Суд с дорожниками

До 40% ДТП происходит на участках дорог, «не соответствующих режимам движения», то есть на плохих по качеству трассах, констатировали ученые экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в направленной в правительство аналитической записке «О ситуации с безопасностью дорожного движения в РФ и первоочередных мерах по ее улучшению…» (есть у «Известий»). Как говорится в документе, ремонта требуют около 70% федеральных дорог. Для исправления ситуации ученые предлагают привлекать для этих целей новые источники финансирования, заключать концессионные соглашения и контракты жизненного цикла.

Авторы исследования полагают, что главное в обеспечении безопасности на дорогах — качество самих дорог.

«Официальная статистика не отражает полную роль влияния дороги на ДТП, что служит оправданием для существенного снижения расходов на мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения при строительстве новых дорог или реконструкции старых. Участки дорог, которые не соответствуют режимам движения на всем протяжении, становятся местами сосредоточения ДТП. В России считается, что протяженность таких мест невелика и не превышает 2–5%, вместе с тем на этих участках происходит до 40% ДТП», — пишут ученые.

Они также отмечают, что «больше половины протяженности автодорожной сети не отвечает требованиям существующих норм и правил».

— В настоящее время в режиме значительных перегрузок находятся 4 тыс. км федеральных дорог, около 70% федеральных дорог требуют проведения ремонтных работ, более 50% этих дорог нуждаются в усилении дорожной одежды, — в улучшении ровности покрытия, а на 40% необходимо выполнить работы по обеспечению необходимого коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорогой. Сеть отечественных автомагистралей отстает в своем развитии от мирового уровня на 40–50 лет, — говорится в исследовании.

Кроме того, неудовлетворительно не только качество, но и количество дорог в стране: по экспертной оценке ученых, для обеспечения нормального функционирования экономики страны необходимо минимум 1,5 млн км автомобильных дорог, при этом сейчас имеется только 544 тыс. км (без муниципальных и частных, по официальным данным Росавтодора).

— По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 3,8 км на 1 тыс. жителей, что ниже, чем во многих других странах. Так, в Германии данный показатель составляет около 8 км, в США — 21 км, в Финляндии — около 10 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей, — отмечается в исследовании.

Ученые добавляют, что, по статистическим данным Росавтодора, более 40 тыс. населенных пунктов с общим населением около 15 млн человек не имеют связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В отдельных регионах, включая Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ и др., не создана опорная сеть автомобильных дорог.

По мнению ученых, для решения сложившейся ситуации властям необходимо увеличить финансирование ремонта и строительства дорог. Отмечается, что стоит количество средств увеличится с 2016 года благодаря внедрению «Платона». Кроме того, предлагается развивать государственно-частное партнерство в строительстве автомагистралей (путем заключения концессионных соглашений, котрактов жизненного цикла), обеспечить гласность процедуры формирования плана дорожных работ и расхода «дорожных» денег.

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ Константин Трофименко согласен с оценкой российских автомагистралей коллегами из РАНХиГС.

— У нас очень слабо финансируется ремонт и строительство дорог — выделяется меньше 1% ВВП, когда в развитых крупных странах это несколько процентов ВВП, — отмечает Трофименко.

При этом эксперт добавляет, что реализовать предложенную коллегами модель решения проблемы будет непросто.

— Очереди из инвесторов, желающих вложиться в дорогостоящее строительство, у нас пока не выстраиваются. Окупаются такие проекты только через 30–40 лет. Кроме того, например, в азиатских странах у инвесторов не спрашивают, откуда у них такие деньги, а у нас это своеобразное приглашение налоговой проверки, — поясняет Трофименко.

Координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов обратил внимание, что сейчас не существует реальной ответственности за качество дорог ни для чиновников, ни для водителей.

— Действительно, примерно каждое второе ДТП происходит при неудовлетворительных дорожных условиях. Гаишники в этом случае обвиняют водителя и говорят, что условия сопутствовали. Здесь есть интересный момент: по правилам водитель должен выбирать безопасный скоростной режим. Но в условиях, когда тебе надо ехать, а дорога в ужасном состоянии, это провокация водителя на нарушение. Либо ты двигаешься с безопасной скоростью 30 км/ч, либо берешь на себя ответственность. Пока за ДТП из-за качества дороги не начнут отвечать сами дорожники, причем реально отвечать — допустим, в тюрьму садиться, — проблема с места не сдвинется, — считает Шкуматов.

При этом в ГИБДД считают, что главные виновники дорожных инцидентов — водители. Согласно официальной статистике ведомства, из 166 тыс. ДТП за январь–ноябрь 2015 года 143 тыс. аварий (86%) произошли «из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств».

В Росавтодоре отмечают, что к ведению агентства относятся только 48,1 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

— Росавтодор считает необходимым отметить, что на подведомственной ему федеральной дорожной сети по итогам 2015 года благодаря реализации совместной программы с Госавтоинспекцией по ликвидации очагов аварийности на федеральных трассах удалось на 20% сократить количество ДТП по причине неблагоприятных дорожных условий. При этом на 16% уменьшилось количество погибших в таких авариях, — сообщили в пресс-службе Росавтодора.

Там добавили, что, по оценке агентства, проведения ремонта и капремонта требуют только 35% трасс, а не 70%, как утверждают ученые. Также в пресс-службе Росавтодора отметили, что в 2015 году протяженность федеральных трасс увеличилась на 15%, и в соответствии с поручением президента об удвоении объемов дорожного строительства в период до 2022 года будет расти и дальше.

Любому гражданину нашей страны известна русская пословица о дорогах. Любому автомобилисту известно, что из-за плохого состояния наших дорог приходится регулярно тратить круглую сумму на ремонт колес и подвески, а скорость и комфорт передвижения на личном авто при этом часто отходят на второй план перед желанием «не разбить подвеску».
Реальный случай из судебной практики
Один из наших клиентов ехал зимой на машине по одной из федеральных трасс. Внезапно его машину резко дернуло и вынесло на встречную полосу в лобовое столкновение с другим автомобилем. Удара избежать не удалось, Сергей чудом остался жив, получив тяжкий вред здоровью.
Экспертизой по уголовному делу было установлено, что при движении по трассе колесо машины Сергея внезапно попало в яму и лопнуло, в результате чего машину вынесло на встречную полосу и произошло ДТП. Ни Сергей, ни другой водитель предотвратить ДТП возможности не имели.
Всего одна яма, а какой результат – тяжкий вред здоровью и ущерба в совокупности более, чем на полмиллиона рублей.
Как получить возмещение с тех, кто виновен в ненадлежащем содержании дорог? Ниже приведем четкий алгоритм действий.
Важно помнить, что обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые вы ссылаетесь в суде, лежит целиком на вас, а обстоятельства, которые могут быть установлены только определенными средствами доказывания, не могут быть доказаны ничем иным (например, размер ущерба или вина дорожных служб).
Самым сложным порой становится сбор доказательств, если упущен момент их фиксации по горячим следам. В случае с выбоиной на дороге – если вы не зафиксировали доказательства непосредственно после происшествия, на 99% вы не сможете доказать вину дорожников впоследствии.
При рассмотрении подобного дела в суде будут устанавливаться следующие факты:
— факт причинения вреда (может быть подтвержден фотографиями, свидетельскими показаниями, справками ГИБДД)
— лицо, причинившее вред (необходимо установить организацию, ответственную за содержание участка дороги, на котором произошло происшествие – в этом вам поможет адвокат),
— виновность лица в причинении вреда (виновность дорожной службы в ненадлежащем содержании участка дороги),
— причинно-следственная связь между ненадлежащем содержании дороги и наступившими последствиями (может быть подтверждена фотографиями, свидетельскими показаниями, заключениями экспертизы, справками ГИБДД),
— размер причиненного вреда (может быть подтвержден квитанциями об оплате заказ-нарядов на ремонт автомобиля или отчетом об оценке стоимости восстановительного ремонта, если ремонт экономически целесообразен).
Что делать сразу после ДТП?
Если ваше колесо было пробито в результате попадания в яму, необходимо немедленно остановиться и действовать согласно п.2.5 ПДД РФ («Обязанности водителя, ставшего участником ДТП») – прежде всего, незамедлительно остановиться, выставить знак аварийноа остановки и вызвать ГИБДД. Пока вы ждете прибытия сотрудников дорожной полиции, необходимо найти именно ту яму, которая пробила вам колесо.
Если непосредственно эту яму найти сложно, нужно найти самую близкую к вам и самую глубокую (глубиной не менее 5 см., длинной не менее 15 см.) яму и сказать сотрудникам, что вы попали именно в нее.
Как общаться с сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия?
Ваша первоочередная задача – чтобы сотрудники ГИБДД оформили ваше происшествие как ДТП. Для этого в большинстве случаев Вам нужно будет проявить настойчивость и сослаться на определение ДТП, приведенное в ПДД РФ и в Законе об ОСАГО («событие, произошедшее в результате движения автомобиля по дороге и с его участием, в результате которого повреждено имущество и т.д.»)
Ваша вторая задача, чтобы в справку о ДТП (ф.748) сотрудники ГИБДД внесли все повреждения вашего автомобиля, полученные в результате наезда на яму (пробитые покрышки, колесные диски). Так как часто в подобных случаях повреждаются элементы подвески, а данные повреждения сотрудниками ГИБДД на месте оформления ДТП выявлены быть не могут, в справке о ДТП ОБЯЗАТЕЛЬНО должны внести фразу «возможны скрытые повреждения». В данном случае при осмотре автомобиля оценщиком на подъемнике в какой-нибудь СТО в акт осмотра будут включены также повреждения элементов подвески, расходы на ремонт которых также можно будет включить в иск.
В следующей части статьи я расскажу:
— как сделать так, чтобы сотрудники ГИБДД не признали виновным в наезде на яму вас самого — как доказать вину дорожной службы в ненадлежащем содержании дорог (единственный способ), — как опровергнуть самый сильный довод, на который «дорожники» всегда ссылаются в свою защиту в суд, — как подать иск на максимально большую сумму..

В апреле 2016 года «Мерседес» Ивана Калмыкова* попал в яму на мосту в Великом Новгороде. В результате ДТП машине потребовался ремонт стоимостью более 125 000 руб. А работника местного учреждения «Городское хозяйство», который отвечал за содержание дорог в городе, оштрафовали на 2 200 руб.

Поскольку авария произошла из-за плохого состояния дороги, то возмещения ущерба надо требовать именно с дорожных служб, решил владелец «Мерседеса». Первая инстанция поддержала заявителя и удовлетворила иск, признав, что ущерб наступил из-за плохого содержания и ремонта проезжей части. Суд также указал, что если у ответчика МБУ «Городское хозяйство» средств не хватает, то субсидиарную ответственность несёт соответчик, собственник имущества бюджетного учреждения, в данном случае — администрация Великого Новгорода.

Однако в апелляции рассудили иначе. Новгородский областной суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований. По мнению второй инстанции, суду следовало выяснить, соблюдал ли водитель ПДД, мог ли он технически избежать наезда на выбоину при том, что двигался по освещенному мосту со скоростью 60 км/ч. В суде сослались на пункт ПДД, часто используемый в подобных ситуациях — п. 10.1. В нем говорится, что водитель обязан соблюдать предусмотренный на дороге скоростной режим, в том числе с учетом всех внешних и субъективных факторов, чтобы обеспечить постоянный контроль за автомобилем, а обнаружив опасность, должен снизить скорость вплоть до остановки.

Иными словами, суд предложил самому водителю доказать, что избежать ямы на дороге было невозможно. Владелец «Мерседеса» не согласился с подобным подходом апелляции и отправился в Верховный суд.

Состояние дороги vs ПДД

Коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова изучила вопрос и отменила решения нижестоящих судов (дело № 84-КГ17-8). Там заключили, что доказывать свою невиновность должен тот, кто и причинил вред, то есть МБУ «Городское хозяйство».

ВС также не согласился со ссылкой на пункт ПДД, который обязывает водителя вести автомобиль с установленной скоростью. Суды установили, что именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Но учреждение никак не предупредило о ямах на дороге. Значит, водитель в сложившейся ситуации не виноват, сделали вывод в ВС, отменив постановление апелляции и направив дело на новое рассмотрение в облсуд.

ВС в очередной раз возложил бремя доказывания на того, кто отвечает за причинение вреда. То есть, не важно, мог или не мог водитель увидеть яму, остановиться или объехать её. Ямы таких размеров на дороге быть не должно, и за это отвечают дорожники и местная администрация А обязанность содержать дорогу в хорошем состоянии, а также стандарт безопасности, установлены федеральным законом.

Максим Петров, руководитель аналитического отдела, Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья»

Как не остаться без компенсации?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. А вот протокол со ссылкой на нарушение пункта 10.1 ПДД лучше не подписывать — водителю будет труднее доказать правоту в суде.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх