Судебная психология

В ИГУМО понимают, что такое инновации, поэтому относятся к ним с глубоким уважением. Использование инновационных технологий в образовании позволяет нашему институту быть максимально адаптированным к потребностям рынка. Очередной инновационный шаг в образовательном пространстве ИГУМО был сделан со всей серьезностью и ответственностью – современному рынку необходимы профессионалы, одновременно знающие тонкости права и особенности человеческой психологии, способные одинаково успешно работать в кадровых агентствах, консалтинговых компаниях, психологами, юристами, быть высококлассными специалистами по ведению переговоров, выполнять многие другие функции.

В чем секрет такой универсальности? Ответ прост: современный бизнес требует от занимающихся им профессионалов как познаний в области права, так и умения разбираться в сложностях человеческой психологии. Надо уметь вести дела так, чтобы споры не перерастали в конфликты, а конфликты – в судебные разбирательства. Или, по крайней мере, стремиться к тому, чтобы правовые и психологические последствия подобных споров были максимально сглажены.

Еще одна ситуация: в нашу эпоху глобализации в рамках одного бизнес-проекта нередко работают люди разных культур, религий, говорящие на разных языках и видящие мир по-разному. В соответствии с этим они строят бизнес-отношения, по-разному выражают свои эмоции, вступают в переговоры. Как помочь им найти общий язык? Как добиться, чтобы и дело лучше шло, и нервов (а также времени и денег) тратилось меньше?

Ситуаций такого рода возникает много, а вот универсальных специалистов, юристов-психологов-коммуникаторов-медиаторов, которые умеют их разрешать, мало. Их дефицит и призван восполнить, хотя бы отчасти, наш новый факультет. Полученное на нем образование поможет не только найти интересную и высокооплачиваемую работу, но и внести свой вклад в решение вековой задачи человечества – уменьшить количество зла на земле.

На новом факультете помимо базовых правовых дисциплин, таких как гражданское и уголовное, административное и конституционное, международное и финансовое право, студенты будут изучать конфликтологию, психологию личности, этнопсихологию, психологию предпринимательства и др.

Если вы хотите работать юристом с удовольствием, легко и профессионально разрешать все споры и разногласия, психолого-правовой факультет ждет вас!

Ректор ИГУМО, доктор юридических наук, профессор М.В. Волынкина

Глава 18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ 2. Психологические особенности судебного процесса

Основная и исключительная функция суда — разрешение дела по существу. Суд осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном процессуальном порядке.

Психологические особенности процессуальной деятельности суда связаны со следующими обстоятельствами:

1) строгим порядком рассмотрения дел в суде (четкая правовая регламентация процедуры); 2) стадийностью осуществления деятельности (процесс проходит несколько точно определенных этапов); 3) активностью различных участников процесса (прокурора, защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и др.); 4) внешними условиями, в которых осуществляется правосудие (зал судебного заседания, техническое оснащение процесса, наличие атрибутики ит. п.),

В юридической литературе под правосудием понимается особый вид государственной деятельности, заключающийся в рассмотрении и разрешении определенных категорий дел (различных социальных конфликтов). Функция суда состоит в том, чтобы разрешить конфликт, восстановить справедливость. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Подчинение закону означает соблюдение законодательных предписаний, выполнение деятельности в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством. Осуществление судебного процесса предполагает возникновение процессуальных правоотношений.

Деятельность участников судопроизводства детально регламентируется законом, который устанавливает определенную процессуальную форму (структуру судебного процесса» его стадии, порядка проведения процессуальных действий). Процессуальная форма выступает гарантией защиты прав и законных интересов личности.

Судебная деятельность характеризуется определенной последовательностью, стадийностью. Судебный процесс состоит из стадий, сменяющих друг друга. На каждой стадии выносятся процессуальные решения. Стадийность процесса находится в полном соответствии с научной организацией труда (НОТ). Стадии процесса ограничены временными интервалами, располагаются в логической последовательности, позволяют успешно осуществлять судебную деятельность.

Так, центральной стадией уголовного процесса является стадия судебного разбирательства. В плане психологии важное значение имеет такая часть судебного разбирательства, как судебное следствие, в которой суд с участием подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собранные на стадии досудебного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом. В ходе судебного следствия председательствующий, обвинитель, защитник, судья допрашивают подсудимых, свидетелей, заслушивают заключение эксперта, осматривают вещественные доказательства, оглашают протоколы и иные документы

Возникает вопрос: должен ли суд собирать доказательства или только проверять имеющиеся? По существующей в Украине процедуре судья не только «взвешивает» имеющиеся доказательства и выносит соответствующее решение, но и выполняет некоторые функции собирания доказательств. Так, в соответствии со ст. 3151 УПК Украины предусмотрено, что с целью проверки и уточнения фактических данных, полученных в ходе судебного следствия, суд мотивированным определением, а судья — постановлением, вправе поручить органу, который проводил расследование, выполнить определенные следственные действия. В определении (постановлении) отмечается, для выяснения каких обстоятельств и какие именно следственные действия необходимо провести, и устанавливается срок выполнения поручения, Такое положение дел требует существенных изменений.

Уголовно-процессуальная процедура влияет на тактику судебного следствия, тактико-психологические приемы судебных действий. Тактическая целесообразность не должна противоречить закону.

Психология взаимоотношений участников судебного разбирательства предполагает разделение процессуальных функций, состязательность сторон. Состязательный процесс строится на началах процессуального равенства сторон. При этом обвинитель несет «бремя доказывания» виновности обвиняемого. Активная деятельность суда состоит в обеспечении равных прав сторон (обвинения и защиты). В состязательном процессе можно говорить о психологических особенностях деятельности обвинителя, защиты, суда.

Функция поддержания государственного обвинения в суде возлагается на органы прокуратуры. Прокурор, поддерживая перед судом государственное обвинение, представляет доказательства, принимает участие в их исследовании (ст. 264 УПК Украины). Прокурор должен способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

В состязательном процессе важное значение принадлежит обвинительной речи прокурора. По мнению А. Левенстим, каждая речь состоит из трех частей: вступления, главной части и заключения, для выработки которых существуют особые правила, установленные долголетним опытом. …Необходимо, чтобы его доводы были не только интересны, но и облечены в красивую форму н передавались бы слушателям в известной последовательности; иначе речь произведет впечатление отдельных отрывков, загораживающих и затемняющих друг друга. Чтобы устранить эти недостатки, оратор обязан поработать над планом, ибо все учение о красоте н ясности речи сводится к умению построить план, распределив в нем выгодным образом все улики и все свои выводы.

Речь обвинителя должна иметь наступательный характер, оказывать психологическое воздействие и соответствовать социальным ожиданиям. Прокурор должен убедить суд в правильности предлагаемой им модели события преступления и лицах, совершивших преступление. Речь должна содержать рациональное и эмоциональное.

Существуют различные подходы к структуре речи прокурора. Наиболее типовая форма речи прокурора состоит из следующих частей (по М. И. Еникееву): 1) вступление; 2) изложение фактических обстоятельств и фабулы дела; 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) предложения о мере наказания; 7) вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения по их устранению; 9) заключение.

Судебная трибуна — средство воспитания граждан, Воспитательное воздействие адресуется не только подсудимому, но и иным лицам (отличается общей и частной превенцией).

Природа защитительной деятельности в должной мере является исследованной. Определенные попытки в изучении тактики защиты в уголовном судопроизводстве были предприняты Т. В. Варфоломеевой. Тактика защиты предполагает избрание оптимальной позиции (линии поведения) защитника, целесообразных приемов ее реализации в ходе судебных и иных действий. И. Я. Фойницкий указывает, что защита — есть ответ по обвинению и образует собой совокупность прав и мер, направленных к ограждению невиновности подсудимого и его прав и интересов перед уголовным судом. По образному выражению Р. С. Белкина защитники — «санитары» уголовного судопроизводства. Их роль невозможно переоценить- Именно от них законодатель ждет своевременного предотвращения судебных ошибок, когда к ответственности привлекается невиновный, когда наказание не соответствует степени общественной опасности содеянного, когда следователь и суд игнорируют обстоятельства, исключающие возможность уголовного преследования или смягчающие наказание.

Защитник должен организовать защиту так, как считает целесообразным, используя различные тактико-психологические приемы. При этом он должен действовать в рамках закона, не допускать нарушений норм адвокатской этики. Защитник может использовать «слабые места» обвинения. Однако недопустим «произвол защиты» недобросовестных адвокатов, использующих противоправные и аморальные средства. «Защитить клиента любыми средствами» нельзя возводить в ранг принципов деятельности адвоката.

<…>

В психологическом отношении важное значение имеют внешние условия, в которых осуществляется правосудие. К таким условиям могут быть отнесены здание, в котором отправляется правосудие, зал судебного заседания, мебель, находящаяся в зале, н т. п. Вынесение решений судьей от имени государства предполагает наличие в зале заседания государственной символики (герба, флага), а сам судья должен быть облечен в мантию. Эти внешние условия способствуют выработке уважения к суду, воздействуют положительно на психику лиц, попавших в орбиту судопроизводства.

Судебный процесс, как одно из направлений профессиональной деятельности юриста, подразумевает разделение всей работы на следующие составляющие: познавательная, воспитательная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Познавательная характерна для предварительного расследования, тогда как основной деятельностью судебного процесса является воспитательная и конструктивная. Познавательная деятельность носит вторичный характер и применяется для сбора и хранения информации, которая пригодится для осуществления конструктивной деятельности.

Навыки в психологии активно применяются в уголовной деятельности. Это обуславливается необходимостью вынесения приговора о виновности подозреваемого, поиска и привлечения преступников к ответственности. Гражданская деятельность практически не включает в себя работу с элементами, опасными для общества. Но это вовсе не означает, что знания и навыки психологии здесь не применяются.

Судья, как особый вид профессиональной юридической деятельности, несет большую ответственность, нежели обычный адвокат либо дознаватель, так как в его обязанности входит самостоятельное осуществление акта правосудия с учетом требований гласности и устности.

Психология судебной деятельности имеет следующие цели:

  • подготовка квалифицированных юридических специалистов;
  • оценивание уровня профессиональной пригодности конкретных кадров;
  • обучение необходимым навыкам, их контроль;
  • воспитание положительных личностных качеств специалиста;
  • выявление и устранение негативных качеств судебного работника;
  • обучение навыку объективной оценки ситуации для вынесения справедливого приговора.

Для решения задач, связанных с проведением аттестаций, отбором кандидатов на вакантные места и других вопросов, относящихся к профессиональной деятельности судей, существуют квалификационные коллегии. Они применяют в своей работы методы психологии, применяют консультации экспертов, чтобы результат был максимально объективным.

Замечание 1

Важно осознавать, что степень объективности в суде может только приближаться к оптимальной отметке, но она никогда не будет лишена влияния социальных склонностей судьи. Негативные личностные качества специалиста (самолюбие, тщеславие, обидчивость и т.д.) необратимо сказываются на итоговом приговоре, нанося вред как судебной системе в целом, так и обществу, и конкретным его индивидуумам в частности.

Познавательная деятельность в суде

Судебный процесс имеет множество тонкостей, из-за чего условия познавательной деятельности несколько затруднительны. К примеру, момент принятия судом фактов для познания существенно отдален от процесса совершения преступления. Это ведет к тому, что на предварительном следствии должны быть установлены и закреплены все необходимые доказательства, чтобы впоследствии улучшить их восприятие, анализ и увеличить степень объективности процесса. Стоит отметить, что влияние личностных мотивов на познавательный процесс недопустимо и должно быть своевременно пресечено.

Все полученные материалы предварительного расследования следует воспринимать как возможное, а не точное доказательство вины подозреваемого. Закрепить за ними статус доказательства необходимо в ходе судебного процесса, опираясь на иные источники информации (подкрепление другими данными, показаниями свидетелей и т.д.).

Познавательный процесс работников суда должен быть независимым. Судья, при получении данных, должен провести их исследование и анализ заново, постепенно формируя картину преступления у себя в голове, основанную на имеющейся информации и личном опыте специалиста.

Замечание 2

Специальность судебного работника предполагает независимость, ответственность, формализм.

Принимая самостоятельные решение, судья несет ответственность за них. Его личная деятельность (познавательная, конструктивная) должна четко следовать закону, быть ответственной. Для этого существуют советники в составе суда. Работники суда ни при каких обстоятельствах не должны идти на поводу заинтересованных в определенном исходе лиц.

Судейство значительно затрудняется из-за формализма данной профессии. Все направления судейской деятельности (уголовная, гражданская, арбитражная) имеют крайне сложные процедуры, которые нелегко не только применять в работе, но и просто осваивать. Проблема упрощения работы судьи стоит на повестке дня уже длительное время. Актуальным предложением является введение института мировых судей. Также обсуждению подлежит проблема медиации в гражданском процессе. Медиация — это применение медиаторов — независимых посредников, которые помогают при решение какого-либо спора.

Познавательная деятельность при судебном процессе ведется в условиях полной открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности.

При проведении судебного разбирательства, модель поведения каждого участника значительно искажается вследствие стрессовой обстановки. Судья осуществляет практически всю познавательную деятельность, ориентируясь на сравнении созданной им картине убийства (анализ полученных доказательств) и определенного закона.

Судебный работник имеет независимость при анализе информации, полученной в ходе судебного разбирательства, материалов дела и конкретных законов, определяющих нарушение подозреваемого. Процесс сравнения модели преступления и полученных доказательств происходит в течении всего разбирательства, вплоть до итогового решения в совещательной комнате. Основные факторы, оказывающие воздействие на степень эффективности познавательной деятельности при судебном разбирательстве, в юридической психологии определены следующие:

  • полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;
  • полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана их проверки в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);
  • внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);
  • внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участников судебного разбирательства);
  • полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и пр.);
  • полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);
  • полнота использования коллегиальности (обмен судей мнениями – обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);
  • стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

Взаимоотношения и общая обстановка в зале в значительной мере сказываются на познавательную деятельность и степень объективности итогового решения. Положительно на процесс проведения судебного разбирательства влияют публичные споры сторон, обсуждая всю информацию, поступающую судье, активизируя мыслительную деятельность.

В судебном разбирательстве каждому этапу соответствует определенные психологические особенности, связанные с познавательной деятельностью над предоставленными следственными материалами, активизацией мыслительную деятельность. В данной профессии крайне важно иметь возможность представить полную картину преступления, сопоставить всю доказательную базу и судейский опыт в данного рода делах. Большая часть информации в судебном процессе поступает при показаниях потерпевших и следователей в устной форме. Чтобы добиться высокой эффективности познавательной деятельности, следует заблаговременно сменить негативную и стрессовую обстановку на более благоприятную, чтобы она в меньшей мере сказывалась на деятельность лиц, участвующих в процессе.

Существенное влияние на судебный процесс оказывает общественное мнение. Его формирование начинается задолго до начала судебного разбирательства (особенное внимание приковывается к делам с тяжкими нарушениями) и доходит до судейского состава. Оно заключается в выражении взглядов различных социальных институтов, оценки деятельности отдельных личностей или организации (полиции, прокуратуры и т.д.). Общественное мнение способствует своевременному обнаружению судейских ошибок, улучшению деятельности судебной структуры и правоохранительных учреждений. Большой ошибкой является игнорирование данного мнения, неумение или нежелание грамотно подойти к его формированию.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Организаторская деятельность

Внутренние особенности, влияющие на судебное заседание, – это психическое состояние членов суда, взаимоотношения в суде и др.

Благодаря организаторской деятельности, работники суда могут коммуницировать с участниками процесса для разрешения дела; вести подготовку документации; реагировать на жалобы; анализировать данные и т.д. Все это необходимо для вынесения объективного приговора и решения всех возможных попутных споров.

Для проведения судебного разбирательства необходимо надлежащим образом подготовить помещение, чтобы участники судебного разбирательства не испытывали в нем негативных эмоций, отвлекающих от дела. Места участникам также оговариваются для более эффективной коммуникации.

Профессиональная деятельность

Судебный процесс в силу своей быстротечности крайне трудно в полной мере ознакомиться со всем возможным перечнем документов, предоставленным следствием, объективно их проанализировать и отбросить ненужное, оставив лишь относящиеся к делу материалы. Это требует грамотного распределения своих физических и психологических усилий.

Регламент судебного процесса, составляемый судьей, служит для облегчения психологического состояния участников разбирательства. Именно для этого делаются перерывы во время крайней степени утомляемости присутствующих.

Судья имеет высокий социальный статус и положения в силу своей деятельности внутри судебного процесса. Им может быть не каждый, необходимо иметь целым перечнем качеств: вежливость, сдержанность, стрессоустойчивость, беспристрастность, тактичность и т.д.

Коммуникативная деятельность

Во время судебного разбирательства крайне важно грамотно установить коммуникационные связи со всеми участниками процесса. Допрашиваемые, как правило, стараются в точности повторить то, что уже отвечали во время следствия, однако, высокое психологическое напряжение может исказить их слова, придав несколько иной смысл. Важно вести допрос свидетеля спокойно, без пристрастия и выражения личного недовольства, без смеха и злорадства. Если видны изменения показания, стоит уточнить их причину и сделать объективные выводы.

Замечание 3

Представляется, что развитие коммуникативных связей на стадии предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела.

Важным элементом проведения процесса также является сохранение порядка в зале. Этим занимается председательствующий. Он обязан следить за поведением адвоката, обвинителя, подсудимого, свидетелей, потерпевших и прочих участников разбирательства. При возникновении беспорядка, необходимо суметь воздействовать на них воспитательными мерами.

Также на суде важным элементом являются прения сторон обвинителя и защиты. Речь каждая сторона должна быть внятной, открытой и понятной всем участникам, содержать смысловую нагрузку и нести правовую оценку события.

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления.

Процесс вынесения приговора подозреваемому строго определен порядком проведения различных видов деятельности в совещательной комнате. Учеными выделены закономерности, позволяющие эффективно провести данный процесс:

  1. осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану;
  2. возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активности участия в этом каждого члена коллегии;
  3. коллегиальное завершение познавательной деятельности;
  4. четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона;
  5. вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

Роль профессиональных качеств каждого судьи в значительной мере возрастает во время принятия группового решения. Следуя закону (ст. 296–313 УПК РФ), решение принимается путем голосования большинства. Кроме этого, судья, имеющий собственный интерес в разбираемом деле, подлежит незамедлительному отводу.

Конструктивная деятельность

Судья проводят конструктивную деятельность, касательно разбираемого дела, самостоятельно, однако решение принимается строго коллегиально. Это способствует объективности. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий:

  • внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел;
  • ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения;
  • анализ решений членов суда;
  • анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда.

Регламентация проведения судебного процесса, то есть конструктивная деятельность, направлена в первую очередь на улучшение восприимчивости всей полученной информации. Судья имеет развернутый план проведения разбирательства, следуя которому данные могут быть всесторонне рассмотрены составом суда.

Воспитательная деятельность

Заседание суда производит сильное воспитательное воздействие на каждого участника разбирательства, особенно на подсудимого. Можно считать воспитательную деятельность важнейшим элементом проведения суда. Ее эффективность зависит от степени объективности рассмотрения всех материалов дела. Именно от степени корректности судейского состава, его стремлению к справедливости, зависит воспитательная мера.

Вынесение приговора — важнейшая часть процесса. В ней недопустимы расплывчатые формулировки, недосказанности и слова без смысловой нагрузки. Он должен быть максимально четким и объективным, отвечать требованиям закона.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

Удостоверительная деятельность

Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением всевозможной документации.

Все этапы судебного производства имеют уникальные особенности. Так или иначе, коммуникативные связи мешают анализировать данные и делать из них объективные выводы. Именно поэтому закон их сужает на стадии предания суду.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх