Тарифная преференция

Что входит в понятие тарифных привилегий

Сущность тарифной льготы раскрывается в Законе «О таможенном тарифе». Это привилегия, предоставленная на международном уровне второй стороне относительно товара, перевозимого через границу. Это вид льготного налогообложения, уменьшающего ставку таможенной пошлины.

ВНИМАНИЕ! Не следует путать понятия таможенная льгота и тарифная льгота, так как первое шире и включает второе наравне с другими формами привилегий.

Важные особенности тарифной льготы:

  • Отражается в нормах таможенного права страны или в межгосударственном договоре. Договорная норма имеет большую силу согласно принципу преимущества международного права.
  • Устанавливается как односторонняя мера или в качестве взаимной уступки партнеру.
  • Носит характер политического воздействия на ассортимент ввозимых и экспортируемых товаров.
  • Распространяется на всех участников свободной торговли. Если член таможенного союза (ТС) собирается ввести подобные привилегии для товаров, ввозимых некоторыми участниками, он должен предложить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) алгоритм регулирования их использования. Только одобренные преференции имеют силу.

Сейчас в торговых отношениях между РФ, государствами СНГ и другими участниками договора выступает Евразийская экономическая комиссия, следящая за исполнением решений ТС относительно ставок таможенных платежей и действующих привилегий.

Виды привилегий

Актуальные виды тарифных льгот перечислены в таможенном законодательстве РФ:

  1. Возврат ранее уплаченной пошлины в момент вывоза объекта.
  2. Освобождение от взимания сбора.
  3. Снижение ставки.
  4. Тарифные квоты.

Этот перечень не является исчерпывающим. В частных случаях могут устанавливаться иные разновидности преференций:

  • Отсрочка или рассрочка, которая является формой налогового кредита. Предоставляется с условием возврата и дополнительной оплаты процентов по ставкам. Решение о предоставлении услуги принимает административный субъект, оформляющий товар.
  • Назначение упрощенного налогообложения посредством назначения единых ставок таможенных платежей и отмена уплаты пошлины для лиц, провозящих объекты, не предназначенные для коммерческих целей. Например, не взимается налог за транспортировку личного автомобиля, материалов технического снабжения, валюты, ценных бумаг, гуманитарной помощи и так далее.

СОВЕТ! Посмотреть исчерпывающий список не облагаемых налогом объектов возможно в ст. 35 Закона «О таможенном тарифе».

Россия предоставляет привилегии для объектов торговли с участниками ТС и бенефициаров РФ в согласно договоренности государств – членов таможенного союза.

Условия и порядок применения

Порядок предоставления тарифных льгот зависит от источника договоренности и формы привилегии.

Согласно Договору о ЕАЭС от 2014 года, установлен список тарифных преференций и льгот, для каких стран и в каких объемах они применяются. Соответствие обозначенным в документе условиям определяется:

  • Исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС.
  • Критериями происхождения.
  • Соблюдением принципа прямой закупки и поставки, объект привилегии, перемещаемый через границу, должен быть куплен у лица, оформленного в качестве продавца на территории страны-поставщика. Транспортировку необходимо осуществлять из страны-участника договора без пересечения дополнительных границ.

ВНИМАНИЕ! Для освобождения от оплаты пошлины данные факты необходимо доказать с помощью документов.

  • Наличием актуального сертификата либо декларации о происхождения предмета.

ВАЖНО! Документ необходимо заполнить в соответствии со стандартом оформления.

Стороны ввоза и вывоза товара должны соблюдать правила административного взаимодействия.

Для некоторых субъектов торгово-политических отношений с РФ применяются следующие условия предоставления тарифных привилегий:

  • Для принятия товаров из стран СНГ и Грузии нужен сертификат по форме СТ-1.
  • Представители Сербии оформляют сертификат по форме СТ-2.

В зависимости от вида таможенных льгот, применяются нормы:

  • Возврат совершается при реимпорте и вывозе предмета за пределы зоны ТС.
  • В отношении некоторых объектов, привозимых с территорий третьих стран, назначаются тарифные квоты.
  • Отмена уплаты таможенных пошлин или снижение ставки актуально для товаров, поступающих в рамках некоторых процедур или попадающих под действие договоренностей.
  • Отсрочка и рассрочка применяется к юрлицам, которые ранее не нарушали условия оплаты пошлины.

Подобная преференция является одним из способов регулирования внешнеторговых отношений государства. Поэтому разновидности привилегий и условия их предоставления в отношении ввозимых и вывозимых товаров носят непостоянный характер и меняются в соответствии с политической ситуацией.

Тарифные льготы и преференции

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

  1. Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

    Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации, в частности,

    • статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»
    • пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

    Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» полномочием по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Таможенного союза.

    Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза

    

  2. Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

    В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

    В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

    Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены

    • Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
    • Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
    • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

    Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

  3. Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, Таможенная процедура временного ввоза (допуска) это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

    Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331

    Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 утверждены

    • Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров
    • Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза.

    Специальная таможенная процедура Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 329 Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободных (специальных, особых) экономических зон или на части ее территории.

    Свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств — членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при их создании.

    Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

    Таможенная процедура свободного склада таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза

    Вопросы свободных складов и таможенной процедуры свободного склада регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

  4. Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»
  5. Случаи освобождения от таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, установлены Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

Юриспруденция / Таможенное дело / 3.4. Предоставление тарифных преференций в Российской Федерации

Описанные выше тарифные льготы предоставляются в отношении товаров, ввозимых с территории любой страны. Однако цели осуществляемых торгово-полити-ческих отношений могут требовать введения льгот в отношении товаров, поставляемых из определённой страны или группы стран. В таком случае Правительство РФ имеет право предоставлять тарифные преференции.

Тарифные преференции – это льготы по уплате таможенных пошлин, применяемые в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.

В законе РФ «О таможенном тарифе» предусматривается установление тарифных преференций в виде:

§ освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины;

§ снижения ставок ввозной таможенной пошлины;

§ введения тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в РФ.

Под режим преференциального ввоза могут помещаться товары, происходящие из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран — пользователей российской национальной системой преференций.

Ниже рассмотрим более подробно отдельные случаи применения тарифных преференций.

Под зоной свободной торговли понимаются таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с данных таможенных территорий.

В настоящее время РФ является участницей целого ряда соглашений о создании зоны свободной торговли.

Первое из таких соглашений было заключено 15 апреля 1994 г. с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной. В соответствии с

заключённым соглашением его участники договорились не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие в отношении товаров, перемещаемых транзитом через территории стран-участниц соглашения.

В дальнейшем были заключены двусторонние соглашения о свободной торговле между РФ и соответственно Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной.

Этими соглашениями предусматривалось, что товары, происходящие из указанных выше государств и ввозимые на территорию РФ, ввозными пошлинами не облагаются. Особо отметим, что установленный таким образом режим беспошлинной торговли распространялся почти на всю номенклатуру товаров, за исключением некоторых товарных позиций, указанных в соответствующих соглашениях.

На практику применения тарифных обстоятельств также оказывает влияние то обстоятельство, что Россия является участницей соглашения о таможенном союзе.

Таможенный союз – это объединение двух или более таможенных территорий с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран.

Соглашение о Таможенном союзе был заключён между РФ и Республикой Беларусь 6 января 1995 года. Почти сразу же за подписанием этого соглашения состоялось подписание многостороннего Соглашения о таможенном союзе, участниками которого стали Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Как уже отмечалось выше, тарифные преференции также предоставляются в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Суть преференциального режима в данном случае заключается в том, что товары из развивающихся стран, перечисленные в приложении 2, облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75 % от базовых ставок таможенного тарифа. Перечень развивающихся стран представлен в приложении 3.

Например, из Марокко ввозятся свежие апельсины (код по ТН ВЭД – 0805102000). Россия предоставляет Марокко преференциальный режим. Поскольку на свежие апельсины базовая ставка таможенной пошлины составляет 5 %, но не менее 0,02 евро/кг, то в рассматриваемом случае российский импортёр может рассчитывать на применение ставки в размере 3,75 %, но не менее 0,015 евро/кг.

Среди пользователей российской системой тарифных преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны. По классификации ООН, к ним

относятся государства с крайне низким уровнем дохода на душу населения. Перечень таких стран также приведён в приложении 3. При этом товары, показанные в приложении 2, ввозятся в РФ беспошлинно.

Предоставление тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП

Приказом ГТК РФ № 258 от 26.04.1996 в приложении 3 определен перечень развивающихся стран. На сегодняшний момент в него входит 104 страны, которые характеризуются становлением и развитием национальной экономики, развитием машиностроения, легкой промышленностью, с более высоким уровнем дохода на душу населения, чем у наименее развитых стран. В группу этих стран вошли стран Африки, Латинской Америки, Азии, Европы.

Сущность данных тарифных преференций:

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран применяются ставки таможенных пошлин в размере 75 процентов от базовых ставок определенных приказом ГТК РФ № 258 от 26.04.1996.

Механизм практической реализации.

Согласно основным правилам “Соглашения об Унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 05.06.80” оговорены конкретные условия предоставления преференций. Тарифные преференции предоставляются при выполнение 3-х основных условий:

  • а) При осуществлении непосредственной закупки. Правилом “непосредственной закупки” предусматривается, что товар должен быть закуплен непосредственно у фирмы, зарегистрированной в стране, на которую распространяется таможенный преференциальный режим. При возникновении ситуаций, когда товар закупается у фирмы, зарегистрированной в одной стране (например, Республика Корея) на которую распространяется преференциальный режим России, а отгрузка товара осуществляется из другой страны, пользующейся аналогичным преференциальным режимом (например, Китай) т.е. действует “принцип кумулятивности” возникает вопрос — правомочно ли предоставление преференции? Согласно информационному письму ГТК № 07-10/10108 от 06.06.96 тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из указанных стран, предоставляются только при условии непосредственной закупки данных товаров в этих странах и прямой их поставки в Россию, минуя их выпуск в свободное обращение на территории третьих стран. Что касается принципа кумуляции, то действующим таможенным законодательством, а также нормативными актами ГТК России его применения не регламентировано и следовательно, его использование на практике не может быть обоснованным.
  • б) прямая отгрузка в Россию минуя их выпуск в свободное обращение на территорию третьих стран. Правило “прямой отгрузки” считается выполненным также в отношении товаров которые:
    • *транспортируются в РФ транзитом через территорию третьих стран вследствие географических, транспортных, технических, экономических причин. Примером может служит поставка груза из Вьетнама, товар вьетнамский длинный белый рис. Груз был отправлен из порта Хошимин морским транспортом. Согласно инвойса порт выгрузке по данной поставке являлся порт в Латвии, а грузополучателем — московская фирма. По товаросопроводительным документам можно проследить перемещение товара, груз из трюмов сухогруза был выгружен на склады порта Лиепая, затем загружен в железнодорожные вагоны и направлен в Россию. На железнодорожно-транспортных накладных таможенными органами Латвии была сделана отметка (гр. 26 ж/д накладной), что данный груз находился в режиме транзита. Условия прямой отгрузки было соблюдено, особенность транспортировки обуславливалась географическими причинами.
    • * находятся в режиме временного складирования под таможенным контролем на территории третьих стран;
    • * приобретены в третьей стране во время или после проведения выставки или ярмарки. Тарифные преференции предоставляются при условии, когда импортер закупил этот товар в том виде, в каком он поступил на выставку или ярмарку, когда товар удовлетворяет требованиям правилам достаточной переработке и когда он не использовался для других целей, кроме выставочных. При этом в сертификате происхождения указывается наименование и продолжительность выставочного мероприятия.
  • в) предоставление сертификата происхождения товаров по форме “А”.

В целях предоставления тарифных преференций таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат о происхождении товаров по форме “А”, выполненный на бланке с защитной сеткой и имеющий 12 граф. Сертификаты выполненные на иных бланках (в том числе, содержащие другое количество граф) несмотря на сходное наименование, не рассматривается в качестве основания для предоставления преференций.

Особое внимание в представленных сертификатах следует обращать на:

соответствия сведений об экспортере и импортере (гр. 1.2) сведениям, заявленных в других грузосопроводительных документах.

соответствие указанного в сертификате номера счета-фактуры (гр. 10) номеру предъявленного счета фактуры

расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать +5%

Сертификат предоставляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном оформлении, но не позднее, чем через год после поставки товара.

Особенности и ограничения в отношение товаров ввозимых из наименее развитых стран:

  • а) Во исполнение правительства РФ от 26.07.96 № 887 и в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об акцизах” от 10.01.97 № 12-Ф3 не предоставляются тарифные преференции в отношении подакцизных товаров если страной происхождения этих товаров является развивающиеся или наименее развитые страны.
  • б) Не предоставлять преференциальных режимов, предусмотренных для товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ, в отношении товаров, указанных в приложении 5 к приказу ГТК № 258 от 26.04.96 г.

Сертификаты происхождения товаров формы “А”

Сертификат о происхождения товаров по форме “А” представляется в удостоверение происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых среди развивающихся стран, на которые распространяется национальная система преференций Российской Федерации.

Данный сертификат служит основанием для применения ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовой ставки в отношении товаров, происходящих их развивающихся стран, и освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых среди развивающихся стран.

Согласно этим правилам тарифные преференции предоставляются при выполнение трех основных условий: наличие факта непосредственной закупки товара, наличие факта прямой отгрузки товара, наличие сертификата происхождения товаров формы “А”.

В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможня направляет указанные сертификаты в Таможенно-тарифное управление ГТК России для последующей их проверки. Преференциальный режим может быть восстановлен в течение одного года с даты таможенного оформления товаров в РФ.

По истечении указанного срока претензии по начисленным ввозным таможенным пошлинам таможенными органами не принимаются.

В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий таможенная пошлина начисляется по максимальным ставкам, если не будет достоверно установлено, что страна, из которой товар происходит, входит в перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.

В случае, когда при таможенном оформлении страна происхождения не определена, применяется ставка таможенной пошлины, увеличенная в 2 раза.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх