Тарифы установленные государством

Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 1999 года
Концепция ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации*

________________
* Концепция разработана Госстроем России (Дроновым А.А., Скопцовой М.М., Чернышевым Л.Н., Фатахетдиновой А.И., при участии Бычковского И.В.).
Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства основывается на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ по производству, транспортировке и оказанию услуг производится одной организацией. Такой подход затрудняет получение подряда сторонними организациями в технологической цепочке производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
По существу остаются нерешенными терминологические аспекты процесса ценообразования. Неоднозначность определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена*, тарифы** на ЖКУ и другие не дает возможности установить единый подход к формированию экономических показателей и, прежде всего, тарифов, что, в конечном итоге, приводит к искажению финансово-экономической информации.
________________
* Цена (стоимость) — денежное выражение стоимости товара, услуги; то, чем окупается или возмещается производство и поставка товара, услуги.
** Тариф — система ценовых ставок за пользование товара, услуги (например, расчеты за коммунальные услуги).
Существующая система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий-поставщиков услуг, слабо заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, так как снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования цены приводит к несоответствию последней структуре реальных финансовых потребностей предприятия.
При затратном подходе к формированию цены игнорируется фактор спроса — готовность и возможность потребителей (организаций, населения и бюджета) оплачивать услуги соответствующего качества и соответствующей стоимости.

Одной из наиболее острых проблем при этом остается наличие перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
В этих условиях, по существу, становится невозможным прогнозирование перехода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования, так как отсутствуют четкие критерии фактического уровня оплаты населением от полной стоимости услуг и необходимого размера бюджетного ассигнования.
Отсутствие упорядоченной ценовой и тарифной политики обусловливает также высокую дифференциацию стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам и муниципальным образованиям (различие в стоимости услуг ЖКХ достигает от 20 до 50 раз и более в пределах одного климатического региона).
Учитывая значимость перечисленных проблем, а также имеющиеся полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере цено- и тарифообразования, не допускающих жесткого регулирования этих процессов с федерального уровня, разработана Концепция ценовой и тарифной политики ЖКХ в Российской Федерации, которая закладывает основные направления и принципы перехода на местах к открытой, адекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

1. Общие положения

1.1. Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и, в первую очередь, создавать условия для обновления материальной базы отрасли — основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.

1.2. Политика ценообразования и регулирования* тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.
________________
* Регулировать — упорядочивать (подчинять определенному порядку, правилам) с целью приведения к установленным требованиям.
Основными задачами новой системы ценообразования в ЖКХ являются:
— обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;
— формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;
— оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;
— определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;
— поэтапный переход к введению (установлению*) единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей;
________________
* Устанавливать — утвердить, ввести в действие.
— разработка отраслевой (федеральной, региональной и муниципальной) нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления.
При определении стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечивать:
— гибкий, вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдением необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за соответствующими уровнями управления: федеральный, субъект Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации ЖКХ;
— соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
— деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;
— правовая регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;
— определение интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
— включение величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
— обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
— соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;
— рекомендательный характер федеральных положений цено- и тарифообразования, обеспечивающих возможность учета местных особенностей производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг путем отражения этих особенностей в региональных методических документах.

2. Определение себестоимости услуг в ЖКХ
на современном этапе развития отрасли

2.1. Основой формирования цены является себестоимость услуги.

2.2. Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основе натуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этапов технологического процесса производства и объема реализации услуги потребителям, а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежей населения, позволяющее при необходимости выделять отдельные виды работ для передачи их производителям на конкурсной основе.

2.3. Рассматривая жилые здания, как комплекс недвижимого имущества, при формировании себестоимости в основных затратах, приходящихся на 1 м общей площади, следует учитывать: содержание жилья, управление жилищным фондом, эксплуатацию ограждающих конструкций и внутридомового инженерного оборудования и систем, капитальный ремонт жилищного фонда в части, оплачиваемой населением.

2.4. При едином методологическом подходе расчета себестоимости особенности, связанные с конкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими и другими факторами, должны найти отражение в нормативных и методических документах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов Федерации.

2.5. Классификация затрат по элементам себестоимости в соответствии с их экономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:
— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных средств;
— затраты на капитальный ремонт;
— прочие затраты, включая ремонтный фонд.

2.6. При формировании себестоимости услуг должны учитываться выводы и практические рекомендации ежегодных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности и повышения обоснованности тарифов на предоставляемые услуги.

3. Порядок формирования цен и
тарифов на услуги ЖКХ

3.1. Цена на ЖКУ в условиях реформирования отрасли и поэтапного перехода на рыночные условия функционирования является материальным воплощением компромисса между поставщиками и потребителями услуг, отражающего реальные финансово-экономические и социальные возможности регионов и всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Основной методической предпосылкой и этапом формирования цены на услуги является планирование себестоимости и прибыли.

3.1.1. При формировании цен и тарифов в пределах своей компетенции регулирующие органы реализуют следующие основные функции (см. приложения 1-3):
— федеральный уровень — создание нормативно-правовой и методической базы современной ценовой и тарифной политики, установление цен и тарифов на услуги, регулируемые на федеральном уровне, проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по субъектам Российской Федерации;
— уровень субъектов Федерации — разработка региональной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, определение перечня видов услуг в ЖКХ, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на региональном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ;
— уровень муниципального образования — разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей, реализация современной ценовой и тарифной политики на местах;
— уровень предприятий и организаций ЖКХ — формирование цены на основе действующей нормативно-правовой и методической документации, проведение анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществление расчетов плановой себестоимости, прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программ развития предприятия, внесение предложений в регулирующий орган об утверждении величины цен и тарифов на ЖКУ.

3.1.2. Проведение политики ценообразования и регулирования тарифов на услуги ЖКХ предопределяется условиями, в которых функционируют предприятия:
— потенциально конкурентные и конкурентные рынки, на которых цены определяются спросом и предложением и возможно их свободное (рыночное) формирование;
— рынки, которые монополизированы в силу различных причин (высокие барьеры входа на рынок, технологические причины и др.), но не связанные с естественной монополией и на них возможна конкуренция и установление цен рыночными методами;
— естественное монопольное предоставление услуг, к которому применимо регулирование цен соответствующими государственными органами.
При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями ценовой политики должно быть: создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе — оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав планово-обоснованного размера прибыли (процента рентабельности).
Задачей тарифной политики в рыночных сегментах ЖКХ является определение основных принципов формирования «стартовой» цены, являющейся базой для установления тарифа на определенный вид услуги, оказываемой на конкурсной основе.
Конкурентная среда предоставления услуг дает право формирования тарифа на основе соотношения спроса и предложений на данный вид услуг в пределах муниципального образования, где органы управления жилищным фондом и объектами социальной сферы являются, как правило, «оптовым» покупателем того или иного вида услуг.

3.2. Тарифная политика решает, в частности, задачи оплаты ЖКУ населением с учетом доли затрат на ЖКУ в совокупном семейном доходе, предоставления жилищных субсидий и минимизации перекрестного субсидирования различных групп потребителей.
Основными методическими предпосылками формирования тарифов являются: формирование сбалансированной политики, адекватной уровню доходов населения и финансовому положению региона; определение тарифов для оплаты ЖКУ населением, организациям социальной и бюджетных сфер, промышленными и приравненными к ним организациями в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

4. Ценовое и тарифное регулирование в ЖКХ

4.1. Успешная реализация новой ценовой и тарифной политики в ЖКХ будет зависеть от деятельности на местах органов ценообразования и регулирования, образуемых соответствующими органами государственной власти на профессиональной основе. Органы ценообразования и регулирования устанавливают величину стоимости, а также регулируют величину тарифов на ЖКУ на основе утвержденных органами власти индикативных показателей по различным группам потребителей.
Деятельность органов ценообразования на услуги ЖКХ регламентируется Процедурой формирования, представления и утверждения цен и тарифов, а также Положением об органах по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемых субъектами Российской Федерации.

4.1.1. Профессиональная деятельность регулирующего органа (органа цено- и тарифообразования), наделенного соответствующими полномочиями должна быть независима от всех субъектов рынка ЖКУ и открыта для всех групп потребителей и, прежде всего, населения.

4.1.2. Решение регулирующего органа об установлении соответствующих размеров цен и тарифов на ЖКУ для различных групп потребителей должно производиться по четко утвержденной процедуре принятия соответствующих решений и может быть отменено только решением суда.

4.1.3. Финансирование регулирующего органа по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется либо по нормативам отчислений от установленных ; тарифов на регулируемые виды услуг ЖКХ, исходя из минимальных социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, либо из бюджетов соответствующего уровня по статье расходов на содержание аппарата управления на возвратной основе с погашением затраченных средств за счет отчислений субъектов естественных монополий и других не запрещенных законом источников.

4.2. Деятельность органов государственной власти на местах при установлении индикативных показателей для утверждения тарифов по различным группам потребителей должна быть основана на следующих основных принципах:
— исполнение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

— исполнение нормативных и законодательных актов Российской Федерации по вопросам ценообразования в ЖКХ;
— учет реальных возможностей исполнения местных бюджетов;
— учет платежеспособности населения и других показателей.
Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должна
утверждаться процедура корректировки величины платы за недопоставленные и некачественно поставленные услуги.

5. Основные цели совершенствования
тарифной политики в ЖКХ

Современный этап совершенствования тарифной политики характеризуется основными направлениями, позволяющими сформировать адекватную экономическим условиям нормативно-правовую и методическую базу субъектов Российской Федерации:
— регулирования и оптимизации себестоимости услуг ЖКХ;
— определения тарифа на основе сбалансированной социальной и финансовой политики региона с учетом необходимости введения платы за наем;
— формирования тарифов для всех групп потребителей и сроков их действия.
Такой концептуальный подход проведения ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов позволит:
— на практике реализовать предусмотренный в Концепции реформы ЖКХ переход от дотаций производителей услуг ЖКХ-предприятий к адресной социальной защите низкодоходных категорий населения при оплате жилья и коммунальных услуг;
— ликвидировать сохраняющуюся несправедливость в оплате жилья различными категориями населения в зависимости от их доходов, обеспечив регулирование платы для всех групп населения параметрами — долей расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, а для высокодоходных категорий населения — самой стоимостью этих услуг (рис.1)*;
________________
См. журнал «ЖКХ», N 1/99, стр.18, 19.
— обеспечить дополнительное поступление финансовых средств (до 40% от начислений) за потребленные услуги ЖКХ за счет высокодоходных категорий населения (см. рис.2)*.
________________
См. журнал «ЖКХ», N 1/99, стр.18, 19.
Необходимо на практике изменить роль федерального стандарта уровня платежей граждан и рассматривать его, прежде всего, как инструмент межбюджетных отношений при расчете трансфертов и их корректировки в зависимости от достигнутых на территории социально-экономических результатов. В этих условиях возрастает роль введения дифференцированного подхода к установлению тарифа оплаты ЖКУ: второго и большего жилья; жилья в зависимости от параметров качества, коммунальных услуг, потребляемых сверх норматива.
В перспективе основным направлением политики ценообразования должен стать принцип перехода к предоплате населением и иными потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства с обеспечением необходимых объемов и качества предоставляемых услуг, что исключит постоянное кредитование процессов производства жилищно-коммунальных услуг на местах и обеспечит реальную возможность планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий в этом секторе экономики.

Приложение 1. Полномочия различных уровней государственной власти в вопросах ценовой и тарифной политики

Приложение 1

Воздействие на формирование цен и тарифов в ЖКХ определяется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

I. На федеральном уровне:

— утверждение федеральных стандартов стоимости ЖКУ;
— установление прожиточного минимума и социальных стандартов потребления в составе минимальной потребительской корзины;
— установление тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ, отпускаемых на оптовый рынок всеми его субъектами;
— установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета;
— косвенное регулирование посредством оказания финансовой поддержки регионам за счет средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, предоставления кредитов и дотаций, льгот по налогам.

II. На уровне субъектов Российской Федерации:

— осуществление контроля за соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов органами местного самоуправления;
— регулирование тарифов на электроэнергию, газ и тепло, получаемых с оптовых рынков от предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для всех групп потребителей;
— установление региональных цен и тарифов на воду и тепловую энергию, производимых муниципальными предприятиями.

III. На муниципальном уровне:

— осуществление регулирования цен и тарифов для муниципальных предприятий на воду, тепло и жилищные услуги;
— установление тарифов для населения на отдельные виды работ по содержанию и эксплуатации жилищного фонда (лифтовое хозяйство, вывоз мусора и др.).

Приложение 2. Перечень документов по нормативно-правовому обеспечению ценового регулирования в ЖКХ

Приложение 2

N п/п

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

1. Федеральный уровень

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монополиях»

МАП России, Госстрой России

I квартал 1999 года

Федеральный закон «О потребительской корзине по Российской Федерации»

Минтруд России, Госстрой России

I квартал 1999 года

Федеральный закон «О минимальных государственных социальных стандартах»

Минэкономики России,
Госстрой России

I квартал 1999 года

Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год»

Госстрой России, Минэкономики России

I квартал 1999 года

Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707»

Госстрой России

1999 год

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»

Минтруд России, Госстрой России

1999 год

Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Методика формирования нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства

Госстрой России, Минэкономики России, Минфин России

I квартал 1999 года

Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ

Госстрой России, МАП России, Минэкономики России

II квартал 1999 года

Рекомендации по определению численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом)

Госстрой России, Минтруд России

I квартал 1999 года

Рекомендации по формированию реестра предприятий естественных локальных монополистов по субъектам Российской Федерации

МАП России, Госстрой России

II квартал 1999 года

1 11.

ГОСТ «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»

Госстрой России, Госстандарт России

IV квартал 1999 года

Внесение изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКООН-93)
93 Деятельность в области ЖКХ
031 Деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг

Минэкономики России,
Госстрой России,
Госстандарт России

II квартал 1999 года

Внесение изменений в Общероссийский классификатор услуг населению

Госстандарт России, Госстрой России

1999 год

Внесение изменений в ВСН (ВСН-53-86(р); ВСН-42-85(р); ВСН-58-88(р); ВСН-55-87(р); ВСН-55-87(р)

Госстрой России

1999 год

2. Уровень субъектов Российской Федерации

Правовые документы о разграничении деятельности исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях по вопросам ценообразования

1999 год

Положение о регулирующем органе субъекта РФ и порядке его финансирования

1999 год

Порядок корректировки величины платы за недопоставленные и некачественно поставленные услуги ЖКХ

1999 год

Нормативные акты субъектов Российской Федерации перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории региона

1999 год

Нормативные акты численности служб заказчика и порядка их финансирования

1999 год

Правила оплаты ЖКУ населением

1999 год

Правила предоставления услуг ЖКХ

1999 год

Индикативные показатели, отражающие процессы упорядочения ценообразования предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг и параметров предельных величин тарифов на территории субъекта РФ

1999 год

Параметры ликвидации перекрестного субсидирования по основным видам коммунальных услуг (вода, тепло, электроэнергия, газ)

1999 год

Нормативы потребления сырья, материалов и других видов ресурсов на единицу оказываемой услуги

1999 год

Экономический механизм стимулирования и финансовой поддержки субъектов рынка ЖКУ, осуществляющих планомерное снижение стоимости предоставления услуг потребителям и техническое переоснащение

1999 год

Положение о дифференцированном подходе к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги

1999 год

3. Муниципальный уровень

Перечень услуг, цены на которые регулируются на муниципальном уровне

1999 год

Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг на территории органов местного самоуправления

1999 год

Положение о конкурсном отборе подрядчиков, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

1999 год

Положение об установлении дифференцированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги

1999 год

Нормативный акт о разделении функций заказчика и подрядчика на исполнение муниципального заказа в ЖКХ

1999 год

Мониторинг ценообразования и тарифообразования на жилищные услуги на территории муниципального образования

1999 год

Приложение 3. Перечень документов, разработанных и утвержденных Госстроем России в 1998 году

Приложение 3

Наименование документов

Порядок утверждения

Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

Утверждена приказом Госстроя России от 29.12.97 N 17-142

Методика расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги

Утверждена постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 12

Положение о проведении экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг

Утверждено постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13

Текст документа сверен по:
«Журнал руководителя
и главного бухгалтера»,
N 3, 1999 год

Тема 55:

«Тарифы на коммунальные услуги»

скачать:

Коммунальные услуги – это отопление, горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, то есть снабжение коммунальными ресурсами.

Плата за коммунальные услуги — это расчетная величина, которая равна произведению объема потребленного коммунального ресурса (определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам) и тарифа на коммунальный ресурс.

Для предоставления коммунальных услуг (далее – КУ) требуется поставка коммунальных ресурсов – тепловой энергии, воды, электрической энергии, газа в натуральном выражении. Для целей тарифного регулирования водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – обращение с ТКО) также приравнивается к коммунальному ресурсу.

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

Порядок установления тарифов.

В Правилах предоставления КУ собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила 354) прописано:

«38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по та-рифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающЕЙ организацИИ в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Это значит, что приведенная норма ссылается на тарифы, установленные ДЛЯ ресурсоснабжающей организации (РСО) и, что у нее нет права самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

При расчете стоимости КУ применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ:

«Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Другими словами тарифы на коммунальные ресурсы для населения не определяются самостоятельно РСО, а устанавливаются на уровне государства.

Основная цель государственного регулирования — недопущение самостоятельного манипулирования ценами в сфере энергоснабжения, а также обеспечение защиты прав и интересов потребителей (точнее – баланса прав и интересов производителей и потребителей).

В Ставропольском крае государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы осуществляет региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК СК, комиссия).

Установление тарифов на коммунальные ресурсы на уровне муниципалитета, допустимо только в случае принятия краевого закона о перераспределении полномочий в этой сфере деятельности. В настоящее время такой законодательный акт отсутствует, поэтому даже в случае наличия у местного самоуправления желания самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы для населения своего муниципального образования, такие действия будут незаконными.

Одновременно обращаем внимание населения, что в случае наличия в составе общедомового имущества (должно подтверждаться правоустанавливающими документами) многоквартирного дома оборудования, при помощи которого самостоятельно производится тепловая энергия (блочная котельная), государственное регулирование в сфере теплоснабжения РТК СК не осуществляется. Потребители в таких домах оплачивают за отопление исходя из затрат на энергетические ресурсы, необходимые для производства тепловой энергии (газ, воду, электрическую энергию). Расходы, связанные с обслуживанием этого источника тепловой энергии (текущий и капитальный ремонты, обслуживание котельной и т.д.), подлежат включению в состав платы за «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Как устанавливаются тарифы?

Тарифы устанавливаются на период не менее 1 финансового года с календарной разбивкой по полугодиям. Начиная с 2012 года, рост тарифов на все коммунальные ресурсы ежегодно происходит с 1 июля.

Особенностью государственного регулирования тарифов на коммунальные ресурсы на 2019 год является пересмотр тарифов в том числе и с 1 января, т.е. дважды за год. Необходимость пересмотра тарифов с 1 января 2019 года обусловлена внесением изменений в налоговое законодательство. Так, с 1 января 2019 года ставка налога на добавленную стоимость была увеличена с 18 до 20 процентов (часть 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).

Стоит подчеркнуть, что платежные документы, предъявляемые к оплате в июле за июнь, должны содержать тарифы на коммунальные ресурсы, действовавшие в июне, т.е. до их изменения. Оплата за коммунальные услуги по новым тарифам начинается ежегодно с августа.

Исключением является сфера газоснабжения. Оплата газа по нормативам потребления для отопления производится жителями края ежемесячно равными долями в течение всего календарного года (в соответствии с приказом министерства ЖКХ СК от 11 марта 2016 г. № 87 и требованиями ЖК РФ). Следовательно, плата граждан за газ, поставленный для отопления в первом квартале, при расчётах по утверждённым нормативам потребления взимается равными долями в течение шести месяцев – по счетам, выставляемым за период с января по июнь включительно. За апрельские поставки газа для целей отопления плата взимается только при выставлении 1 августа счёта за июль месяц. Иными словами, гражданам предоставляется рассрочка по оплате соответствующих объёмов газа.

В связи с этим, в целях обеспечения оплаты населением газа при расчётах по нормативам потребления для отопления по ценовым ставкам, действовавшим на момент фактического отпуска газа, срок введения в действие розничных цен определяется с 1 августа (оплата по новым ценам за август взимается в сентябре).

При выявлении факта применения тарифов на коммунальные ресурсы, неустановленных РТК СК, необходимо предоставить в адрес комиссии копии платежных документов, подтверждающих произведенную оплату за коммунальные услуги. Документы могут быть направлены в комиссию почтовым отправлением по адресу:

355035, г. Ставрополь, ул. Мира, 337, кор «Б»;

Телефон/факс (8652) 24-34-53,

E-mail: info@rtk.stavregion.ru

Официальный сайт http://www.tarif26.ru/priemnaja/

РТК СК устанавливает тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить индексы, утверждённые в среднем по Ставропольскому краю на федеральном уровне.

На основании этого индекса Губернатором СК ежегодно утверждаются предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за КУ по муниципальным образованиям края.

В Ставропольском крае предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за КУ с 1 июля 2019 года составляет 2 процента, а по муниципальным образованиям края – от 1,5 до 4,0 процента.

Важно!!! Данные ограничения установлены для совокупного платежа граждан за весь набор КУ при сопоставимых условиях, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг. Это означает, что конкретный размер платы за коммунальные услуги может вырасти выше установленного предельного роста совокупного платежа, если вырос объем потребляемых услуг.

В дополнение стоит отметить, что при тарифном регулировании на 2019 год для большинства ресурсоснабжающих организаций были установлены долгосрочные тарифы в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на период 2019-2023 годов (5 лет). Однако это вовсе не означает, что государственное регулирование в эти годы осуществляться уже не будет. Согласно федеральному законодательству, тарифы, установленные исходя из долгосрочных параметров, подлежат ежегодной корректировке. Неизменными в этот период остаются лишь некоторые затраты (операционные расходы, которые только индексируются по формуле), а также иные долгосрочные параметры.

Процесс регулирования тарифов

В соответствии с законодательством регулируемые организации ежегодно до 1 мая представляют в РТК СК предложение об установлении тарифов на очередной год с приложением обосновывающих документов.

Приказом комиссии открывается тарифное дело и назначаются эксперты для рассмотрения представленных материалов, а также определяется метод регулирования тарифов.

В ходе проведения экспертизы из состава тарифа исключаются необоснованные расходы, проводится анализ итогов хозяйственной деятельности организации за предыдущий период. Кроме того, при формировании тарифов принимаются во внимание прогнозируемое увеличение цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы (то есть индексы инфляции).

Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании правления комиссии путём голосования.

Подходы к формированию тарифов на коммунальные ресурсы отличаются в зависимости от сферы деятельности. Так, некоторые ценовые ставки устанавливаются единые для всех жителей Ставропольского края (на электрическую энергию и газ), другие – индивидуально, исходя из особенностей производственного цикла, изношенности оборудования, а также финансовых затрат конкретных ресурсоснабжающих организаций.

Важно!!! Начиная с 2014 года, на основании норм федерального законодательства в области ценообразования, расходы РСО в сферах тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения на предоставление жилищных услуг (к которым относится в том числе сбор платежей граждан за коммунальные услуги, а также «абонирование» населения, т.е. изготовление платежных документов) не подлежат включению в состав тарифов на коммунальные ресурсы. Исключением является сфера газоснабжения, в которой расходы на оплату услуг по приему платежей по-прежнему включены в состав розничной цены на газ для населения (в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, которая регулируется на федеральном уровне), поэтому оплачиваться дополнительно потребителем не должны.

Невключение этих средств в состав тарифов на электрическую, тепловую энергию, воду и водоотведение позволило исключить дублирование платежей за одну и ту же жилищную услугу, ранее оплачиваемую проживающим в многоквартирном доме (далее – МКД) потребителем отдельно управляющей компании (в составе платы за содержание и текущий ремонт жилья) и РСО (в составе тарифов на коммунальные ресурсы). Подобная мера реализует право гражданина самостоятельно выбрать способ оплаты за коммунальные услуги.

В соответствии с нормами Федерального закона «О национальной платежной системе», перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

При этом размер комиссионного вознаграждения платежных агентов формируется исходя из рыночной конъюнктуры, а также затрат агента, в частности на расчетно-кассовое обслуживание клиентов и инкассацию. Поэтому размер комиссионного сбора за перевод денежных средств не регламентирован нормами федерального законодательства, а определяется исключительно соглашением сторон.

Обращаем внимание, что внесение платежей непосредственно в управляющую организацию (РСО при наличии прямых договоров поставки коммунальных ресурсов) не влечет дополнительное комиссионное вознаграждение за прием платежей, так как в данном случае отсутствует прием и перевод денежных средств с участием третьего лица.

Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения
и водоотведения

Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются индивидуально по каждой организации на основании необходимой валовой выручки (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителям в расчетный период.

Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.

В сфере теплоснабжения комиссия осуществляет государственное регулирование в отношении 54 теплоснабжающих организаций края.

Диапазон тарифов на тепловую энергию для населения с 1 июля 2019 года – от 1262,96 до 3189,53 руб. за 1 Гкал с учётом НДС (ГУП СК «Крайтеплоэнерго» – 3189,53 руб./Гкал).

В сфере водоснабжения на территории края регулируется 76 организация водопроводно-канализационного хозяйства.

Диапазон тарифов для населения с 1 июля 2019 г. (за 1 м3 с учётом НДС):

— на питьевую воду от 14,09 до 66,18 руб. (ГУП СК «Ставрополькрай-водоканал» – 57,49 руб./м3);

— на техническую воду от 1,85 до 55,44 руб.;

— на водоотведение от 18,37 до 68,53 руб. (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – 27,96 руб./м3).

Средний рост установленных с 01 июля 2019 года тарифов на воду и водоотведение для населения по краю составит 2,7 процента.

В структуру тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение подлежат включению расходы на:

– энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, исходную воду);

– проведение обслуживания и ремонтных работ;

– химводоподготовку;

– заработную плату работников;

– отчисления в фонды обязательного страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования);

– уплату налогов (налог на имущество, земельные платежи, водный налог, иные обязательные платежи, налог на прибыль);

– амортизационные отчисления;

– прочие расходы.

Тарифы в сфере электроэнергетики

Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) для населения каждого региона. Тарифы установлены на едином уровне для жителей Ставропольского края и составляют (с учетом НДС):

(руб./кВ.ч)

Наименование С 1 июля 2018 года С 1 января 2019 С 1 июля 2019

для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами

для сельского населения, а также городского, проживающего в домах с электроплитами

3,48

3,14

4,54

3,19

4,63

3,24

Рост тарифов на электроэнергию с 1 июля 2019 года для населения края составит 3,3 процента, что ниже определенного ФАС России предельного темпа роста 5,4 процента.

В силу определяемых законодательством ограничений, тарифы на электроэнергию для населения Ставропольского края (как и по все стране) ежегодно устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, то есть население оплачивает только часть стоимости поставляемой ему электрической энергии, а оставшаяся часть вынуждено перекладывается на всех прочих потребителей (так называемое перекрёстное субсидирование населения). Так, в настоящее время население края оплачивает лишь 92 процента экономически обоснованной стоимости электроэнергии.

Это приводит к дополнительному увеличению стоимости иных товаров (работ, услуг), производимых и поставляемых в том числе населению. Поэтому перекрёстное субсидирование населения является серьёзной проблемой регулируемого ценообразования в электроэнергетике. Правительством страны предусмотрено ежегодное снижение размера перекрёстного субсидирования населения в целях поэтапной ликвидации такого субсидирования.

Розничные цены на газ, реализуемый населению

Установление составляющих стоимости газа для всех потребителей, включая население, – это оптовая цена на газ и тарифы на услуги по его транспортировке и сбыту – отнесено законодательством к полномочиям ФАС России. При этом оптовые цены на газ для населения каждого субъекта РФ устанавливаются на федеральном уровне на 20,6 процента ниже, чем для прочих потребителей газа в этом регионе (ранее – на 25 процентов, то есть в газоснабжении также имеется перекрёстное субсидирование населения, которое поэтапно снижается).

Розничные цены на газ для населения фактически представляют собой сумму этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.

В целях соблюдения предельных индексов изменения платы граждан за КУ розничные цены на газ для населения будут установлены с ростом не более 1,4 процента. Ориентировочно цены на газ с 1 июля 2019 года составят:

(за 1 куб. м учётом НДС):

Наименование С 1 июля 2018 С 1 января 2019

С 1 июля 2019

Для населения

Ставропольского края:

не использующего газ на отопление

использующего газ на отопление

5,80

5,76

5,89

5,85

прогноз

5,97

5,93

Тарифы на горячую воду

Начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

При этом установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду (компонент на исходную холодную воду в руб./м3 и компонент на тепловую энергию в руб./Гкал) предусмотрено только для централизованного горячего водоснабжения, когда горячая вода как коммунальный ресурс приготавливается теплоснабжающей организацией и подаётся потребителям по отдельным трубопроводам.

Если же приготовление горячей воды осуществляется на оборудовании, установленном у потребителей (в многоквартирных домах входит в состав общего имущества дома), то такое горячее водоснабжение законодательство определяет как нецентрализованное. Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в таких случаях установлению не подлежат, расчёты осуществляются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354.

Например, в г. Ставрополе вся горячая вода приготавливается на оборудовании, установленном в домах. АО «Теплосеть» г. Ставрополя поставляет в дома только тепловую энергию, необходимую для подогрева воды. Исходная холодная вода поставляется в дома водоканалом. Соответственно, оплачиваются эти два ресурса отдельно и разным организациям.

РТК Ставропольского края как орган регулирования тарифов не наделена полномочиями по проверке правильности начисления платы за КУ, в том числе за горячее водоснабжение. Проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за КУ отнесена к полномочиям органов государственного жилищного надзора.

Поэтому по вопросу о правильности начисления платы за горячее
водоснабжение, равно как и иных КУ, рекомендуем обращаться в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по адресу:

355000, г. Ставрополь,

ул. Войтика, 10/1,

тел. (8652)28-30-80,

e-mail: nadzor26@stavregion.ru.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

В настоящее время по всей стране проходит реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Реформа направлена на сокращение негативного влияния ТКО на окружающую среду с максимальной долей отбора вторсырья и вовлечение его в оборот, а также ликвидацию накопленного ущерба экологии.

Край разбит на 4 зоны, в каждой из которых осуществляет деятельность один региональный оператор по тарифу в рамках предельного единого.

Предельные единые тарифы на первое полугодие 2019 года были установлены по каждой зоне в диапазоне от 621,65 руб./м3 до 686,40 руб./м3.

Правительством Российской Федерации было принято решение о сохранении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение ТКО в 2019 – 2023 годах на уровне 2018 года в размере 95 рублей за 1 тонну ТКО (ранее предусматривался ежегодный рост ставки платы).

В связи с этим предельные единые тарифы с 1 апреля 2019 года комиссией были пересмотрены в сторону снижения по каждой зоне и установлены в диапазоне от 619,11 руб./м3до 683,56 руб./м3 до 30 июня 2020 года.

Формирование и расчёт конечной платы за услугу по обращению с ТКО на 1 человека в месяц – в ведении регионального оператора».

Расчёт конечной платы осуществляется в рамках установленного РТК СК предельного тарифа за 1 м3 ТКО и в соответствии с нормативами накопления ТКО на 1 чел. в год, утверждёнными приказом министерства ЖКХ Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347.

Тарифы региональных операторов по обращению с ТКО, как в крае, так и по другим регионам, могут существенно отличаться друг от друга в силу различий условий деятельности региональных операторов, в том числе: плотности населения, протяженности дорог, площади зоны деятельности, удаленности от объектов обработки и конечного размещения отходов и технологии работы таких объектов.

О раскрытии информации

Формирование тарифов на коммунальные ресурсы является достаточно прозрачным для потребителей. Так, на официальном сайте комиссии www.tarif26.ru размещена информация о структуре затрат, включенных в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций, а также о перечне организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в разрезе муниципальных образований Ставропольского края.

По письменным обращениям граждан и юридических лиц комиссия также предоставляет полную структуру расходов регулируемых организаций (обычно – в рублях на единицу ресурса, что более информативно).

Помимо этого, на официальном сайте комиссии размещена сводная информация о тарифах на коммунальные ресурсы, установленных для населения Ставропольского края по каждому муниципальному образованию, постановления РТК Ставропольского края об установлении тарифов на коммунальные ресурсы, протоколы соответствующих заседаний правления комиссии, постановления Губернатора Ставропольского края об утверждении значений предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях края.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации были разработаны региональные «Калькуляторы коммунальных платежей». Такой калькулятор предназначен для примерного расчета платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых нормативами потребления коммунальных услуг, применяемых для начисления платы за коммунальные услуги, или показаний индивидуальных приборов учета. Однако функционал региональных калькуляторов не предполагает проведение расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт. Результаты расчета региональных калькуляторов носят информационный характер и не являются платежным документом. «Калькулятор коммунальных платежей» размещен на официальном сайте РТК СК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Спасибо за внимание!

Тема следующего занятия:

«Электронные сервисы для потребителей электроэнергии.

Цифровизация электросетевого комплекса.

Польза для потребителей»

Расписание 55-е занятия «Школы грамотного потребителя»:

1 Александровский район с. Александровское, дом
культуры,
ул. Карла Маркса, 44
20 июня 17.00
(86557)2-73-09
2 Апанасенковский район с. Дивное, ул Советская,
43, Дом культуры 20
июня 16.00
(86555)5-13-02
3 Андроповский район с. Курсавка, здание районной
администрации (малый зал), ул.
Красная, 24 20
июня 15.00
(86556)6-46-30
4 Буденновский район г. Буденновск, здание
администрации 20 июня
17.00
(86559)2-18-25
5 Благодарненский ГО г. Благодарный, пл.
Маяковского, 9 20 июня
16.00
(86549)2-16-00
6 Георгиевск г. Георгиевск, здание районной
администрации, ул.
Площадь Победы,1
20 июня 16.00
(87951)2-39-50
7 Лермонтов г. Лермонтов,
ул. Решетника, 1 20
июня 16.00
(87935)3-77-81
8 Невинномысск г. Невинномысск, ул.
Менделеева, 18 зал территориального совета №3 20 июня
16.00
(86554)7-03-87
9 Ессентуки г. Ессентуки, здание центральной
библиотеки,
ул.Интернациональная, 44
20 июня 16.00
(87934)2-75-54
10

Промышленный район

г.Ставрополь

г. Ставрополь, здание администрация Промышленного района, ул.
Ленина, 415 Б
20 июня 16.00
(8652)56-25-96
11 Железноводск г. Железноводск,
ул. Оранжерейная, 4 база управления городского хозяйства
20 июня 15.00
(87932)4-55-08
12 Кисловодск г. Кисловодск, здание
администрации (большой зал), пр. Победы, 25 (5 этаж)
20 июня 16.00
(87937)7-98-57
13 Пятигорск г. Пятигорск, здание управления
по делам территорий,
ул. Рубина, 7
20 июня 16:00
(8793)97-34-60
14 Грачевский район с. Грачевка,
ул. Ставропольская, д. 42
(малый зал)
20 июня 10.00
(886540)40696
15 Изобильненский ГО п. Солнечнолдольск, здание
администрации 20
июня 16.00
(86545)2-49-93
16 Изобильненский ГО п. Рыздвяный, здание
администрации 20 июня
16.00
(86545)2-49-93
17 Ипатовский ГО г. Ипатово, здание районной
администрации,
ул. Ленина, 111
20 июня 16.00
8(86542)2-46-48
18 Кировский ГО г. Новопавловск,
клуб «Вдохновение»
20 июня 16.00
(87938)5-14-75
19 Кочубеевский район с. Кочубеевское, здание районной
администрации,
ул. Октябрьской революции, 64
20 июня 16.00
(86550)2-21-40
20

Красногвардейсткий

район

с. Красногвардейское, здание
администрации, ул. Ленина 46-А
20 июня 15.00
(86541)2-47-05
21 Курский район ст. Курская, управление
сельского хозяйства (актовый зал), ул. Гагарина, 6
20 июня 15.00
(87964)6-32-37
22 Нефтекумский ГО г. Нефтекумск, здание
городской администрации, микрорайон 2, д. 14
20 июня 15.00
(86558)4-61-59
23 Левокумский район с. Левокумское, здание районной
администрации, ул.
Карла Маркса, 170
20 июня 16.00
(86543)3-15-01
24 Новоалександровский ГО г. Новоалександровск, ул. Ленина
7, МУП ДЮЦ
20 июня 10.00
(86544)6-28-30
25 Новоселицкий район с. Новоселицкое, здание районной
администрации, площадь Ленина, 1
20 июня 16.00
(886548)2-03-90
26 Петровский район г. Светлоград, здание
администрации г. Светлограда, пл. 50 лет Октября, 8
20 июня 16.00
(86547)4-07-98
27 Предгорный район ст. Есентукская, здание
администрации
20 июня 16.00
(87961) 5-12-06
28 Советский район г. Зеленокумск, здание
администрации, ул. Мира , 18
20 июня 16.00
(86552)6-17-03
29 Степновский район Здание районной администрации,
с. Степное, пл. Ленина, 42, малый зал, 3 этаж
20 июня 16.00
(86563)31-5-95
30 Труновский район с. Донское, здание
администрации, ул. Ленина, 5
20 июня 15.00
(86546)33-9-88
31 Туркменский район с. Летняя Ставка, ул. Советская
122 (актовый зал)
20 июня 15.00
(86565)2-10-39
32 Шпаковский район г. Михайловск,
здание районной администрации, Ленина, 113 (малый зал)
20 июня 17.00
(86553)6-22-30

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх