Толкование норм

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ N9 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и ДРУГИХ дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ________________ .

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) разъяснение правовой нормы судом; 2) научный комментарий к законодательству; 3) толкование норм права; 4) сравнение правовой нормы с другими для уяснения ее смысла; 5) изучение условий возникновения нормы права.

Ответ: ________________ .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам юридической ответственности.

1) коллективная; 2) моральная; 3) гражданско-правовая; 4) уголовная; 5) административная; 6) дисциплинарная.

Найдите два термина, «выпадающих” из общего ряда, запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ________________ .

4. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.

2) Объективная истина в социальном познании не достижима.

3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.

4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

5) Одной из социальных наук является филология.

Ответ: ________________ .

5. Установите соответствие между социальными институтами науки и образования и присущими им общими и отличительными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) главным компонентом деятельности является получение знаний

Б) имеет социально-производственную функцию

В) является частью духовной культуры обществ

Г) важной функцией выступает социализация личности

Д) поддерживается государством

ИНСТИТУТЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

1) общие черты

2) отличительные черты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

6. В стране Z преобладает простое товарное производство. Какие черты свидетельствуют о том, что в стране сохраняется традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сложилась сословная социальная структура

2) в обществе существует высокая социальная мобильность

3) введено всеобщее начальное образование

4) преобладает массовая культура

5) большинство населения проживает в сельской местности

6) господствует религиозное сознание

Ответ:________________ .

7. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конкуренция между производителями выступает регулятором хозяйства во всех экономических системах.

2) В условиях рынка конкуренция ведет к снижению издержек производства.

3) Одним из последствий конкуренции является разорение части производителей.

4) Главным видом конкуренции в условиях рынка является конкуренция потребителей за лучшие товары и услуги.

5) Конкуренция стимулирует рост производительности труда.

Ответ:________________ .

8. Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) кочегар паровоза остался без работы в связи с переходом железной дороги на тепловую тягу

Б) бухгалтер уволилась по собственному желанию в связи с изменением семейных обстоятельств

В) выпускник вуза пока не подобрал себе подходящую работу по специальности

Г) шахтер остался без работы в связи с закрытием шахты в условиях перехода на новые источники энергии

Д) специалист по продажам автомобилей потерял работу по причине закрытия автосалона в связи с общим экономическим спадом

1) структурная

2) фрикционная

3) циклическая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

9. Центральный банк принял решение о приостановке деятельности коммерческого банка «Прогресс” в связи с проводимыми последним рискованными финансовыми операциями. Какие еще функции выполняет Центральный банк? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принимает вклады населения

2) осуществляет денежную эмиссию

3) выдает кредиты предприятиям

4) регулирует валютный курс

5) проводит расчетно-кассовые операции

6) кредитует банки

Ответ: ________________ .

10. На графике отражено изменение спроса на услуги предприятий быстрого питания: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) снижение налогов с предприятий сферы обслуживания

2) сокращение числа предприятий быстрого питания

3) успехи пропаганды здорового питания

4) расширение этими предприятиям ассортимента выпускаемой продукции

5) снижение качества обслуживания

Ответ: ________________ .

11. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.

2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.

3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.

4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.

5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.

Ответ: ________________ .

12. В стране Z социологическая служба проводила опросы для выявления отношения к различным факторам, влияющим на благополучие человека. Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

От чего зависит благополучие человека

2000 г.

2007 г.

2012 г.

От самого человека

От того, насколько справедливо устроено общество

Затруднились ответить

Какой вывод можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За годы, прошедшие с первого опроса, произошли позитивные перемены в обществе.

2) Объективные факторы остаются в глазах общественного мнения определяющими в жизни людей.

3) В обществе усиливаются ожидания перемен.

4) Люди начинают больше верить в свои силы.

5) Большинство опрошенных верит в возможность устройства общества на принципах справедливости.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения о Федеральном Собрании РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Федеральное Собрание является высшим законодательным и исполнительным органом нашей страны.

2) Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.

3) Возглавляет Федеральное Собрание Президент РФ.

4) Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

5) Весь состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.

Ответ: ________________ .

14. Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

Б) утверждает военную доктрину страны

В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики

Д) осуществляет управление государственной собственностью

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

15. В государстве Z сторонники вновь созданной политической партии разделяют идею сохранения привилегий отдельных социальных слоев. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что партия стоит на консервативных позициях? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Власть не должна вмешиваться в отношения собственности.

2) Важнейший приоритет общества — полная экономическая свобода.

3) Первостепенное значение имеет принцип социальной справедливости.

4) Следует поддерживать традиционные ценности.

5) Государство должно помогать наиболее обездоленным группам населения.

6) Незыблемой ценностью является семья.

Ответ: ________________ .

16. Какие из перечисленных ниже положений характеризуют Конституцию Российской Федерации как Основной закон нашей страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеет всеобъемлющий характер

2) является документом прямого действия

3) была принята Федеральным Собранием РФ

4) обладает высшей юридической силой

5) разработана Конституционным Судом

6) выносилась на всенародное голосование

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения о правонарушении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из признаков правонарушения служат агрессивные наклонности личности.

2) В противоправных действиях людей, признанных полностью недееспособными, отсутствует признак вины.

3) Субъектами правонарушений могут выступать только физические лица.

4) Правонарушение влечет за собой юридическую ответственность.

5) Различают два вида вины: умысел и халатность.

Ответ: ________________ .

18. Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, нормы которых определяют за них ответственность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

А) езда на автомобиле с превышением скоростного режима

Б) нарушение договора поставки

В) ограбление вещевого склада

Г) незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня

Д) публикация в СМИ заведомо ложных сведений, подрывающих деловую репутацию

ОТРАСЛИ ПРАВА

1) гражданское

2) административное

3) уголовное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

19. Что, согласно Трудовому кодексу РФ, относится к правам работодателя? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право требовать соблюдения трудовой дисциплины

2) право на отдых

3) право поощрять работников

4) право на справедливую оплату труда

5) право на наличие безопасных условий труда

6) право привлекать работников к дисциплинарной ответственности

Ответ: ________________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) государство

2) общество

3) издержки

4) тенденция

5) развитие

6) денежная масса

7) ценные бумаги

8) дефицит

9) гиперинфляция

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Юридическая ответственность является одной из форм, или разновидностей, общесоциальной ответственности. Последняя включает в себя также политическую, моральную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности.

Юридическая ответственность всегда влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Юридическая ответственность всегда наступает в форме общественного отношения, которое устанавливается между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом является управомоченной стороной, а правонарушитель — обязанной.

Рядом авторов высказываются суждения относительно того, что в общем понятии юридической ответственности как разновидности социальной ответственности необходимо выделять два других самостоятельных вида юридической ответственности: позитивную и негативную. Позитивная ответственность рассматривается как долг, обязанность субъекта действовать в соответствии с требованиями социальных норм, а негативная — как обязанность субъекта претерпевать лишения за нарушение предписаний социальных норм.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вообще вопрос о наступлении юридической ответственности.

По своему содержанию юридическая ответственность проявляется в виде либо возложения на виновное лицо карательных санкций за совершенное правонарушение, либо вменения ему в обязанность восстановления там, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений.

Карательные и восстановительные санкции предусмотрены различными отраслями права. Однако в некоторых из них (например, в уголовном или административном праве) основной акцент делается на карательные санкции, в то время как в других (например, гражданском праве) — на восстановительные санкции.

Юридическая ответственность независимо от ее видов реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках правовой системы принципами. Среди них общепризнаны такие, как законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и недопустимость повторной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

(М.Н. Марченко)

21. Какие три особенности, характерные именно для юридической ответственности, выделяет автор?

22. Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любой из них.

23. Автор отмечает, что отсутствие хотя бы одного из признаков юридической ответственности снимает вопрос о наступлении юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.

24. О каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? Приведите довод в поддержку выделения этих видов и контрдовод (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации).

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и другое предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

26. В стране Z выборы в парламент проходят по мажоритарной системе. Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.

27. Первые идеологи коммунизма мечтали о таком общественном строе, при котором каждый член общества будет получать от него то, что отвечает разумным потребностям человека. Необходимым условием этого должно было стать изобилие материальных благ, которое, в свою очередь, возникнет как следствие свободного от эксплуатации труда каждого человека. Какой принцип распределения материальных благ предлагалось утвердить при коммунизме? Приведите еще два известных вам из курсов обществознания, истории принципа распределения материальных благ и покажите недостаток любого из них.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты и их функции в обществе”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1 -29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей” (А. Печчеи).

Экономика

«Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем” (Л. Харрис).

Социология, социальная психология

«Одним из источников изменений в обществе служит распространение отклоняющегося поведения” (Т. Парсонс).

Политология

«Современная парламентская демократия представляет собой комплекс обеих версий народовластия: представительной и плебисцитарной (прямой)” (Э.Ю. Соловьев).

Правоведение

«Суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья” (Юридическое изречение).

По юридическому значению (или по субъектам толкования) различают следующие виды толкования:

а) официальное;

б) неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).

Официальное толкование — это вытекающее из компетенции государственных органов и должностных лиц разъяснение ими содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике.

Виды официального толкования:

а) аутентическое;

б) делегированное (легальное);

в) нормативное;

г) казуальное.

Аутентическое толкование — это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) установил.

Делегированное (легальное) толкование — это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

Аутентическое и делегированное толкование может быть нормативным и казуальным.

Нормативное толкование — это официальное разъяснение содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяется толкуемая норма.

Результаты нормативного толкования содержатся, например, в Постановлении Верховной Рады Украины от 24.12.1993 г. «О толковании Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине».

Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания норм права при рассмотрении конкретного юридического дела, которое обязательно для применения только в отношении этого дела.

В юридической литературе имеется справедливое замечание, что более правильным было бы название этого вида толкования не «казуальное» (традиционное название) , а «казусное» как производное от слова «казус» — конкретный случай.

Субъектами казуального толкования выступают вышестоящие правоприменительные органы при рассмотрении неправильных решений, вынесенных по конкретном юридическим делам соответствующими нижестоящими правоприменительными органами. Результаты казуального толкования обязательны для применения при повторном рассмотрении данного юридического дела нижестоящей инстанцией. Они также могут служить иным правоприменительным органам образцом правильного толкования и применения определенных норм права (материального, процессуального). Результаты казуального толкования нередко содержатся, например, в правоприменительных актах вышестоящих судебных инстанций (судов кассационной, надзорной инстанции).

Неофициальное толкование- это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике.

Различают следующие виды неофициального толкования:

а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права неюристами;

б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.);

в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-учеными.

Толкование права-это интеллектуальный процесс, направленный на опознание и разъяснение смысла, содержания правовых норм. Другими словами, это деятельность, направленная на установления смысла юридических норм.

Виды толкования норм права.

Толкование — разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается специально уполномоченным на то органом и является обязательным с точки зрения следования ему лиц, которым оно адресовано.

Официальное толкование в свою очередь делится на:

— легальное — разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным;

— нормативное (общее) — это разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории;

— казуальное (индивидуальное) — это разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела.

Неофициальное толкование — это разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных офиц. полномочиями давать обязательные разъяснения прав. норм; они не имеют юр. силы, и их значение может состоять исключит-но в их ло­г. убедительности.

Неофициальное толкование делится на три вида:

— обыденное — это толкование, даваемое людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта;

— профессиональное — это толкование, даваемое профессиональными юристами;

— научное — это толкование, даваемое учеными-юристами.

В зависимости от объема толкование делится на:

— буквальное (адекватное) — это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению;

— расширительное (распространительное) — это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения;

— ограничительное — в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения

Функции

1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств

3. Регламентируюгцая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечителъная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики.

5. Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

Способы

Способы толкования права — это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений .

Грамматический (филологический) способ состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование).

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие

Целевое толкование предполагает уяснение целей издания данной нормы для того, чтобы в процессе применения воплотить подлинную волю законодателя.

Специально-юридический способ — это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники

Логический способ толкования — это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа составляют не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы (например, доведение до абсурда).

Функциональный способ толкования — под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям («добросовестность», «уважительная причина», «производственная необходимость», «интересы детей» и т.д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим.

Этапы толкования права.

Процесс толкования права включает в себя два этапа:

1) уяснение содержания норм права,

2) разъяснение содержания норм права.

Уяснение — обязательный этап толкования права, заключающийся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя.

Разъяснение — этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других.

Толкование законов — I. Т. законов долго понимали как выяснение истинной воли законодателя. Этот взгляд лишь в том случае мог бы быть признан правильным, если бы сила и значение каждого постановления закона определялись тем, чего хотел законодатель в момент его издания. Между тем, намерения, взгляды и стремления носителя верховной власти, поскольку они в законе не выразились, обязательной силы не имеют, и наоборот — все, категорично постановленное в закон, имеет обязательную силу, хотя бы и не соответствовало действительной воле законодателя и попало в закон по недосмотру. Как бы тщательно притом ни вырабатывались законопроекты, каждый новый закон вступает с другими узаконениями в столь разнообразные сочетания, что законодатель заранее всех их предусмотреть никогда не может; вместе с тем каждый закон вступает в соприкосновение с новыми, непредвиденными явлениями жизни, которые тоже не могут быть предусмотрены, но по отношению к которым он сохраняет свою силу, если только они обнимаются истинным его смыслом. Если, таким образом, обязательную силу имеет не действительная воля законодателя, а истинный смысл изданных им постановлений, то и задачею толкования должно быть установление этого смысла.

II. Смотря по тому, основывается ли сила данного толкования лишь на его убедительности или также и на власти толкующего, различают толкование доктринальное и легальное. Под доктринальным толкованием разумеют раскрытие смысла законов, даваемое наукою права; обязательную силу оно имело лишь в некоторых странах, где право юристов признавалось самостоятельным источником права. Легальное толкование — это толкование, даваемое органами власти. Различают следующие виды легального толкованиия: 1) Т. аутентическое, даваемое законодательною властью. В некоторые эпохи (Codex Юстиниана, конец XVIII века, начало XIX в.) оно рассматривалось как единственно допустимое; закон запрещал Т. закона как судам и администрации, так даже и науке права (баварское уголовное уложение 1813 г.). Это направление, в XVIII веке вызывавшееся стремлением обеспечить права от обманчивого непостоянства самопроизвольных Т. (св. законов т. I ч. 1 изд. 1892 г. ст. 65), в последнее время безусловно осуждено наукою права (Савиньи). Разъяснительный закон обязателен независимо от правильности даваемого им Т.; на самом деле он нередко устанавливает совершенно новые правила, которым, как разъяснению старых законов, придается обратная сила. 2) Т. законов учреждениями, не имеющими законодательной власти. Такое право было предоставлено, напр., Gesetzeskommission в Пруссии в 1780 г. (Правительствующему Сенату — в России). Подобные учреждения нередко присваивали себе власть, почти не отличавшуюся от законодательной; так, напр., наше полное собрание законов за старые годы полно указами сената, устанавливающими под видом Т. совершенно новые правила. Иногда (в конце XVIII в. и в начале XIX-го) право толковать законы предоставлялось министрам, причем — напр. в Пруссии — Т., даваемые министром юстиции, были обязательны для судов (рескрипты 1805 г.). Довольно близкую аналогию с подобного рода официальным Т. закона представляет деятельность нашей государственной канцелярии по изданию свода законов (напр. помещение данного закона в своде среди законов процессуальных или же среди законов материальных, являясь со стороны гос. канцелярии актом систематического Т. данного закона, в значительной степени предрешает смысл его и значение). В судебной практике и в литературе (Цитович, «Курс гражд. права», I, 1878) долго господствовало мнение, что смысл, придаваемый закону при кодификационной его переработке, обязателен для практики. Ныне признается — и вполне правильно, — что для практики обязателен тот смысл закона, который закон имеет в форме, утвержденной высочайшею властью, а не в форме, созданной государственною канцелярией (ср. Реш. О. С. Пр. С. 1890 г. № 7, Гр. К. Д. 1891 г. № 5, газету «Право» 1899 г. № 37). 3) Т. судебное, полагаемое в основу того или иного судебного решения. Особенностью его сравнительно с другими видами легального Т. является обязательность его лишь для того дела, по которому оно состоялось; вне этого дела судебное Т. имеет лишь чисто теоретическое, доктринальное значение. Вместе с тем, однако, каждый случай судебного Т. является прецедентом, а совокупность прецедентов создает судебную практику по данному вопросу. За Т., выработанными судебною практикою, в большинстве государств (особенно в Англии) признается обязательный характер. В России обязательность Т., установленных судебною практикою, ни законом, ни самою практикою не признается. Особенное место среди судебных Т. занимают Т., заключающиеся в решениях кассационных департаментов пр. сената. Закон присваивает им обязательное значение лишь для того дела, по которому они состоялись (уст. уг. суд. ст. 813, уст. уг. суд. ст. 930). В первое время сам сенат приписывал своим Т. общеобязательное значение; ныне эта точка зрения, осужденная наукою права, оставлена и самим сенатом, который не отменяет решений низших инстанций на основании одного того, что в них закону дано иное толкование, чем данное по другому делу сенатом. Нередко сенат признает правильность Т. низших инстанций, отступивших от разъяснений сената. Практически Т. сената важны как по внутреннему их достоинству (в деле выяснения нашего гражд. и уголовного права кассационные департаменты имеют неисчислимые заслуги), так и потому, что естественнее всего ожидать от сената, что он по каждому данному делу будет держаться того же Т. известного закона, какое было им уже высказано по другим делам. 4) Т. закона органами административными. До настоящего времени оно игнорируется как законом, так и наукою права и потому представляет вопрос совершенно не разработанный. Основною особенностью административного Т., вытекающею из иерархической подчиненности органов администрации, является обязательность Т., даваемого административным начальством, для всех мест и лиц, ему подчиненных. Особенное значение имеют у нас Т. I и II д-тов пр. сената. Ввиду того, что в порядке управления им подчинены все места империи, Т. этих департаментов сената могли бы иметь громадное практическое значение и сделать для русского административного права то же, что кассационные д-ты сделали для гражданского и уголовного; но указы I и II д-тов почему-то не публикуются, и, таким образом, громадная работа этих д-тов по Т. законов в значительной мере пропадает даром. Положение дела лишь отчасти исправляется тем, что некоторые указы оглашаются частными лицами. 5) Т., даваемое обычаем (т. наз. узуальное). Не признаваемое нашим законом, оно в настоящее время отвергается наукою права. Т., как деятельность логическая, не может быть предметом обычая, ибо логические основания обычаев в них самих ни в чем не выражаются. Вывод, получаемый путем того или иного Т., может войти в обычай — но в таком случае мы имеем дело с тем или другим обычаем (с судебною практикою), а не с Т.

III. Тот факт, что предметом Т. являются постановления закона, определяет средства и приемы Т. А) Постановления закона выражаются в письменной форме; поэтому средствами выяснения их смысла являются общие средства Т. письменных актов: 1) этимологический и синтаксический разбор текста и установление значения слов, употребленных в законе (Т. грамматическое), и 2) анализ логического хода мысли закона (Т. логическое). В. Специфические особенности Т. законов обусловливаются тем, что постановления законов суть нормы права. Право данного времени представляет всегда одно систематическое целое; все его нормы действуют совместно. Поэтому: 1) истинный смысл каждой данной статьи может быть установлен лишь путем сопоставления ее со всею системою права и установления места, занимаемого ею в действующем законодательстве как одном логическом целом (Т. систематическое); 2) смысл каждого нового закона обусловливается тем, какие законы он призван отменить или дополнить; вследствие сего для выяснения смысла и значения закона весьма существенно сопоставить его с теми правилами, которые существовали по данному вопросу в момент издания рассматриваемого закона (Т. историческое).

IV. Иногда закон бывает изложен столь неясно, что, несмотря на применение всех указанных способов толкования, истинный смысл закона все-таки остается не вполне определенным и допускает возможность разных токований. В таких случаях нередко применяется в качестве вспомогательного приема Т. по аналогии, т. е. разъяснение смысла данного закона на основании сопоставления его с другим постановлением, по духу и содержанию своему подобным рассматриваемому, но изложенным более определенно и ясно. От Т. по аналогии как средства установить смысл данного постановления следует отличать применение закона по аналогии, т. е. применение к данному случаю, законом вовсе не предусмотренному, постановления, относящегося к случаю несомненно иному, но подобному. Применение закона по аналогии не есть Т. того или иного постановления, а создание нового правила на случай, для которого в законе никакого правила нет. Для тех случаев, когда Т. закона не дает возможности установить точный смысл его, выработан ряд специальных правил. Всякого рода исключения, установленные законом, всякого рода отступления от общего духа и смысла законов и от основных начал права в случае сомнений должны толковаться возможно уже. То же правило действует и относительно законов, устанавливающих фискальные обязанности (ср. ст. 70 и 71 Осн. Зак. Св. Зак. т. I ч. 1 изд. 1892 г. и реш. гр. кас. д-та Прав. Сен. 1880 г. № 30, 1897 г. № 91, 1899 г. № 102, 1885 г. № 85, 1888 г. № 70). Вообще признается необходимым в сомнительных случаях держаться Т. более снисходительного (в двусторонних отношениях — в пользу стороны обязанной: in dubio mitius). В уголовном праве сомнения должны разрешаться в пользу подсудимого (in dubio pro reo).

V. По результату, к которому приводит подробный анализ смысла закона, различают Т. ограничительное, когда оказывается, что истинный смысл закона уже того, который можно приписать закону с первого взгляда, и Т. распространительное, когда установленный толкованием истинный смысл закона шире его кажущегося буквального смысла.

Н. Лазаревский.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Судебное толкование: вопросы теории и практики

Г. НАМ, адвокат

Переходный период от плановой экономики к рыночной, характеризующийся высокой степенью законотворческой деятельности и указного нормотворчества, в принципе, вечная для юриспруденции проблема толкования закона, приобрела весьма актуальное значение.

В самом общем виде толкование правовых норм можно определить как установление содержания нормативных актов, направленное на раскрытие выраженной в них воли законодателя. В процессе толкования устанавливаются смысл и сфера действия нормативного предписания, его основная цель и социальная направленность, место в системе правового регулирования, его принятие, условия, в которых происходит толкование.

Целью толкования является устранение неправильной и противоречивой практики применения нормы, обеспечение единообразия понимания. Любой орган, имеющий право на нормативное толкование, не ограничен в пределах своей компетенции ни в поводах, ни в основаниях разъяснения норм права. Подобное разъяснение обычно связано с анализом значительного числа дел определенных категорий.

Понимание закона может быть более или менее затруднительным, смотря по тому, как выражена воля законодателя. Если она выражена на языке живом, развитом, общеупотребительном, если в речи закона нет технических выражений, то понимание его представляется менее затруднительным. Цель разъяснения нормы — установление действительного смысла, установленного законом правила, его объяснение и уточнение, поскольку в силу каких-то причин оно выражено не с должной полнотой, четкостью, ясностью.

Интерпретатор не создает права, а лишь выявляет, устанавливает государственную волю, выраженную в нормативном акте. Одним из видов официального разъяснения является нормативное толкование, под которым в юридической литературе обычно понимается официальное разъяснение, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяющееся на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Общие вопросы толкования права достаточно хорошо освещены в многочисленных работах, посвященных теории права. Вместе с тем, что из себя представляет судебное толкование и возможно ли такое вообще, теория умалчивает. Особую злободневность данный вопрос приобрел после причисления суда к одной из ветвей государственной власти.

В целях проникновения в сущность права толкование, как явление объективной действительности и будучи единым, на уровне абстракции препарируется на две составляющие. Первое — это толкование как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании лица, применяющего или иным способом использующего правовую норму, уяснение или объяснение ее смысла. Второе — это выраженное во вне разъяснение содержания нормы. Толкование-разъяснение обязательно должно быть объективировано в форме даваемых общественными организациями, коллективами ученых или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера.

Исследуя проблему толкования в первом аспекте, следует говорить о различных приемах уяснения норм права, о соотношении грамматики и логики при толковании. Кроме того эту же проблему можно исследовать с точки зрения тех результатов, к которым приходит интерпретатор, использовав все приемы уяснения. Отсюда возникает вопрос о возможных неясностях смысла норм права и способах их преодоления, об объяснении соотношения между буквальным текстом и реальным смыслом нормы (буквальное, распространительное и ограничительное толкование).

Толкование во втором аспекте предполагает такие его виды, как официальное и не официальное, нормативное, и казуальное.

По лицам, от которых исходит толкование текста, различают толкование аутентичное и толкование доктринальное. Первое исходит от официальной власти, второе от любых иных лиц. Существенное различие между ними в том, что аутентичное толкование может пренебрегать всеми законами логики, тогда как толкование научное должно строго следовать им. Как вправе законодатель издавать новый закон, отличный от прежнего, так может он придать и прежнему смысл, который тот не выражал: любое толкование законодателя получит силу, ибо толкование его есть также закон. Между тем толкование научное всю силу свою заимствует от верности законов мышления. Конечно, и толкование аутентичное должно дорожить логическими правилами, но оно может иметь в виду и другие цели — не одно изъяснение истинного смысла закона, жертвуя для них законами логики.

В делении толкования на аутентичное и доктринальное проявляется, между прочим, один очень характерный признак — различная степень обязательности результатов того и другого: результат аутентичного толкования обязателен так же, как закон, результат толкования доктринального -ни для кого не обязателен, а обладает лишь внутренним авторитетом. С этой точки зрения рядом с указанными двумя видами толкования выступает в новейшее время третий, специальный вид толкования не закона, а действий и документов, составленных гражданами. Мы именуем их частным судебным толкованием. По сути такое толкование является полуофициальным, полудоктринальным. Официальным потому, что исходит от имени судебной власти и обязателен для лиц, находящихся в правоотношении в связи со вступлением, например, в завещательные отношения. Вместе с тем, с толкованием завещания, произведенным судом первой инстанции, может не согласиться суд второй или третьей инстанции и отменить решение нижестоящего суда. Следовательно, суды вышестоящих инстанций не связаны мнением суда нижестоящей инстанции, а раз так, то оно не носит общеобязательного, нормативного свойства.

Судебное толкование, разновидность доктринального. Вместе с тем, толкование, данное вышестоящим судом, обязательно для нижестоящего. Применительно к суду назовем его толкованием первого и второго уровней. Разница в силе толкования, данного судом, от толкования, произведенного другими лицами, в том, что судебное толкование обязательно для всех лиц. В этой части оно приравнено к официальному толкованию. В связи со сказанным, на практике возникает вопрос о приоритете разъяснительных актов. Так, в ст. 18 Указа Президента РК, имеющим силу закона, «О прокуратуре РК» (в дальнейшем, Указ «О прокуратуре») записано, что «систему правовых актов прокуратуры составляют акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона» (выделено мною). Но что делать, если толкование, данное судом, будет отличаться от толкования, данного прокурором? По моему мнению, первое будет иметь приоритет над вторым по признаку субординации, т.е. верховенства судебной власти над остальными органами. Дело в том, что согласно ст. 3 Конституции РК прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти, а поэтому ее акты, в том числе и интерпретационные, с позиции юридической силы не вписываются в сложившуюся нормативно правовую систему. Именно этим можно объяснить расплывчатость формулировки ст.26 Указа «О прокуратуре», хотя акты прокурора «обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами, должностными и юридическими лицами РК». Полагаю, что акт толкования прокурора носит рекомендательный характер, толкование же, осуществленное судом как носителем власти, обязателен для участников уголовного и гражданского процессов. При ином подходе суд при отправлении правосудия и принятия итогового решения будет весьма жестко связан мнением одного из участников процесса, и тогда принцип независимости суда становится весьма туманным. Считаю, что четкое и жесткое определение правового статуса прокурора, предусмотренное в УПК, правильней, чем многозначительное умолчание об этом в ГПК. На практике прокуроры обычно не оспаривают факт верховенства судебной власти, понимая свое двусмысленное положение, зыбкость конституционной почвы своей деятельности. Далее, в том же Указе «О прокуратуре» не сказано, кто из должностных лиц наделен правом на разъяснение закона. Если исходить из принципа построения прокуратуры, как единой централизованной системы с жестким вертикальным подчинением нижестоящего прокурора вышестоящему, то таким правом обладает только Генеральный прокурор РК. В реальной жизни толкование спорной нормы закона осуществляет один из помощников, а подписывает разъяснение прокурор района, города либо области. В силу сказанного, суды не воспринимают всерьез акт толкования, данный прокурором.

Подтверждение правильности высказанного мнения также нахожу в главе 29 ГПК. Так, в случае «отклонения протеста прокурора на несоответствующий закону нормативный правовой акт органом или должностным лицом, издавшим незаконный акт, либо вышестоящим органом или должностным лицом, прокурор обращается в суд с заявлением о признании опротестованного акта незаконным». Суд может согласиться с доводами прокурора, изложенными в протесте, а может и отвергнуть. В случае расхождения интерпретации суда с толкованием, данным прокурором относительно законности или незаконности оспариваемого акта, мнение суда является превосходящим и облекается в форму решения, выносимого от имени Республики Казахстан. Вступившее в законную силу решение — это и будет актом толкования, обладающим нормативным свойством. В зависимости от оспариваемого акта (общереспубликанский или местный) решение суда может носить локальный или всеобщий характер.

Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере государственного управления более эффективен по сравнению с административным, т.к. независим и подчиняется только закону, а публичное судебное разбирательство дает возможность более полно и правильно установить волю должностного лица, истинный смысл слов, заложенных в акте, принять обоснованное и законное решение. Решение — это установленная законом форма выражения судом своей воли, направленная на защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Сущность судебного решения состоит в том, что оно является заключительным (итоговым) актом всей предыдущей деятельности суда первой инстанции независимо от того, к какому виду производства относится дело — к исковому, к вытекающему из административно-правовых отношений или к особому производству (об установлении юридических фактов, о банкротстве) и др.

Решение суда предназначено не для искушенных в правоведении профессионалов, а для «человека с улицы». Поэтому для судебного решения важно сочетание строгого изложения правовой нормы (однозначного смысла правовых предписаний) с доступностью изложения. Судебное решение ориентировано не только на участников процесса, но и на неопределенное число лиц, поэтому профессиональные термины и специальные выражения должны быть растолкованы в тексте решения другими средствами контекста. Трудно переоценить значение языка судебного решения, потому что несоответствие мысли ее текстуальному выражению, неверное или неуместно использованное слово, неточность понятий и формулировок, многозначность использованных терминов порождает у читающих этот акт недоумение, запросы в суд с просьбой разъяснить решения. Это, в свою очередь, приводит к проведению дополнительного судебного заседания для вынесения судом определения о разъяснении своего же решения, ну и, конечно, к затягиванию его исполнения, что не прибавляет авторитета судье, готовившему решение, конкретному суду и правосудию в целом.

Судебное решение является официальным документом юридического содержания, что предполагает выбор официально-делового и юридического стиля речи для его оформления. Текст решения должен быть простым и ясным, содержать лаконичные и четкие понятия и термины, включать известные, широко употребляемые речевые обороты. Употребление таких чисто юридических терминов, как «реституция», «пресекательный срок» и пр. желательно избегать. Судебное решение — правоприменительный акт и имеет все свойства, сходные со свойствами нормы. Оно выражает волю государства, т.к. выносится именем Республики Казахстан. Как и нормы права, оно является юридически обязательным и составляет активную часть механизма правового регулирования. Содержащееся в решении государственно-властное предписание носит индивидуальный характер. Оно не создает новых правил, пригодных для других случаев. Реализация правовых норм судом представляет собой применение одинакового масштаба норм к различным людям.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх