Суд 18

Последняя редакция Статьи 123 Конституции РФ гласит:

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Комментарий к Ст. 123 КРФ

1. Открытое разбирательство дел является одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации. Он должен реализовываться во всех судах: судах общей юрисдикции, включая военные суды; распространяется на дела, рассматриваемые мировыми судьями, в арбитражных судах, Конституционном Суде, конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.

Принцип открытости (гласности, публичности) обеспечивается во всех видах судопроизводства: конституционном, гражданском, административном и уголовном. Действует он и при рассмотрении арбитражных дел. Нормы, посвященные этому принципу, закреплены во всех законодательных актах о судопроизводстве (ст. 5, 31, 54, 55 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, ст. 10 ГПК, ст. 11 АПК, ст. 241 УПК, ст. 24.3 КоАП).

Принцип гласности в комментируемой статье увязывается не со всей процессуальной деятельностью суда, а лишь с разбирательством дела в судебном заседании. Этот принцип не действует, например, в процессе постановления судом приговора, которое осуществляется только в совещательной комнате.

Обязательность открытого разбирательства дел распространяется на первую, кассационную и надзорную инстанции, на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам, а также и на апелляционные инстанции.

Положения комментируемой статьи соответствуют нормам международного права по проблемам правосудия. Так, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, установлено: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». В ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод также указывается на право каждого «на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Открытое разбирательство дел — основной способ обеспечения гласности судопроизводства. Дело рассматривается в присутствии публики, и все желающие имеют свободный доступ в зал судебного заседания и могут присутствовать во время процесса, фиксировать все происходящее в зале. Это относится и к представителям средств массовой информации.

Свободный доступ в зал судебного заседания предполагает, что каждый желающий присутствовать на процессе имеет равные возможности для этого. Допуск публики по специальным пропускам или спискам противоречит принципу гласности. В некоторых законодательных процессуальных актах (ст. 54 ФКЗ о Конституционном Суде и ст. 115, 153 и 171 АПК) установлено, что в судебном заседании можно производить кино- и фотосъемку, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, но с разрешения суда, рассматривающего дело. Эти правила призваны обеспечить суду, сторонам и другим участникам процесса нормальные условия для выполнения ими процессуальных функций. Однако при этом недопустимы какие-либо ограничения, которые служат иным, не предусмотренным законом целям.

Принцип гласности позволяет укреплять связь судебной власти с народом, обеспечивает социальный контроль за деятельностью судов, что объективно повышает их ответственность за свою деятельность и способствует ее совершенствованию. Рассмотрение дел в присутствии публики воспитывает уважение к законности и правопорядку.

Понятно, что позитивное значение открытое судебное разбирательство может иметь лишь в том случае, когда демонстрирует объективность и беспристрастность суда, строгое следование процедуре, равное и уважительное отношение к участникам процесса, высокую общую культуру.

Важным элементом обеспечения целей гласности в судебной деятельности является соблюдение порядка во время судебного разбирательства участниками процесса, публикой, представителями средств массовой информации. Присутствующие в зале суда должны уважительно относиться к суду, участникам процесса, соблюдать принятые в суде правила и процедуры, подчиняться распоряжениям председательствующего, служащего суда, именуемого приставом, на которого возложена обязанность обеспечить порядок в зале.

Комментируемая статья допускает в порядке исключения из принципа гласности проведение закрытых судебных заседаний, но только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Это значит, что такие случаи не могут быть предусмотрены ни законом субъекта Федерации, ни актом Правительства РФ, никаким другим нормативным актом.

Федеральные законы о судопроизводстве содержат указания на такие случаи, когда допускается проведение закрытых судебных заседаний (ст. 55 ФКЗ о Конституционном Суде, ст. 10 ГПК, ст. 11 АПК, ст. 241 УПК). В указанных нормах даны исчерпывающие перечни случаев, когда допускается проведение закрытых судебных заседаний. В ГПК и АПК, кроме того, указывается, что закрытые заседания могут проводиться и в других случаях, установленных федеральным законом.

Общим условием проведения закрытых заседаний, согласно действующему законодательству, является защита конкретных прав и интересов. В одних актах перечни этих случаев формулируются предельно конкретно и связываются с наличием соответствующего нормативного акта либо с указанием на конкретную категорию дел, в других — эти случаи, напротив, обрисованы в самой общей форме и при принятии решения дают суду широкий простор. В основном перечни случаев, когда допускается проведение закрытых судебных заседаний, носят оценочный характер и требуют от суда выяснения, имеется ли в конкретной ситуации приведенное в законе основание для исключения гласности. Между тем проведение закрытого заседания — это всегда не только ограничение гласности, но и препятствие для осуществления закрепленного в Конституции права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (см. комм. к ч. 4 ст. 29).

Статьей 55 ФКЗ о Конституционном Суде проведение закрытого судебного заседания допускается для того, чтобы обеспечить неразглашение тайны, охраняемой законом, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Статьей 10 ГПК установлено, что разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Статьей 11 АПК разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Статьей 241 УПК закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и о других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Например, в соответствии со ст. 241 УПК уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Статьей 10 ГПК РФ установлено, что дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

Во всех случаях проведение закрытого заседания суда допускается, лишь пока не отпали установленные законом основания, после чего заседания суда должны продолжаться открыто. При проведении закрытого судебного заседания в зале заседания остаются только стороны, их представители и другие указанные в соответствующем законодательстве участники процесса. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Решение суда во всех случаях провозглашается публично.

Приведенные ограничения гласности, содержащиеся в законах о судопроизводстве, соответствуют нормам международного права. Более того, в некоторых международно-правовых актах перечень случаев, когда допускается проведение закрытого судебного разбирательства, является более широким. Например, в уже упомянутом пункте 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что представители СМИ могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его, в том числе и по соображениям общественного порядка, а также при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия. Такие широкие основания для исключения гласности в российском законодательстве отсутствуют.

2. Подсудимый — главный участник уголовного судопроизводства, судьба которого решается при судебном разбирательстве, и она должна быть решена справедливо, по закону. Этого требует проведение судебных процессов на основе объективности, всесторонности и полноты, соблюдения установленного в настоящей статье конституционного принципа состязательности и равноправия сторон.

Поэтому разбирательство уголовных дел должно происходить в присутствии подсудимого, и он должен быть заблаговременно извещен о месте и времени судебного разбирательства и о необходимости личного присутствия на процессе. На это указывается в ст. 247 УПК:

«1. Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи.

2. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено.

3. Суд вправе подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин, приводу, а равно применить к нему или изменить ему меру пресечения.

4. Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие».

В ряде случаев для обеспечения явки подсудимого в суд могут быть использованы возможности, которые дают заключенные Российской Федерацией международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которых предусматриваются условия и порядок выдачи преступников.

3. Закрепленный в ч. 3 комментируемой статьи принцип состязательности и равноправия сторон относится ко всем видам судопроизводства. Во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор, есть стороны, и они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы. Например, в гражданском и арбитражном судопроизводстве есть истцы и ответчики и их представители, в уголовном судопроизводстве противоборствующими сторонами являются прокурор, общественный обвинитель, потерпевший и, с другой стороны, подсудимый, защитник.

Стороны есть и в конституционном судопроизводстве. По делам о проверке конституционности законов ими выступают: заявитель — орган или лицо, направившие в Конституционный Суд обращение, включая гражданина. Другая сторона — орган или должностное лицо, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого оспаривается.

Равенство сторон является как бы продолжением конкретизации общего конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции.

Положения о равных правах сторон и об их состязательности органически между собой связаны. Без сторон не может быть состязательности; в то же время в состязательном процессе реализуется равноправие и появляется возможность установления истины. Это обеспечивается предоставлением каждой из сторон равных прав и возможностей по подаче заявлений, использованию в качестве помощников адвокатов, заявлению ходатайств, представлению и исследованию доказательств, участию в прениях — в общем, во всем, что происходит в суде при разбирательстве дела.

Для состязательности характерно последовательное разграничение функций суда и сторон. Они отделены друг от друга. Суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства.

Равноправие сторон обеспечивается и тем, что ни одной из них не могут создаваться какие-либо преимущества или ограничения независимо от служебного положения или других обстоятельств. Гражданин, являющийся стороной в процессе, идущем в Конституционном Суде, имеет такие же процессуальные права по отстаиванию своих интересов, как, например, представитель Государственной Думы.

Принцип состязательности и равноправия сторон действует не только в процессе судебного разбирательства дела и не только в суде первой инстанции, но и при рассмотрении дел в вышестоящих судах. На это неоднократно обращал внимание Конституционный Суд, рассматривая обращения заявителей о нарушении их прав законом, игнорировавшим указанные конституционные требования.

4. Из содержания анализируемой статьи видно, что наряду с судьями судебной властью могут быть наделены представители общественности в лице присяжных заседателей, исполняющие свои обязанности не на профессиональной основе. Участие представителей общественности в функционировании судебной власти вносит элемент демократичности, является одним из средств социального контроля за законностью и справедливостью деятельности судей.

Указание на привлечение названных представителей к участию в осуществлении правосудия означает, что именно в этот период они могут использовать судебную власть. Введение в процесс фигур присяжных заседателей в качестве лиц, непосредственно осуществляющих правосудие, является возрождением этого института в российском судопроизводстве после его длительного отсутствия.

Привлечение к участию в осуществлении правосудия присяжных заседателей в соответствии с содержанием ч. 4 комментируемой статьи возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. В ч. 2 ст. 47 Конституции также закреплено правило, согласно которому обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. На конкретный случай предоставления обвиняемому права рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей указывается и в самой Конституции (ст. 20).

Суд присяжных в Российской Федерации был учрежден Законом от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», УПК, УК и КоАП» (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1313).

Под судом присяжных понимается такое судебное установление, в котором 12 присяжных заседателей — народное представительство в суде — отдельно от судьи решают вопросы факта, имело ли место деяние, в котором обвиняется подсудимый, совершил ли он его, виновен ли в его совершении, а если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Судья (председательствующий) руководит ходом судебного заседания и на основании вердикта присяжных оправдывает подсудимого либо выносит обвинительный приговор, квалифицирует деяние по соответствующей статье УК и назначает уголовное наказание.

В суде присяжных последовательно реализуется принцип состязательности. В этом суде, в отличие от других судов, во всех случаях обязательно участие в рассмотрении дела прокурора в качестве государственного обвинителя, защитника, а также самого подсудимого. Суд присяжных рассматривает дела, отнесенные, согласно ст. 30 УПК, к подсудности областных, краевых и приравненных к ним судов. В их числе дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде смертной казни.

В настоящее время действует ФЗ от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. от 31 марта 2005 г.).

В Законе содержатся положения о порядке составления общих и запасных списков присяжных заседателей и направления их в суд и о сроке, на который гражданин призывается к исполнению обязанностей присяжного заседателя, гарантиях независимости и неприкосновенности присяжного заседателя, оплаты его труда, ответственности лиц, препятствующих присяжному заседателю в исполнении его обязанностей. Установлено, в частности, что граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела. В Закон включено положение о распространении на присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, гарантий неприкосновенности судьи.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Федерации. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 указанного ФЗ.

На предварительном слушании дела, проводимом с участием сторон, судья, убедившись, что обвиняемый согласен на рассмотрение дела судом присяжных, рассматривает ходатайства сторон, исключает из разбирательства ходатайства, полученные с нарушением закона, определяет день предстоящего судебного заседания, дает аппарату указание обеспечить путем случайной выборки явку в суд не менее чем 20 присяжных заседателей.

Процессуальные нормы, регламентирующие производство в суде присяжных, содержатся в гл. 42 разд. XII УПК. Эта глава начинается со ст. 324, устанавливающей, что производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В названной главе, состоящей из 30 статей, рассматриваются особенности проведения предварительного слушания, составление предварительного списка присяжных заседателей, подготовительная часть судебного заседания, формирование коллегии присяжных заседателей, замена присяжного заседателя запасным, роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности состава, старшина присяжных заседателей, принятие присяжными заседателями присяги, права присяжных заседателей, особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей, прения сторон, реплики сторон и последнее слово подсудимого, постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, содержание вопросов присяжным заседателям, напутственное слово председательствующего, тайна совещания присяжных заседателей, порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате, вынесение вердикта и др.

Требование обязательного предоставления обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей установлено статьей 20 Конституции (см. комм. к этой статье, а также Постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1999 г. N 3-П).

Исковые заявления, материалы, ходатайства, жалобы адресованные мировому судье соответствующего судебного участка подаются через помощников мировых судей в установленные часы приема, либо направляются по почте заказным письмом с уведомлением.

Поступившие в адрес мирового судьи документы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. На данных документах проставляется дата принятия, входящий номер. По просьбе обращающегося лица на копии поступившего документа, помощник мирового судьи соответствующего судебного участка проставляет дату принятия, входящий номер, указывая знак Л/П — личный прием, свою фамилию и должность. Лицо, обратившееся в суд, после приема его документов, проставляет свою роспись в соответствующей графе журнала учета входящей корреспонденции, принятой на личном приеме.

Поступившие на личном приеме документы незамедлительно передаются мировому судье соответствующего участка.

Исковые заявления, материалы, ходатайства, жалобы, поступившие в адрес мирового судьи, регистрируется в день поступления в журнале учета входящей корреспонденции, и не позднее следующего рабочего дня передается мировому судье соответствующего судебного участка.

Исковое заявление подается в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
  • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление обязательно подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.

К исковому заявлению прилагаются:

  • его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  • доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Отказ в принятии искового заявления

Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:

  • заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;
  • заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым федеральными законами не предоставлено такое право;
  • в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
  • имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Оставление искового заявления без движения

  • Судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
  • В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
  • На определение суда об оставлении искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Возвращение искового заявления

Судья возвращает исковое заявление в случае, если:

  • истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;
  • дело неподсудно данному суду;
  • исковое заявление подано недееспособным лицом;
  • исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
  • в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.

Изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации с 01 января 2020 года.

С 1 января 2020 года Управление по обеспечению деятельности мировых судей Московской области наделяется полномочиями главного администратора доходов регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области от административных штрафов, установленных КоАП РФ при наложении их мировыми судьями области. Исключение составляют штрафы за нарушения Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства и штрафы за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля. Для организаций, наделенных полномочиями по составлению протоколов по административным правонарушениям, необходимо использовать банковские реквизиты, указанные в разделе «Справочная информация» (http://244.mo.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&rid=10).

«Обращаем ваше внимание, что данные реквизиты на оплату госпошлины не распространяются. Квитанция для оплаты госпошлины с указанными реквизитами формируется автоматически с помощью раздела сайта «Калькулятор госпошлины»».

СМС-извещения.

Каждый участник процесса может получить информацию о времени и месте судебного заседания с помощью СМС — сообщения. Чтобы получать извещения на мобильный телефон достаточно оформить соответствующую расписку, указав номер своего мобильного телефона и обязавшись ежедневно просматривать текстовые сообщения, своевременно извещать суд о смене номера телефона (скачать бланк можно в разделе «Справочная информация» — http://244.mo.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=665).

Теперь в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно принять участие в онлайн-заседании. Соответствующая информация размещена на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Порядок организации участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания предусмотрено статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном онлайн-заседании могут участвовать только пользователи с подтвержденными учетными записями в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Чтобы участвовать в онлайн-заседании представителем лица, участвующего в деле, необходимо направить ходатайство об участии. К ходатайству следует приложить копии паспорта, документа о высшем юридическом образовании, доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия на представление интересов участника процесса.

После рассмотрения арбитражным судом ходатайства об участии в судебном онлайн-заседании пользователь, подавший ходатайство, получает на адрес электронной почты уведомление о его проведении с указанием даты и времени заседания.

С порядком получения доступа к судебным онлайн-заседаниям можно ознакомиться на сайте электронного сервиса «Мой арбитр».

Последнее обновление информации: 26.05.2020

Кто является сотрудником аппарата суда

В соответствии с Реестрами должностей, сотрудники аппарата суда являются государственными служащими: помощник судьи относится к ведущей группе должностей, а секретарь судебного заседания — к старшей группе. Помощник изучает судебную практику, готовит проекты решений, помогает судье организовывать слушание дела. Секретарь ведет и оформляет протокол судебного заседания, извещает участников процесса, направляет им процессуальные документы и выполняет еще массу необходимых дел и поручений. И помощник, и секретарь должны иметь высшее юридическое образование, а помощник еще и опыт работы. Рабочий день у сотрудников аппарата тоже, как правило, ненормированный. Логично предположить, что денежное стимулирование в судах должно соответствовать уровню квалификации и условиям труда работников, и мат. стимулирование аппарату суда в 2019 и последующих годах увеличится.

Законодательное регулирование материального вознаграждения судебным сотрудникам

Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что оплата труда госслужащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Такое денежное содержание, или, проще говоря, зарплата, состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и присвоенным классным чином, из ежемесячных и иных дополнительных выплат. То есть реальный доход сотрудника суда — это не только зафиксированный оклад, но и премия, суд. стимулирование и надбавки.

Ежемесячная надбавка к окладу сотрудникам суда выплачивается за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада и за особые условия работы — в размере до 200 процентов. А вот дополнительное материальное стимулирование аппарата судов в большей степени зависит от возможностей региона и «правил игры», установленных местным судебным департаментом. Это и единовременная выплата при предоставлении отпуска, и материальная помощь, и иные премиальные выплаты.

Повышение зарплаты судейским работникам в 2019 году

Указом президента РФ с 01.01.2018 повышены на 4% размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих. В октябре 2019 года оклады снова индексировали на 4,3%. Оклады сотрудников районного суда

На такой же процент увеличится материальное стимулирование судебных приставов в 2019 году. Официально приставы не относятся к судебной системе, но трудно представить работу любого суда без приставов, обеспечивающих в нем порядок и безопасность.

Индексация 2019 года не коснется самих судей: их заработок регулируется специальной федеральной программой, начатой еще в 2012 году. Смысл программы состоит в том, что судьи всех уровней должны иметь материальное вознаграждение достаточно большое, чтобы никакой материальный интерес не лег в основу принимаемых ими решений. Поэтому уже сейчас оклады судей часто исчисляются сотнями тысяч рублей в месяц.

Средние значения зарплат сотрудников судов в 2019 году

Вопреки расхожим мифам, заработная плата работников судебной системы весьма скромная. Например, если мировой судья, зарплата которого является наименьшей, по сравнению с судьями иных судов, в среднем по России получает в среднем 50 000-80 000 рублей в месяц, его помощник зарабатывает около 25 000-40 000, а секретарь судебного заседания и того меньше. С учетом обязательного высшего юридического образования желающих исполнять эту работу находится не так уж много, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в этих регионах с учетом всех премий и надбавок мат. стимулирование аппарата суда в 2019 году доходит до 40 000-45 000 рублей в месяц. Такой же доход у аппарата судов Камчатки и некоторых других районов с суровыми климатическими условиями.

Прогнозы на 2020 год

Квалифицированная и грамотная работа помощников судьи и секретарей, четкое соблюдение ими профессиональных обязанностей способствуют, в том числе, и повышению уровня правосудия в государстве. Не зря несколько лет назад в интернете появился клич «Аппараты судов, объединяйтесь»: материальное стимулирование должно стать реальным стимулом привлечения в эту сферу деятельности высококвалифицированных кадров, и это в интересах всех граждан нашей страны. Понятно, что индексация зарплаты на 4% ситуацию с оплатой судейских сотрудников не изменит. По информации возникшего по результатам интернет-движения сообщества с аналогичным названием «Аппараты всех судов, объединяйтесь», материальное стимулирование помощников судей и секретарей во многих регионах осуществляется за счет альтернативных способов повышения уровня заработка, например, выплаты дополнительных премий за счет фонда экономии оплаты труда. В феврале 2017 года в Госдуму внесен проект закона «О государственной судебной службе РФ», направленный на повышение статуса работников судебной системы. По мнению экспертов, принятие этого закона могло бы стать первым шагом по поднятию реального уровня доходов этой категории госслужащих, чтобы материальное стимулирование работников аппарата суда соответствовало их статусу и квалификации.

Вопреки ожиданиям, в ближайшем будущем не предвидится серьезных повышений зарплаты сотрудников аппаратов судов. В 2020 году они вправе рассчитывать на очередную индексацию в пределах величины инфляции, то есть на те же 4%.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх