организационно-экономических, инженерных мероприятий, организационно-технологических работ и финансово-кредитных схем, направленных на снижение (ликвидацию) физического износа объекта, обеспечение экономии энергоресурсов и повышения качества предоставляемых услуг.

В соответствии с положениями раздела IX жилищного кодекса России (ЖК) «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы по статье «капитальный ремонт».

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на основании методических рекомендаций, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что основная цель реформирования КР МКД – переход обязательств по проведению КР к собственникам квартир. При этом за органами государственной власти федерального и регионального уровней закрепляются координирующие функции.

Минимальный размер фонда капитального ремонта многоквартирного дома, который устанавливается региональными властями, устанавливается в размере не более 30 % оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с проектом методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, разработанным Фондом содействия реформированию ЖКХ.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, жители МКД смогут самостоятельно определять способ накопления средств (см. табл. 1). Система накопления средств может быть изменена на основании решения собственников помещений. При этом необходимо учитывать, что переход от специального счёта к региональному оператору возможен через месяц. Длительность обратной процедуры составляет два года.

Таблица 1

Способ накопления средств на проведение КР МКД

На специальном счёте

На счёте регионального оператора

· счет может быть открыт только в российском банке с уставным капиталом от 20 миллиардов рублей;

· договор будет заключен бессрочно и только один;

· договор можно оформить как на одного уполномоченного собственника МКД, так и на управляющую организацию или иной жилищный кооператив;

обязанность контроля расходования средств возлагается на банк, в котором будет открыт счет

· средства аккумулируются на счете уполномоченной субъектом Российской Федерации организации, которая будет осуществлять учет поступлений и управление ими;

· возможность использования накоплений одного дома на капитальный ремонт другого дома на возвратной основе.

Субъектом Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Около 85% жилищного фонда РФ находится в частной собственности, тем не менее, капитальный ремонт и реконструкция жилья почти полностью финансируются государством. Главная причина такой парадоксальной ситуации – отсутствие механизмов массового привлечения средств населения для финансирования ремонтных работ и стимулирования заинтересованности граждан в улучшении состояния своего жилья.

Основным институтом, через который осуществляются бюджетное финансирование и координация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья, выступает ФСР ЖКХ.

В настоящее время работа по формированию программ капитального ремонта ведется параллельно на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Рассматриваются и предлагаются различные механизмы реализации программно-целевых подходов к решению задач капитального ремонта жилищного фонда. Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта МКД представлена на рис. 1

Рисунок 1 — Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта МКД

Финансовая помощь со стороны ФСР ЖКХ оказывается в случае, если программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда финансируются за счёт средств субъекта федерации или муниципального образования.

Тем не менее, проблема реконструкции и ремонта жилищного фонда стоит в России остро. В течение всего периода независимого существования страны ежегодные объемы ремонтных работ были крайне малы, что привело к обветшанию значительной части жилья. В результате на данный момент ремонта требуют более 50% основных фондов, в том числе свыше 350 млн. кв.м. жилых помещений нуждаются в неотложном капитальном ремонте. По экспертным оценкам, общая площадь аварийного и ветхого жилья приближается к 230 млн. кв.м.

Около 85% жилищного фонда РФ находится в частной собственности, тем не менее, капитальный ремонт и реконструкция жилья почти полностью финансируются государством. Главная причина такой парадоксальной ситуации – отсутствие механизмов массового привлечения средств населения для финансирования ремонтных работ и стимулирования заинтересованности граждан в улучшении состояния своего жилья .

В заключение следует отметить, что изменения в системе управления ЖКХ, произошедшие после 1990 года, отражают противоречивые тенденции. С одной стороны, происходящие изменения – свидетельство развития системы управления, с другой стороны, постоянные реорганизации – признак неустойчивости системы, поскольку ликвидация прежних структур и создание новых сопровождается дополнительными материальными издержками и зачастую не основывается на детальном теоретическом анализе.

В сложившихся условиях возрастает роль КР МКД как формы воспроизводства жилищного фонда и, следовательно, правового обеспечения, поскольку нормативно-правовая база создаёт основы для комплексного развития местных территорий и позволяет увязать частные интересы со стратегическими задачами государства.

Рецензенты:

Хрусталёв Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ПГУАС, г. Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Хаметов Т.И., Толстых Ю.О., Букин С.Н. АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12306 (дата обращения: 25.09.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх