Территориальное устройство РФ понятие территории РФ

Об Административно-территориальном делении РФ

Современное федеративное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
Каждый из субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Республика, согласно Конституции Российской Федерации, является государством. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство.
Края, области, федеральные города являются не государствами, а государственными образованиями, созданными по территориальному принципу.
В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип, они являются национально-территориальными государственными образованиями.
Система органов государственной власти субъектами Российской Федерации устанавливается самостоятельно. Субъекты Российской Федерации не обладают верховенством на своей территории. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов Российской Федерации не вправе препятствовать его законному применению на своей территории.
Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа. Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города, они подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; краевого, областного, окружного значения; районного значения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы — городские районы. К городским поселениям, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха.
На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов. Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей.

Федера́льные округа́ Российской Федерации

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы в соответствии с Указом президента России № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года ()
Федеральные округа созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадают с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом).

Система управления

Система управления в РФ строится по принципу комплементарности — последовательного разделения территории государства на зоны административной ответственности с учетом административно-территориального деления страны.
По Конституции РФ субъект федерации выступает как территориальная единица, наделенная широкими экономическими и политическими правами. Субъект федерации имеет широкую правовую автономию, подтвержденную конституционными актами. Республики имеют право на собственную конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ — на собственные уставы.
В результате проведенных в период с 1991 по 1997 г. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов приобрели территориальные образования (поселения). Территориальные образования формируются в пределах административно-территориального деления страны. Среди наиболее характерных можно выделить 5 типов территориальных образований.
Район — административно-территориальная единица, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, принимающая на себя функции хозяйственного и политического управления территорией. Является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, селом, поселком). Район служит узловым звеном в системе управления на местах, где концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура, обеспечивающая входящие в район поселения. Предполагает обязательное наличие районного центра — территориального поселения, осуществляющего функции административного центра территории района. Районный центр ответственен за осуществление текущей управленческой деятельности на подведомственной территории.
Город — территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Исторически складывался как орган местного самоуправления на территории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохозяйственными видами деятельности и располагающих особым статусом члена единой социальной общности. Выделяются крупнейшие, крупные, средние и малые города. Кроме того, особое значение для определения статуса городской территории приобрела дифференциация городов на столичные города, областные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и пр.
Округ — выделяемая внутри городской системы управления административно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых функциональных проектов и программ и контролируемая главой городского самоуправления. Как правило, округа являются подразделениями муниципальной власти и не располагают статусом самоуправляемой общности. В г. Москва управление округом представлено институтом префектуры, являющейся составной частью городского административного аппарата.
Внутригородской район — территориальная единица в пространстве города, выделенная в соответствии с устоявшимися в советский период принципами административного управления, предполагающими разделение городской власти по административным районам. К примеру, в г. Москва уровню городских районов соответствует звено управ, обретающих в городе федерального значения статус низового муниципального образования. Выделение субгородского районного уровня способствует приближению населения к власти в крупных городах и рационализации системы управления на территории.
Село (деревня, хутор, станица) — поселение, расположенное в не-урбанизированной зоне, отличающееся высокой степенью общности ее жителей, непременным присутствием в подавляющем большинстве дворов натурального хозяйства, а также господством сельскохозяйственных видов занятости. Особенностью не-урбанизированной зоны является отсутствие комплексной централизованной системы энерговодоснабжения, канализации, уборки мусора, специализированного обслуживания объектов жизнеобеспечения и пр. Выделяют несельскохозяйственные и сельскохозяйственные сельские поселения. В несельскохозяйственных селах больший процент занятости приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт, лесное хозяйство, отхожие промыслы, курортно-санаторное обслуживание и др.
В каждой из представленных выше административно-территориальных единиц реализуется один из возможных вариантов государственного или муниципального управления, закрепляющий за каждой административно-территориальной единицей собственный круг полномочий.
Реальные полномочия субъекта федерации задаются, прежде всего, через предметы ведения, подкрепленные утвержденными за субъектом правами собственности и источниками доходов. Субъект федерации вправе на своей территории определять административно-территориальное устройство, параметры регионального и муниципальных бюджетов, а также сферы дминистративного контроля.
Территориальное образование располагает рядом признаков, обусловливающих его способность к автономному функционированию и исполнению структурообразующих функций, формирующих его целостность и способность к самовоспроизводству. Перечень этих признаков включает, но меньшей мере пять элементов: границы, собственность, органы легитимной власти, бюджет и население.
Полномочия территориальных образований регулирует Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ ()

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.

Форма государственного устройства тесто связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. В зависимости от территориального устройства все государства можно рассматривать как:

  1. унитарные, т.е. единые государственные образования. Отдельные административно-территориальные единицы, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства.
  2. федерации, т.е. союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований. Это сложное государство, представляющие собой союз ряда государств — членов федерации. Образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации. Кроме того, члены федерации могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы.
  3. конфедерации, т.е. государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию.

Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономическое и политико-правовое развитие.

Форма государственного устройства как элемент формы государства, характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Схема 4

Унитарное государство — простое, единое государственное образование, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Государства, образующие федерацию, называются ее субъектами. Субъекты, как правило, обладают одинаковым правовым статусом, но могут быть и исключения (как в России).

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Административно-территориальное устройство — это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственного управления.

Россия, будучи многонациональной республикой, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. 31 марта 1992 г. заключен Федеративный Договор, который вошел позже в Конституцию РФ как самостоятельная часть. Согласно этому договору к субъектам РФ относятся: республики, автономные области, автономные округа, административные области и края, а также два города федерального значения. Все субъекты Федерации имеют равные права и полномочия и несут равные обязанности в социальных и культурных областях.

Административно-территориальное деление Российской Федерации базируется на следующих принципах федеративного устройства страны, изложенных в ст. 5 Конституции Российской Федерации.

  • 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
  • 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
  • 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны.

На территории России согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года выделяются 83 субъекта Федерации; 21 республика, девять краев, 46 областей, четыре автономных округа, одна автономная область, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх