Территория у дома

Что может входить в состав придомовой территории, кто имеет право ею распоряжаться и как жильцам проверить, не нарушаются ли их интересы при эксплуатации участка – об этом в материале.

По духу закона

Отметим сразу, что четкого понятия «придомовая территория» в федеральном законодательстве нет. Есть Постановление Правительства РФ от 13.08. 2006 № 491 «Об утверждении правил содержания имущества многоквартирного дома…». В нем сказано, что в состав придомовой территории могут входить детские и спортивные площадки, коллективные автостоянки, пожарные проезды, трансформаторные подстанции и т. д. Но в каждом конкретном случае чиновники определяют размер придомовой территории с учетом плотности окружающей застройки, наличия дорог общего пользования, этажности дома и пр.

Право граждан на владение и распоряжение придомовой территорией закреплено в статье 36 Жилищного кодекса РФ. Но воспользоваться им могут лишь собственники жилья – и только если надел прошел процедуру межевания и был поставлен на кадастровый учет. Каждый владелец жилья в теории имеет право на долю на придомовой территории – разумеется, речь может идти только об общедолевой собственности.

ТСЖ, ЖСК или УК по запросу граждан обязаны сообщить, были ли проведены межевание и постановка на кадастровый учет. Также это можно узнать, обратившись в Росреестр.

Стремиться к согласию

Если участок поставлен на кадастровый учет, то вопрос о его использовании решается на общем собрании собственников. Это может быть например, организация стоянки автомобилей, детских и спортивных площадок, сдача земли в аренду третьим лицам… За тот или иной вариант использования должны проголосовать не менее двух третей владельцев жилья.

В большинстве случаев конфликты между соседями возникают, если речь идет о создании на придомовой территории огороженной парковки. Зачастую машиномест в ней на всех желающих не хватает. И владельцы вынуждены договариваться между собой, иначе дело может дойти до судебных разбирательств.

Против парковки могут активно возражать, к примеру, жильцы нижних этажей, особенно если это «безлошадные» граждане. Автостоянка, рассчитанная на 30-50 машиномест, должна располагаться на расстоянии 15-20 м от стен жилого дома. Если автомобилей предполагается более 50, то дистанция должна быть не менее 25м.

Довольно часто встречается ситуация, когда граждане приобретают квартиры на вторичном рынке, а в пользовании автостоянкой им отказывают. В этом случае у управляющей компании необходимо запросить копию протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение о создании стоянки, и внимательно его изучить. Как правило, в протоколе содержится перечень квартир, собственники которых имеют право пользоваться парковкой.

Отметим, что на оформленных в общедолевую собственность придомовых территориях может быть организована и платная парковка. Законодательство этого не запрещает. Но обычно суды встают на сторону собственников, которые выступают против таких инициатив.

Другое дело, если плата взимается за охрану территории автостоянки, или ТСЖ, ЖСК, УК арендует участок под нее у города, что тоже бывает нередко. Тогда сбор средств за пользование парковкой с граждан происходит на законных основаниях.

Иногда появление огороженных зон может спровоцировать скандалы между жильцами соседних домов, особенно, если гражданам закрывается наиболее короткий проход или выезд на магистрали. И если участок, где организована парковка, оформлен в общедолевую собственность, то как-то повлиять на ситуацию будет проблематично.

Часто вопросы к ТСЖ, ЖСК, УК возникают, когда жильцы узнают, что часть придомовой территории сдается в аренду третьим лицам. Например, под уже упоминавшиеся платные автостоянки, торговые павильоны и пр. И граждане хотят знать, на какие цели расходуются полученные доходы. Эта информация должна быть отражена в протоколе общего собрания жильцов. Доходы от аренды разрешается тратить на текущий и капитальный ремонт дома, оплату общих расходов по его содержанию, озеленение территории или накапливать в специальных фондах, если собственники не возражают. Управляющие организации обязаны ежегодно отчитываться перед владельцами жилья о заработанных на аренде земельного участка средствах.

Главное – инициатива

Когда придомовая территория предоставлена ТСЖ, ЖСК, УК на праве пользования, то торопиться с созданием парковок, спортивных площадок и т. п. не стоит. Тем более если в договоре с городом у землепользователей нет такого права. Иначе любой желающий сможет оспорить в судебном порядке любые инициативы жильцов.

В этом случае на общем собрании собственников следует принять решение об оформлении придомовой территории в общедолевую собственность и избрать уполномоченное лицо, которое приступит к сбору необходимых документов. В ТСЖ, ЖСК обычно это члены правления. В УК – специалисты этой организации.

Стоит признать, что чиновники не слишком охотно оформляют в общедолевую собственность придомовые участки в центральной части города, а также в районах давно сложившейся застройки – здесь зачастую собственникам предлагается межевать участки под обрез жилого здания. Не исключено, что для дома с историей необходимо будет поднимать множество архивных справок, и придется отстаивать свои права на землю в судебном порядке. Лучше всего в таких случаях прибегнуть к услугами юристов.

Грамотное оформление надела в общедолевую собственность позволит, помимо всего прочего, избежать таких неприятностей, как уплотнительная застройка, вырубка деревьев и т. д. Нюансов в использовании собственниками придомового участка более чем достаточно, но отстаивать свои законные интересы можно и нужно.

Чтобы построить дом для семьи за городом в соответствии с индивидуальными запросами, в первую очередь, необходимо заняться подбором земельного участка. Важным аспектом является назначение такой земли. Лучше всего если она предназначена для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Оттолкнитесь от личных предпочтений и определите, нужен ли вам участок под строительство дачи, или на нем должен в перспективе появиться полноценный частный дом. Размер выбранного участка нужно соотнести с площадью постройки и наличием на участке дополнительных объектов – хозяйственных построек, бассейна, сада, гаража и прочих объектов.

Оптимальные размеры загородных участков

Выбирая участок для покупки под строительство жилья, отталкиваются от его площади. Универсальная единица измерения – сотка. 1 сотка равна 100 квадратным метрам.

Оптимальным размером участка под частный дом или просторный коттедж является площадь от 10 до 15 соток или 1-1,5 тыс. кв. м. Для дачи или компактного загородного коттеджа оптимально выбирать участок размером 6-7 соток или 600-700 кв. м.

При измерении площади на кону находится каждый сантиметр, поэтому важно сразу после покупки установить границы и очертить свою территорию забором или условным ограждением. Точные координаты участка указываются в земельной документации, которую вы получите от предыдущего владельца или в архитектурном отделе органов местной власти.

Что важно учесть при постройке дома на участке?

Не стоит приступать к строительству, если не определены границы участка. После обнаружения ошибки вас могут обязать снести незаконные постройки. Это не только моральный, но и материальный ущерб.

Перед застройкой рекомендуется ознакомиться с двумя нормативными актами РФ:

  1. Нормы проектирования территорий с застройкой различных категорий;
  2. Положение о садово-дачном и индивидуальном строительстве.

В этих бумагах указаны максимальные параметры построек на участке, допустимая площадь дома, расстояния между объектами и расстояние до границ территории. В пакете документов также есть утвержденный порядок последующего узаконивания дома. Описанные правила касаются противопожарной безопасности, удобства и законности освоения участка.

Минимальная площадь земли для ИЖС

Если вы не покупаете землю, а берете ее в пользование на основание разрешительных документов от органов местной власти, на размер выделенного участка влияют такие факторы:

  • назначение;
  • месторасположение;
  • густота населения;
  • региональные ставки по минимальной площади.

Так как вопросами выделения земли занимаются местные власти, в разных регионах ставка выделяемой площади может разниться.

К примеру, в Московской области минимальный показатель может стартовать с 8 соток, а в Краснодарском крае – с отметки в 3 сот. Максимальный показатель площади земли также определяется местным самоуправлением. Чтобы не столкнуться с ограничением постфактум, перед покупкой участка лучше проконсультироваться в местной администрации.

Основным законом, регулирующим вопросы освоения участков для индивидуального строительства, является Земельный кодекс. На местах они также определяются дополнительным перечнем документов. Стоит отметить, что граждане из льготных категорий могут получать земельные наделы в особом порядке.

Как правильно рассчитать и узнать размер зем. участка?

Рассматривая заявку на выделение земли, местные власти могут предоставить заявителю участок, который по площади не соответствует оптимальному разрешенному использованию или же отказать заявителю на основании высокого запроса. В таком случае, добиться справедливого решения можно в судебном порядке.

Узнать площадь земли, которая находится в распоряжении у местного совета, можно на основании присвоенного кадастрового номера. Кадастровый номер указывается в паспорте участка и его можно получить путем частного запроса владельца (выписка из реестра).

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

Если у вас в распоряжении нет точных данных по параметрам земельного надела, но эти данные нужно получить для планирования строительства, сделать расчет можно самостоятельно. Для этого можно воспользоваться универсальным калькулятором. Примите во внимание тот факт, что у вас должны быть четко установленные границы земельного участка.

Калькулятор площади участков

Как правило, под строительство выделяют площадки строгих геометрических форм. Измерьте точную длину и ширину площадки в метрах. Затем перемножьте эти показатели и получите параметры в сотках. К примеру, при длине в 20 м и ширине в 25 м 20Х25=500 кв. м или 5 сот.

Чтобы пересмотреть площадь земли при перепродаже или после разделения, лучше вызвать специалистов по геодезии и провести повторные измерения.

Сложнее, если расстояния сторон участка не одинаковые, когда территория имеет неправильную форму или рельеф. Для того, чтобы посчитать площадь такого надела можно воспользоваться калькулятором по ссылке ниже:

Это будут приближенные данные. Все-таки, как ни крути, рассчитать действительно точный размер земельного надела своими силами не получится. Здесь уже потребуется профессиональный инструмент и помощь геодезистов.

В арсенале профессионалов есть современные измерительные приборы, которые обеспечивают максимальную точность в измерении. Они проходят сертификацию и регулярную проверку, чтобы не допустить ошибок и махинаций. Среди наиболее распространенных приборов выделяют:

  • лазерную рулетку;
  • тахеометр;
  • нивелир;
  • дальнометр;
  • измеритель высоты и др.

Чтобы избежать погрешности в геометрическом подсчете площади земельного участка с использованием геодезического оборудования, специалисты также применяют аналитический метод (он учитывает неровности, изломы и углы).

Измерение участка – это обязательный шаг, который поможет вам определить параметры дома, который будет возводиться на выделенной территории.

Пропорции и планирование застройки участка

Получив исходные данные о размере участка и соотношении объектов, можно приступить к планированию застройки. Схематически на плане можно территорию разделить площадь на:

  1. жилую зону;
  2. садово-огородную зону;
  3. зону для отдыха.

Самый главный объект застройки – это частный дом. Он должен располагаться не ближе 6 метров от соседского, на расстоянии 5 метров от проезжей части и за 3 метра до боковой границы участка.

04 августа 2016 Особенности определения придомовой территории и ее использования | статья Юлии Поцилуйко, «Юрист & Закон»

Определение и использование придомовой территории многоквартирного дома уже продолжительное время являются объектом дискуссий как среди самих совладельцев такого дома, так и среди органов государственной власти и местного самоуправления. Такая заинтересованность земельным участком вокруг многоквартирного дома имеет материальное основание и связана не только с вопросом обеспечения комфорта и потребностей жителей многоквартирного дома.

Понятие придомовой территории и ее использование

Правовой режим земель жилой и общественной застройки определен главой 6 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины). Среди земель этой категории выделяют земельные участки, предназначенные для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома.

По мнению Конституционного Суда Украины, такое функциональное назначение, как обслуживание многоквартирного дома, имеет и придомовая территория вокруг него.

Наиболее полное определение понятия «придомовая территория» находим в Законе Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» № 417-VIII от 14.05.2015 (далее – Закон), в соответствии с которым придомовая территория – территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации, в пределах земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и относящиеся к нему здания и сооружения, необходимая для обслуживания многоквартирного дома и удовлетворения жилищных, социальных и бытовых нужд владельцев (совладельцев и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона). Аналогичный подход к определению придомовой территории закреплен в Налоговом кодексе Украины, что обусловлено исчислением платы за землю.

Вместе с тем, следует сосредоточить внимание на практическом понимании придомовой территории. Фактически, этот прилегающий к дому земельный участок используется для размещения детских или спортивных площадок, обустройства автостоянок для жителей многоквартирного дома, высадки зеленых насаждений и т. п. В пределах придомовой территории вокруг современных жилых комплексов размещают также пропускные и охранные пункты, что повышает уровень защищенности жителей дома.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению придомовых территорий многоквартирных домов (далее – Методические рекомендации) в состав такой придомовой территории могут также входить: площадки для мусоросборников, хозяйственных зданий и сооружений, въезды и выезды подземных гаражей и автостоянок и др.

Определение придомовой территории

Размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании соответствующей землеустроительной документации (ч. 4 ст. 42 ЗК Украины).

Следует отметить, что на законодательном уровне не предусмотрен четкий критерий определения размера придомовой территории для обслуживания многоквартирного дома, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого из объектов такой застройки, а также наличием или отсутствием свободных земель в пределах определенного населенного пункта, которые можно было бы выделить.

При этом п. 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что минимально допустимая величина придомовой территории не может быть меньше чем территория технического обслуживания соответствующего многоквартирного жилого дома, если указанное возможно в существующей застройке.

Законодательство Украины требует от застройщика надлежащего оформления прав на земельный участок – права собственности или пользования – еще до начала строительства. В пределах выделенного под строительство земельного участка, с учетом проекта застройки, определяется придомовая территория многоквартирного дома.

Если речь идет об уже существующем многоквартирном доме, и права на территорию вокруг такого дома не оформлены, однако его совладельцы инициируют приобретение таких прав, размер придомовой территории, вероятно, будет определяться с учетом действующей градостроительной и землеустроительной документации, а также существующей застройки, то есть не нарушая при этом прав и интересов владельцев и пользователей соседних земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Права на земельный участок

Важным в указанном контексте является вопрос оформления прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория. Отсутствие надлежащим образом оформленного земельного участка на прилегающую к дому территорию может привести к ее передаче в собственность или пользование третьим лицам. Особенно это актуально для застройщиков смежных территорий, стремящихся закрепить за собой как можно большую площадь. Актуален этот вопрос и в случае парковки на придомовой территории транспортных средств жителями соседних домов или иного ее использования третьими лицами, чему совладельцы многоквартирного дома не могут воспрепятствовать при отсутствии надлежаще оформленного титула на земельный участок.

С целью защиты своих прав и интересов и недопущения отвода земельного участка в пользу третьих лиц, совладельцам многоквартирного дома следует совершить действия, направленные на приобретение прав на земельный участок, на котором расположен дом и прилегающая к нему территория, чему способствуют последние изменения в законодательстве Украины в этой части.

Так, Законом № 417-VIII от 14.05.2015 внесены изменения в ЗК Украины, что позволило совладельцам многоквартирного дома получить бесплатно в собственность или в постоянное пользование земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, находящиеся в общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений (ч. 2 ст. 42 ЗК Украины).

Новая редакция ч. 2 ст. 42 ЗК Украины предусматривает возможность оформления прав на земельный участок под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией на совладельцев такого дома. Следовательно, теоретически создание отдельного юридического лица – объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСМД) не требуется. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 116 ЗК Украины приобрести права на землю из земель государственной и коммунальной собственности могут граждане и юридические лица.

В то же время Законом № 417-VIII от 14.05.2015 (п. 6 ч. 1 ст. 1; ч. 1 ст. 5) и Гражданским кодексом Украины (ч. 2 ст. 382) права на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория, включены в перечень общего имущества, принадлежащего совладельцам такого дома на праве общей совместной собственности. Однако необходимым условием является государственная регистрация таких прав, что соответствует требованиям ст. 125 ЗК Украины.

Итак, приобретение владельцами квартир и нежилых помещений прав на землю под многоквартирным домом и вокруг него, несмотря на общий характер такого имущества, требует совместных действий совладельцев многоквартирного дома, направленных на их оформление. При этом речь не идет об оформлении таких прав по каждому из совладельцев, а предполагает их коллективное участие, поскольку земельный участок не может быть поделен между совладельцами многоквартирного дома или выделен в натуре.

Учитывая вышеизложенное, наиболее вероятной представляется реализация прав на землю под многоквартирным домом и его придомовой территорией через ОСМД, целью создания которого, среди прочего, является надлежащее содержание и использование общего имущества многоквартирного дома.

Законодатель предусмотрел два альтернативных способа приобретения прав на землю совладельцами многоквартирного дома – передача безвозмездно в собственность или в постоянное пользование.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 ЗК Украины порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется совладельцами. Вероятно, в зависимости от того, как планируют использовать такой земельный участок совладельцы многоквартирного дома, будет зависеть оформление ими прав на землю: собственность или постоянное пользование.

В этом контексте следует отметить, что право постоянного пользования предусматривает право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗК Украины). То есть возможность распоряжаться земельным участком у землепользователей отсутствует. Кроме того, право постоянного пользования нужно отличать от права пользования земельным участком, которое означает его аренду и регулярное внесение арендной платы.

Право собственности, в отличие от права постоянного пользования, дает возможность распоряжаться земельным участком. Однако в этом случае следует учитывать, что земельные участки совладельцев многоквартирного дома, в случае надлежащей регистрации прав на них, становятся объектом общей совместной собственности (п. «г» ч. 2. ст. 89 ЗК Украины). Законом № 417-VIII от 14.05.2015 принятие решения относительно распоряжения общим имуществом многоквартирного дома отнесено к полномочиям собрания совладельцев (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона). Вполне вероятно, что совладельцы примут решение передать какую-то часть прилегающей к дому территории в пользование юридическим или физическим лицам.

Кроме того, порядок безвозмездной передачи земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, в собственность или в постоянное пользование их совладельцам пока не определен, хотя этого требует ЗК Украины. Обязательства Кабинета Министров Украины привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 417-VIII от 14.05.2015 предусмотрены п. 6 Заключительных и переходных положений данного Закона. Законодатель отвел на этот процесс полгода, но необходимый порядок так и не был разработан, что, фактически, затрудняет реализацию совладельцами своего права на получение бесплатно в собственность или постоянное пользование земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией. Теоретически отсутствие такого порядка не лишает совладельцев многоквартирного дома или созданного ими ОСМД возможности обратиться за передачей им земельного участка в силу закрепления такого права на законодательном уровне. Кроме того, процедура приобретения права постоянного пользования земельным участком кажется понятной, и в целом вопрос передачи земельного участка в постоянное пользование будет зависеть от воли уполномоченного органа, который может отказать в его выделении в связи с отсутствием установленного порядка или дополнительно обратиться в Кабинет Министров Украины с просьбой установить соответствующий порядок.

ВЫВОД:

Подытоживая, придомовая территория – прилегающая к многоквартирному дому территория, предназначенная для его обслуживания и удовлетворения потребностей владельцев его квартир и нежилых помещений, которые совместно определяют правовой режим ее использования. Размер земельного участка, который может быть выделен под многоквартирный дом и его придомовую территорию, ограничен существующей застройкой, наличием свободных земель и волей органа, принимающего решение о его выделении. При этом минимальный размер придомовой территории должен соответствовать и определяться на основании действующих технических, строительных и санитарных требований.

С целью защиты собственных интересов совладельцам многоквартирного дома следует совершить действия, направленные на приобретение прав на земельный участок под таким домом и его придомовой территорией, что хотя и не исключает риск его использования третьими лицами, однако минимизирует его. При этом чем раньше совладельцы обратятся с такой инициативой, тем больше у них шансов получить земельный участок желаемого размера.

Последние изменения в законодательстве способствуют защите прав совладельцев многоквартирного дома на его придомовую территорию, однако требуют от органов государственной власти определения механизма реализации предоставленных совладельцам прав, предусмотрев порядок безвозмездной передачи в собственность или в постоянное пользование земельного участка под многоквартирным домом и его придомовой территорией. В то же время совладельцы многоквартирного дома (ОСМД) могут обратиться за получением земельного участка на основании закрепления за ними такого права на уровне закона, хотя результат такого обращения, при отсутствии установленного порядка, зависит от воли органа, уполномоченного принимать решения о его выделении.

«Юрист & Закон», 29.07.2016 – 04.08.2016, № 27

Приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам № 548 от 23.07.2010 «Об утверждении Классификации видов целевого назначения земель».

Решение Конституционного Суда Украины по делу № 1-22/2011 от 09.11.2011.

Приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 389 от 29.12.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению придомовых территорий многоквартирных домов».

Приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 389 от 29.12.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению придомовых территорий многоквартирных домов».

Закон Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» № 2866-III от 29.11.2001 (ч. 1 ст. 4).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх