Суммированный учет рабочего времени водителей

Содержание

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования). Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

• время управления автомобилем;

• время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха.

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей.

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 %. А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 %.

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю.

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч.

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер, а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами.

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси. Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации7.

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания8. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней.

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему. В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода11.

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие. Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается13.

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13).

Однако к уже имеющимся графам (1–6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику.

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

• графика работы.

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-1314).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период.

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист, который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем.

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

• для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

• для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.

Пункт 17 Положения о работе и отдыхе водителей.

Пункт 19 Положения о работе и отдыхе водителей.

Пункт 21 Положения о работе и отдыхе водителей.

Пункт 22 Положения о работе и отдыхе водителей.

Статья 91 ТК РФ.

Пункт 7 Положения о работе и отдыхе водителей.

Статья 101 ТК РФ.

Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Статья 101 ТК РФ, п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей.

Часть 1 ст. 119 ТК РФ.

Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей.

Статья 190 ТК РФ.

Статья 103 ТК РФ.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Статья 100 ТК РФ.

Статья 99 ТК РФ.

Типовая межотраслевая форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Подпункт 4 п. 6 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2010 № Ф09-11338/09-С1 по делу № А60-40784/2009, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.04.2009 по делу № А60-8447/2009-С10.

Ведем суммированный учет рабочего времени правильно

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 февраля 2011 г.

Содержание журнала № 5 за 2011 г.На вопросы отвечала Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Специфика деятельности некоторых организаций такова, что их сотрудники работают не по пятидневке, а выходят на работу по графику. Причем продолжительность рабочего дня у них может быть и больше 8 часов. При этом за неделю выходит то больше 40 часов, то меньшест. 91 ТК РФ. В такой ситуации применяют суммированный учет рабочего временист. 104 ТК РФ.

Правила ведения суммированного учета четко в законодательстве не прописаны. И у наших читателей возникает множество вопросов по его применению.

Если норму рабочего времени за неделю соблюсти нельзя, нужно вводить суммированный учет

К.И. Панина, г. Новгород

Наша организация работает без выходных дней. Выходные предоставляются работникам по графику. Кроме того, варьируется и продолжительность рабочего дня. Может получиться так, что на одной неделе работник отработал 35 часов, а на другой — 45 часов при норме 40 часов в неделю. Обязательно ли нам вводить суммированный учет рабочего времени?

: Обязательно. Если нельзя соблюсти для каждого работника 40-часовую рабочую неделюст. 91 ТК РФ, нужно ввести суммированный учет рабочего времени. Это позволит вам соблюсти норму рабочего времени за более длительный учетный период.

Дело в том, что при суммированном учете рабочего времени переработка в течение недели не является сверхурочной работой, если она компенсируется недоработкой в течение других недель в пределах учетного периода — от месяца до годаст. 104 ТК РФ.

Если вы не введете суммированный учет и не будете оплачивать переработку в течение недели как сверхурочную работустатьи 99, 152 ТК РФ, то трудинспекция при проверке может оштрафоватьч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • организацию — на 30 000—50 000 руб.;
  • руководителя или предпринимателя — на 1000—5000 руб.

При работе по графику «сутки через трое» лучше установить годовой учетный период

Е.М. Хромова, г. Екатеринбург

У нас сотрудники работают по графику «сутки через трое» при норме 40 часов в неделю. Какой учетный период нам лучше установить?

: Вам лучше выбрать годовой учетный периодст. 104 ТК РФ. Учетный период меньшей продолжительности (квартал или месяц)ст. 104 ТК РФ не позволяет соблюсти норму рабочего времени без того, чтобы работники не работали сверхурочно при таком графике работы. Конечно, можно составить график работы на месяц без переработки, предоставив работнику дополнительный выходной.

Например, возьмем учетный период — месяц. При работе в режиме «сутки через трое» в феврале 2011 г. по графику выпадает 7 выходов на работу по 24 часа — 168 часов. По производственному календарю в феврале 2011 г. при 40-часовой рабочей неделе норма рабочих часов составляет 151 час. То есть по графику выходит 17 часов сверхурочной работы. А в марте 2011 г. у работника по графику также 7 выходов на работу по 24 часа — 168 часов. Но по производственному календарю в марте 2011 г. при 40-часо­вой рабочей неделе норма рабочих часов составляет 175. То есть по графику выходит 7 часов недоработки.

Таким образом, если учетный период — год, то переработку в одном месяце можно компенсировать недоработкой в другом в течение года и при необходимости более равномерно распределить дополнительные выходные.

Для водителей учетный период — всегда месяц

А.Н. Жукова, г. Красноярск

Для водителей в нашей организации применяется суммированный учет рабочего времени. Можем ли мы установить для них учетный период, равный году?

: Нет, не можете. Правила применения суммированного учета для водителей закреплены законодательствомст. 329 ТК РФ; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение). Установленная продолжительность учетного периода для них — 1 месяцп. 8 Положения. И увеличить ее вы не можете. То есть переработку в одни дни в течение месяца нужно компенсировать недоработкой в другие дни того же месяца. И не забудьте, что продолжительность ежедневной работы водителей не может превышать 10 часов (за исключением случаев, когда она может быть увеличена до 12 часов, в частности на международных перевозках)пп. 9, 10, 11, 12 Положения.

Учетный период получится увеличить до 6 месяцев, только если ваша организация занимается перевозками, связанными с обслуживанием сезонных работп. 8 Положения.

При суммированном учете ночные часы учитываем отдельно

Т.А. Александрова, г. Псков

Мы применяем суммированный учет рабочего времени для отдельных категорий работников (водителей, охранников). Часть рабочего дня (менее половины) попадает на ночные часы. При этом это не сменная работа и не шестидневка. Правильно ли мы понимаем, что ночные часы нужно учитывать отдельно?

: Правильно. Отработанные ночью часы (с 22.00 до 6.00) всегда нужно учитывать отдельност. 96 ТК РФ. Ведь за каждый час работы ночью нужно заплатить работнику минимум на 20% больше, чем за час работы днемст. 154 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554. Доплачивать нужно всегда, то есть независимо от системы оплаты труда или вида учета рабочего времени.

Для отражения в табеле учета рабочего времени (форма Т-12 или Т-13утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) отработанных ночью часов используйте буквенный код «Н» или цифровой «02» с указанием количества часов работы в ночное времяст. 96 ТК РФ.

О том, как правильно установить тарифную ставку сотрудникам, работающим в ночное время, нам рассказали в Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

КОВЯЗИНА Нина Заурбековна Заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

“Трудовой кодекс требует оплачивать каждый час работы в ночное время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условияхст. 154 ТК РФ. Размер такой доплаты не может быть менее 20% часовой тарифной ставки (часовой части оклада)Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554. При этом прямого указания на то, что нужно устанавливать отдельно доплаты за работу в ночное время и отдельно — тарифную ставку, в ТК РФ нет. Поэтому при установлении часовой тарифной ставки можно рассчитать ее с учетом доплаты за работу в ночное время. Вместе с тем такой вариант установления часовой тарифной ставки не очень удобен, особенно если работник принимается для работы не только в ночное время. Кроме того, в случае проверки трудинспекцией каждый раз придется подтверждать факт повышенной оплаты работы в ночное время расчетным путем. Поэтому более удобно устанавливать отдельно тарифную ставку и отдельно — доплату за работу в ночное время”.

График работы лучше доводить до работников заранее

А.С. Смирнова, г. Липецк

У нас продавцы работают по графику по 12 часов в день. Ведется суммированный учет. Учетный период — квартал. За сколько дней мы должны предупредить работников о графике работы на следующий квартал?

: В ТК РФ нет требований к срокам доведения до работников графика при таком режиме работы. Поэтому сроки и порядок доведения до работника графика можно закрепить в правилах внутреннего трудового распорядка. Главное — установить такой срок, чтобы успеть вручить график всем работникам до наступления очередного квартала.

Нельзя закладывать сверхурочные в график

С.И. Сомова, г. Волгоград

Наша организация работает с 10.00 до 20.00 без перерывов и выходных. Нормальная продолжительность рабочего времени — не более 40 часов в неделю. Учетный период — год. У нас не получается составить график на год так, чтобы количество рабочих часов не превышало норму часов по производственному календарю за этот же период. Как нам правильно составить график?

: Получается, что при составлении графика работы вы заложили в него сверхурочную работу. Ведь количество рабочих часов по графику за учетный период не должно быть больше количества рабочих часов по производственному календарю за тот же периодст. 104 ТК РФ. Кроме того, вы нарушаете и порядок привлечения работников к сверхурочной работе, поскольку не получаете на это их согласиест. 99 ТК РФ.

Поэтому за включение в график работы сверхурочных часов вашу организацию и руководителя трудинспекция при проверке может оштрафовать за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Скорее всего, чтобы составить график изначально без переработки, вам просто нужно нанять больше работников.

Рассчитать, сколько требуется сотрудников на одно рабочее место, можно по следующей формуле:

В вашем случае при условии, что на отпуск продолжительностью 28 календарных дней приходится 160 часов (4 нед. х 40 ч), в 2011 г. на одно рабочее место вам нужны два работника (365 дн. х 10 ч / (1981 ч – 160 ч)).

При установлении в графике выходных дней помните, что еженедельный непрерывный отдых не может быть менее 42 часовст. 110 ТК РФ.

Если же вы составите график так, что работник, наоборот, не будет дорабатывать до нормы, то никаких претензий со стороны проверяющих к вам не будет.

Если работник болел, отрабатывать недоработку он не должен

Т.А. Алешина, г. Пермь

У нас учетный период — год. По итогам года у некоторых сотрудников в связи с болезнью отработанного времени получилось меньше нормы. Должны ли они отработать недоработку?

: Не должны. Если работник отсутствует на работе по уважительной причине, в том числе из-за болезни, пропущенные рабочие часы нужно просто исключить из нормы его рабочего времени. То есть норму рабочих часов нужно уменьшить на количество рабочих часов по графику, приходящееся на время болезни. При этом вы оплатите ему фактически отработанное время. А любая переработка сверх этой новой, уменьшенной нормы является сверхурочной работойст. 99 ТК РФ.

К примеру, по графику у работника в апреле 2011 г. 14 рабочих дней по 12 часов — 168 часов. Учетный период — месяц. Норма часов по графику соответствует норме часов по производственному календарю в апреле 2011 г. для 40-часо­вой рабочей недели. Работник болел 10 календарных дней, на которые приходится 2 рабочих дня по 12 часов. С учетом этого норма рабочих часов в апреле 2011 г. для работника составляет 144 часа (168 ч – 12 ч х 2 дн.).

Для новых работников норма часов в учетном периоде уменьшается

Я.И. Калинина, г. Ставрополь

Нормальная продолжительность рабочего времени у нас для всех сотрудников — 40 часов в неделю. Учетный период — квартал. Мы взяли на работу сотрудника с 1 февраля 2011 г. Как определить для него норму часов за учетный период?

: Если работник приходит на работу не с начала учетного периода, то норму рабочего времени для него вы определяете только за часть учетного периода с первого дня его работы до окончания учетного периода. В вашем случае это февраль и март 2011 г. Значит, норма рабочих часов по производственному календарю составит 326 часов (151 ч в феврале + 175 ч в марте).

Работу в праздники по графику включаем в норму рабочих часов

З.И. Куликова, г. Иркутск

Наша организация работает 7 дней в неделю по 24 часа. По графику некоторые работники работают в праздники. При определении отработанных сотрудником часов нужно ли включать время, отработанное в такие дни, в норму рабочего времени учетного периода или его нужно учитывать отдельно как сверхурочную работу по итогам учетного периода?

: Это время нужно включать в норму рабочего времени учетного периода, поскольку у вас организация с непрерывным циклом работы п. 1 Разъяснения Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.66 № 13/П-21; ст. 423 ТК РФ. Такая работа не является сверхурочной.

Однако вам нужно оплатить ее в двойном размере (как работу в праздничный день), но не по окончании учетного периода, а по итогам работы за месяц, так как это работа в нерабочий праздничный деньст. 153 ТК РФ.

Если работник увольняется, сверхурочные определяем на момент увольнения

И.А. Лукьянова, г. Иваново

В нашей организации непрерывный цикл работы. Учетный период — год. Работник увольняется 28 февраля 2011 г. По итогам января — февраля 2011 г. у него по графику переработка часов по сравнению с нормой по производственному календарю. Нужно ли ее оплачивать как сверхурочную работу?

: Нужно. Все часы, которые он отработал сверх нормы по производственному календарю в январе — феврале 2011 г., нужно оплатить в повышенном размере: два первых часа — в полуторном размере, остальные — в двойномст. 152 ТК РФ; Письмо Роструда от 31.08.2009 № 22-2-3363.

Но если при увольнении будет недоработка часов по производственному календарю, то вы просто оплачиваете фактически отработанное время.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх