Транспортная безопасность 8

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается комплексное совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, включая уточнение понятийного аппарата Федерального закона «О транспортной безопасности».

Так, в новой редакции излагаются определения терминов «зона транспортной безопасности», «категорирование объектов транспортной инфраструктуры», «объекты транспортной инфраструктуры», «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и других, а также вводится новый термин – «зона безопасности».

Федеральным законом устанавливается, что в число основных задач обеспечения транспортной безопасности входит категорирование объектов транспортной инфраструктуры, а также оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию, и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации. Уточняются механизмы и порядок их проведения.

Федеральным законом также предусматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского порта и вышеуказанных судов, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Федеральным законом уточняются перечень лиц, которые не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, и порядок обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

В целях обеспечения транспортной безопасности Федеральным законом определяется порядок проведения досмотра, повторного досмотра и дополнительного досмотра, в том числе в отношении физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, а также устанавливаются особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов».

В связи с необходимостью в том числе оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусматривается поэтапное вступление в силу Федерального закона.

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Транспортная безопасность— состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности— федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Субъекты транспортной инфраструктуры— юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности— реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Силы обеспечения транспортной безопасности– лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Подразделения транспортной безопасности– осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и/или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Зона транспортной безопасности— объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Зона свободного доступа– часть зоны транспортной безопасности, на которой в отношении перемещаемых объектов досмотра проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Критический элемент ОТИ и/или ТС— строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Контрольно-пропускной пункт (пост)– специально оборудованное место на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ– специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности— конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ, в зону транспортной безопасности.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности— это системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности(далее — ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Пропускной режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, а также вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с объектов).

Внутриобъектовый режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящихся на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и др. документами.

Терроризм— идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Перечень потенциальных угрозсовершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Минтранс РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5 марта 2010 г. № 52/112/134.

Уровень безопасности— степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Уровень безопасности N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности N 3— степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Угроза захвата– возможность захвата объектов ТИ/ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

Угроза взрыва– возможность разрушения ОТИ/ТС или нанесения им/их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

Угроза размещения/попытки размещения на ОТИ/ТС взрывных устройств (ВВ)– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить ОТИ/ТС, нанести им/их грузу повреждения.

Угроза поражения опасными веществами– возможность загрязнения ОТИ/ТС или их критических элементов* опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза захвата критического элемента ОТИ/ТС– возможность захвата критического элемента ОТИ/ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

Угроза взрыва критического элемента ОТИ/ТС– возможность разрушения критического элемента ОТИ/ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить критический элемент ОТИ/ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза блокирования– возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза хищения– возможность совершения хищения элементов ОТИ/ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Модель нарушителя– способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.

Нарушитель– лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Прокуратурой г. Новороссийска в 2019 году проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности

помощник прокурора г.Новороссийска Дегтярева Е.В. 06.03.2020 16:25

Соблюдение требований законодательства в сфере пассажирских перевозок, в частности при оказании услуг частных перевозок, деятельности маршрутных такси, и функционирования объектов транспортной инфраструктуры города является одним из приоритетных направлений.
В 2019 году прокуратурой города продолжены проверки исполнения субъектами транспортной инфраструктуры требований законодательства о транспортной безопасности, в ходе которых выявлены новые факты нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Так, в нарушение Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры не проводится категорирование и оценка уязвимости транспортных средств, задействованных в пассажирских перевозках на территории города Новороссийска, в связи, с чем прокуратурой города в районные суды направлено 8 исковых заявлений о понуждении индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по пассажирским
перевозкам, к принятию мер по устранению выявленных нарушений закона, указанные исковые заявления рассмотрены и удовлетворены. Кроме того, в адрес 2 организаций внесены представления об устранении выявленных нарушений, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В дальнейшем данная работа будет продолжена

< Предыдущая

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 270-ФЗ

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Сегодня в гостях у портала SecurityMedia Rus советник директора ФГУП «Магнитогорское авиапредприятие» Ася Никитина.

Наметившаяся в законодательстве тенденция – переложить государственные функции противодействия терроризму на субъекты транспортной инфраструктуры – является опасной с точки зрения антитеррористической защищенности и ведет к росту затрат субъектов транспортного комплекса.

Правовые дефекты оказывают крайне негативное влияние не только на развитие права в определенной области. Из-за дефектности законодательства не достигаются цели правового регулирования, ослабевают механизмы конституционно-правовой охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

При принятии закона «О транспортной безопасности» законодатель преследовал цель создать базовый отраслевой законодательный акт, который должен был разрешить правовые и организационные основы безопасности на транспорте. Однако цели эти достигнуты не были. Помимо правовых коллизий в законе появилась опасная норма о том, что проблемы транспортной безопасности ложатся исключительно на плечи субъектов транспортной деятельности.

Внесенные Государственной думой поправки к ряду законов ситуацию только усугубили.

Если полиция не обязана принимать участие в обеспечении авиационной безопасности, составной частью которой являются меры по охране периметра, обязан ли аэропорт заключать договор на охрану с вневедомственной охраной МВД?

Проект поправок, предполагающих ответственность субъектов транспортной деятельности за обеспечение антитеррористической защищенности, был подготовлен МВД России. К сожалению, споры силовиков и участников транспортного процесса о том, кто же все-таки должен обеспечивать антитеррористическую защищенность транспортной инфраструктуры, разрешился не в пользу реальных и эффективных мер по противодействию терроризму. В результате изменений, внесенных в федеральные законы «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, субъектами противодействия терроризму стали физические и юридические лица.

Попробуем разобраться в полномочиях субъектов противодействия терроризму на объектах воздушного транспорта. Основным субъектом противодействия актам незаконного вмешательства, включая акты терроризма, Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» названы субъекты транспортной инфраструктуры. В соответствии со ст. 4 данного закона обеспечение транспортной безопасности, составной частью которой являются авиационная безопасность и антитеррористическая защищенность, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. При этом ч. 3 ст. 12 закона предусматривает ответственность субъектов транспортной инфраструктуры за неисполнение требований транспортной безопасности.

После внесения Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ изменений в закон «О полиции» функции по обеспечению авиационной безопасности полностью переданы службам авиационной безопасности аэропортов и перевозчиков. Участие полиции в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации теперь не является обязанностью органов внутренних дел. Полиция наделена лишь правом принимать участие в досмотре пассажиров.

В Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ соответствующие изменения не были внесены, и в соответствии с его нормами на органы внутренних дел по-прежнему возложены обязанности по обеспечению авиационной безопасности, включая досмотр и охрану аэропортов на возмездной основе. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 12 закона «О полиции» такие обязанности могут быть возложены на органы внутренних дел только Федеральным законом «О полиции». Но если полиция не обязана принимать участие в обеспечении авиационной безопасности, составной частью которой являются меры по охране периметра, обязан ли аэропорт заключать договор на охрану с вневедомственной охраной МВД?

Не вдаваясь в положения Гражданского кодекса о свободе договора, о которых мы неоднократно говорили ранее, проанализируем нормативные акты, регламентирующие данный вид деятельности органов внутренних дел.

Если в соответствии с законами «О полиции» и «О транспортной безопасности» органы внутренних дел не обязаны принимать участие в обеспечении авиационной и транспортной безопасности, то обязанности на основании возмездного договора по охране объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в который включены международные аэропорты, за ОВД сохранены п. 25 ст. 12 закона «О полиции».

При этом п. 17 той же статьи предусмотрена обязанность полиции участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан. Аэропорты всех стран мира, без сомнения, попадают под эту категорию!
П. 5 той же статьи предусмотрена обязанность полиции обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в аэропортах и других общественных местах. При этом ничего не сказано о возмездном характере этих функций.

Таким образом, обязанность по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, включая аэропорты, возложена на полицию законом и не должна обеспечиваться на основании возмездного договора!

В Государственную думу неоднократно вносились предложения об исключении из полномочий полиции не свойственных ей функций по оказанию платных охранных услуг, поскольку, получая доход за свою деятельность, полиция теряет свою роль как органа исполнительной власти, а тем более – правоохранительного органа. С этим вопросом неразрывно связан и вопрос о контрольно-надзорных функциях органов внутренних дел по авиационной и транспортной безопасности.

После внесенных в закон «О полиции» изменений органы внутренних дел утратили право контроля за обеспечением авиационной безопасности и наделены лишь правом принимать участие в проверках, проводимых Ространснадзором (п. 27 ст. 13). Однако п. 25 ст. 12 и п. 26 ст. 13 закона «О полиции» предусматривают полномочия органов внутренних дел об инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами в порядке, установленном Правительством, и выдаче обязательных для исполнения предписаний.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 года № 274 определяет порядок инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, в том числе осуществляющих деятельность по обеспечению авиационной безопасности. Таким образом, контрольные функции за обеспечением авиационной безопасности полиция не утратила.

Оказание на платной основе услуг по охране аэропортов и одновременно наличие контрольных полномочий противоречит законодательным принципам, являясь благодатной почвой для злоупотреблений. Здесь возникает конфликт интересов – полиция как государственный орган контролирует деятельность подразделений по авиационной безопасности, которые конкурируют с подразделениями полиции в области осуществления охранных услуг.

Если какой-либо вид деятельности могут осуществлять не только органы государства, но иные юридические лица, данная деятельность не может относиться к государственным функциям. В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 закона «О транспортной безопасности» федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2013 № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) определена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 закона «О транспортной безопасности» органам МВД и ФСБ предоставлено лишь право принимать участие в проверках Ространснадзора с использованием тест-предметов и тест-объектов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. До настоящего времени данный порядок не утвержден.

Принципами осуществления государственного контроля являются недопустимость проведения в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и четкое разграничение полномочий уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля органов государственной власти. Имеющуюся коллизию в соответствии с разъяснениями Конституционного суда следует разрешать следующим образом: независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, т.е. закона «О транспортной безопасности».

К сожалению, пока законодатель все эти противоречия не устранит, правоприменителям придется преодолевать их путем выбора подлежащей применению нормы из ряда имеющихся с учетом фактических обстоятельств дела и по определенным коллизионным правилам. Преодоление юридических коллизий может осуществляться на основе применения следующих правил: 1) принципа отраслевого приоритета, т.е. приоритета нормы, предназначенной для регулирования тех или иных отношений; 2) приоритета специальной нормы над общей; 3) приоритета нормы, принятой позднее.

При этом каждый последующий принцип применяется только при невозможности применения предыдущего. В одном из постановлений Конституционный суд РФ указал, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон. Вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Из правовых позиций Конституционного суда РФ также следует, что если ни один из указанных принципов приоритета не может быть применен, то для преодоления коллизии правовых норм необходимо руководствоваться общеправовыми принципами гуманизма, справедливости и равенства.

Исходя из всех этих принципов, обеспечивать антитеррористическую защищенность объектов транспорта, так же как и всех других потенциальных объектов террористических посягательств, должны уполномоченные органы власти, которые были специально созданы для выполнения этих функций и содержатся за счет налогов тех, кого обязаны охранять и защищать в силу закона.

Опасность наметившейся в законодательстве тенденции переложить государственные функции противодействия терроризму на субъекты транспортной инфраструктуры заключается и в том, что, не желая нести ответственность за обеспечение безопасности на объектах транспорта, линейные отделы полиции во многих аэропортах категорически отказываются принимать участие в досмотрах граждан при входе в аэровокзал. Аэропорты Московского авиаузла при содействии транспортной прокуратуры вынуждены были в судебном порядке попытаться обязать органы внутренних дел принимать участие при осуществлении контроля на входах в пассажирские терминалы. Учитывая возражения органов внутренних дел и действующее законодательство, которое не предусматривает непосредственной обязанности полиции по участию в проведении досмотра посетителей на входах в аэровокзалы, и возложение обязанности за обеспечение транспортной безопасности в целом на субъекты транспортной инфраструктуры, судом было отказано в иске.

Принимая во внимание, что непосредственным предназначением полиции является охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, противодействие терроризму и контроль за оборотом оружия, этот вопрос вообще не должен был возникнуть.

Приведу еще два коротких примера поправок в закон, которые свидетельствуют о скорости их принятия, негативно повлиявшей на их качество.

По инициативе МВД в УК были внесены изменения в статью 263.1 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности. Этот состав представляет собой классический пример неосторожного преступления. Вопреки теории уголовного права и положениям общей части Уголовного кодекса в конструкцию неосторожного состава преступления вопреки закону впервые включены квалифицирующие признаки умышленного состава преступления: группа лиц по предварительному сговору и организованная группа лиц.

Но ведь соучастие в неосторожном преступлении невозможно, и кто, как не законодатель, должен это знать! В соответствии со ст. 32 УК РФ соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

Результат такого законотворчества – невозможность практического применения данных норм. Для сравнения: аналогичная норма (ст. 217.1.УК РФ), предусматривающая уголовную ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не претерпела никаких изменений в результате внесения изменений в законодательство о противодействии терроризму.
Одновременно поправки были внесены и в КоАП РФ, причем изменения коснулись только административной ответственности за нарушения требований транспортной безопасности. Ужесточена ответственность юридических и физических лиц. Максимальная санкция для юридического лица теперь составляет 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Максимальная санкция аналогичного состава, касающегося защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, в 10 раз (!) меньше – 50 тыс. руб.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Соответственно, устанавливаемые Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений.

Чем руководствовался законодатель, устанавливая столь разные санкции за аналогичные деяния с аналогичными последствиями, с одинаковым характером и степенью опасности для конституционно признаваемых ценностей, объяснить сложно.

Дефектность права в целом и законодательства в частности – серьезная правовая проблема. Между тем одного лишь выявления правовых дефектов явно недостаточно для того, чтобы последние исчезли. Для этого необходимо найти пути устранения либо минимизации указанной дефектности. И субъекты транспортной инфраструктуры готовы искать эти пути вместе с законодательной властью.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх