Тайна связи закон

В Управление Роспотребнадзора по Тюменской области поступают обращения потребителей об услугах связи, в том числе, о появлении в счетах начислений неустойки (пени). В связи с чем разъясняем вопрос о правомерности действий со стороны операторов связи.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, в первую очередь определяет Федеральный закон от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» (далее — Закон №126).

Отношения между абонентом, пользующимся услугами связи, и оператором связи регулируются:

  • Правилами оказания телематических услуг связи», утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2007г. №575 (далее – Правила №575) – («Интернет» услуги);

  • Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утв.постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 №785 (далее – Правила №785) – (услуги телевидения);

  • Правилами оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014г. №1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» (далее – Правила №1342) – (услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи).

Согласно п. 77 Правил №575, в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты телематических услуг связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1% стоимости неоплаченных, оплаченных в неполном объеме или несвоевременно оплаченных телематических услуг связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате.

Аналогичное право оператора связи содержится в п. 66 Правил №785, а также в п. 55 Правил №1342.

Таким образом, оператору связи законодательно дано право начисления неустойки абоненту, а пользователи несут ответственность перед оператором при неоплате, неполной или несвоевременной оплате за услуги связи.

Пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи. Однако, пользователю до обращения в суд необходимо предъявить оператору связи претензию (ст. 55 Закона №126).

Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее получения оператором связи.

Претензии предъявляются в течение 6 месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи — по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями) (п.5 ст.55 Закона №126).

Оператор связи в течение 30 дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию (п.7 ст. 55 Закона №126).

2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности.
Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
4. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Комментарий к статье 64
Пунктом 1 настоящей статьи и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) установлена обязанность операторов связи предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи, об оказанных им услугах связи, иную информацию, а также возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи.
Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Операторы связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, а в случае использования средств связи в преступных целях допускается прерывание прослушиваемых переговоров. Право на прерывание предоставления услуг связи закреплено в ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД и в комментируемой статье, при этом Закон о связи не упоминает о судебном решении, указывая в качестве обязательного условия мотивированное решение в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Однако следует обратить внимание на отсылку к законодательству об оперативно-розыскной деятельности, которое предусматривает наличие судебного решения, а в определенных случаях — последующее информирование (в течение 48 часов) суда (судьи).
Основанием для возобновления оказания услуг связи является решение суда или мотивированное решение в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
На операторов связи п. 2 комментируемой статьи возложена обязанность обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. В настоящее время действует принятый еще до вступления в силу комментируемого Закона Приказ Минсвязи России от 25 июля 2000 г. N 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования», которым установлено, что на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования, находящихся в эксплуатации и вводимых в эксплуатацию, на сетях электросвязи, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должны устанавливаться технические средства для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).
Мероприятия по внедрению технических средств СОРМ на электронных телефонных станциях определенных типов, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования должны быть согласованы операторами связи с территориальными органами ФСБ России. При этом устанавливаемые технические средства СОРМ должны отвечать техническим требованиям, утвержденным Приказами Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 г. N 70 «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации», Гостелекома России от 9 июля 1999 г. N 15 «О технических требованиях СОРМ в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи», Минсвязи России от 29 ноября 1999 г. N 2 «О технических требованиях к каналам обмена информацией между СОРМ и ПУ в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи».
Приобретение и установка технических средств СОРМ на коммутационном оборудовании осуществляется операторами связи за свой счет.
Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрено издание постановления Правительства РФ, определяющего порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, однако до сих пор указанный акт отсутствует.
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ СЕТЯМИ СВЯЗИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ И В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2 апреля текущего года вступят в силу изменения в законодательство, согласно которым операторы связи должны будут регистрировать претензии пользователей не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления. А рассматривать такого рода жалобы они смогут не более чем 30 дней со дня их регистрации. Исчисляется этот срок только в рабочих днях или же в расчет принимаются также выходные и праздничные дни, – не уточняется. Причем о результатах этой процедуры операторы связи должны будут проинформировать заявителя в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Последний вариант распространяется на те случаи, когда подобное требование указано в претензии (Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «О связи» и статью 37 Федерального закона «О почтовой связи»).

Исключение составят только те претензии, которые связаны с оказанием услуг междугородной и международной телефонной связи, а также с обеспечением абоненту возможности пользоваться услугами сотовой связи за пределами территории России. Речь идет об услугах, оказываемых другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг сотовой связи не заключен. Для подобных претензий срок рассмотрения обращения составит 60 дней со дня ее регистрации.

Сегодня операторы связи рассматривают все жалобы пользователей в течение 60 дней. При этом не уточняется, в какой срок жалоба должна быть зарегистрирована и как именно должно выглядеть письменное сообщение о результатах ее рассмотрения (п. 7 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»).

Кроме того, законом скорректирован срок рассмотрения претензий по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств в пределах разных населенных пунктов. Если ранее такая жалоба могла рассматриваться два месяца (абз. 3 ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи»), то после вступления в силу поправок оператор почтовой связи обязан будет дать ответ по ней в течение 30 дней со дня получения. Срок рассмотрения оператором жалоб по почтовым отправлениям и почтовым переводам денег, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, останется прежним: пять календарных дней после получения.

Тайна связи

Тайна связи установлена ст. 63 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ, согласно которой: 1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. 2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. 3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. О тайне связи говорится также в ст. 15 «Тайна связи» Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»: Тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Должностные и иные лица, работники организаций почтовой связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В литературе отмечается, что Федеральным законом «О связи» введено, но не раскрыто понятие «тайна связи» (ст. 63). Там же определено, что ознакомление с информацией, передаваемой по сетям электросвязи, осуществляется только «на основании судебного решения, за исключением случаев, установленных федеральными законами». Об этом пишет А. В. Юшкевич: «Действующее законодательство не содержит четкого определения понятия «тайна связи», а также не указывает, какие гарантии предоставляет это конституционное право, в ст. ст. 63, 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Считаем необходимым сформулировать определение тайны связи; указать перечень сведений, составляющих понятие «тайна связи»; регламентировать порядок предоставления соответствующих сведений; установить перечень обязательных гарантий, которые должен предоставлять оператор связи; предусмотреть меры ответственности за нарушение тайны связи». В ч. 4 ст. 63 Закона лишь уточняется понятие тайны связи. Она должна охватывать сведения об адресных данных тех, кто пользуется почтовыми услугами, об их «почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях… а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения». Информация обо всем этом может выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Адресные данные пользователей услуг почтовой связи – это информация о гражданах (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес), а также о других пользователях услуг почтовой связи (наименование и почтовый адрес), адресатом является гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Право на тайну связи обеспечивается, во-первых, тем, что данная статья содержит в себе декларацию о том, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Данное положение берет свое начало в предписаниях ч. 2 ст. 23 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Во-вторых, ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В-третьих, комментируемая норма содержит предписание, что все операторы почтовой связи (т. е. организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи) обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Ограничение этого права, т. е. перлюстрация частной корреспонденции и прослушивание телефонных переговоров, допускается только на основании судебного решения. Данное конституционное установление гарантируется положением ст. 13, 185 УПК, ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 64 Федерального закона «О связи» и др.

В целях обеспечения тайны связи в п. 4 ст. 63 Закона о связи определен круг лиц, имеющих право получать сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства. К ним отнесены отправители и получатели, а также их уполномоченные представители.

Исключения из указанного общего правила могут устанавливаться только федеральными законами.

Нарушение тайны сообщений граждан необходимо отличать от правомерного ограничения тайны телефонной, телеграфной, почтовой и иных видов связи на основании действующего законодательства. Такое ограничение согласно ст. 23 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.

«Несмотря на то, что ст. 23 Конституции Российской Федерации до пускает ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений только на основании судебного решения, п. 3 ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» предусматривает возможность ограничения этих прав также в случаях, предусмотренных федеральными законами. Учитывая, что Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и обладает высшей юридической силой, полагаем, что включение в ст. 63, 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» дополнительных ограничений прав, предусмотренных ст. 23 Конституции Российской Федерации, как то: «в случаях, предусмотренных федеральными законами», является явным противоречием Основному Закону Российской Федерации. Возможность ограничения рассматриваемого права только на основании судебного решения подчеркивалась также в ряде решений Верховного Суда Российской Федерации. Так, в силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» по результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом».

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» не устанавливает субъектов, которым гарантируется тайна связи, поэтому возможно сделать заключение, что гарантии распространяются на всех пользователей услуг связи: и юридических, и физических лиц, как являющихся гражданами, так и не являющихся таковыми.

Правомерное ограничение тайны переписки возможно в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности; также установлено ограничение, предусмотренное в ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ». Согласно указанной норме ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к указанной информации в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам (в том числе государственным органам) информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом РФ (ст. 10 ТК РФ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх